Узбеки история народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Узбеки — это тюркоязычный народ, коренное население Узбекистана и самая большая нация на территории Средней Азии. По-узбекски их национальность звучит — “узбеклар”. Ранее на территории Узбекистана многие народы называли “сарт”, что обозначалось, как “торговец”. Узбеки действительно испокон веков активно вели торговлю, но и земледелием также увлекались.

Численность

Среди народов Средней Азии узбеки — самый численный. И в самом Узбекистане коренное население составляет 80%. Во всем мире, по последней переписи населения, насчитывалось около 40 млн. человек, из них 27 млн приходится на Узбекистан. Кроме того диаспоры встречаются в таких странах:

  • Афганистан (4 млн);
  • Таджикистан (1,2 млн);
  • Киргизия (875 тыс);
  • Казахстан (550 тыс);
  • Россия (290 тыс);
  • Туркмения (приблизительно 250-500 тыс);
  • Турция (75 тыс);
  • Пакистан (70 тыс);
  • США (50-80 тыс);
  • Украина (12 тыс);
  • КНР (10 и 12 тыс);
  • Швеция (3,5 тыс);
  • Белоруссия (1,5 тыс);
  • Монголия (550 чел);
  • Латвия (340 чел).

Происхождение

Уйгуры и халаджи — родственные народы. А вот узбеки считаются потомками таких народностей:

  • согдийцы;
  • арабы;
  • монголы;
  • карлуки;
  • бактрийцы;
  • огузы;
  • хорезмийцы;
  • кипчаки;
  • ферганцы;
  • сакомассогетские племена;
  • тюрки (Золотая орда).

С веками и в процессе слияния разных народностей и возник такой народ, как узбеки. Но большое влияние на формирование будущей нации имели племена узбеков Дешт-и-Кипчака. Таких племен насчитывали аж 92, но мнения историков про их список расходятся. Но племена кырк, юзы и минг встречаются чаще всего в различных исторических документах. На территории современного Узбекистана ранее находилось три могучих государства: Согд, Бактрия и Хорезм.

Языковые группы

Узбекский язык принадлежит к тюркской группе языков. Также входит в состав карлукских языковых групп, которым предшествовал древнетюркский язык. Письменность основана на руническом алфавите. С приходом ислама в страну, в IX появился и арабский алфавит. Ближе к нашему времени вводился латинский алфавит, а после и кириллица. В 1992 году официально закрепили латиницу.

В наше время насчитывается много форм местного диалекта, притом сложных форм:

  • ферганский;
  • ташкентский;
  • туркестано-чимкетский;
  • каршинский;
  • самаркандско-бухарский;
  • хорезма;
  • дари.

Не редко встречается и двуязычие.

Религия

Религиозное верование — ислам, суннизм. Очень редко встречаются другие верования и исповедования. Самарканд — столица духовной жизни в Узбекистане.

Традиционная кухня

Для узбеков характерно изобилие в меню, а также гостеприимность. Даже при выпечке хлеба они могут смешивать несколько сортов, а то и разновидностей муки. Традиционно готовят лепешки, патир или оби-нон. Мясо употребляют говядину, баранину и курятину. Распространённые молочные продукты (каймак, пишлок). Любят специи, но в основном травяные. Лучшее блюдо — это узбекский плов, его приготовление это целая традиция. Также цениться зеленый чай, который прекрасно утоляет жажду. Среди фруктов пользуются спросом дыни, арбузы и виноград. Грибы и рыбу употребляют редко.

Национальная одeжда

Вeрхняя одeжда у мужчин называется камзол. Это длинная рубаха, примерно по колено, где в талии немного сшита. Головной убор — тюбетейка. Женщины носят платье. Покидая пределы дома нужно на лицо накидать паранджу. Но эта традиция отходит, также, как ношения платка на голове. Обувь — резиновые сапоги, поверх которых нужно обувать калоши.

Обычаи узбекского народа

Родители юношей и девушек самостоятельно выбирают пару своим детям и мнение молодоженов не учитывается. Дети всегда прислушиваются к родителям и выполняют их поручения. За невесту принято платить калым. Но иногда невесту воруют, а милиция не особо берется за поиски. Мужчина — глава семьи, религия позволяет иметь до 4 жен. В семье первым говорит отец, лишь по разрешению могут заговорить сыновья, жена говорит последней, но в семье все решает отец. Несмотря на дискриминацию, в семье мягкие отношения.

Для узбеков характерны земледелие и скотоводство. Последние строили юрты. Также живут в шатре.

Народ поддерживает традицию Махалля, когда все родственники и все всех знают. А еще особенное чаепитие в узбеков: если налито чуть-чуть чая, то хозяин хочет, чтобы кто-то был частым гостем и просил добавки, а если много налито, то чтобы гость допивал побыстрее свой чай и уходил, он здесь не жданный гость.

Черты характера

Узбеки гостеприимны, очень добродушны. Не любят, когда их оскорбляют. Слегка гордые, патриотичные, любят свою страну и свой народ. Всегда придут на помощь.

Узбеки формировали свою нацию на протяжении многих веков, поэтому им есть чему гордиться. Они сохраняют свои традиции, хотя многие обычаи стали поддерживаться только небольшими группами. Много времени и внимания отдают религии.

Всего: ок. 27 000 000 - 29 000 000
Узбекистан:
ок. 22 000 000 — 23 000 000 [1]
Афганистан:
ок. 1 500 000 — 2 700 000 [2]
Таджикистан:
ок. 1 130 000 [3]
Киргизия:
796 300 [4] (рус.)
Казахстан:
493 721 (2012) [5]
Туркмения:
ок. 250 000 [6] —500 000 [7]
Россия:
289,000 — 300 000(2010) [8]
Пакистан:
70,000 [9]
Турция:
ок. 50 000 [10]
США:
ок. 20 000 [11]
Украина:
ок. 12 353 [12]
КНР : 12 370 (перепись 2000 г.) [13]
Белоруссия : 1 593 (перепись 2009 г.) [14]
Латвия : 339 (перепись 2011) [15]

Узбекский, языки стран проживания.

Узбе́ки (узб. ед. Ўзбек, мн. Ўзбеклар; O’zbek, O’zbeklar ) — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана, достаточно большое количество автохтонных узбеков живут в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северной и восточной Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов имеются в России, США, Турции, Украине, странах ЕС. Верующие — мусульмане-сунниты. Узбеки традиционно заняты земледелием. Более 48 % населения Узбекистана проживает в сельской местности [18] . Самая многочисленная нация в Центральной Азии.

Содержание

Этногенез узбеков

Этногенез узбеков протекал в Мавераннахре и сопредельных районах. В формировании узбеков принимали участие древние народы Средней Азии — согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена, восточные иранцы, эфталиты [19] . С продвижением кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье на рубеже I-II веков.

Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (VI век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В VII—VIII вв. в Средней Азии проживали такие тюркские племена как: тюрки, тюргеши, карлуки, халаджи и др. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.

После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219 году, этногенез населения Средней Азии подвергся изменению. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и монгольскими народами. [20]

Среди мугских согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом. [21] На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о том, что местное тюркское население в VII—VIII веках обладало своей письменной традицией.

Арабское завоевание второй половины VII — первой половины VIII века оказало определенное влияние на ход этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к Х веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стал персидско-таджикский и тюркский.

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс начала формирования этноса, впоследствии ставшего основой узбекcкой нации, особенно активизировался в XI—XII веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемы династией Караханидов.

Возникновению узбекской народности предшествовало образование в XII веке крупного государства Хорезмшахов, объединившего как оседлое, так и частично кочевое население Средней Азии [22] .

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом [24] .

Процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров [25] .

По данным Е. К. Мейендорфа в 1820 году в Бухарском эмирате из 2,5 миллионного населения страны 1,5 миллиона составляли узбеки [26] .

Авторы конца XIX века, описывали узбеков следующим образом:

Узбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли [30] .

Этноним

Общепринятая версия, название народа произошло от имени хана Золотой Орды — Узбек-хана (1312—1340).

В 1221 году одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане был Джахан Пахлаван Узбек Таи [33] . Таким образом, слово узбек возникло в Средней Азии ещё до походов монголов.

Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов [35] .

92 рода узбеков



По одной версии портрет воина-узбека, около 1557—1564 гг., по другой — портрет пленника туркмена, Сефевидский Иран [38]

К настоящему времени известны более 18 списков 92 узбекских племен, причем все они составлены на территории Мавераннахра, то есть оазисов Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список датируется XVI веком, а самый поздний началом ХХ века. Один из списков был записан Н. В. Ханыковым, который был в Бухаре в 1841 году. [41]

Анализируя списки узбекских племен можно отметить, что большинство из них начинается с названия трех племен: минг, юзы и кырк.

Было также дештикипчакское узбекское племя уйшун (уйсун), группы которого известны в Ташкентском и Самаркандском оазисах, возводит свое происхождение к усуням [42] . У узбеков племя уйшун считается одним из самых древних среди 92 узбекских племен и пользовалось определенными привилегиями [42] .

В одном из списков 92 узбекских племен, составленных в Мавераннахре, указаны племена, которые жили в оазисах Средней Азии задолго до завоевания края Шейбани-ханом. Например, в списке из рукописи 4330.3 из собрания Института востоковедения Узбекистана можно найти такие рода как: барлас, катаган, кипчак, уз, найман и др. [43]

Поэт XVII века Турды писал об этнониме узбек, как объединяющем названии для 92 родов на территории Средней Азии [46] .

Этнические процессы

К началу ХХ века после упразднения Кокандского ханства, и последний период существования Бухарского эмирата и Хивинского Ханства в междуречье Сырдарьи и Амударьи образовалось неоднородное по своему языку, культуре и образе жизни население состоящее из населения, условно разделяемых на три группы.

По мнению социолога А.Ильхамова с точки зрения национальной идентичности и значения этнонима, следует отличать современных узбеков от кочевых дештикипчакских узбеков периода XV—XIX столетий. Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей [47] :

    кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI в.;
  • примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов; , состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой. Отметим, однако, что термин сарт не был распространен на территории Бухарского эмирата. [48]

Первая и вторая группа численно преобладала, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом (большинство ханов Кокандского и Хивинского ханства а также Бухарского эмирата были из представителей узбекских родов).

Представители третьей группы населяла исключительно большинство городов и крупных селений;

Каждый из этих групп а в особенности первая и вторая группа в свою очередь разделялась на множество родов и племен постоянно конкурировавших между собой. Часто эта конкуренция переходила в длительную межродовую вражду. После завоевания среднеазиатских государственных образований со стороны России в XIX веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Они подразделялись на оседлых — жителей городов и земледельческих селений и скотоводов — кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы и т. д., вторые и третьи — в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы, мангиты, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее. [3]

Как видно из вышеизложенного процесс формирования современного узбекского народа протекал не только на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, но также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров [25] .

Накануне национально-территориального размежевания 1924 года узбеки составляли 41 % населения Туркестанской республики, более 50 % в Бухарской республике, 79 % в Хорезмской республике [49] .

Язык и письменность

Узбекский язык относится к тюркской группе языков. Вместе с уйгурским языком он относится к карлукским языкам. Карлукской группе тюркских языков предшествовал древнетюркский язык VII—X веков, основанный на руническом алфавите. По мере распространения и укрепления ислама с IX в. получил распространение арабский алфавит. До 1928 года узбекский язык был основан на арабском алфавите. В 1923 году была проведена реформа алфавита с целью приспособления его к фонетическому строю узбекского языка. В 1928—1940 гг. вместо арабского алфавита использовался латинский алфавит, в 1940 году латинский алфавит был заменен кириллическим алфавитом, а в 1992 году был вновь введен латинский алфавит. Современный узбекский язык имеет сложную структуру диалектов. Диалекты большинства узбекских городских центров (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский, туркестано-чимкентский) относятся к юго-восточной (карлукской) группе тюркских языков. Также в составе узбекского языка выделяют группу говоров, которые относятся к кыпчакской группе, и огузскую группу, к которой относятся диалекты Хорезма и прилегающих территорий, расположенных на северо-западе страны. Для некоторых групп узбеков характерно двуязычие. Среди узбеков Афганистана большинство, наряду с узбекским, также владеет языком дари.

Национальная живопись

В XVI—XVII веках в столичной Бухаре и нескольких других городских центрах развилось искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало каллиграфию, выполнение тонких орнаментов на полях красками. В Самарканде и, особенно, Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры

Антропология узбеков

Среди современных узбеков преобладают Памиро-ферганский тип европеоидной расы (Памиро-ферганская раса или раса Среднеазиатского междуречья), с примесью монголоидных элементов [52] [53] [54] [55] [56] . Памиро-ферганская раса возникла в результате метисации мощного андроновского (палеоевропеоидного) типа и местного грацильного медитерранидного типа. В целом доля монголоидных элементов у узбеков выше по сравнению с таджиками, но лишь в отдельных группах монголоидный элемент становится если не господствующим, то по крайней мере численно равнозначным европеоидному [57] .

Дерматоглифика узбеков с родоплеменными деленями

Жилище

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

У узбеков существовали разные региональные школы зодчества. Среди них наиболее самостоятельными и своеобразными были ферганская, бухарская, хивинская, шахрисябзская и самаркандская. Их особенности выражались в конструкции, строительных приемах, планировке и т. д. [58]

Одеяние



Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX века распространилась верхняя одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

В одежде узбеков можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие [источник не указан 94 дня] — от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Практически вышли из употребления паранджа и чачван. Основной головной убор женщин — платок, хотя ношение платка не является обязательным.

Узбекская кухня



Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе — десертные. Ассортимент блюд отличается очень большим разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты — катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо — баранина, реже говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), конина. Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты.

Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни, различные ореховые культуры (прежде всего грецкие и арахис). Главный напиток — чай, чаще зелёный.

Национальные виды спорта

    − узбекская национальная борьба.
  • Пойга (узбекский вид конного спорта) — вид конных скачек. — козлодрание (борьба всадников за тушу козла)

Узбеки за пределами Узбекистана

Автохтонные узбекские меньшинства

Большое количество узбеков традиционно проживает во всех республиках Средней Азии:

Визитная карточка узбекской культуры – национальная кухня. Разнообразие узбекской кухни, ее вкусовых и ароматических качеств определяется не только изобилием продуктов нашей солнечной родины, но еще и тем особым подходом узбеков к приготовлению и употреблению пищи. К примеру, каждый взрослый мужчина-узбек обязан уметь готовить в первую очередь плов и шашлык, а узбекские девушки славятся своими умениями в приготовлении разных блюд, в том числе самсы, мант, лагмана, маставы и особенно узбекского хлеба – домашних лепешек. Очень часто в этом кулинарном таинстве участвуют все члены семьи – старшие при этом обсуждают дела, младшие перенимают опыт взрослых. Нередко приготовление плова само по себе превращается в маленький праздник – родные и друзья собравшись вместе за чаем с ароматными лепешками, в прикуску с сочными фруктами и сладостями, обсуждая повседневные и философские темы, неспешно творят произведения кулинарного искусства. Маленький факт из жизни узбеков – часто сторона жениха, засылая к родителям невесты сватов, оценивала кулинарные способности невесты и не дай бог ей оплошать в тот момент! Благодаря развитию современной жизни и глобализации, сегодня любой желающий может отведать творения узбекских поваров и более того – постичь секреты нашей национальной кухни.

История узбекской культуры

Самобытная художественная культура Узбекистана формировалась на протяжении столетий и отличается неординарным, самобытным и ярким характером среди других культур Востока. Благодаря своему расположению, культура Узбекистана сложилась из сплава самых разных традиций многих народов, которые нашли свое отражение в народной музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, национальной кухне и в одежде. Свой вклад в культуру Узбекистана внесли древние иранские народы, позднее — кочевые тюркские племена, затем арабы, китайцы и русские. Народное искусство, переданное из поколения в поколение, процветает сегодня в Узбекистане. Многие жители республики, особенно в сельской местности, до сих пор придерживаются многих традиций, которые уходят своими корнями к далекому прошлому. Современная культурная жизнь Узбекистана динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Все это интересно и доступно как для узбекистанцев, так и для гостей страны.

Изобразительное искусство Узбекистана

Изобразительное искусство Узбекистана разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения узбекской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Государственном Музей искусств Узбекистана — он представляет собой одно из старейших государственных культурно-просветительских и научно-исследовательских учреждений в системе Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. В настоящее время в экспозиции Государственного Музея искусств Узбекистана находится более 60000 экспонатов, многие из которых уникальные.

Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого (сокращённо Каракалпакский государственный музей искусств, Нукусский художественный музей) — один из самых крупных музеев в Узбекистане. Коллекцию музея признают второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда, а также лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе.

Во многих районных центрах Узбекистана есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.

Музыка в Узбекистане

Современное музыкальное искусство Узбекистана стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения узбекских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила различные исторические этапы, в результате был выработан и усовершенствован особый стиль и закономерности творчества, необходимые нравственные ценности, основанные на национальном наследии и традициях.

Театр в Узбекистане

Театральная жизнь Республики Узбекистана пестра и многообразна. В настоящее время в стране работает 35 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в т.ч.:
кукольные театры;
драматические театры;
музыкальные театры.

В наше время в труппах музыкальных и драматических театров Узбекистана работает целая плеяда талантливых артистов.

Литература в Узбекистане

Литература столетиями играла важную роль в культуре Узбекистана. Среди наиболее известных писателей и поэтов Узбекистана особо следует выделить следующих:

Абулгази
Айни, Садриддин
Алишер Навои
Бабур
Гафур Гулям
Зульфия (поэтесса)
Рахмат Файзи
Файнберг, Александр Аркадьевич
Фитрат, Абдурауф
Фуркат
Хамид Алимджан

Узбеки в Татарстане

В 1998 году семью этнокультурного сообщества Республики Татарстан пополнила Национально-культурная автономия узбеков г. Казани. Он быстро нашла свою нишу в культурной жизни Казани, обогатила ее узбекским компонентом, усилив в ней восточный колорит, установила почти утраченную после распада СССР живую связь казанцев со Средней Азией.


Жизнь автономии стала особенно активной и интересной, когда ее возглавил Абдуманноб Абдусаттаров. Его кафе “Восточная кухня” и узбекское отделение в городской многонациональной воскресной школе стали центрами притяжения и опорными пунктами деятельности автономии.

Автономия узбеков связана неразрывными узами с историей и культурой исторической родины, чтит ее национальных героев, отдает дань уважения тем, кто возвеличил свой народ. Естественно, она не могла не откликнуться на самое, пожалуй, знаменательное культурно-историческое событие в жизни узбекского народа — 560-летие со дня рождения великого ученого и поэта Алишера Навои, и организовала в честь этой даты серию мероприятий. В частности, по инициативе НКА узбеков в апреле 2001 года в Доме дружбы народов было проведено заседание ученого совета Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова, посвященное влиянию поэзии Алишера Навои на татарскую литературу. Затем состоялся литературно-музыкальный вечер, на всем протяжении которого под нежную музыку тара звучали на русском и узбекском языках бессмертные стихи Навои. Замечательно то, что гостями вечера были в основном молодые люди, а также курсанты Казанского артиллерийского училища — выходцы из Узбекистана, принимающие участие во всех значительных мероприятиях общины.

Знаменательным событием в жизни узбекской общины Татарстана стала встреча ее представителей и курсантов из Узбекистана с Шокасимом Шоисламовым и Тимуром Акуловым в стенах Дома дружбы народов, на которой был продемонстрирован своего рода видео отчет — фильм о деятельности Национально-культурной автономии узбеков Татарстана.

Узбе́ки (узб. ед. Ўзбек, мн. Ўзбеклар; ед. Oʻzbek, мн. Oʻzbeklar; ед. اوزبک, мн. اوزبکلر) — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана, доля которого составляют 80-82 %. В постсоветской Средней Азии представляют самую многочисленную из этнических групп [28] . Количество этнических узбеков в Узбекистане составляет около 80 % [29] . Достаточно большое количество узбеков живут в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северной и восточной Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в России, США, Турции, Украине, странах ЕС. Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты. Более 49 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием [30] . Узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Самый крупный по численности этнос Средней Азии. [31]

Происхождение любого народа – это всегда очень сложный процесс, который в течении веков приводит к возникновению нового народа, с новым названием, с новой культурой, с новым языком. Почти всегда новый народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого правителя (или вождя), имя которого его соплеменники помнять как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно (очень сильно) упрощать.
Я занимаюсь древнейшей историей народов мира, на основании своих исследований я создал исторический атлас народов, племен, культур с 17 мл.лет днэ. (конечно этот атлас не признан наукой, хотя он в основном базируется на археологических находках, а также на основе мифов и легенд – они то и не признаются историками). Мною составлены прдробные таблицы о появления (исчезновении) любых народов Старого Света (на исследование возникновения индейских народов Америки у меня еще не хватает времени).
В этой статье я буду раскрывать историю возникновения узбекского народа, при этом я буду использовать не только научные (признанные современной наукой) материалы, но и результвты своих исследований.

А что написано в Советской Исторической Энциклопедии про проихождение узбекского народа.
Литературный язык узбеков относится к тюркской группе языков. Древними предками У били согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, саки, массагеты. С сер.1 тыс.днэ в Ср.Азию начинают просачиваться монголоидные группы млемен. Со 2-й половины
6 в., со времени вхождения Ср.Азии в состав Тюркского каганата этот процесс усилился., начался процесс отюречения по языку ираноязычного населения . Во времена государства Караханидов тюркоязычные племена переходят к оседлости. Все тюркоязычное население Междуркчья (территории между реками Сыр-Дарья и Аму-Дарья), сложившееся к
11-12 векам составило основу узбекской народности. В результате монгольских завоеваний в 13 веке в состав населения Междуречья влилась новая волна тюрко-монгольских племен. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района, явились дешткипчакские узбеки, пришедшие в кон.15 в.вместе с Шейбани-ханом.
В общем и здесь история происхождения узбекского народа похожа на ту, что описана в Википедии.

Читайте также: