Уровни политического сознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Политическое сознание системно по своему характеру, оно имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания – определенная ступень, которая достигнута индивидом, общностью в процессе познания явлений в политической сфере.

В политологии различают три уровня политического сознания:

· обыденный – совокупность политических идей и взглядов общества, социальной группы, отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной особенностью этого уровня политического сознания является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Обыденное сознание имеет поверхностное представление о политических процессах, не проникает в их сущность;

· эмпирический уровень общественного сознания – осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах общественной жизни. Формируется на почве практического повседневного опыта людей. Данный уровень сознания характеризуется большой степенью определенности;

· теоретический уровень политического сознания – наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Это есть система идей и представлений, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности фактов и явлений, относящихся к социально-политической сфере общества.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру.

Уровни политического сознания

Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни.[1]

1. Государственный уровень, на котором осуществляются вы работка и обоснование официальной политики. «Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действитель­ность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но и то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпири­ческий уровень характеризует практический опыт субъекта. Обы­денный же уровень характеризует совокупность возникающих не­посредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню при­сущи ярко выраженные социально-психологические черты: настро­ения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, спо­собность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные по­литические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающего воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.




Такого рода модели политического сознания, которые можно отнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Политическое сознание: его уровни, функции и типы

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру.

Уровни политического сознания

Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни.[1]

1. Государственный уровень, на котором осуществляются вы работка и обоснование официальной политики. «Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.

2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

б) определять средства и методы их достижения;

в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;

г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действитель­ность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но и то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпири­ческий уровень характеризует практический опыт субъекта. Обы­денный же уровень характеризует совокупность возникающих не­посредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню при­сущи ярко выраженные социально-психологические черты: настро­ения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, спо­собность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные по­литические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающего воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.

Такого рода модели политического сознания, которые можно отнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 1917г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.

Политическое сознание как общественное явление появилось в далёкой Античности. Его возникновение стало ответом на настоящую социальную проблему, которая заключалась в понимании и осмыслении государства и государственной власти.

Политическая форма сознания

Политический настрой определяется множеством факторов, он зависит от удовлетворённости гражданами экономическим и государственным строем.

Политическое сознание – это совокупность идей, выражающая интересы классов, наций и государств.

Политическая идеология созревает, формируется и осуществляется посредством деятельности политических партий и государств. Тем временем политика и политические прения полностью пронизывают бытие и все формы сознания. Её нельзя считать закрытой зоной для профессиональных политиков. Суть заключается в том, что жизнь любого общества, не беря в расчёт первобытное, пронизана насквозь политическими интересами и политической борьбой.

Политика – это такая сфера общественной жизни, в которой в максимальной концентрации находятся все социальные противоречия. Именно политика является ядром для объединения и разрозненной борьбы, для создания дружественных отношений и баталий. В политическом сознании общества воссоздается разумение им того соотношения, которое воцаряется между естественной утилитарной деятельностью людей, с одной стороны, и социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность вынужденно происходит, — с другой.

Политическое сознание, являясь проявлением прямых интересов метафизической деятельности людей, в наиболее чёткой форме является отражением социально-экономической основы общественной жизни, которая в иных форма отражается не так явно. Специфическая особенность политического сознания заключается как раз в этой самой заинтересованности в экономике.

Логично предположить, что политическое сознание общества не однородное и таковым быть не может, поскольку оно сосредотачивает в себе зону отношений всех классов, социальных групп к государству и правительственным органам, а также взаимоотношения между социальными силами. Реальная политическая оценка мира зависит от положения, с которого носитель мнения совершает оценочные действия в данном общественном устройстве.

Уровни политического сознания

Общество характеризуется непрерывной борьбой за политическую власть. Устройство государственной власти – это ключевая проблема современного политического мышления. Политическая борьба, в результате которой определялось политическое устройство, на протяжении всей истории мира, приобретала различные формы. Здесь имеется в виду и общественное обсуждение социальных проблем, и дискуссии и споры в парламенте, выдвижение экономических требований, следствием которых становились реформы, а также не самые гуманные методы, где насильственные государственные перевороты и социальные революции.

Политика - это не беспорядочная путаница действий. Внешне может показаться, что она носит достаточно субъективный характер, однако исследование изнутри показывает, что она вполне имеет объективное содержание. Эволюция политических законов в итоге является отражением передового развития социально-экономической истории.

Политические интересы играют объективную роль, а значит, касаются каждого человека. При этом могут открыто и сознательно выражать интересы человека, либо скрыто и завуалировано. Призывать к благородной аполитичности могут только благополучные слоя населения, ввиду этого носят консервативный характер.

По своему содержанию общественная жизнь пронизана политическими интересами, которые концентрируют в себе самые острые социальные разногласия. Исключение составляет лишь первобытное общество. Политические интересы преобладают во всех общественно активных организациях. Кроме того, являются источником причин для социальных столкновений. Участвуют в этой борьбе все без исключения: наука, религия, культура, философия. Вместе с тем любая из них может стать объектом политического сознания, все без исключения задействованы в сфере идеологической дискуссии.

Стоит отметить, что духовная жизнь в равном отношении, как и социально-экономическая, находятся в зависимости от интересов политики.

Уход от политики – это тоже политика.

Однако должно быть уразумение того, что не каждое культурное явление – это отражение политических интересов его создателей: истинные художники бескорыстны. Такое отношение и к культуре, и к политике историей отмечено непоправимым ущербом общественной жизни. В своё время непонимание и непринятие самостоятельности культуры и духовного развития от политики, поспособствовало заторможенному развитию некоторых областей культуры, например, искусства, при этом способствовало отторжению от общества уже существующих духовных богатств.

Некоторые великие писатели русской литературы были признаны обществом не сразу, в их числе Ф. М. Достоевский, М. Л. Булгаков и др.

Могучая пробирающаяся сила политического сознания заключается не в том, что только она двигала всеми духовными влечениями человека. Человек в этой ситуации оборачивается в себялюбивую машину. А в том, что всякое Культурное явление, поместившись в общественную жизнь, не только может быть, но обязательно будет применено иными лицами в политических целях.

История развития и становления философской мысли кишит примерами борьбы между различными видами воззрений. Иногда такая борьба приобретала настолько серьёзный характер, что люди могли быть сожжены заживо на костре, посажены в тюрьму или сосланы на каторгу. Поэтому говорить о том, что философы всегда находились в отдалении от политических интересов в корне неправильно. Философская деятельность – это не только защита знания ради знания, но и работа с политическими интересами людей, классов и партий.

Наука, искусство, философия, религия – все эти сферы вовлечены в политическую борьбу. Кроме того, даже технические изобретения точно также относятся к политике, как и всё остальное. Произведения искусства могут вдохновлять людей на разные чувства и их проявления. Всё это также относится к политической сфере. Кроме того, стоит отметить, что философия создаёт мировоззрения народа, может давать ориентир на что-то хорошее и разумное, а может и наоборот.

Философская наука политична уже с той позиции, что всякому философу не безразлично, какие интересы он защищает, например, идеи гуманизма или наоборот межнациональную борьбу. Философия политична ещё и с исторической точки зрения в выполнении своей социально-политической функции. Прежде всего, в том, что философия становится источником социально-должного, при этом активно и объективно отражает и анализирует общественно-политическую реальность. Обращаясь к истории, можно увидеть множество примеров, когда именно философы были в эпицентре реальных событий социального значения. История знает многих мыслителей, которые трудились над политическими учениями, а также тех, кто за основу своих философских систем взял политическую философию.

Политическая философия и политическое учение

Политическое учение в корне отличается от политической философии. Последняя обосновывает политические учения, тем самым выражая связь философии и политики. Кроме того, нельзя недооценивать политического воздействия на философскую науку.

Основателем политической философии принято считать Платона. Политическая философия настолько гармонично вписана в платоновскую философию, что её практически невозможно отделить от общего учения о политике, государстве и праве. Идея, выступающая в концепции Платона как миросозидающий и упорядочивающий принцип, становится организующим принципом и образцом функционирования политико-правовых общественных отношений.


Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание — это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политические установки и выводы

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

  • регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:


Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное. В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.


Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.


Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение. Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.


Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.


Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.

Структура политического сознания

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.

Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.

Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.

Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

Читайте также: