Успенский собор в рязанском кремле кратко

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день Успенский собор является одним из символов современной Рязани. И это не просто так. Успенский собор является самым большим православным собором на территории России. У туристов приезжающих в Рязань Успенский собор занимает одно из центральных мест. Построенный в стиле нарышкинского барокко, Успенский собор является одним из символов рязанской истории. Поэтому в данной мини-статье будет написана краткая история этого величественного сооружения, построенного на территории Рязани.

История Успенского собора в Рязани до 1917 года:

Иоанн Добролюбова в своём описании церквей РязаниА и Рязанской губернии пишет о Успенском Соборе, как о замечательной церкви, которая если и не самая древняя, то самая объёмная.

Иоанн Добролюбов пишет , что строительство собора началось в 1677 году. Инициатором этого строительства стал Рязанский митрополит Иосиф, который просил царя Алексея построить собор на месте зелейной палаты. В 1679 году зелейная палата была очищена и место для строительство собора освободилось.

Успенский собор получился огромным: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра.

Успенский собор получился огромным: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра.

Новым митрополитом стал Аврамий и он ускорил строительство собора в Рязани. Для более быстрой постройки Аврамий собрал всех каменщиков, чтобы те непрерывно строили собор. О строительстве собора он докладывал и патриарху и российским царям: Петру и Ивану. В докладах Аврамия говорилось о том, что постройка собора почти завершена, но 18 апреля 1692 года постройка обрушилась. В результате чего строительство собора затянулось.

После обрушения, в январе 1693 года для того чтобы спасти положение пришлось позвать зодчего с именем — одного из создателей нарышкинского барокко, архитектора Якова Бухвостова. Торги были объявлены 18 января, и Бухвостов, за которым уже к тому времени числились стены и надвратная церковь Новоиерусалимского монастыря, приехал и выиграл подряд. И начал строить грандиозное здание.

С Бухвостовым и постройкой Успенского собора связана целая детективная история. В том же 1693 году Яков выиграл еще один тендер — у боярина Шереметьева на постройку в селе Уборы церкви. И, естественно, вторую не выстроил в срок. В Рязань приезжали сыщики от боярина, Бухвостов убегал, потом его даже поймали, посадили в тюрьму и присудили бить кнутом, но Шереметев понял, что так он точно не получит церкви, и сам же в скором времени распорядился освободить зодчего. В любом случае, в итоге мы имеем два замечательных шедевра: в Рязани и в подмосковных Уборах. Собор был построен в 1699 году и освящён 15 августа 1702 года.

Спустя 96 лет после постройки собор признали аварийным и он был закрыт на реконструкцию. На реконструкцию собора ушло 69 101 рубль, огромные по тем временам деньги. 15 августа 1804 года Успенский собор в Рязани был снова освящён и в нём возобновились службы.Повторно осветил собор священник Амвросий.

Но спустя несколько десятков лет собор снова пришёл в плохое состояние и в период с 1837 по 1840 год, началась снова реконструкция внешнего вида собора. Были реконструированы кровли, купола соборной церкви.

Чуть позже архиепископ Гавриил обратил внимание на плохое внутреннее состояние собора и в 1854-1857 годах началась реконструкция внутри церкви. Была восстановлена живопись на стенах собора, иконы в церкви были приведены в лучший вид и была построена железная решётка, которая в 1872 году была заменена на чугунную.

Как позже выяснилось постоянные реконструкции собора проходили из-за того, что Успенский собор был построен рядом с засыпанном озером. Сильное и неравномерное сжатие илистого слоя под давлением веса грандиозного сооружения, особенно при смачивании опорного слоя водой-верховодкой (проникавшей вглубь вследствие нарушения системы водоотвода и отсутствия дренажа), и явилось, как установили эксперты, причиной постоянных нарушений статического равновесия собора.

Иоанн Добролюбов в своём описании Успенского собора в Рязани акцентирует внимание на сохранившихся древних артефактах, что ещё раз демонстрирует важность собора для рязанцев в XIX веке.

На момент 1884 года в соборе находились следующие ценные и старинные артефакты:

1. Икона Божьей Матери Феодотьевской. Данная икона датируется 1487 годом и впервые о ней упоминается в городе Феодотьеве. В честь неё, каждый год в церкви проходили праздничные богослужения 2 июля.

2. Икона Божьей Матери Муромской. Она была принесена в Переславль-Рязанский в XIII столетии, глупокопочитаемым у рязанских верующих святым архиепископом Василием Рязанским. Данная икона была очень ценной и одеяние у Божьей Матери было обнесено жемчугом, венец и поля были украшены серебрянно-позолочённым окладом, который был нанесён в 1802 году, во время первой реконструкции собора.

3. Древняя хоругвь. Время неизвестно. На лицевой части древней хоругви была украшена Божья Мать. Она сидела на престола и была окружена двумя ангелами. С задней стороны хоругви по центру был изображён архангел Михаил, справа от него Иоанн Предтеча, который держал на блюде свою голову, покрытую фреской. По левую сторону были изображены князья: Владимир, Борис и Глеб.

4. Плащаница датируемая 1681 годом. Она появилась при митрополите Иосифе.

5. Золотой напрестольный крест, датируемый 1. Он появился при епископе Феодорите.

6. Крест серебряно-позолочённый, датируемый 1655 годом. Появился при митрополите Мисаиле.

7. Золотой патир, датируемый 1672 годом при митр. Илларионе.

8. Серебрянно-вызолоченная чаша, которую верующие наделяли чудесными свойствами. Это было связано с тем, что она смогла уничтожить печать Батыя на иконе Иоанна Богослова. Данная икона принадлежала Богословскому монастырю.

Кроме ценных артефактов, в Успенсоком соборе было множество рукописей, которые имели важную историческую ценность. Одной из таких рукописей была Синодик Кафедрального собора, которая датируется 1631 годом. В ней описывалась датированы имена митрополитов и патриархов Московских, митрополитов Крутицких, епископов Ростовских, Смоленских и Полоцких. А также Великих князей и княгинь Великого Княжества Московского. Также в ней написаны имена всех рязанских князей.

Таким образом до революции Успенский собор был одним из самых почитаемых мест в Рязани.

Стоянка пароходов на Трубеже. На переднем плане пароход И.А. Салтыкова. На заднем плане Успенский собор.

Стоянка пароходов на Трубеже. На переднем плане пароход И.А. Салтыкова. На заднем плане Успенский собор.

История Успенского собора в Рязани после революции 1917 года:

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. После революции в соборе были собраны многие ценности из разных церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который тогда возглавлял историк С. Д. Яхонтов. В самом же соборе внутренние росписи на колоннах и стенах были испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество новая власть реквизировала.

После себя С.Д. Яхонтов оставил многочисленные воспоминания и в них он не обошёл стороной и ситуации, которая сложилась с Успенским собором:

Одним из инициаторов по сбору средств собора был С. Д. Яхонтов. В своих воспоминаниях он пишет, что в его доме собирались ревнители, в то время как обдумывались условия ремонта здания и икон. Средства на спасение треснувшего собора - 48 тысяч должны быть собраны советом по епархии из добровольных жертв по церквам и в кафедральном соборе. Воодушевление было большое.

Когда советская власть увидела, что дело пошло на лад ГИК нарушил условие: запрещен был сбор по епархии. Помирились и с этим верующие. Но вскоре запрещено было собирать на ремонт и в самом соборе. Представитель комитета запрятан был в тюрьму. С горя Алексеев умер (подрядчик, строитель храма) и о реконструкции фактически можно было забыть. Вскоре и зимний собор был передан под архив.

Но не смотря на все противоречия между новой властью и теми, кто стремился сохранить собор, в скором времени собор признали культурным памятником прошлого, который необходимо было реконструировать, чтобы не допустить обвал здания. Реконструкция собора проводилась в 1953—1956 гг. Научное руководство консервационными работами осуществляли Центральные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры СССР (тогда в системе Академии строительства и архитектуры СССР). Производственные работы выполняла Специальная научно-реставрационная производственная мастерская Рязани. Как пишет Е. Михайловский работы по восстановлению церкви проходили трудно, так как здание было в очень аварийном состоянии. Из-за плохого качества грунта при постройке собор получил неравномерную осадку и раскололся на две части. Сквозная трещина проходила в нем с запада на восток. Здание оседало в среднем до 3 мм в сутки.

Для того, чтобы осуществить реконструкцию центральные научно-реставрационные мастерские привлекли имевшиеся к тому времени материалы как о самом соборе, так и о геологическом строении почвы, изучение которой на территории кремля города Рязани было начато еще в 1939 г. Была организована всесторонняя экспертиза. В заключении проф. В. К. Дмоховского на основании данных предварительного гидрогеологического обследования территории было констатировано, что оползней и оседания грунта вокруг собора нет и что грунтовые воды роли в разрушении здания не играют. В экспертных заключениях канд. техн. наук Б. П. Попова и д-ра техн. наук П. П. Ротерта было отмечено, что первопричиной трещин является осадка здания и что нагрузки на подошву основания превышают допускаемые.

Еще до начала консервационных работ удалось составить эскиз первоначального облика собора в конце XVII в.16 (позднее собор получил ряд изменений). Раскрытие творческого замысла построившего собор зодчего, установление точной характеристики архитектурного стиля здания, как и стиля самого мастера, позволяли уверенно находить следы утерянных архитектурных элементов и восстанавливать их.

Фундамент у собора нуждался в укреплении, поэтому консервационные работы в Успенском соборе были начаты именно с этого. Начатые в январе 1953 г. работы велись быстро — в три смены, одновременно на западной, южной и восточной стенах. К октябрю 1953 г. была закончена подводка фундаментов под южной стеной и под половиной западной стены, включая район наиболее опасной трещины. К началу 1954 г. были закончены работы и по восточной стене, тоже до ее половины12. Одновременно с начала 1953 г. было установлено постоянное наблюдение за реперами на здании собора. К концу 1953 г. восточная часть южной стены дала осадку на 6,3 см, а западная — на 5,2 см, после чего осадка полностью прекратилась и здание перешло в состояние статического равновесия.

Консервационные работы на фасадах тоже опирались на данные предварительного изучения здания и общих особенностей его декора. Исследования велись в трех направлениях. Во-первых, было изучено само здание в натуре путем закладки шурфов, осуществления зондажей, подробного описания постройки во всех ее особенностях и путем детального обмера. Кроме того, были систематизированы данные всех публикаций собора и его иконографии. Наконец, были начаты розыски в архивах Москвы, Ленинграда и Рязани, которые выявили подробную картину строительства, а вместе с тем и последующих изменений в соборе в XVIII и XIX вв.

Особую сложность представила консервация и частичная реставрация сильно поврежденной во многих местах высокохудожественной резьбы на архитектурных деталях нижнего яруса. Эти детали, тоже с целью консервации, были в XIX в. покрыты масляной краской, которая служила защитой только при сохранении всего слоя покраски в целом. При местном повреждении в белый камень начала проникать вода, которая, не имея возможности испаряться сквозь пленку окраски, начала разрушать детали резьбы. Во время консервационных работ острыми скальпелями вручную были очищены детали от масляной краски. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы при очистке не повреждалась поверхность белого камня (рис. 50, 51). Перед началом таких работ специально выяснили, не были ли эти детали первоначально окрашены. Оказалось, что никакой характерной для XVII в полихромной окраски детали собора не имели, поэтому они были оставлены белыми, как в большинстве сохранившихся памятников архитектуры того времени.

После очистки поврежденные места реставрировались казеинатом кальция состава 2:1:3 (известь, казеиновый клей, тертый белый камень), который показал хорошую прочность и одновременно способность поддаваться обработке. Для более крупных элементов применялись отливки с добавлением цемента. Подобным же образом укреплялись капители колонн и другие поврежденные части белокаменного декора собора.

Особое внимание было уделено вопросу консервации поверхности белокаменных деталей, как и самих кирпичных стен. Консервация белокаменных деталей была произведена с помощью покрытия их известковым молоком от свежепогашенной извести. По наблюдениям Е. Михайловского, на ряде памятников архитектуры XVII в. этот метод консервации использовался древними строителями.

Как уже было сказано выше, первоначально собор не был окрашен, но имел цвет и фактуру натурального кирпича, поэтому выветрившаяся поздняя окраска стен была очищена, а кирпичи для сохранности покрыты, каждый в отдельности, без швов, перхлорвиниловой краской, подобранной в цвет кирпича. Стена при этом получила живую, отвечающую особенностям натуральной кирпичной кладки поверхность. При окраске стен использовалась смесь следующего состава: перхлорвиниловый лак 60—65%, ПХВ-26 (красная) 30—35%, ПХВ-6 (желтая) около 10%26. Анализ композиционных особенностей собора привел к убеждению, что некоторые кирпичные детали были первоначально покрыты известковой смазкой, что и подтвердилось затем натурными исследованиями. Следы такой обмазки были найдены на больших колоннах фасада, на треугольных выступах между ними, на кирпичных подвесках карниза и т. п.

До конца советской эпохи в соборе не было проведено ни одного богослужения.

Современная история собора:

В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

В настоящее время собор снова нуждается в реконструкции и соответствующий тендер опубликовали на сайте госзакупок.Работы стоимостью 80 млн оплатят из федерального бюджета. Реконструкция пройдет в два этапа и завершится до 29 октября 2020 года. Об этом сообщает информационный портал RZN.info.

Список литературы:

1. Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Том №1. Информация о соборе находится на 13-16 страницах

Успенский собор Рязани

Оксана Гордеева" >

Пятиглавый Успенский собор в Рязани — самый яркий городской архитектурный памятник XVII века, возведенный в 1693–1699 годах архитектором Яковом Бухвостовым. Исторический собор является одним из символов Рязани и доминантой комплекса Кремля.

Жемчужина внутреннего убранства собора — самый высокий в России семиярусный иконостас.

В летнее время в соборе проходят богослужения, и он открыт для посетителей. Побывать в храме можно как во время богослужений вместе с прихожанами, так и с экскурсиями от комплекса музеев Рязанского кремля.

Успенский собор Рязани

Расписание богослужений в Успенском соборе Рязани в 2022 году

Службы проходят с мая по октябрь, каждый день:

  • Вечернее богослужение в 17:00.
  • Божественная литургия в 9:00.

Для прихожан двери собора открыты с 7:30 до завершения вечерней службы. В зимнее время собор не работает.

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Успенский собор Рязани

Историческая справка

В 1677 году на месте старой пороховой палаты решено было возвести новый Успенский храм, в дополнение к уже существующему. Но, в процессе строительства, что-то пошло не так, и в 1692 году вся конструкция рухнула. Тогда на этом месте решили построить собор. Вторая попытка была уже более удачной. Работы над новым кирпичном сооружением шли около семи лет, в период с 1693 по 1699 год. После завершения основных работ, внутри обустроили невероятных размеров и красоты иконостас, сохранившийся до наших дней. Освятил свежепостроенный собор митрополит Стефан (Яворский) в 1702 году.

Уже в следующем после освещения году, храм вновь пришел в бедственное положение. Зимой через многочисленные щели внутрь наметало снег, а летом залетали птицы, угрожая испортить невероятной красоты иконостас. Неоднократно ураганный ветер сильно повреждал купола.

Успенский собор Рязанского Кремля неоднократно пытались ремонтировать, но к концу XVIII века состояния здания ухудшилось настолько, что даже находиться внутри него было не безопасно. Только к 1804 году собор смогли окончательно восстановить, заодно осветив его еще раз.

Успенский собор Рязани

В 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля началось строительство отдельно стоящей соборной колокольни, закончить которую смогли только к 1840 году, завершив тем самым имеющийся сегодня архитектурный ансамбль.

В 1850-е годы реставрировали иконостаса и стенную живопись

В XX веке Успенский собор, как и многие другие храмы в то время, пострадал от рук Большевиков — в 1929 году собор закрыли, а старинные росписи закрасили. Позже внутри открыли планетарий, а еще через время стали организовывать музейные экспозиции.

Только в 1992 году в собор вернули Рязанской епархии и осветили. Тогда же начали проходить первые службы, первое время не чаще, чем пару раз в год. К слову, выставки на территории собора проходили вплоть до 2007 года.

Успенский собор Рязани

Архитектура

Работавший над собором зодчий Яков Бухвостовый, смог объединить традиционную для России храмовую архитектуру, с типичной для конца XVII века симметричностью фасадов и прямыми карнизами. Снаружи стены здания декорированы уникальной для тех лет белокаменной резьбой с кружевами. В некоторых местах ширина стен достигает до 2,4 метра. Звонница украшена колоннами и скульптурами ангелов.

До наших дней сохранилась уникальная старинная роспись. Изначально своды и колонны храма не были расписаны, все те немногие сохранившееся фрагменты, были сделаны в уже в XIX веке.

Успенский собор Рязани

Иконостас летнего Успенского собора в Рязани

Одной из самых интересный вещей в храме, безусловно, является 27 метровый иконостас. Резной шедевр изготовлен руками выдающихся мастеров из артели Сергея Христофорова. Стоит отметить, что резьбу делали в едином художественном стиле с орнаментами на фасадах собора.

Иконы для иконостаса писал Николай Соломонов и его подручные. В XIX веке они зачастую переписывались, в результате чего их пришлось восстанавливать, снимая слои более поздних записей.

В 1701 году на иконостас нанесли позолоту лучшие московские мастера-позолотчики.

Успенский собор Рязани

Святыни Успенского собора

  • Чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, явившаяся, как считается, в поле у села Феодотьево в 1487 году
  • Муромская икона Божией Матери, по преданию перед иконой молился святой Василий, епископ Рязанский
  • В теплое время года в собор пребывают мощи из Христорождественского собора, включая раку с мощами Василия Рязанского

Как добраться до Успенского собора Рязанского Кремля

Также можно воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Собор находится на территории Рязанского кремля, по адресу: ул. Кремль, 14.

Рязанский Успенский собор

Успенский собор Рязанского Кремля построен в 1693—1699 годах зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Стилизованное изображение собора является одним из символов Рязани.

Содержание

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.

Рязанский Успенский собор

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.

В 1702 году собор был освящен митр. Стефаном. В XVIII столетии собор стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. По стенам собора пошли трещины. При епископе Симоне (Лагове) в 1800 году встал вопрос о сносе обветшавшего собора и строительстве нового, но было принято решение о возможности ремонта существующего собора.

По окончании восстановительных работ, 15 августа 1804 года собор был вновь освящен. Успенский собор стал местом совершения летних богослужений, в то время как старый Рождественский собор оставался зимним.

Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 год на месте воротной Глебовской башни кремля.

В соборе хранились чудотворные Феодотьевская и Муромская иконы Пресвятой Богородицы.

С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 2008 году собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

Рязанский Успенский собор

Большой кирпичный шестистолпный пятикупольный собор на подклете. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. Стены неоштукатуренного здания, прорезанные тремя рядами окон, украшены богатым белокаменным декором в духе нарышкинского барокко.

Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.

Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас.

Адрес: Россия, 390000, Рязань, Рязанский кремль

В летнее время собор открыт для посещений и в нем проходят богослужения.

Актуальную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте Рязанской епархии.

Центральный памятник Кремля — Успенский собор (1693-1699 гг.), построенный крупнейшим русским зодчим Я. Г. Бухвостовым.


В летнее время он открыт для посещения, в нем проходят богослужения. В 2008 году Успенский собор Рязанского кремля изъят из оперативного управления музея и передан Рязанской епархии.


Успенский собор. Вид из проездних ворот Колокольни


Успенский собор. Купола


Успенский собор. Белокаменная резьба


Успенский собор. Фрагмент белокаменной резьбы западного портала


Успенский собор. Реставрация. 1950-е гг.


Успенский собор. Иконостас


Успенский собор Рязанского Кремля построен в 1693—1699 годах зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Стилизованное изображение собора является одним из символов Рязани.

Высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 м, в ширину 31 м и в длину 45 м, а с галереями 41 м в ширину и 56 м в длину, а ширина стен до 2,4 метра. Грандиозное сооружение построено за семь лет и украшено редкой для своего века кружевной белокаменной резьбой.

Содержание

Начало строительства

Однако, в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенная соборная церковь рухнула по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом. Рухнувший собор разрушил и надвратную церковь прп. Варлаама Хутынского в Спасском монастыре.

Возведение собора



Тот же митрополит Авраамий в январе 1693 г. устроил новые подрядные торги на возведение соборного храма, и положено было основание ныне существующему летнему Успенскому кафедральному собору. Подряд на сей раз получил мастер каменных дел Яков Григорьев Бухвостов. Работы начаты были 18 мая 1693 г., и в конце 1699 г. собор подведен был под крышу и затем обрел свои 5 глав.

Артель резчиков Сергея Христофорова изготовила для собора огромный семиярусный иконостас. В 1701 г. иконостас был вызолочен московскими мастерами-позолотчиками. Иконы для иконостаса писал иконописец Николай Соломонов с помощниками. Великолепием орнаментов белокаменной резьбы стены собора — порталы, колонны, наличники — украшали по проекту Якова Бухвостова мастера: Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов.

15 августа 1702 г. митрополит Стефан (Яворский) совершил освящение нового Успенского кафедрального собора.

Обновление собора

Святыни Успенского собора

Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 г. в поле у села Феодотьево, близ Спасска. В честь этой иконы ежегодно совершались торжества 2 июля.

Еще был в соборе очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя.

Русские монархи, посетившие Успенский собор

  • Государь Император Александр I (30 мая 1819 г., 20 июля 1820 г., 24 августа 1824 г.);
  • Государь Император Николай I (19 сентября 1832 г. и 12 сентября 1836 г.);
  • Государь Император Александр II, будучи Цесаревичем (16 августа 1837 г.);
  • Государь Император Николай II (8 мая 1904 г. и 8 декабря 1914 г.).

Дальнейшая судьба храма

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме действовал планетарий. Позже проводились музейные выставки.

В 1992 г. собор возвращен Рязанской епархии и вновь освящен 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

Читайте также: