Вавилонский плен период второго храма восстание маккавеев кратко

Обновлено: 02.07.2024

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил .

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд.

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может.

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с.

-Сообщества

-Статистика

1. Причины сохранения еврейского народа в изгнании

Ассирицы и вавилоняне были сравнительно малочисленны по сравнению с теми народами, которые им удалось поработить. Однако они смогли поддерживать свое великое царство, которое простиралось от Иранского нагорья до долины Нила, выдерживая сопротивление всех покоренных народов. Как им это удавалось? Дело в том, что их метод подавления был основан на насильственном переселении народов. Их отрывали от родных мест и переселяли в другие страны, зачастую весьма удаленные от родины. Там они должны были обжиться, приспособиться к иному климату и другим методам ведения хозяйства, к новым соседям. В таких условиях изгнанникам было не до ведения освободительных войн. После периода адаптации они забывали свой язык, обычаи и религию, и вскоре никто из них уже не думал о возвращении. Этот непреложный закон ассимиляции действует на всех эмигрантов - с древнейших времен и до наших дней.

Эта судьба постигла десять еврейских колен, угнанных в Ассирию. Вера в свое особое предназначение, которая выделяла евреев из среды народов, была частично утрачена ими еще на родине. Еще в Израильском царстве они восприняли различные языческие культы. То, что у них сохранился свой язык, не могло уберечь их от смешения с окружающими народами. Национальному существованию десяти колен был положен конец. Они остались теперь лишь в преданиях нашего народа.

Лишь изгнанники из Иудеи, переселенные в Вавилонию, не только не ассимилировались, но более того - с утратой своей земли их религиозное и национальное сознание окрепло и усилилось. Пророки, ушедшие в изгнание вместе с народом, например, Иехезкель, с одной стороны, укоряли евреев за грехи и пытались объяснить причину изгнания, но с другой стороны, убеждали народ в том, что избавление обязательно насупит, хотя точный срок его неизвестен.

Вавилонское пленение продолжалось около 50 лет (586-536 г.г.) Условия жизни изгнанников не были чересчур тяжелыми. Почти все они жили на юге Вавилонии, были заняты в различных отраслях хозяйства, отношения с соседями были у них вполне терпимыми. В Вавилонии евреи перешли с иврита на новый язык общения - арамейский.

Три фактора предотвратили ассимиляцию иудейских племен: короткий период вавилонского пленения, социально-культурный состав изгнанников, и скорое нашествие персов. Среди изгнанных были пророки, священники, левиты и бывшие правительственные чиновники - цвет нации, которому лишь возвращение в Сион могло вернуть его былое величие. Тем временем персидский царь Кир во главе армии Персии и Мидии уничтожил Вавилонскую империю и в 538 году до н.э. захватил столицу.

Барельеф с изображением Кира Великого

2. Возвращение в Сион

В то время как власть ассирийцев и вавилонян держалась исключительно на применении силы, а их экономическое положение было весьма тяжелым, огромная (от Индии до Эфиопии) Персидская империя обладала развитой экономикой, хорошо налаженной почтовой связью, прекрасными дорогами. Хорошее экономическое положение отразилось на жизни всего населения, а значит - и евреев. В рамках либеральной внутренней политики Кир разрешил завоеванным народам вернуться в свои земли и снова поклоняться своим богам. Воспользовались такой возможностью только евреи.

Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм. Найдя союзников в их лице, он рассчитывал на скорую победу над Египтом. Евреи же мечтали основать независимое государство в Иудее. Однако осуществить эту задачу было весьма непросто. Воодушевление, с которым народ воспринял Указ Кира, не было переведено на язык реальных действий, подобно тому, как провозглашение в наши дни Декларации Бальфура не подвигло миллионы евреев на немедленную репатриацию. Вернулись в Сион лишь около 50 тысяч евреев - главным образом, отцы семейств, землевладельцы, стремившиеся реализовать свое право собственности на наследственные уделы, а также священники Храма.


Указ Кира на глиняной табличке цилиндрической формы.
Как гласит текст указа, все завоеванные народы могут
вернуться на свои исконные земли

Почти вся Иудея была заселена чужими народами. Остатки народов, населявших некогда окраины страны - аммонитян, филистимлян, эдомитян - переселились вглубь Иудеи. Кроме того, возник новый народ - самаритяне - потомки племен, насильно переселенных ассирийцами в страну Израиля. Все эти народы, кроме самаритян, были язычниками. Они не желали покидать страну, и не хотели также принимать иудаизм. Самаритяне представляли собой смесь переселенных народов с остатками десяти колен. Они восприняли религию евреев, однако в их повседневной жизни заметно было влияние чужих культов. Поэтому им не было позволено принять участие в строительстве Храма. Духовные лидеры еврейского народа опасались, что немногочисленные евреи, вернувшиеся в Сион, растворятся в среде более многочисленных самаритян и утратят чистоту веры. С течением времени вера самаритян очистилась от языческих элементов, однако совместное существование двух народов на одной территории не было простым. Противоборство между ними иногда перерастало в военные конфликты. После разрушения Второго Храма самаритяне, как и евреи, страдали от пришедших в страну захватчиков - христиан и мусульман. Численность самаритян постоянно сокращалась, и в наши дни их осталось менее тысячи человек.

После возвращения в Сион еврейский народ страдал также от внутренних конфликтов - напряженных отношений между переселенцами и старожилами - теми, кому удалось остаться в стране после разрушения Первого Храма и занять часть чужих освободившихся владений. Но самое главное - не существовало никаких препятствий, мешавших евреям брать в жены иноплеменных девушек, особенно самаритянок. Это ставило под угрозу существование еврейского народа.

В 516 году до н.э. началось служение во Втором Храме. Однако положение народа не изменилось коренным образом. Оно изменилось лишь через семьдесят лет, с приходом в страну из Вавилонии Эзры и Нехемии. Первый из них основал новое сословие - "софрим" - писцы.
Другое значение этого слова - мудрецы Торы, духовные авторитеты. Нехемия получил должность наместника, управляющего страной от имени персидских властей. Эзре удалось привести весь народ на собрание в Иерусалим и взять с мужчин клятву расстаться с женами-иноверками, которые занимались идолопоклонством. Он назначил судей, основал синагоги, переписал книги Торы в строгом соответствии с законом и передал их общинам, основал школы обучения детей Торе. По его повелению мудрецы занялись воспитанием нового поколения "софрим" - знатоков Писания. Не будет преувеличением сказать, что Эзра спас еврейскую религию от уничтожения. Основа религиозной общины, синагога как дом молитвы и собраний, методы изучения Торы, регулярная общественная молитва, упорядочение службы в Храме - все это заслуги Эзры. Нехемия, наместник и правитель, заботился о безопасности страны. Преодолев большие трудности, он выстроил крепостную стену вокруг Иерусалима, чтобы защитить город от нападения врагов.

3. Становление еврейского государства. Начало эллинизации Иудеи

Период владычества Персии был относительно мирным для еврейского народа. Персия властвовала над всем миром, кроме Греции и Италии (Рима), что, по сути, было гарантией стабильности. Правители империи не позволяли провинциям воевать друг против друга. Этот мирный период продолжался около 200 лет, с 536 по 333 год до н.э и очень помог еврейскому государству в его становлении - была постоянная связь с общиной в Персидской империи. Из Мегилат Эстер нам известно, что в этот период евреи жили практически во всех ее уголках.

В этот период появилась возможность собирать книги Священного Писания и редактировать их.

Однако этой благословенной эпохе пришел конец. Персидская империя становится объектом интереса Македонии. Александр Македонский не довольствовался завоеванием чужих земель. В его планы входило также "воспитание нового человека", смена мировоззрения. Согласно представлениям этого царя, человек - венец творения, стоящий над мирозданием. Именно творческий и интеллектуальный потенциал человека должен определять законы и нормы жизни, а не суеверный страх перед идолами, характерный для стран Востока.



Александр Македонский

Действительно, победоносный поход Александра Македонского изменил облик мира, и, главным образом, стран Ближнего Востока. Страна Израиля была захвачена в 333 году до н.э. Район гористой Иудеи, удаленной от дороги в Египет, который не был главной целью завоевателей, почти не пострадал от действий македонской армми. Наоборот, Александр Македонский проявил симпатию к евреям Иудеи. Неизвестно, однако, каким было его отношение к евреям персидской империи, которая разваливалась на глазах. Но, поскольку Александр Македонский стремился к мирным отношениям с завоеванными народами, можно предположить, что евреи Вавилонии и Персии также не пострадали в результате завоевания.

После преждевременной кончины великого завоевателя его империя на Среднем Востоке была поделена между полководцами. Птолемей получил Египет и страну Израиля, а Селевк - Сирию, Переднюю Азию и Месопотамию. Как и в период Первого Храма страна Израиля оказалась меж двух огней - двух великих держав, которые боролись друг с другом за исключительную власть над регионом.

Страна Израиля находилась под властью Птолемеев сто лет (300-200 г.г. до н.э.) Влияние греческой культуры, привнесенное царствующим домом и армией, было очень велико в стране, и особенно в диаспоре. Еврейское население не могло или не хотело освободиться от этого влияния. Не вызывает удивления тот факт, что Септуагинта - греческий перевод Священного Писания, сделанный по приказу царя Птолемея Филадельфа, получил широкое распространение среди евреев Египта. В стране Израиля положение было несколько иным. Дух эллинизации не коснулся народных масс, а затронул лишь несколько знатных семейств, в том числе, семей священнников, вступивших в контакт с властями.

В 200 году до н.э. страна Израиля перешла в руки Селевкидов - потомков Селевка. Основную часть царства Селевкидов составляла Большая Сирия. Характер этой культуры был несколько иным, чем в Египте, который населяли два народа: египтяне и греки. Они перемешались и со вреенем превратились в один народ. Сирия же обладала огромной территорией, ее населяли десятки народов и племен, не объединенных ни религией, ни культурой, ни языком. Единственной возможностью объединить эти народы было внедрение общей культуры - эллинизма. Этот путь был удобен и легок, от многих жителей страны он не требовал переворота в мышлении. Знание греческого языка стало необходимостью - это был официально признанный общий язык народов империи Селевкидов. Господствующим культом стал культ олимпийских богов, которые мало чем отличались от переднеазиатских божеств природы. Гедонистическая философия утвердилась в качестве преобладающего мировоззрения. Эта философия проповедовала свободный образ жизни, не обремененный моральными обязательствами. Подобный образ жизни прежде всего подходил власть имущим, у которых было больше возможностей осуществлять свои прихоти.

Все народы империи Селевкидов восприняли эллинизацию в качестве государственной политики. Да и в Иерусалиме нашлось немало семей высокопоставленных чиновников и крупных священников, которые заразились духом эллинизации. К счастью, не все еврейство так легко поддалось новым веяниям. Многие оставили Иерусалим, предпочитая жить вдали от властей и соблюдать законы Торы. Иные были готовы жертвовать жизнью, но не преступать ее запретов. Поначалу сопротивление было пассивным. Но вскоре началась война.

4. Восстание Маккавеев



Монета с изображением царя Антиоха IV

Лидерами восстания против греко-сирийцев и евреев-эллинизаторов стало семейство Хасмонеев (Хашмонаим): священник Матитьягу из города Модиин и его пятеро сыновей (167 г. до н.э.) Один из братьев, Иегуда Маккаби, был талантливым полководцем. Его малочисленная армия была непрофессиональна, плохо обучена, и не представляла серьезной угрозы войску сирийского царя Антиоха IV Эпифана. Но Иегуда умело использовал топографические особенности страны и удачно применил тактику партизанской войны. Таким образом он одержал несколько побед над войском Эпифана. Он сверг власть приверженцев эллинизма, вошел в Иерусалим и очистил Храм от языческого культа. Это произошло в 164 г. до н.э В память об этом событии еврейский народ ежегодно отмечает праздник Ханука. Вначале эта война не носила национально-освободительного характера. Ее целью была свобода вероисповедания сохранение святости Храма. Сражавшиеся называли себя "хасидим" - благочестивые. Иегуда Маккаби и его братья считали, что условием существования еврейской религии является государственная независимость. Разногласия по этому поводу возникли в среде восставших еще в ходе войны. Иегуда и его сторонники погибли в бою у Элаша, когда его оставили некоторые хасидим, поверившие обещаниям сирийцев. Ионатан и Шимон, братья Иегуды, во главе оставшегося верным войска продолжили войну. В самом царстве Селевкидов происходили глубинные разрушительные процессы. В нем бушевала гражданская война, цари сменялись один другим, вспыхивали восстания, и ему угрожало вмешательство Рима. В этих условиях властям было не до подавления восстания Маккавеев. Они уступили требованиям Ионатана и Шимона. Первый был назначен первосвященником, а другой стал правителем независимого государства. Границы Иудеи были расширены. Шимон захватил портовый город Яффо и распахнул перед страной окна в большой мир. Так было создано второе независимое еврейское государство (161 год до н.э.)


Началом ее считается 538 г. до н.э., когда царь Персии Кир Великий издал указ о возвращении евреев из плена и восстановлении Иерусалимского Храма, а окончанием – разрушение его Титом в 70 г. н.э.

На первый взгляд, это всего лишь, исторический период. Но это только на первый взгляд. История, в данном случае, это то горнило, в котором варились духовные процессы, оказавшие впоследствии огромное влияние на развитие всего человечества, и продолжают его оказывать по сегодняшний день.

Исторический аспект

Персидский период

В 537 году до н.э. около 50 тысяч евреев, во главе с потомком царя Давида Зерубавелем, возвратились из Вавилона на родину предков и начали восстановление Храма. Его строительство было завершено лишь спустя 20 лет. В Храме возобновили жертвоприношения и все, проводимые ранее ритуалы. Иудея получила статус автономии, а по прошествии времени, превратилась в теократическую монархию, где первосвященник обладал абсолютной властью, а его статус передавался по наследству

Существенные изменения в духовную жизнь народа внесли Ездра и Нехемия, возглавившие группы евреев, вернувшиеся из Вавилона в 458 и 444 годах до н.э. Были установлены законы, в основе которых лежали заповеди Торы. В частности, они предписывали евреям, ограничить контакты с окружающим миром, вплоть до расторжения заключенных ранее смешанных браков.

Кроме этого было сформировано сословие книжников или мудрецов – людей, достигших высоких уровней духовности, которые создавали школы и входили в состав Великого собрания. В этот же период были канонизированы книги Танаха и молитвы, возникшие в изгнании и заменявшие жертвы, но оставшиеся обязательными, несмотря на возобновление жертвоприношений.

Под властью эллинистических держав

После смерти Александра Македонского, созданную им империю разделили между собой его полководцы, и в 301 г. до н.э. Иудея оказалась в составе Египетского царства, управляемого династией Птоломеев. Это был благоприятный для евреев период – власти практически не вмешивались во внутреннюю жизнь провинции. Прибрежные города эллинизировались, но это не касалось внутренних районов страны.

В 198 г до н.э. Иудея перешла во владение сирийской династии Селевкидов. Изначально ситуация для евреев оставалась прежней, но она изменилась в период правления Аниоха Эпифана. При нем началась насильственная эллинизация населения, и в этом его активно поддержала духовная и светская еврейская аристократия. Снизилась значимость Храма. Рядом с ним был возведен стадион, на котором соревновались еврейские юноши, должность первосвященника стала продаваться за деньги. В 169 г. до н.э. Антиох вторгся в Иерусалим и разграбил Храм, а спустя два года установил в нем жертвенник Зевсу и запретил под угрозой смерти соблюдение законов Торы.

Восстание Маковеев

Эти гонения привели народ к восстанию. Во главе его стали священник из Модиина Матитьяху и его сыновья. Повсеместно начали создаваться партизанские отряды, которые быстро установили контроль над всей страной. Под властью Селевкидов оставался один Иерусалим. Впоследствии из отдельных отрядов сформировалась хорошо организованная армия, ее возглавил сын Матитьяху Шимон по прозвищу Макаби*. В ходе сражений они разбили греков и 164 г. до н.э. заняли Иерусалим. Храм был очищен и освящен, в нем возобновились жертвоприношения. В честь этого события был установлен праздник Ханука.

Шимон и его братья погибли, по очереди возглавляя восстание. В 142 г. до н.э. война закончилась полной победой над Селевкидами.

Династия Хасмонеев

В этот период Иудея была независимым государством. Власть в нем принадлежала этнарху и передавалась по наследству, он же являлся первосвященником и командующим армией. Великое собрание получило название Сангедрин и стало неким подобием парламента.

Тогда же появились первые религиозные партии – фарисеи и саддукеи. Фарисеи – в основном священники и толкователи Торы, были сторонниками ее углубленного изучения. Седукеи признавали только ее открытый текст – это были привилегированные классы, заправлявшие в Сангедрине, но в конце правления династии фарисеи уже составляли в Сангедрине большинство. Еще этот период характерен появлением пар мудрецов – людей наиболее авторитетных, но с разными подходами в толковании Торы. Всего таких пар было пять, некоторые, их постановления и заповеди существуют еще сегодня.

За время правления Хасмонеев, еврейское государство объединилось и восстановило былые границы. Его независимость закончилась в 63 г. до н.э., когда оба сына последнего царя Александра Яная, в борьбе за трон, обратились за помощью к римлянам. Воспользовавшись междоусобицей, Помпей взял Иерусалим и твердым солдатским шагом вошел в Святая Святых Храма.

Диктат Рима

В 37 г. до н.э. римские власти объявили царем Иудеи Ирода I. При нем был кардинально реконструирован Иерусалимский Храм. Наряду с этим, сам он был жесточайшим тираном, что вызывало к нему ненависть всего населения страны. Но любой его протест подавлялся с крайней жестокостью.

В 4 г. до н.э. государство было разделено, а Иудея стала римской провинцией. Непомерные налоги, бесправие перед властями и периодические заявления императоров о желании установить в Храме свою статую, вызывали в среде еврейского населения брожение и выливались в частые бунты. Во множестве начали плодиться религиозные партии различного толка, от лояльных к властям, до крайне радикальных, и в 66 г. началось восстание, переросшее вскоре в полномасштабную войну.

Изначально восставшим сопутствовал успех – были разгромлены римские гарнизоны в городах и разбита армия сирийского наместника. Но отсутствие единства в руководстве и противостояние между различными группировками, перерастающее порой в братоубийственные войны, привели, в конечном итоге, к поражению и полному разгрому. В 70 году легионами Тита был взят Иерусалим и уничтожен Храм.

От Вавилона до галута

Первый Храм

Как видим, это период постоянных духовных взлетов и падений. Но не стоит забывать, что мир развивается по экспоненте, поэтому это естественный процесс.

В эпоху Первого Храма народ Израиля пребывал в высоком духовном состоянии – евреи реально ощущали Божественное Присутствие. В их среде было немало людей, чье восприятие было значительно выше, чем у остальных – это коэны и пророки.

Все падения тех времен выражались в периодическом отходе от монотеизма. В конечном итоге это привело к тому, что народ опустился на более низкий духовный уровень, и присутствие Святой Шхины в его среде стало невозможным. В результате Первый Храм был разрушен и евреи оказались в вавилонском изгнании, где, согласно логике, должны был раствориться в языческом окружении.

Но произошло обратное – народ сплотился вокруг пророков, и вера в Единого Бога настолько выросла и укрепилась в нем, что стало возможным возвращение его в Святую Землю.

Второй Храм

После возвращения из Вавилона народ находился в состоянии духовного подъема, и, благодаря своей изоляции, оно сохранялось вплоть до завоевания его греками. Отсюда начался спад, который достиг наивысшей точки во времена правления Антиоха Епифана.

Но на этот раз он не был таким массовым, как прежде. В основном, это происходило в центре, в Иерусалиме, в среде аристократии и духовной знати – наиболее эгогоистичной части еврейского общества, и никак не коснулось глубинки. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что должность первосвященника стала передаваться по наследству, а не предоставлялась наиболее достойным. Кроме того, эта духовная монархия и сформировала вокруг себя тот самый слой аристократии и элиты. В широких народных массах это явление, напротив, вызвало протест и вылилось в восстание, которое и было началом нового духовного подъема.

Восстание Макавеев и начальный период правления Хасмонейской династии, это кульминация всего исторического процесса эпохи Второго Храма, после нее начался спад, который дошел, в конечном итоге, до своей самой нижней точки.

Этот спад носил уже иной характер. Вера в Единого Бога к тому времени уже укрепилась и была незыблемой, но появилось новое явление – различие в Его восприятии, и это начало кардинально делить и разобщать народ. В принципе, возникло это явление значительно раньше, еще в вавилонском изгнании. В то время евреи, безусловно, еще находились в высоком духовном состоянии, но оно значительно снизилось, и Божественное Присутствие ощущалось ими уже не так отчетливо, как во времена Первого Храма. Но еврейские массы объединяли вокруг себя пророки – люди высокого постижения, которое нисходило к ним от Творца. Они еще были в народе после его возвращения, затем их сменили мудрецы, которые достигали таких состояний уже своими усилиями.

К концу правления Хасмонеев и в римский период, как видим из истории, эти тенденции усилились, и если на уровне мудрецов они носили характер выяснений, то в массах начали переходить в политическую сферу и вызывали взаимную ненависть. Народ все больше разобщался, опускался в материальность, и к концу периода восприятие духовного достигло в нем минимальной точки. Необходимость Храма стала номинальной – он был разрушен, а народ ушел в свое последнее изгнание.

Вывод из этого можно сделать примерно такой. Когда народ Израиля един, и это его единство в непререкаемой надежде на Творца, свершаются чудеса, и он одерживает победы над самыми могущественными державами, но в разобщении любые его надежды, увы, тщетны. Эта идея красной нитью проходит через всю Тору.

Последствия в мире

После падения Храма начался новый этап эволюции мира. Евреи растворились в нем, чтобы ускорить процессы развития, поднять его духовность, приблизить к Творцу. Для того, чтобы затем вновь собраться в Земле Израиля и построить третий – Духовный Храм. Эта работа ведется уже два тысячелетия и еще продолжается в наши дни.

Вчера

При непосредственном участии евреев, в мире возникли монотеистические религии, и сегодня их исповедует большая часть населения планеты. Везде, где евреи селились, происходил экономический подъем, и начиналось бурное развитие. Это, практически, они заложили основы банковского дела, торговли, и производства. Несколько позже они же оказали существенное влияние на развитие культуры и науки. В этом нетрудно убедиться, если взглянуть на их процент среди общего числа нобелевских лауреатов. И последнее, что евреи привнесли в мир, это свою идеологию, в искаженном виде положившую начало научному коммунизму.

Сегодня

В середине прошлого столетия на планете вновь появилось еврейское государство. Это трудно между собой как-то увязать, но факт остается фактом – с момента его возникновения мир кардинально изменился. Перекроилась его политическая карта, произошла техническая революция, ускорились процессы, появился интернет и еще многое другое. Но остановимся на главном из того, что произошло.

После того, как евреи объединились в одном государстве, весь мир объединился и стал глобальным. Кроме этого, в нашем диалектичном мире, чье существование невозможно без наличия двух сил, начали меняться полюса противостояния. Если еще в прошедшем веке это было противостояние класса богатых и класса бедных, то сегодня оно постепенно перерастает в противостояние мира религий и мира атеизма. В этом нетрудно убедиться, если внимательно оценить происходящие сегодня процессы. Мир начинает обретать духовные очертания, и его материальные интересы постепенно уходят в прошлое.

Завтра

Если из всего из этого сделать выводы, то самое главное, что всегда необходимо евреям, это быть в неразрывном единстве. Процесс этот начался давно – это было условием при получении Торы, таковым оно остается и сегодня. Когда процесс нарушается, приходят проблемы, а от состояния народа Израиля зависит состояние мира, и он никогда не забывает нам об этом напоминать.

Поэтому нужно забыть и отбросить любые наши разногласия, они ничего не стоят, и сплотиться в единый народ, чтобы вернуть его изначальное состояние, то, в котором он пребывал во времена Первого Храма. Состояние, в котором восприятие Высшей Силы для человека настолько же реально, как ощущение самого себя. Если мы это сделаем сегодня, то уже завтра с удивлением обнаружим, насколько измениться все человечество и весь окружающий нас мир.

*Макаби – это аббревиатура слов: М и к амоха б аэйлин, А донай (Кто подобен Тебе в силе, Господь?), написанных на знамени восставших.

Освободительная война под предводительством Маккавеев.

Нанося одно поражение за другим, Маттафия начал мужественную борьбу с хорошо вооруженным и обученным отрядом войск сирийцев. Смерть прервала его благородный подвиг во имя свободы. Умирая, он завещал своим сыновьям и всем иудеям продолжать борьбу за спасение веры и отечества. После смерти Маттафии освободительное движение возглавил его сын Иуда, прозванный за свою храбрость Маккавеем, что значит молот. Смелый и отважный, он отвоевывал у сирийцев город за городом. В 165 году Иуда освободил город Иерусалим. Оскверненный храм был очищен, обновлен и освящен. В память этого события евреи установили праздник Обновление храма. Вскоре по всей Иудее пронеслась радостная весть: ненавистный евреям Антиох Епифан тяжело заболел и в ужасных мучениях скончался. Преемники Антиоха Епифана не хотели согласиться с тем, чтобы Иудея была свободным государством. Они неоднократно предпринимали попытки подавить там освободительное движение, но всякий раз Иуда Маккавей мешал им осуществить агрессивные планы. Но вот однажды храбрый вождь с отрядом в восемьсот человек попал в окружение многочисленного сирийского отряда. Не желая сдаваться в плен. Иуда начал неравный бой. Битва с врагом продолжалась целый день. В этом сражении пали смертью храбрых много славных иудейских воинов, в числе павших был Елеазар, сын Саварана (1 Мак. 6:42–46), к концу боя погиб и вождь иудейского народа Иуда Маккавей. Священный подвиг Иуды продолжили его братья, сначала Ионафан, а затем Симон.

Старец Елеазар и семь братьев Маккавеев

Старец Елеазар и семь братьев Маккавеев Иудеи, после пленения Вавилонского, были в зависимости сперва от Персидских, по­том от Македонских, после от Египетских ца­рей; напоследок они подпали под владычество царей Сирийских. Приходном из сих последних, Антиохе Епифане,

Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними

Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними

Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев

Восстание против сирийской власти. Правление династии Маккавеев На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии

Династия Маккавеев

Династия Маккавеев В ряду завоевателей-негодяев в эпоху Греческого господства следует назвать царя Антиоха IV (Антиоха Эпифана), отличавшегося презрительным отношением к еврейским религиозным обрядам и ценностям. В 170 г. до н. э. завоевав Иерусалим, не без поддержки

ИЗНЕСЕНИЕ ДОСТОЧТИМОГО ДРЕВА СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА И ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СЕМИ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ СОЛОМОНИИ, И УЧИТЕЛЯ ИХ ЕЛЕАЗАРА.

3. ПЕРВАЯ КНИГА МАККАВЕЕВ

3. ПЕРВАЯ КНИГА МАККАВЕЕВ Первая книга Маккавеев * Филипп Македонский * Александр * Слуги Александра * Царь Антиох * Рим * Антиох Епифан * Место действия * Птолемей * Иерусалим * Маттафия * Иуда Маккавей * Асидеи * Вефорон * Персия * Антиохия * Храм * Идумея * Галилея * Птолемей *

Первая книга Маккавеев

Первая книга Маккавеев Канонические книги Ветхого Завета (согласно их расположению в христианских версиях Библии) заканчиваются Книгой пророка Малахии. Пророчество, с традиционной еврейской точки зрения, исчезло после возвращения из вавилонского плена, а также с

4. ВТОРАЯ КНИГА МАККАВЕЕВ

4. ВТОРАЯ КНИГА МАККАВЕЕВ Ясон Киринейский * Нафтар * Иудаизм * Ония * Селевк * Симон * Ясон, брат Онии * Менелай * Дафна * Елеазар * Алким* Третья книга

Третья книга Маккавеев

Третья книга Маккавеев Существуют и другие книги, имеющие дело с общим маккавейским периодом, которые никогда не считались каноническими какой-либо значительной конфессией, и поэтому они не включены даже в апокрифы.Наиболее известная из них, Третья книга Маккавеев,

Война окончена. Да здравствует война!

Война окончена. Да здравствует война! Крымская война завершилась 18 марта 1856 года подписанием Парижского мирного договора. По его условиям Россия вернула Турции Карс в обмен на Севастополь и другие завоевания союзников в Крыму, а также потеряла контроль над Дунайскими

Без Шамиля война не война

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Восстание Маккавеев , которое происходит от 175 до 140 г. до н.э. Ж.-К. является как восстание евреев из Иудеи против Селевкидов и внутренний конфликт внутри еврейского народа , выступающих против традиционалистов к Hellenizing евреев . Он получил свое название от семьи Маккавеев , включая Маттафия и его сыновей Иуду и Симона . Этот эпизод описан в первых двух Книгах Маккавеев и ведет к основанию династии Хасмонеев .

Резюме

Исторический контекст

Вопрос об эллинистическом иудаизме

Восстание Маккавеев было как восстанием благочестивых евреев против греческой династии Селевкидов, так и внутренним конфликтом с еврейским народом, противостоящим традиционалистам, враждебным эволюции еврейской традиции в контакте с греческой культурой и более эллинизирующим евреям. Руководителями этого восстания являются Маттафий и его сыновья, особенно Иуда Маккавей и Симон .

После смерти Александра Македонского в 323 , Иудей перешел под контролем Lagides из Египта и стал частью провинции Сирии - Финикии . Затем начинается период встречи иудаизма и греческой культуры как в Иудее, так и в диаспоре . В конце пятой сирийской войны , около 201 г. , Антиох III взял под свой контроль Иудею; но в 188 году Селевкиды потерпели поражение от римлян во время Антиохической войны и были вынуждены выплатить колоссальную компенсацию Риму, что привело к тому, что Антиох IV Епифан , преемник Антиоха III, более или менее поддерживаемый римлянами, увеличил налоги в Иудее, вынудив Первосвященник , назначенный властью Селевкидов, чтобы вскрыть сокровища Храма . В то время первосвященник иудеев был персонажем первостепенной важности; именно он уполномочен брать деньги из Храмовой сокровищницы для уплаты дани, требуемой Антиохом IV .

Ясон и основание Антиохии-Иерусалима (175)


В 175 г. до н.э. Ж.-К. , В то время , когда Селевк IV умирает , то первосвященник из евреев , Onias III , в Антиохии , чтобы оправдать себя за то, отказавшись от удаления сокровища Иерусалимского храма со стороны Селевкидов министра , Гелиодор. Его сопровождает его брат Джошуа, который называет себя Джейсоном . Последний интригует с новым королем Антиохом IV , братом предыдущего, легитимность которого оспаривается: королевская власть должна вернуться к его племяннику, заложнику в Риме. Ясон делает тройное предложение новому королю: назначить его, Ясона, Первосвященником вместо Ониаса, дать ему право превратить Иерусалим в новый греческий город, полис , и взамен: он обещает ему увеличение дани и выплату больших дополнительных сумм. Антиох принимает. Первый важный момент: превращение Иерусалима в греческий город произошло не по инициативе царя, а по инициативе эллинизированных евреев.

Кроме того, в то время, когда Антиох IV Епифан возглавил империю Селевкидов в 175 году , в Иудее на длительный период была создана эллинская партия . Крепость Селевкидов, Акра , находится в самом центре Иерусалима, который становится греческим полисом . Вернувшись в Иерусалим, Ясон составил список новых граждан этой Антиохии Иерусалимской (чтобы отличить ее от многих других Антиохий), основал гимназию у подножия Храмовой горы и эфебейон , учебную организацию для будущих граждан. Поэтому Ясон основал греческий город в Иерусалиме, что было обычной практикой в ​​то время, в регионе Иудея, где уже была герусия ; он не выглядит расстроенным политическими институтами; более того, его злейший противник, автор второй книги Маккавеев , современник, не винит его в этом. Кроме того, многие состоятельные евреи подписываются на то, что им кажется полезной модернизацией еврейского общества: священники спешат в спортзал, как только звучит гонг, возвещающий о начале раздачи нефти [исх. необходимо] .


Восторженный эллинизм, Джейсон отправляет спортсменов на игры в честь Геракла Тириана Мелькарта . Означает ли это, что эти евреи готовы отказаться от своих обрядов и предписаний Закона? Автор 2-й Маккавейской книги вынужден согласиться с тем, что нет: когда они едут в Тир для участия в гимнастических соревнованиях в честь Геракла, приглашенные, как и все жители греческих городов региона, антиохийцы Иерусалима тратят суммы денег на покупайте снаряжение для триеров , а не в жертву идолам. Противоположное удивило бы: кто бы мог подумать, что еврейский первосвященник стремится упразднить религию, лежащую в основе его власти? Некоторым историкам, в частности Мартину Хенгелю , очевидно, что Ясон, подталкиваемый частью эллинизированной элиты Иудеи, стремится стереть различия между евреями и их соседями, чтобы каким-то образом перенести их в современный мир, а именно: в основном эллинизированный. Реформа Джейсона также увенчалась реальным успехом, что подтверждается двумя книгами Маккавеев . Но это не значит, что Джейсон готов отказаться от основных принципов своей религии.

От понтификата Менелая до эдикта гонений (172-167)


Наряду с трениями, созданными внутри еврейского населения между сторонниками насильственной эллинизации и традиционалистами, восстание Маккавеев происходит на фоне коррупции и политического кризиса, возникшего вокруг поста первосвященника.

Купив свой груз, Джейсон открыл дверь для конкуренции: фактически, по 172 г. до н.э. Ж.-К. , один из его родителей, Менелас, имя которого говорит об эллинизме, происходившее из священнической семьи, связанной с первосвященником , в свою очередь интригует возле Антиоха. Он был назначен Первосвященником вместо Ясона в 172 году и убил Ониаса III , который затем бежал в Антиохию. Его брат Лисимах забирает священные сосуды из Храма, вызывая беспорядки в 170 году и смерть вора, попавшего в руки мятежников. Менеласа арестовывают и привлекают к ответственности перед Антиохом, но последнему удается освободить его, дав деньги. Ясон возвращается в качестве Первосвященника вместо Менелая в 168 году . Антиох возмущен увольнением его жеребенка Менеласа. Он приказал разграбить Храм и заменить Менелая. Это возвращение Ясона происходит после нескольких лет войны между еврейскими фракциями Менелая и Ясона, оба эллинистическими, но фракция Менелая, безусловно, более радикальна и более готова отказаться от еврейских традиций. Между двумя эллинизирующими фракциями начался период гражданской войны.


Люди, бессильные, становятся свидетелями этой гражданской войны, за которую платят по счетам. Налоговое давление в пользу короля между 175 и 169 годами было настолько сильным, что его необходимо учитывать в народном восстании, которое вот-вот вспыхнет. Одни бегут в пустыню, другие взволнованы. Мы переходим от безмолвного возмущения к началу восстания, с которым Менелас не в силах противостоять. Он призывает царские войска, а Ясон, побежденный, укрывается сначала у царя набатейцев в Петре , а затем в Спарте . Войска Селевкидов - второй важный факт - поэтому первыми вмешиваются, чтобы положить конец беспорядкам между евреями .

В 170 - 169 годах Антиох IV , который мало внимания уделял этому делу, за исключением того, что назначил первосвященника и положил в карман как можно больше денег (у него большой военный долг перед римлянами и он намеревается начать новые экспедиции против Египта и Ирана ) , начинает волноваться. Почему евреи взволнованы? Он должен провести кампанию против Египта весной 169 г. , и неуместно оставлять очаг восстания, который мог бы отрезать его от его сирийских баз. Когда его спросили о причинах беспорядков в Иудее , ему, должно быть, ответили, что евреи спорили о Законе : текст 2 Маккавеев постоянно противостоит тем, кто ревностен к Закону (Торе), и тем, кто доказывает свое рвение против закона. Закон, то есть эллинисты , которые не враждебны Закону, но предлагают современное толкование. Антиох IV вывел из этого радикальную и губительную, но логичную политическую меру: если евреи спорят о Законе, давайте подавим Закон! Более того, восставшие люди обычно теряют привилегию управлять собой в соответствии со своими законами.


Осенью 168 г. Антиох IV издал указ об отмене Торы . Это то, что ошибочно называют указом о преследовании , которое фактически приводит к запрету иудаизма. Евреям приказано отказаться от основных практик своей религии: еврейские жертвоприношения запрещены, праздники и обрезание запрещены, а для тех, кто продолжает соблюдать Шаббат, предусмотрена смертная казнь . Храм посвящен Зевсу Олимпийскому .
Мы видим, как мы туда попали. В Антиохе нет фанатизма, нет намерения достичь единства своих государств или распространить греческую религию или культуру: интересно, откуда он взял бы такую ​​идею, совершенно чуждую грекам. Ни один эллинистический король, как и Антиох IV , не заботился об эллинизации своих подданных, от которых он только ожидал, что они будут платить дань и подчиняться его власти. Ничто в политике Антиоха IV , известного в других странах своим духом терпимости, не предполагает ни малейшего стремления к политике насильственной эллинизации или поощрению греческих культов. Но, как и его предшественники и последователи, когда достаточно эллинизированные аборигены желают получить благоприятный статус полиса , он предоставляет его им, если это не противоречит его интересам.

Где Антиох IV делает главным политической ошибкой является то , что он не понимает , что отмена Торы не только означало лишение евреев их гражданских законов, но привело к уничтожению иудаизма. Многие благочестивые евреи предпочли мученичество (отсюда назидательные истории 2 Маккавеев ), в то время как другие бежали в пустыню. Репрессии тем более кровавые, что многие греки и сирийцы обвиняли евреев в высокомерии, обвиняя их в отрицании божественности богов других, в отказе разделить свою трапезу и в избегании любых контактов под предлогом ритуальной чистоты.

Восстание против Селевкидов

Партизаны Маккавеев


Восстание Маккавеев в первую очередь нацелено на эллинизированных евреев, которые приспосабливают древние еврейские традиции к элементам греческой культуры, а затем на иностранных оккупантов, которые жестко облагают страну налогом, одновременно способствуя расширению образа жизни и культуры Греции. .

Вмешательство Маттафия и его сыновей около 168 - 167 был бы решающим в предоставлении руководителям и военной организации к восстанию начали благочестивые евреи , которые позволили себе быть вырезаны на Шаббат , чтобы не нарушать закон. Если мы мало знаем об этих группах хасидов или набожных, приверженных Маккавеям, очевидно, что последние должны с самого начала пойти на компромиссы с Законом, например, сражаться в Шаббат.

После смерти Маттафия ( 166 г. ) руководство сопротивлением перешло к его третьему сыну Иуде Маккавею , который оставил свое прозвище всей своей семье. В том же 166 году повстанцы одержали победу над правителем Сирии в битве при Бет-Хорон . В следующем году Иуда победил Никанора и Горгия в их собственном лагере в битве при Эммаусе . Первые два или три года восстания были использованы для организации еврейской армии.



В 165 г. Лисий вывел свои войска, вероятно, с намерением вести переговоры. С конца 165 по весну 163 года Селевкиды не предпринимали попыток нового вторжения. Иуда пользуется этой передышкой, чтобы взять под свой контроль Иерусалим. С декабря 165 или 164 года Иерусалим был освобожден, и Храм снова был посвящен Яхве . После смерти Антиоха IV в Персии осенью 164 г. и прихода к власти второстепенного царя Антиоха V начались переговоры: столкнулись не только два главных министра покойного царя, но и миссия, совершенная римским сенаторским проходом в этом регионе. было известно, что она полностью поддерживает евреев, чтобы немного ослабить Селевкидов.

В 164 году еврейский праздник Посвящения, Ханука , впервые отмечался в Храме, который был посвящен исключительно еврейскому богослужению. Весной 163 г. был объявлен указ о преследовании. Иуда получил свободу вероисповедания для евреев от сирийского регента Лисия . Тем не менее война продолжалась в беспорядке, вероятно, потому, что еврейские общины, рассредоточенные на окраинах Иудеи, чувствовали угрозу: таким образом, мы знаем об экспедициях Иуды и его братьев на юг Сирии, в Трансиорданию , в Идумею ( Негев ) для спасения преследуемых евреев. С другой стороны, войска Селевкидов не потерпели поражения: они продолжали занимать цитадель Иерусалима, Акру , до 141 года , защищая эллинизированных евреев своим единственным присутствием. Фактически, это невозможная война: восставшие евреи ведут партизанскую войну, против которой разоружены регулярные войска Селевкидов, в то время как евреи не могут победить Селевкидов открыто.

К победе Маккавеев

Смерть Антиоха IV и затишье 164 г. до н.э. Ж.-К. не приводят к окончанию боя. Военные успехи Иуды подталкивают его к осаде Акры , последнего символа присутствия Селевкидов в Иерусалиме . Селевкиды реагируют силой и отправляют экспедицию в Иерусалим с гор Хеврона . В 162 году в битве при Бет Захарии Елеазар, брат Иуды, был сбит боевым слоном, которого пытался атаковать. Год спустя греческие войска под командованием Никанора были частично уничтожены; но в битве при Еласе в 160 г. погиб Иуда, уступив место своему брату Ионафану .

Джонатан ведет политику союза с Римом, чтобы лучше бороться с правителем Бахидесом, который разместил в Иерусалиме первосвященника эллинизатора Алкима . С 160 по 158 год именно эллинизаторы держали верх в Иерусалиме, в то время как их защитник Вакхид строил укрепления, в частности, в Вефиле , Бет-Хороне и Эммаусе .

По мере того, как война выдыхается , между Маккавеями, возглавляемыми Ионафаном и их противниками , достигается политическое соглашение , а самые крайние эллинисты устраняются (Менелай был мучительно казнен в Алеппо ), новый первосвященник Алкиме был избран среди назначены умеренные эллинисты. После его смерти в 159 г. до н.э. Ж.-К. Однако он не заменяется. По мнению Мориса Сартра , повстанцы согласились с назначением Алкиме, умеренного эллинизатора. Для Эли Барнави , соглашение между Джонатаном и Вакхида министром суверенного Димитрия I эр Сотера , преемник Антиоха IV, не было достигнуто до 152 . Хронология лет 157 -152 представляет собой проблему. В 152 г. Ионафан, воспользовавшись гражданской войной между двумя претендентами на престол в Антиохии, сумел получить титул первосвященника (на который он не имеет права) одновременно с придворными титулами. селевциды .

Обзор восстания


Таким образом, из-за гражданской войны произошла эскалация, когда царство Селевкидов поддержало эллинизированных евреев в их конфликте с традиционалистами. По мере обострения конфликта Антиох встал на сторону эллинизированных евреев, запретив практику традиционалистов. Это может объяснить, почему Антиох полностью порвал с политикой Селевкидов в других местах и ​​в другое время и пришел к запрету традиционной религии целого народа [недостаточный источник] .

Историография


Эти тексты представляют эллинизацию и преследования, осуществленные Антиохом IV, как причину восстания, но большинство современных историков полагают, что Антиох первым вмешался в гражданскую войну внутри еврейского населения, евреев-традиционалистов и евреев-эллинизаторов. В конкурсе на пост первосвященника участвуют традиционалисты, носящие еврейские или арамейские имена, такие как Онис , и эллинизаторы, носящие греческие имена, такие как Ясон или Менелай . Другие авторы подчеркивают, чтобы объяснить гражданскую войну, социально-экономические причины наряду с чисто религиозными причинами.

Читайте также: