Урузмаг и кривой уаиг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Услышав речь достойной горца,
Кивнул главой, благодарил.
В костёр, подбросив щепы порций,
Плитою вход он завалил.

Крюком пастушьей своей палкой
Поймал овцу, рукой провёл.
И разорвав (ему ни жалко),
В кипящий кинул всё котёл.

Вот, наконец, сварилось мясо,
Тотчас проснулся великан.
Он снял котёл с огня и разом
Всё разделил с тем, кто не зван.

Всё неожиданно случилось,
Был благодарен Урызмаг.
А после спать легли, как в милость,
Спокойна ночь – то добрый знак.

Вот утро, где же ты свобода?
А ждёт ли с солнцем новых встреч?
Ведь, отворив плиту у входа,
Расставив ноги шире плеч
Встал великан, глядя с ухмылкой,
И ласково сказал Козлу:

Прошёл Козёл меж ног УаИга,
Тот всех овец пересчитал.
Да и плитой легко, без крика
В пещеру вход закрыл у скал.

Один батыр теперь остался,
Весь день ушёл, чтоб отворить.
Напрягся, сколько ни пытался,
Плиты не смог пошевелить.

Уныло было всё и серо,
А ночь пришла, вновь непокой.
Всех, запустив в свою пещеру,
Закрыл УаИг её плитой.

Взяв самоверт от сажи чёрный,
Схватил батыра, сбросив шлём.
Проткнул колени и проворно,
Наладил вертел над огнём.

Увидев, что злодей чуть спёкся,
Уснул, шанс есть спастись, хоть крепь,
В очажный камень он упёрся,
Рукой схватил надчажну цепь.

Металл калёный жжётся, грубый,
Такую боль терпеть нельзя.
Весь опалённый, стиснув зубы,
Напряг все силы, снял себя.

Тут с диким и звериным рёвом
Вокруг стал шарить великан.
Искал батыра, тьмою скован,
Из уст его неслась лишь брань.

Игорь, доброй ночи, Прочитала все три части, очень понравилась,увлекательно,я такой легенды не знала!)))
С теплом, Лана

Очень рад, Лана, вашему прочтению сказки на ночь! С теплом и улыбкой, Игорь

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Нарт Урузмаг и уаиг

Нарты спорили о том, кто из них самый лучший, и не могли поладить; и каждый день находился какой-нибудь самый никчемный нарт, который говорил:
— Я самый лучший среди вас.
Тогда нартовская Сатана придумала:
— Пригласите вещую женщину, и она укажет и лучшего, и худшего среди вас.

Пошли за ней. Сослан был нетерпелив и вместе с такими же, как он сам, отправился к ней, и привели они ее.

Говорит вещая женщина:
— Зачем вы привели меня, что я знаю? Что я могу вам сказать?
А те говорят:
— Мы ссоримся из-за того, что не можем решить, кто из нас лучший, ты и укажи лучшего среди нас.

Та долго смотрела на них и сказала:
— Смотрю на вас, но нет среди вас лучшего.
Спрашивают ее:
— Но кто же из нас лучший, скажи нам?
И она ответила:
— Лучший среди вас Урузмаг, но ведь его нет здесь.
Тот, кто был рядом с ней, бил ее, а другие же, кто не доставал, — землю били, так они ее поколотили.

Повел он их берегами Белого моря, потом берегами Черного моря, но никто из них не дошел, остались они на дорогах, сам же он пришел к подножию Черной горы и посмотрел на ее вершину. Там паслась большая отара овец без пастуха. Взобрался он к ним и не увидел ни пастуха, ни стоянки и сказал:
— Зарежу-ка я себе на ужин барашка.

Поели они, собрал уаиг все кости в одно место, вытащил из-под подушки войлочную плеть, ударил по ним, и баран ожил, встряхнулся и вошел в середину стада.

Наступил день, и уаиг пропустил овец между ног и закрыл вход в пещеру, а Урузмаг остался внутри.

Когда вечером овцы вернулись и настало время ужина, сказал уаиг:
— Гость одну ночь бывает гостем, сегодня ужин за тобой, приготовь мне его.
А тот ему говорит:
— Из чего я тебе приготовлю ужин? Кроме коня, у меня нет ничего.
— А мне все равно, из тебя или из твоего коня — был бы ужин!

Делать нечего, и зарезал Урузмаг своего коня.

Прошла ночь, а утром опять уаиг пропустил овец между ног, а Урузмага закрыл в пещере. Когда наступил вечер, то ужин был за уаигом; он поймал барана и опять одну половину дал Урузмагу, а другую оставил себе; собрал кости, ударил их войлочной плетью, и баран опять стал таким, каким был. Прошла и эта ночь. На другой вечер наступил черед Урузмага готовить ужин, и говорит ему уаиг:
— А почему ты не готовишь ужин?
А тот отвечает:
— Из чего мне его приготовить? Был у меня конь, я зарезал его для тебя.
А уаиг говорит:
— В таком случае я сам приготовлю.

Взял он вертел с тремя ножками, всадил Урузмагу в ягодицу так, что конец показался из его плеча, и воткнул вертел у огня, а сам лег на спину и уснул.

Когда стало припекать спину, Урузмаг схватился за надочажную цепь, подтянулся и высвободился с вертела. Вертел же сунул в огонь, когда тот накалился докрасна, схватил его и воткнул в оба глаза великана. Уаиг вскочил и стал биться об стены пещеры, а Урузмаг спрятался среди овец, и тот не мог его найти. Когда уаиг выбился из сил, успокоился, то говорит ему:
— Тебе достались овцы, горная пташка. Возьми мое кольцо, если наденешь его на палец, то оно доставит тебя туда, куда ты захочешь. — И бросил ему кольцо.

Урузмаг надел кольцо, и стало кольцо кричать:
— Вот он, вот он! — и начал уаиг гонять Урузмага по пещере, и, когда Урузмаг изнемог, он отрубил топором свой палец вместе с кольцом, а уаиг схватил палец и проглотил от злости. Успокоился уаиг и разлегся, а сам говорит:
— Горе твоей голове! Куда ты денешься, когда я завтра утром выпущу свой скот?
Тогда Урузмаг схватил козла, содрал с него шкуру и сунул голову вместо его головы, ноги — вместо его задних ног, руки — вместо передних ног.

Утром уаиг опять встал у выхода и говорит козлу:
— Иди, бодзо, стадо осталось тебе, а эту горную пташку оставь мне.

Выскочил в ярости уаиг, свалился с горы и разбился.

Урузмаг вернулся назад в пещеру, собрал кости своего коня и ударил их войлочной плетью, конь стал таким, каким был. Оседлал он коня, сел на него, погнал перед собой стадо овец в сторону Большого нартовского села и вечером добрался до него. Пошел он к фидиуагу и заставил его прокричать:
— Пусть соберутся те, кто вышел с Урузмагом в тот день, поделим пригнанный скот!

Утром собрались они, стал он делить и отделил одну лишнюю долю. Смотрят нарты друг на друга и недоумевают, кому он предназначил эту долю. Стали брать свои доли, и, когда та доля осталась, Урузмаг сказал вещей женщине:
— Вот и тебе я выделил долю за то, что обидели тебя.

Каждый из именитых представителей рода Ахсартаггата имеет свое лицо, отличное от образа другого его соплеменника, свое яркое, неповторяющееся место в эпосе. Исключительно оригинален и многосторонне положителен образ старейшины нартов Урузмага. Сказители не поскупились приписать ему наибольшее количество достойных человеческих качеств, наградив всевозможной добродетелью.


О человеке в первую очередь судят по внешним данным, по фактуре. В этом качестве Урузмаг превосходил остальных нартов. Одно дигорское сказание "Нарт Батраз" начинается словами: "Нарт Орузмаг был настолько красив, что никто не мог сравниться с ним статью и ликом". Его образ красочно воссоздал пером известный поэт и нартовед И. В. Джанаев (Нигер): "Когда слышишь одно только имя его, перед глазами встает высокий, седобородый, крепко сбитый, умный, подтянутый и весь собранный почетный старец с соболиной шубой на плечах, пикой на боку, тростью из слоновой кости в руке, который на своем прославленном, знаменитом ныхасе нартов голосом, напоминающим мягко струящийся шелк, мудро вещает народу глубокие умные слова".

Урузмаг – лучший из нартов. Судя по одному сказанию, в молодом возрасте он превосходил всех силой и отвагой. Такое первенство нравилось не всем, в особенности молодежи. И когда они пошли к ведунье узнать ответ на вопрос, кто лучший из нартов, она им ответила: лучший среди мужчин – Урузмаг, а среди женщин – Шатана. Ответ им не понравился, и поэтому ей досталось…

Одно из весомых преимуществ Урузмага – его самоотверженная борьба с врагами. Для него судьба нартов, их благополучие настолько важны, что, заботясь об этом, он иногда забывает о благе своей семьи, о собственном благополучии.

Он же первый, кто соблюдает обычаи и нравы родного народа. Будучи уверен в том, что Бората приглашают его не с добрыми намерениями, тем не менее едет к ним, чтобы не нарушать обычай: на приглашение молодой невестки и тем более вдовы нельзя отказываться.

Урузмаг был самым храбрым и отважным. Он не раз возглавлял войско нартов, вызывал на бой и истреблял огромное войско противника. Однажды Урузмаг со своими воинами ворвался в соседнее селение, перебил лучших мужей, ограбил жилища, не тронув только квартал кузнецов. Между тем постоянный успех при численном превосходстве врага придает ему истинную значимость. "Когда на ныхасе был поставлен вопрос: кто самый бесстрашный среди нартов, некоторые называли друг друга. Орузмаг же встал и заявил: "Я ничего не боюсь". Чтобы испытать его, нарты собрались в поход без него. Когда узнали, что тот идет в другом направлении, тайно послали за ним наблюдателей.

По пути Орузмага догнали и окружили около сотни всадников. Но каким-то чудом он вырвался из окружения и умчался на своем коне; преследователи погнались за ним и растянулись в вереницу. Следившие за ним нарты посмеялись: что за герой, вместо того чтобы оказать сопротивление врагу, он бежит! Когда вернулись и рассказали о том, что видели, старейшины нартов пригласили Орузмага и спросили: "Что же ты стал удирать-то от них"? И он ответил: "Когда человек вступает в схватку с врагом, то выбирать средства надо по обстоятельствам, иногда отступление предпочтительнее голой силы. Я не потому убегал, что испугался, а потому, что мне легче было сразиться с ними, когда они выстроились друг за другом, подобно кольям изгороди". После такого разъяснения Орузмаг был признан самым отважным нартом".

"Когда слышишь одно только имя его, перед глазами встает высокий, седобородый, крепко сбитый, умный, подтянутый и весь собранный почетный старец с соболиной шубой на плечах, пикой на боку, тростью из слоновой кости в руке, который на своем прославленном, знаменитом ныхасе нартов голосом, напоминающим мягко струящийся шелк, мудро вещает народу глубокие умные слова

Среди нартов нет достойнее Урузмага. Он как старейшина подвергается испытаниям на прочность и выдерживает. Из-за боязни, что уйдет в мир иной по болезни или волею трагического случая, нарты вынашивают идею о его убийстве ради спасения общества, так как по представлению древних людей "убивая человека-бога в расцвете сил, и передавая его дух могучему преемнику, первобытный человек предупреждал все опасности" (Фрезер).

Урузмаг добр по натуре, хлебосолен, постоянно беспокоится о благополучии своих соплеменников. Он обладает редким качеством – может приласкать словом, обнять и согреть каждого. Узнав о том, что целую неделю нарты голодают, Урузмаг удрученным возвращается домой, рассказывает жене о причине своих переживаний. И когда из своих запасов Шатана устроила пир, растянувшийся на неделю, его радости не было предела. О присущих его натуре щедрости и справедливости свидетельствует равномерная раздача всей добычи между нартами после удачного похода. По примеру старшего так же поступают Сослан, Батраз и другие герои.

Одна из сильных сторон Урузмага, за что его особенно чтили – бескорыстная помощь нуждающемуся, пристальное внимание к проблемам рядовых нартов, к тем, кто нуждался в поддержке. В сказании "Как Шатана поддалась обману" имеется такой пассаж. В одно время Урузмаг долго не возвращался с похода, а Шатана куда-то пропала. Обеспокоенным нартам провидец Сырдон заявил: "Они - то не пропадут, а вот когда возвратятся, они наполнят желудки многих бедняков". Когда же они на самом деле возвратились домой, нарты стали бежать друг к другу харзаггураггаг, поздравляя радостной вестью: "Урузмаг и Шатана приехали!"

Урузмаг преподает урок другим нартам и в супружеской жизни. Он – добрый семьянин. С большим достоинством и честью поддерживает супружескую жизнь. Отношения друг к другу проникнуты неизменной любовью и заботой, народ воплотил в них образ идеальной супружеской пары. Поднимая тост за здоровье и счастье молодых за свадебными столами, и сегодня в Осетии звучит пожелание: "Желаю вам состариться вместе как Урузмаг и Шатана!" ("Уырызмæг æмæ Сатанайау æмзæронд баут").

Вспомним и трагикомичную историю дружбы Урузмага с алдаром Уруп. "Согласно древнейшим верованиям ответственность за рост посевов и за погодные условия несет царь" (Фрезер). Соответственно эта ответственность в нартовских сказаниях (неурожайный год, природные аномалии, потеря пастбищ и др.) лежит на предводителе. В такие критические времена нарты непременно предъявляли претензии своему престарелому вожаку. Это и понятно, ибо "старость сама по себе окружена почетом, тогда как старость и немощь в полном соответствии с архаическими представлениями внушают опасения и тревогу, провоцируя нартов на соответствующие шаги" (Дзиццойти). То, что нарты голодали неделями, что непогода заставляла гнать скотину в чужие края – во всех этих испытаниях был "виновен" их "царь" Урузмаг. И только он был ответствен и полномочен находить выход из положения. Поэтому больше всех он обеспокоен тем, как накормить голодающий народ, найти земли и пастуха, который погонит скотину в чужие края.

Преимущество Урузмага перед остальными очевидно во всех отношениях: он стоял выше них по рангу и все испытания завершались его победой. Их злило и то, что удачные походы позволяли Урузмагу угощать соплеменников, что раздражало соперников, которые хотели быть в его положении, но "не дотягивались" до его славы. Однажды юноши отправились в поход, желая показать, что и без Урузмага "они с усами". Но вернулись ни с чем. Урузмаг же в поход пустился один, но вернулся с богатой добычей, которую поделил между нартами.

"Урузмаг достиг более высоких нравственных высот. После того как нарты ответили отказом Богу на его просьбу прекратить борьбу, он отправил к ним ласточку с предложением избрать одно из двух предложений: искоренение всего населения или остаться в живых, но выродками. Нарты устами своего предводителя ответили ласточке для передачи Богу:

– Чем дурное потомство, лучше без него… Пусть даст нам вечную славу.

Урузмаг достиг более высоких нравственных высот. После того как нарты ответили отказом Богу на его просьбу прекратить борьбу, он отправил к ним ласточку с предложением избрать одно из двух предложений: искоренение всего населения или остаться в живых, но выродками. Нарты устами своего предводителя ответили ласточке для передачи Богу:

– Чем дурное потомство, лучше без него… Пусть даст нам вечную славу.

И это были последние слова нартов, озвученные их бессменным прославленным вожаком.

Урузмаг был во всем примером для подражания. "Рассудительность, выдержка, находчивость в момент опасности – таковы отличительные черты старшего среди нартов" (Абаев). Он был человеком, видевшим все окружающее нартов пространство, которое познал своими путешествиями, был знаком со многими, и это повлияло на его более высокий уровень развития. Именно он знает, где еще имеются нæхæрд бæстæтæ", то есть места, богатые плодородными землями, куда не ступала нога человека. Никто не слышал от него грубого слова, он не принимал необдуманных решений. Это был достойный старший, которого все уважали, славили, воздавали должные почести и который до мельчайших деталей обдумывал каждое предстоящее дело. Человек, который никогда не ошибался и благодаря мудрости которого нарты никогда не оказывались в постыдном положении, чье имя известно далеко за пределами земли нартов…

"У Урузмага была необыкновенная любовь к своему народу. Он был озабочен тем, "чтобы нарты были нартами, никому не уступали ни силой, ни нравственностью, ни славой, ни стараниями, для которых все это было смыслом их жизни", – эти слова также принадлежат известному поэту и нартоведу И.В. Джанаеву, который был первым, кому удалось нарисовать колоритный образ старейшины нартов

(Перевод с осетинского Панченко)

Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

(Перевод с осетинского Олендера)

Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

"Подлинную историю трудового народа, - говорит М. Горький, - нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, "Фауст", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пантагрюэль и Гаргантюа", "Тиль Уленшпигель" де-Костера, "Освобожденный Прометей" Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории". (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата. Эти пережитки наиболее ярко сохранились в первых двух циклах: "Уархаг и его сыновья" и "Шатана и Урызмаг". В сказаниях о Шатане наиболее заметное отражение получили древние формы брачных отношений, свойственных материнско-родовой организации. Шатана жила в своем роде, была замужем за своим братом Урызмагом, в общественной жизни нартов она играла выдающуюся роль.

Все эти черты, несомненно, являясь пережитками матриархата, свидетельствуют о том, что формирование нартского эпоса началось еще в глубокой древности - в эпоху материнско-родовой организации.

Однако, эпос, создававшийся в течение тысячелетий, не мог не отразить черт последующих общественно-экономических формаций. Сказания, не теряя своей жизненности, на протяжении многих веков развивались, обогащались новым содержанием. Поэтому вполне понятно, что ряд сказаний отражает черты зарождавшегося у осетин феодализма, борьбу нартов с алдарами, князьями.

В соответствии с этим, если в первых наиболее древних сказаниях речь идет преимущественно об охоте, как основном занятии нартов, то в последующих сказаниях все чаще упоминается о довольно развитом скотоводстве, земледелии, садоводстве, кузнечном ремесле и о появлении водяной мельницы.

В сказаниях о Сослане и Батрадзе нарты выступают не только как охотники, но и как скотоводы и земледельцы.

В сказании "Чем небожители одарили Сослана" рассказывается о том, как нартский народ в лице Сослана получил от покровителя мужчин Уастырджи булатный меч; от покровителя зверей Афсати - обещание удачи в охоте; от покровителя домашнего скота Фалвара - обещание оберегать стада нартов от хищных зверей; от небесного кузнеца Курдалагона - железную соху; от покровителя урожаев Уацилла нарты получили хлебные зерна и обещание богатых урожаев; от повелителя ветров Галагона - обещание ветра в осеннюю пору, когда нарты веют хлеб, и от повелителя вод Донбеттыра - разрешение строить мельницы на быстротекущих реках. Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, домашнее хозяйство - рукоделие, приготовление пива и других напитков, изготовление металлического оружия и его закалка, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.

Читайте также: