Успенский собор в киеве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты и дворянства. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко. В таком виде собор сохранился до середины XX века.

После революции 1917 года года началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры против воли прихожан и духовенства закрывались храмы. С 20- х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней Лавры, но руки безбожников не дрогнули покуситься на главную святыню народа Божия. 3 ноября 1941 года в сердце Верхней Лавры грянул взрыв. Великая церковь обратилась в руины.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви.

Спустя два года, 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин под руководством народного архитектора Украины Граужиса Олега Александровича (1944-2018 гг.) в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в.

Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.

Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI—XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998—2000 гг.


Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который "своими руками начал ров копать" и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был "в Греках". По сказаниям "Киево-Печерского патерика", мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина — в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем "палом терниев".

Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075—77 гг., строительные работы закончены 11 июля.


Успенский собор. Фото начала ХХ века

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084—88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088—89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.

"Богосозданная" Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя — преподобного Феодосия.

Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена "боженька" для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182—94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь "на четыре части расступилась". Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал — были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.

Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.

Между 1522—33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555—56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.


Петр Могила между 1638—42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651—55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660—70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.

Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку "алебастровый мастер" Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767—79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772—77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.


Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893—99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов — князей, царей и гетманов.

Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.

После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник.


Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998—2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора - стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.

3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.

23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.

4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.

В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания.

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена в 1073 году по благословению прп. Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом (?).

Согласно Киево-Печерскому Патерику, Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: "Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее. Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить. Моим именем хочу назвать ее, - и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила - Она наместной да будет".

Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)
Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)
Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время - "небеси подобною". Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.

Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера - пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве "небеси подобной" церкви.

В 1083 году пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

Греческие мастера - архитекторы, мозаисты и иконописцы - с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 году на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.

14 августа 1089 года Успенский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанном.

Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

В 1470 и 1722-1729, 1755, 1893 годах церковь реконструировалась.

В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941 года, собор был взорван. Существует несколько версий: собор был взорван фашистами; агентами НКВД; партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо.

В 2000 году Успенский собор был восстановлен. Во результате реконструкции Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

Святыни

Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото
Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото
Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише - мощи первого митрополита Киевского Михаила.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского, а напротив него, в северо-западном углу, в киоте - частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей - указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр (Могила), архимандриты Иннокентий (Гизель), Елисей (Плетенецкий), Памва Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых - греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Архитектура

Киево-Печерский Успенский собор, 1073 - 1078 гг. Реконструкция Н. Г. Логвина
Киево-Печерский Успенский собор, 1073 - 1078 гг. Реконструкция Н. Г. Логвина
Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Киево-Печерский Успенский собор
Киево-Печерский Успенский собор
Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть "краеугольного камня", заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Внутреннее убранство

В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника - Агнец, Пеликан, - все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

История создания

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма, среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

Существует версия об авторстве советских диверсантов, основанная на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители[нет в источнике]. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва называется покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты[неавторитетный источник?].

Правдоподобность этой версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин, но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Восстановление

После освобождения Киева храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Освятили его 24 августа 2000 года. Изначально собор не был расписан, работы по росписи храма начались в 2013 году и на данный момент еще не завершены.

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Первые серьезные исследования собора относятся к 80-м гг. XIX в. Однако детально памятник, к сожалению, не изучался, а во время Великой Отечественной войны собор был взорван. Разборка руин и их исследование проводились в 1945, 1951—1952, 1962—1963 и 1970—1972 гг. (Н. В. Холостенко). От здания храма сохранились в основном лишь самые нижние части, хотя на отдельных участках стены уцелели до основания сводов. Выяснилось, что значительные части древнего памятника (южная стена, барабан и др.) сложены в технике XII—XIII вв., т. е., очевидно, переложены.

Успенский собор — шестистолпный трехапсидный храм (табл. 4). Длина его 35.6 м, ширина 24.2 м, толщина стен около 1.3 м, сторона подкунольного квадрата 8.62—8.64 м. Западная пара столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс. Столбы крестчатые, лопатки внутри и снаружи собора плоские, одноуступчатые. Апсиды имеют граненые очертания; на центральной — 4 тонкие полуколонки. К западному членению собора с юга (судя по раскопкам Н. В. Холостенко) примыкала прямоугольная лестничная башня, а с севера — крещальня, во втором этаже которой находилась церковь Иоанна Предтечи. Впрочем, существует и иное предположение (Ю. С. Асеев) — лестница на хоры размещалась в помещении между собором и крещальней. Хоры собора имели П-образную форму. Среднее их членение опиралось на цилиндрический свод с осью поперек здания, а боковые — на купольные своды на парусах. Членения боковых нефов были перекрыты цилиндрическими сводами, повернутыми осью поперек храма. Собор завершался одной главой (рис. 4). Снаружи по низу фасадов проходил ярус декоративных ниш, а выше — 2 яруса окон. Окна и ниши были оформлены двумя уступами. Порталы не имели наружных уступов; они перекрывались деревянными брусьями, но снаружи завершались арочными перемычками. Притолоки порталов мраморные и из тесаного известняка. Центральные закомары фасадов были значительно выше боковых; в них размещались строенные окна. На стенах собора отмечено наличие кирпичных полос меандрового орнамента. В обрамлении закомар проходили зубчатые карнизы. Барабан и купол собора оказались относящимися к перестройке XIII в. Барабан был 12-оконным, с бровками над окнами, завершался горизонтальным карнизом.

Рис. 4. Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Северный фасад. Реконструкция Н. В. Холостенко.

Рис. 4. Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Северный фасад. Реконструкция Н. В. Холостенко.

Крещальня — маленькая двухъярусная четырехстолпная церковь. В первом ярусе она имела вход с западной стороны и отделялась от здания собора узким проходом, а во втором — с южной и соединялась с хорами собора через промежуточное помещение, расположенное над проходом. Столбы церкви крестчатые, внутренние лопатки одноуступчатые, а наружные тоже плоские, но двухуступчатые. Апсиды очень слабо выступали наружу. Глава церкви была размещена на оси всего объема, включая промежуточное помещение. Покрытие фасадов крещальни позакомарное, барабан восьмиоконный; между окнами барабана размещались полуколонки, над окнами — ниши.

Перед западным порталом собора выявлены следы небольшого притвора. Вдоль северного фасада — остатки трех маленьких часовен.

Здание собора было возведено в смешанной технике: из кирпичей (кладка со скрытым рядом) с широкими полосами необработанных камней. Внутренняя часть стен заполнена валунами на растворе. В столбах наружные поверхности целиком кирпичные (без прослоек камня), а внутри — заполнение из камней и кирпичей. Кирпичи разного цвета и выделки. Раствор с цемянкой. Размер кирпичей 3.5—5X27—29X34—36 см, но есть узкие (шириной 17—18 см) и большие квадратные (со сторонами 35—37 см). Кроме того, применялись лекальные кирпичи, трапециевидные, с полукруглым и треугольным торцами, а также своеобразный тип — с расширенным полукруглым торцом. Кирпичи крещальни такие же, как в здании собора, но здесь использовались и более длинные узкие экземпляры — 4X17— 19X44 см. На постелистой стороне кирпичей (примерно на одном кирпиче из 20) имеются метки.

Некоторые участки здания, особенно южная стена и юго-восточный угол, почти целиком сложены в технике равнослойной кладки. Здесь частично использованы кирпичи первоначальной кладки, а частично новые — ярко-красные, 5X21—23X30— 33 см; на их постелистой стороне есть метки. В кладке барабана отмечены более мелкие кирпичи — 5X20—22X26—29 см; некоторые из них имеют знаки на торцах. В южной апсиде и на ряде других участков здания были выявлены ремонтные кладки из брусковых кирпичей.

Фундамент собора сложен из камней на растворе. Вверху он расширяется; глубина его 1.8 м. Глубина фундамента башни 1.1 м. Фундамент крещальни отрыт под всю постройку; в него заложена подушка из бута и кирпичей, а поверх — вымостка в один ряд кирпичной кладки. Пол храма был выстлан гладкими шиферными плитами, а в подкупольном пространстве — шиферными плитами с резьбой и мозаичной инкрустацией. В центральной апсиде пол из поливных керамических плиток. Обнаружены остатки горнего места, мраморной алтарной преграды и кивория. Найдены резные плиты парапета хор и, возможно, от наружного скульптурного убранства здания. Во время одного из ремонтов, производившихся в конце XIX в., установлено, что полы хор были выстланы поливными керамическими плитками, а пазухи сводов под хорами заполнены голосниками, уложенными на растворе.

При разборке руин встречены куски штукатурки с фресковой росписью. Некоторые из них, судя по составу штукатурки, относятся к наружным частям здания. В значительном количестве обнаружена мозаичная смальта как от половых наборов, так и от стенных. Найдены обломки голосников — амфоры и кувшины местного производства.

Неподалеку от Успенского собора в 1951 г. раскопками вскрыты остатки мастерской по производству стекла и смальты (В. А. Богусевич). Мастерская относится к концу XI в. Состав мозаичной смальты этой мастерской идентичен мозаике, найденной в соборе.

Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 337—369; Холостенко Н. В. 1) Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры. — СА, 1955, т. 23, с. 341—358; 2) Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1962—1963 гг. — В кн.: Культура и искусство Древней Руси. JL, 1967, с. 58—68; 3) Успенський собор Печорського монастиря. — В кн.: Стародавній Київ. Київ, 1975, с. 107—170; 4) Нові дослідження Іоанно-Предтеченської церкви та реконструкція Успенського собору Киево-Печерської лаври. — В кн.: Археологічні дослідження стародавнього Києва. Київ, 1976, с. 131—165; 5) Памятник XI в.— собор Печерского монастыря. — Стр-во и архитектура. Киев, 1972, № 1, с. 32—34; Богусевич В. А. Мастерские XI в. по изготовлению стекла и смальты в Киеве. — КСИАУ, 1954, вып. 3, с. 14—20; Щапова Ю. Л. Новые материалы к истории мозаик Успенского собора в Киеве. — СА, 1975, № 4, с. 209—222; Филатов В. В., Шептюков А. П. Фрагмент наружной росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. — Сообщ. ВЦНИЛКР, М., 1971, № 27, с. 202-206; Гезе В. Е. Заметки о некоторых киевских древностях. — ЗРАО. Нов. сер., 1901, т. 12, вып. 1—2, с. 191—194.

Читайте также: