Успенский в поисках чудесного кратко

Обновлено: 07.07.2024

Краткое содержание Главы 1.

Автор книги, Петр Успенский - один из учеников Гурджиева, известного мистика начала 20 века. Он встретился с ним, уже будучи увлечен разного рода философскими и психологическими поисками. Его скептический настрой к "эзотерическим шарлатанам" чуть было не помешал их встрече - ибо первоначально Успенский воспринимал Гурджиева именно так. Тем не менее встреча состоялась.

Успенский и Гурджиев - беседуют. Среди тем разговора такие глобальные темы как - "Человек - это машина", "Человек не может ничего делать - все с ним просто случается", "Человек делает только то, что неизбежно может делать", "Внешен одинаковые методики обучения могут в глубине иметь различные назначения", "Наркотики - полезны или смертельны?", "Почему обучение у Гурджиева стоит больших денег", "Можно ли разглашать секреты обучения и когда", "Объективное исскуство - это механика, вызывающая строго определенные эмоции", "Роль языка в коммуникации и его ограничивающий фактор"

ЗЫ
Чем то Гурджиев напоминает мне Иеро, как ни странно.

Гурджиев стал ездить из Москвы, где он жил - в Петербург. Для встреч с новыми учениками, которых собирал Успенский. Гурджиев намеренно создавал трудности для проведения этих встреч, чтобы туда попадали только искренне заинтересованные, ждущие этих встреч люди. "То что дается без труда - не ценится". Примерно этим он обосновывал также высокую стоимость занятий у него еще в Москве (Глава 1). На одной из встреч обсуждалось бессмертие человеческой души - Гурджиев высказал мнение, что человек - это прах, и только

Если в человеке существует нечто, оно может пережить его

Это нечто - вроде как астральное тело. Которое не присуще человеку изначально, а есть плод его работы.

При общении с людьми, Гурджиев часто играл и общался. Он мог общаться с кем-то представляя ему себя в чьей-то роли. Например, как продавец ковров. Т.е. он уделял внимание способу собственного общения с другими.
На вопрос о том, почему древние знания не общедоступны - почему их не возвещают во имя "увеличения кол-ва добра" он отвечает:

Знание не может принадлежать всем, не может даже принадлежать многим.
Один из главных признаков материальности — это то, что материя всегда имеет предел, т.е. количество материи в данном месте и при данных условиях ограничено.

Вряд ли стоит воспринимать материальность знания буквально, однако в такой аллегории есть определенный смысл. Интуиция подсказывает мне, что равномерно распределенная информация просто перестает быть информацией и исчезает. Впрочем, я не могу этого обосновать.

Про передачу знания Гурджиев говорит так - во-первых, знание должно передаваться знающим (самообучение может не дать эффекта). Во вторых, для получения знания надо трудиться.

Гурджиев описывает концепцию человека, состоящего из четырех тел - Повозки, коня, возницы и господина. Впрочем, он поясняет, что это деление пришло из других восточных учений.

И про бессмертие - тоже идет речь.
Путь факира, монаха, йогина - тут же. Это Тело, эмоции, ум. Развитие человека - путь к бессмертию. Все эти пути требуют отречения от мирского.

libking

Петр Успенский - В поисках чудесного краткое содержание

"В поисках чудесного" - первостепенный источник эзотерических знаний, необходимый каждому, кто интересуется природой мироздания.

Для широкого круга читателей.

В поисках чудесного - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

В ПОИСКАХ ЧУДЕСНОГО

ФРАГМЕНТЫ НЕИЗВЕСТНОГО УЧЕНИЯ

Перевод Н.В.фон Бока

Издательство Чернышева. СПб., 1992.

In Search of the Miraculous:

Fragments of An Unknown Teaching.

Возвращение из Индии. – Война и "поиски чудесного". Старые мысли. – Вопрос о школах. – Планы дальнейших путешествий. – Восток и Европа. – Заметка в московской газете. – Лекции об Индии. – Встреча с Гурджиевым. "Переодетый". – Первая беседа. – Мнение Гурджиева о школах. – Группа Гурджиева. "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. – Организация московской группы Гурджиева. – Вопрос о плате и средствах для работы. – Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. – Беседа о Востоке. "Философия", "теория" и "практика". – Как была найдена эта система? – Идеи Гурджиева. – "Человек – это машина", управляемая внешними влияниями. – "Всё случается". – Никто ничего не "делает". – Чтобы "делать", необходимо "быть". – Человек отвечает за свои поступки, а машина – нет. – Нужна ли психология для изучения машины? – Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? – Беседа: планеты и Луна как живые существа. – "Разум" Солнца и Земли. – "Субъективное" и "объективное" искусство.

Я возвратился в Россию после довольно длительного путешествия по Египту, Цейлону и Индии. Это произошло в ноябре 1914 года, т.е. в начале первой мировой войны, которая застала меня в Коломбо. Я вернулся оттуда через Англию.

Покидая Петербург в начале путешествия, я сказал, что отправляюсь "искать чудесное". Очень трудно установить, что такое "чудесное", но для меня это слово имело вполне определённый смысл. Уже давно я пришёл к заключению, что из того лабиринта противоречий, в котором мы живём, нет иного выхода, кроме совершенно нового пути, не похожего ни на один из тех, которые были нам известны и которыми мы пользовались. Но где начинался этот новый или забытый путь – этого я не мог сказать. Тогда мне уже был известен тот несомненный факт, что за тонкой оболочкой ложной реальности существует иная реальность, от которой в силу каких-то причин нас нечто отделяет. "Чудесное" и есть проникновение в эту неведомую реальность. Мне казалось, что путь к неизведанному можно найти на Востоке. Почему именно на Востоке? На это трудно ответить. Пожалуй, в этой идее было что-то от романтики; а возможно, тут имело место убеждение, что в Европе, во всяком случае, найти что-либо невозможно.

На обратном пути, в течение тех нескольких недель, что я провёл в Лондоне, все мои мысли о результатах исканий пришли в полный беспорядок под воздействием безумной нелепости войны и связанных с нею эмоций, которые наполняли атмосферу, разговоры и газеты и, против моей воли, часто захватывали и меня.

Но когда я вернулся в Россию и вновь пережил те мысли, с которыми её покидал, я почувствовал, что мои искания и всё, что с ними связано, более важны, чем любые вещи, которые происходят и могут произойти в мире "очевидных нелепостей". Я сказал себе, что на войну следует смотреть как на одно из тех катастрофических условий жизни, среди которых приходится жить, трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в войну, и я видел, что её необходимо считать великим memento mori, показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в "жизнь", ведущую в ничто.

Кстати, о выражении "очевидные нелепости". Оно относится к книжке, которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась – "Очевидные нелепости", принадлежала к ступинской "библиотечке" и состояла из таких, например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с квадратными колёсами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня очень сильное впечатление – в ней оказалось много картинок, о которых я так и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я всё больше убеждался, что вся жизнь стоит из "очевидных нелепостей", а последующие мои переживания только укрепили это убеждение.

Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее её пока не сулило. Хотя, разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего разложения и разрушения, которое нам придется пережить.

Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась ещё более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не потеряли для меня своего очарования как страны "чудесного", но, наоборот, это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор предположить.

Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно пришёл я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные, индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы утратили связь.

Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом – холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили свой чудесный характер.

К моменту отъезда я всё ещё допускал по отношению к школам многие фантастические возможности. "Допускал" сказано, пожалуй, слишком сильно. Лучше сказать, что я мечтал о возможности сверхфизической связи со школами, так сказать, на "другом плане". Я не мог выразить этого ясно, но мне казалось, что даже первое соприкосновение со школой могло бы иметь чудесную природу. Например, я воображал, что можно установить контакт со школами далёкого прошлого, со школами Пифагора, Египта, строителей Нотр-Дама и так далее. Мне казалось, что при таком соприкосновении преграды времени и пространства должны исчезнуть. Сама по себе идея школ была фантастической, и ничто, относящееся к ней, не представлялось мне чересчур фантастичным. Я не видел противоречия между этими идеями и моими попытками найти школы в Индии. Мне казалось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, который впоследствии сделается постоянным и независимым от внешних препятствий.

Признаки тоталитарной секты или у кого учились все печально известные мессии 20-21 веков

Я махровый материалист, тем не менее, в ранней юности я прочла несколько эзотерических популярных книг, транслирующих, в общем-то, прописные истины в мистической обработке, что, на мой взгляд, и обуславливает их востребованность среди людей, которые жаждут узреть некий путь и состоять в некой когорте избранных, этим путем идущих.

Признаки тоталитарной секты или у кого учились все печально известные мессии 20-21 веков

Гурджиев, безусловно, был неординарной личностью, обладающей острым умом и выраженной харизмой, склонной к познанию Мира и мистификации. Такой бульон уникальных свойств при желании Повара не может не привлечь сторонников и последователей, что мы и наблюдаем на примере Успенского, который однажды прилепившись к Учителю, всю вторую половину повествования старается мучительно отлипнуть от него. Автор, не открыв третьего глаза, педантично описывает негативные качества своего Гуру и его некорректные действия, будто уговаривая самого себя, наконец, удалиться в закат.

Но смысл тоталитарной секты как раз и состоит в том, что уйти оттуда гораздо сложнее, чем туда попасть. И если в случае Гурджиева это было еще лайт-сообщество, такой псевдо-монастырь, но уже, надо сказать, платный, то секты, расплодившиеся во второй половине 20 века и вдохновленные, в том числе, идеями Гурджиева, уже обирали своих последователей по-настоящему.

  • Узкий круг избранных, способных воспринимать Истину

В целом черты тоталитарной секты в современном ее понимании присутствуют в записках Успенского (но, кстати, не в стенограмме, приведенной в конце книги).

Бездоказательность не терпит критики. Но все же Гурджиев неимоверно далек от внушения идей, что ученики должны перестать общаться с близкими, отдать все свое имущество в пользу секты и в идеале прыгнуть со скалы. Эту печальную реальность нарисовали уже подражатели, на счету которых миллионы поломанных судеб и погубленных жизней.

  • Запутанная космология, сдобренная простыми правилами поведения

Поскольку религиозность в царской России все же была еще сильна, в тексте часто всплывают вопросы о христианстве. Гурджиев берет на себя смелость трактовать священное писание, уверяя, что все остальные делают это совершенно не правильно, то есть в глазах своей паствы он желает быть Первосвященником, часто вплетая Иисуса в собственное полурелигиозное учение.

Не знаю, как в 1917, а в 2020 зевота вполне себе физиологически объяснена, даже кошки зевают – им, как и людям, по версии Гурджиева, не хватает энергии. А вот смех, напротив, выводит излишки негативной энергии, сформированные гневом и обидами. В доказательство этого утверждения, Гурджиев ссылается на Библию, где Иисус ни разу не смеялся. Я не стану перечитывать все священные книги, чтобы убедиться, что это так, но в целом у Христа была не самая комическая роль, и Новый Завет вряд ли можно считать развлекательной литературой.

В конце главы Гурджиев и вовсе отказывает Просветленным в чувстве юмора, вероятно позабыв, что некоторую часть своего учения он позаимствовал у вечно хохочущего Будды, впрочем, Будда бы вряд ли расстроился из-за такой ерунды.

Беспрекословное подчинение, базирующееся на иллюзорной пользе для индивида, превращает человека фактически в раба. И из такой зависимости очень тяжело выйти, как свидетельствует и сам Автор, и его коллега, которого Гурджиев по неизвестным Успенскому причинам вдруг отдалил от себя (кстати, это парень потом умер, на чем Успенский заостряется, пытаясь свергнуть своего идола с пьедестала).

Для тех, кто не верит чудеса, а создает их

Я обеими руками за поиски чудесного. Я считаю, что осмысление верований, религий, учений – это очень интересный и даже очень полезный эксперимент, но только когда (по Гурджиеву) твоя Личность равна твоей Сущности, и ты обладаешь свободой выбора, в которой Гурджиев отказывает всем своим ученикам.

Учение Гурджиева наполнено отрывками мировых религиозных течений, теорий, учений. Его космология занята и оригинальна, Луна, питающаяся органической земной жизнью – яркий образ, как и связь всего во вселенной. И, я сейчас выскажу неожиданную мысль, но если вы хотите почитать что-то эзотерическое – читайте Гурджиева. Для не интеллектуального человека все написанное будет слишком сложно, и он не сможет идти по четвертому пути (а значит и причинить себе вред), а интеллектуальный человек просто не будет слепо следовать всему тому, что только что прочитал (взрывать Луну, например, чтобы она его не съела).

Проблема современных мотивационных и эзотерических книг в том, что они слишком просты. Они лишают человека возможности диалога, потому что там просто особо нечего обсуждать, при этом возвышая Ученика над серой массой непосвященных. И если Гурджиев еще опасался, что его современники все сплошь идут по пути йогина (развивая мозг), то человек 21 века ударяется в другую крайность факира, только без самоистязания.

П. Д. Успенский - В поисках чудесного

Все прошло, стремление к чудесному – тоже, был период когда мне, до этого глотавшей книги тоннами, сама идея чтения стала казаться абсурдной – много букв, а смысл? Не читала почти ничего два года. Мир был холоден, пуст и обезбуквлен.

И тут в мою пустоту вплыл Петр Демьянович Успенский (как это случилось – тема…

20 декабря 2019 г. 17:25

5 Пособие по пробуждению.

Уважаемый, молю, ответьте, много ли на вашем пути встречалось чудесного?Ну или хотя бы удивительного. Да? Нет? Не знаете? С какой целью любопытствую? Ой, тьфу на вас, какой прок со спящей машиной толковать. Некий Петр Демьянович, осознав противоречивость и запутанность своей жизни, твердо порешил разыскать "чудесное". Признав себя неспособным пройти этот путь в одиночку, он обратил свое внимание на различные оккультные школы, однако ни одна не смогла обеспечить ему искомое. Череда разочарований привела Петра на лекцию к одному импозантному старцу. И, взрыв. Чудесное безоглядно ворвалось в жизнь Успенского. Можно сделать смелое предположение, что дальнейшее повествование ведётся от лица "чудесного", мерно завоевывающего душу автора. Возглавлять сию экспансию станет тот самый лектор,…

IrinaGavrilkina IrinaGavrilkina написала рецензию

13 июня 2019 г. 11:41

5 Что значит такое название?

В поисках чудесного, а значит, в поисках Себя. Интересная книга, для меня многое стало понятным, особенно некое понимание устройства нашего мира, человека и тд. Книга не простая, читать необходимо медленно. И желательно быть подготовленным на основе других авторов, таких как Л.Мамфорд, Д.Кэмпбэлл, Э.Берн и др.

Мы благодарим компанию RU-CENTER за отменное качество предоставляемых услуг.

Становление и развитие личности

Мастерская М.П.Папуша

Все тексты по порядку

Пред-уведомление

Начал перечитывать Успенского и включил, в качестве методического принципа, давно, вроде бы, понятую идею: ни в том, что я читаю у Успенского, ни в том, что пишет Успенский, эзотерического знания нет (когда я был неофитом, я всерьез думал, что есть).

В поисках чудесного, 1 глава. Опыт конспектирования

Вообще Успенский мастерски в первой главе дает вводные идеи, которые потом будут разворачиваться. Для начинающего (но внимательного) читателя — в самый раз.

Для новичка, который в первый-второй раз читает этот текст (особенно — первый) это звучит, наверное, странно, для нас — слишком декларативно.

(Про метафору машины — см. отдельный текст).

Это и про то, как читать ЭТУ книгу.

Любимая идея Успенского — про время: разное время для людей и планет.

(20) Луна — новорожденная планета.

(22) Объективное искусство.

(23) Заключение: связанность всего, что говорил Гурджиев.

Это — чрезвычайно тонкие вещи, и не близко для начинающего то место, где обсуждаемые различия станут решающе важными.

(3) Для изучения себя может использоваться специальная химия, усиливающая возможности изучать себя и то состояние, в котором это происходит.

Формулы, полезные как темы для размышления

Вопрос о делании

Для того, кто знаком идеями Гурджиева, это — как общее положение, — достаточно очевидно. С другой стороны, мы все (в том числе и те, кто полагает, что вполне принимает эти идеи) живем так, как будто мы этого не знаем. Да и как жить иначе? Мы постоянно даем и принимаем обещания, заключаем договора и даже соблюдаем их.

Тут, как я понимаю, возможны два случая.

Один — деловой. Здесь выход состоит в том, что, заключая договор, мы ставим себя в такие условия, которые обеспечивают выполнение договора, — с точностью до изменения обстоятельств, что называется, форс-мажора. Вступая, например, в брак, мы обставляем этот брак таким количеством внешних условий, что проблематично не поддержание брака, а выход из него. Условия устроены (настроены) таким образом, что они этот брак, поддерживают. Можно просмотреть свои обещания и договора — даваемые и принимаемые, на этот предмет.

Другой случай, это когда в форме разговора о будущем речь на самом деле идет исключительно о настоящем. Если он говорит ей, что будет любить ее всегда, — как правило оба догадываются, что это характеристика чувств в данный момент, а как оно будет когда-нибудь потом — Бог знает. Тут тонкая грань: если речь идет не о чувствах, а об обещаниях, то это уже первый случай, и тут нужно просматривать условия.

Отсюда следуют две простых практики. Говоря о будущем, (1) различать названные два случая, (2) если речь идет о первом, смотреть, какие условия для обеспечения выполнения желательного договора нужно организовать.

Еще один поворот

Третья сила, поведение и делание

Простое сочетание двух идей:

— Может быть, потому и кажется, что не видна третья сила? Люди поступают так, а не иначе, под действием трех сил. Может быть, две силы, например, желания человека и его ситуацию, мы видим, но не видим третью, которая как раз и определяет то, как человек в этой ситуации себя поведет?

И дальше: если научиться (а) в себе варьировать третью силу, (б) другим подставлять ту или иную третью силу или хотя бы :-) предлагать варианты, — это и есть вожделенный сталкинг?

Спрашивается, где же она, третья сила? Если внешняя ситуация и внутренняя ситуация — две силы, то что в ситуации есть еще? А вот что:

Конспект второй главы

(3) Жизнь после смерти физического тела, перевоплощения и пр.

(6) Еще о Гурджиеве.

(7) Материальность знания, определенность его количества и пр.

(Опять про кристаллизацию, нагревание смеси и пр.)

(9) Пути. Четвертый путь

Триадическая схема человека-машины

Важно, что здесь все подходит одно к одному: стимулом может быть только то, что может вызвать соответствующую реакцию (машина ничего другого не воспринимает), реакция соответствует стимулу в этой машине — другая машина отреагировала бы на аналогичную ситуацию иначе, то есть получила бы в той же ситуации другой стимул, и заготовленные паттерны поведения были бы у другой машины другие.

В гурджиевских рамках Учителя нам не светят

По двум причинам.

(1) Маловероятно, чтобы мы когда-нибудь всерьез могли сподобиться работать с кем-нибудь, кто реально учился у Гурджиева.

Метод, который я предлагаю,

Возможно, что мне для этого понадобится группа, и в таком случае я ее найду или организую.

В этом парадоксе, как известно, грек сказал, что все греки всегда лгут, — и спрашивается, можно ли ему, греку, в этом верить.

А теперь представим себе ребенка, которого уличают во лжи, причем таким образом, что дело идет не о фактах, которые можно было бы проверить, а о трудно уловимых вещах — таких, например, как самочувствие. Ребенку говорят, что он лжет, утверждая, что чувствует он себя уже хорошо (и может получить прогулку, или мороженое и пр.). И что ему в этой ситуации делать? И как ему в этой ситуации себя чувствовать?

А теперь предположим, к тому же, что он действительно лжет и, может быть, даже не из-за мороженого, а из каких-то гораздо более глубоких соображений.

Тут уж не до греков…

Это, в частности, к вопросу о том, насколько трудно научиться быть искренним…

(1) Человек=машина. (2) Человек спит.

Как может машина спать?

Человек, который спит = машина.

На других-то я это давно вижу, как аналитик. А вот на себе — дело другое.

«Каждая раса, нация, эпоха, страна, класс, каждая профессия имеет собственные позы, от которых не отступает, которые представляют собой особый стиль данной расы, эпохи или профессии. Каждый человек, согласно своей индивидуальности, усваивает некоторое ограниченное число подходящих ему поз. … Стиль движений и поз каждой эпохи, расы и класса неразрывно связан с характерными формами мыслей и чувств. Они так тесно связаны, что человек не может изменить ни форму своей мысли, ни форму своего чувства, не изменив характер своих поз. Формы мысли и чувства можно назвать позами мысли и чувства. Каждый человек имеет разное число интеллектуальных и эмоциональных поз, также и определенное число двигательных поз … .

На всякий случай

Читайте! – пост Имажинтель (это — пользовательница ЖЖ). Цитирую:

В свое время я перестала заниматься всем этим серьезно, потому что остро встал вопрос — либо я живу так, либо я живу не так. Я не готова отказаться от своей бытовухи. Я люблю свою жизнь. Мое тибетское время еще не пришло. Это не значит, что оно не настанет — просто ни тогда, ни тем более сейчас я к этому не готова. Как, думаю, не готовы . мы все в общем-то. Нас объединяет то, что все мы вместе делаем фильтры, делимся техниками и технологией, помогаем друг другу — но мы именно ДЕЛАЕМ СВОИ ФИЛЬТРЫ. Это и к вопросу о работе в группах. И о задачах. Простое такое грубое плоское описание.

(Пояснение для не знающих: Имажинтель упоминает образы суфийской притчи об отравленных колодцах, из-за которых все, кроме специально предупрежденного человека, запасшего чистую воду, сошли с ума. Он пожил-пожил, один здравый среди всех сумасшедших, и тоже напился колодезной воды — невмоготу стало.)

Большой раздел четвертой главы посвящен вопросу об отношении знания и бытия.

Желающим предлагается практический вопрос: какие конкретные черты бытия — моего и тех или иных моих знакомых — препятствуют получению нами/ими бОльшего знания? Каким конкретно образом имярек не способен к получению бОльшего знания?

как же обстоят дела с прочими программами и проектами. Я уже ответил в комментах, но воспроизведу это еще раз.

Ответ: (1) Серьезно. (2) Но это никоим образом не отменяет ничего прочего. Психотерапия остается психотерапией, а также остается необходимость (и даже приятность) ходить в магазин в такую погоду, когда хороший хозяин на улицу собаку не выгонит, и много чего другого. Так что и Боуэн, и стадии развития Self , и многое другое — на своем месте, группы собираются, индивидуалки происходят.

Одна из настойчиво повторяемых Г.И. и воспроизводимых П.Д. мыслей:

Дело в том, что ни одно положение, которое кто-то пытается вынуть из контекста Успенского, не сохраняет того смысла, который имеет в системе. Я бы даже позволил себе сказать, — не сохраняет никакого смысла, но какой-то смысл люди туда вкладывают, с чем-то полемизируют, что-то обсуждают.

Успенский и психотерапия

В ответ на многочисленные вопросы считаю нужным пояснить:

Все не так страшно,

все гораздо страшнее.

От нашего стола — вашему столу: уместный фрагмент из работы-по-Боуэну

Во всяком случае, когда я просматриваю материал, который мы получили, и проблемы, с которыми предстоит работать, — я все определеннее вижу именно это: семейную вину, семейные обвинения, семейную обиду, долженствования, упреки и пр. Кто кого в чем обманул, кто кому чего был должен и не сделал, кто на кого за что обижен и пр.

Все это дает прекрасное дополнение к тому, что мы можем узнать об отрицательных эмоциях из Успенского.

К конспекту 4 главы: бытие и язык

То есть: знание выражается в языке. При наличии соответствующего уровня бытия оно, будучи выраженным, может быть и понято. При отсутствии соответствующего уровня бытия оно не может ни быть сформировано, ни выражено, ни понято. (Ср. известное высказывание софиста!) С другой стороны, бытие, не имея возможности выражения, не может быть передано (поскольку бытие человека возможно только в трансляции).

Таким образом, попытка понимать то, что мы читаем у Успенского, с неизбежностью должна вести к изменению бытия, причем очень реально и конкретно. Постоянно может и должен задаваться вопрос: что я теперь должен делать, и чего я не могу позволить себе делать в своей повседневности, если мне сообщено то-то и то-то. И пусть лохи не оправдываются тем, что они-де ничего не могут делать…

Так вот, гипотеза.

Притом, однако, мы уже знаем, что цепочки разорваны (а масло Аннушка уже пролила), и в отличие от целесообразных (точнее — телеономных) последовательностей поведения животных, инстинктивно-детерминированное поведение человека хаотичное и никуда не ведет.

Заинтересованному читателю предлагается подумать, какие практики можно извлечь из этого теоретического рассуждения. Ответ будет опубликован позже.

То же самое в других словах

(1) Когда Боуэн утверждает, что поведение человека в гораздо большей степени инстинктивно, чем принято думать, он прав, но только при этом не договаривается существенная вещь: инстинктивные цепочки поведения у человека разорваны, разделены на отдельные звенья, которые мотивируют поведение человека, но не обеспечивают ему целостности и целесообразности.

Целостность и целесообразность поведению человека должен был бы обеспечивать ум, но он, как справедливо утверждает Боуэн, не выполняет эту функцию, в основном занимаясь лишь оправданием хаотического поведения.

Минимум телеономности, необходимый для выживания человеческой расы, обеспечивается — с грехом пополам — культурой. В частности и в особенности, — по Боуэну. — традицией жизни людей в семье.

(2) Т.о. семья — это не инстинктивное, как можно подумать по текстам Боуэна, а инстинктивно-культурное образование, центральное в нашей культуре — по Боуэну — для жизни и выживания человека как вида.

Из этого следует, что рассматривая семью как систему, мы должны иметь в виду как инстинктивные, так и социокультурные связи.

Как быть с «роскошью человеческого общения?

У этой проблемы есть несколько аспектов, я попробую наметить некоторые из них.

В частности, у меня как психотерапевта есть вполне профессиональная задача — помогать людям устраиваться и укладываться поудобнее, продолжая спать, и нужно не перепутать эту задачу с необходимостью при этом еще предоставлять людям возможность, — если им нужно! — узнать, что можно, вообще-то, в этой жизни не только спать.

Цитаты, как бы в продолжение

не следует забывать,

И многие из нас умрут, как собаки.

Опять о работе с отрицательными эмоциями

(2) Можно начать с наблюдения за собой и обнаружения типичных ситуаций. Лучше не считать их случайными.

(3) But not least: прежде всего (не по времени, а по сути) нужно решиться работать с ними, с этими ОЭ. То есть решиться на то, чтобы действительно что-то в себе менять.

И ты можешь привыкнуть выбирать, сначала — не выразить ОЭ, а потом и посмеяться в усы (если усы есть), или что там тебе их заменяет.

(Как бы продолжение)

Можно, конечно, ответить, что это — просто о словах и о стилистике (надо бы написать об этом специальный пост, м.б. руки скоро дойдут). Но — не только о словах.

Вот список того, что мне представилось в качестве принципиальных идей из нескольких первых глав.

- Сон и самопамятование

- Работа и помощь

- Бытие. Уровни бытия. Бытие и знание

- Возможности: тонкие тела, бессмертие, другие функции и пр.

- Развитие. Путь и пути. Четвертый путь

- Критика текущей реальности

- Множественность Я. Дом и слуги

- Язык. Понимание. Общение

- Закон трех. Три силы

Продолжение, естественно, следует.

Вот некоторые имеющие отношение к теме идеи, списком:

Человек ничего не может делать, с ним все случается;

Тюрьма и бегство из тюрьмы;

Человек живет в самой маленькой комнатке своего дома;

Сон, гипнотический сон;

Уровень бытия человека низок, даже по отношению к тому, что он может себе представить как возможное, желательное, даже — должное.

(2) Наверное, самое важное в этой идее — необходимость жертвы. Если человек хочет бежать из тюрьмы, не следует цепляться за тюремную баланду и беспокоиться об обустройстве постели.

И так далее. Словами все это трудновыразимо, но требует тщательного понимания, иначе не получится никакой Работы.

«Правильная работа над собой начинается с создания постоянного центра тяжести. Когда он создан, тогда все прочее начинает располагаться и распределяться в подчинении ему. . … только отношение человека к работе и школе, его оценка работы, осознание механичности и бесцельности всего прочего может создать в нем постоянный центр тяжести.

Чтобы Весть о возможности Пробуждения достигла человека, она должна быть выражена в созвучной ему стилистике.

К вопросу об идиотах

Дальше все просто: реальность — это тот факт, что оно произойдет, и я про это знаю. Воображение — это мир, в котором это может произойти, а может и не произойти.

(нижеследующие заметки – отрывок из очень сложного текста — для внутреннего употребления — соединяющего несколько разных языков, парадигм и пр. Я постарался убрать все, что возможно, чтобы зафиксировать и передать идею, которая представляется важной. Несколько дополняющих текстов можно найти в 1й лекции о личности).

— Определение: развитие в человеке тех сил и возможностей, которые никогда не развиваются сами по себе, механически.

— Вступление во владение силами и богатствами, которые скрыты в человеке.

— Путь; пути; Четвертый Путь; Работа.

— Путь без возврата.

— Эволюция и природа, массы и единицы. Возможное дли индивида невозможно для масс.

— Противодействия. Сознательная борьба.

— Дом из четырех комнат.

— Единство и множественность человека.

— Из механичности исходит борьба против механичности.

— Сон и самопамятование. Третье состояние сознания как путь к четвертому.

— Дом со слугами: заместитель управляющего, управляющий, хозяин.

— Энергии: эволюция требует запаса высших энергий.

— Человеки с номерами. Неоднородность шкалы: (1) типология, (2) этапы развития, которые можно понять, (3) более отдаленные этапы, совсем непонятные.

— Бытие и его уровни.

— Только сам человек может выполнять работу развития себя.

(Подлежит расширению и дополнению)

И вот вам результат:

Успенская группа закрылась. Приказала всем нам жить долго и счастливо и умереть, как кто сумеет.

Распространение и цитирование материалов приветствуется. При публикации ссылка на источник обязательна.

Читайте также: