Условный театр мейерхольда кратко

Обновлено: 04.07.2024

Выделял два источника, питающих актёра: твоё собственное Я и окружающий мир.
Нужно идти от внутреннего к внешнему. От своего Я, играемый персонаж это и в предлагаемых обстоятельствах.
Отсюда его приёмы: пред. обстоятельства, если бы и сверхзадача.

Сошёлся с реформатором А.Чеховым. Сыграл Тригорина и Вершинина, но не попал в суть Чехова.
Открыл себя в роли Астрова ("Дядя Ваня"), даже сам признал, что там уже соприкоснулся с настоящим Чеховым.

У Станиславского актёрская игра имеет три элемента.

• Ремесло.
Это готовые клише (штампы) актерской игры.То есть мимика, жест, голос, обозначения.

• Представление.
Принцип: если долго репетировать роль, то переживания становятся подлинными и затем актёр запоминает и правдоподобно изображает их не испытывая их в реальности.

• Переживания.
Воссоздать жизнь человеческой души и передать ее жизнь на сцене. Актёр на самом деле переживает и понимает ощущения и эмоции героя, происходит перевоплощение. Для этого нужен глубокий анализ роли.

!Из консультации 3 мая 2018! :

Театральная система Станиславкого

Жизненный путь, алексеевский кружок, общество.. и потом мхат, 28 пока не будет сердечного приступа когда он играл Вершинина. Что такое идти от себя? Я - надо взращивать всю жизнь, ежедневная работа над собой.

Если не будешь идти от себя, будет фальшь. Я в предлагаемых обстоятельствах, я этот персонаж и я каждый раз это переживаю и от переживания в воплощение.

Над я надо работать ежедневно, копаться в своей душе, в нас много хорошего, но есть внутренний гад. + наблюдения за окружающей действительностью, смотреть за людьми.

Метод физического действия

Театральная система Мейерхольда.

Мейерхольд разработал эстетику театральных форм и сценического движения- биомеханика.Мейерхольд выделяет компоненты актерской игры:
1. Большая мера обобщения. Имеется ввиду что зритель и актёр понимают, что это театральное действие, а не элемент жизни.
2. Импровизация. (Здесь и сейчас)
3. Передача актерам не образа, а своего отношения к образу.
4. Приемы предыгры. Движение рождает слово- перед произнесением реплики актёр делает пластическое движение.Жест трансформируется в слово. (Привет ПЖ).
5. Актёр должен зеркалирования – слышать и видеть себя со стороны.
6. Синтетический актёр – может все.
7. Создание социального образа маски – играемый персонажэьотпрежставиьель какого-нибудь слоя общества.
8. Действие актёра строилось по цепочке , состоит из трёх фаз. 1) Намерение- это осмысление полученного задания.2) Осуществление- само действие. 3) Реакция – подготовка к воплощению следующего этапа роли.

Мейерхольд описал принцип карнавализации: использования приемов цирка, площадного балагана ( с его сатирой и фарсом), деление героев на положительных и отрицательных. И в использовании натуралистических деталий, которая объединяли театр с жизнью, использовался принцип злободневности и актуальности ( событие сегодняшнего дня), принцип воздействия на зрителя и вовлечение его в игру.Зритель- участник спектакля. Каждая постановка была наборов разных жанров.
Ввёл термин театральная биомеханика- большое значение имеет движение физического тела.Актер рассматривался никак личность, а как биологический организм. Актёр – это материал, который нужно поддерживать в форме. Актёр превращается в марионетку, которой управляет режиссёр. Так же большое внимание удивлялось выразительности речи.
Биомеханика Мейерхольдом и его системой стала одним из самых серьезных театральных достижений первой половины 20 века.

Учился у Немировича-Данченко, затем поступил во МХАТ.
Сыграл Треплева, но затем из-за того, что ему не дали роли он уходит.

Собирает труппу единомышленников и колесит по провинциям. Например, Херсон.

Затем Станиславский приглашает его в студию на поварской. Но спектакли Мейерхольда ему не понравились, так как по его словам, Мейерхольд закрыл режиссурой актёров.

Далее Мейерхольд с Комиссаржевской сделали театр "Комиссаржевской на офицерской" - это первый условный театр.

Затем Мейерхольд поставил в Александринке "Маскарад".

И потом в театра им. Маяковского разработал свою теорию биомеханики.

Театральная эклектика у Мейерхольда: объединял театр масок (Блок "Балаганчик"), театр Кабуки, театр плаща и шпаги.
Театр Мейерхольда - театр условностей. Режиссуры, пластики.
Для него актёра это биологический организм-механизм. Марионетки.

Эстетика Вахтангова.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922)


Ученик Станиславского.
В первой студии яро следовал за ним.
Девиз "изгнать из театра театр".
Он больше трагик.

Затем руководил 3 студией МХАТ (театр Вахтангова).

Поставил "Свадьбу" Чехова как трагедию.
"Чудо святого Антония".
"Принцесса Турандот" - считается вершиной его творчества.
"Гадибук" (еврейский театр).

!Из консультации 3 мая 2018 год!:

Учитель - Школа Адашева, студия при мхате, Станиславский помогал но только когда будет первая студия.

Две площадки - сначала во мхат, там массовки, но вахтангов играл цыгана) потом первая студия и третья студия с 13 по 22 (театр Вахтангова потом после смерти

В первой студии и актёр и режиссёр. Как актёр роли, ка к режиссёр праздник мира Гауптмана и потом мира (чей)

Добро объединяет, после смерти сулержиского? Он не признает - для него две противоборствующие силы добро и зло

1 студия - эрих 14, экспрессионистический спектакль, болезненное искусство, на стринберга ложилось, все ассиметричное, грим, декорации, костюмы.

В 13 году подпольая студия, там репетируют, там даже были непрофессионалы. Щукин и прочие, но они стали ядром.

В 1 студии он говорит изгнать из театра театр, а 2-ой этап - третья студия, когда он вернул театр, репетиция - импровизация, спектакль. - закреплённая импровизация. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ реализм, правда в 10 степени она бьет деталями, он по ощущениям трагик. Может сделать стихию разрушения, не созидания. Свадьба Чехия как трагедия пошлости жизни. Везде рожи, хари. Прямо как у босха, генерал вопил чтобы его вывели потому что вокруг нет людей. (Приемами станиславского) , чудо святого Антония. - НЕ принцесса турандот принципы Вахтангова, принцесса турандот - это праздник актерского мастерства. Маски, игра с публикой. Оркестр на расческах. Он в это время лежит в постели. Станиславский сказал что это вахтангов, но это всего лишь его слова и все подхватили. Он по натуре трагик. Вахтангов обожал гротеск- он точнее выявляет трагедию. Туминос продолжает традицию.

УСЛОВНЫЙ ТЕАТР, термин, обозначающий художественное направление в театральном творчестве, возникшее на рубеже 19–20 вв. – в противовес реалистическому и особенно – натуралистическому театру.

Рубеж 19–20 вв. – время особенно бурного развития театрального искусства – как его практики, так и теории. Театр стоял на принципиальном переломе своей художественной деятельности: появилась и проходила этап своего становления новая театральная профессия – режиссер. Театр как вид искусства, приобретал нового автора своих произведений; автора, в 20 в. занявшего место лидера, объединяющего и формирующего все многочисленные компоненты спектакля. Это было время самых разнообразных и энергичных режиссерских экспериментов, исканий, резкой полемики, крайних высказываний и постановочных решений.

Начальным толчком в направлении условного театра для Мейерхольда стали его эстетические разногласия и творческий разрыв с К.С.Станиславским, к этому времени – уже приобретшим мировую известность в качестве режиссера реалистического направления. Кардинально изменив свои творческие приоритеты, Мейерхольд обрушился на метод сценического реализма, которому отдал несколько лет своей работы в МХТ. Перемена позиции потребовала от Мейерхольда серьезного уровня полемики: противопоставление высокому художественному авторитету Станиславского требовало столь же высокого художественно-теоретического авторитета. Потому Мейерхольд много работал над такими, предельно условными театральными направлениями, как комедия дель арте и традиционный японский театр – Но и Кабуки.

Практическим подтверждением теории условного театра стали символистские постановки Мейерхольда в Петербургском Театре Комиссаржевской, куда режиссер был приглашен в 1906 – Гедда Габлер Г.Ибсена, Сестра Беатриса М.Метерлинка, Жизнь человека Л.Н.Андреева, Балаганчик А.А.Блока, Победа смерти Ф.Сологуба и др.

Знаковость символистского обобщения органично обернулась публицистическим, агитационно-политическим наплавлением его постановок – собственно, здесь поменялась идеологическая, но не эстетическая составляющая спектаклей (Мистерия-Буфф, позже – Клоп и Баня Маяковского; Зори Верхарна; Земля дыбом Подгаецкого; Д.Е. Мартине и Третьякова; Командарм 2 Сельвинского и др.). В подобных спектаклях Мейерхольд по-прежнему добивался гротескного заострения, гиперболизации, яркости сценических метафор – основополагающих средств выразительности условного театра.

С такой же легкостью поменяв идеологический знак, маски-типы комедии дель арте преобразились в социальные маски, сохраняющие даже традиционную для народно-площадного театра сатирическую направленность.

Принципиальное отделение слова и вычленение жеста нашло свое продолжение в режиссерской работе над классической драматургией (Доходное место Островского; Смерть Тарелкина и Свадьба Кречинского Сухово-Кобылина; Ревизор Гоголя, Горе уму Грибоедова). Нет нужды, что эта работа, по определению критиков, шла уже в эстетическом русле футуризма и конструктивизма, а не символизма, – основная концепция условного театра оставалась по-прежнему цельной.

Углубленное внимание к пластике и ритму нашло свое отражение в разработке системы биомеханики – педагогического тренинга, с помощью которого актер получает возможность сознательно, точно, целесообразно и естественно управлять механизмом движений своего тела (Великодушный рогоносец Кроммелинка и др.).

4. Режиссер условного театра и основные принципы и режиссерского творчества в условном театре.

1.Условный театр, термин, обозначающий художественное направление в театральном творчестве, возникшее на рубеже 19–20 вв. – в противовес реалистическому и особенно – натуралистическому театру.

Рубеж 19–20 вв. – время особенно бурного развития театрального искусства – как его практики, так и теории. Появилась и проходила этап своего становления новая театральная профессия – режиссер. Театр как вид искусства, приобретал нового автора своих произведений; автора, в 20 в. занявшего место лидера, объединяющего и формирующего все многочисленные компоненты спектакля.

Условность является видовым признаком любого театра: античного, с его котурнами, масками и другими приспособлениями; средневекового религиозного; народного площадного; ритуально-обрядового восточного (Но, Кабуки, Топенг, Ваянг и т.д.); театра Ренессанса; театра драматического, музыкального, кукольного; театра трагического и комического; мистерии, буффонады и мелодрамы; и т.д.

Во главе условного театра стоит идея, которая требует знаковых выражений: метафора, символ аллегория.

2.Мейерхольд – основоположник условного театра.

Мейерхольд всегда стремился к новому, вперед, у него было страстное желанием увидеть в настоящем театр будущего.

Мейерхольду, как никому другому, был неизменно свойствен вызов, нарушение общепринятого, неожиданные переходы от одних художественных решений к другим, порою прямого противоположным. Вокруг творчества режиссера, вокруг поставленных им спектаклей, как правило, всегда шла напряженная и острая борьба.

Начальным толчком в направлении условного театра для Мейерхольда стали его эстетические разногласия и творческий разрыв с К.С.Станиславским, к этому времени – уже приобретшим мировую известность в качестве режиссера реалистического направления. Кардинально изменив свои творческие приоритеты, Мейерхольд обрушился на метод сценического реализма, которому отдал несколько лет своей работы в МХТ. Перемена позиции потребовала от Мейерхольда серьезного уровня полемики: противопоставление высокому художественному авторитету Станиславского требовало столь же высокого художественно-теоретического авторитета. Потому Мейерхольд много работал над такими, предельно условными театральными направлениями, как комедия дель арте и традиционный японский театр – Но и Кабуки.

Первое, к чему пришел Мейерхольд, - требование простоты, формы воплощения конфликта и образов. Простота стоит на первом месте.

Мейерхольд считал, что простоту можно выразить при помощи особого мизансценирвания тела, системы дикций и интонаций и при помощи нового оформительского принципа.





Среди великих театральных режиссеров имя Всеволода Эмильевича Мейерхольда стоит несколько особняком. Может быть, виной тому определенная непонятость и чересчур яркая индивидуальность. Или советская власть пыталась ретушировать ошибки и старалась не упоминать фамилию талантливого человека, расстрелянного в 1940 году. Но в развитие театра он внес грандиозную лепту. Созданная великим творцом система подготовки актеров навсегда вошла в театральный обиход под названием "биомеханика Мейерхольда".

Изменение традиций

Разработанная Всеволодом Мейерхольдом биомеханика – не просто одна из наиважнейших систем подготовки актера, которая появилась в начале ХХ века и нашла свое развитие в творчестве многочисленных продолжателей и учеников. По своей природе биомеханика В. Мейерхольда – это сложный и интригующий творческий процесс, который стоит интерпретировать в более широком аспекте. В двуедином пространстве смысловой составляющей подготовки актера словно присутствуют несколько ипостасей. Одна из них заинтересована в точном механическом функционировании человеческого тела – рациональном и предсказуемом. Другая компонента словно пытается раздвинуть природные рамки, повысить планку развития, достичь идеала.

биомеханика Мейерхольда

Сама революционность метода, известного как биомеханика Мейерхольда, состоит в том, что ее создатель считал работу драматурга и режиссера только подготовительным этапом. Вся эмоциональная нагрузка спектакля должна была выполняться совместно наиболее активными сторонами – актером и зрителем.

Мейерхольд (1874-1940): краткая биография

Невозможно понять предпосылки возникновения метода, не познакомившись с жизнью его создателя. Он родился в обрусевшей католической семье. Получил образование в Московском театрально-музыкальном училище (класс В. И. Немировича-Данченко). Работал в МХТ, а позднее организовал театральную труппу в Херсоне.

С 1905 года работал в Москве. Как режиссер был приглашен К. С. Станиславским (Театр-студия на Поварской), а позднее В. Ф. Комиссаржевской (Драматический театр). В этот период Мейерхольд поставил целый ряд спектаклей в условно-символичной манере – характеры персонажей не прорабатывались, а сюжет передавался условно.

В начале 20-х годов сформировалась новая авторская концепция, которую стал энергично продвигать Мейерхольд – биомеханика. Упражнения, использовавшиеся в ходе репетиций, позволяли добиться слаженной, четкой работы группы артистов. В основе метода было не взаимодействие личностей, а состояние целого общества. Он искал воплощение идеала коллективизма. Высказанные законы конструктивизма и биомеханики отрицали движение от внутреннего мира к визуальному отображению. Мейерхольд полагал, что внешние факторы играют решающую роль, и через них необходимо доносить до зрителя переживания и внутренний мир героев. Натренированный актер-универсал, владеющий ритмикой и идеально управляющий своим телом – вот что было необходимо режиссеру для воплощения его замыслов. Над претворением своей идеи в жизнь режиссер работал до последних дней.

Мейерхольд биомеханика кратко

В июне 1939 года В. Э. Мейерхольд был арестован НКВД по ложному обвинению. Под пытками он признался в антисоветской деятельности, но в дальнейшем смог отречься от своих показаний. Приговор был вынесен 1 февраля 1940 года. Приведен в исполнение на следующий день. В 1955 году Всеволод Эмильевич был реабилитирован (посмертно).

По следам марионеток

Большое влияние на творчество Мейерхольда оказали труды немецкого драматурга и писателя Генриха фон Клейста (1777-1811), в особенности его эссе, посвященное театру марионеток. Автор считал, что человеческие возможности не существуют самостоятельно, но управляются высшими силами. Все люди в его понимании были лишь марионеточными существами, подчиненными Богу. Разрыв этой связи мог бы привести к освобождению человека и возврату его в состояние полной первобытной гармонии. Хотя автор допускал, что такое событие могло бы породить и невообразимый хаос. Биомеханика Мейерхольда в значительной мере опирается на суждения, высказанные Клейстом.

Режиссер сумел сформировать систему подготовки, в которой актер мог бы достичь совершенства, дисциплинировал свое тело. Быть одновременно творцом и материалом для воплощения, контролировать и быть контролируемым в своей пластике – вот задача, которую ставит перед собой театральная биомеханика Мейерхольда.

биомеханика В. Мейерхольда

Не только театр

Уникальная методика подготовки актеров была предана забвению в течение многих лет и не изучалась специалистами. В этом можно усмотреть политические причины гонения, которые сопровождали гениального режиссера в конце его жизни: сталинские чистки, в результате которых оказался ликвидирован театр Мейерхольда, арест его самого и расстрел в феврале 1940 года. В принципе, до наших дней биомеханика Мейерхольда могла и не дойти. Метод, вычеркнутый из официальной истории театра, на время исчез из профессионального дискурса.

Несмотря на рассекречивание архивов, в 90-е годы все тонкости оригинальной методики оказались утраченными. Некоторые детали сохранились только в трудах учеников и последователей, которые при жизни режиссера посещали мастер-класс по биомеханике Мейерхольда. Сам он в своих записях не оставил разъяснений о принципах и основах своей системы, и применяемые в наше время методики базируются исключительно на воспоминаниях очевидцев.

биомеханика разработанная Мейерхольдом

Социальные аспекты

Влияние биомеханики на артистическое становление и рост возможностей актера огромно. Но этим не ограничивается ее потенциал. Возможно, что система имеет не только художественную ценность. Хотя сам Мейерхольд никогда не выпускал из поля зрения театральных резонов, но полагал, что потенциал биомеханики гораздо обширнее. Для того чтобы понять это точку зрения, необходимо рассмотреть, что такое биомеханика Мейерхольда, в историческом контексте.

Система создана в результате экспериментов режиссера с традиционными театральными жанрами: комедия dell’arte или японский театр кабуки. Но одновременно с этим методика создавалась в период, когда Мейерхольд полностью поддерживал коммунистические идеи. Он хотел средствами театрального искусства передать не только восприятие мира художником. Классовая борьба, социальные проблемы, создание нового человеческого типа – этими вопросами занимался Мейерхольд. Биомеханика кратко и концентрированно отражала революционные идеи своего времени – совместное хозяйствование, коллективный труд и другие. Но при этом она не переставала быть гениальной в художественном смысле, прекрасным физическим тренингом и театральным методом.

что такое биомеханика Мейерхольда

Биомеханика и социомеханика

Несмотря на явное противопоставление двух школ, Всеволод Эмильевич во многом соглашался со своим визави. Совпадали их взгляды на долг и цели искусства. Оба сходились на том, что лучше всего человек характеризуется классовым сознанием и положением в обществе, а не индивидуальными качествами психологии. Биомеханика, разработанная Мейерхольдом, стала отражением революции на театральных подмостках. Именно так представлял себе ее предназначение создатель системы.

биомеханика Мейерхольда система упражнений

С научной точки зрения

Мейерхольд биомеханика упражнения

Студия биомеханики

Попытки режиссера Мейерхольда найти подходящее помещение для занятий по собственной системе были отражены даже в карикатурах тех лет. На одной из них четверорукий Мейерхольд хватается за все здания, до которых может дотянуться. Это были и Александринский театр, и Суворинский, и киноателье, в котором он хотел создать свою мастерскую. В результате помещение было найдено и вошло в историю театра как Студия на Бородинской.

В учебную программу входили занятия боксом, фехтованием, гимнастикой, классическим и современными танцами, пением, дикцией, жонглированием. Дополнительно к этому преподавалась история театра, экономика и биология. С учетом разнообразия изучаемых предметов можно смело утверждать, что биомеханика Мейерхольда – это полноценная система обучения актера.

Актер нового типа

Требования к актерам выдвигались жесткие. Они должны были объединить на сцене драматическую игру и китайскую оперу, хореографию и эквилибристику, гимнастику и клоунаду. Вот такие задачи ставил Мейерхольд. Биомеханика кратко и в сжатые сроки позволяла добиваться необходимого эффекта. Благодаря ей каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств. Всеволод Эмильевич считал, что театр не терпит неподвижности, всегда торопится и признает только современность. И театральный актер должен не бездумно идти в ногу со временем, а обязан искать и экспериментировать.

биомеханика Мейерхольда театральная система

Эксперимент

Созданная студия не должна была стать основой нового театра и не брала на себя задач актерской школы. Ее предназначение было другим – стать своеобразной театральной лабораторией. Биомеханика Всеволода Мейерхольда требовала изучения актерской пластики и сценического движения, импровизации и строгого следования режиссерскому замыслу.

мастер-класс по биомеханике Мейерхольда

Практическое воплощение

Анализ этого этюда показывает, насколько должны быть скоординированы в пространстве оба актера. Их движения доводятся до автоматизма. Сила прыжка, динамики и траектории полета полностью подчинены логике коллективного выполнения поставленной режиссером цели. При этом каждый из актеров исполняет свою индивидуальную задачу, направленную на достижение общего, совместного результата. В этом и заключалась основная обучающая нагрузка, которую несла в себе биомеханика Всеволода Мейерхольда.

театральная биомеханика Мейерхольда

В наше время

Несмотря на прошедшие годы, мейерхольдовская система подготовки актеров не утеряла своей привлекательности. Она по-прежнему является предметом обсуждения и изучения в театральных кругах. Можно сказать, что при своем появлении биомеханика В. Э. Мейерхольда значительно опередила время. Многие из студентов, впитавших систему Всеволода Эмильевича в его студии, стали известными актерами и режиссерами. Их стараниями замыслы прославленного мастера передались последующим актерским поколениям и не прервались во времени вместе с роковым выстрелом, глухо прозвучавшим в подвалах Лубянки зимой 1940 года.

Читайте также: