Ури бронфенбреннер биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ури Бронфенбреннер ( 29 апреля 1917 ( 19170429 ) , Москва — 25 сентября 2005, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования.

Научная деятельность

Публикации

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 апреля
  • Родившиеся в 1917 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 25 сентября
  • Умершие в 2005 году
  • Умершие в Нью-Йорке
  • Психологи США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бронфенбреннер, Ури" в других словарях:

Бронфенбреннер — (англ. Bronfenbrenner) английская фамилия. Бронфенбреннер, Ури (1917 2005) специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования. Бронфенбреннер, Мартин (англ. Martin Bronfenbrenner; 1914… … Википедия

Ури Бронфенбреннер (1917-2005) был российско-американским психологом, который внес большой вклад в теории развития ребенка. Он поддерживал целостную перспективу, с которой он предложил Экологическую Теорию Систем, один из самых важных вкладов в эволюционную психологию.

то мы рассмотрим жизнь Ури Бронфенбреннера в краткой биографии, Видение того, из чего состоит его самая важная работа, и профессиональный опыт, который имел решающее значение для его развития в качестве психолога и исследователя..

Ури Бронфенбреннер: биография пионера в психологии развития

Ури Бронфенбреннер родился в Москве, Россия, 29 апреля 1917 года. В возрасте 6 лет Бронфенбреннер вместе со своей семьей переехал в Соединенные Штаты, где его отец работал директором по исследованиям Института умственных недостатков в Нью-Йорке..

В 1938 году Бронфенбреннер получил степень по психологии и музыке в Корнельском университете, а затем аспирантуру по психологии развития в Гарвардском университете, и, наконец, он получил докторскую степень в той же области в Мичиганском университете. в 1942 году.

Через несколько лет после окончания учебы и в ходе второй мировой войны, Бронфенбреннер работал психологом в вооруженных силах армии США. Многие из этих опытов были важной основой для теории, которая впоследствии разовьется.

Проработав в армии, он преподавал в разных университетах, среди прочих тем: психологию, развитие человека, изучение семьи. Часть его целей во время его профессионального развития была сосредоточена на что теории о человеческом развитии оказали прямое влияние как в области психологии студентов, так и в политике и общественном мнении в целом.

Именно из-за этого Бронфенбреннер принимал важное участие в разработке программ, где ему удалось перевести на рабочий язык теории о психологическом развитии, особенно в области развития детей, и социально-экономические сектора с более низкими доходами в Соединенных Штатах..

Что такое система по Бронфенбреннеру?

Экологическая теория систем - основная работа Бронфенбреннера. В этом он планирует перспективу психологического развития, которая объединяет различные теоретические предложения не только эволюционной психологии, но и социальной психологии..

Вообще говоря, это говорит о том, как человек развивается не только от его генетической нагрузки или образования, которое он получает от своей ядерной семьи, но и в этом развитии есть элементы в различных средах, которые также являются определяющими. Например, школа, рабочая среда, район, культура.

Это потому, что люди не только биологические существа, но и реляционные, то есть, наша личность и наше психологическое развитие определяются в основном характеристиками систем, в которых мы живем и это заставляет нас иметь что-то общее или отличное от других.

Каждая система сосуществует, нет никого над другим, но они взаимосвязаны. По этой причине, если система изменяется в значительной степени, это может повлиять на необходимость изучения и обеспечение обучения детей в других системах..

также, каждый содержит роли, правила и правила что в целом является определяющим фактором для развития человека.

5 систем экологической теории

Для Бронфенбреннера существует пять фундаментальных систем индивидуального психологического развития, начиная от семьи до политических и экономических структур: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема. Очень кратко, мы рассмотрим их ниже.

1. Микросистема

Это непосредственное и ближайшее окружение. Это принципиально наша группа принадлежности: семья, воспитатели, школа, район, сверстники.

2. Мезосистема

Он состоит из связи между различными микросистемными средами, например, между домом и школой.

3. Экосистема

Экосистема состоит из сред, которые считаются вторичными, поскольку они косвенно влияют на развитие. Например, место, где работают родители.

4. Макросистема

Эта последняя система состоит из культурной среды. Иногда это остается незамеченным, однако из этого генерируются определенные правила поведения, которые влияют на другие системы. Примером являются культурные различия между западными и незападными культурами., или различия между политикой и экономическими системами.

5. Хроносистема

Некоторое время спустя Бронфенбреннер добавил к своей теории пятую систему. Хроносистема состоит из паттернов, посредством которых наше развитие происходит на протяжении всей жизни и в различных средах, упомянутых выше..

Избранные работы

Среди наиболее представительных работ мысли Ури Бронфенбреннера являются Два мира детства (1972), Влияние на человеческое развитие (1963) и Экология развития человека: эксперименты по природе и дизайну (1979).

Ури бронфенбреннер(29 апреля 1917 г. - 25 сентября 2005 г.) был американским психологом русского происхождения, основным вкладом которого была теория экологии человека. В нем люди описываются как существа с характеристиками, которые развиваются в соответствии с их контекстом и отношениями, а не как изолированные сущности.

Хотя она родилась в Москве, родители Бронфенбреннер переехали в США, когда ей было шесть лет. Там он изучал музыку и психологию в Корнельском университете, получил степень магистра в Гарварде и докторскую степень по психологии развития в Мичиганском университете.

Оказавшись в профессиональном мире, Бронфенбреннер проводил межкультурные исследования в таких местах, как Израиль, Европа, Китай и СССР. Его исследования привели его к определению человеческого развития как устойчивого изменения того, как человек воспринимает окружающую среду и обращается с ней.

Изначально Ури Бронфенбреннер определил пять социальных подсистем, влияющих на развитие человека: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема. Позже вместе с психологом Стивеном Сеси он также смог посвятить себя исследованиям в области поведенческой генетики.

биография

Ранние года

Урие Бронфенбреннер родился 29 апреля 1917 года в Москве, Россия. Он был сыном доктора Александра Бронфенбреннера и его жены Евгении Каменецкой. Когда Ури был ребенком, его родителям пришлось переехать в США. Сначала они поехали в Питтсбург, но позже переехали в Летчворт-Виллидж, где его отец работал в Нью-Йоркском институте психически больных.

Бронфенбреннер, во многом находившийся под влиянием своего отца, начал учиться в Корнельском университете и получил двойную степень по музыке и психологии в 1938 году, когда ему был 21 год. Позже он специализировался на психологии развития, предмете, по которому он получил степень магистра в Гарварде; и, наконец, в 1942 году он получил докторскую степень в Мичиганском университете.

Однако исследовательская карьера Ури Бронфенбреннера была прервана, как только он начал, поскольку в течение 24 часов после получения докторской степени он был завербован в армию США, где ему пришлось практиковать в качестве клинического психолога в различных организациях.

Жизнь после войны

Вскоре после окончания Второй мировой войны Бронфенбреннер некоторое время работал помощником клинического психолога в правительстве США. Однако вскоре он получил должность доцента психологии в Мичиганском университете, где получил степень доктора философии.

Немного позже, в 1948 году, он принял должность преподавателя в Корнельском университете, где вел классы по развитию человека, семейным исследованиям и общей психологии. Находясь на этой должности, его исследования были сосредоточены на развитии человека и его взаимоотношениях со средой, в которой человек растет, и на этом он сосредоточил всю остальную карьеру.

Взносы и признания

С другой стороны, работая с исследователем Стивеном Дж. Сеси, Бронфенбреннер расширил свою теорию, включив в нее поведенческую генетику. Оба психолога указали на необходимость включения явных мер для улучшения развития детей, поскольку поведение систем, наиболее близких к их жизни, играет в этом чрезвычайно важную роль.

Ури Бронфенбреннер получил множество наград на протяжении всей своей жизни за свою работу, в том числе премию Джеймса МакКина Кателла от Американского психологического общества (APA). Лично у него было шестеро детей от его жены Лизы Бронфенбреннер.

Этот исследователь скончался в возрасте 88 лет в Итаке, штат Нью-Йорк, из-за осложнений, вызванных его диабетом.

Экологическая модель

Самым известным вкладом Бронфенбреннера была теория экологических систем, которая пыталась объяснить взаимодействие между внутренними особенностями детей и средой, в которой они развиваются. Согласно этой теории, дети являются частью разных экосистем, от самых интимных и близких до самых обширных.

Каждая из пяти описанных автором систем взаимодействует между собой, оказывая фундаментальное влияние на взрослую жизнь ребенка. Системами, описанными им от ближайшего к самому дальнему, были микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема и хроносистема.

Микросистема

Это самое непосредственное и ближайшее окружение, в котором живут дети. Сюда входят такие предметы, как дом и семья человека, его школа или детский сад, его референтная группа и его ближайшие друзья.

Взаимодействие с микросистемой в основном связано с личными отношениями с семьей, коллегами, друзьями, учителями и опекунами. Это одна из систем, оказывающих наибольшее влияние на будущее развитие ребенка; но в то же время то, как ведет себя малыш, будет определять, как микросистема на него реагирует.

Согласно исследованиям, микросистемы, которые обеспечивают большую поддержку и привязанность, более эффективны в развитии полного потенциала ребенка. Однако врожденные характеристики человека могут определять, как эта система влияет на него, в результате чего, например, два брата и сестры, которые растут в одной и той же среде, в конечном итоге становятся очень разными людьми.

Мезосистема

Мезосистема относится к взаимодействию между различными микросистемами, в которых участвует ребенок. Короче говоря, это система, состоящая из нескольких более мелких и, следовательно, включающая отношения, например, между школой и семьей, учителями и одноклассниками или родственниками и друзьями.

Согласно экологической теории Бронфенбреннера, если родители ребенка активно взаимодействуют со своими друзьями (например, приглашают друзей к себе домой, чтобы поиграть с ними) и хорошо ладят с другими микросистемами, то человек будет развиваться позитивно благодаря гармонии и благополучию, которые это влечет за собой.

Напротив, если родители ребенка не одобряют другие компоненты своей мезосистемы и открыто критикуют их, тогда человек будет испытывать эмоциональные конфликты, дисбаланс и психологические проблемы, что приведет к неэффективному развитию.

Экзосистема

Экзосистема связана с отношениями, существующими между двумя или более средами и ситуациями. На этом уровне некоторые элементы не должны напрямую влиять на развитие ребенка, но могут косвенно влиять на него, изменяя некоторые компоненты его микро- или мезосистемы.

Например, компания, в которой работает мать ребенка, не должна влиять на нее напрямую; но это вызовет изменения в вашей жизни из-за вашего влияния на эту эталонную фигуру. Другими примерами компонентов экзосистемы могут быть члены большой семьи или окрестности, в которых живет человек.

Макросистема

Последним элементом, первоначально описанным Бронфенбреннером, была макросистема. Это ряд элементов и людей, которые очень далеки от жизни ребенка, но все же имеют большое влияние на его развитие.

Таким образом, некоторые из наиболее важных элементов макросистемы - это политическая система страны, в которой вы живете, ваша культура, ваша религия или экономическое благополучие места, где вы родились. Все эти компоненты, несмотря на то, что они не взаимодействуют с ребенком напрямую в повседневной жизни, во многом определяют его развитие.

Хроносистема

Хотя изначально он не включил это в свою теорию, Бронфенбреннер позже включил в свою модель пятую систему: хроносистему. Это связано с изменениями и постоянством, которые другие четыре проявляют в жизни ребенка, и с тем, как они влияют на него.

Например, хроносистема может включать такие элементы, как изменения в структуре семьи или занятости одного из родителей, а также начало войны или появление экономического кризиса.

Взносы на образование

Хотя экологическая модель Бронфенбреннера может показаться чрезвычайно теоретической, она имеет множество практических приложений, особенно в области образования. Это потому, что, понимая влияние различных элементов на развитие ребенка, можно разработать программы для их улучшения или вмешательства.

До появления этой теории большинство экспертов считало, что единственное, что влияет на ребенка, - это либо его ближайшее окружение, либо его гены. Однако благодаря Бронфенбреннеру сегодня мы знаем, что такие разрозненные элементы, как культура или семейная рабочая среда, могут играть очень важную роль в благополучии малышей и их развитии.


В сентябре ушел из жизни Ури Бронфенбреннер, всемирно известный специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования. В нашей традиционной рубрике, посвященной мастерам мировой психологии, о нем до сих пор не был опубликован персональный очерк лишь по одной единственной причине — по заведенной традиции мы не беремся рассказывать о жизненном пути и научных достижениях наших современников при их жизни. Ведь пока человек работает, мыслит и творит, его путь в науке не завершен и неизвестно, какие события, а возможно, даже крутые повороты на этом пути еще произойдут. Путь Ури Бронфенбреннера пройден. Настало время отдать ему дань уважения и рассказать о его жизни, его судьбе, его вкладе в психологическую науку.

ЮРИЙ, СЫН АЛЕКСАНДРА

Американца Бронфенбреннера в русскоязычных публикациях иногда называют Юрием. И это не ошибка несведущих переводчиков, а один из допустимых вариантов произношения его имени (подобно тому, как Маслоу в принципе допустимо именовать Масловым). Так Бронфенбреннера нередко и называли его советские коллеги, с которыми он много и плодотворно общался и сотрудничал. Ведь в иных обстоятельствах урожденный москвич Бронфенбреннер вполне мог бы быть нашим соотечественником! Но судьба распорядилась иначе.

Ури Бронфенбреннер родился в Москве на рубеже исторических эпох — 29 апреля 1917 года. Его семья принадлежала, как сказали бы сегодня, к среднему классу — отец Ури, Александр Бронфенбреннер, был известным врачом-невропатологом. А среднему классу, в отличие от пролетариата, на революционном изломе было что терять. Нет, родители будущего психолога не были контрреволюционерами! Но после 1917 года их жизнь изменилась далеко не к лучшему. Не видя для себя обнадеживающих перспектив в Советской России, семья устремилась за океан в поисках лучшей доли. Так в шестилетнем возрасте Ури Бронфенбреннер стал американцем.

УЧЕБА, ВОЙНА, РАБОТА.

Психологию он избрал своей профессией и после окончания средней школы поступил на психологическое отделение Корнельского университета. Получив степень бакалавра в 1938 г., он продолжил образование в Гарвардском университете, где был удостоен степени магистра, и в Университете штата Мичиган, где ему в 1942 г. была присвоена докторская ученая степень. Буквально на следующий день новоиспеченный доктор наук был призван в ряды вооруженных сил — шла Вторая мировая война. Как и большинство его коллег, доктор Бронфенбреннер не был отправлен в действующую армию, он был откомандирован в командные структуры, где консультации профессиональных психологов высоко ценились.

После демобилизации в 1946 г. он пару лет работал в скромной должности доцента в Мичиганском университете, пока наконец в 1948 г. не перебрался в свою Alma Mater — Корнельский университет, где и проработал до конца своих дней (официально уйдя в отставку в 1987 г., Бронфенбреннер в статусе почетного профессора продолжал активную научную деятельность).

КОМПЕНСАТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Курс развивающего обучения, разработанный Бронфенбреннером с коллегами, длился 8 недель. Занятия были направлены на устранение пробелов в знаниях детей и формирование у них интеллектуальных навыков. Кроме того, круглый год действовали другие широкомасштабные программы, предполагавшие, что дети из малообеспеченных семей нуждаются в дополнительном обучении, чтобы подготовиться к регулярным занятиям в школе. Уже в 1965 г. по окончании курса занятий были достигнуты положительные сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта.

ДВА МИРА — ДВА ДЕТСТВА

А разобраться действительно было непросто — книга получилась на редкость объективная, не антисоветская и не антиамериканская, без явных и очевидных предпочтений. В итоге книгу решено было у нас издать. И не напрасно — цитируют ее по сей день. Жаль только, что никому не придет в голову осуществить подобное исследование в наши дни. Его результаты наверняка были бы уже другими. Какими? Увы, об этом пока можно лишь строить догадки.

НА ЧЕТЫРЕХ УРОВНЯХ

Согласно этой экологической модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду. По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец. Уровни этой среды Бронфенбреннер называет микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. Характерной особенностью его модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.

Микросистему, или первый уровень модели, в любой период жизни составляют люди и объекты в непосредственном окружении ребенка. Именно этот уровень традиционно привлекает внимание психологов. Но Бронфенбреннер им не ограничивается. Он указывает, что взаимосвязями двух или более микросистем (например, семьи и детского сада) образуется второй уровень — мезосистема. Экзосистема имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта человека, тем не менее влияют на него. Например, предприятие, где работает мать ребенка, может разрешить ей гибкий производственный график, что позволит ей больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность свободнее распоряжаться своим временем и большую его часть уделять воспитанию будет способствовать душевному равновесию матери и косвенно скажется на повышении производительности ее труда.

Читайте также: