Вехи и веховцы 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для авторов нашумевшего сборника Чернышевский был давно прошедшей фигурой русского освободительного движения, из стремительных волн которого на историческую сцену вышел тип интеллигента-радикала, окруженного в общественном мнении ореолом фальшивой святости.

Тип революционера-радикала взял верх в исторической судьбе России и обернулся сначала явлением социалиста А.Ф. Керенского, отдававшего первые распоряжения об арестах царских чиновников в марте 1917-го, и наконец, Ленина, развязавшего гражданскую войну в нищей и лапотной стране, уставшей от войны мировой.

Был ли Чернышевский истинно творческим радикалом, или его радикализм ложный, основанный на отрицании и разрушении? Трудность ответа на этот вопрос в особом соединении и столкновении в рамках одной судьбы двух традиций в истории русской мысли и литературы: социально-радикальной и религиозно-мистической. Чернышевский – поначалу верующий христианин, сын священника, семинарист, как и многие радикалы, при- шел к сомнению в своей религиозности, но без надрыва.

Биография Чернышевского, особенно его пребывание в Сибири, Вилюйске, являет собой христианский аскетизм в жизненных проявлениях и необыкновенную стойкость.

Необходимо признать тот факт, что элементы христианского миросозерцания плотно вплетены в утопические теории Чернышевского, а иногда и прямо соотносятся с Евангелием. Священное Писание мыслитель, конечно, знал почти дословно при той силе памяти и владения языками, что у него были. Надо добавить, что и Л. Фейербах не отказался от использования образа Христа как символа братской любви (но без распятия и воскресения).

Опыт интеллигентского сознания давал им возможность критически воспринимать радикальные слова и поступки, прозревать будущее из настоящего под воздействием идей и образов Н.М. Карамзина, П.Я. Чаадаева, Киреевских, Аксаковых, Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Ф.И. Тютчева, М.Н. Каткова, Ф.М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова, Б.Н. Чичерина, Ю.Ф. Самарина, Вл.С. Соловьева, немецкой классической философии, неокантианства и неофихтеанства, Шопенгауэра, Ницше.

Гапоненков Алексей Алексеевич,

доктор филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы

Института филологии и журналистики СГУ

Литература

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой).

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, "западников" и "восточников". Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" (А. Лосев) - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

В качестве основных особенностей общественного сознания, духовности и культуры на рубеже XIX - XX веков можно отметить следующие:

- понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией.

- возникновение пессимистических настроений, чувства наступления конца мира.

- развитие религиозной философии, отличавшейся глубоким своеобразием и богатством идей.

Поиски "нового религиозного сознания" отражали сложность и противоречивость идейной жизни русского общества рубежа столетий;

развитие космологизма как характерной чертой русской культуры. На почве утраты ощущения единства человека с другим человеком и социальной группой развивается ощущение "внеземного" существования людей. Космологизм становится элементом и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин)

- развитие различных объединений деятелей культуры.

- включение отечественной науки в начале XX века в общемировой процесс




Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

Декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти" от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой).

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, "западников" и "восточников". Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" (А. Лосев) - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

В качестве основных особенностей общественного сознания, духовности и культуры на рубеже XIX - XX веков можно отметить следующие:

- понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией.

- возникновение пессимистических настроений, чувства наступления конца мира.

- развитие религиозной философии, отличавшейся глубоким своеобразием и богатством идей.

Поиски "нового религиозного сознания" отражали сложность и противоречивость идейной жизни русского общества рубежа столетий;

развитие космологизма как характерной чертой русской культуры. На почве утраты ощущения единства человека с другим человеком и социальной группой развивается ощущение "внеземного" существования людей. Космологизм становится элементом и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин)

- развитие различных объединений деятелей культуры.

- включение отечественной науки в начале XX века в общемировой процесс

Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

Декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти" от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Русская культура начала 20 в. во многом развивалась в противоречии с традициями вт. пол. 19 в. Революционные, демократические, атеистические идеи людей шестидесятых-семидесятых годов, конечно, в какой-то мере сохранялись и развивались – и привели к первой русской революции. В эти же годы художники начинают воспринимать искусство не как источник пользы или инструмент для достижения народного блага, а как путь к созданию красоты, к осознанию духовных основ мира.

Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

Сборник открывался статьей Н.А.Бердяева (1874–1948) Философская истина и интеллигентская правда.

Не менее резкой была и следующая статья – работа о.С.Н.Булгакова Героизм и подвижничество. (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции).

Следующие две статьи Об интеллигентной молодежи А.С.Изгоева и В защиту права Б.А.Кистяковского в какой-то мере продолжают и развивают мысль Гершензона о внутренней безответственности российских интеллигентов.

Среди авторов сборника было четыре бывших марксиста: Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и С. Франк, ставшие на позиции христианской религиозности, отвергнув марксизм как доктрину чисто экономическую, которая не отвечает на фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Веховцы" в других словарях:

"ВЕХИ" — сб. статей либеральных и кадетских публицистов: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. Вышел в 1909 в Петербурге. В статьях философского, публицистич. и юридич. характера … Советская историческая энциклопедия

ВЕXOBCTBO — идеология рус. буржуазии, политич. движение к рой формировалось в период развитого в стране демократического и в особенности пролетарского движения. В силу этого рус. буржуазия быстро выявила свою имманентную контрреволюционность (Ленин B. И.,… … Философская энциклопедия

Консерватизм — (Сonservatism) Понятие консерватизма в России, динамический консерватизм, идеология консерватизма История консерватизма, идеи консерватизма, консерватизм в странах мира, принципы консерватизма, философия консерватизма, Содержание Содержание… … Энциклопедия инвестора

Емельянов, Борис Владимирович — (род. 08.06.1935) спец. по теории и методол. ист. филос. познания, истории рус. филос.; д р филос. наук, проф. Род. в Челябинске. Окончил филос. ф т ЛГУ (1967). Работал зам. директора И ПК преп. обществ. наук при Уральском ун те, проф. кафедры… … Большая биографическая энциклопедия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей … Энциклопедия культурологии

Колеров, Модест Алексеевич — (р. 12.04.1963) спец. в обл. истории рус. филос.; канд. ист. наук. Окончил ист. ф т МГУ (1989) и асп. там же (1992). Консультант ж. "ВФ", зав. отделом изучения и публикации документов Гос. архива РФ. Канд. дисс. "П.Б.Струве и… … Большая биографическая энциклопедия

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич — (1831 1891) философ, публицист, поздний славянофил, писатель. В 1850 1854 обучался на медицинском факультете Московского ун та. Участвовал в Крымской кампании, позднее на дипломатической службе. В 1871 Л. переживает религиозный кризис и оставляет … Философская энциклопедия


Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

„ВЕХИ“ И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ *)

*) Настоящая статья является частью более обширной работы, предпринятой автором при поддержке Американского философского общества (American Phylosophical Society). Научный аппарат статьи здесь опущен.

философии (Бердяев), религии (Булгаков), творческой личности (Гершензон), профессиональной подготовке (Изгоев), праву (Кистяковекий), государству (Струве), и морали (Франк).

1. Из публичных собраний, докладов, рефератов и бесед, имевших место в 1909 году, следует упомянуть о следующих:

— 19 апреля в Москве состоялся реферат Штамма, сопровождавшийся прениями.

— 1 ноября (после летнего перерыва) в Петербурге в Женском клубе состоялось многолюдное собрание, на котором большой доклад прочел Н. А. Гредескул. После него выступал также Ф. И. Родичев.

Известно также о выступлениях еще трех крупных лиц того времени: о докладе другого лидера русских социал-демократов Л. Мартова (в Швейцарии); о публичной лекции известного писателя П. Боборыкина; о специальной поездке по России выступавшего перед большими аудиториями лидера кадетской партии и члена Государственной думы историка П. Н. Милюкова.

Исторически, русская интеллигенция была порождена Петровской реформой начала Х VIII века, широко открывшей доступ в Россию различным, сменявшим одно другое, западноевропейским влияниям. При всем общем положительном значении Петровской реформы, одним из ее отрицательных последствий был отрыв образованного класса от народных масс, продолжавших жить своей прежней верой и придерживаться прежних взглядов и привычек.

Как определенная социально-духовная и мировоззренческая группа, все более отрывающаяся от народной традиции и от государства и все более становящаяся, по выражению Булгакова, в позу героического вызова по отношению к русской истории и современности, интеллигенция оформилась после освобождения крестьян в 1861 году, в тесной связи с возникновением нового общественного слоя — разночинцев. Выразителями и властителями дум этой идейно радикальной и социально разночинной интеллигенции стали: в 60-х годах XIX века — Чернышевский и Писарев, в 70-х и 80-х — Лавров и Михайловский, в 90-х и 900-х — Бельтов-Плеханов.

Однако, наряду с этой линией идейного и общественного развития, приведшей в конечном итоге к победе революции и большевизма, в России в XIX веке была и другая линия. Интеллигенция в широком общенациональном смысле слова только частично совпа-

дала с кружковой и радикальной интеллигенцией. Крупнейшие русские писатели — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой — не были интеллигентами в кружковом смысле этого слова. Русская мысль, представленная во второй четверти XIX века Хомяковым и Киреевским, а в последней четверти Чичериным, Константином Леонтьевым и в особенности Соловьевым, ничего общего не имела с мировоззрением кружковой интеллигенции.

русского кадетизма — главной политической силы того времени, которая в союзе с властью могла повести Россию, и тем самым, как это теперь ясно, значительную часть мира по пути эволюционного, а не революционного развития.

Читайте также: