Вебер экономика и общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Макс Вебер (1864–1920 гг.) — выдающийся политолог, социолог и экономист, оказавший огромное влияние на развитие многих наук. Также был философом, политиком и историком. Вебер написал много трудов, которые оказали большое влияние на общество XIX века. Кроме того, он привнёс много нового в такую науку, как социология, и по сути был одним из её основоположников.

Ранние годы и обучение

Настоящее имя Макса Вебера, биография которого наполнена исследованиями и путешествиями, — Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Родился он в семье политика и общественного деятеля 21 апреля 1864 года. Сын впоследствии перенял любовь отца к политической и общественной деятельности. Он рано проникся разговорами, которые велись дома, и в подростковом возрасте уже прочёл всю библиотеку отца.

Макс Вебер начал обучение в Гейдельбергском университете на юридическом факультете в 1882 году, затем был переведён в Берлинский университет. Параллельно с обучением Вебер работал младшим адвокатом. В 1889 году получил степень доктора юридических наук. Защитив несколько историко-правовых диссертаций, он стал преподавать сначала во Фрайбурге (с 1894 г.), затем в Гейдельбергском университете и занимал эту должность до 1903 года.

Социология и политика

Во время преподавания в Гейдельбергском университете учёный собрал вокруг себя круг единомышленников. Среди них были такие выдающиеся умы, как Марк Блок, Вернер Зомбарт, Роберт Михельс и другие. Изучая историю права и экономику, Вебер предложил рассматривать эти науки в разрезе социологии. Вскоре он предложил новую концепцию — понимающая социология, где сделан акцент на понимании целей и смысла социального действия.

Культура и религия

Кроме того, творчество учёного затрагивало и психологию. Смерть отца серьёзно повлияла на его психическое состояние, которое он описал позже в своих трудах. Однако его супруга их уничтожила, поскольку побоялась, что из-за них запретят остальные труды мужа.

Основание сообществ

Чуть позже он её покинул и попробовал основать собственную политическую партию, однако эта затея не увенчалась успехом. Основной идеей, которую он хотел воплотить в жизнь, было объединение либералов и социал-демократов.

Личная жизнь

Вебер был женат один раз. Супругой стала его дальняя родственница — Марианна Шнитгер, которая была так же страстно увлечена наукой, как и её муж. Ходило много слухов о том, что супруги не ведут полноценную супружескую жизнь, и между ними только платонические отношения. Примечательно, что детей у них не было.

Смерть

Под конец жизни Вебер вновь вернулся к преподаванию и издал несколько книг. Но не все его взгляды были приняты с одобрением. Вскоре учёный заболел Испанским гриппом, который осложнился пневмонией. Это стало причиной смерти учёного. Макс Вебер скончался 14 июня 1920 года.

Экономика и общество: очерк интерпретативной социологии (1921; Немецкий: Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriß der Verstehenden Soziologie; или просто Экономика и общество) - это книга политический экономист и социолог Макс Вебер, посмертно изданный в Германии его женой Марианна. Наряду с Протестантская этика и дух капитализма (1905 г.), она считается одной из самых важных работ Вебера. Чрезвычайно широкая по своему охвату книга охватывает множество тем, в том числе религия, экономика, политика, Государственное управление, и социология. Полный перевод работы не был опубликован на английском языке до 1968 года.

В 1998 г. Международная социологическая ассоциация назвал эту работу важнейшей социологической книгой ХХ века. [1]

Содержание

Цитаты

Социология

Идеальные типы (чистые типы)

Для целей типологического научного анализа все иррациональные, аффективно детерминированные элементы поведения удобно рассматривать как факторы отклонения от концептуально. чистый тип рационального действия. Например, панику на фондовой бирже удобнее всего анализировать, пытаясь сначала определить, каков был бы курс действий, если бы на него не влияли иррациональные аффекты; тогда можно ввести иррациональные компоненты, объясняющие наблюдаемые отклонения от этого гипотетического курса . Только таким образом можно оценить причинную значимость иррациональных факторов, объясняющих отклонения этого типа. Построение чисто рационального образа действий в таких случаях служит социологу своего рода типом (идеальный тип), который отличается ясной понятностью и отсутствием двусмысленности. Путем сравнения с этим можно понять, каким образом на действительное действие влияют всевозможные иррациональные факторы, такие как аффекты и ошибки, поскольку они объясняют отклонение от линии поведения, которого можно было бы ожидать при гипотезе о том, что действия были чисто рациональными. [2] : 6

Концепции

Направления социального действия

Религия

В части 2, главе VI, Вебер выделяет три идеальные типы религиозной деятельности: [3]

Читайте также: