Век капитала история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все мы знаем, что такое капитализм, и как он выглядит. Но, давайте посмотрим на его историю. Как он пришёл в наш мир, что он приобрёл? Как он изменился сам, и изменился ли вообще?

Конкретной даты появления капитализма никто вам не скажет. Некоторые считают что это XIV век в связи с тем, что появились первые зачатки капитализма. А кто-то считает, что это XIX век. Именно в XIX веке капитализм становится таким каким мы его знаем сейчас. Если же говорить про промышленный капитализм, то рост экономики и резкую реорганизацию здесь можно заметить в конце XVII начале XVIII веков, когда в Европе происходит превращение мануфактур в целые фабрики.

Для того чтобы начать строительство необходимо было иметь первоначальный капитал, и поэтому быстрее всех обогащались те страны, которые проводили колониальную политику. Захватывая новые земли, они превращали в рабов коренное население, и заставляли их же земли обрабатывать. В ужасном положении были и коренные жители европейских стран. В Англии в конце XV-го века и до начала XIX века проводилась политика огораживания крестьянской земли (форма ликвидации общинных земель) . Т.е. насильственный сгон феодалом крестьян с земли. Проведение такой политики способствовал рост цен на английскую шерсть. Феодалы понимаю что на этом можно хорошо заработать. Они скупают земли, а некоторые феодалы владеют землей на которой проживает крестьянские общины. Феодал выгоняет крестьян с земли, а их дома разрушает. И как итог, на месте где раньше жили крестьяне создаются пастбища для скота. Понятное дело, что кого-то из крестьян феодал нанимал в виде пастухов. Остальные же жители становились бродягами, или попрошайками. Да, крестьянам давали новые земли, но они были не пригодны для ведения хозяйства. Эта ситуация приводит к тому, что многие из крестьян становятся ремесленниками.

Но тут происходит промышленная революция , и на смену ручному труду приходят станки. Теперь работодателям не нужны ремесленники, а необходимы специалисты умеющие работать со станком. Еще одним ударом для крестьян стало то, что большинство фабрик располагалась в городах. Тем самым, чтобы выжить крестьяне вынуждены были покидать деревню, и уже в городе найти себе работу. Как раз это и приводит к тому, что в XIX-м веке начинает формироваться рабочий класс.

Не будем забывать, что кроме этих условностей существовали и владельцы фабрик . Устройство на фабрику не обеспечивало тебе беззаботное будущие, и сытое настоящее, т.к. хозяин фабрики не особо любил тратить деньги на зарплаты рабочим . Чаще всего платились копейки которых едва хватало на 1-го человека , а у многих рабочих были семьи. Выходные? Никаких выходных, всё на благо процветания родной фабрики. Рабочий день составлял 16 часов. На фабрике всё чаще можно было встретить работающих женщин и детей , потому что мужская сила обесценилась, т.к. работать теперь нужно было не вручную, а при помощи машин.

В.И. Ленин. Капитализм и народное потребление:

Маргарином, как известно, называют особым способом обработанное сало (из сала выделен стеарин). Из этого маргарина приготовляется искусственное — маргариновое масло.

Производство маргарина в главных европейских странах достигло очень высоких размеров. Германия производит 12 1/2 миллионов пудов в год маргарина, Англия — 7 1/2 миллионов пудов и т. д.

Маргарин дешевле настоящего масла. Громадному большинству населения в капиталистических странах настоящее масло не по карману. Рабочие зарабатывают так мало, что им приходится покупать дешевые, низкосортные, поддельные продукты. А ведь главный потребитель — рабочие. Рабочих миллионы, капиталистов сотни. И вот, производство дешевого, поддельного продукта растет не по дням, а по часам — наряду с ростом неслыханной роскоши горстки миллионеров.

Растет богатство буржуазии. Растет нищета и нужда пролетариата и массы разоряющихся мелких хозяйчиков, крестьян, ремесленников, мелких торговцев.

Условия работы на фабриках были ужасны, ведь владельцы пытались сэкономить на всем. Как следствие увеличился процент смертности среди рабочего населения. Лёгочные заболевания стали самыми распространенными. Дети бедняков не доживали до 17 лет.

В.И. Ленин. Капитализм и народное потребление:

У нас в России происходит то же самое. Очень давно, около сорока лет тому назад, когда стало модой устройство сыроваренных заведений и артелей по деревням, демократ-писатель Энгельгардт подметил, что крестьяне, нуждаясь в деньгах, продают молоко и масло, а дети голодают и мрут.

С тех пор много раз подмечали это явление. Растет производство сыра, растет производство молока на продажу, богатеют немногие зажиточные крестьяне и купцы, — а беднота еще более беднеет. Дети бедных

Нередко молоко сбывается в сыроваренные заводы, а крестьяне получают назад снятое молоко , которое и употребляют в пищу.

Богатым — доходы от роста производства и торговли, а рабочим и крестьянам — маргарин и снятое молоко. Такова капиталистическая действительность, которую так усердно подкрашивают либеральные и казенные ученые.

Теперь вместо землевладельцев богатыми стали банкиры, которые также наживались на крестьянах раздавая им кредиты. Владельцы фабрик и предприятий образуют новый класс. Именно этот класс назовут капиталистами.

К концу первой четверти XIX века терпение рабочих лопнуло. Работники фабрик стали объединяться в различного рода движения, или объединения. Например луддиты стали выступать против использования станков, потому что они лишали людей рабочих мест. Затем появились чартисты , которые выступали за наделение рабочему классу избирательного права, а также в цехах был введен свод законов которые владелец фабрики не имел права нарушать.

Все это происходит на глазах мыслителей 19 века, к примеру на глазах у Карла Маркса, который скажет:

Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение; 20% - становится оживленным; 50% - готов сломить голову; 100% - попирает ногами все законы; 300% - нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы.

Историческая роль капиталистов.
Относительно исторической роли капиталистов ведутся дискуссии. Марксисты подчеркивают их противоречивость, считая их, с одной стороны, эксплуататорами, присваивающими прибавочную стоимость, созданную трудом наемных работников. С другой стороны — указывают на прогрессивную роль в развитии средств производства и подготовки предпосылок для следующей общественной формации.
Марксисты считают, что капитализм развивается под действием неотъемлемо присущего данному обществу противоречия между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого производства.
Противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением выступает наружу как противоположность между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всем обществе.
В этих двух формах проявления того противоречия, которое имманентно ему в силу его происхождения, безвыходно движется капиталистическое производство…
— Ф. Энгельс. Анти-Дюринг
Другие исследователи видят в капиталистах только предпринимателей-промышленников, внедряющих в жизнь новые технологии (Форд, Белл, Джобс) и осваивающих новые территории (Родс, Юз).

Перспективы развития капитализма.
Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений, что ввиду этого развитие мирового капитализма в наше время происходит не в виде плавного и равномерного продвижения вперёд, а через кризисы и военные катастрофы.
— И. В. Сталин
Французский экономист Тома Пикетти считает, что перспективы развития капиталистического общества, уровень его адаптационного потенциала по отношению к внешним вызовам, ограничены его внутренними противоречиями. Он полагает, что капиталистическое общество в 21 веке обречено на новые катаклизмы и кризисы, предотвратить которые возможно только посредством усиления роли государства в регулировании экономической сферы, в том числе через политику перераспределения доходов.
Другие исследователи (Гидденс Энтони, Ролз Джон) и часть западной политической элиты (Тони Блэр, Герхард Шредер) видят перспективу развития современного капитализма на основе концепции третьего пути как промежуточной социальной формы между демократическим социализмом и неолиберализмом, опираясь на сочетание консервативных, либеральных и социалистических ценностей, а также фундаментальные индивидуалистические принципы в то же время сохраняя формы государственного регулирования и верность редистрибутивной модели социальной справедливости, согласно которой улучшение жизни элиты должно сопровождаться улучшением жизни неимущих слоев населения

Виды капитализма: Государственный капитализм, Демократический капитализм, Коллективный капитализм, Народный капитализм, Периферийный капитализм, Посткапитализм, Суперкапитализм, Технокапитализм, Турбокапитализм, Эко-капитализм, Анархо-капитализм, Кумовской капитализм, Социальный капитализм, Когнитивный капитализм.

Григорович И.И. Очерки новейшей истории (1815-1891)

  • формат pdf
  • размер 23.64 МБ
  • добавлен 09 сентября 2009 г.

Лависс Э., Рамбо А. История XIX века. Том IV . Время реакции и конституционные монархии. 1815-1847 гг. Часть вторая

  • формат djvu
  • размер 31.6 МБ
  • добавлен 29 июня 2010 г.

Выходит в 8 томах. В 4 томе рассматриваются следующие темы: Англия 1814- 1846гг. Тори. Виги. Консерваторы- реформисты. Швейцария 1815- 1848гг. Союз 22 кантонов. Германия 1815- 1847гг. Австрия. Венгрия. Скандинавские государства 1815- 1847гг. Швеция. Норвегия. Дания. Искусство в Европе 1815- 1848 гг. Состояние науки в Европе 1815- 1847 гг. Католическая церковь и другие вероисповедания 1814- 1846гг. Соединенные Штаты 1817- 1848 гг. Раздел Мексики.

  • формат djvu
  • размер 38.94 МБ
  • добавлен 29 июня 2010 г.
  • формат djvu
  • размер 53.74 МБ
  • добавлен 29 июня 2010 г.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914

  • формат djvu
  • размер 8.51 МБ
  • добавлен 23 января 2011 г.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г

  • формат pdf
  • размер 1.83 МБ
  • добавлен 25 января 2011 г.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г

  • формат txt
  • размер 139.14 КБ
  • добавлен 27 марта 2010 г.

СПб. , 1998. Эрик Хобсбаум - один из самых известных историков, культурологов и политических мыслителей наших дней. Его работы стали вехой в осмыслении современного мира. "Нации и национализм после 1780 г. " - это, быть может, самое актуальное исследование Э. Хобсбаума для российского читателя конца 90-х годов XX века. На русский язык творчество Э. Хобсбаума переводится впервые. Взвешенные и тщательно обоснованные аргументы британского ученого.

Хобсбаум Эрик. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991)

  • формат pdf
  • размер 19.71 МБ
  • добавлен 01 сентября 2010 г.

Шлоссер Ф. Всемирная история. Том 7

  • формат djvu
  • размер 57.55 МБ
  • добавлен 25 ноября 2010 г.

Шлоссер Ф. Всемирная история. Том 8

  • формат djvu
  • размер 46.52 МБ
  • добавлен 25 ноября 2010 г.

Все мы знаем, что такое капитализм, и как он выглядит. Но, давайте посмотрим на его историю. Как он пришёл в наш мир, что он приобрёл? Как он изменился сам, и изменился ли вообще?

Конкретной даты появления капитализма никто вам не скажет. Некоторые считают что это XIV век в связи с тем, что появились первые зачатки капитализма. А кто-то считает, что это XIX век. Именно в XIX веке капитализм становится таким каким мы его знаем сейчас. Если же говорить про промышленный капитализм, то рост экономики и резкую реорганизацию здесь можно заметить в конце XVII начале XVIII веков, когда в Европе происходит превращение мануфактур в целые фабрики.

Для того чтобы начать строительство необходимо было иметь первоначальный капитал, и поэтому быстрее всех обогащались те страны, которые проводили колониальную политику. Захватывая новые земли, они превращали в рабов коренное население, и заставляли их же земли обрабатывать. В ужасном положении были и коренные жители европейских стран. В Англии в конце XV-го века и до начала XIX века проводилась политика огораживания крестьянской земли (форма ликвидации общинных земель) . Т.е. насильственный сгон феодалом крестьян с земли. Проведение такой политики способствовал рост цен на английскую шерсть. Феодалы понимаю что на этом можно хорошо заработать. Они скупают земли, а некоторые феодалы владеют землей на которой проживает крестьянские общины. Феодал выгоняет крестьян с земли, а их дома разрушает. И как итог, на месте где раньше жили крестьяне создаются пастбища для скота. Понятное дело, что кого-то из крестьян феодал нанимал в виде пастухов. Остальные же жители становились бродягами, или попрошайками. Да, крестьянам давали новые земли, но они были не пригодны для ведения хозяйства. Эта ситуация приводит к тому, что многие из крестьян становятся ремесленниками.

Но тут происходит промышленная революция , и на смену ручному труду приходят станки. Теперь работодателям не нужны ремесленники, а необходимы специалисты умеющие работать со станком. Еще одним ударом для крестьян стало то, что большинство фабрик располагалась в городах. Тем самым, чтобы выжить крестьяне вынуждены были покидать деревню, и уже в городе найти себе работу. Как раз это и приводит к тому, что в XIX-м веке начинает формироваться рабочий класс.

Не будем забывать, что кроме этих условностей существовали и владельцы фабрик . Устройство на фабрику не обеспечивало тебе беззаботное будущие, и сытое настоящее, т.к. хозяин фабрики не особо любил тратить деньги на зарплаты рабочим . Чаще всего платились копейки которых едва хватало на 1-го человека , а у многих рабочих были семьи. Выходные? Никаких выходных, всё на благо процветания родной фабрики. Рабочий день составлял 16 часов. На фабрике всё чаще можно было встретить работающих женщин и детей , потому что мужская сила обесценилась, т.к. работать теперь нужно было не вручную, а при помощи машин.

В.И. Ленин. Капитализм и народное потребление:

Маргарином, как известно, называют особым способом обработанное сало (из сала выделен стеарин). Из этого маргарина приготовляется искусственное — маргариновое масло.

Производство маргарина в главных европейских странах достигло очень высоких размеров. Германия производит 12 1/2 миллионов пудов в год маргарина, Англия — 7 1/2 миллионов пудов и т. д.

Маргарин дешевле настоящего масла. Громадному большинству населения в капиталистических странах настоящее масло не по карману. Рабочие зарабатывают так мало, что им приходится покупать дешевые, низкосортные, поддельные продукты. А ведь главный потребитель — рабочие. Рабочих миллионы, капиталистов сотни. И вот, производство дешевого, поддельного продукта растет не по дням, а по часам — наряду с ростом неслыханной роскоши горстки миллионеров.

Растет богатство буржуазии. Растет нищета и нужда пролетариата и массы разоряющихся мелких хозяйчиков, крестьян, ремесленников, мелких торговцев.

Условия работы на фабриках были ужасны, ведь владельцы пытались сэкономить на всем. Как следствие увеличился процент смертности среди рабочего населения. Лёгочные заболевания стали самыми распространенными. Дети бедняков не доживали до 17 лет.

В.И. Ленин. Капитализм и народное потребление:

У нас в России происходит то же самое. Очень давно, около сорока лет тому назад, когда стало модой устройство сыроваренных заведений и артелей по деревням, демократ-писатель Энгельгардт подметил, что крестьяне, нуждаясь в деньгах, продают молоко и масло, а дети голодают и мрут.

С тех пор много раз подмечали это явление. Растет производство сыра, растет производство молока на продажу, богатеют немногие зажиточные крестьяне и купцы, — а беднота еще более беднеет. Дети бедных

Нередко молоко сбывается в сыроваренные заводы, а крестьяне получают назад снятое молоко , которое и употребляют в пищу.

Богатым — доходы от роста производства и торговли, а рабочим и крестьянам — маргарин и снятое молоко. Такова капиталистическая действительность, которую так усердно подкрашивают либеральные и казенные ученые.

Теперь вместо землевладельцев богатыми стали банкиры, которые также наживались на крестьянах раздавая им кредиты. Владельцы фабрик и предприятий образуют новый класс. Именно этот класс назовут капиталистами.

К концу первой четверти XIX века терпение рабочих лопнуло. Работники фабрик стали объединяться в различного рода движения, или объединения. Например луддиты стали выступать против использования станков, потому что они лишали людей рабочих мест. Затем появились чартисты , которые выступали за наделение рабочему классу избирательного права, а также в цехах был введен свод законов которые владелец фабрики не имел права нарушать.

Все это происходит на глазах мыслителей 19 века, к примеру на глазах у Карла Маркса, который скажет:

Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение; 20% - становится оживленным; 50% - готов сломить голову; 100% - попирает ногами все законы; 300% - нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под страхом виселицы.

Читайте также: