Установление контакта с аудиторией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мини-лекция "Приемы установления контакта с аудиторией".

Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.

Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней . Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта .

После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая . Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

Успех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяют, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. В процессе выступления используются различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:

Комплимент аудитории . По определению комплимент — это выражение одобрения, уважения, признания или восхищения. Правильно высказанный комплимент вызывает у аудитории ответное чувство благодарности. Однако следует помнить, что при его конструировании не следует слишком преувеличивать достоинства объекта, иначе комплимент может быть воспринят как насмешка. Он должен быть кратким, искренним, недвусмысленным, отражающим реальность и не похожим на лесть. При этом не обязательно высказывать комплимент непосредственно присутствующим персонам. Он может быть высказан и в отношении значимых для них объектов, с которыми они отождествляют себя (их профессии, компании, в которой они работают, миссии, которую они выполняют, их детям и т. п.)

Контрастные раздражители . Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился.

Обращение к авторитетным источникам . Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.

Использование юмора . Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.

Завершение выступления и ответы на вопросы

По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.

Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос… После этого дается заранее заготовленный на него ответ.

При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:

Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу , даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.

Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно: спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос ?

● Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.

Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.

Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

Цель: развивать активное групповое общение. Время проведения:15 мин.

Описание упражнения:

 Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?

 Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в адрес владельцев карточек?

Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Время проведения: 15 мин.

Описание упражнения:
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу: Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники,

12128092716_5b787fe71b_h

Цель каждого публичного выступления – донести его суть, идею до аудитории, чтобы получить обратную связь. И фактором, в большей степени влияющим на успех, является контакт с аудиторией. Чем он прочнее, тем большую отдачу получает оратор от благодарной публики.

Добивайтесь успеха, привлекая внимание аудитории

Чтобы добиться и удержать внимание аудитории, постарайтесь полностью избавить публику от барьеров восприятия. К факторам, которые зависят только от оратора и помогают создать качественный контакт, относятся:

1. грамотная речь.

Использование в речи стилистических ошибок, просторечий, а так же чрезмерно заумных фраз не будет соответствовать уровню, необходимому для создания полноценного восприятия информации. Стройте речь в доступной манере, используйте понятные слова, следите за грамотностью. Следите за паузами и за их длиной, постоянные “э-э” также вряд ли придутся по вкусу публике.

Придерживайтесь главного правила выступления – говорите с аудиторией, а не перед ними!

2. четкая дикция.

Даже если вы говорите правильные и полезные вещи, но, вместо четкого произношения, бубните или жуете слова, вы рискуете остаться непонятым. И, в лучшем случае, половина ваших слушателей досидят до конца выступления. От ясности произношения зависят восприятие и реакция публики, и, как следствие, достижение цели выступления.

3. акцентирование внимания.

С целью привлечения внимания используйте жестикуляцию. Инструменты невербального общения помогут легче и действеннее установить контакт с аудиторией.

Важно!

Жесты не должны быть резкими. При помощи жестикуляции делайте акценты назначимых моментах, так как при подключении зрительного восприятия, оратору быстрее удается заслужить внимание аудитории.

4. зрительный контакт с публикой.

Поскольку выступление перед аудиторией – контакт двух сторон, необходимое условие – установка канала обращения. К приемам, позволяющим установить зрительный контакт относятся:

  • фиксация зрения на одном человеке;
  • переменная фиксация на разных людях.

Интересно!

Если у вас мало опыта в публичных выступлениях, зрительный контакт может стать решающим фактором. Чтобы стеснение и страх сцены не взяли верх, попросите поприсутствовать в помещении знакомого вам человека, зрительный контакт с которым не был бы дискомфортным.

Контактное поведение

Хороший оратор, чтобы удержать внимание аудитории, используют в своем арсенале активные движения. Действительно, физическая активность способствует привлечению внимания, но не переусердствуйте с бессмысленными движениями, не имеющих цели обратить внимание на важные детали выступления. При постоянных движениях, хождению по сцене, внимание, наоборот, будет рассеиваться.

как установить контакт с публикой

Секреты поведения, позволяющие наладить контакт с аудиторией

  • открытость.
    Не стоит скрещивать ноги и руки – откройте себя. Такие позы производят эффект скрытности, вызывая недоверие и создавая дополнительные барьеры в общении с публикой.
  • постоянный зрительный контакт.
    Никогда не поворачивайтесь к аудитории спиной. Если ваше выступление перед аудиторией сопряжено с необходимостью использования доски/мультимедиа и т.д., поворачивайтесь полубоком, чтобы не терять контакт со слушателями

Секреты успеха публичного выступления

Все мы любим секреты, позволяющие с первых минут заполучить полное внимание публики. Естественно, как по мановению волшебной палочки, внимания аудитории вы не добьетесь. Но, работая над собой, своими движениями и манерой преподнесения информации, добьетесь идеального выступления с вовлеченной публикой.

  1. Любой выход начинайте с приветствия. Так вы покажете свое уважение к аудитории, без которого невозможно серьезное восприятие информации. Приветствие – способ визуально осмотреть готовность зрителя к восприятию. Зритель, готовый принимать вас, ответит на приветствие (это может быть банальный кивок или улыбка).Для установления контакта с аудиторией, можно сделать акцент на одном зрителе, который не проявляет заинтересованности (к примеру, если некая дама во втором ряду, во время вашего приветствия сосредоточена на своем телефоне, можно невзначай спросить её о времени, прикрывшись желанием удостовериться, что начало состоялось вовремя).
  2. После приветствия, желательно обозначить основную линию выступления, а также дать некоторую информацию о себе. Беспроигрышный вариант – информация, которая объединяет вас с темой выступления (маленький экскурс на тему вашего отношения к проблематике). Подобный ход необходим, так как в силу человеческой природы, мы с большим интересом относимся к тем, кого знаем лучше.
  3. Перед тем, как начать монолог, дайте зрителю некую наводку на то, что ваша речь будет нести в себе. В виде наводки может выступать некий анонс, отражающий наиболее интересные темы, а также ссылки на уникальную и полезную информацию. Таким образом, вы создадите интригу ожидания, это поспособствует проявлению интереса зрителя на протяжении всей речи.
  4. Чтобы зритель проявил заинтересованность в вашем выступлении, используйте метод диалога. Во время выступления обращайтесь к публике с уточняющими вопросами. Важно, чтобы было охвачено максимальное количество участников. Не прекращайте диалог на протяжении всего выступления, тем самым время от времени подогревая интерес публики. В некоторых случаях поможет прямое указание на то, что этот вопрос очень важен и знания в освещаемой теме пригодятся в дальнейшем.

Диалог с аудиторией активизирует все виды внимания.

Закрепление результата

Многие лекторы считают, что лучше завершить выступление на минуту раньше, чем позже. Этим вы покажете, что цените время ваших слушателей. Можно уточнить в конце, что при имеющихся вопросах люди могут обращаться к вам в индивидуальном порядке после выступления.

В независимости от длительности выступления, можно судить о его успехе по количеству прямых взглядов, направленных на вас, в последние минуты. Популярной ошибкой ораторов является “сливание” концовки, хотя она является гарантом внимания аудитории после окончания выступления.

Чтобы ваша речь несла ясность, необходимо подвести итог, в который будут входить следующие тезисы:

  • что нового было представлено аудитории;
  • какие выводы должны быть сделаны.

Концовка выступления – это итоговый тезис, который полностью отражает проблематику всего выступления. По окончанию речи, в обязательном порядке поблагодарите публику за внимание.

Если вы вели диалог, сделайте акцент на наиболее активных зрителях, но не превозносите их над остальной аудиторией. Подобная концовка позволит сохранить внимание к себе и проблематике выступления даже по его окончанию. И планируя публичное выступление, помните, что главное в любом выступлении – подготовка!

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием новизны информации, гипотез засттавляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Поза, жесты, мимика оратора.

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

(овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего, для того чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Заключение

В результате написания настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному

противоречию существуют две основные позиции.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения,

но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более

благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Почитайте любые пособия по риторике - там написано, что поддерживать его нужно обязательно. А откуда этот контакт взять и как не потерять?

Настройтесь заранее

По возможности постарайтесь загодя узнать о тех, перед кем вам предстоит выступать: кто они, какого возраста, пола, интересов, профессиональной подготовки и т. п. Но самое главное - заранее настройтесь на них. Не обязательно представлять своих слушателей в лицах, но отнеситесь к ним как к ЛЮДЯМ, а не как к враждебной темной массе.

Почему это важно? Потому что мы друг друга "зеркалим", и нашу напряженность и враждебность собеседники бессознательно считают и отрикошетят в нас. И еще потому, что это поможет избавиться от животного страха: мы боимся неизвестного, представляя его как угрозу, а люди - они просто люди, такие же, как мы.

Полюбите собеседника

В идеале человека, с которым вы общаетесь (даже если их тысяча), надо ПОЛЮБИТЬ. Вот прямо так. Хотя бы на те пять минут, которые длится ваша встреча. Потому что любовь - это искренняя заинтересованность и желание, чтобы человеку было хорошо, это внимание и уважение. Каждый человек достоин уважения, но обделен им. И каждый человек, даже не отдавая себе в том отчета, будет благодарен за это крошечку достоинства, которую вы ему подарите, не ожидая ничего взамен .

К тому же это искреннее внимание поможет вам в процессе выступления/беседы оценить, насколько интересно или понятно то, о чем вы рассказываете. И скорректировать себя.

До микрофона

Да, ваш контакт с аудиторией начинается не с ваших первых слов, а с момента, когда вас объявили и вы стали видны слушателям. Как на вручении "Оскара": на сцене объявляют победителя, камера переводится на него, и все его удивленные вскрики, слезы, объятия с близкими, выкарабкивания из кресла и из ряда, проход к сцене, подъем на нее - это уже его выступление, хотя первые слова он произнесет лишь несколько минут спустя.

Прежде чем говорить

И вот вы на месте, открываете рот. Нет-нет, еще рано, не торопитесь! У вас есть пара секунд, чтобы МЫСЛЕННО поздороваться: доброжелательно, с улыбкой обведите взглядом аудиторию, постарайтесь увидеть каждого. Во всяком случае, чтобы у каждого создалось впечатление, что его увидели.

К тому же это даст вашим слушателям точку концентрации. Моя учительница именно так успокаивала невменяемых после переменки пятиклашек: молча вставала перед классом и смотрела на них. Не свирепо, а просто нормально смотрела. Пять сек - и эти лохматые, распаренные пацаны уже, как зайки, спокойно сидят.

Начали! Но не сразу.

Всё, можно говорить! Поздоровайтесь, представьтесь (если это требуется). Но не спешите говорить по делу! Сначала с помощью эффектного начала завоюйте внимание аудитории. А дальше, когда вы убедились, что вас слушают, можно уже переходить к существенному.

К тому же интересное начало сломает лед в ваших отношениях, поможет преодолеть естественную пропасть между оратором и его аудиторией. Особенно если вы скажете что-то такое, что объединяет вас: про природу/погоду, про актуальные события и пр.

Не берите заложников

Не верьте тому "доброжелателю", который советует вам, если волнуетесь, выбрать какого-то милого человека из аудитории и рассказывать только ему, смотреть только на него! (Такой "прием" годится разве что для самого первого выступления, когда вам надо убедиться, что выйти и сказать - это не смертельно. И то - лучше не надо.)

Этот бедняга окажется вашим заложником: ему уже ни вздохнуть ни охнуть, ни отвернуться, ни отвести взгляд, ни зевнуть. Прямо бабочка на булавке! А остальные при этом чувствуют себя забытыми и брошеными и перестают слушать.

Читайте также: