Достижения готической архитектуры в англии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Westminster

Представляя готическую архитектуру, мы первым делом вспоминаем соборы Франции — страны, в которой зародилась готика. Очень скоро этот стиль стали заимствовать англичане, но усвоили они его своеобразно: эта нация, как никакая другая, дистанцируется от континентальной Европы, гордясь островным положением. Кроме того, вечное противостояние между соседями по Ла-Маншу привело к тому, что английская готика развивалась по своим канонам.

Сложно выделить среди английских готических зданий самые-самые. Начнем с наиболее известных, воплощающих имперский дух Лондона, и закончим любопытными и весьма неожиданными в этом списке архитектурными сооружениями. Но обо всем по порядку.

Вестминстерский дворец

Вестминстерский дворец

Самый популярный открыточный вид Лондона — вид со стороны Темзы на Вестминстерский дворец. Здание английского парламента приобрело свой нынешний облик с башенками, стрельчатыми окнами и порталами в середине XIX века, когда после пожара оно было перестроено в стиле неоготики. Чтобы пройти по всем коридорам парламента, понадобится ровно 1 час. Квадратная башня Виктории — самая высокая во дворце, ее высота составила 98,45 м и превзошла на 2 м размеры часовой башни Елизаветы, более известной как Биг-Бен. В 2017 году знаменитый колокол замолчал на 4 года — начался ремонт его механизма, часов и самой башни.

Полюбоваться на масштабнейшее творение с высоты не просто, а очень просто — надо лишь прокатиться на колесе обозрения London Eye. В туристический сезон билеты в кассе бывают распроданы, поэтому удобно приобрести их заранее, еще из дома.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство — памятник ранней готики, внесенный в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, место коронации и свадеб королевского семейства, символ английской монархии. В архитектурном смысле уникальным является веерный свод часовни Генриха VII — особенность, присущая английской готике, когда декоративные элементы главенствуют над конструктивом.

Станция метро: Westminster /St James’s Park.

Купить заранее билеты с русским аудиогидом можно здесь, а если вы хотите одновременно сэкономить на транспорте и посещении других лондонских достопримечательностей — приобретите London Pass.

Тауэрский мост

Тауэрский мост

Узнаваемый неоготический силуэт Тауэрского моста — еще один из символов Лондона, до сих пор не потерявший свое транспортное значение. Башни, галереи, машинное отделение разводной части моста — все это можно посетить с экскурсией. Более подробно про Тауэрский мост вы узнаете в нашей отдельной статье.

Станция метро: Tower Hill /London Bridge.

Йоркский собор

Йоркский собор

Собор в Йорке — второй по площади среди средневековых зданий в Европе (после Кельнского собора) и один из первых в Англии, построенный в стиле украшенной готики. Это ажурные орнаменты, стилизованные листья и стебли декора. Светлый интерьерный камень создает праздничную и светлую атмосферу внутри. Дневной свет льется через самые большие витражные окна в Европе, а одно из окон очертаниями каменного узора напоминает сердце; оно так и называется — Сердце Йоркшира.

Расположение: Йорк, графство Йоркшир.

Чтобы осмотреть Йоркский собор, забронируйте отель или апартаменты в Йорке.

Собор в Глостере

Собор в Глостере

Глостерский собор наиболее ярко раскрывает переход от украшенной готики к перпендикулярной, декор которой выражен в господстве пересечений горизонтальных и вертикальных линий. В то же время, веерные своды становятся все более вычурными. Мы можем увидеть их в кино — в галереях Глостерского собора снимали сцены из фильмов о Гарри Поттере.

Расположение: Глостер, графство Глостершир.

Оксфордский университет

Оксфордский университет

Это крупнейшее и старейшее высшее учебное заведение Англии, где в 38 колледжах обучается более 20 тысяч студентов. Многие здания Оксфордского университета — пример гражданской архитектуры в стиле готики, с которыми большинство из нас знакомы по киноэпопее о Гарри Поттере. В Бодлианской библиотеке снимали школьную библиотеку Хогвартса, больница обрела свое киновоплощение благодаря помещению факультета богословия, а Крайст-Черч подарил магической школе свои лестницы.

Расположение: Оксфорд, графство Оксфордшир.

Посетить студенческий городок и рассмотреть как следует его архитектуру можно вместе с русскоязычным гидом, записавшись на групповую или индивидуальную экскурсию.

Солсберийский собор

Солсберийский собор

Расположение: Солсбери, графство Уилтшир.

Посетить средневековый Солсбери с собором и другими достопримечательностями можно на автобусной экскурсии из Лондона.

Собор в Кентербери

Собор в Кентербери

Расположение: Кентербери, графство Кент.

Строберри Хилл Хаус

Строберри Хилл Хаус

Расположение: Твикенхем, предместье Лондона.

Замок Хайклер

Замок Хайклер

Расположение: Ньюбери, графство Беркшир.

Поселиться в 1,5 км от аббатства Даунтон — это реально, если забронировать номер в мини-гостинице The Carnarvon Arms.

Хотелось бы кратко упомянуть и о готических руинах аббатства Уитби, овеянных мистическим духом, и об остатках аббатства Фонтхилл, памятника эксцентричности его владельца Бекфорда, и о многих других местах.

Еще больше достопримечательностей во всех уголках страны вы увидите, свободно путешествуя по Англии на автомобиле (арендовать его можно, например, здесь).


собор в Линкольне

Отличия в соотношениях по высоте и длине в архитектурных сооружениях Англии и Франции стали определяющим фактором в развитии английского архитектурного творчества в период позднего средневековья, творчества, которому мы обязаны многими великолепными памятниками. Сложившуюся культуру храмостроения в Англию принесли норманны-завоеватели. Англия стала чуть ли не первой страной, которая переняла от Франции романский, а затем и готический стили, которые она видоизменила.

Именно исторические события в развитии английского государства стали определяющим аспектом в формировании особенностей английской готики. В то время в Англии, как и во всей Европе, прослеживался экономический подъем. Однако в отличие от европейских стран развитие промышленности и торговли в Англии определялось деревней, где заготавливалось сырье, которое подготавливалось на экспорт. Экономикой правило дворянство, поэтому городские интересы не имели определяющего значения. Поэтому строительство городских храмов оставалось выполненным в романском стиле.

В Англии соборы воздвигались не в центре города, как во многих европейских странах, а за городом, где находился монастырь. Если в Германии и во Франции готические соборы величественно возвышались над неказистыми домиками горожан, то в Англии собор представлял собой гармоничное дополнение пейзажа, который служил ему живописным окружением, поэтому и разрастался не в высоту, а в стороны. Готический стиль все же требовал преобладания вертикали. Английские архитекторы воплотили это стремление ввысь по-своему.

Английские соборы строились вытянутыми в длину, в них прослеживается обилие стрельчатых дуг над всеми часто устроенными окнами. Фасады украшали такое же обилие настенных вертикальных переплетов. В английском храмостроении появилась третья башня, которая располагалась над средокрестьем. Горизонтальная протяженность храмов на фоне живописных равнинных пейзажей с их упором на вертикальность не всей конструкции, а лишь декора фасада и интерьера составили главное отличие английского готического зодчества. Ведь как поражают воображение своими фасадами соборы в Солсбери или в Линкольне, облаченные в несчетное количество вертикальных форм, соединенных мастерством в одно целое.

Однако еще более поразительными являются интерьеры этих соборов, представляющие собой сочетание звездчатых, веерообразных и сетчатых форм. Здесь можно увидеть невероятно разросшиеся пучки колонн, нервюры тончайшей работы, решетчатые переплеты ажурных воронок создает впечатление гармонично звучавшей симфонии кружев, дающей рождение полной невесомости свода.

Именно в Англии величество готического храмостроения отступило перед бесчисленным и безудержным декором. Головокружительное впечатление оказывают собор Глостера и своды капеллы Королевского колледжа в Кембридже, декор которых выполнен многообразием самых замысловатых узоров, которые напоминают чудеса орнаментов нортумбрийской древней миниатюры. Английская готика позднего периода из-за свойственной ей подчеркнутости вертикальных членений стала называться перпендикулярной.

Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников.

Английская конструктивная арка XIV в. — это нормандская стрельчатая арка с ее постоянной кривизной. В XV и XVI вв. ее заменяют пониженной стрельчатой аркой, которая названа была аркой Тюдоров.

Подобно анжуйской архитектуре, английская архитектура увеличивает число нервюр.

Мы уже описывали ранее свойственный ей тип сводов и пучки нервюр, разветвляющихся у вершин устоев и образующих своими разветвлениями сеть, на которой лежат распалубки. В XVI в. нервюры превращаются в простые профили, украшающие внешнюю поверхность конструкции, которая уже больше не состоит из распалубок.

Собор в г. Дарем
Собор Вестминстерского аббатства
Собор в г. Дарем Собор Вестминстерского аббатства

Над центральной секцией часто возвышается фонарь, как и в нормандских церквах (Йорк и др.). Надо отметить, что в Англии никогда не применялись ни светлый трифорий, ни нервюры, непосредственно связанные с устоями; между стволом устоя и пятами нервюр всегда па ходится капитель; в последний период она заменяется валом, но не исчезает совершенно.

Внешний вид готических зданий настолько согласуется с характером страны, что, когда в XVII в. вся остальная Европа была захвачена реформаторским течением нового искусства, Англия осталась верна традициям своей старой архитектуры.

Наоборот, английский стиль никогда не мог акклиматизироваться по эту сторону Ламанша. Собор в Бордо, построенный во время английского владычества, по стилю своему — французский.

Эдуард I сооружал на территории Гиенны целые города, как Монпазье, но церкви и дома в этих новых городах построены в стиле Южной Франции. В английских же владениях на севере Франции можно назвать только хор в Доле, квадратная форма которого была вызвана, может быть, подражанием, и церковь Сен-Поль в Леоне, где подражание очевидно.

Период расцвета английского искусства приходится на XIV, XV и начало XVI вв. В этот период были построены готические части церквей в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, г Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке.

Часовня Королевского колледжа представляет собой часть университетского колледжа, основанного Генрихом VI в Кембридже в 1441 году. После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того как в 1508 году Генрих 7 вновь обратил внимание на этот проект и выделил в завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была завершена.

В середине XVIII в. этот стиль возрождался (ранее, чем в других странах) в романтической Неоготике. Элементы национального готического стиля бережно сохранялись в английском искусстве в силу его традиционности и консервативности. Английская готика не отрицалась, а развивалась последующими стилями елизаветинского Ренессанса, английского Классицизма и Барокко периода правления королей Георгов.


Основная идея готики в архитектуре - выразить не прочность, фундаментальность, устойчивость здания, как в романском стиле, а христианскую идею устремления вверх, к Высшим Силам и Божественному свету. Зародившись во Франции, готика быстро распространила свое влияние на страны Европы, где властвовал католицизм.

Франция

Готическая архитектура появилась в Северной Франции в середине 12 века и достигла расцвета в первой половине 13 века. Готическая архитектура основана на новой (относительно романской) конструктивной основе – каркасе из столбов (в зрелой готике вместо столбов – пучок колонн) и стрельчатых арок. В результате использования каркасной системы, стены перестали нести нагрузки от сводов кровли, благодаря этому они стали тоньше, в них стали устраивать огромные окна. Благодаря ослаблению давления свода на стены, у зодчих появилась возможность создать ощущение легкости и воздушности зданий. Фасады украсили стрельчатые арки, большое количество скульптурных композиций с сюжетами на религиозные, бытовые и сатирические темы, рельефных орнаментов. Украшали сооружения разноцветные витражи. Впервые готическая каркасная система, определившая общий вид величественных сооружений, появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-1144гг.) Яркие примеры начального этапа готики: соборы в Шартре, Лане, Париже.


Собор в Лане – пример ранней готики в архитектуре Франции


Зрелая готика в архитектуре. Часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248 гг.)

В конце 13 — начале 14 вв. готика в архитектуре Франции претерпела некоторые изменения: появилось больше декора, у статуй, украшающих фасады, появились характерные черты: S-образный изгиб, куртуазность в позах.


Церковь Сен-Маклу в Руане (Св. Маклоу - Church of Saint-Maclou) (1434—1470гг.), Архитектор Пьер Робен.

Англия

Средокрестие - пространство, полученное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом. Неф – продольная часть храма, отделенная от соседних объемов колонной, аркадой. Обычно храм расчленяется на главный неф и боковые нефы. Трансепт – поперечный неф или несколько нефов.

В Великобритании развитие готики в архитектуре было замедленным из-за внутренних раздоров, войн, церковных конфликтов. Расцвет английского готического искусства начинается в 14 веке и продолжается до начала 16 века: Английская готическая архитектура развивалась под влиянием завоеваний нормандских и анжуйских территорий. Влияние нормандского зодчества сказалось на четких приемах построения зданий: до конца 16 века используются нормандские оконные переплеты заостренной формы с розетками или в виде решетки. Английские архитекторы сохраняли нормандский вариант толстых стен. Такие стены пронизывали галереями и коридорами. Строили каменные своды с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Английская готика в архитектуре проигрывала в высоте, но при этом отличалась протяженностью (старый собор Святого Павла в Лондоне имел длину 179 метров). К готическим сооружениям Англии относятся: церкви в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке. Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, соборы в Эксетере и Глостере.


Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Вестминстерское аббатство) — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. 1245- 1740 гг. (Архитектор Хр. Врин закончил строительство церковных башен). Длина - 156 м; высота храма – 31 м., высота башен- 69 м.

В английской готической архитектуре различаются три основных направления.

Ранняя английская готика

Ранняя английская готика (1170-1300 гг.). Ланцетовидный стиль (Lanceolate style). Для этого периода зодчеству свойственно устремление вверх, как символ стремления к небесам. Характерный элемент стиля - расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. В архитектуре господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. Окна вытянуты в высоту, узкие, появляется сдвоенное окно - бифория. Скульптурный декор становится более выпуклым.


Главный неф собора в Линкольне (12 в. - 1311 г.) выполнен в ланцетовидном стиле

В этот период сформировались характерные черты английских кафедральных соборов, с центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, обрамляющими по норманнской традиции фасад. Вместо большой розы западного фасада (как во французской готике) - прямоугольное окно. Арки делали ланцетовидными. Примером стилевого направления является собор Солсбери (1220-1284 гг.), построенный под руководством епископа Ричарда Пура. Башня над средокрестием создана в 1313–1320 гг.(высота - 123 м.) Она является самой высокой средневековой башней в Англии. Храм имеет длину 140 м.


Собор Солсбери (1220-1266 гг.), архитектор Элиаш Дерхем.

Часовня королевского колледжа (1441 – 1515 гг.) Ведущий мастер: Джон Уайстел.

Читайте также: