Валдайские колокольчики информация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Издавна Великая Русь оглашалась колокольным звоном — в праздники звучали большие колокола на церковных колокольнях, в повседневной жизни заливались бубенцы на хомутах лошадиных упряжек, даря людям радость и праздничное настроение. С чего же началась история самых известных в мире валдайских колокольчиков — расскажут страницы древних книг.

Кто придумал колокольчик?

Идея создания колокольчиков пришли в голову епископу Ноланскому Понтию Миронию Павлину Милостивому. Завершая осмотр своих владений, епископ решил немного передохнуть, остановившись на живописном лугу, поросшем синими колокольчиками. Задремав, он увидел во сне ангелов, которые прикасались к цветам, а те отзывались нежным, серебряным звоном. Этот звук настолько потряс Понтия, что, вернувшись в Нолу, он рассказал об этом мастеру, который смог отлить точную бронзовую копию полевого колокольчика. Хотя, если опираться на данные историков, первые отлитые колокольчики встречались намного раньше, их делали ещё египтяне.

Есть и более романтичные истории. Молодая девушка купалась в лесной реке. Её голову обвивал венок из лесных колокольцев. Девушка утонула, а её возлюбленный — местный кузнец — выковал колокольчик в память о самой любимой и дорогой.

Есть еще несколько красивых предположений, как возникла идея колокольчика именно как литейного изделия, однако все они повествуют либо о любви, либо о её печальном конце.

валдайский колокольчик

Первый валдайский колокольчик. История

Если верить легендам, то история начинается примерно с 1478 года. Правил в то время царь Иван III, который распорядился перевезти новгородский колокол в Москву, навсегда забрав его с Софийской звонницы. Всё шло благополучно до тех пор, пока перевозчики не достигли Валдайских гор. Именно здесь сани, на которых был закреплён вечевой колокол, покатились по скользкой дороге, опрокинулись, и колокол, упав на дно пропасти, разлетелся на сотни маленьких кусочков. Как утверждают историки, именно из этих осколков возникли валдайские колокольчики. После на это место стали приходить местные жители. Они собирали колокольцы и, принеся их домой, просили мастеров литейного дела делать их копии. Это было связано с верой в чудодейственную силу данной вещи. Люди свято верили, что в доме, где есть свой валдайский колокольчик, непременно поселятся счастье, мир, лад, покой, благополучие.

валдайский колокольчик история

Начало производства

Принято считать, что моментом начала производства стала вторая половина XVIII века. Необходимость создания колокольчиков была первоочередной — они были одной из составляющих возниц на оживлённых дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре стали появляться уже профессиональные мастерские по отливу и мастерские, в которых изучались и воспроизводились конструкция и основные элементы колокольчика валдайского.

Совсем скоро в моду вошла индивидуальная подпись мастера, который создал своё творение. Никита, Иван, Алексей Смирновы, Филипп Терский — литейщики, чьи изделия вошли в историю отдельной записью. Именно с этого момента валдайский колокольчик стал известен именно как исконно русское изобретение. Постепенно ямщицкие колокольчики стали приобретать всё большую славу — они были не только важным элементом оповещения на дороге, но и значительно поднимали настроение ямщика, особенно в непогоду или поздней ночью.

валдайский колокольчик фото

Колокольчик колокольчику рознь

конструкция и основные элементы колокольчика валдайского

От мастера к заводам

Уже совсем скоро в стране стали появляться заводы, где делались акценты на вид деятельности: "Валдайские колокольчики - производство" - можно было прочитать на самых подступах к цехам. Первая половина позапрошлого века ознаменовалась открытием крупнейшего завода имени Смирновых, про который говорили, что только здесь отливаются лучшие колокола — самые большие и самые звонкие. Поистине гигантские изделия рождались в профессиональных руках мастеров — колокол мог весить свыше 1000 пудов. Однако это не значит, что Смирновы забыли, что такое маленький валдайский колокольчик. Завод принимал множество заказов на их изготовление, причём большинство изделий отливалось для храмов и монастырей России. Вскоре на производственный рынок вышел завод имени Стуколкиных. Иван Стуколкин вошел в историю как мастер, отливший 11 колоколов (вес их составил почти 4400 пудов), взяв за основу сибирские пятаки.

валдайские колокольчики производство

Конец заводского дела

Упрочнившиеся на производственном рынке заводы Смирновых и Стуколкиных постепенно стали обзаводиться конкурентами. Свою продукцию стали реализовывать заводы Алексея Усачёва, Георгия Андреева, братьев Усачёвых. Отливом колоколов для церквей Валдая уже занимались не только Стуколкины, но и братья Усачёвы. В моду входят колокольчики, которые вешаются над дверями, а также настольные колокольцы, которыми подзывают прислугу. Они практически ничем не отличались от тех, которыми пользовались ямщики. И только надпись давала понять, для чего служит этот колокольчик. А потом грянула Октябрьская революция, и колокольное дело в России было практически уничтожено. Самым стойким оказался завод Усачёвых, но и он вскоре закрыл свои двери навсегда. Литейное дело было возобновлено немногим спустя, однако того самого валдайского качества больше не наблюдалось.

музей валдайских колокольчиков

Увековечены в истории

Для того чтобы сохранить историю валдайского литья, был создан Музей валдайских колокольчиков. Краеведческий музей Валдая пополнился первыми экспонатами в 1980 году — тогда сюда завезли трофейные изделия мастеров Андреева и Григорьева, а также нашлось место и иностранным подобным предметам. Сюда везли корабельные колокола, колокольчики, предназначенные для скота, ямщицкие и настольные — экспозиции пополнялись с удивительной скоростью. Спустя 15 лет музей получил новую административную площадь — в здании Львовской ротонды. На тот момент в коллекции уже были не только маленькие и средние экспонаты, здесь же располагались большие колокола. Также было выделено место, где можно было рассмотреть валдайский колокольчик, - фото - историки постарались восстановить сохранившиеся снимки. Но лучше всё же увидеть это своими глазами. Бытует поверье, что звон валдайских колоколов очищает душу, излечивает от болезней. К тому же каждому желающему разрешено подняться на колокольню и позвонить самому.

валдайские колокольчики

Чем уникальны валдайские колокола?


Нежный и чистый звук валдайского колокольчика ласкает слух человека уже более 500 лет. Вы слышали их мелодичный звон? Знаете вы историю этих колокольчиков, пришедшую к нам из глубины веков?

Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы.

va1


Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву

Другое поверье относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдайцам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России – Московско — Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями — в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики.

В начале XIX в. появились специальные колокольные мастерские и заводы. Первые, известные нам, подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году. Под этим годом значатся изделия Филиппа Терского, Алексея Смирнова, Ивана Смирнова, Никиты Смирнова. Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других.

Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.

Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.

DIGITAL CAMERA

va4

Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.

Шли века, а людям хотелось верить, что в Валдае им отольют колокольчик из осколка “вечника новгородского” и осколков тех, рассыпанных по лесам валдайским, хватит всем, всем хватит славы и силы его.

Колокольчики на прилавке

Новгородцы всегда стремились к особой вольности. В 1478 году, по приказу царя Ивана III, вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы.

Его, как настоящего пленного, связали, водрузили на сани и отправили под конвоем в Москву. Но пленник так и не добрался до Москвы.

На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги.

Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету.

Что говорят историки

29 января в Новгород вошел Иван III.

8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.”

“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.

Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая.

С момента их чудесного рождения им суждено теперь вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы.

А выше – панорама Новгорода с Софийским собором и Софийской звонницей, колокола которой осенены главой с крестом. Рядом изображена звонница с единственным колоколом – вечевым Софийским, над которым нет креста, так как он был гражданским, светским, а не церковным.

На миниатюре изображены два вечевых колокола. И в этом нет ничего странного, ведь в Новгороде существовали два веча: на Ярославовом дворище и на Софийской стороне.

Есть разногласия

Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е., забыв о гордости, стал петь в один голос с другими русскими колоколами.

Однако единого взгляда на то, как сложилась его дальнейшая (московская) судьба тоже нет. Разные исследователи приводят разные версии.


  • Аккордеоны, баяны, гармони
  • Пюпитры, подсветки, метрономы, дирижёрские палочки
  • Акустика
  • Гитарные аксессуары
  • Гитарные эффекты, процессоры, комбо
  • Гитары
  • Духовые инструменты
  • Звуковое оборудование
  • Клавишные инструменты
  • Микрофоны
  • Наушники
  • Световое оборудование
  • Струнные инструменты
  • Струны
  • Ударные и перкуссия
  • Сувениры

CASIO

Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского колокольного литья, в том числе и валдайского.

Так предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.



Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России — Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями – в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики.

В начале XIX в. появились специальные колокольные мастерские и заводы. Первые, известные нам, подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году. Под этим годом значатся изделия Филиппа Терского, Алексея Смирнова, Ивана Смирнова, Никиты Смирнова. Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.

Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других.



Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.

Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.

Ранние известные валдайские колокольчики отливали, помимо названных уже мастеров, Макар Стуколкин, Егор Лебедев, Иван Терской, Степан Смирнов.

В середине XIX века работали Иван Лебедев, Алексей и Василий Нефедовы, Иван Пашков, Василий и Трофим Стуколкины, Алексей Чистюнин и другие.

Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.

Постепенно колокольные мастерские Валдая превращались в заводы: с 1816 г. называется заводом колокольное заведение Смирновых, И. Митрофанова, с 1841г. – Стуколкиных.



Колокололитейный завод братьев Усачевых в Валдае

В 1850-е годы появились заводы Лебедевых и Усачевых. В конце 1840-х г.г. на колокольных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11 тысяч рублей серебром. Рабочих насчитывалось 50 человек. Большие колокола при этом старались отлить на месте их установки, а не в Валдае на заводе.

В 1820 г. А.Шилов выехал на Валаам для отливки Воскресного колокола Спасо-Преображенского собора. Этот колокол, весом в 650 пудов и сейчас звонит на Валааме. А.Чистюнин отливал Воскресный колокол Софийской звонницы Новгорода в Юрьеве монастыре, М.Стуколкин знаменитые колокола Валаама отливал на Охте в Петербурге и на самом Валааме, но не в Валдае.

Не менее известны были изделия Стуколкиных. Иван Стуколкин отливал самый большой колокол Петербурга, который висел на колокольне Исаакиевского собора, вес его составлял 1860 пудов 29 фунтов без учета веса языка, который был весом в 49 пудов 29 фунтов. Мастер отлил тогда не один колокол, а целый звон в 11 колоколов общим весом в 4.349 пудов 14 фунтов. Особенностью этих колоколов было то, что отлиты они были из сибирских пятаков. М.Стуколкин отливал для Валаама два памятных колокола из материала еще более необычного – металлической бахрамы тканей и одежд, собранных на погребение императора Александра I.

Во второй половине XIX в. церковные колокола в Валдае отливаются на заводе Усачевых.

В начале XX в. в Валдае действовали заводы братьев Усачевых, Алексея Усачева, Георгия Андреева. Последний, начинал колокольную практику в Петербурге на заводе В.Орлова, открыв в начале XX в. самостоятельное производство у себя на родине в Валдае.

Заводы прекратили свое существование после Октябрьской революции. Дольше всех работал завод братьев Усачевых. Это был последний колокольный завод России, закрытый в 1930 году

В нашем магазине Вы можете приобрести Валдайские колокольчики:

Читайте также: