В г стариков биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стариков Валентин Георгиевич (1913 - 1979) – Герой Советского Союза

Кузнецов, Н.С. Стариков Валентин Георгиевич // Спасители Отечества / Н.С. Кузнецов. - Ижевск, 2015. - С.286-287.

Валентин Георгиевич Стариков // Почетные граждане города Сарапула: комплект из 61 открытки / авт.идеи и отв.за вып.: А.Г.Черных, С.В.Креклина, Е.Н.Шитова. - Сарапул, 2013.

Стариков Валентин Георгиевич // Сарапул: эпоха Великой Отечественной: сборник / сост. Т.Б.Пеганова. - Сарапул, 2010. - С.100.

Стариков Валентин Георгиевич // Ветераны Сарапула: истолрия, люди, подвиги. - Ижевск, 2005. - С.114-115.
Гамбург, Е. Рассказ о герое / Е.Гамбург // Красное Прикамье. – 2003. – 21 июня.

Гамбург, Е. В Сарапуле гордятся адмиралом Стариковым / Е.Гамбург // Новое время Удмуртии. – 2003. – 6 июня.

Стариков Валентин Георгиевич // Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы – наши земляки. – Ижевск, 1995. – С.160-161.

Решетов, А. Встречи на родной земле: пребывание в Сарапуле Героя Советского Союза В.Г.Старикова / А.Решетов // Красное Прикамье. - 1972. - 14 окт. - С.3.





Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система" г. Сарапул

Родился 8 июня 1913 года в городе Сарапул Вятской губернии, ныне в Республике Удмуртия. Из семьи служащего. Русский. Окончил школу ФЗУ при Пермском паровозоремонтном заводе.

С декабря 1943 года - начальник штаба 2-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота.

После войны продолжил службу в ВМФ СССР. В 1945 году убыл на учёбу. В 1948 году окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1949 года - начальник штаба Лиепайской военно-морской базы 4-го ВМФ (Балтийское море).

В 1953 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1951 года - старший преподаватель кафедры подводных лодок Военно-морского факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1954 года был начальником Морского научно-исследовательского полигона на островах Новая Земля, с сентября 1955 года - первый заместитель начальника этого полигона. С мая 1956 года - начальник Высших специальных офицерских классов подводного плавания Высшего военно-морского училища подводного плавания. С августа 1959 года - начальник минно-торпедного факультета этого училища. С августа 1965 года – начальник Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. С июля 1972 года вице-адмирал В.Г. Стариков - в отставке.

Скончался 26 июня 1979 года. Похоронен в городе Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на Ново-Волковском кладбище (участок 16).

Вице-адмирал (29.04.1970). Награждён двумя орденами Ленина (08.11.1941; 03.04.1942), двумя орденами Красного Знамени (20.06.1942; 27.12.1951), орденами Ушакова 2-й степени (25.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1943), Красной Звезды (05.11.1946), медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944), другими медалями.

Сочинения:
На боевом курсе. М., 1952;
Четыре похода. Записки подводника, 1952;
Не ради славы, 1960;
Будут ещё ветры. Свердловск, 1972;
На грани жизни и смерти. Ижевск, 1972.

Биография дополнена Кириллом Осовиком, Антоном Бочаровым.

КОМАНДУЮЩИЙ СЕВЕРНЫМ ФЛОТОМ АДМИРАЛ ГОЛОВКО А.Г. О СТАРИКОВЕ В.Г.:

"Ещё одна запись в декабрьском дневнике, вызывающая в памяти любопытные подробности, связанные с В. Стариковым:

"6 декабря 1941 года. Вернулась "М-171". Потопила танкер водоизмещением 3000 тонн. Задачу по высадке разведывательно-диверсионной группы выполнить не смогла из-за неблагоприятных условий. При возвращении имела большую ошибку в счислении и вместо Цып-Наволока вышла к Войтелахти. В то же время возвращалась "М-176", поэтому первую "малютку" принимали за вторую, что и уберегло её. При других обстоятельствах такая ошибка может привести к плохим последствиям: свою лодку вполне могут обстрелять свои же батареи. На этот раз, к счастью, обошлось".

Сто семьдесят первой "малюткой" командует капитан-лейтенант Валентин Георгиевич Стариков, бывший "фабзайчонок", молчаливый, доброжелательный, справедливый и решительный человек. Второй раз уже он попадает в пиковое, как говорится, положение. Чего стоит одна лишь октябрьская история с прорывом в Лиинахамари, вернее, с выходом оттуда обратно в море.

Третьим по счету из подводников-североморцев (после Егорова и Фисановича) Стариков сумел проникнуть в Петсамо-фьорд. Пожалуй, это было труднее, чем в двух предыдущих случаях, поскольку гитлеровцы приняли кое-какие меры оборонительного порядка, в частности поставили сетевое заграждение у гавани Лиинахамари, о чем Стариков не догадывался вплоть до того момента, когда "малютка" очутилась в критическом положении.

Лодка вошла в гавань беспрепятственно, по счастливой случайности не задев противолодочной сети. Два больших транспорта у причала приковали к себе все внимание Старикова. Он удачно атаковал их, торпедировал, зарегистрировал два взрыва и, совершив поворот на обратный курс, направил "М-171" к выходу в море, однако несколько в сторону от места, где лодка вошла в гавань. Это и послужило причиной задержки, которая могла стать роковой для "малютки" и для всего экипажа. На полном ходу, следуя на глубине восемнадцати метров, лодка врезалась в противолодочную сеть и застряла на месте в то время, когда за ней гнались катера с глубинными бомбами. Попытки вырваться переменными ходами из ловушки оказались безуспешными. А вражеские катера уже сновали над "малюткой", сбрасывая неподалеку от неё свой смертоносный груз.

Положение "М-171" было гибельным: не имея возможности двигаться, она представляла собой мишень для глубинных бомб.

Внезапно катера прекратили бомбометание: гитлеровцы определили, что "малютка" запуталась в противолодочной сети, и собирались либо захватить ее вместе с экипажем, когда она всплывет, либо, в случае сопротивления, расстрелять.

Тут и проявились качества настоящего командира, присущие Старикову. Его поведение в первые критические минуты и в последующие часы, пока лодка, освободившись из сети, оставалась в Петсамо-фьорде, всё время преследуемая вражескими катерами, было правильным и соответствующим образом действовало на экипаж, служило примером для каждого.

"М-171" удалось выскочить из сети после того, как Стариков дал ещё раз полный ход назад, создав максимальный дифферент на корму и рискуя вылить электролит из баков аккумуляторов. К чему могло привести последнее, говорить не приходится.

Маневр удался. "Малютка" выскользнула из сети, над которой её стерегли вражеские катера, но осталась внутри фьорда. Путь в море был закрыт, в чём Стариков убедился после неоднократных попыток пройти мимо единственного прохода, где скопились корабли противника с глубинными бомбами наготове. Иного пути из фьорда не было. Даже когда лодка ушла на предельную глубину, чтобы попытаться проскользнуть под сетью, она и там упёрлась в заграждение. Между тем время шло, воздух в лодке всё более насыщался углекислотой, плотность аккумуляторных батарей снизилась до минимума.

В таких условиях командир корабля нашел правильный выход. Приказав включить регенерацию, он объявил свое решение: пройти над сетью, в надводном положении, использовав замешательство противника, вполне вероятное, поскольку тот считал, что теперь, когда лодка высвободилась из сети, ей незачем всплывать. На всякий случай, распорядился командир, экипажу быть готовым к артиллерийскому бою и, если не удастся отбиться, к необходимости взорвать лодку.

Ни то, ни другое не понадобилось. На помощь пришла природа. Стоило "малютке" подвсплыть на ходу, и она, ещё не достигнув поверхности, оставаясь незамеченной вражескими наблюдателями, свободно прошла над сетью. Такую возможность создал океанский прилив, уровень которого достаточно высок в наших северных местах.

На фашистских кораблях спохватились слишком поздно: полным ходом "М-171" ушла от них в море, а затем благополучно возвратилась в базу, известив двумя выстрелами о двойной победе.

Расспрашивая Старикова, когда он докладывал о всех обстоятельствах похода, я убедился в отличной продуманности его действий, направленных на то, чтобы вывести лодку из ловушки. Мужественным, достойным советского командира было его решение взорвать корабль, если бы не удалось уйти из Лиинахамари. Отличным было и поведение экипажа, четкая исполнительность всех - результат совместных усилий командира и партийного коллектива "малютки".

Не боясь перехвалить, скажу: личному составу "М-171" есть с кого брать пример в критические моменты. Однако в навигационном искусстве у Старикова, бесспорно, имеется слабина. Ошибка в счислении, о которой записано в моем дневнике, свидетельствует о том, чего в дальнейшем не должно быть.

Ибо война не прощает ошибок.

Головко А.Г. "Вместе с флотом". М.: Воениздат МО СССР, 1960, с. 77-80

Валентин Георгиевич Стариков (8 июня 1913 — 26 июня 1979) — подводник, Герой Советского Союза.

Содержание

Биография

Стариков Валентин Георгиевич родился в семье служащего в городе Сарапул Удмуртской Республики.

С 6 марта 1943 года гвардии капитан 3 ранга Стариков командовал большой подводной лодкой К-1. Летом совершил на неё два похода в район Хаммерфеста. Передав корабль другому командиру, осенью того же года убыл на Черноморский флот, где продолжал службу начальником штаба 2-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок в Севастополе. На Чёрном море Валентин Георгиевич встретил Победу.

В 1948 году окончил Военно-морскую академию. После окончания академии в течение двух лет был начальником штаба Лиепайской военно-морской базы 4-го ВМФ. В 1953 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1951-1954 годах занимал должность старшего преподавателя кафедры подводных лодок Военно-морского факультета Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С ноября 1954 года по сентябрь 1955 год был начальником Морского научно-исследовательского полигона, в 1956-1959 годах возглавлял Высшие специальные офицерские классы Высшего военно-морского училища подводного плавания. В 1960-1965 годах был начальником минно-торпедного факультета этого училища, в 1965-1972 годах — начальником Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С. О. Макарова. С июля 1972 года вице-адмирал В. Г. Стариков — в отставке. Последние годы жизни вёл активную военно-патриотическую работу среди молодёжи.

С 1987 года имя героя Советского Союза В. Г. Старикова носит одна из улиц города Полярного (с 6 мая 2008 года — города Воинской Славы) — города, который много раз провожал героя в дальние походы и встречал из них, радуясь очередной победе.

Литература

В год празднования 75-летия Победы Царьград продолжает рассказывать о подвигах людей, сражавшихся против фашизма. Сегодня речь пойдёт о бесстрашном командире подводной лодки М-171, Герое Советского Союза Валентине Старикове. Этот человек смог выбраться из невероятной морской ловушки, обвести немцев вокруг пальца и спасти свой экипаж, который уже приготовился к страшной смерти.

Моряк по призванию

Валентин Стариков родился 8 июля 1913 года в Удмуртии в городе Сарапуле. Семья со временем вынуждена была переехать в Татарстан в деревню Атабаево. Отец ушёл служить в армию, а мать одна осталась с тремя детьми на руках. По воспоминаниям Валентина, жили они очень бедно, почти впроголодь, из одежды носили что придётся. Примерно в 20-м году в деревню пришли голод и тиф. Чудом Стариковым удалось выжить. Спасло их, в частности, и то, что отец приехал в отпуск и привёз с собой два пуда пшеничной муки. Глава семейства принял решение перевезти всех в Пермь, где ему предложили службу. В этом городе и определилась дальнейшая судьба Валентина. Он стал посещать военно-морскую секцию, где молодых ребят обучали морскому и речному делу. Через некоторое время его уже включили в состав будущего экипажа буксирного парохода, который планировали пустить в поход по Каме и Волге до Каспия. Мальчик мечтал стать непременно моряком. Но смерть отца внесла коррективы в его планы.

Шестнадцатилетнему Вале пришлось пойти работать на паровозоремонтный завод, чтобы помочь маме прокормить семью. Он с нетерпением ждал, когда его заберут в армию, хотел обязательно попроситься на флот. В 1931 году его мечта сбылась. Его направили в Ленинградское военно-морское училище, после успешного окончания которого он отправился на Балтику. Получив звание лейтенанта, Стариков был назначен командиром торпедной группы на подводную лодку. Служба для него началась хорошо. В 1939 году в составе Северного флота он стал уже командиром подводной лодки М-171, которую ещё ласково называли "малюткой". В этой должности его и застала Великая Отечественная война. Вскоре Стариков со своей "малюткой" стал для немцев словно красная тряпка для быка.

– писали о военной службе Старикова в журнале "Моделист-конструктор" в марте 1975 года.

Морская разведка

Отличиться экипаж подводной лодки смог уже во втором походе. В задачу Старикова входило вести наблюдение в районе финского порта Петсамо (ныне Печенга) и на его подступах уничтожать проходящие в гавань транспорты и боевые корабли противника. Однако пять дней выжидания прошли безуспешно. Тогда командир "малютки" решил незаметно прорваться в гавань и разведать обстановку. Чутьё подсказывало ему, что немцы что-то задумали.

Желание как можно скорее нанести удар по вражеским кораблям смешивалось с нарастающими опасениями, – писал Валентин Стариков в своей книге "На грани жизни и смерти". – И вот, когда казалось, что лодка, наконец, у цели и когда я уже готовился поднять перископ, считая, что мы находимся в центре гавани, во всех отсеках вдруг раздался глухой грохот. От толчка лодка стала стремительно всплывать… Случилось то, чего мы больше всего опасались.

Подводная лодка попала в струю течения и наскочила на скалистый берег. "Малютку" обнаружили. Стариков срочно дал экипажу команду "полный назад". В их сторону ринулся небольшой сторожевой противолодочный корабль немцев. Лодка стала погружаться. Спасло то, что корпус не пострадал. Теперь нужно было вырваться из фиорда и оторваться от преследования. На "малютку" летели малые глубинные бомбы, строчила береговая артиллерия. Стариков вырвался. Стало понятно, что немцы интенсивно готовятся к осеннему наступлению на Мурманск и увеличивают морские перевозки через порт Петсамо.

Приготовились к смерти

В ходе очередного задания Старикову поручили уничтожать гитлеровские конвои на подступах к порту. Однако один из них успел пройти до прибытия "малютки" в Петсамо.

Два больших транспортника привлекли внимание Старикова у причала. Он решил атаковать и выпустил по ним две торпеды. Зафиксировав взрывы, командир направил лодку к выходу в море. На полном ходу на глубине 18 метров "малютка" врезалась в противолодочную сеть и застряла. В это время за ней уже гнались фашистские катера с глубинными бомбами. Все попытки вырваться из ловушки оказались безуспешными.

Немцы захотели взять экипаж живым. Стариков чудом и с огромным риском смог выбраться из сетей, но все выходы в море уже были перекрыты. Даже когда лодка ушла на предельную глубину, она и там наткнулась на заграждение. Гитлеровцы не сомневались, что русские всплывут, и заняли выжидательную позицию. Между тем воздух был на исходе. Подводники стали задыхаться. Командующий Северным флотом в 1940-1946 гг. адмирал Арсений Григорьевич Головко вспоминал:

В таких условиях командир корабля нашёл правильный выход. Приказав включить регенерацию, пройти под сетью в надводном положении, использовав замешательство противника. На всякий случай, распорядился командир, экипажу быть готовым к артиллерийскому бою, и если не удастся отбиться, к необходимости взорвать лодку.

Старикову тогда помогло настоящее чудо – внезапный океанский прилив. Стоило "малютке" подвсплыть на ходу, как она, ещё не достигнув поверхности, оставаясь незамеченной, прошла над сетью. М-171 благополучно вернулась домой, известив о своём прибытии двумя выстрелами. К концу войны "малютка" довела свой боевой счёт до 14 побед. Старикову в каждом походе сопутствовала удача. Его даже стали называть "командиром счастливой "малютки".

3 апреля 1942 года капитану третьего ранга Валентину Старикову было присвоено звание Героя Советского Союза, а его лодка одной из первых на флоте стала гвардейской. Весной 1943 года Старикова назначили командовать уже большой подводной лодкой К-1. Победу он встретил на Чёрном море. В мирное время Стариков продолжил военно-морскую службу и стал вице-адмиралом. Он прожил 66 лет и всю свою жизнь был верен себе, слову и Отчизне, ради которой готов был в любой момент пойти на смерть!

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: