Регулирование права собственности институт вакфа кратко

Обновлено: 30.06.2024

институт мусульманского права, означающий имущество, изъятое из оборота и предназначенное для использования, как правило, на благотворительные цели и для оказания материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама. Фикх разработал условия, которым должны удовлетворять обращаемое в В. имущество, учредитель В.,выгодополучатель и лицо,управляющее вакуфным имуществом. Как правило, в В. обращается недвижимость. Однако сложился обычай обращать в В. и некоторые виды движимого имущества, например часы, ценные издания Корана.. Учредить В. может лишь свободный, совершеннолетний и дееспособный мусульманин, обладающий имуществом, обращаемым в В. на правах исключительного собственника. Учредитель В. вправе оговорить условия пользования и управления имуществом, а также установить порядок распределения получаемых от его эксплуатации доходов. Он может лично управлять В. либо возложить эти полномочия на иное лицо, в том чиеле и на выгодополучателя. \'

В. в принципе может быть установлен только бессрочно и обычно квалифицируется как пожертвование, т.е. одно-\' сторонняя сделка, для совершения которой не требуется согласия выгодополу-чателей. Большинство школ фикха считает, что В. - это окончательное изъятие имущества, при котором право собственности безвозвратно переходит от бывшего его обладателя к Аллаху, а право пользования полезными свойствами или получаемыми от эксплуатации доходами - к выгодополучателям. Ханифит-ский толк фикха рассматривает В. как один из способов распоряжения собственника своим имуществом без потери права собственности на него. При таком подходе В. напоминает безвозмездную и бессрочную сдачу внаем имущества с использованием его в соответствии с условиями, оговоренными собственником.

Фикху известны два основных вида В. - благотворительный и семейный. Первый учреждается сразу в пользу благотворительной или религиозной организации (школы, больницы, приюта, мечети), которая использует соответствующее имущество на нужды неопределенного круга лиц. Второй может устанавливаться в пользу самого учредителя В. или его родных и наследников и передается благотворительной организации с прекращением потомственной линии учредителя. В настоящее время семейные В. в большинстве исламских стран ликвидированы.

В средние века В. широко использовался в мусульманском мире для поддержки науки и образования наряду с обеспечением деятельности мечетей и иных религиозных исламских институтов. В настоящее время В., кроме того, привлекается к реализации программ социальной помощи. Во многих странах с его помощью регулируется благотворительная деятельность. Для управления В. создаются специальные государственные учреждения - министерства и корпорации в странах, где сохраняются шариатские суды (см. Кади). Юрисдикция этих судов охватывает решение всех связанных с В. вопросов.

В России в регионах традиционного распространения ислама В. учреждались в пользу мечетей и иных религиозных учреждений. Почти исключительно в В. обращалась недвижимость, прежде всего земля. После революции 1917г. В. на территории России были национализированы.

Мусульманские школы права считали и считают институт собственности центральным институтом исламского права. Но трактовка института собственности у них была разной. Это особенно обнаружилось при исследовании правового положения вакфа, который представляет собой имущество, изъятое из оборота, с целью использования его в благотворительных религиозных целях. Имущество становилось вакфной собственностью при осуществлении фактической передачи имущества лицу, которому был предназначен вакф. Ханифитская школа считала, что только недвижимое имущество могло быть обращено в вакф. Шафиитская школа придерживалась мнения о том, что вакфной собственностью могла стать любая вещь, в том числе и недвижимость.

Юридически действительным признается договор передачи имущества в вакф только в том случае, если передачей имущества преследуется дозволенная законом благородная цель. Лицо, которое передало свое имущество вещь в вакф, теряет право собственности на них.

Юристы из среды шиитского направления ислама исходят из того, что правовое соотношение имущества в виде вакфа возникает с момента подачи устного или письменного заявления лицом, передающим это имущество в вакф. Запрещено учреждать вакф в свою пользу; такое имущество должно быть передано в пользу других лиц. При жизни такое лицо не может передать в виде вакфа свое имущество в пользу членов своей семьи. Правоведы – шииты, как и шафиитская школа суннитов, считают вакфом любую вещь. Потомки дарителя вакфа могли рассчитывать на получение пенсии от доходов с переданного имущества, вещи. Вакф не подлежал налогообложению. Во многих мусульманских странах вакф сохранился по сей день.

Имущественные отношения супругов

В доисламском праве наследования господствовали принципы большесемейной собственности. Возглавлял дом и владел собственностью дед или старший дядя. Наследование шло по мужской линии. Дочери получали приданное и свадебный подарок. Если муж умирал, то вдова оставалось, как правило, без средства к существованию. Сам Мухаммед, например, до женитьбы не имел собственного дома. Если речь шла о прибыли с личного капитала, то ее имел право забирать сам собственник, в том числе и женщина. Ислам рекомендует обеспечивать вдов и разведенных: бывший муж уже не вправе отбирать брачный дар, а вдова может пользоваться имуществом мужа в течение 1 года.

Появление вдов павших воинов на поле войны за веру потребовало регламентации наследования покойного мужа. Новым откровением Мухаммеда было заложено, что вдова имеет право на получение 1/8 наследства, 2/3 – 2-м дочерям (более 11/12, IV).

Иностранное и международное частное право

Исламский институт аман, замененный впоследствии межгосударственными договорами, давал значительные имущественные права иностранцам. Исламское влияние появилось и в том, что разработанные исламской теорией общие принципы гражданского права вошли в европейские гражданские кодексы. Нужно иметь в виду, что первые европейские ученые, которые, предпринимая попытки систематизации некоторых сторон международного права, исходили прежде всего из идей и принципов гражданского права.

Это определение соответствует бессрочности договорённостей в вакфе, т.е. это нетленная собственность, которая не подлежит присвоению. Поэтому вакф широко связан с землёй и зданиями. Однако есть вакф книг, сельскохозяйственной техники, скота, акций и наличных денег.

Идея вакфа так же стара, как человечество. Мусульманские правоведы утверждают, что первые вакфы в истории – это строительство Каабы в Мекке (в западной части Аравийского полуострова), так как Коран (Сура Аль Имран, аят 96) упоминает, что это первый молитвенный дом, в котором собирались люди для богослужения. Практически во всех обществах есть определённые выделенные земли и здания, которые используются для богослужения. Веками храмы, церкви и другие виды сооружений строятся и используются для религиозной практики.

Кроме того, Фараоны Египта жертвовали земли на нужды монахов и древних греков, и римляне практиковали полное посвящение своей недвижимости исключительно для библиотек и образования.

Сегодня идея вакфа известна и практикуется во всём мире. Она существует в Северной Америке в виде специальных фондов, в основном религиозных и благотворительных. Есть десятки тысяч фондов в одних только Соединённых Штатах.

Начало и виды вакфа. В истории Ислама первым религиозным вакфом является мечеть Куба в Медине, 400 км к северу от Мекки, которая была построена по прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 622 году. Она стоит сейчас на том же месте только уже в более крупных размерах. Шесть месяцев спустя примеру мечети Куба последовала мечеть Пророка (мир ему и благословение) в центре Медины. Мечети и недвижимости ограничиваются обеспечением, которое тратится на мечети. Техническое обслуживание и текущие расходы входят в категорию религиозных вакфов.

Благотворительный вакф является вторым видом вакфа. Она направлена на поддержку бедного сегмента общества и всех видов деятельности, которые представляют интерес для широких слоёв населения таких, как библиотеки, научные исследования, образование, медицинское обслуживание, уход за животными и окружающей средой, кредитование малого бизнеса, парков, дорог, мостов, плотин и т. д. Благотворительные вакфы начались с Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Один из сподвижников пожелал, чтобы его семь садов в Медине были отданы после его смерти Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Третий вид вакфа начался вскоре после смерти Пророка (мир ему и благословение) во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) (635–645), его второго преемника. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) решил зафиксировать в письменной форме свой вакф в Хайбаре, он пригласил нескольких сподвижников Пророка (мир ему и благословение), чтобы засвидетельствовать этот документ.

Джабир (да будет доволен им Аллах), другой сподвижник, говорит, что когда эта новость обошла всех, то каждый владелец отдал недвижимость в вакф. Некоторые из них поставили условие, что плоды и доходы от их вакфа в первую очередь будут идти их детям и потомкам, и только излишки, если таковые имеются, следует отдавать бедным. Такой вакф называют потомственным или семейным вакфом. Поэтому, в отличие от фондов в Америке, которые ограничены религиозными или благотворительными целями, вакф в исламском обществе также может быть для своей семьи и потомков.

Право собственности на вакф с юридической точки зрения, владение собственностью вакфа не подлежит возврату человеку, который владел вакфом. Некоторые мусульманские юристы утверждают, что право собственности на вакф принадлежит Аллаху. Другие считают, что оно принадлежит бенефициарам, хотя их собственность не является полной в том смысле, что они не имеют права распоряжаться имуществом или использовать его таким образом, чтобы это отличалось от того, что было выдвинуто основателем вакфа. В этом отношении вакф отличается от основного принципа управления фондов, которые, как правило, можно продать как собственность. Это означает, что бессрочное владение сильнее выражается в вакфе, нежели в фондах.

Типы вакфов

Как особый вид благотворительности вакф имеет свои особенности

I. Бессрочность

Это означает, что собственность, часто недвижимость, отданная как вакф, остаётся вакфом навсегда. Ликвидация такой разновидности вакфа, как недвижимость, является трудным и длительным процессом. Эту недвижимость необходимо обменять на другое имущество эквивалентной стоимости с одобрения местного суда. По окончании таких операций новая недвижимость сразу становится вакфом для тех же целей и остаётся для бенефициаров прежней. Следовательно, теоретически бессрочное владение подразумевает, что свойства вакфа не должны уменьшаться.

Учредители вакфа и суды принимали дополнительные меры предосторожности в документировании и сохранении дела вакфа. Может показаться удивительным, что в судах многих городов и посёлков хранятся подробные записи о свойствах вакфа ещё 15 и 16 веков. Многие из этих записей сохранились, и историки из Стамбула, Каира, Фесы, Дамаска, Иерусалима, Исфахана и других городов исследуют их.

II. Постоянство в соглашении основателя вакфа Так как вакф является добровольным актом благотворительности, он должен быть выполнен на условиях, которые определены основателем, если они не противоречат или не нарушают законы Шариата. Это означает, что доходы от вакфа должны использоваться исключительно для целей, предусмотренных его основателем, и это не может быть изменено управлением или административным судом до тех пор, пока задача совместима с Шариатом с одной стороны, и в то же время быть выполнимой – с другой стороны. Если цель вакфа становится невозможной, доходы этого вакфа должны быть потрачены на подобные цели, а если нет, то они переходят к бедным и нуждающимся. Создание вакфа требует определённых условий.

Наиболее важными среди них являются следующие:

1. Имущество должно быть недвижимостью или вещью, которая представляет собой какую-нибудь ценность. В мусульманском обществе распространены вакуфные земли, здания, верблюды, коровы, овцы, книги, ювелирные изделия, мечи и другое оружие, сельскохозяйственные орудия и т. д.

2. Собственность должна быть предоставлена на постоянной основе. Некоторые юристы утверждают временный вакф, который возможен только в случае семейного вакфа.

3. Основатель вакфа должен с юридической точки зрения соответствовать и быть в состоянии выполнять подобные операции, то есть ребёнок, сумасшедший или человек, который не является собственником имущества, не может сделать вакф.

4. Целью вакфа должна, в конечном счёте, быть благотворительность и с точки зрения Шариата и с точки зрения учредителя. Следовательно, вакф в пользу богатых сам по себе недопустим, потому что это не благотворительность.

5. И, наконец, бенефициары должны быть живыми и законнорожденными. Вакф мёртвым не допускается.

В книжной версии

Том 4. Москва, 2006, стр. 522

ВАКФ, ха­бус (араб. – удер­жа­ние), в му­суль­ман­ском пра­ве дви­жи­мое и не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное ли­бо за­ве­щан­ное на бла­го­тво­рительные и ре­ли­ги­оз­ные ну­ж­ды. В. не об­ла­га­ет­ся на­ло­гом, не под­ле­жит кон­фи­ска­ции и аре­сту. По мне­нию му­сульманских пра­во­ве­дов, дей­ст­вие пра­ва соб­ст­вен­но­сти над В. на­ве­ки ос­та­нав­ли­ва­ет­ся (араб. – ва­ка­фа): да­ри­тель ут­ра­чи­ва­ет его, а по­лу­ча­тель не при­об­ре­та­ет. В. не мо­жет пе­ре­хо­дить по на­след­ст­ву, быть пред­ме­том по­сле­дую­щих да­ре­ний и, как пра­ви­ло, ку­п­ли-про­да­жи. Во­пре­ки встре­чаю­ще­му­ся в ли­те­ра­ту­ре ут­вер­жде­нию, по­лу­ча­те­ли В. (араб. – мау­куф аляйх) – не толь­ко и не столь­ко ме­че­ти и мул­лы, сколь­ко раз­ные ре­лиг. бла­го­тво­рит. и об­ществ. уч­ре­ж­де­ния – мед­ре­се , боль­ни­цы, ба­ни, гос­ти­ни­цы, а так­же свя­зан­ные с ни­ми учи­те­ля и сту­ден­ты, си­ро­ты, бед­ня­ки, пут­ни­ки, от­де­ле­ния су­фий­ских братств (см. Су­физм ).

Читайте также: