Назначение оон после распада ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под таким заголовком Известия публикуют полемическую статью Федора Бурлацкого, председателя научного совета по политологии РАН.

Почти 60 лет тому назад три великих Победителя - Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль - собрались в Крыму на небольшом курорте - в Ливадии. Президент США, больной, почти умирающий, пересек на эсминце океан, нашпигованный минами, премьер Великобритании пересек пылающий континент на самолете, и только кремлевский вождь прибыл с привычным комфортом.

Они собрались на финальную встречу, чтобы определить судьбы мира. Одной из главных их задач стало создание Организации Объединенных Наций. Ее замысел, задачи, структура, функции отвечали реалиям Того времени.

Но То время уже давно прошло. Мир стал совершенно иным. Отошли в прошлое прежние угрозы и возникли новые, не менее опасные. Назрела реконструкция ООН, единственной международной организации, ответственной за судьбы всего человечества.

В плену старых конструкций

Нынешняя сессия ООН в Нью-Йорке не случайно собирается в годовщину трагедии 11 сентября 2001 года. Именно это событие, а не война в Ираке является исходным пунктом предстоящей реорганизации ООН. Попробую наметить хотя бы ее контуры.

Напомню, что ровно год назад, 9 сентября 2002 года, на 57-й сессии ООН выступил ее Генеральный секретарь Кофи Аннан с программой реформ. Этот документ охватывал едва ли не всю систему деятельности ООН. А недавно, 9 сентября, с докладом о реформе ООН выступил в МГИМО глава МИД России Игорь Иванов. Он сказал, что главной задачей грядущего политического года будет выбор модели современного мироустройства.

ООН была создана прежде всего для предотвращения новой мировой войны в Европе после двух чудовищно опустошительных войн. Можно было бы сказать, что она с этой задачей справилась, если бы не маленькое "но". Главным инструментом спасения от ядерной катастрофы стало наличие ядерного оружия у двух систем во главе с США и СССР. Это предсказывал Черчилль в Фултоне в 1946 году. Он назвал это равновесием страха. И страх сработал и работает поныне.

К сожалению, надо констатировать, что ООН сыграла в этом совсем небольшую роль. Мне, как свидетелю Карибского кризиса 1961 года, памятно, что тогда Совет Безопасности оказался не у дел. Единственный эпизод - это знаменитая полемика Эдлая Стивенсона и русского посла, когда первый в упор спросил второго: ответьте на один вопрос - есть на Кубе ракетно-ядерное оружие или нет?! И не получил ответа. А тем временем кризис был урегулирован самими руководителями двух великих держав - Хрущевым и Кеннеди.

Не сыграла ООН существенной роли ни во время войны во Вьетнаме, ни в момент ввода танков в Чехословакию и "ограниченного контингента" в Афганистан. Ни в одной из последних войн - от Югославии до Ирака. И это не вина ООН. Такова до сих пор Конституция и конструкция этой организации.

Великий Джон Кеннеди выступил в свое время в ООН с предупреждением: может наступить момент, когда человечество исчезнет с лица земли. Но никто не внял ему - ни на Западе, ни на Востоке. Чудовищная гонка термоядерных вооружений продолжалась.

Но тут наступил неожиданный для всего мира, в том числе для США, исторический перелом: саморазрушение одной из супердержав - СССР, что уничтожило баланс сил, служивший несущей конструкцией стратегии взаимного сдерживания. Что-то чрезвычайно эффективное должно было прийти на смену. И не пришло. НАТО после самороспуска Варшавского Договора расширилось до самых границ бывшего противника - России, но его роль упала пропорционально его росту. И судьбы мира стали прибирать к рукам США.

ООН оказалась в самом затруднительном положении. Не располагая ни вооруженными силами, ни финансовыми ресурсами, она все больше отодвигалась от проблем международной безопасности в сторону решения проблем гуманитарных - после того как отгремят пушки.

Кульминация этого искаженного миропорядка наступила в Ираке, когда США начали военную операцию в обход ООН. Но, возможно, не менее симптоматичной явилась трагедия в Багдаде, когда террористы взорвали представителей этой организации, прибывших с самыми благими намерениями - помочь народу обрести свободу.

Планетарные угрозы

Таков фон, непосредственно предваряющий дискуссии в ООН. Но есть более острые проблемы, такие как распространение оружия массового уничтожения. Соответствующие договоры составлялись помимо ООН, путем прямых соглашений между двумя супердержавами и другими участниками ядерного клуба при участии МАГАТЭ или без нее. В результате на Земле накопилось 30 тысяч ядерных бомб. В последние десятилетия бомбой овладели Китай, Израиль, Индия, Пакистан, Бразилия, возможно, КНДР, на подходе к ней Иран.

Еще одна мировая проблема - это локальные конфликты, которые уже давно превратились в мировые. Они продолжаются на Ближнем Востоке, в Африке. Постоянно тлеет шнур войны между ядерными Пакистаном и Индией. На почве противостояния культур и религий вздыбился ядовитый гриб терроризма. Люди идут на смерть, взрывают себя. Чтобы отомстить другим, невинным людям за свое унижение, свою несовместимость с современной цивилизацией.

А что же ООН? Она остается девственно верной принципам, заложенным тремя Победителями, хотя один давно свергнут с постамента, а два других упоминаются разве что в учебниках. Поправки в Устав ООН, принятые за 60 лет, не изменили ее сути.

Структурные сдвиги

Можно ли превратить ООН в организацию, подобную кораблю спасения легендарного Ноя? Думаю, все еще можно. Если удастся убедить руководителей США, Западной Европы, России, Китая в том, что нужен всемирный Центр. Который бы собирал информацию о человечестве как едином целом. Об экономических и демографических угрозах на планете. О зреющих региональных конфликтах. Нужен прямой и эффективный контроль за оружием массового уничтожения. Разве в прошлом три победившие державы (плюс Франция) не выполняли роль мирового правительства в самой острой сфере - военных действий?

Дилемма простая. Либо десять "продвинутых" держав принимают новые обязательства перед ООН, либо это будут делать по-своему США. Обязательства "продвинутых" относятся к двум главным предметам: предоставление права Совету Безопасности ООН использовать спецконтингенты вооруженных сил для регулирования конфликтов и выделение на это крупных ассигнований из национальных бюджетов. Таков жесткий выбор, перед которым стоят многие государства.

Совет Безопасности некогда был сформирован как орган Победителей, его постоянными членами стали США, СССР, Британия, Франция, Китай, получившие право вето на принимаемые решения. Сейчас в их число должны бы войти Германия и Япония с их огромным потенциалом, давно исключенные из числа "враждебных государств". Решения СБ могли бы приниматься на основе согласия двух третей всех членов, включая постоянных, каждый из которых может сейчас заблокировать любой вердикт. Тем самым подрывается эффективность СБ, оперативность действий в критических ситуациях.

Возможно, следовало бы наделить Америку особой ролью в Совете Безопасности (например, постоянного председателя). Все же сейчас это самая могущественная страна, и потому она может (при желании) играть самую активную роль в ООН. Она способна предоставить в распоряжение Совбеза самые эффективные вооруженные силы и нести наибольшие финансовые расходы по выполнению операций.

"Продвинутые" державы должны повести за собой остальной мир. Нелепо уравнивать формально США и Пуэрто-Рико, Китай и Непал, Россию и Молдавию, Францию и Алжир. Разные возможности, ресурсы, роли, ответственность. Надо только тщательно сохранить механизмы контроля со стороны малых стран в отношении больших.

И последнее. Думаю, уже на нынешней сессии Генассамблеи ООН можно было бы обсудить вопрос о сроках и месте проведения Генеральной конференции государств-членов с целью пересмотра Устава. Нужно собрать две трети голосов членов ООН и девяти членов Совета Безопасности, заметьте - любых, без выделения постоянных. Это было бы адекватным ответом на вызовы Времени.

Тема реферата выбрана мною с целью изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решение споров между государствами.
В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

история оон.docx

2. ООН: история возникновения. Устав ООН – фундамент современного международного права. Структура ООН. Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд………………….…………………4-7 стр

4. Новая роль ООН после распада СССР. Необходимость модернизации ООН……………………………………………………………………… …..11 стр

6. Список использованной литературы………………………………….13 стр

Тема реферата выбрана мною с целью изучения взаимодействия различных государств на международном уровне, т.е. в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решение споров между государствами.

В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

В реферате показана структура современной международной организации, её классификация. На сегодняшний день существует много острых вопросов: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

В реферате отражена история возникновения ООН, для создания которой было необходимо, чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бы человечество к мысли о взаимодействие. Историческое познание о создании международной организации позволяет проследить весь сложный путь возникновения взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечества.

2. ООН: история возникновения. Устав ООН – фундамент современного международного права. Структура ООН. Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд

Организация Объединённых Наций — это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством.

ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

  1. Поддержание международного мира и безопасности.
  2. Развитие дружественных отношений между странами.
  3. Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
  4. Согласование действий разных стран.

Основная структура ООН имеет шесть главных органов:

  1. Генеральная Ассамблея ООН.
  2. Совет Безопасности ООН.
  3. Экономический и Социальный Совет ООН.
  4. Совет по Опеке ООН.
  5. Международный Суд ООН.
  6. Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН, учреждённая в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, — главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят все её члены. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе ООН. Она может рассматривать любые вопросы, предусмотренные в Уставе ООН, и выносить членам ООН свои рекомендации.

Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи:

  • обсуждение разных вопросов (за исключением вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности) и вынесение рекомендаций;
  • обсуждение вопросов, касающихся военных конфликтов и вооружений;
  • обсуждение путей и средств улучшения положения детей, молодёжи, женщин и других категорий людей;
  • обсуждение вопросов устойчивого развития и прав человека;

установление размера взноса каждого государства-члена в бюджет ООН и порядка расходования этих средств.

Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя на каждую новую сессию.

Основные функции и полномочия Совета Безопасности:

В состав Международного Суда входят 15 независимых судей из разных стран, которых избирают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности сроком на 9 лет из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитные отношения между государствами-членами.

МВФ оказывает своим членам финансовую помощь при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляя им краткосрочные и среднесроч- ные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операции лишь с официальными финансовыми органами государств.

Конференция ООН по валютам и финансам в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. приняла устав ("Статьи Соглашения") МВФ, который вступил в действие в декабре 1945 г.

Реальная деятельность фонда началась в 1946-47 г. Позже устав организации несколько раз пересматривался по мере эволюции мировой финансовой системы.

- поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

- содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;

-поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами- членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

-участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансферт валюты;

-предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время фонд объединяет 183 государства. Его капитал образуется из взносов государств-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой. Квота определяет количество голосов, имеющихся у государства-члена МВФ - каждая страна имеет 250 голосов, плюс по одному голосу за каждые 100 тыс. Высший орган фонда - совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена назначаемыми на пять лет управляющим и его заместителем (обычно это министр финансов или глава центрального банка и его заместитель).

Мировой банк или Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, он является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев (составляет около 6%) .

Основные направления деятельности МБРР:

- среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

- подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

- финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.

Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Сам МБРР получает средства главным образом путем заимствований на международных рынках капитала. Высший орган управления - совет управляющих.

Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода. В рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство международных документов в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерных материалов. Членами МАГАТЭ являются все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность. В настоящее время в МАГАТЭ участвуют около 150 стран. Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:

-обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;

-содействие научно-исследовательским работам в области мирного использования атомной энергии и обмену научными сведениями;

-помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мирной атомной деятельности;

-определение норм безопасности ядерной деятельности и контроль за их соблюдением;

-приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;

Прикрепленные файлы: 1 файл

модернизация.docx

1) Реформа Совета Безопасности

Подразумевает под собой различные предложения См.: Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2005. С. 693-694., но в основном сводящиеся к :увеличению количества постоянных членов, ограничение права вето. Существуют различные подходы и разные принципы формирования нового Совбеза. Наиболее часто фигурирующим принципом организации является географический - одинаковое представительство стран от различных регионов. К примеру: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания. С таким подходом количество членов СБ ООН должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Данную концепцию предлагал Кофи Аннан в своём докладе от 2005 года. Это не единственный подход, существуют и иные принципы формирования, например, в зависимости от показателей развития, уровня ВВП, роли и вкладе в деятельность ООН. Более радикален был Муаммар Каддафи, указывающий в своей критике работы СБ на необходимость передачи функции Совета Безопасности Генассамблее, чтобы важные решения были подконтрольны всем странам, без выделения и привелигерования отдельных стран. Сам же Совбез предполагалось расформировать. Касательно количества постоянных членов, то тут взгляды также не однозначны. Есть предложения увеличить число постоянных членов, путём предоставления места государствам которые достигшим высокого уровня развития, или имеющим большое влияние на международной арене. Традиционно на роль новых членов СБ рассматривают: Германию, Японию, Индию и Бразилию. Есть точка зрения по полному расформированию института постоянных членов. С юридической точки зрения этот шаг уравняет права всех стран-членов ООН.

Однако у каждого решения проблемы есть и свои недостатки, скажем увеличение количества членов Совбеза может привести ещё большим сложностям при принятии решений. Что в свою очередь отразится на способностях Совета эффективно и оперативно реагировать на события в кризисных ситуациях.

2) Реформы направленные на повышение эффективности миротворческой деятельности ООН.

· необходимость развертывания всё более крупных, затратных и постоянно увеличивающихся операций. Кроме того существует проблема нехватки миротворцев.

· выработка и реализация стратегий перехода от стабилизации ситуации в регионе, к ситуации когда становится возможным окончательное разрешение конфликта. См.:Заемский В.Ф. ООН и миротворчество.- М.: Международные отношения, 2008. - С212.

· пересмотреть существующие и принять новые обязательства государств-членов.

· Провести реформу управления существующими подразделениями миротворцев.

· Увеличить объёмы финансирования миротворческой деятельности ООН.

В последующем были представлены ещё несколько документов призванных конкретизировать опыт предыдущих операций и обосновывающих необходимость изменений в структурах ООН ответственных за миротворческую деятельность. Это доклады и программы: Общая доктрина(2008 год) , Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам(2010 год) и др. То есть реально ООН мало продвинулось в деле реального реформирования своей деятельности. Вся работа свелась к написанию многочисленных деклараций и реорганизации различных организаций второго плана. По мнению В.Н. Фёдорова необходимы более кардинальные изменения в деятельности ООН в области миротворчества, прежде всего необходимо создание войск ООН действующих на постоянной основе, и следовательно проработки юридической базы по использованию, комплектованию и содержанию подобного рода формирований. Наличие сил быстрого реагирования ООН позволит значительно сократить время на подготовку к вмешательству в тот или иной конфликт. Естественно это не единственная мера направленная на увеличение эффективности-надо действовать комплексно. В список предложений входит: создание единого центра по управлению миротворческими операциями, ответственного за весь комплекс мер-от разработки до проведения собственно операции и поддержания сил быстрого реагирования в состоянии готовности. Необходимо изменить существующую схему финансирования, ввести чёткие квоты и размер оплаты для различных стран. На данном этапе ООН далека от столь радикальных изменений.

Сюда относятся предложения по изменению в структуре или деятельности других главных институтов Организации, это:

Каждая сторона пытается использовать эту организацию в соответствии со своими интересами. Миролюбивую внешнюю политику СССР сменила миролюбивая внешняя политика России. Части СССР, временно оттеленные от него и существующие под названиями "независимые государства" находятся в зависимости от США.

Такое же, как и до. Использование своего устава для захомутания и сдерживания стран-членов организации.

ООН не выполнила решение Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки 1975 года, где было твердо зявлено о НЕРУШИМОСТИ послевоенных границ. Этот акт подписали все страны Европы а также США и Канада. а СССР развалили.

Да, собственно говоря, такое же как и до распада.. . Уже, слава Богу, двадцать лет прошло. . с чего это Вы вдруг опомнились.

Меньше чем через месяц после подписания Беловежских соглашений, 24 декабря 1991 года, Российская Федерация стала членом Совета Безопасности ООН. Сейчас это выглядит логично и закономерно, но ровно 25 лет назад вопрос о международном статусе России был весьма дискуссионным. Почему международное сообщество всё-таки пошло навстречу Российской Федерации и признало её правопреемницей СССР — в материале RT.

Как Россия заняла место СССР в Совбезе ООН

24 декабря 1991 года Россия официально заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. Сложно представить, но этого могло и не произойти. С юридической точки зрения то, что Российская Федерация должна наследовать все международные договоры СССР, было неочевидным. Почему именно она, а не другая республика бывшего Советского Союза? Почему Россия вообще должна занимать место СССР, а не считаться новым государством? Этими вопросами задавались члены ООН и юристы Международного суда.

Вполне понятно, почему после распада СССР России было принципиально важно наследовать постоянное членство в Совбезе ООН: ведь это место в пятёрке сильнейших и влиятельнейших стран мира наряду с США, Великобританией, Францией и КНР. В случае неудачи для нового государства стало бы проблемой не только попасть в Совет Безопасности, но даже получить простое членство в ООН.

Страна-продолжатель автоматически получала все права и обязанности предшественника, потому что она юридически являлась тем же самым объектом международного права, что и предшественник. Признание России как продолжателя СССР превращало процедуру в ООН из большой геополитической проблемы в простую смену таблички. Но одного слова Ельцина для этого признания было, конечно, недостаточно.

Легитимность с подачи республик

Вопрос о международном статусе России фактически решился 21 декабря 1991 года в Алма-Ате, где государства-участники СНГ документально подтвердили своё желание видеть Российскую Федерацию продолжателем СССР, а себя — полноправными членами ООН. Учитывая эту позицию, Международный суд решил оставить урегулирование вопроса на совести Организации, и ведущие страны мира решили его в пользу России.

Разумеется, подтверждение статуса великой державы стало для России очень значимой победой на международной арене. Вместе с тем распад Советского Союза стал объективным потрясением и для РФ, и для большинства бывших союзных республик. Не случайно память о мощи и достижениях СССР жива и четверть века спустя. Более того, несмотря на то, что и в Союзе было немало проблем, в обществе витает идея его возрождения в том или ином формате. Так, Михаил Горбачёв недавно заявил, что верит в возможность организации аналогичного объединения на добровольных началах и даже в прежних границах.

Читайте также: