В прейер душа ребенка кратко

Обновлено: 01.07.2024

История становления психологии развития (детская и возрастная психология) связана с XIX веком. Тогда она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания. Произошло соединение два отдельных направления, которые до этого развивались параллельно.

Этот же период ознаменовался рассмотрением психологии развития начала учеными как самостоятельного направления психологии.

Среди объективных предпосылок ее формирования выделяют:

  • потребности педагогической практики;
  • формирование идеи развития в биологии;
  • создание экспериментальной психологии и формирование объективных способов исследования.

Детская психология: зарождение и развитие

Отмечается, что в данный период педагогика основной своей задачей ставила понимание ребенка. Помимо этого, ученые поняли, что только изучив психологию ребенка, можно понять психологию взрослого человека.

Началом изучения детской психологии, как впрочем и любой другой науки, стал сбор и накопление информации. Долгое время ученые занимались тем, что описывали проявления и последующее развитие психических процессов. Поэтому все знания, которые были накоплены, необходимо было систематизировать и проанализировать, точнее:

  • найти взаимосвязи между различными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность этапов развития;
  • исследовать причины и пути перехода с этапа на этап.

Развитие возрастной психологии

Особая веха в истории возрастной психологии выпала на ХХ в. Начало XX в. ознаменовалось началом использования методов экспериментального исследования умственного развития детей. Речь идет о тестировании, применении измерительных шкал и др. Детская психология стала восприниматься как нормативная дисциплина, которая описывает достижения детей во время развития.

Так, ученые решили, что важно определить стадии развития личности в онтогенезе. Данным вопросом стали заниматься ряд ученых: К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и многие другие. Для них было важно понять закономерность смены этапов развития и провести анализ причинно-следственных связей психического развития ребенка. Все это дало почву множеству теорий развития личности. Вот несколько из них: теория трех ступеней детского развития К. Бюлера, психоаналитическая концепция З. Фрейда, когнитивная теория Ж. Пиаже.

Новой ступенью для возрастной психологии стало введение метода формирующего эксперимента, который разработал отечественный психолог Л. С. Выготский. При помощи этого метода стало возможно обозначить закономерности развития психических функций. Использование данного метода послужило основой для появления нескольких теорий развития личности.

Теории развития личности

Существует несколько теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них:

  1. В основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского лежит утверждение о том, что интерпсихическое может стать интрапсихическим. На возникновение и развитие высших психических функций влияет употребление знаков как минимум двумя людьми во время совместного их общения. Иначе знак нельзя будет воспринимать как средство индивидуальной психической деятельности.
  2. Теория деятельности, которую разработал А. Н. Леонтьев. Согласно данной теории, деятельность изначально является сознательным действием, после предстает в виде операции, а затем уже перерастает в функцию.
  3. П. Я. Гальперин разработал теорию формирования умственных действий. Он считал, что в основе формирования психических функций находится предметное действие. Иными словами, начало психической функции находится в материальном выполнении действия, после посредством речевой функции завершается в виде умственной деятельности.
  4. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов вывели концепцию учебной деятельности. В данной теории рассматриваются вопросы формирования личности при помощи средств учебной деятельности.
  5. И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков разработали теорию первоначального очеловечивания, в которой раскрыты вопросы начальных этапов формирования психики у слепоглухонемого ребенка.

В последнее время в психологии развития произошли большие изменения, как в содержании, так и в междисциплинарных связях. Так, психология развития влияет и на смежные научные дисциплины, и в тоже время подвергается их влиянию, при этом ассимилируя все то, что способствует расширению ее предметного содержания.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Еще до появления книги Прейера самая важная часть психологии, касающаяся периода детского возраста, принадлежала к числу наименее разработанных отделов, и все главные положения, которыми руководилась педагогия, заимствованы из психологии взрослого. Легко понять, насколько могли быть проблематичны результаты, основанные па такой аналогии. При таком положении дела всякий шаг в вперед в получении психологии детства получает первостепенное значение для науки и искусства воспитания. С этой точки зрения книга Прейера составляет является самой выдающейся. Профессор физиологи Прейер, в течении нескольких лет, изо дня в день, со всей тщательностью ученого, делал наблюдения над проявлением психических функций у своих детей и результаты наблюдений записывал. Материал, собранный неутомимым наблюдателем, велик и обнимает главнейшие стороны духовной жизни ребенка, начиная с рождения. Наблюдения ведены и разработаны по методу точных наук, и в этом заключается главнейшее достоинство труда Прейера. По своей обширности, тщательной разработке и новизне содержания труд Прейера должен являться настольной книгой для родителей и воспитателей.

Сам Прейер говорит:

«Когда я поставил себе задачей подвергнуть физиологическому исследованию ребенка во время его утробной жизни и первых годов по рождении, чтобы выяснить происхождение отдельных жизненных процессов, я убедился вскоре, что мой труд распадается по существу на два отдела. Ведь утробная жизнь настолько разнится от внеутробной, что разделение труда необходимы. Поэтому, утробная жизнь обработана мною отдельно (Spесiale Physiologie des Embrio, 1885). Жизненные явления у человека в первую пору его самостоятельного существования настолько сложны и разнообразны, поэтому я почти ежедневно (с двумя незначительны ми перерывами) занимался с ребёнком, по крайней мере, три раза — утром, в полдень и вечером-по возможности ограждая его от обычной дресировки, то я почти каждый день мог заносить в дневника к.-л. психогенетические факты. Основное содержание этого дневника передано настоящей книгой.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ В. ПРЕЙЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

А.А. НИКОЛЬСКАЯ

В русской науке начиная с середины XIX в. был очень велик интерес к проблемам естественнонаучного изучения психических явлений, в частности к объективному изучению проблем детского развития. Поисками закономерностей физического и психического развития ребенка занимались многие крупнейшие ученые естественнонаучного профиля: И.М. Сеченов, Н.Ф. Лесгафт , В.М. Бехтерев и другие наиболее видные психологи и педагоги того времени: К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев , А.П. Нечаев. Ими были сформулированы основные задачи, стоящие перед этой областью знания, многое было сделано для организации исследований и распространения научных знаний, был накоплен ценный фактический материал, обусловивший возможность выделения детской психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Разрабатывая проблематику исследований детского развития в соответствии со спецификой задач, стоящих перед отечественной наукой, русские ученые стремились вместе с тем развивать ее в контексте мировой научной мысли. Оли внимательно следили за исследованиями иностранных коллег. Многие наиболее интересные и ценные исследования по психологии детства были переведены на русский язык, в первую очередь — труды пионеров детской психологии Б. Сигизмунда, Ч. Дарвина, Б. Пере, В. Прейера , Д. Сёлли и др.

Путь объективного, а не интроспективного изучения психических явлений стал приобретать все большую популярность, стал основой наиболее плодотворной — естественнонаучной — тенденции развития русской психологии. Под этим углом зрения И.А. Сикорский и оценивает значение книги В. Прейера . «Материал, собранный неутомимым наблюдателем, — писал

Во многих моментах И.А. Сикорский солидаризировался с В. Прейером относительно развития волевой сферы — начальный момент развития воли, классификация волевых действий, необходимость начинать упражнение в волевых действиях и внимании как можно раньше, так как это исходная точка в деле воспитания привычки к труду, целесообразность использования крайней слабости воли ребенка для того, чтобы внушить ему определенный план действий, научить его сдерживать аффекты и реализовывать посредством подражания собственные волевые акты.

В. Прейера , касающаяся специфики развития языка ребенка, не могла быть полностью переведена на русский язык, поскольку она раскрывала специфику лепета немецкого ребенка. Считая задачу изучения развития детской речи исключительно важной, В.Ф. Динзе дополнил эту часть материалами наблюдений над речевым развитием русских детей. В обращении к русским родителям он настойчиво призывал их к, проведению систематических повседневных наблюдений за развитием языка ребенка, подчеркивая значение изучения языка для понимания психологии ребенка, в особенности для постижения ума и логики детей. В организации этих наблюдений он рекомендовал воспользоваться выясненными В. Прейером условиями усвоения языка и обратить внимание на экспрессивные зачатки языка (крик, смех и т. п.), на импрессивные (жесты, различение слов и шумов и т. п.) и на центральные (обобщение частных случаев, образование предложений, память на звуки и слова и т. п.).

Характерную черту русских дневников развития ребенка составляло то, что их авторы наибольшее значение придавали наблюдениям за развитием ребенка как социального существа. Родители наибольшее внимание уделяли не психофизиологической стороне развития, а общим проявлениям психической деятельности, главным особенностям поведения и общения ребенка. Очень значительное место в связи с этим занимало наблюдение за развитием детского языка, на что ориентировали родителей русские ученые в области детской психологии.

Собиранием и изучением дневников детского развития занимался Н.А. Рыбников (им было собрано свыше 30 дневников), возглавлявший в 20-е гг. сектор детской психологии в Институте экспериментальной психологии (ныне НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) и координировавший работу по изучению детской речи в различных учреждениях. В своих работах, посвященных развитию и особенностям языка ребенка [13], [16], он, используя дневниковые материалы, дал глубокий анализ языкового развития с точки зрения его социальной и познавательной роли. «Для растущего человека, — подчеркивал он, — как социального существа, язык является могущественным орудием удовлетворения потребности в общении с себе подобными. Благодаря языку ребенок приобщается к самой широкой

В данной статье, естественно, невозможно охватить все направления исследования детского развития, развернувшиеся в России на основе объективных методов исследования. Здесь рассмотрена лишь часть исследований, относящихся к раннему и дошкольному детству и осуществленных методом, близким к прейеровскому . Думается, что приведенный в статье материал дает все основания утверждать, что внедренный В. Прейером метод систематических наблюдений за развитием ребенка дал плодотворные результаты на русской почве. Русские исследователи не только правильно оценили идеи и метод В. Прейера , но и творчески подошли к их реализации при проведении собственных наблюдений и экспериментов, дали оригинальную трактовку ряда принципиально важных вопросов, многое сделали для развития теоретических положений и методических приемов изучения психологии ребенка.

1. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. — Спб ., 1909. — 39 с.

2. Гаврилова Н. И., Стахорская М. П. Дневник матери: Записки о душевном развитии ребенка от рождения до 7-летнего возраста. — М., 1916, —234 с.

3. Кричевская Е. Моя Маруся: Записки матери. — Пг ., 1916.

4. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх,

привычках и выразительных движениях. — М., 1935.— 596 с.

5. Ланге Н. П. Душа ребенка в первые годы жизни. — Спб ., 1892. — 64 с.

6. Левоневский А. Ф. Мой ребенок. Наблюдения над психическим развитием мальчика в течение первых четырех лет его жизни. — Спб ., 1914. —216 с.

8. Менчинская Н. А. Вопросы развития мышления ребенка — в дневниках русских авторов.— Ученые записки гос. НИИ психологии, т. 2, 1941, с. 261—297.

9. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1948; 2-е изд.— М., 1957.—183 с.

10. Прейер В. Душа ребенка: Пер. с нем. И. А. Сикорского. — Спб ., 1891. —207 с.

11. Прейер В. Душа ребенка: Пер. с 7-го нем . и зд./Под ред. В. Ф. Динзе . — Спб ., 1912. — 298 с.

12. Прейер В. Духовное развитие в первом детстве с указаниями для родителей о его наблюдении: Пер. с нем. П. Ф. Каптерева . — Спб ., 1894. —261 с.

13. Рыбников П. А. Язык ребенка. — М., 1920. —34 с.

14. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства. — Спб ., 1884. — 203 с.

15. Сикорский И. А. Душа ребенка с кратким описанием души животных и души взрослого человека. — 3-е изд. — Киев, 1911. — 192 с .

16. Словарь русского ребенка: Материалы по развитию детского языка / П од ред. и с предисл . Н. А. Рыбникова. —М .; Л., 1926.— 112 с.

17. Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). — М., 1918.— 48 с.

18. Станчинская Э. И. Дневник матери. История развития современного ребенка от рождения до 7 лет / С предисл . К. Н. Корнилова. — М., 1924. —215 с.

Читайте также: