Устав международного комитета красного креста от 24 июня 1998 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

КРАСНЫЙ КРЕСТ – 1) Движение Международного Красного Креста, основная цель – предотвращать и облегчать страдания людей. Состоит из трех частей: Международного Комитета Красного Креста (МККК), Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (в прошлом – Лига обществ Красного Креста). Все они являются независимыми организациями, имеют свой устав и ни одна из них не подчиняется другим. Раз в два года они собираются на заседание Совета Делегатов. Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах:

– человечность;
– беспристрастие;
– нейтралитет;
– независимость;
– добровольность службы;
– единство цели;
– универсальность.

2) эмблема, которая согласно Женевским конвенциям присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. В большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране – красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.

История Красного Креста.

24 июня 1859 Анри Дюнан, гражданин швейцарского кантона Женева, направлявшийся в Северную Италию для встречи с Наполеоном III, стал свидетелем кровопролитного сражения при Сольферино между франко-сардинскими и австрийскими войсками. Ночь после сражения Дюнан провел в маленькой деревушке Кастильоне, куда привезли более девяти тысяч раненых французов и австрийцев. Он был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были просто не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Швейцарский филантроп провел несколько дней в Кастильоне, оказывая, вместе с местными жителями, помощь раненым. Вернувшись в Женеву, он опубликовал в 1862 свои воспоминания о сражении Память о Сольферино (Le memoire de Solferino). Описывая франко-австрийскую войну и произошедшее сражение, он задался вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов? Ответом на этот вопрос и стало создание Красного Креста. Развивая эту идею, Дюнан обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность добровольческой неправительственной организации по оказанию помощи раненым и гражданскому населению, пострадавшему во время вооруженных конфликтов. Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в Женевских конвенциях (1949).

Воспоминания Дюнана были переведены практически на все европейские языки и мгновенно стали бестселлером. Эти мемуары являлись настольной книгой многих представителей европейской политической элиты.

Датско-прусская война 1864 стала первой пробой сил для Красного Креста. МККК принял решение послать двух делегатов для наблюдения за ходом военных действий и оказания помощи раненым. Делегаты, носившие символику МККК (красный крест на белом фоне) работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между датскими и прусскими войсками. Это, несомненно, повысило авторитет МККК как нейтральной и беспристрастной организации.

МККК не оказывал непосредственной помощи раненым и жертвам вооруженного конфликта во время Австро-Прусской войны (1866), что во многом было вызвано нежеланием Австрии подписывать Женевскую конвенцию. Однако, используя свой авторитет, МККК сумел убедить Пруссию и Италию, подписавших конвенцию, соблюдать ее в одностороннем порядке. Первой полномасштабной операцией МККК стала помощь постардавшим в ходе Франко-Прусской войны (1870). В ходе этой военной кампании Красный Крест не только оказывал помощь раненым, но и создал службу по пересылке писем военнопленных их семьям. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

Во время Первой мировой войны Красный Крест прежде всего концентрировал свои усилия на помощи военнопленным, гражданским лицам и репатриации военнопленных и беженцев после подписания перемирия в Компьене. Красный Крест также пытался (правда, безуспешно) заставить конфликтующие стороны отказаться от применения химического оружия.

В период между мировыми войнами деятельность Красного Креста характеризовалась не только отправкой миссий в районы вооруженных конфликтов, помощью раненым и беженцам (так, например, МККК оказывал помощь испанским беженцам во Франции, во время и после окончания Гражданской войны в Испании (1936–1939), но и сбором помощи для голодающих Советской России в 1920-х.

Деятельность Красного Креста во время Второй мировой войны осложнялась тотальным характером вооруженного конфликта, затронувшего не только военнослужащих, но в огромной степени гражданское население воюющих стран. В то время международное право включало в себя положения о защите военнопленных (Женевская Конвенция, подписанная 27 июля 1929), но помощь гражданскому населению не была закреплена международным правом. Кроме того, нацистский режим вообще не признавал многие международные соглашения. Поэтому МККК оказал существенную поддержку военнопленным, в то время как его миссии по предоставлению помощи гражданским лицам и, в особенности, заключенным концентрационных лагерей, носили ограниченный характер либо вовсе были невозможны. Подписание в 1949 четырех Женевских конвенций и позже двух дополнительных протоколов, значительно расширило сферу деятельности организации. Так, Красный Крест стал оказывать помощь не только гражданским и военным жертвам международных и локальных внутренних конфликтов, но и политическим и неполитическим заключенным. В действительности, деятельность Красного Креста стала глобальной и всеобъемлющей.

Бюджет МККК.

Финансирование МККК в основном состоит из взносов государств-участников, подписавших Женевские Конвенции, национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, добровольных пожертвований международных правительственных (например, Евросоюз) и неправительственных общественных организаций, а также частных лиц. В конце каждого календарного года МККК обращается с просьбой о финансовой поддержке двух основных статей своего бюджета (бюджет штаб-квартиры МККК и бюджет миссий МККК). Таким образом, он пытается собрать дополнительные фонды для осуществления ключевых миссий в конфликтных зонах. Красный Крест нередко обращается с подобными просьбами и в течение календарного года. Так, например, в марте 2003 МККК обратился за внеочередной финансовой помощью к странам-участницам, международным организациям и частным лицам для покрытия расходов, связанных с деятельностью миссии МККК в Ираке. Тогда потребовалось собрать 108 миллионов швейцарских франков.

Структура МККК.

Международный Комитет Красного Креста управляется Ассамблеей МККК (высшая инстанция), Советом Ассамблеи (орган Ассамблеи, действующий на постоянной основе от ее имени) и Дирекцией МККК (исполнительный орган организации). Президент МККК Якоб Келленбергер - доктор Цюрихского университета и бывший министр иностранных дел Швейцарии, одновременно возглавляет Совет Ассамблеи и саму Ассамблею МККК.

Ассамблея МККК осуществляет основной контроль за деятельностью Красного Креста, разрабатывает доктрину МККК, его основные цели, организационную стратегию и определяет ключевые направления деятельности этой организации. Ассамблея также принимает бюджет МККК и осуществляет контроль за его исполнением. Ассамблея состоит из членов МККК (Members of the ICRC) и, по сути, представляет из себя коллегиальный орган принятия решений. Президент Ассамблеи и два вице-президента являются, соответственно, президентом и вице-президентами МККК. Иногда Ассамблея делегирует некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.

Совет Ассамблеи МККК состоит из пяти членов, непосредственно избираемых Ассамблеей. Президент МККК также возглавляет и сам Совет Ассамблеи. Совет обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи, разрабатывает основные стратегические направления деятельности МККК: бюджетную, информационную и кадровую политику Красного Креста, связь с общественностью, поддержание контактов между Дирекцией и Ассамблеей.

Дирекция МККК, являющаяся исполнительным органом МККК, несет ответственность за реализацию основных задач и проведению в жизнь организационной стратегии, в том виде как ее определяют Ассамблея и Совет Ассамблеи. Дирекция также отвечает за эффективность работы администрации Красного Креста. Она назначается Ассамблеей и состоит из генерального деректора (Анжело Гнедингер, январь 2004) и пяти директоров (директора по операционной поддержке, проведению миссий, по кадрам, по информации и связи с общественностью, по международному праву и сотрудничеству).

Международная конференция Красного Креста – высший совещательный орган Красного Креста. В первый раз прошла в Париже в 1867. С тех пор она проводится регулярно, раз в четыре года. В ее работе участвуют представители национальных организаций Красного Креста, МККК, Международной федерации Красного Креста и Красного полумесяца, а также делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции. Международная федерация национальных обществ Красного Креста, созданных в 178 странах и МККК являются составляющими Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца МККК. МККК и Федерация руководствуются идентичными принципами, являясь одновременно с этим, независимыми организациями. Национальные общества Красного Креста являются автономными организациями. Следует, однако, отметить, что часть их полномочий делегируется правительствами соответствующих стран. В своей деятельности национальные общества руководствуются своими уставами (базирующимися на основных принципах МККК) и национальным законодательством при решении насущных задач, таких как: оказание гуманитарной помощи, разработка и внедрение образовательных программ, помощь в сфере здравоохранения.

Законодательная база.

Женевские конвенции и Статуты Международного Комитета Красного Креста, принятые 24 июня 1998 на Ассамблее МККК являются юридической основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением собственностью, бюджет МККК, вопросы членства в Красном Кресте и взаимоотношения этой организации с правительственными и неправительственными организациями. Статуты также подчеркивают тот факт, что МККК является одним из основных защитников верховенства международного права.

Первая Конвенция (Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded and Sick in Armed Forces in the Field) определяла отношение к раненым и больным военнослужащим сухопутных сил на территории театра военных действий; Вторая Конвенция (Convention for the Amelioration of the Condition of Wounded, Sick and Shipwrecked Members of Armed Forces at Sea), аналогичная первой, относилась к военно-морским силам; Третья Конвенция (Convention relative to the Treatment of Prisoners of War) регламентировала отношение к военнопленным, а Четвертая

(Convention relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War, of 12 August 1949) определяла юридические нормы, применимые к гражданским лицам во время вооруженных конфликтов.

В 1977 было принято два дополнительных протокола к основным Женевским конвенциям (Протокол о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол о защите жертв внутренних вооруженных конфликтов). Основная цель этих Протоколов – приспособить существующее международное гуманитарное право к новым реалиям международных и локальных вооруженных конфликтов.

Данила Бочкарев

International Committee of the Red Cross. The ICRC at Work: a centenary of service to humanity. – Geneva, 1963
Блищенко И.П., Гринь В.А. Международное гуманитарное право и Красный Крест. М., 1983
Гартинский А.Е. Международный Красный Крест: Вопросы и ответы. М., Медицина, 1991
Бюньон Франсуа. Международный Комитет Красного Креста и Советский Союз (1917–1991). М., МКК, 1998
De Lorenzi Simone. Contending with the impasse in international humanitarian action: ICRC Policy since the end of the cold war. Geneva: ICRC, 1999

Устав
Международного Комитета Красного Креста
от 24 июня 1998 г.

* С 8 ноября 1986 г.- Международные конференции Красного Креста и Красного Полумесяца.

** Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Движение) называют также Международным Красным Крестом. Движение включает в себя Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (Национальные общества), Международный Комитет Красного Креста (Международный Комитет или МККК) и Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

*** В настоящем Уставе термин "Женевские конвенции" относится также к Дополнительным протоколам для стран - участниц этих Протоколов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устав Международного Комитета Красного Креста от 24 июня 1998 г.

Устав вступил в силу 20 июля 1998 г.

Настоящий документ подключен в соответствии с соглашением между Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Международным Комитетом Красного Креста и НПП "Гарант-Сервис" о создании раздела "Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов"

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный Женевскими конвенциями и Международными конференциями Красного Креста*, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.

2. Комитет является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца**.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Юридический статус

Будучи ассоциацией, деятельность которой определяется статьей 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии, МККК является юридическим лицом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Штаб-квартира, эмблема и девиз

1. Штаб-квартира МККК находится в Женеве.

2. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани"). Он также следует девизу "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру").

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Роль МККК

1. Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения:

гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

б) признавать каждое новое или реорганизованное Национальное общество, которое удовлетворяет всем условиям признания, изложенным в Уставе Движения, а также сообщать другим обществам о факте признания;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

в) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями***, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

г) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

д) обеспечивать деятельность Центрального агентства по розыску, предусмотренного Женевскими конвенциями;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

е) в предвидении вооруженных конфликтов принимать участие в обучении медицинского персонала и подготовке медицинского оборудования во взаимодействии с Национальными обществами, военными и гражданскими медицинскими службами и другими компетентными органами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ж) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

з) осуществлять полномочия, возложенные на него Международной конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца (Международной конференцией).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. МККК может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией.

УСТАВ
Международного Комитета Красного Креста

от 24 июня 1998 года

Международный Комитет Красного Креста

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный Женевскими конвенциями и Международными конференциями Красного Креста*, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.

* С 8 ноября 1986 г.- Международные конференции Красного Креста и Красного Полумесяца.

2. Комитет является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца**.

** Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Движение) называют также Международным Красным Крестом. Движение включает в себя Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (Национальные общества), Международный Комитет Красного Креста (Международный Комитет или МККК) и Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Будучи ассоциацией, деятельность которой определяется статьей 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии, МККК является юридическим лицом.

Штаб-квартира, эмблема и девиз

1. Штаб-квартира МККК находится в Женеве.

2. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз - "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани"). Он также следует девизу "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру").

1. Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

б) признавать каждое новое или реорганизованное Национальное общество, которое удовлетворяет всем условиям признания, изложенным в Уставе Движения, а также сообщать другим обществам о факте признания;

в) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями*, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;

* В настоящем Уставе термин "Женевские конвенции" относится также к Дополнительным протоколам для стран - участниц этих Протоколов.

г) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

д) обеспечивать деятельность Центрального агентства по розыску, предусмотренного Женевскими конвенциями;

е) в предвидении вооруженных конфликтов принимать участие в обучении медицинского персонала и подготовке медицинского оборудования во взаимодействии с Национальными обществами, военными и гражданскими медицинскими службами и другими компетентными органами;

ж) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие;

з) осуществлять полномочия, возложенные на него Международной конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца (Международной конференцией).

2. МККК может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией.

Связь с другими составными частями Движения

1. МККК поддерживает тесные контакты с Национальными обществами. МККК сотрудничает с ними в вопросах, представляющих общий интерес, таких как подготовка к действиям во время вооруженных конфликтов, соблюдение Женевских конвенций, их развитие и ратификация, а также распространение знаний об Основополагающих принципах Движения и международном гуманитарном праве.

2. В ситуациях, предусмотренных статьей 4, пункт 1г, и требующих координирования помощи, оказываемой Национальными обществами других стран, МККК во взаимодействии с Национальным обществом заинтересованной страны или заинтересованных стран осуществляет координирование этой помощи в соответствии с соглашениями, заключенными с другими участниками Движения.

3. МККК поддерживает тесную связь с Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Он сотрудничает с ней в вопросах, представляющих общий интерес, в соответствии с Уставом Движения и соглашениями, заключенными между МККК и Федерацией.

Взаимоотношения с организациями, не являющимися участниками

Движения МККК поддерживает отношения с государственными органами и любой национальной или международной организацией, чью помощь он считает полезной.

Членство в МККК

1. МККК кооптирует своих членов из числа граждан Швейцарии. В Комитет могут входить от 15 до 25 членов.

2. Права и обязанности членов МККК излагаются в его внутренних правилах.

3. Члены МККК переизбираются каждые четыре года. После трех четырехлетних сроков при каждом последующем переизбрании они должны получить три четверти голосов всех членов МККК.

4. МККК может избирать почетных членов.

Органами МККК являются:

б) Совет Ассамблеи;

в) Президент и его заместители;

д) Контрольный орган.

1. Высшим органом МККК является Ассамблея. Она контролирует деятельность МККК, вырабатывает его политику, определяет основные цели и стратегию организации, одобряет бюджет и финансовую отчетность. Она передает некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.

2. Ассамблея состоит из членов МККК. Она имеет коллегиальный характер. Ее Президентом и его заместителями являются Президент и два вице-президента МККК.

1. Совет Ассамблеи является органом Ассамблеи, осуществляющим свою деятельность по поручению Ассамблеи. Он готовит заседания Ассамблеи, выносит решения по вопросам, входящим в его компетенцию, и обеспечивает связь между Директоратом и Ассамблеей, которой он регулярно предоставляет информацию.

2. Совет Ассамблеи состоит из пяти членов, избираемых Ассамблеей.

3. Председателем Совета Ассамблеи является Президент МККК.

Президент и его заместители

1. На Президента МККК возлагается основная ответственность за осуществление внешних связей Международного Комитета.

2. Являясь Президентом Ассамблеи и Председателем Совета Ассамблеи, он обеспечивает надлежащее выполнение полномочий каждым из этих органов.

3. Президенту МККК помогают осуществлять его функции один постоянный и один непостоянный вице-президент.

1. Директорат - это исполнительный орган МККК, который должен выполнять определенные Ассамблеей или Советом Ассамблеи основные задачи и проводить политику учреждения и добиваться их выполнения. Директорат отвечает также за нормальную деятельность и эффективность Администрации, которая состоит из всех штатных сотрудников МККК.

2. Директорат состоит из Генерального директора и трех директоров; все они назначаются Ассамблеей.

3. Директорат возглавляет Генеральный директор.

1. Все решения, принимаемые Президентом или Директоратом, являются обязательными для МККК. Во внутренних правилах определяется порядок осуществления ими своих полномочий.

2. Любой документ, устанавливающий финансовую ответственность МККК по отношению к третьим лицам, должен быть подписан двумя надлежащим образом на это уполномоченными лицами. Это требование может не соблюдаться, если суммы не достигают размера, который устанавливается Советом Ассамблеи по предложению Директората.

1. Контрольная комиссия МККК осуществляет внутренние контрольные функции и является независимой от Директората. Она подотчетна непосредственно Ассамблее и осуществляет внутренний аудиторский контроль оперативной и финансовой деятельности.

2. Деятельность Контрольной комиссии распространяется на все структуры МККК (штаб-квартира и представительства на местах). Она направлена на осуществление независимой оценки деятельности организации и выявление соответствия используемых средств ее политике.

3. В финансовой области Контрольная комиссия играет вспомогательную роль по отношению к внешним ревизорским службам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.

Средства МККК и финансовый контроль

1. Основные средства МККК составляют взносы государств и Национальных обществ, поступления от частных лиц и организаций и доходы от ценных бумаг.

2. Только эти средства и основные фонды, находящиеся в распоряжении МККК, гарантируют соблюдение обязательств, которые МККК берет на себя. Никто из его членов не несет личной или коллективной материальной ответственности по этим обязательствам.

3. Использование средств и фондов подлежит независимой финансовой проверке, как внутренней (Контрольная комиссия), так и внешней (одна или более аудиторских компаний).

4. Даже в случае роспуска Комитета его члены не должны предъявлять никаких личных притязаний на средства МККК, которые используются только в гуманитарных целях.

Ассамблея должна обеспечить выполнение настоящего Устава, в частности путем установления внутренних правил.

1. Ассамблея может пересматривать настоящий Устав в любое время. Вопросы пересмотра являются предметом обсуждения двух разных заседаний, в повестку дня которых они включаются.

2. Изменения в Устав могут вноситься, только если решение об этом принято двумя третями голосов присутствующих членов Комитета, представляющих не менее половины всех членов МККК.

Вступление в силу

Настоящий Устав заменяет собой Устав Международного Комитета Красного Креста от 21 июня 1973 г. и вступает в силу 20 июля 1998 г.

Текст документа сверен по:
Официальный текст из
информационно-правовой базы данных
"Международное гуманитарное право".
МККК, Женева
(Документ получен из Международного
Комитета Красного Креста)

Стоимость услуги - тенге с учетом комиссии.


Если PIN-код не пришел в течении 5 минут, проверьте правильность номера телефона и запросите его повторно:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Устав Международного Комитета Красного Креста от 24 июня 1998 г.
Статья 1. Международный Комитет Красного Креста

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК), основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный Женевскими конвенциями и Международными конференциями Красного Креста*, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.

2. Комитет является одной из составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца**.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2. Юридический статус

Будучи ассоциацией, деятельность которой определяется статьей 60 и следующими за ней статьями Гражданского кодекса Швейцарии, МККК является юридическим лицом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 3. Штаб-квартира, эмблема и девиз

1. Штаб-квартира МККК находится в Женеве.

2. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз "Inter arma caritas" ("Милосердие на поле брани"). Он также следует девизу "Per humanitatem ad pacem" ("Через гуманизм к миру").

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 4. Роль МККК

1. Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения:

гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

б) признавать каждое новое или реорганизованное Национальное общество, которое удовлетворяет всем условиям признания, изложенным в Уставе Движения, а также сообщать другим обществам о факте признания;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

в) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями***, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

г) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

д) обеспечивать деятельность Центрального агентства по розыску, предусмотренного Женевскими конвенциями;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

е) в предвидении вооруженных конфликтов принимать участие в обучении медицинского персонала и подготовке медицинского оборудования во взаимодействии с Национальными обществами, военными и гражданскими медицинскими службами и другими компетентными органами;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ж) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие;

Читайте также: