Валентина гризодубова подвиг кратко

Обновлено: 06.07.2024

Валентина Степановна Гризодубова - советская лётчица, полковник, участница беспосадочного перелёта по маршруту Москва – Дальний Восток, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова родилась в Харькове в 1909-м году (по другим данным - в 1910-м). В советское время считалось, что её отец был выходцем из крестьянского сословия, но на самом деле Степан Васильевич Гризодубов был потомственным дворянином.

Информационная справка:

Степан Васильевич Гризодубов - российский и советский лётчик, авиаконструктор, один из пионеров российской авиации.

В период с 1919-го года по1920-й командовал мастерскими Харьковского авиапарка и занимался восстановительными работами самолётов для Красной Армии.

Свой первый полет Валентина Гризодубова совершила в 2,5 года на аэроплане, привязанная ремнями к отцу.

В возрасте 14 лет она принимала участие в слёте планеристов в Коктебеле.

После окончания школы Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт и одновременно с этим была зачислена в консерваторию.

В период с 1934-го по 1935-й год Гризодубова была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького в Москве. Она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937-м году Валентина Гризодубова установила пять мировых рекордов для женщин на лёгкомоторных самолётах.

Из-за прерванной радиосвязи экипаж был вынужден посадить самолет в тайге в верховьях реки Амгуни. Самолет был обнаружен с воздуха и женский экипаж был благополучно доставлен на Большую землю.

В 1941-м году летчица Гризодубова вступила в коммунистическую партию и возглавила Антифашистский комитет советских женщин.

Во время Великой Отечественной войны, Валентина Степановна Гризодубова командовала авиаполком авиации дальнего действия. На май 1943-го года на её счету было около 200 боевых вылетов лично ей совершённых, в это число входило 132 боевых вылета выполненных ночью на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанами.

Особые трудности вызывали вылеты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации советских партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и, преодолев линию фронта вернуться на Большую землю.

Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, доставили в Центр множество ценных добытых у врага данных.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова находилась в запасе.

Валентина Степановна Гризодубова долгое время занимала пост заместителя начальника НИИ-17. Этот институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Гризлдубова лично принимала участие в испытательных полётах. С середины 60-х почти 10 лет она возглавляла Научно-исследовательский лётно-испытательный центр.

Изобретения, которые были созданы детьми

Парень решил не догонять укатившийся блин в тренажёрном зале

Парень решил не догонять укатившийся блин в тренажёрном зале

Что удивило французов, когда в СССР показали их

Что удивило французов, когда в СССР показали их "Фантомаса"

Автомобилистка из Омска исполнила интересный манёвр, который привёл к серьёзному ДТП

Автомобилистка из Омска исполнила интересный манёвр, который привёл к серьёзному ДТП

Хороший мальчик выполняет команды хозяйки

Для русских женщин нет ничего невозможного

Как на самом деле выглядят границы между странами Европы?

Как на самом деле выглядят границы между странами Европы?

20 фильмов, основанных на мифологии и истории Древней Греции

20 фильмов, основанных на мифологии и истории Древней Греции

Время водных процедур

20 удивительных вещей, которые были напечатаны на 3D-принтере

20 удивительных вещей, которые были напечатаны на 3D-принтере

Западные звёзды, которых увидели советские граждане после падения железного занавеса

Бумажные журавлики и тонны гуманитарной помощи: как добровольцы помогают беженцам

Бумажные журавлики и тонны гуманитарной помощи: как добровольцы помогают беженцам

Пёс, который очень не любит драконов

Как не стоит воспитывать детей: истории из интернета

Дух эпохи: культовые автомобили из 1970-х

Поучительная история об опасностях удаленки

Чего люди только не коллекционируют!

Участницы экспедиции на Северный полюс провели тренинг на гигантском леднике

Участницы экспедиции на Северный полюс провели тренинг на гигантском леднике

Безглютеновая Масленица: как есть блины, когда нельзя, но очень хочется?

Безглютеновая Масленица: как есть блины, когда нельзя, но очень хочется?

15 примеров, как брови меняют внешность

Без Жириновского всё уронили. Владимир Вольфович, вставайте

Без Жириновского всё уронили. Владимир Вольфович, вставайте

Мужчина решил спрятаться от котят, но недооценил их

Мужчина решил спрятаться от котят, но недооценил их

Когда села на ПП

Болезненный финал трюка юных экстремалов

20+ интересных фото, которыми поделились пользователи сети

20+ интересных фото, которыми поделились пользователи сети

14 фактов в стиле

14 фактов в стиле "А вы знали", которые вы не сможете выбросить из головы

Ученые нашли в Китае самый большой в мире кратер

Что могло пойти не так? Студент попытался приготовить ракетное топливо на кухне

Что могло пойти не так? Студент попытался приготовить ракетное топливо на кухне

 Забавная реакция кота на воду

Как в СССР боролись с алкоголизмом безалкогольными коктейлями с морковкой и берёзовым соком

Как в СССР боролись с алкоголизмом безалкогольными коктейлями с морковкой и берёзовым соком

Тающий ледник поднимает Патагонию

Мужчина и доска для сноуборда нашли друг друга

Смех и слезы: пока цены на новые авто растут, мы ремонтируем старые

Смех и слезы: пока цены на новые авто растут, мы ремонтируем старые

Пёс сыграл на пианино и спел

Бронислав Каминский: предатель, переплюнувший Власова и пугавший немцев своей жестокостью

Бронислав Каминский: предатель, переплюнувший Власова и пугавший немцев своей жестокостью

Города будущего напечатанные на 3D-принтере с использованием бетона, изготовленного из переработанного стекла

Города будущего напечатанные на 3D-принтере с использованием бетона, изготовленного из.

Авария дня. Лихач устроил ДТП с маршрутным автобусом в Петербурге

Авария дня. Лихач устроил ДТП с маршрутным автобусом в Петербурге

Котики мешают девушке работать на удаленке

Трейлер фильма Опасная вечеринка (2021)

Трейлер фильма От кутюр (2021)

Zeltini Z-Triton — лодка, дом на колесах и велосипед в одном

Zeltini Z-Triton — лодка, дом на колесах и велосипед в одном

Опаснейшая немецкая бомба - почему ее лучше обходить стороной?

Опаснейшая немецкая бомба - почему ее лучше обходить стороной?

Вжился в роль: актер из

Вжился в роль: актер из "Улиц разбитых фонарей" попытался с пистолетом ограбить банк

Загадочная кошка из лесов Норвегии

Достойный кандидат в коллекцию: GMC Typhoon 1993 с минимальным пробегом

Достойный кандидат в коллекцию: GMC Typhoon 1993 с минимальным пробегом

25 найденных старинных сокровищ

Женщина предотвратила похищение девочки

Богатейший, мудрейший, красивейший: современный султан в общечеловеческом видении

Богатейший, мудрейший, красивейший: современный султан в общечеловеческом видении

10+ сатирических правдивых иллюстраций о современном обществе

10+ сатирических правдивых иллюстраций о современном обществе

Темпио Малатестиано: итальянский храм, который хранит историю любви

Темпио Малатестиано: итальянский храм, который хранит историю любви

Важно всегда оставаться людьми

«Навигатор ввёл в заблуждение: неудачная попытка проехать на красный сигнал светофора

«Навигатор ввёл в заблуждение: неудачная попытка проехать на красный сигнал светофора

Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Архивное фото

31 января 2015 года исполняется 105 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой - летчицы, первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза.

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове (Украина) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Гризодубова.

Официальной датой ее рождения считается 31 января (по старому стилю 18 января) 1910 года, но из обнаруженных сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове данных следует, что подлинная дата ее рождения — 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года.

Впервые Валентина Гризодубова поднялась в небо в 2,5 года на отцовском аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.

Окончив среднюю школу и музыкальное училище по классу рояля, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт (ХТИ) и одновременно в консерваторию.

В ноябре 1928 года, будучи студенткой ХТИ, была зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Пройдя трехмесячную летную подготовку, она получила звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

В 1929 году окончила Пензенскую школу летчиков-инструкторов.

С 1930 года по 1933 год Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе ОСОАВИАХИМа "Добролет" в Туле, затем — инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-1935 годах — летчик агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени.

С 1936 года Валентина Гризодубова в рядах Красной армии. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" вместе с летчицами Полиной Осипенко (второй пилот) и Мариной Расковой (штурман) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут преодолено расстояние в 6450 километров).

За выполнение этого перелета и проявленный при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1937-1946 годах — депутат Верховного Совета СССР.

В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.

Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 года по октябрь 1943 года командовала 101-м полком авиации дальнего действия, с октября 1943 года — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.

Совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам.

В 1941-1945 годах была председателем Антифашистского комитета советских женщин.

В 1942-1945 годах — член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

С 1946 года полковник Валентина Гризодубова — в запасе.

С 1946 года по 1963 год была заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения "Вега") по летной части. Гризодубова лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Валентины Гризодубовой был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника института по летной части, где проработала до 1993 года.

В 1986 году за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Валентина Гризодубова была награждена двумя орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Почетный гражданин города Пензы (1965).

Валентина Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).

Имя летчицы носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

Спросите у нынешних молодых: слыхали ли они о Валентине Гризодубовой? Редко кто кивнет в ответ… Отважная летчица, единственная в нашей истории женщина, которая имела одновременно звание Героя Советского Союза и Героя Социалистического труда.

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

Ее подвигами восхищался весь мир. Это было время романтиков. Летать выше всех, дальше всех… И она ставила рекорд за рекордом, побивая мировые достижения зарубежных асов. Откуда у этой девушки из Харькова такая безудержная страсть к небу?

Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и одного из пионеров воздухоплавания, лётчика, авиаконструктора Степана Васильевича Гризодубова (13 июля 1884 г. — 11 декабря 1965 г.). Родился в семье чиновника канцелярии предводителя дворянства Сумского уезда. Окончил Харьковское железнодорожное училище и стал мастером-электромехаником. Заведовал электростанцией дворянского собрания Харькова, кроме того имел собственную электромеханическую мастерскую по переулку Мордвиновскому, 13, а затем по улице Мироносицкой, 91.

Родословную семьи Гризодубовых восстановил харьковский исследователь Андрей Парамонов [1,2].

Первый из Гризодубовых, Поликарп, попал в Харьков из Курской губернии в конце XVIII века, его предки были священниками.

Его правнук 40 лет прослужил в Сумах по охране правопорядка. Он не раз отличался по службе и в 1891 году был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, что давало право потомственного дворянства.

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

Сын Михаила Ивановича — Василий (дед знаменитой советской лётчицы Валентины Гризодубовой) — также получил орден Святого Владимира 4-й степени на казенной службе, то есть как бы подтвердил дворянское достоинство. Но в 1907 году при венчании Степан скрыл свой дворянский статус, поскольку дворянин не мог жениться на простой крестьянке без разрешения Государя.

Поэтому он записан в метрической книге как личный Почетный гражданин Харькова. А вот при рождении дочери Валентины в регистрационной книге родители были указаны как дворяне.

Летные истоки и тяга к небу этой семьи поразительны и ознаменованы волшебной силой синематографа. В начале прошлого века техник-электромеханик Степан Гризодубов увидел в кинохронике полет братьев Райт — творцов одного из первых в мире самолетов. И сам загорелся мечтой построить собственный аэроплан. Летательные аппараты в то время были большей редкостью, чем нынче космические корабли.

Чтобы лучше разглядеть конструкцию американских авиаторов, Степан Васильевич купил у киномехаников местного синематографа несколько кадров, запечатлевших полеты американцев. Степан задумал сам создать летательный аппарат, хотя и не имел для этого ни достаточных знаний, ни средств.

С 1908 года Степан по кинокадрам спроектировал чертежи самолета. Работал практически в одиночку, помогала ему лишь жена Надежда, разделявшая увлечение супруга, который вынуждено отказывал семье даже в мебели. Все доходы и его, и супруги, зарабатывавшей шитьем, шли на содержание семьи.

В семье Гризодубовых 10 мая 1909 года родилась дочь Валентина.

Двигатели, в отличие от многих конструкторов тех лет, Степан Васильевич тоже конструировал сам. Впоследствии увлекся планеризмом. Его дочь Валя, будучи школьницей, тоже начнёт летать на планерах.

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

Окончание постройки первого самолёта в апреле 1911 года совпало по времени с научной экскурсией Воздухоплавательного отдела Харьковского отделения Русского технического общества (ХО РТО) в Севастополь. С.В. Гризодубов для ознакомления с существующими самолётами был включён в эту группу энтузиастов, которая прибыла в авиашколу 13 апреля 1911 года.

Первый его самолет не смог подняться в воздух. Несмотря на неудачу Гризодубов продолжил работу и его третий самолет, построенный им в 1912 году полетел.

Свой первый полет Валентина Гризодубова совершила с отцом в… 2,5 года. Кроха была привязана к отцу за его спиной ремнями, когда аэроплан взлетел с харьковского ипподрома.

Мама Вали, Надежда Михайловна, мечтала, чтобы дочка стала музыкантом. Гризобудова закончила консерваторию, и когда через годы она садилась за рояль, то даже профессионалы восхищались ее игрой.

15 мая 1916 года — сдал испытания на звание лётчика (пилота) и переведён в группу для обучения на боевых аппаратах.

8 июня 1916 года — получил диплом пилота-авиатора № 374 и остался работать при школе пилотом-преподавателем.

В ноябре 1916 года — демобилизуется по состоянию здоровья.

А в 1919 году, когда из Украины были изгнаны немцы, Клим Ворошилов — командующий Первой конной армией красных — назначил Степана Васильевича начальником ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Коннице была нужна поддержка с воздуха. Впоследствии на базе тех мастерских вырос Харьковский авиазавод, где строились истребители Поликарпова, затем — большие гражданские самолеты Туполева, а позже Антонова.

В 1919–1920 годах командовал мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолёты для Красной Армии.

С 1924 года руководил секцией планёрного спорта и маломощной авиации ОСОАВИАХИМа Украины и Крыма. Один из организаторов планеризма в стране.

Степан Гризодубов вместе с дочерью участвовал в знаменитых слетах в Коктебеле на горе Клементьева, куда приезжали со своими планерами Сергей Королев, Сергей Ильюшин, Олег Антонов и другие знаменитые в будущем конструкторы и летчики.

Из-за конфликта с В. Юнгмейстером Гризодубов ушел из авиамастерских и долгие годы работал инженером в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, где создавал контрольно-диспетчерскую аппаратуру для разных отраслей промышленности, а также сконструировал три типа аэросаней. В годы войны эти ревущие машины с десантниками, вздымавшие воздушной струей от винтов тучи снега, приводили в трепет фашистов. Немцы думали, что русские создали новые быстроходные танки.

С ранних лет кумиром маленькой Вали была первая русская летчица Лидия Виссарионовна Зверева, еще гимназисткой летавшая на воздушном шаре, а в 1911 году получившая звание пилота.

Валя Гризодубова стремилась во всем подражать Зверевой. Она тоже решила стать летчицей и в 14 лет совершила свой первый самостоятельный полет на планере в Коктебеле, на слете планеристов. После окончания средней школы Валентина Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

Кстати, родной брат ее матери Владимир Комаренко был известным в Харькове музыкантом, основал первую в городе детскую музыкальную школу. В годы войны он спас от уничтожения библиотеку нот местной консерватории. Уже после освобождения харьковчане поделились сохранившейся нотной партитурой с киевскими коллегами. Ведь киевская консерватория была разгромлена фашистами.

Когда в 1928 году в Харькове открыли школу пилотов гражданской авиации ОСОАВИАХИМа, Валентина поступила в нее в первом наборе и через три месяца окончила, получив звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова в 1929 году поступила в Пензенскую школу летчиков-инструкторов. Затем занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, обучая других искусству пилотирования.

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

В 1934–1935 годах служила в агитационной эскадрилье имени Максима Горького на Центральном аэродроме в Москве. Совершала агитационные перелеты по городам и селам Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья. И часто в далеком селении, где никогда еще не видели самолета, жители дивились не только прилету стальной птицы, но еще и тому, что ею управляет женщина.

Валя Гризодубова неслучайно попала в героическую тройку девушек, совершивших знаменитый дальний беспосадочный перелет. Она шла к рекорду чередой своих вершин. В октябре 1937 года на небольшом спортивном самолете она за полчаса преодолела 100 километров со скоростью 218 километров в час, побив рекорд американки Аннеты Джинсон (около 199 км/ч.). Через 2 дня Гризодубова побила рекорд американки Моури.

Верно подмечено: одним махом Гризодубова побила сразу три женских авиационных рекорда. А вскоре ее полет со штурманом Мариной Расковой по маршруту Москва — Актюбинск дал стране и 4-й рекорд. За 7 часов 23 минуты летчицы на спортивном самолете преодолели по прямой 1444 км, почти в 2 раза превысив международный женский рекорд.

Утром 24 сентября 1938 г. с одного из подмосковных аэродромов поднялся в воздух двухмоторный авиалайнер конструкции П. Сухого. Его пилотировали начальник корабля Валентина Гризодубова — бывший инструктор аэроклуба, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова, кроме того получившая путевку в небосвод в Центральном аэроклубе. Цель полета — побить важный женский рекорд дальности, принадлежавший француженке Дюпейрон (4360 километров).

Девушек искали десять дней, и в процессе поисков погибли по нелепой случайности два других экипажа — в общей сложности 16 человек. Ни в чем не повинная Гризодубова болезненно переживала случившееся.

В дальнейшем судьбы летчиц сложились по-разному. Полина Осипенко погибла в 1939 году во время тренировок, Марина Раскова — в 1943-м…

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

При Сталине личная ответственность за порученный участок работы для любого руководителя носила совершенно конкретный и персональный характер.

В 1939–1941 годах депутат Верховного Совета СССР В.С. Гризодубова занимала должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.

В Великую Отечественную войну В. Гризодубова была командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком авиации дальнего действия (АДД). За май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

В партизанское село Дуброва на грузовых парашютах было сброшено оборудование типографии, а также приземлилась наборщица М. Почкаева. Накануне вечером она работала в одной из московских типографий, а утром оказалась у партизан. Вскоре после приземления она стала набирать первый номер газеты для населения оккупированных областей.

В отдельных случаях, когда в некоторых отрядах создавалось критическое положение с питанием, страна посылала народным мстителям и продовольствие. Большое значение имело и своевременное обеспечение партизан медикаментами, медицинским оборудованием, квалифицированными врачами, а крупные соединения — походными госпиталями.

А 14 июня Валентина Гризодубова лично вылетела с грузом боеприпасов к житомирским партизанам, в соединение генерала Сабурова и осталась на день у партизан. «Увидев у себя прославленную летчицу, — пишет А. Верхозин, — хозяева проявили такое гостеприимство, что, если бы она стала выполнять все пожелания, с которыми к ней обращались партизаны, улететь ей не пришлось бы и в следующую ночь. Повидаться с командиром полка „партизанских летчиков” на аэродром приехали известные вожаки украинских партизан — генералы А.Ф. Федоров, В.А. Бегма и другие командиры соединений и отрядов.

В этот день у А.Н. Сабурова находилось 8 экипажей: самолеты стояли замаскированными в лесу, прилегающем к площадке.

Фашисты и не подозревали, что у них в тылу работает в буквальном смысле слова аэропорт, который каждую ночь принимает и выпускает более десяти самолетов.

С осени 1943 года В. Гризодубова командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком, летчики которого участвовали в Белорусской операции 1944 года, бомбили войска противника в районах Бобруйска, Рогачева, Полоцка, Борисова, Орши, Лиды.

Валентина Степановна отличалась характером взрывным, отчаянным и, если уж что-то решала, шла напролом — неспроста она занималась в юности боксом. Могла себе разрешить поступки дерзкие, куда больше опасные, чем перелет на Дальний Восток.

Она неоднократно ходатайствовала о людях, пострадавших от репрессий и доносов.

Гризодубова ходила в Кремль заступиться за Сергея Королева, с большим трудом добралась до Поскребышева и взяла с него обещание, что он всенепременно передаст ее заявление Сталину.

«…Спасибо большое вам за сына, за то, что смог эти 20 лет воротить своей работе — всему смыслу его жизни.

…Не приди вы на подмогу, не отзовись в тот памятный вечерок, когда я, не зная адреса Вашего, измученная поисками, вся промокшая насквозь, робко просила вашу маму впустить меня, кто знает, тот, что день космонавтики мы праздновали бы нынче.

Дочь и внучка Королева ездили к Валентине Степановне уже после смерти великого конструктора поклониться за её заступничество.

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

С 1946 года Гвардии полковник В.С. Гризодубова — в запасе. С 1946 года была заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила.

Степан Васильевич Гризодубов ушёл из жизни 11 декабря 1965 года.

6 января 1986 года за большие заслуги в развитии авиации удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь Валентины Степановны, увы, была не слишком счастливой [4].

Уже будучи в солидном возрасте, даже постепенно теряя зрение, Валентина Степановна потрясающе водила машину. Ей подчинилось небо, чего ей было бояться на земле? На Ленинградке гонщицу знали. Рулила она блестяще, отличалась фантастической реакцией, при этом опасных ситуаций на дороге не создавала, так что гаишники на шалости прославленной летчицы закрывали глаза.

Вспоминает М.С. Листов, лётчик- испытатель, воспитанник Гризодубовой [5]: «В НПО “Вега” Валентина Степановна получала зарплату замдиректора по лётным испытаниям, но в кабинете на Кутузовском бывала не часто — ездила на аэродромы, работала дома. Была доплата за Золотую звезду Героя. Плюс военная пенсия. Всех этих денег ей одной хватило бы с лихвой. Но дом Гризодубовой никогда не был пуст.

Рекордным оказался день присуждения ей звания Героя Соцтруда — тогда в квартире побывал 141 человек. Десятками приходили и в другие дни.

А такого хлебосольства, как у нее, я больше нигде не встречал. Если намечался юбилей или праздник — еще и к Валерию Павловичу отправляла меня с записочкой. Это был ее знакомый кок с подводной лодки.

Русская девушка-легенда, наводившая ужас на врага: её подвигами в небе восхищался весь мир

Он работал в ресторане неподалеку и для Валентины Степановны, конечно, готовил отменно. Боже упаси, чтобы человек ушел от нее, не поев или хотя бы не выпив чаю. Ничего не жалела, все выставляла на стол. Кремлевский паек (говорили, семья из трех человек могла питаться им в течение месяца) улетал за неделю.

Бывало, спросит вечером: “Пойди посмотри, что у нас в холодильнике”. — “Ничего, Валентина Степановна”. — “А пенёнзы (так она в шутку называла деньги) есть?” Найдет где-нибудь в подкладке НЗ — я бегу в обычный магазин: двести граммов сыра, колбаски… А она достанет из холодильника залежавшийся торт, добавит коньяка или варенья, прокрутит в мясорубке, перемешает, слепит, чем-то посыплет… Вот и весь кремлевский паек.

Некоторые, зная, что у Валентины Степановны можно хорошо поесть, без зазрения совести совершали набеги на ее холодильник. А ехали к ней со всей страны. Скольких людей она вызволила из тюрьмы, скольким помогла встать на ноги, поступить в институты, защитить диссертации…

Ночью, если раздавался звонок, с палочкой шла открывать дверь. И только когда человек входил, спрашивала: “Кто Вы?” Никого не боялась — ни на земле, ни в воздухе!

На приемах Валентина Степановна бывать уже не могла — из-за чрезмерного веса передвигалась с большим трудом. При этом сама садилась за руль, ехала к министрам решать вопросы, и чиновники спускались к ней в машину. На “Волге” гоняла до последних дней. Даже с гипертоническим кризом…

Она скончалась через сутки после дня рождения — 28 апреля 1993 года.

В ее родительском доме в Харькове ныне действует музей, а в Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник — храбрая девушка в летном комбинезоне, унтах и с планшетом идет к своему самолету — ставить новый рекорд.

Валентина Гризодубова, лётчица, Герой Советского Союза:

Читайте также: