Устная и письменная тора кратко

Обновлено: 05.07.2024

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю — все это и многое другое объединяется понятием “еврейская традиция”. Когда говорят о “еврейской традиции” — имеют в виду нечто cущественно отличное от того, что у других народов — древних и молодых — называется “национальной традицией”. Почему?

Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно ответить на вопросы: “Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции? С какого момента отсчитывают ее начало?”.

В отличие от других, еврейская традиция имеет свой конкретный источник, который называется Тора. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются с тем, что Тора — основа еврейской традиции, хотя в повседневной жизни не все одинаково ей следуют.

Это находит свое выражение и в самом названии еврейской традиции на еврейском языке иврит (о нем мы будем подробнее говорить в следующем параграфе). С одной стороны, еврейская традиция называется масорет Исраэль ( ); слово масорет () происходит от глагола масар () — “передавать”, так как традиция передается из поколения в поколение. С другой стороны, используют и другой термин: морешет Исраэль ( ); слово морешет () происходит от глагола йараш () — “наследовать”. То есть более точный перевод выражения на иврите — “еврейское наследие”.

Оба названия близки по смыслу, но между ними есть тонкое различие. Когда говорят о морешет Исраэль, обычно подразумевают фундамент, на котором основана традиция; говоря о масорет — подчеркивают ее преемственность и связь между поколениями.

Вопросы для повторения

В чем отличие еврейской традиции от других национальных традиций?

Что является источником еврейской традиции?

Какими терминами называется еврейская традициями? Почему?

Что такое Тора

Слово Тора () в переводе с иврита означает “учение, наставление”. Но чаще его понимают как “еврейское учение”, т. е. используют в качестве еще одного названия традиции еврейского народа.

Часто употребляются и другие выражения.

Письменная Тора (на иврите Тора шебихтав — ) — в узком смысле книга (в русскоязычной литературе обычно называемая Пятикнижие), которую получил, согласно традиции, еврейский народ от Всевышнего на горе Синай более трех тысяч лет назад. В широком же смысле так называют ТаНаХ(), что является аббревиатурой слов Тора (), Невиим (), Ктувим (), означающих “Учение”, “Пророки”, “Писания” (подробнее мы будем говорить об этом в главе “Главные книги еврейской традиции”). На европейских языках ТаНаХ называется “Библия”.

Устная Тора (Тора шебеалпе — ) — вся остальная часть еврейского учения; называется она “устной” потому, что, в отличие от письменной, передавалась от одного поколения к другому и только иногда, если угрожала опасность потери части традиции, наиболее важные ее части записывались. Самая известная книга устной традиции называется Талмуд (), что буквально означает “изучение”. Подробнее о Талмуде, Мишне и других книгах, содержащих записанную часть устной традиции, мы будем говорить в главе “Главные книги еврейской традиции”.


Когда говорят Тора, имеют в виду и письменную, и устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как единое целое; она относится к устной Торе с таким же уважением, как и к письменной.

Письменная Тора — главная Книга еврейства, но без устной Торы она осталась бы только книгой, но не основой учения. Мы еще вернемся к этой теме, а пока приведем пример из жизни выдающегося еврейского мудреца по имени Ґилель, который жил примерно две тысячи лет назад.

Однажды пришел к нему неграмотный человек и заявил:
— Хочу учиться у тебя Торе. Но только письменной, потому что устную Тору я не принимаю.
— Хорошо, — ответил ему Ґилель, — начнем с алфавита, которым записана письменная Тора. Это — буква “алеф”.
На следующий день Ґилел показал ему ту же самую букву и сказал:
— Это — буква “бет”.
— Как же так, — возмутился ученик, — ведь вчера ты мне объяснял, что это — буква “алеф”?!
— Правильно, — ответил Ґилель. — Это — буква “алеф”; но откуда нам это известно? Из устной традиции. Точно так же как устная Тора донесла до нас названия букв письменной Торы, она донесла до нас информацию о том, как правильно читать и понимать ее.

Когда во время молитвы читают текст из Торы, используют Свиток Торы (Сефер-Тора — ). Такие свитки есть в любой синагоге; они написаны от руки по определенным правилам (включающим изготовление пергамента и чернил, правила расстановки букв и т. д.) и содержат текст письменной Торы примерно в том виде, в каком она была получена еврейским народом. Подробнее мы поговорим об этом в разделе “Синагога”.

Вопросы для повторения

Что означает слово Тора?

В каком смысле традиция упоминает слово Тора?

Что такое письменная и устная Тора?

Какая между ними связь?

Что такое свиток Торы?

Дарование Торы

Согласно еврейской традиции, Тора была дарована еврейскому народу после его выхода из Египта. Произошло это более 3300 лет тому назад у горы Синай, на Синайском полуострове. Об этом написано в самой Торе.

Это событие — дарование Торы — центральное событие еврейской истории и занимает особое место в традиции. Подробнее мы будем говорить о нем в главе “Дарование Торы”.

Еврейский закон

В еврейской традиции существует понятие hалаха () — “правило”, которое означает всю систему еврейского закона. Основные правила hалахи одинаковы для всего еврейского народа.

Различия в традиции разных общин

Как уже было сказано, Тора — основа традиции всего еврейского народа. Однако, за тысячелетия своей истории еврейские общины, проживавшие на всех континентах Земли, принимали некоторые свои, особые обычаи (на иврите — минhаг), многие из которых сохранились до наших дней. Все эти обычаи, если они не противоречат hалахе, — часть еврейской традиции, и нет смысла выяснять, который из них “правильнее”.

Традиция с уважением относится к обычаям каждой еврейской общины. Ведь они определяли жизнь общины в течение долгого периода и позволили ей сохраниться как части еврейского народа.

Более того, существует hалаха: “Обычай места — закон”. Иными словами, если еврей попадает в какую-нибудь еврейскую общину, он должен уважать ее обычаи.

Вопросы для повторения

Какое событие, согласно традиции, является центральным в еврейской истории?

Тора — основа как Иудаизма, так и других мировых монотеистических религий. Что же такое Тора? В чем причина ее важности и уникальности?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Тора — главная книга иудаизма

Тора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея

Дарование Торы на Синае означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Б-гом, а не человеком.

Письменная Тора и Устная Тора [↑]

Практически Тора состоит из двух дополняющих друг друга частей: Письменной Торы и Торы Устной.

Письменная Тора включает в себя Пятикнижие Моше, книги Пророков (Невиим) и Писания (Ктувим).

В пяти книгах Пятикнижия (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим) говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю. Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма.

В книгах Пророков и Писаниях описаны события еврейской истории, начиная с правления Иеошуа бин Нуна (Иисуса Навина) и кончая построением Второго Храма. В них содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма.

Три части Письменной Торы — Пятикнижие, Невиим, Ктувим — вместе называются ТаНаХом (ТаНаХ — это аббревиатура трех слов, образована первыми буквами каждой из частей: Тора, Невиим, Ктувим).

Свиток Торы — Пятикнижие Моисея

Торой в узком смысле называют Пятикнижие Моисея (на иврите — Хумаш)

Устная Тора не менее важна, чем Письменная, т. к. является подробнейшим разъяснением последней. Ее предписания также были даны на горе Синай. Однако, в отличие от Письменной Торы, которая по определению всегда сохранялась в письменной форме, Устная Тора вначале передавалась устно из поколения в поколение. Такая форма вынуждала евреев посвящать больше времени совместному изучению Торы и, тем самым, гарантировала изучение закона под руководством учителя, который мог объяснить его должным образом. И только когда тяжелые социальные условия поставили под угрозу само существование Устной Торы, раби Иеуда Анаси принял решение записать ее. Результатом его труда стали шесть частей Мишны, работа над фиксацией которой была завершена к 3948 г. (188 г. н.э.).

Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне, известные как Гемара.

Тот, кто углублялся в изучение Талмуда, знает, что это несравненный труд, включающий юридические вопросы, философские рассуждения, логические аргументы и поучительные истории. Неудивительно, что Талмуд занимал умы ученых в течение веков и до сих пор остается основой основ бытия еврейского народа

Изучение Торы [↑]

Как сказано выше, завершение составления Талмуда не означает, что изучение Торы остановилось: на самом деле изучение Торы и открытия в ней не прекращаются. Мудрость Всевышнего бесконечна и многогранна — значит, бесконечен и процесс познания Его мудрости, заложенной в словах Торы.

Устная Тора — это пояснения к Торе Письменной

Устная Тора существовала еще до Письменной Торы

Знатоки Торы составили нескончаемую серию комментариев и объяснений Торы, помогая тем самым передавать ее содержание и законоположения новым поколениям.

Различают несколько групп мудрецов-комментаторов: Сабораи (475—590 гг. н.э.), Гаоны (590-1038 гг. н. э. ), Ришоним — Первые комментаторы (ХI-ХV вв.) и Ахароним — Последние комментаторы (XVI в. и до наших дней). Среди них — такие выдающиеся мудрецы, как Раши, чьи комментарии к Танаху и Талмуду осветили путь последующим поколениям, Рамбам, чьи философские и законо-ведческие работы помогли бесчисленному количеству евреев постичь суть иудаизма, раби Йосэф Каро, чей непревзойденный труд по еврейскому закону — Шулхан Арух — дал точные объяснения обязанностям евреев.

Труды, объясняющие Тору все новым и новым поколениям, продолжают появляться на свет, что является свидетельством непреходящей ценности ее изучения. Вот что такое Тора — Б-жественное обращение к евреям и всему человечеству, изобилующее мировоззренческими и нравственными положениями, включенными в практическую ткань жизни.

Еврейский народ очень религиозен. Израильтяне чтут заповеди Бога, стараются следовать им каждый день. Основным источником, регламентирующим повседневную жизнь иудея, является Тора. Что такое Тора? Это понятие разъясняется по-разному. Под Торой подразумевают Пятикнижие Моисеево, заповеди Божьи, законы еврейского общества, родительские наставления детям, научные концепции.

что такое тора

Пятикнижие Моисеево

Что такое Тора? Это ещё и рассказ о происхождении израильского народа, о возникновении храмов.

Помимо Торы, священные книги евреев – это Невиим и Ктувим, в которых описывается жизнь и деятельность пророков, борьба верующих с личностями, сбивающими народ с верного пути, приводятся псалмы для выражения религиозных чувств человека. Тора в сочетании с Невиимом и Ктувимом составляет Танах, называемый другими народами Ветхим Заветом.

Десять заповедей

Что такое Тора? Понятие трактуется и как откровение, снизошедшее Моисею на горе Синай. Бог дал 10 заповедей, в соответствии с которыми нужно строить свою жизнь. Людям предписывается не иметь иных богов, кроме Бога, не творить себе кумиров, не произносить имени Господа всуе, святить субботний день, почитать родителей, воздерживаться от убийств, краж, прелюбодеяния, ложных свидетельств и не желать того, что есть у другого человека.

книга тора

Заповедь о запрете на произнесение имени Бога всуе иудаизм трактует как предписание не отказываться от веры. По представлениям иудеев, верующие несут ответственность за представление Всевышнего окружающим. Ложное мнение о Боге вредит как самому человеку, так и тем, кто находится рядом.

Поскольку заповеди необходимо соблюдать каждый день, а ситуации бывают разные, правила поведения верующего раскрываются в законах. Евреям предписывается строго соблюдать законы веры, женитьбы и запрещённых связей, обрезания, молитв, траура, пожертвований бедным, Субботы, Хануки, постов и т. д.

закон тора

Евреи верят в то, что существует единый Создатель мира, и что поклоняться следует только ему. Что такое Тора? Это свод правил о том, как надо жить с Богом. Молятся иудеи утром, днём и вечером. Во время утренней молитвы Всевышнему кланяются четыре раза. Послеполуденная молитва требует особой сосредоточенности, так как во второй половине дня наступает время суда. Перед вечерней молитвой, совершаемой после захода солнца, обязательно омовение рук.

Иудеи обязаны жениться в возрасте от 18 до 20 лет и завести много детей. Брак с представителем иной веры недопустим. Евреям запрещается прикасаться к женщине, если она не его жена, мать, дочь или внучка.

Человек, у которого умер близкий родственник, рвёт на себе одежду. Погребение происходит до захода солнца или хотя бы в течение суток. Плакать об усопшем разрешается, но без преувеличения его достоинств.

Национальные еврейские праздники приурочены к важным событиям жизни народа. Так, Ханука отмечается в честь победы евреев над врагами. Ханукальные свечи горят восемь дней. Во время Песаха празднуют исход предков из Египта. В течение праздника нельзя есть квасное (изделия из пшеницы, ячменя, овса, полбы, ржи), хранить в доме некоторые лекарства и парфюмерные изделия. Пища готовится в специальной посуде, а раковина и плита покрываются клеёнкой или толстой фольгой.

тора на русском

Тора Устная и Письменная

Письменная Тора – это свод правил еврейского народа. Устной Торой считается откровение на горе Синай, переданное Моисею. Если в Письменной Торе перечисляются заповеди и правила, то в Устной даются соответствующие разъяснения. Например, декларируется, что в Субботу нельзя работать. Но какие действия считать работой? Письменная Тора запрещает лишь заготавливать дрова, разжигать огонь и готовить пищу. В Устной Торе вопрос раскрывается подробнее. Письменная Тора предписывает убивать животных для пищи, Устная объясняет, как это сделать правильно. В Письменной Торе перечисляются наказания за совершение преступлений, а в Устной приводится процедура суда и вынесения вердикта.

Свиток Письменной Торы хранится в синагоге, а на основе Устной Торы во II веке нашей эры написали Мишну. Мишна вместе с высказываниями пророков Гмарой образует Талмуд.

Воспитание детей по Торе

тора главы

Опираясь на положения Торы, старшее поколение учит своих чад не причинять вреда ближним, побеждать зло, стараться быть настойчивым и уверенным в себе. Вместо окриков, нравоучений и замечаний используется собственный опыт и пример. Тора не даёт советов о том, как воспитывать детей, она лишь объясняет, каким должен быть человек.

Тора на русском языке: особенности перевода



№1 – Объемное изображение Звезды Давида: Из Откровения от Иоанна гл.17:7 ". И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем и Агнец победит их. ".

“Семь царей” обозначают схему №1.
"Из которых пять пали", составляют нижнюю пирамиду – Человечество (жезл, меч).
"Один есть" - Бог (Омега).
"А другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть" – приходящий с Правдой и умирающий за Неё - принимающий Чашу – (Жезл).
"Десять царей" (Дерево Сефирот), обозначают верхнюю (Судьба) и нижнюю (Человек) пирамиды, до их соединения в схему, то есть до того, когда человеку была дана Судьба.

Черный цвет – воля человека (меч, жезл). Красный цвет – Воля Бога (чаша, динарий).



Содержание

Определения термина

Высказывания, посвящённые Торе

Существует ряд определений Торы, данных выдающимися еврейскими раввинами и комментаторами в разные времена.

Тора является выражением Божественной воли и указывает на характер и форму взаимоотношений между Творцом и миром, её можно назвать духовной картой мироздания. Однако Тора — не застывшая картина неподвижного мира, но динамичный план постоянно меняющейся реальности, указывающий направление к единению с Всевышним. Тора в основе своей — это проявление Божественной мудрости в сотворённом Им мире; однако выражается она в нём в виде конечных форм, таких, как слова, и даже в виде материальной субстанции, переносящей слова, раскрывающие эту мудрость миру действия.

— Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве

— Роза о тринадцати лепестках. Глава V. Тора., р. Адин Штейнзальц, глава Института изучения иудаизма (Иерусалим), глава отделения иудаики Академии мировых цивилизаций в Москве

Происхождение Торы


Согласно традиционной религиозной точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.

Согласно мнению рабби Йехуды в Талмуде, последние строки Второзакония, в которых описывается смерть Моисея, были записаны Иисусом Навином (Йехошуа). Многие авторитеты, однако, не согласны с этой точкой зрения, поскольку считается, что Тора по своему уровню святости соответствует только пророческому дару Моисея и никого другого из пророков, живших после него.

Маймонид (Рамбам) в своей формулировке 13-ти догматов веры подчёркивает [4] :

9. Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца (благословенно Имя Его).

По его мнению, отражающему официальную позицию иудаизма, эти два пункта являются одними из важнейших в мировоззрении иудея.

Комментарии к Торе

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века.

Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). [5]

Существует также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне). [6]

Пшат и драш

  • Пшат (ивр. פְּשָׁט ‎) — буквальное толкование смысла библейского или талмудического текста. [7]
  • Драш (ивр. דְּרָשׁ ‎, также друш ивр. דְּרוּשׁ ‎) — толкование библейского или талмудического текста посредством совмещения логических и софистических построений. [8]

Самый сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют все перечисленные смыслы. [10]

Заповеди связанные с Торой

Свиток Торы



Се́фер-Тора́ (ивр. סֵפֶר תּוֹרָה ‎, `Книга Закона`) — пергаментный свиток с текстом Торы, используемый главным образом для чтения в синагоге (см. недельная глава), является наиболее священным предметом еврейского религиозного культа. Для хранения используется футляр из ткани или дерева, а сам Сефер Тора хранится в особом шкафу (Арон кодеш), помещённом на центральном месте в синагоге.

Заповеди, связанные со свитком Торы

Чтение Торы

Изучение Торы



Изучение Торы является одной из основ иудаизма [20] . Первостепенная важность изучения Торы многократно подчёркивалась авторитетами иудаизма, например:

Изучение включает в себя две повелевающие заповеди — изучать Тору самому и почитать обучающих ей и знающих её.

Заповедь изучения Торы касается каждого еврея, независимо от общественного и материального положения. Каждому рекомендуется установить постоянное время после молитвы для самостоятельного изучения Торы. При совершенной невозможности самостоятельного изучения, следует максимально поддерживать тех, кто учится (в таком случае заповедь будет считаться исполненной).

Традиционно, изучение Торы вменялось в обязанность мужчинам, однако женщинам также рекомендуется изучать разделы Торы, относящиеся к практическому исполнению заповедей.

В иудаизме существует запрет на непосредственное изучение Торы неевреями. Он, однако, не распространяется на Семь заповедей потомков Ноя (разрешено изучать эти заповеди и отрывки, связанные с ними). Запрет изучения Торы неевреем не относится к тому, кто готовится принять гиюр. Существуют также мнения, что всё Пятикнижие разрешено к изучению.

По возможности, Тору следует изучать в оригинале — на иврите, поскольку в переводе смысл неизбежно искажается в той или иной степени.

Кроме традиционного метода изучения (в синагогах) существует ещё несколько других методов:

  • Хаврута — изучения Торы и Талмуда в парах (2 человека), когда один учащийся дополняет другого и они вместе толкуют праши. Это один из известнейших методов. Им в своё время обучались многие мудрецы Торы, мнения которых потом вошли в Талмуд.
  • Гематрия — изучения Торы путём применения толкований слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путём замены одних букв другими по определённой системе. Гематрия служит также для замещения числа словом или группой слов, в которых числовое значение букв по сумме равно этому числу. Является одним из классических методов каббалистики.

Переводы Торы

Как Тора была дана на святом Языке, так и мир был создан на Святом языке. (Мидраш, Брейшит раба, 18:4)

Уже много веков предпринимаются попытки перевести Тору на языки мира.

Ещё в Вавилонском Талмуде Рабби Иегуда писал [22] :

Тот, кто делает литературный перевод — кощунствует, кто переводит дословно — лжёт

Считается [источник не указан 542 дня] , что уже изначально 72 мудреца внесли сознательные изменения в свой перевод, дабы избежать ложной трактовки Торы язычниками.

Самый [источник не указан 19 дней] известный из переводов Торы — это Таргум Онкелос (перевод Онкелоса), сделанный во II веке Онкелосом, перешедшим в еврейство племянником римского императора Тита. Конечно, арамейский — язык, близкий к ивриту, и поэтому перевод на него позволяет сохранить многие из языковых особенностей оригинала; но главное — то, что Онкелос вложил в свой перевод такую массу информации, что, по существу, создал первый полный комментарий к Торе. В большинстве современных изданий Торы этот перевод печатают уменьшенными буквами рядом с текстом Торы, и традиция рекомендует изучать его наряду с комментарием Раши.

Существуют и другие переводы: Таргум Йонатан бен Узиэль — на арамейский язык, перевод Саадъи Гаона на арабский язык и др. В последнее время [когда?] в Израиле было сделано несколько интересных [источник не указан 19 дней] переводов Торы на русский язык. [23]

Среди них наибольшей [источник не указан 19 дней] популярностью пользуются перевод Фримы Гурфинкель [24] , [25] и перевод рабби Давида Йосифона (Танах) и другие. [26]

Кроме того, сегодня [когда?] существуют переводы на немецкий [27] [28] [29] [30] [31] , английский [32] [33] и другие европейские языки.

Читайте также: