Успенский собор великий устюг кратко
Обновлено: 01.07.2024
Все, кто бывал в Великом Устюге лет 10 назад, в один голос говорят, что он изменился к худшему. Ведь правда, до появления там Деда Мороза город был глухим и далеким, как Чердынь, но по своему наследию сопоставимым с Суздалем. Остается лишь воображать, как впечатляло это зрелище. Но увы, таков закон туристического бизнеса: город, красивый, как Суздаль, не может быть глухим, как Чердынь по определению. Туристов завлекли в Устюге Дедом Морозом, которого туда поселил Лужков, построили мост через Двину из Котласа и реконструировали автодорогу из Вологды - о временах, когда достичь Устюга можно было только из Ядрихи, можно забыть.
Говорят, город утратил большую часть очарования, но остается порадоваться за местных жителей - все-таки в легко достижимом городе жить лучше, чем в отрезанном от мира. Великий Устюг превратился в "Северный Суздаль", и это не сильное преувеличение: фотографий я там отснял на 3 поста минимум. В первом из этих постов речь пойдет только о трех главных ансамблях Устюга: Соборном дворище и двух монастырях.
Еще в 12 веке близ нынешнего Устюга был основан город Гледен (Глядень) - крепость на дальнем пограничье Ростово-Суздальского княжества. Впрочем, Гледен простоял недолго и был сожжён чудью - так называли в древности угро-финов, коренное население Русской равнины. Старейшее упоминание о собственно Устюге относится к 1212 году. В 15 веке Устюг становится частью Московского государства, и к тому времени это уже не крепость, а преуспевающий купеческий городок: ведь он стоял у слияния Сухоны и Юга, чуть выше устья Вычегды - то есть в крупнейшем транспортном узле Русского Севера. В Устюге сходились пути из Вологды, Белозерья и Средней России (Сухона), с Вятки и Волги (Юг), с Предуралья (Вычегда). А дальше - прямая дорога к устью Двины. Особенно развитие Устюга подстегнуло возникновение Архангельска. Именно в те времена Устюг стал Великим - это был один из крупнейших по населению городов России, купеческая столица, и пожалуй в России 16-17 веков он занимал примерно ту же нишу, что в современной России - Екатеринбург.
Но основание Петербурга привело к упадку Архангельска, а следом за Архангельском потянулись и другие северные города - Великий Устюг, Каргополь, Тотьма, Белозерск, Кириллов. Некогда занимавшие нишу современных "миллионников", все они превратились в захолустье, славное своими древностями. Впрочем, инерции у купеческого Севера оказалось немало - большинство памятников было создано уже в 18 веке, в том числе целые архитектурные школы - устюжское, вятское и тотемское барокко.
Центр Великого Устюга - Соборное дворище. Оценить его во всей красе можно только из Дымковской слободы на другом берегу Сухоны, так как церкви в нем стоят необычайно плотно. Издали кажется, что это единое здание, невероятно сложное и красивое, и в общем-то так и есть. Центральный Успенский собор (1619-59) оброс со стороны Сухоны полукольцом небольших церквей.
Сам Успенский собор - редкий образец храма начала 17 века. Великий Устюг в Смуту отбил нападения поляков (в отличие от Сольвычегодска, до этого опережавшего Устюг в развитии), и его богатство и могущество после Смуты только выросли. Отсюда и один из крупнейших соборов Русского Севера.
В соборе сохранились фрески и семиярусный иконостас, но мне это увидеть не удалось - в соборе шла (2008) реставрация. К собору примыкает Благовещенская церковь, занятая библиотекой.
А вот церкви перед собором, которые строились здесь в 17-18 веках. Богоявленская, или Власьевская церковь (1689) - довольно невзрачна.
Церковь Иоанна Праведного (1656-63) была сильно перестроена в начале 19 века, став уникальным по своему виду гибридом всего со всем:
Собор Прокопия Праведного (1668) - второй по значению храм дворища, построенный в честь святого Прокопия - немецкого купца, принявшего православие и ставшего блаженным, а позднее объявленного небесным покровителем Устюга.
Наконец, к Соборному дворищу примыкает Архиерейский дом, построенный в 1690-м году, и включающий Алексеевскую церковь. Правда, на древнерусские палаты он совсем не похож - был перестроен в 19 веке.
Вот так он выглядит сверху:
А так изнутри - но лучше туда не заходить, так как Архиерейский дом занят турберкулезным диспансером.
Наконец, доминанта Соборного дворища, да и всего Великого Устюга - Соборная колокольня, возведенная вместе с Успенским собором.
На колокольню можно подняться по очень крутой и узкой лестнице, больше похожей на лаз. Я бы не отнес ее к лучшим видовым площадкам России, но все-таки виды с колокольни тоже небезыинтересны. На смотровой площадке сидят художники, рисующие панорамы Устюга.
Соборное дворище с колокольни (за Сухоной видна Дымковская слобода, из которой снимался вводный кадр):
На переднем плане - городская Резиденция Деда Мороза. А на заднем видны зеленые купола. Это Михаило-Архангельский монастырь, к которому мы и пойдем. Ведь именно с основанием этого монастыря в 1212 году связано первое летописное упоминание об Устюге.
И барочных Святых ворот 18 века:
Внутри на первый взгляд тихо и пусто. Сразу упираешься в Владимирскую надвратную церковь, построенную в 1682 году.
Позднее монастырь расширился, но ворота под церковью остались:
И даже деревянное крыльцо кто-то заботливо уложил - хотя входа давно нет.
За церковью - огромный Михаило-Архангельский собор (достроен в 1653) с шатровой колокольней, отличающийся крестами невероятной красоты.
И стоящая между двумя храмами маленькая и уютная церковь Препловения Пятидесятницы (18в.):
Слева от собора - Братские и Настоятельские кельи, построенные в начале 18 века
А справа вдруг видишь толпу пацанов совершенно не христианского вида. Стоят, матерятся, смотрят на путешественника недобро. Все потому, что в монастыре помещается автотехникум.
Между собором и техникумом помещается обезглавленная Введенская церковь с трапезной палатой (1653) в весьма неприглядном состоянии:
С собором церковь соединена галереей, состояние которой еще непригляднее:
Конечно, в России к такому зрелищу не привыкать - но как не стыдно держать такое в Великом Устюге, где отели бронируют за полгода, а туризм спонсирует Москва? Впрочем, в Михаило-Архангельском соборе идет реставрация, и может быть, через несколько лет монастырь приведут в приличное состояние. Святость здесь ощущается вопреки всему.
Чуть в стороне (ансамбли прилегают друг к другу углами) расположен бывший женский Спасо-Преображенский монастырь. Ныне он превращен в березовую рощу - но думаю, что заселить монастырь деревьями все же лучше, чем ПТУ-шниками. Посреди рощи стоят два храма:
Спасо-Преображенская (1689-96) и Сретенско-Преображенская (1730-е) церкви. Спасо-Преображенская примечательна своими изразцами:
Сретенско-Преображенская - характерный образец "устюжского барокко":
Об "устюжском барокко" и многом другом будет следующий пост, посвященный прогулке по центру Великого Устюга.
История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI в. был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси — Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере.
Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине ХIХ века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце ХVII — ХVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов.
Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, великолепный иконостас поражает уникальной резьбой: гирляндами цветов, обвивающими каннелированные коринфские колонны с капителями, орнаментальными розетками, ажурными рамами икон верхнего яруса. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петром Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов и другие.
С именем Василия Аленёва связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских — уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней.
Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма.
Успенский собор — православный храм в Великом Устюге, старейшее здание города. Расположен на Соборном дворище, самой старой части Великого Устюга, на высоком левом берегу Сухоны. Изначально построен в 1619—1622 годах и был первым каменным зданием города, но в 1631 году сгорел, был разобран, а современное здание собора строилось с 1639 по 1658 год и потом многократно перестраивалось, отразив в результате черты самых разных архитектурных стилей. Первоначальный облик Успенского собора достоверно неизвестен и может быть восстановлен лишь путём сравнения с другими церковными зданиями, построенными в Великом Устюге в середине XVII века.
Основной объём собора — кубический. Собор когда-то был четырёхстолпным, но при одной из перестроек в XVIII потерял два столба. Над кубом построен восьмерик, имеются так же четыре угловых главки. С трёх сторон пристроены крыльца с главками, с южной стороны в XIX веке была пристроена бывшая Благовещенская церковь, выполнявшая функцию зимней. С востока около собора расположена двухчастная колокольня, при этом одна из башен имеет шпиль, а другая завершена главкой.
С 1682 по 1788 год собор выполнял функции кафедрального в Великоустюжской и Тотемской епархии. Он также служил местом захоронения епископов, изображения некоторых епископов сохранились на стенах собора.
Первый деревянный приходской собор Успения Божией матери в Устюге, построен (срублен) в 1290 году при жизни Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. Св. Прокопий подвизался на паперти собора. Здесь произошло истечение мира из иконы Благовещение.
Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .
Успенский собор в Великом Устюге (русский: Успенский собор ) является культовым зданием православной России Европейского Севера. Сегодня это самое старое здание города, расположенное в его старой части, на возвышенности левого берега реки Сухона , в местечке Cour de la Cathédrale (Соборное дворичье) в Дымкомском районе.
Резюме
История
Первый деревянный собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1290 году, при жизни Прокопа д'Устиуга . Он святой чудотворец , безумный во Христе , живший в самой документации здания. Собор был тогда первым каменным зданием в городе в 1619-1622 годах. Она посвящена Успению от Марии . С 1631 года он пострадал от пожара, и здание было восстановлено в сохранившееся строение 1639–1658 годов. В результате этой мучительной истории собор представляет собой несколько разновидностей различных стилей, и что сегодня трудно с уверенностью определить его первоначальный вид.
Описание
С 1682 по 1788 г., здание выполнил свою функцию собора во главе с епархией Велики Устюг и Тотьма . Здесь же похоронены епископы, некоторые из которых изображены на стенах.
Читайте также: