Ведущие образы басен крылова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Идейно-тематическое содержание. Басня — небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу.

Басня — один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на традиционные сюжеты, поскольку их задача — обли­чить недостатки человека и общества, которыми род людской стра­дает Испокон веков. Вот почему у Крылова так мало оригинальных басен. Большинство сюжетов он заимствовал у французского бас­нописца XVII века Лафонтена, очень популярного в России. Но Крылов не стремился к точному переводу текстов французских ба­сен: заимствованный сюжет он наполнял русскими реалиями, соз­давая поистине национальную русскую басню.

Басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп.

Система образов. Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта.

Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий (крестьянин, сапожник, ловчий, повар), действу­ют животные, которые, как в народной сказке, наделены заведомо известным характером: Лисица

– воплощение хитрости и коварст­ва (“Ворона и Лисица”;), Осел – глупости и упрямства (“Осел и Со­ловей”;), Муравей – трудолюбия (“Стрекоза и Муравей”;), Волк – кровожадности и злости, а Овца – безответная жертва (“Волк и Ягненок”;, “Волк на псарне”;). “Героями”; басен могут быть также растения (“Свинья под дубом”;), предметы крестьянского быта (“Две бочки”;, “Крестьянин и Топор”;) и даже реки, тучи, камни (“Ручей и Река”;, “Туча”;, “Булыжник и Алмаз”;),

Обычно герои басен Крылова представляют собой пару и даны по принципу антитезы: сила –

бессилие (“Волк и Ягненок”;), глу­пость – ум, хитрость (“Ворона и Лисица”;). Часто такая антитеза дает название басне.

Автор всегда присутствует в басне, даже не являясь ее героем, (Например, в полемических баснях Крылов часто самого себя выво­дит под маской Соловья (“Осел и Соловей”;)). Автор – это и рассказ­чик, и умудренный опытом, немного лукавый человек, дающий свою оценку изображенному. При этом мнение Крылова-баснописца всегда соответствует многовековой мудрости, выработанной народом, а мораль басни вытекает из самой жизни.

Именно поэтому Крылов воспринимался уже его современниками как во­площение национального русского духа, а его басни стали подлин­но народными произведениями.

Иван Андреевич Крылов – признанный мастер в написании басен, его творчество всемирно известно. Действующими персонажами в его литературных произведениях чаще всего выступают животные.

Используя приём аллегории, автор наделяет животных присущими им чертами характера и особенностями поведения, сравнивая их с людьми, тем самым завуалированно высмеивая определённые недостатки или подчёркивая достоинства. К примеру, осёл – упрямый и глупый, сова – мудрая, собака – преданная, змея – хитрая.

Пчела является воплощением трудолюбия, также как и муравей.

Осёл, мартышка, козёл и медведь – анималистическое воплощение членов государственного правления. С их помощью автор описывает беспорядок, происходящий в современном для него обществе и то, к каким последствиям подобная модель поведения среди людей, руководящих любой страной, может привести.

Ягнёнок олицетворяет кроткость, наивность, беззащитность и покорность, овца – глупость, свинья – невежество, лев – гордость и властность, а заяц – трусость. Часто животные являются метафоричным воплощением разных социальных категорий и статусов в реальном мире.

По мнению Крылова, высмеивая человеческие пороки, он даёт читателю возможность узнать в персонажах животных самих себя, извлечь из басни поучительную мораль, что и является основной целью подобных произведений, а затем искоренить указанные недостатки.

Крылов перенял у предшественников и мастерски усовершенствовал приём наделения животных человеческими чертами характера. Каждая его басня несёт в себе мораль и философский подтекст, благодаря чему произведения данного автора по праву считаются шедеврами этого жанра литературы.

2 вариант

Иван Андреевич Крылов русский баснописец. Его творчество знают во всем мире. Действующими лицами в основном выступают животные.

Автор пользовался приёмом аллегории, он превращал животных в людей. Наделял их чертами характера, приемами поведения людей, на их примере высмеивал недостатки человека или наоборот выделял достоинства. Муравей – труженик, стрекоза – ветреная, ворона – глупая, сова – мудрая.

Во всех башнях Крылова, лисица показана как хитрое и лживое существо, извлекающая из всего.

Часто животные являлись олицетворением целых социальных слоёв.

Высмеивая человеческие пороки, поэт дает возможность читателю узнать себя в образе животного, и помочь через мораль искоренять недостатки в себе и окружающих людях.

Иван Андреевич заимствовал у своих предшественников прием наделения животного человеческим характером и умению говорить. В каждую басню он вкладывал определенную мораль. Именно поэтому его произведения признаны шедеврами среди басен.

Басни являются короткими рассказами несущие иносказательный смысл. Основной вид иносказания считается аллегория.

В произведениях Крылова все герои в основном звери. Автор ими населяет все свои басни, не смотря на её тип: философская, социальная, историческая, бытовая. Каждое животное это сравнение с какой – то чертой характера человека невежества, глупости, хитрости и т. д.

Самым частым героем басен Крылова осел. Он наделен характером, тупой и глупый, упрямый. Он всегда ведет себя, как осел.

Баснописец смог переработать традиции аллегорической басни, но он и обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы животных в баснях Крылова

Популярные сегодня темы

Василий Иванович и Арина Васильевна Базаровы - родители главного герой романа И.С. Тургенева Отцы и дети. Базаровы яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что в романе им уделено не так много внимания

Это лирическая история о короткой любви. Главный герой – художник, одиноко скучающий в провинции. В его творчестве кризис, поэтому он проводит время в праздности и скуке. Случайно молодой человек знакомится с сестрами Волчаниновыми

1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий

Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.

Краткий рассказ о жизни И.А. Крылова и его творческом пути

В 1806 г. Крылов возвратился в столицу, продолжил писать басни и пьесы. В 1809 г. впервые издал книжку своих басен. При жизни поэта всего вышло 9 сборников его басен. В 1810 г. Крылов устроился в Императорскую публичную библиотеку, служил библиотекарем до конца своей жизни почти 30 лет. Скончался Иван Андреевич Крылов в Петербурге 21 ноября 1844 г. от воспаления легких.

И. А. Крылов добился всего в жизни сам. Не имея возможности обучаться в учебных заведениях, он занимался самообразованием: читал литературу, научился играть на скрипке, освоил несколько европейских языков, в том числе древнегреческий. Крылов был всесторонне образованным человеком;проявил себя как публицист, драматург, переводчик, поэт, но более всего прославился как создатель басен.

Жанр басни и понятие морали

Роль аллегории в баснях. Эзопов язык

Басня – известный с античных времен эпический жанр, представляющий собой краткий поучительный рассказ. Легендарным баснописцем древности был Эзоп, живший в VI в. до нашей эры. Его считают родоначальником басенного жанра. Эзоп для порицания людских пороков и поступков сочинял не скучные нравоучительные речи, а небольшие остроумные прозаические истории. Баснописец был рабом и не мог себе позволить в открытую высмеивать недостатки своих хозяев, поэтому он пользовался аллегорией [2] , т.е. иносказанием, чтобы скрыть истинный смысл высказывания.

Творения Эзопа стали классическими образцами басни, их сюжеты использовались многими литераторами для создания своих произведений. Басни Эзопа перевел на латынь древнеримский поэт Федр в I в. нашей эры. Во II в. древнегреческий поэт Бабрий стал басни писать стихами, зарифмовав басни Эзопа. В XVII в. басенный жанр значительно развил француз Жан де Лафонтен, занимавшийся переводами античных басен.

Сатирическое изображение невежественного человека, дающего оценку творениям искусства

Современник Крылова и замечательный поэт И.И. Дмитриев не только переводил басни, но сочинял и собственные, еще писал стихотворения и сказки. Но в его сочинениях вельможа оценил лишь переводы. Так и в чтении Крылова он отметил только переводную басню. В высшем обществе со времен Петра I укоренилось преклонение перед иноземным искусством, к национальному относились пренебрежительно, считали лучшим творчеством для русских литераторов – переводы классических произведений. Хотя в России были собственные таланты, предпочтение отдавалось античным и западноевропейским авторам.

В басне Осел, узнавший, что Соловей превосходно поет, захотел послушать его пение, чтобы оценить мастерство птицы. Соловей спел красиво, все заслушались его пением. Осел певца за талант похвалил, но посоветовал подучиться у дворового петуха для улучшения искусства пения.

Роль народа и иных сословий в создании общественного благосостояния

Мастерство Крылова в изображении характеров персонажей.

Афористичность басен

Значение басен И.А. Крылова

Крылов был наделен поэтическим и драматическими талантами,но в истории литературы остался как самый известный русский баснописец. Басни, созданные более двухсот лет назад, и сегодня не утратили первоначальной свежести, строки из басен остались пословицами и поговорками на все времена.

Словарь

Либретто – описание сюжета театрального музыкального произведения.

Аллегория – иносказательное изображение в конкретном образе отвлеченного понятия.

Афоризм – оригинальное меткое изречение в краткой форме, ставшее широкоупотребительным.

Сановник – влиятельный человек, занимавший высокое положение в обществе.

Тавтология – сочетание близких по значению слов, лишний повтор слов с одинаковым смыслом.

Читайте также: