Устав учебных заведений подведомых университетам 1804 г кратко
Обновлено: 02.07.2024
В основу системы были положены три принципа:
- бессословность (кроме крепостных крестьян),
- преемственность учебных заведений.
Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:
1) Приходские училища - 1 год обучения;
2) Уездные училища - 2 года:
3) Гимназии в губерниях - 4 года;
4) Университеты – 5-7 лет.
При этом в гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки.
Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.
Обязанности попечителя - открытие университета или преобразование на новых основах существующего руководства учебными заведениями округа через ректора университета.
Ректор университета избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.
Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приходскими училищами.
Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.
В России были открыты следующие университеты: Московский, Виленский (Вильнюсский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казанский, в 1816 г. - Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. — Киевский университет. Все университеты в России существовали преимущественно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Казанскую.
Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к поступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции. При этом в гимназии не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.
Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учителей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными министерством учебниками.
Приходские училища могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобразовательные знания (могли учиться совместно мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.
При гимназиях открывались пансионы , их воспитанники сверх гимназического курса изучали французский язык, танцы, музыку, фехтование, верховую езду. К 1850 г. в России было 47 таких пансионов.
Расширялась и сеть частных учебных заведений , но правительство сознательно сдерживало их рост. В 1883 г. было запрещено открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находились под строгим правительственным контролем.
Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.
Народные училища подчинялись разным ведомствам:
- Министерству государственных имуществ;
- Министерству внутренних дел;
- Св. Синоду (больше половины всех училищ);
- Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).
Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме. Стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.
I разряда - 6 лет обучения;
II разряда - 3 года обучения.
В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Таким образом, сделана попытка создать централизованное управление народным образованием.
В 1804 году приняты два документа, которые определили весьма либеральную реформу в области народного просвещения. Это "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подведомственных университетам". Студентам рекомендуется особенно внимательно ознакомиться с содержанием перечисленных документов.
Согласно уставам, в России учреждалось шесть учебных округов. В каждом учебном округе должен был быть университет. Уставы описывали довольно стройную школьную систему, состоящую из четырех ступеней.
1. Приходские училища. Устраивались в городах и селениях, в каждом приходе. Срок обучения - один год. Цель: "доставлять детям земледельческих и других состояний сведения им приличные и приготовлять детей к прохождению курса уездного училища". Содержание образования: грамота, закон божий, книга "Краткое наставление о сельском домоводстве. ". Училища содержались на средства прихода, помещика, крестьянской общины.
2. Уездные училища. Устраивались в каждом уездном городе. Срок обучения - два года. Цель: "открыть детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности, подготовлять детей к обучению в гимназии". Содержание образования: закон божий, русская грамматика, чистописание, правила слога, география, история, арифметика, начальные сведения из геометрии, физики, естествознания, краеведение, рисование, нравоучение. Училища содержались на государственные средства.
3. Гимназии. Устраивались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ. Срок обучения - четыре года. Цель: дать законченное образование, необходимое для "благовоспитанного человека", подготовить юношей к университетскому курсу. Содержание образования: латинский, немецкий, французский языки, история, география, статистика, философия, словесность, политэкономия, математика, физика, естествознание, коммерческие науки, рисование. Гимназии содержались на государственные средства.
4. Университеты. Открывались в каждом учебном округе. Срок обучения - около четырех лет. Цель: дать высшее специальное образование. Имели три факультета - философский, юридический, медицинский. Содержались на государственные средства.
Каковы же особенности школьного устава 1804 года? Их несколько. Устав декларировал бессословность и бесплатность каждой ступени образования. Им устанавливалась автономность и в то же время преемственная связь между ступенями обучения. Запрещались телесные наказания. Учитывались особенности той местности, где находилась школа. Утверждалось государственное финансирование учебных заведений, начиная с уездных училищ. По-прежнему сохранялась энциклопедичность образования, его практицизм. В учебных курсах средней и высшей школы отсутствовали закон божий и русский язык.
В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Таким образом, сделана попытка создать централизованное управление народным образованием.
В 1804 году приняты два документа, которые определили весьма либеральную реформу в области народного просвещения. Это "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подведомственных университетам". Студентам рекомендуется особенно внимательно ознакомиться с содержанием перечисленных документов.
Согласно уставам, в России учреждалось шесть учебных округов. В каждом учебном округе должен был быть университет. Уставы описывали довольно стройную школьную систему, состоящую из четырех ступеней.
1. Приходские училища. Устраивались в городах и селениях, в каждом приходе. Срок обучения - один год. Цель: "доставлять детям земледельческих и других состояний сведения им приличные и приготовлять детей к прохождению курса уездного училища". Содержание образования: грамота, закон божий, книга "Краткое наставление о сельском домоводстве. ". Училища содержались на средства прихода, помещика, крестьянской общины.
2. Уездные училища. Устраивались в каждом уездном городе. Срок обучения - два года. Цель: "открыть детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности, подготовлять детей к обучению в гимназии". Содержание образования: закон божий, русская грамматика, чистописание, правила слога, география, история, арифметика, начальные сведения из геометрии, физики, естествознания, краеведение, рисование, нравоучение. Училища содержались на государственные средства.
3. Гимназии. Устраивались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ. Срок обучения - четыре года. Цель: дать законченное образование, необходимое для "благовоспитанного человека", подготовить юношей к университетскому курсу. Содержание образования: латинский, немецкий, французский языки, история, география, статистика, философия, словесность, политэкономия, математика, физика, естествознание, коммерческие науки, рисование. Гимназии содержались на государственные средства.
4. Университеты. Открывались в каждом учебном округе. Срок обучения - около четырех лет. Цель: дать высшее специальное образование. Имели три факультета - философский, юридический, медицинский. Содержались на государственные средства.
Каковы же особенности школьного устава 1804 года? Их несколько. Устав декларировал бессословность и бесплатность каждой ступени образования. Им устанавливалась автономность и в то же время преемственная связь между ступенями обучения. Запрещались телесные наказания. Учитывались особенности той местности, где находилась школа. Утверждалось государственное финансирование учебных заведений, начиная с уездных училищ. По-прежнему сохранялась энциклопедичность образования, его практицизм. В учебных курсах средней и высшей школы отсутствовали закон божий и русский язык.
В сокращении 1. Учебные заведения, подведомые университетам, суть: гимназии, уездные, приходские и другие, под каким бы то ни было названием, училища и пансионы, находящиеся в губерниях, к каждому университету причисленные.
2. Из сего исключаются училища, состоящие в ведении святейшего синода, и те, которые по особенным обстоятельствам высочайше вверены иному начальству. /. Общие распоряжения 3. На основании предварительных правил народного просвещения в каждом губернском городе должна быть одна гимназия. Может быть и более оных в губернском или других городах, ежели есть способы к содержанию таковых заведений. Начальник гимназии есть директор, состоящий в VII классе государственных чиновников, если выше чина не имеет. 4. Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2) преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобресть сведения, необходимые для благовоспитанного человека. 5. План учения в гимназиях должен соответствовать сей двоякой цели, заключая в себе начальные основания всех наук, потребных к достижению оной. И потому кроме полных курсов латинского, немецкого и французского языков преподается в гимназиях дополнительный курс географии и истории, включая в сию последнюю науку мифологию (баснословие) древности, курс статистики общей и частной Российского государства, начальный курс философии и изящных наук, начальные основания политической экономии, курс математики чистой и прикладной, курс опытной физики и естественной истории; также начальные основания наук, относящихся до торговли. 8. Гимназия может также содержать учителей танцевания, музыки и телесных упражнений (гимнастики), если то позволяют доходы оной.
10. Все учителя гимназии определяются тем университетом, в округе коего состоит гимназия, по представлениям директора или непосредственно, смотря по обстоятельствам. 11. Гимназия с позволения высшего начальства может умножить число учебных предметов и учителей наук и языков, когда имеет довольные к тому способы. 12. В гимназии, сверх обыкновенного преподавания наук, приготовляются к учительской должности желающие быть учителями в уездных, приходских и других училищах. Обучаясь способу преподавания, они испыту- ются в знаниях своих; после чего с ведома университета, за подписанием директора и учителей получают свидетельства, что имеют способности, потребные учителям упомянутых выше училищ. 14. В гимназию принимаются всякого звания ученики, окончившие науки в уездных или в других училищных заведениях либо дома, если только имеют достаточные сведения к продолжению наук, преподаваемых в гимназии. 15. Прием в гимназию бывает один раз в год по окончании открытых испытаний. 16. Учебное время в гимназии продолжается от 1 августа предыдущего до 1 июля следующего года; июль месяц есть время вакации, или роздыха. В воскресные и табельные дни учения не бывает. //. Преподавание учебных предметов 18. Учение в гимназиях начинается с тех предметов, которые следуют за окончанием в уездных училищах. 19. Преподавание учебных предметов, означенных в п. 5, разделяется на четыре курса; для каждого курса определяется один год. Из сего следует, что учение в гимназиях продолжается четыре года и классов в оных должно быть четыре же, которые, начиная с низшего, именуются следующим образом: I, II, III и IV классы. 20. В каждом классе учение преподается по 30 часов в неделю. IV. Об учителях 32. Учителя должны с точностью наблюдать учебные часы, назначенные директором в расположении учебных предметов, и никогда не пропускать классов, не уведомляя о том заблаговременно директора, в уездных училищах — смотрителя, в приходских — начальство оных и не представляя важных к отлучке своей причин.
1. Учебные заведения, подведомые университетам, суть: гимназии, уездные, приходские и другие, под каким бы то ни было названием, училища и пансионы, находящиеся в губерниях, к каждому университету причисленные.
2. Из сего исключаются училища, состоящие в ведении святейшего синода, и те, которые по особенным обстоятельствам высочайше вверены иному начальству.
О гимназиях
I. Общие распоряжения
3. На основании предварительных правил народного просвещения в каждом губернском городе должна быть одна гимназия. Может быть и более оных в губернском или других городах, ежели есть способы к содержанию таковых заведений. Начальник гимназии есть директор, состоящий в VII классе государственных чиновников, если выше чина не имеет.
4. Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2) преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобресть сведения, необходимые для благовоспитанного человека.
5. План учения в гимназиях должен соответствовать сей двоякой цели, заключая в себе начальные основания всех наук, потребных к достижению оной. И потому кроме полных курсов латинского, немецкого и французского языков преподается в гимназиях дополнительный курс географии и истории, включая в сию последнюю науку мифологию (баснословие) древности, курс статистики общей и частной Российского государства, начальный курс философии и изящных наук, начальные основания политической экономии, курс математики чистой и прикладной, курс опытной физики и естественной истории; также начальные основания наук, относящихся до торговли.
8. Гимназия может также содержать учителей танцевания, музыки и телесных упражнений (гимнастики), если то позволяют доходы оной.
10. Все учителя гимназии определяются тем университетом, в округе коего состоит гимназия, по представлениям директора или непосредственно, смотря по обстоятельствам.
11. Гимназия с позволения высшего начальства может умножить число учебных предметов и учителей наук и языков, когда имеет довольные к тому способы.
12. В гимназии, сверх обыкновенного преподавания наук, приготовляются к учительской должности желающие быть учителями в уездных, приходских и других училищах. Обучаясь способу преподавания, они испытуются в знаниях своих; после чего с ведома университета, за подписанием директора и учителей получают свидетельства, что имеют способности, потребные учителям упомянутых выше училищ.
14. В гимназию принимаются всякого звания ученики, окончившие науки въездных или в других училищных заведениях либо дома, если только имеют достаточные сведения к продолжению наук, преподаваемых в гимназии.
15. Прием в гимназию бывает один раз в год по окончании открытых испытаний.
16. Учебное время в гимназии продолжается от 1 августа предыдущего до 1 июля следующего года; июль месяц есть время вакации, или роздыха. В воскресные и табельные дни учения не бывает.
II. Преподавание учебных предметов
18. Учение в гимназиях начинается с тех предметов, которые следуют за окончанием в уездных училищах.
19. Преподавание учебных предметов, означенных в п. 5, разделяется на четыре курса; для каждого курса определяется один год. Из сего следует, что учение в гимназиях продолжается четыре года и классов в оных должно быть четыре же, которые, начиная с низшего, именуются следующим образом: I, II, III и IV классы.
20. В каждом классе учение преподается по 30 часов в неделю.
IV. Об учителях
32. Учителя должны с точностью наблюдать учебные часы, назначенные директором в расположении учебных предметов, и никогда не пропускать классов, не уведомляя о том заблаговременно директора, в уездных училищах – смотрителя, в приходских – начальство оных и не представляя важных к отлучке своей причин.
40. Он (учитель) должен стараться всеми силами, дабы ученики преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно, и полагаться больше на свою прилежность и порядочные правила, нежели на чрезмерный труд учеников своих. Для малолетних детей он старается сделать учение свое легким, приятным и более забавным, нежели тягостным.
42. Учителя занимают у своих учеников место родителей и потому должны принять их чувствования, проявлять кротость, ласковость, терпение и внимание к их пользе, сердцу родителей свойственные. Строгость их не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность – ничего мягко-сердого, дабы не привлечь на себя ни ненависти, ни презрения. Они не должны быть ни сердиты, ни вспыльчивы; но не должны также пропускать без замечания проступков учеников своих, а в случае нужды и взыскания, которое никогда не должно быть производимо в жару и гневе и не прежде, как по надлежащем исследовании вины ученика.
43. Занимая, однако ж, место родителей, учителя не должны почитать себя за самовластных судей над детьми и управлять ими по своенравию, без всякого сношения с родителями. Сообщая свою власть учителям, родители не думают сами лишиться оной. Благоразумие требует того, чтобы учитель совокупным трудом и советом с родителями старался о наилучшем детей воспитании.
44. Первым предметом попечения учителя должно быть то, чтобы хорошо вызнать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими; он должен стараться с самого начала взять власть над детьми, состоящую в некотором преимущественном виде, внушающем к нему почтение, любовь и повиновение. Он должен всегда как сам говорить правду, так и детей наставлять говорить оную, поощрять их к чести, употреблять похвалы, награждения, ласковость; приучать к учтивству, опрятности и исправности и руководствовать ко всякому добру своими речами и примерами.
Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. - М., 1987. - С. 31 -43.
Устав 1828 г., декабря 8
Глава I. Положения общие
3. Учебные заведения, содержимые и управляемые частными людьми или обществами, подчиняются по принадлежности надзору начальств гимназий или уездных училищ. Из сего исключаются: училища для воспитания духовенства, военные и те, кои по высочайшей воле поручены особым управлениям.
Читайте также: