Важнейшие черты культуры стран европы в 9 12 веках кратко 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Важнейшие черты культуры стран Европы
в IX-XII вв.
2. Особенности культуры Руси.
3. Письменность и грамотность.
4. Литература.
5. Устное народное творчество.
6. Зодчество и изобразительное искусство.
7. Художественное ремесло
8. Стр. 92 – самост. прочтение и анализ

В XI - XII веках византийская культура
достигла наивысшего расцвета:
развивались живопись, скульптура,
литература, архитектура

Основой древнерусской культуры стало
богатое наследие древних славян:
мифы и сказания, резьба по камню и
дереву, искусство древних кузнецов

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия христианства.
Славянскую азбуку (кириллицу и глаголицу) создали византийские монахи
Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы.
Появляются первые рукописные книги.

При церквях и монастырях переводили в основном жития святых, церковные
книги, исторические сочинения.
Они были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из
специально выделанной телячьей кожи (пергамента). Каждая буква в них была
тщательно выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались
небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, — миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди. Самая
древняя русская рукописная книга –
Остромирово Евангелие

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского
населения. С XI века, после основания женского монастыря в
Киеве и школы при нём, грамоте стали учить и девочек. Люди
обменивались деловой информацией, писали друг другу письма.
Вместо бумаги пользовались берёзовой корой —
берестой.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных
описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику
святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах,
совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из
первых житий Бориса и Глеба.

С незапамятных времён развивалось на Руси устное народное творчество —
песни, сказки, былины. Былины — это поэтические сказания о прошлом, в
которых прославлялись подвиги русских богатырей.
Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и
могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня
Никитич, весёлый и сметливый Алёша Попович.
В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых
была идея завоевания, крещения иноверцев, русские былины проникнуты идеей
освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество — искусство постройки
различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и
боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело
свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание
их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей,
переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно
украшала деревянные строения.

Храмы строили из плинфы – тонкого кирпича. Центральный купол окружали
размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже
стояли восемь малых. Стены были покрыты фресками — картинами,
написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол
часто переливался разноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в
сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались
яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов,
были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых,
охота на медведя и т.д.

Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран
высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерамиоружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических
колец – кольчуги.
Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по
тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие
украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений —
серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий — использовалась очень
сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаивался узор,
состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или
серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность.
Скань сочеталась с эмалью: промежутки между перегородками заполняли
разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Задание по истории 6 класс Задание 1. Используя текст параграфа, запишите важнейшие черты культуры стран Европы в IX—XI вв.

Важнейшей чертой культуры стран Европы в 9-11 веках был ее полный упадок. В большинстве стан Европы культуры не было никакой. Исключение составляли только Византия, как наследница древнегреческой культуры, и империя Карла Великого, который мечтал воссоздать римскую империю.

В Византии культура была развита, здесь привечали ученых, создавали школы, изучали живопись и архитектуру.

В империи Карла Великого пытались также воссоздать культурные традиции Рима, император пытался учить детей, обучать грамоте, латинскому языку.

Но в большинстве стран к культуре и образованию относились с пренебрежением. Время Возрождения еще не наступило.

Главной чертой культуры того периода следует считать ее преемственный характер, она основывалась на культурных достижениях прошлого.

Для европейской культуры 9-11 веков характерны несколько важнейших черт.

Прежде всего обособленность культуры. Например Византия наследовала и развивала культурные традиции древней Греции, империя Карла Великого - культурные традиции Римской империи.

Основными очагами культуры оставались монастыри, университетов еще не было и к образованию относились с пренебрежением. Живопись и литература почти полностью отсутствовали, как и прочие искусства. Исключение - опять же Византия и Империя Каролингов.

Феодальная раздробленность Руси, даже сами русские не считали за русских некоторых русских, к примеру Устюжане - жители Устюга, насмерть дрались с Вятичами , жителями современного Кирова, и наоборот, о новгородских замашках слагали легенды, при этом на Калку пришло менее 1/3 всех русских , населявших территорию от Балтики до Волги.

Задание довольно сложное, потому что все эти предметы являются очень древними и сейчас мало кто их видел иначе, как в краеведческом музее.

Я конечно знаю, что первой в верхнем ряду стоит кадка, потому что примерно в такой кадке бабушка солила огурцы и грибы.

Далее с ручкой стоит ведро, а следом за ней большое деревянное корыто, которые называлось Лохань. Последним в этом ряду стоит чугунный котелок, его также легко узнать - в таких котелках варили каши.

В нижнем ряду мы видим крынку, в которой хранили молоко и молоко не портилось. Затем види ковшик под названием шайка. Потом стоит ушат и наконец деревянная бочка, тоже знакомое многим изделие.

Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари

Это была ведущая роль Сергей Радонежский русский православный духовный лидер 14 столетия причисленный к лику святых, лично встречался с Сергеем Радонежским, и попросил благословения на битву с ордынцами, Сергей Радонежский благословил русские полки на битву. Он дал в помощь русским войскам монахов Пересвета и Остолябию. Поединок Пересвета и Челубея предсказал исход битвы. Куликовская битва была очень кровавая весь Дон был в крови, на поле Куликово и трава была по пояс крови человеческой. Но впервые с времён Калки на битву прибыли 12 русских князей со своими дружинами. Много из них сложат головы за Русь на поле Куликовом, но это будет первая победа над ордынцами.

Не самое сложное задание для 6 класса:

  1. Византийские или греческие монахи, которые занимались созданием славянской азбуки были родные братья Кирилл и Мефодий. Они первыми задались целью создать специальную славянскую азбуку, чтобы перевести на славянские языки тексты святых писаний. За основу своей азбуки братья взяли греческий алфавит.
  2. Одним из самых важных исторических документов древней Руси считается "Повесть временных лет", которую можно назвать не только летописью, но даже первым учебником по истории. Ее автором считается монах Нестор.
  3. Митрополит Иларион, шестой митрополит Руси и первый славянского происхождение, известен также как автор труда под названием "Слово о законе и благодати"

Вопрос относится к истории 14 века, когда на Руси одновременно существовало несколько княжеств, которые назывались великими.

Это было тяжелое для Руси время, когда над русскими землями господствовали монголы, Орда, и княжеские ярлыки выдавались русским князьям в Орде.

В 14 веке продолжалось возвышение Москвы и Московское княжество по праву называлось Великим.

Какие еще княжества мы назовем Великими в 14 веке?

Так называлось Великим и действительно им было Владимирское княжество, но к середине века оно перешло полностью во владение Москвы, так что отмечать его в схеме не будем.

Зато появились другие великие княжества - Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегород­ ское. Именно их мы и отметим в пропусках на схеме:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культурное пространство Европы и культура Руси Подготовила: учитель истории и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культурное пространство Европы и культура Руси Подготовила: учитель истории и.

План урока 1. Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XIIвв. 2. Особенност.

План урока 1. Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XIIвв. 2. Особенности культуры Руси. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Устное народное творчество. 6. Зодчество и изобразительное искусство. 7. Художественное ремесло.

Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XIIвв. Византия – страна с наиболе.

Важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XIIвв. Византия – страна с наиболее развитой культурой, которая оказывала огромное влияние на развитие культуры многих стран, в том числе и Руси. После падения Западной Римской империи в Западной Европе наблюдается упадок культуры, пренебрежение к образованию. Каролингское Возрождение – подъем культуры. После распада империи Карла Великого – упадок. Только с XI века происходит возрождения образования: открываются городские школы, первые университеты. С XII в. – новый культурный подъем в Западной Европе.

Особенности культуры Руси. Большое влияние на культуру Руси оказывала Визант.

Особенности культуры Руси. Большое влияние на культуру Руси оказывала Византия. Также на древнерусскую культуру оказывали влияние достижения соседних народов: балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, южных и западных славян.

Письменность и грамотность. Славянская азбука была создана во второй половин.

Письменность и грамотность. Славянская азбука была создана во второй половине IX в. византийскими монахами Кириллом и Мефодием. Они создали глаголицу, а затем она была преобразована в кириллицу. Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности.

Первые русские книги писались на телячьей коже и были украшены миниатюрами.

Первые русские книги писались на телячьей коже и были украшены миниатюрами. Переводились греческие книги, в основном церковные книги, жития святых, исторические сочинения.

На Руси было много грамотных людей. Например Ярослав Мудрый знал 5 языков. Л.

На Руси было много грамотных людей. Например Ярослав Мудрый знал 5 языков. Люди писали друг другу письма, в основном на берестяных грамотах.

Жития – распространённый жанр древнерусской литературы. Рассказывается о жиз.

Устное народное творчество. Русские былины – поэтические сказания о прошлом.

Устное народное творчество. Русские былины – поэтические сказания о прошлом. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич – реальные люди, жившие с X по XIII вв. Богатыри. В.М. Васнецов

Зодчество и изобразительное искусство. Особенности русского деревянного зодч.

Зодчество и изобразительное искусство. Особенности русского деревянного зодчества: - Многоярусность строений; Наличие разнообразных пристроек; Увенчание построек башенками и теремами; Художественная резьба по дереву. Десятинная церковь в Киеве. Заложил Владимир Святой. Не сохранилась до наших дней. Софийский собор в Киеве. Возведен при Ярославе Мудром между 1017 и 1037г. Реконструкция и современный вид. Крестово-купольные храмы

Внутреннее убранство Софийского собора Богородица Нерушимая Стена (мозаика) Х.

Внутреннее убранство Софийского собора Богородица Нерушимая Стена (мозаика) Христос Вседержитель (фреска) Изображение семьи Ярослава Мудрого (фреска)

Художественное ремесло Зернь – узор, состоящий из множества мелких шариков, н.

Художественное ремесло Зернь – узор, состоящий из множества мелких шариков, наплавленных на поверхность украшения. Скань – узор нанесен тонкой золотой или серебряной проволокой. Эмаль – в перегородки рисунка заливалась стеклообразная масса (эмаль).

Источники https://yandex.ru/images/ История России. 6 класс. Учеб.для общеобр.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 943 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 10. Культурное пространство Европы и культура Руси

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2020 1769
  • PPTX 10 мбайт
  • 36 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Онищук Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задание 1. Используя текст параграфа, запишите важнейшие черты культуры стран Европы в IX-XI вв.
Европейская культура как единое целое лишь начинала формироваться. Страной с наиболее развитой культурой была Византия, которая многое унаследовала от Античности. Византия оказала влияние на становление культуры других стран - Руси, Болгарии, Сербии, Италии, Грузии и т.д.
В Западной Европе после падения Западной Римской Империи начался резкий упадок культуры. В IX в. Карл Великий предпринял попытку оживить культуру Западной Европы. Культуру многих стран Европы отличало Взаимодействие античного и христианского начал.

Задание 2. Проведите по схеме соединительные линии двух цветов.

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

Задание 3. Соотнесите термин и его объяснение.

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

Задание 4. Соотнесите термин и его объяснение.

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

Задание 5. Выполните задания, ответьте на вопросы.
1. Назовите византийских монахов, создателей славянской азбуки.
Кирилл и Мефодий.

Задание 6. Найдите в домашней библиотеке или в Интернете описания и изображения героев былин. Запишите их имена.
Богатыри: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович.
Князь Владимир Красное Солнышко.

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

Задание 8. Используя иллюстрации на с. 84-91 учебника и Интернет, опишите, что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства (не более 100 слов).
Главной темой древнерусского искусства, на мой взгляд, была борьба с иноземными захватчиками, и сохранение единого русского государства. Не зря, для спасения от набегов строили укрепления вдоль границ.
Возводились стены вокруг городов, совершались походы в степь. Все это активно отражалось в устном народном творчестве (былинах, песнях), а также в литературных памятниках (летописях и др. сочинениях). Военная угроза повлияла на развитие кузнецкого дела на Руси (оружие и доспехи русских мастеров высоко ценились во многих странах).

Задание 9. Что такое патриотизм? Свое мнение обоснуйте.
Патриотизм – преданность своей Родине, своему Отечеству.
Слово патриотизм происходит от греческого соотечественник, отечество.

Читайте также: