Установление и поддержание контакта в личном общении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их достижение или недостижениесвидетельствует об уровне профессионализма сотрудника органов внутренних дел, о качестве выполнения им своих служебных функций. Профессиональное общение предполагает владение сотрудником определенным психологическим инструментарием, обеспечивающим его успешность. Помимо методов и приемов, значительная роль в общении отводится психотехникам, основными из которых являются: техника психологического воздействия; психотехника визуальной диагностики собеседника; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника бесконфликтного взаимодействия и др.

Для сотрудника органов внутренних дел важным является умение понимать притворные жесты, особенности которых заключаются в следующем: а) они преувеличивают слабые эмоции (за счет усиления движений рук и корпуса); б) подавляют сильные волнения (за счет умышленного ограничения движений рук и корпуса); в) представляют собой ложные движения, не соответствующие содержанию общения.

В работе сотрудника полиции необходимо знать также собственную территорию безопасности, а также той, на которой он будет общаться с окружающими. Как человек обозначает границу своего личного пространства и территорию личной безопасности? Выражением лица, позой - партнер отклоняется назад, если вы слишком близко подошли к его границе. Жестами рук - человек часто заканчивает жест как раз на границе личного пространства. Изменяется ритм и глубина дыхания. Вторжение сотрудника органов внутренних дел в интимно-личностную территорию человека, которая входит в территорию его личной безопасности, вызывает различные физиологические реакции в организме: сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в крови, и она приливает к мозгу и мышцам, как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности. Это означает, что если вы всего-навсего дружелюбно прикоснетесь к руке или приобнимите человека, с которым видитесь впервые, то это вызовет у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он будет вам улыбаться. А если ваше поведение по отношению к данному лицу будет более агрессивно, то это вызовет у него такое же агрессивное поведение по отношению к вам. Следователи используют специальные методы, построенные на нарушении территории личности для того, чтобы сломить сопротивление допрашиваемых преступников или получить скрываемую информацию. Для этого они усаживают преступника на стул без подлокотников, ставят стул в центре комнаты и постоянно во время допроса проникают в его интимную и особо интимную зону, оставаясь в ней до тех пор, пока тот не даст ответ. Но не следует применять эту тактику в обычных ситуациях с гражданами.

Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижения его целей.

Психологический контакт, устанавливаемый сотрудниками с гражданами в ходе решения оперативно-служебных задач, выступает важным параметром оперативно-служебной деятельности и существенно отличен от психологических контактов, устанавливаемых между людьми в обыденной жизни. Главное же его отличие, отмеченное в ряде нормативных документов МВД, состоит в том, что успешное достижение психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел неразрывно связано, в конечном итоге, с получением значимой информации и изменением линии поведения граждан в диапазоне от противодействия - к содействию и сотрудничеству.

Правила для установления эффективного психологического контакта:

3. Отражение чувств. Ответ и эмоциональная реакция на чувства говорящего важны потому, что в общении люди по существу обмениваются тем, что имеет для них лично существенное значение.

5. Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через ведущие каналы, называется нейро-лингвистическим программированием.

Исключение отрицания из речи. У отрицания есть интересное свойство - оно существует в языке, но не в подсознании.

Поэтому говорите человеку то, чего вы от него хотите, а не то, чего он не должен сделать. Лучше сказать о том, что должно быть и о том, что есть.

Приемы сокращения дистанции для достижения доверительных отношений:

Если вы начнете постепенно понижать громкость своей речи, собеседник будет стараться подвинуться ближе к вам. И можно просто спросить разрешения занять место ближе к нему.

Приемы создания подсознательного доверия в целях установления психологического контакта с разными группами людей:

Иллюзия внимательного слушания состоит в том: вы наклоняете голову чуть вправо и периодически киваете, когда партнер говорит и можете спокойно заполнять документы данного гражданина, лишь изредка, глядя на собеседника, - он все равно будет считать, что вы его слушаете.

Жест открытых ладоней. В нашем сознании испокон веков открытая ладонь ассоциируется с честностью, искренностью, преданностью.

Знание данной техники взаимодействия с другими людьми позволит сотруднику установить благоприятный психологический контакт с гражданами.

Стадии установления психологического контакта

1. Прогнозирование предстоящего общения. Для оптимального достижения целей при установлении психологического контакта весьма целесообразно иметь предварительный план действий, спрогнозировать предстоящее общение. Для этого необходимо иметь в наличии предварительные данные о личности, с которой предстоит общаться. Так, следует располагать сведениями о коммуникабельных свойствах. Существуют психические свойства личности, которые облегчают установление с ней контакта - откровенность, любознательность, общительность, вежливость, тактичность.

Наряду с этим существуют свойства личности, которые затрудняют установление контакта: повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, подозрительность, скрытность, озлобленность и т.д.

Наличие каких-либо из перечисленных свойств всегда должно учитываться при прогнозировании общения.

2. Создание внешних условий, облегчающих установление контакта. В каждом конкретном случае внешние условия должны идеально соответствовать той социальной роли, которую необходимо проявить в процессе общения. Ничто не должно мешать общению, отвлекать вашего собеседника. Обстановка должна располагать к доверительной беседе с гражданами.

5. Действия по ликвидации помех в общении. При развитии психологического контакта с человеком необходимо обращать внимание и предпринимать необходимые меры по ликвидации помех в общении, к которым можно отнести отрицательное отношение к предстоящему общению; наличие психических состояний, затрудняющих, делающих невозможным развитие общения; вмешательство посторонних лиц и т.п. Снятие всех помех - обязательный этап установления психологического контакта.

6. Индивидуальное воздействие. Завершать установление психологического контакта сотрудник должен индивидуальным воздействием на личность собеседника, которого он к тому же ждет. Цель этого воздействия - получение от него доверительной информации. При этом могут вырабатываться какие-то общие нормы доверительных отношений на будущее.

Психотехника бесконфликтного взаимодействия

Успешность коммуникативного воздействия в значительной степени определяется соблюдением сторонами определенных условий - факторов, вызывающих возникновение конфликтов.Конфликт – это несовместимость целей, интересов, установок, которая возникает между сторонами- участниками конфликта (при взаимодействии или осуществлении разного рода деятельности).

Виды конфликтов по локализации: внутриличностный, межличностный.

Признаки внутреннего конфликта:

Отступление – молчание, отсутствие увлеченности, обособление;

пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация собственного превосходства;

приведение в замешательство – неожиданные вопросы, ответы, неадекватное поведение;

жестокий формализм – формальная вежливость, буквоедство, слежение за другими;

попытки обольщения – кокетство, капризы, детскость;

разговоры на посторонние темы;

поиск виноватых – самобичевание, ложная скромность, обвинение коллектива.

Межличностные конфликт есть частый, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.

Типология конфликтных личностей:

Построение алгоритма беседы, опроса или допроса должно опираться на знания о собеседнике. Сотрудник имеет предварительные данные о личности, с которой предстоит общаться. В ином случае применяются техники визуальной диагностики собеседника, оценка его мимики, жестов, проксемики.

Заключение

- проведение публичных выступлений на проблемные темы с целью создания спорных и неоднозначны мнений, требующих от сторон умения убеждения и аргументации своей позиции;

- проведение тренингов с практикующими психологами и сотрудниками, имеющими в своей деятельности постоянный контакт с различной аудиторией. Возможна демонстрация различных стратегий построения линий общения с преступным элементом с помощью видеофильмов или личного присутствия в допросных комнатах, например.

С помощью интеграции программы данного вида возможно достичь поставленных целей повышения уровня коммуникативных склонностей у курсантов других специальностей, формирования необходимых навыков построения общения с людьми с последующим получением интересующей информации. Заинтересованность в изучении данного материала обусловлена высокой полезностью этой информации и практических умений в повседневной жизни,и пониманием влияниякоммуникативныхспособностей человека на общение с другими людьми и иные формы взаимодействия.

Качественный анализ взаимосвязи уровня коммуникативной компетентности и типов поведения в конфликтной ситуации показал, что высокий уровень коммуникативной компетентности, в таких ее проявлениях, как умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, диагностировать настроение и эмоции собеседника и способность корректировать в этой связи свою тактику общения для достижения необходимого результата, удовлетворяя интересы обеих сторон, соответствует такому типу поведения, как сотрудничество, иногда компромисс. Поэтому можно предположить, что работа над коммуникативной компетентностью будущих сотрудников органов внутренних дел успешно повлияет на их компетентность в разрешении и предупреждении конфликтов и решении сложных профессиональных задач в сфере взаимодействия с людьми.

Несмотря на то, что выборка исследования была не большой, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность взаимосвязана с копинг-стратегиями, а ее формирование является важным аспектом подготовки сотрудника органов внутренних дел, и чтобы улучшить текущие показатели на всех профилях подготовки исследуемой образовательной организации необходимо произвести корректировку программ подготовки с учётом описанных выше изменений и дополнений.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: МГУ, ред. 2007.-154 с.

2. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб-метод, пособие -М.: Высш. школа, 2003.-368 с.

3. Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения - М.: Наука , 1976.-215 с.

4. Базаров Т.Ю., Веселов В.М., Пищелко А.В. Психолого- педагогические основы применения видеотренинга в учебном процессе. Учебное пособие для вузов МВД России.- Домодедово: МВД России: 2009.-78с.

5. Барабанщиков А.В. и др. Военная педагогика и психология. - М.: Воениздат, 2006.-239 с.

6. Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации //Психологические механизмы регуляции социального поведения - М.: Наука, 2008г. - 176 с,

7. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 2005.

8. Бодалев А.А, Личность и общение. М.; Международная пед. академия, 2010-324 с.

9. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика - М .: 2000 ,- 191с. 25,Будилова Е.А. Проблемы деятельности в отечественной психологии . ч1. -М . : 2007

10. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. – М.: Высш. школа, 2008. -168 с.

11. Вопросы изучения и преподавания психологии. Сборн. научи, трудов ,ф / Под ред. А.М.Матюшкина и М.Г. Ярошевского - М.: высш. школа, 2002 - 249 с.

13. Истомин И.Ю. Ценностные ориентации в личной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М.: Наука, 2002.- 333 с.

14. Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. Учебник - СПб., 1996.

15. Китов A. Психология управления. - М.: Академия МВД России, 1979 -519 с.

16. Ковалев А.Г. Психология личности - М,: Наука, 2000 - 347 с.

17. Филиппов М.Н. Невербальные коммуникации в конфликтных личностных взаимоотношениях // Мир образования образование в мире. - 2004. - № 1. - С. 12-17.

18. Ячин С.Е. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2001. -№5. — С.142-148.

19. Социальная психология и этика делового общения / Под ред.В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995. - 161 с.

[1] Бодалев А.А, Личность и общение. М.; Международная пед. академия, 2010-324 с.

[2] Ячин С.Е. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2001. -№5. — С.142-148.

[3]Бороздина Г.В. Психология делового общения. / Г.В. Бороздина - М.: Деловая книга 2004. - 302 с.

[4] Л.С. Выготский - Мышление и речь. М., 1996. С. 306–359.

[5]Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. В кн.: Методологические проблемы в социальной психологии. - М., 1975. - С.116.

[6]Анцупов А. Я. Шипилов А. И. "Конфликтология" М. 2002 - 591 с.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

В этой категории размещены статьи, посвященные лояльности сотрудников по отношению к организации. Представленные материалы позволяют прояснить подходы к формированию лояльности, познакомится с основными предпосылками лояльности, и, соответственно, методами ее повышения.

К этой категории относятся статьи, посвященные основным принципам мотивации и стимулирования, как в организационном контексте, так и в более широком варианте рассмотрения.

В этой категрии рассматриваются вопросы, посвященные взаимоотношениям детей и их родителей, вне зависимости от их возраста.

К этой категории относятся статьи, посвященные процессам продаж и переговоров. Большая часть статей представляет собой отрывки из учебного пособия "Внешние коммуникации в организациях: переговоры и продажи" В.И. Доминяка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сокращение дистанции (социальной и физической).

Проявление дружеского расположения.

Предоставление возможности выговорится.

Подчеркивание значимости собеседника для вас.

Подчеркивание общностисобеседником (сходство интересов, мнений и т.д.).

Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.

Уважение мнения, точки зрения собеседника.

Обращение к социально одобряемым мотивам поступков.

Предоставление собеседнику возможности почувствовать свое превосходство над вами.

Признание перед собеседником своей неправоты раньше его.

Не замыкание в беседе на себя, на свое состояние, свои мысли; попытка мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние, попытка почувствовать, а каково было бы самому в этом состоянии.

Осуществление наблюдения за собеседником, обращение особого внимания на невербальные средства общения: выражение лица, визуальный контакт, интонацию и тембр голоса, позы и жесты, дистанцию между собеседниками.

Передача совей информации в сжатой форме.

Стимулирование игры воображения: в начале беседы ставятся вопросы по ряду поблеем, которые должны в ней рассматривается.

Подчеркивание положительного вклада партнера в предстоящее решение проблемы.

Подчеркивание положительных последствий успешного решения проблемы дел и для собеседника лично.

Объяснение того, что собеседник не пострадает в результате совместной работы или что риск не велик, как ему кажется.

Снятие напряженности: теплые слова, шутка и т.д.

Определенная доза юмора.

Временный уход от решения проблем до более благоприятного момента

Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к говорящему за уточнениями.

3. Развитие мыслей собеседника. Это могут быть:

Перечень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение

Перечень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение

1. Перебивание партнера.

  1. Вербализация эмоционального состояния: а) своего, б) партнера

2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего, б) партнера

  1. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и т.д.).

3. подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

Дорогой читатель, предлагаю Вашему вниманию пошаговую инструкцию, как грамотно устанавливать контакт с собеседником.

Используйте ее в самых разных случаях и ситуациях, когда Вам нужно быстро и доброжелательно познакомиться с человеком, убедить его в своих идеях, мыслях и предложениях.

Как грамотно установить контакт с собеседником

  1. Деликатно появляйтесь в поле зрения собеседника. Не следует резко выпрыгивать с боку или из-за спины. Человек должен видеть, как Вы к нему подходите.
  2. Улыбайтесь и смотрите в глаза. В эффективном общении зрительный контакт должен составлять не менее 50% разговора. Если трудно смотреть собеседнику в оба глаза, смотрите ему в правый глаз или рассеянным взглядом в переносицу.
  3. Поприветствуйте человека. Если Вы старше собеседника по возрасту и статусу – первым протяните руку. В остальных случаях ориентируйтесь по ситуации. Некоторые важные люди не любят здороваться с незнакомыми людьми. В отношениях продавец-клиент также рукопожатия в большинстве случаев не приняты. Если ситуация исключает рукопожатие, улыбнувшись, слегка кивните.
  4. Представьтесь. В современном общении отчество все чаще отходит на задний план и в большинстве случаев будет достаточно одного имени. Исключение – пожилые и более статусные собеседники, к которым общение обязывает обращаться по имени и отчеству.

  • Внимательно слушайте собеседника
  • Не перебивайте и не думайте только о том, как самому сказать свои мысли
  • Говорите на простом и понятном языке
  • Уточняйте, что под одними и теми же словами и Вы, и собеседник понимаете одинаковые вещи
  • Не забудьте пару раз за встречу назвать собеседника по имени
  • Не говорите на острые и чувствительные темы
  • Хвалите собеседника и признавайте важность его личности
  • Используйте и другие эффективные техники и приемы, описанные на канале

Успехов Вам и хорошего настроения!

Чтобы узнать больше секретов переговоров, общения, эффективных техник убеждения и противоядий от разных манипуляций приглашаю Вас посетить мой Имиджевый магазин.

Читайте также: