Варианты централизации страны кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства — 50 лет и 105 дней.

Из-за того, что Грозный еще был очень мал для управления государством. За короткий срок поочередно власть переходила то к феодальной группировке Шуйского, то к группировке Бельских, то опять к Шуйским. Эта борьба сопровождалась произволом и насилием. Воспользовавшись ослаблением государства, Казанское ханство предприняло в 1537-1538 гг. военные походы в Поволжье и к северу от Волги. В результате был нанесен огромный ущерб экономике России, кроме того, десятки человек были уведены в плен. Обострение внутреннего положения и усиление внешней опасности вынудили наиболее дальновидных политических деятелей искать выход в усилении государственной централизации. Заинтересованные в централизации власти феодальные круги возлагали надежды на подрастающего Ивана IV.

Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.

Судебник 1497 г. - это не сепаратный указ и не охранная грамота, это общий государственный закон "о суде, как судите, боярам и окольничим и прочим судьям по всему Московскому государству". Это общая инструкция, первый всероссийский судебный устав.

В основном Судебник 1497 г. содержит нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Вместе с тем в него включен ряд норм гражданского права, регулирующих обязательства из договоров - договора купли-продажи, займа, найма, порядок:

наследования, разрешение земельных споров

В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Иван IV правил дольше всех стоявших во главе Российского государства — 50 лет и 105 дней.




Из-за того, что Грозный еще был очень мал для управления государством. За короткий срок поочередно власть переходила то к феодальной группировке Шуйского, то к группировке Бельских, то опять к Шуйским. Эта борьба сопровождалась произволом и насилием. Воспользовавшись ослаблением государства, Казанское ханство предприняло в 1537-1538 гг. военные походы в Поволжье и к северу от Волги. В результате был нанесен огромный ущерб экономике России, кроме того, десятки человек были уведены в плен. Обострение внутреннего положения и усиление внешней опасности вынудили наиболее дальновидных политических деятелей искать выход в усилении государственной централизации. Заинтересованные в централизации власти феодальные круги возлагали надежды на подрастающего Ивана IV.

Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.

Судебник 1497 г. - это не сепаратный указ и не охранная грамота, это общий государственный закон "о суде, как судите, боярам и окольничим и прочим судьям по всему Московскому государству". Это общая инструкция, первый всероссийский судебный устав.

В основном Судебник 1497 г. содержит нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Вместе с тем в него включен ряд норм гражданского права, регулирующих обязательства из договоров - договора купли-продажи, займа, найма, порядок:


Появление в 13 веке отдельного Московского княжества и расширение его территорий в 14-15 веках стало основным шагом к образованию Русского централизованного государства, этапы и особенности создания которого представлены в нашей статье.


Условия для образования

Поговорим кратко о предпосылках образования Русского централизованного государства:

  • Развитие сельского хозяйства, ремесленничества, торговли (особенно в новообразованных городах):
    усовершенствование ведения хозяйства привело к появлению продуктов и изделий не только для личного пользования, но и для продажи;
  • Возросшая необходимость в централизации власти для сдерживания антифеодальных выступлений крестьян:
    увеличение принудительных работ и выплат вынуждали крестьян оказывать серьезное сопротивление помещикам (разбои, поджоги);
  • Появление сильного центра (Москвы), объединяющего вокруг себя все больше ранее раздробленных княжеств (далеко не всегда честным путем):
    выгодное территориальное расположение позволило Москве стать крупным княжеством, контролирующим взаимосвязи других русских земель;
  • Потребность в совместном выступлении против Литовского княжества и монголо-татаров для отвоевания исконно русских территорий:
    в этом было заинтересовано большинство представителей всех сословий;
  • Существование на Руси единой веры и языка.

Надо отдать должное монголо-татарам: они не насаждали на захваченных землях свою веру, позволяя простому народу исповедовать православие, а церкви развиваться. Поэтому, освободившись от захватчиков, к XVI веку Россия стала единственным независимым православным государством, что позволило ей считала себя преемницей не только Киевской Руси, а и Византийской империи.

Русская церковь 16 века

Рис. 1. Русская церковь 16 века.

Периоды формирования

Считается, что централизованное государство сформировалось уже в XV веке в период правления князя Ивана ΙΙΙ Васильевича (1462-1505 гг.).

Позже русские территории существенно расширились за счет политики Василия ΙΙΙ (1505-1533 гг.) и завоеваний Ивана ΙV Грозного (формально с 1533 года; официально – 1547-1584 гг.). Последний в 1547 году принял титул царя, он венчался на царствование в Успенском соборе в г. Москва. Грозный смог присоединить к своим владениям земли, которые ранее не были русскими.

Процесс создания единого государства можно условно разделить на такие основные этапы:

Укрепление государственности происходило также за счет принятия законодательных актов, направленных на централизацию власти. Основой для этого было формирование феодальной системы: князь-помещик. Последние получали земли в управление на период несения княжеской службы, становясь зависимыми от представителя вышестоящего сословия. При этом сами помещики стремились к закрепощению крестьян. Отсюда – создание Судебника (свод законов 1497 года).

Государь Иван ΙΙΙ

Рис. 3. Государь Иван ΙΙΙ.


На Руси условно в 1132 году начался процесс феодальной раздробленности, который привёл к политическому и военному ослаблению страны. Практически уже до 1132 года князья осознавали, что раздробленность грозит негативными последствиями, делали попытки на съездах остановить процесс дробления страны. Подробно о периоде феодальной раздробленности можно прочитать здесь.

Уже в 14 веке постепенно начался процесс объединения земель, создания централизованного государства со столицей Москвой. Данный процесс был длительным, и условно его можно разделить на 3 периода.

На протяжении уже многих столетий государственная централизация является одним из способов объединить страну. Мы можем встретить примеры подобных процессов в мрачном средневековье, в эпоху Нового времени и, конечно, в современном мире.

централизация и децентрализация управления

Суть централизации

Для любого государства централизация - это процесс, при котором политический центр получает полный контроль над жизнью провинций. Зависимость периферии может колебаться в зависимости от того политического курса, которому следует верховная власть.

Принцип централизации зародился в самых древних государствах на заре человеческой цивилизации. В восточных деспотиях, например, таких как Персия, это был метод столицы эксплуатировать ресурсы провинций. Большая часть населения подобных стран оставалась бесправной и, по сути, кормила элиту. Политическая верхушка могла довести централизацию до такой ситуации, когда экономика и инфраструктура окраин оказывались в совершенно кабальном положении.

Безусловно, такой разрыв между центром и подвластными ему территориями приводил к бунтам. Они могли носить и национальный характер. Например, именно так началось восстание вавилонян против гнета Ассирийской империи, которое привело к падению последней.

государственная централизация

Основные черты

централизация это

А вот в маленьких государствах централизация - это гораздо более осуществимый политический проект. В обществах, живущих на небольшой территории, закрепить единство гораздо легче. В любом случае, развитие государственности на протяжении всей истории человечества, вне зависимости от нации, всегда предполагало и предполагает борьбу двух тенденций – центробежной и центростремительной.

В древности

В античной истории особое место занимает Римская империя. Для своего времени она достигла рекордных размеров. Государство охватывало территорию трех частей света, между которыми внутренним озером было Средиземное море.

Римские императоры всем своим статусом и титулом претендовали на полнейшую централизацию. С одной стороны, у них были хорошие дороги и мощная армия. С другой стороны, имели место и мешавшие факторы – разношерстность населения и огромные пространства. Поэтому цезари выстроили такую систему, при которой города и наместники пользовались определенной степенью самостоятельности. Она заканчивалась в тот момент, когда решения затрагивали внешнюю политику.

процесс централизации

В средние века

Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация - это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.

централизация и децентрализация

В России

В России развитие централизации и обратных ей процессов происходили по схожему с Европой сценарию. Разница была только в том, что события на Руси опаздывали на пару столетий. Первое единое государство у восточных славян появилось в IX веке. Оно просуществовало двести лет, после чего распалось на дюжину маленьких княжеств.

Эти государства наследовались по принципу лествичного права, когда власть передавалась внутри одной большой семьи среди представителей династии Рюриковичей. В каждом княжестве был свой правитель. Никакого единого центра не существовало.

На фоне национальной угрозы в виде Золотой Орды, Литвы и католических рыцарей русские земли объединились вокруг небольшого городка - Москвы. Постепенно его князья захватили или унаследовали все княжества, а также создали единую систему исполнительной, законодательной и судебной власти. Так зародилось Русское царство, которое позже, в XVIII веке, стало империей.

Децентрализация

Существует не только централизация, но и обратный ей процесс – децентрализация. Если страна живет согласно второй системе отношений между центром и окраинами, то власть четко распределяется между ними. Централизация и децентрализация - это еще и борьба между разными группами интересов. Если местная власть добивается самоуправления и автономии, то это и есть отказ от унитарного государства.

Центр может поделиться властью в важных сферах (например, при определении законодательства) или пойти на чисто символические уступки. Поэтому централизация и децентрализация управления - это сложные многослойные процессы. В каждой стране они протекают по-разному.

Децентрализация остается частым явлением в случае с многонациональными государствами. Например, до Первой мировой войны это были империи (Австро-Венгрия, Россия, Турция). В таких странах всегда существовал конфликт между титульной нацией и другими малыми народами, чьи земли находились под контролем единой короны.

Децентрализация подобного порядка показательна на примере Австро-Венгрии, где венгры добились автономии у австрийцев. Она была получена после нескольких национальных бунтов и революции 1848 года. В прежние времена кровопролитие было обязательным условием для достижения компромисса между центральной властью и недовольной частью страны.

В конечном счете венгры получили собственный парламент. Они также начали оставлять себе часть налогов. Такая экономическая система позволила за считанные годы отстроить Будапешт и превратить его в мегаполис европейского уровня XIX века. Схожая система существовала и в Российской империи, где Финляндия имела свой сейм. В этой стране было свое законодательство. Оно заметно отличалось от российского – было более свободным, лишенным крепостных издержек и т. д.

принцип централизации

В современном мире

В современном мире децентрализация достигается более цивилизованными методами. Часто государство прибегает к референдумам и другим формам народного волеизъявления. Например, в Бельгии децентрализация произошла после того, как было решено разделить страну на две части – франкоговорящую и голландскоговорящую. Жители страны добились этого без войны и других потрясений.

Сегодня сложно представить централизованное государство в прежнем смысле этого слова. В любой цивилизованной стране города и провинции имеют самоуправление, муниципалитеты, местные парламенты и т. д. В некоторых государствах прижилась система конфедерации. Так, например, произошло в США, где государство является союзом 50 штатов. В каждом из них есть свое законодательство.

centralizovannoe gosudarstvo opredelenie

В период формирования большинства централизованных государств, прослеживается тенденция к установлению неограниченной монархической власти, приобретающей форму абсолютизма. Например, в России конце XV века Великий князь Иван III начал активный процесс сосредоточения абсолютной власти в своих руках. В его время, главным городом России – столицей стала Москва. В столице пребывал сам глава централизованного государства, в ней был собран высший слой законодательной власти и аппарата управления. Здесь же располагались идеологический, культурный и духовный очаги централизованного государства. Российский процесс централизации растянулся больше чем на два столетия и завершился установлением Петром I абсолютизма в начале XVIII века.

Образование централизованных государств обусловлено несколькими обязательными факторами:

Стремление широких народных масс к национальному единству.

Государство (монарх) берет на себя функцию отстаивания интересов всего народа (нации, как политической общности), а не отдельных элитарных групп.

Сплочение нации происходит благодаря усилению власти центра, в противовес ослаблению региональных, этнических и элитарных групп – противников централизации.

Стремлением к упрочению позиций государства на международной арене (внешнеполитический фактор).

Все территориально-административные единицы централизованного государства объединены вокруг сильного центра. Он обеспечивает им реально действующие общее законодательство, единые экономические условия, систему государственной власти, гражданство, суд, налоги, бюджет и определенные социальные гарантии.

Для централизованного государства характерны признаки:

Унификация вертикали органов государственного управления. Центр предоставляет гражданам единый режим предоставления публичных услуг;

Обеспечение государством возможности свободно передвигаться в пределах границ страны;

Позитивное влияние на экономическое развитие страны;

Создается режим относительного равенства граждан внутри своих социальных слоев, выстроенных в определенной иерархии;

Автономия местной власти существенно ограничена авторитарным режимом власти;

Центральная власть берет на себя полномочия по обеспечению граждан гарантированными благами: правами, свободами и безопасностью;

Государство принуждает всех подданных к исполнению всех обязательств перед центральной властью, соблюдению существующих в рамках централизованного государства законности и правопорядка.

Централизованное государство не является высшей формой в теории развития государства. Многие страны, прошедшие в средневековье стадию централизации территориально-государственного устройства стали федерациями.

Авторитарные централизованные государства продолжают существовать в основном в странах, где сильны этно-конфессиональные традиции (Саудовская Аравия, Бруней и т. п.).

В настоящее время в государственном строительстве наметилась устойчивая тенденция к децентрализации в целом. Однако по целому ряду позиций централизованное государство, по некоторым показателям эффективна, как система организации общества и сегодня.

Читайте также: