Устройство храма для детей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Познакомить детей с православным храмом, его устройством, храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством, его назначением. Показать значимость храма в жизни православных христиан.

Задачи:

1. Дать детям представление о расположении и назначении главных частей храма: колокольня, паперть, притвор, иконостас, царские ворота, алтарь – святое место.

2. Расширять словарный запас детей. Активизировать словарь: лампада, аналой, канун, паперть, притвор, колокольня, иконостас.

3. Формировать у детей ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей Родины.

Планируемые результаты образовательной деятельности:

Интерес и сформированные знания о том, какие бывают храмы, как они устроены внутри, о значении предметов, которые дети могут увидеть внутри храма.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, ноутбук.

Ход образовательной деятельности:

- На прошлой нашей встрече мы с вами говорили о том, что православные храмы бывают большими и маленькими, деревянными, каменными и даже бетонными, но это особое здание, непохожее ни на одно из современных городских строений. А сегодня мы с вами войдем внутрь храма.

(слайд 2) Поднимаемся на широкое крыльцо, оно называется паперть. Остановимся перед дверьми храма. Храм – это дом Божий.

- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Здороваемся. (слайд 3) Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т. е. изобразить на себе крест.

Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову платком.

Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

Мы уже говорили, что снаружи храм похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек не зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря.

(слайд 4) Открыв дверь, мы входим в притвор. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. А также там могут стоять люди, которые поступили очень плохо и теперь хотят получить прощение.

(слайд 5) Миновав притвор, мы входим в храм. В центральном пространстве храма молятся прихожане. На всех стенах в средней части храма можно увидеть разные иконы, перед ними подсвечники. Перед особо почитаемыми иконами висят лампады. Во многих храмах на стенах можно увидеть росписи – изображения святых, истории, описанные в Библии. В отличие от икон росписи пишут прямо на стене, а не на деревянной доске.

(слайд 6) В центре храма стоит аналой – небольшой столик с наклонным верхом, на котором лежит икона отмечаемого в этот день праздника. К аналою можно подойти и поцеловать икону.

(слайд 8) Пройдем в переднюю часть храма, ближе к алтарю. На устроенных особо местах – клиросах – во время службы располагается хор, который поёт во время службы. Главный человек на клиросе – регент. Он показывает певцам, что, как и когда нужно петь.

(слайд 9) Если выйти в середину храма, впереди мы увидим целую стену из икон – иконостас. Это самое заметное место в храме. В иконостасе много икон, они располагаются рядами в определённом порядке. У иконостаса может быть пять, шесть и даже семь рядов икон.

- Как вы думаете, для чего служит иконостас? (слайд 10) Иконостас отделяет алтарь – потаенное святое место - от основного храмового пространства и, конечно, является украшением храма. Посредине иконостаса расположен главный вход в алтарь, называемый Царскими вратами. По бокам от Царских врат расположены иконы Христа - Спасителя и Богородицы - Божией Матери. А справа от иконы Христа находится местная храмовая икона, т. е. икона того праздника или святого, в честь которого устроен храм.

(слайд 11) Алтарь – главное место в храме. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, – самые большие и красивые, – Царские врата. В них могут входить только священники. Через двери поменьше (северные или южные) в алтарь входят все остальные служители церкви. Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре – мальчиков туда вносят после крещения. А вот девочкам и женщинам входить в алтарь нельзя (сложилась такая традиция).

Священники совершают Богослужения в храмах.

- А что это за служба? – спросите вы.

(слайд 12) - Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

(слайд 13) Храмы всегда красиво и богато украшались. Земледельцы, купцы, служивые люди жертвовали для устроения храма свои средства, щедро украшая оклады икон и утварь драгоценными камнями, золотом и серебром. Люди приносили эти дары Богу, как благодарность за помощь в земных делах.

(слайд 14) Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т. е. разговор с тем, кто изображен на иконе.

(слайд 15) Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке.

Актуальность изучения основ православной культуры вызвана необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы решения проблемы духовно–нравственного и гражданско–патриотического воспитания подрастающего поколения.

С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество как духовность. Духовность личности воспитывалась православной верой, прививая любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. В основе духовно – нравственного воспитания должно лежать национальное начало. Тесно связаны с национальным началом народные православные праздники: Покрова Богородицы, Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, устное народное творчество: пословицы, поговорки, песни, сказки, прикладное народное искусство: вышивка, плетение, резьба, роспись по дереву, зодчество. Все это оказывает сильное и глубокое воздействие на душу ребенка, способствует осмыслению православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно – смысловых основ бытия.

Стратегическая цель урока:

воспитание высоконравственной, ответственной творческой инициативной личности, способной к принятию ответственных самостоятельных решений на основе ценностей отечественной православной культуры.

  • Раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;
  • формирование бережного отношения к преемственности историко-культурному наследию нашего Отечества;
  • воспитание уважения к православию.

Основными принципами урока являются:

  • Доступность и последовательность;
  • связь изучаемого материала с текущими событиями в современной православной жизни и культуре;
  • творческий характер самостоятельной работы.

Конкретный результат урока:

- выставка групповых работ – проектов моделей храма плоской композиции с последующей краткой презентацией.

В ходе изучаемого материала учащиеся будут знать:

  • историю возникновения православных храмов на Руси;
  • внешнее и внутреннее устройство храма;
  • моральные нормы поведения;
  • традиции православной культуры.

Обучающиеся получат возможность научиться соотносить опыт православного учения и свой жизненный опыт.

интегрированного урока основ православной культуры и технологии

Тип: изучение нового материала

Цель: знакомить детей с устройством храма

раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;

формирование бережного отношения к преемственности историко-культурному наследию нашего Отечества;

собрать плоскую модель православного храма и сделать краткую устную презентацию групповой работы;

воспитание уважения к православию

Знакомить с историей возникновения храмов

Дать детям представление об устройстве храма

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Сопоставлять свои знания с информацией текста.

Слажено работать в группах. Делать выводы, оценивать свои достижения.

Определять личностный смысл учения.

Сотрудничать со сверстниками при выполнении практических заданий.

Межпредметные связи: литературное чтение (стихи, тексты), ИЗО (архитектура, изображение храмов), технология (плоскостная композиция модели храма)

Ресурсы урока: учебник, отпечатанные адаптированные тексты, слайды. Карточки с тестовыми заданиями, фотографии. Раздаточный материал для моделирования, мультимедиа, интернет - ресурсы

Содержание деятельности учителя

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

Формируем потребность слушать, передавать информацию интонацией

Читают хором - слайд 1:

Доброе утро! Скажешь кому-то.

И будет ему очень доброе утро,

И день будет добрый, и добрые встречи,

И добрый, конечно опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра тебе пожелали

Девиз нашего урока

Слайд 2 Чтение хором:

Если спорить – доказательно,

ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать ребус. Попробуйте его разгадать. Так какая тема нашего урока? Правильно. Храм

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Что же вы узнаете на сегодняшнем уроке?

Сегодня наш урок основ православной культуры объединён с уроком технологии.

Мы определили задачи нашего урока и начинаем работу по теме урока.

СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ

Мы узнаем, как устроен храм

Мы будем проектировать модель храма.

Их нужно будет всем показать и рассказать о них.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ.

Подготовка учащихся к открытию новых знаний.

Эти слова обозначали жилое строение, просторный дом, домина. А сейчас, что обозначает это слово?

Как еще по-другому называют храм?

Храм – это здание для общественного Богослужения. Это здание, где люди молятся Богу.

Собором обычно называют главный храм города. Произошло оно от слова собираться. Собор обычно строили на самом красивом и высоком месте в центре города.

Церковь – это собрание верующих людей, и это название перешло и на Богослужебное здание – храм.

Организация познавательной деятельности

Сегодня вы познакомитесь с внешним и внутренним устройством храма.

Кто из вас бывал в храме? Ходил в Церковь на Богослужения?

Скажите: как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а Церковь, дом Божий?

Рассказ учителя об устройстве храма.

Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

(Схема купола и главы).

Над входом в храм или рядом с ним строится колокольня. Колокольня – это башня, на которой висят колокола. Колокольню иногда называют звонница . Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву.

И в дивных храмах многократно

Под сенью дивных алтарей

Внимает небо благодатно

Святым молениям людей.

Здания храмов большей частью в своем основании устраиваются в виде креста. Потому что верующие люди получили спасение через Крест Христов, или в виде корабля , потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни, как плыли люди в Ноевом Ковчеге.

Церковь - в виде корабля.

Только море – вся земля.

Иногда храмы бывают в виде круга, напоминающем нам, что жизни с Богом нет конца. Храм может быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды, обозначающей, что Церковь подобна путеводной звезде, сияет в этом мире.

Устройство храма имеет строго определенный порядок. Внутри православный храм разделяется на три части. Первая часть храма – притвор (крытая галерея, широкий коридор различной формы). Вторая часть – средняя – сам храм, где стоят молящиеся. За средней частью идет алтарь. Алтарь – это возвышенная передняя часть храма, где служат священники.

Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, проходит в Святых дарах. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери северная дверь. Боковые двери называют еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых размещается алтарь – самая сокровенная, самая главная часть храма.

Первые храмы на Руси появились одновременно с принятием христианства в 10-11 веках. Внешний вид православного храма напоминает богатыря, стоящего на страже: прочные стены, щелевидные оконца, напоминающие бойницы и шлемовидные купола. Российские храмы, как правило, с древних времен имеют форму, близкую к кубу, которую завершают купольные главы. Число их может быть - различно. Одна глава – в честь Иисуса Христа, две обозначают два естества (Божественное и Человеческое) в Иисусе Христе. три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – число церковных таинств.

Храм – это образ величия, мира, спокойствия. Храмовые украшения, земля, сам воздух, все окружающее пространство насыщены гармонией природы и творения рук человечества и высоты духа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская начальная общеобразовательная школа №2

Выполнила: Кулага Ольга Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ НОШ № 2 г.Одинцово

Одинцово 2015

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;

Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели и задач урока.

Звучат колокола.

Учитель: Где мы можем услышать звук колоколов? ( В Храме, церкви)

Учитель: А кто знает, что такое храм?

Учитель: Кто из вас был в храм? С кем вы ходили?

hello_html_m30223c58.jpg

Учитель: Перед вами на столах лежат таблицы. Заполните первый и второй столбцы. (Спросить у ребят, что знают, и что хотели бы узнать).

Учитель: Итак, мы сегодня отправляемся на экскурсию в Православный храм. Сегодня на уроке мы познакомимся с назначением и устройством храма, узнаем о правилах поведения в храме.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения.В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни. (Запись в тетрадь, что такое храм).

F:\ОРКСЭ\курсы\Изображение 001.jpg

hram-1.jpg

Внутреннее устройство храма.

Учитель: Мы идем в гости, в этот дом, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

Учитель: Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем?

Учитель: Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Учитель: Может быть вы знаете, как нужно вести себя в храм.

(Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.)

Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

Памятка девочке: Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке: Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

militva.jpg

Учитель: Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества .

Мы с вами поднимаемся на паперть.

C:\Users\Olga\Desktop\Храм\Katedra_Chrystusa_Zbawiciela_w_Moskwie_2.jpg

Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. (Запись в тетрадь, что такое ПАПЕРТЬ)

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

– Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Давайте пройдём в притвор.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть - в сам храм. Это место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Учитель: Что мы видим входя в храм?

C:\Users\Olga\Desktop\Храм\image-57.jpg

Учитель: В православном храме людей встречают иконы, свечи.

И священники . Они здесь служат.

http://attachments-blog.tut.by/6373/files/2009/02/13_010.jpg

- А что это за служба? – спросите вы.

-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест. Во время службы священник совершает каждение .

Слова кадить и чадит ь в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным . Каждения напоминает о том же, что и свечи — дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Посмотрите, это Кадило , в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.

Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.

Работа в группах по учебнику

1-я группа Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым ) (Запись в тетрадь, что такое ИКОНА)

(Запись в тетрадь, что такое ИКОНОСТАС)

2-я группа В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе.Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)

Найдите в учебнике информацию об иконе Божьей Матери. Стр. 50.

Кого называют Богоматерью? ( Марию, которая родила Иисуса Христа) (Разные иконы Божьей Матери).

3-я группа За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.Первый луч солнца попадает именно в алтарь .) (Запись в тетрадь, что такое АЛТАРЬ)

http://svnikolskij-hram.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C.jpg

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс ,

http://www.orskeparh.ru/upload/images/galary/dsc_0514.jpg

главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, напрестольное Евангелие, крест.

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? ( Ответы детей )

Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.

Учитель: Мы сказали, что в храме много свечей. Как вы думаете для чего они нужны?

Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. (Запись в тетрадь, что такое СВЕЧА)

Учитель: Ребята, а в нашем городе есть храм или церковь?

В нашем городн Одинцово находится одно из исторических зданий города – Гребневская церковь.

История этого храма начинается с конца 1790-х годов. В это время село Одинцово стало принадлежать графине Зубовой Елизавете Васильевне. По её приказу возле старой деревянной церкви Священномученика Артемона осенью 1801 года был выстроен каменный храм в стиле классицизма, который освятили во имя Гребневской иконы Божией Матери и перенесли все предметы из деревянного храма. В войну 1812 года Гребневская церковь подверглась разорению и осквернению французами, но через год её освятили заново. В 1898 году пристроили трехъярусную колокольню, два придела и трапезную.

В 1991 году храм передали общине верующих, и в нём стали совершаться богослужения. Храм благоустроили: провели капитальный ремонт, изготовили и установили новые резные из красного дерева иконостасы. Выполнили их мастера Палеха.

В настоящее время при церкви работает воскресная школа и Православный молодёжный центр, а также строится социальный центр для престарелых и детей-сирот .

Московская область. Одинцово. Церковь Иконы Божией Матери Гребневская. Колокольня. Фотография.

Также в нашем городе есть действующие храмы, в которых проходят службы:

4. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

Установите соответствие между понятием и его определением,

запишите определение понятия, к которому не написано объяснение:

А) символ молитвы верующего человека

2) Церковная свеча

Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли

В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения

Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе

5) Царские врата

5. Подведение итогов урока

Учитель: А сейчас вернемся к таблице которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о храме. Дети заполняют таблицу.

Учитель: Ребята! На доске вы видите рождественскую ёлку. Давайте украсим её. Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то повесьте на нашу ёлочку красные шарики. А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то повесьте синий шарик. На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.


Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников [2] . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

7 августа 2017 г.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

Читайте также: