Упование это в православии кратко
Обновлено: 06.07.2024
Не является ли для христианина упование на посмертное воздаяние позицией раба или наёмника, но не сына?
На сегодняшний день на вооружении критиков христианской догматики и этики состоит и такой аргумент: все христиане — чрезвычайно корыстные люди.
Причём, (будто бы) их корысть проявляется даже тогда, когда они действуют во имя Добра на даже, казалось бы, совершенно бескорыстной основе (например, жертвуют скудные накопления на содержание лечебниц, монастырей, трудятся во Славу Божью без заработной платы, помогают бездомным и пр.), ведь в действительности даже формально бескорыстное христианское делание мотивировано сугубо корыстными интересами: стяжать блага в будущей жизни, унаследовать Царство Небесное, избежать адовых мук.
Так ли это? — Не так. Те вечные нетленные блага, к которым стремится христианин, составляют не предмет его корысти, а условия его будущего счастья. Между же греховной корыстью и стремлением к подлинному счастью лежит огромная, принципиальная разница.
Греховная корысть, как и любой грех вообще, противоречит естественным человеческим потребностям, естественным стремлениям человеческого сердца, тогда как стремление к счастью — напротив, естественно для всех без исключения людей. Ведь Бог создал человека не для вечной скорби, а для вечного блаженства. Христианское сознание соединяет понятие о высшем счастье с желанием радости богообщения и общения с ближним.
Христианин стремится к Богу как к Источнику жизни и радости, благ и блаженства. Корыстный же человек стремится не к Богу и не к Небесному счастью, но к земной выгоде.
Христианское доброделание обусловлено любовью к ближнему и связано с чувством отзывчивости. Греховная же корысть нередко зиждется на противоположной основе: на обожании земной выгоды, эгоизме, желании благ для себя в ущерб прочим людям (конкурентам, соперникам, просто нуждающимся).
Будучи сопряжено со скупостью и стяжательством, корыстолюбие способно втянуть человека в идолопоклонство — почитание маммоны, что оттолкнет его от Бога ( Мф.6:24 ). Стремление же к Царству Небесному не только не отталкивает человека от Господа, но и способствует укреплению союза.
Конечно, на первом этапе приобщения человека к церковной жизни может случаться, что его рассуждения о стяжании Царства будут иметь аналогию с доводами корыстолюбца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бесспорную выгоду.
Иногда эта стадия духовного взросления христианина условно и аллегорично именуется наёмничеством. Однако по мере духовного восхождения к Богу человек, как сын Божий по благодати, совершает добро, будучи движим самой любовью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.
Может ли быть ложное упование на Бога (связанное с надеждой, что Бог спасает независимо от нашей жизни)?
Примеры надлежащего упования на Бога известны со времен Ветхого Завета ( Пс.61:8 ). Такое упование испытывали, например, Божьи пророки. Со времён создания Церкви Христовой упование на Бога является одним из проявлений христианской веры.
Чем более твёрдой является вера христианина, тем более сильным бывает и его упование. Однако, следует помнить, что упование упованию — рознь. Наряду с богоугодным упованием нередко встречается ложное. Правильное бывает обусловлено верным пониманием церковного учения о Боге и Его Промысле, тогда как ложное — ложно интерпретированным учением Церкви или незнанием этого учения, ложными, субъективными представлениями и надеждами).
Одна из наиболее распространенных на сегодняшний день форм ложного упования на Бога связана с уверенностью, что в конечном итоге все без исключения люди станут причастниками Царства Славы, вне зависимости от образа их земной жизни. Такая уверенность зиждется на воззрении, что поскольку Господь человеколюбив, благ, добр, милосерден, постольку Он не предаст на вечные, бесконечные муки ни одного человека, пусть даже этот человек, живя на земле, вёл отвратительную, богопротивную земную жизнь.
В своё время подобного рода учение отстаивал Ориген, но впоследствии оригенизм был осужден на V Вселенском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спасении всех людей вообще высказывал Григорий Нисский. Согласно этой мысли, осужденные на адовы муки грешники под действием неугасимого адского пламени, которое, будет оказывать них врачующее действие, нравственно преобразятся и рано или поздно соединятся со святыми. Длительность пребывания грешников адском огне будет зависеть от степени их греховности.
Однако, несмотря на то, что святитель Григорий Нисский почитается Церковью как один из великих отцов, эта, высказанная им мысль не имеет общецерковного признания. Боле того, против подобных идей высказывался даже родной брат Григория Нисского, святитель Василий Великий, высказывался резко, подчеркивая, что они не соответствуют духу вероучения Церкви и способствуют грешникам успешнее отваживаться на грех.
Многие, страха ради или стыда человеческого, или ради того, чтоб угодить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наоборот, которые делают добро по таким же побуждениям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целию угождение Богу и славу Его, как учит святой Апостол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ).
преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 30
Уповать! Простое слово, но оно имеет больше значений, чем любое другое слово в языке, оно применимо для всех веков и обстоятельств. На первый поверхностный взгляд, “упование” кажется таким простым, что едва ли его можно назвать особой милостью.
Однако, благодать “упования” - одно из самых ярких проявлений благодати веры, форма веры, ее результат, ее наиболее плодоносная ветвь.
Велика и исключительна честь, которой Бог удостоил терпеливым и надеющимся на Него.
Люди видят не так, как видит Бог, и придают большее значение ярким, но преходящим делам рук человеческих. Бог тоже ценит их, подобно человеку, но не настолько высоко.
Для Бога они значат меньше, чем непрекращающаяся упорная борьба с бунтующим плотским разумом, которая, вопреки всем препятствиям, переплавляется в длительное и непоколебимое упование на Него, в твердую уверенность в том, что в конце концов Он придет для освобождения и защиты, пусть даже колесница Его и медлит с прибытием.
Ничего подобного нет в смиренном уповании день за днем, возможно, долгие годы, в прахе и пепле - пока Господь не явит Свою любовь, Свою заботу, Свою благосклонность.
Твердое убеждение в том, что Он сделает это - жертва, воздаваемая верою в Его честь, дань, которую Он больше всего ценит и за которую наибольшим образом воздает.
Такая вера нуждается в вознаграждении, поскольку лишь это качество христианского характера черпает ободрение только в Самом Боге. Упорное упование меньше всего пользуется внешней поддержкой человеческого одобрения и восхищения. Тот, кто верит, не будет спешить.
Это трудный урок для меня и для вас, но я думаю, что, если мы за десять лет выучим его хорошо, то эти годы не пройдут даром, мы проживем их полноценно. Моисей был отстранен от дел на 40 лет, чтобы научиться этому. А пока опасайтесь спешки и нетерпеливой разгоряченной плоти, ее разочарований и усталости. Хадсон Тэйлор.
И хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. /Авв 2:3/
1) У. тесно связано с верой (см. Вера) и верностью (см. Верность, верный). Уповать можно лишь на того, кто верен, кто в помыслах и делах идет прямыми путями и отвечает за свои слова. В полной мере этим требованиям соответствует только Бог (Втор 7:9; 32:4) , в Котором нет изменения и ни тени перемены (Иак 1:17) , Который никогда не нарушает Своего слова (Пс 32:4) . Поэтому человек, уповающий на Бога, поистине блажен (Пс 83:13; Ис 26:4; Иер 17:7) . Тому, кто уповает на Него, Бог всегда готов прийти на помощь (1Пар 5:20; Иер 39:18; Дан 3:28) . Бедные и нищие прибегают к Нему (Пс 13:6; Ис 14:32) , преследуемые и гонимые находят в Нем убежище (2Цар 22:18 и след.; Пс 90:2; 93:22) , к-рое не могут дать им люди (Ис 20:6) . У. на Бога - это полное доверие, которое человек должен питать к Богу, помогающему в любой нужде (Руфь 2:12; ср. Пс 61:8; 72:28) . Оно возрастает через осознание того факта, что Бог доводит до завершения всякое начатое Им дело (Флп 1:6) . Такая уверенность в Боге есть признак веры (Евр 11:1) . Она приносит верующему благословение (Иер 17:7 и след.) . Однако обманчиво У. безбожников на земное благополучие и богатство (Иов 8:13-15; 31:24) ;
2) Сын Божий также верен, как и Отец (Евр 2:17; Откр 19:11) , так же неизменен (Евр 13:8) , и слово Его пребудет твердым до своего исполнения (Мф 24:35) . Поэтому уповающий на Него и послушный Его не будет посрамлен (Лк 5:5,6) . Сам же Иисус показывал пример У. на Бога. Живя на земле, Он безгранично уповал на Отца, что признавали даже Его враги (Мф 27:43) ;
3) Господь уповает на человека в надежде, что сможет Своей любовью и милосердием подвигнуть его на то, чтобы он даровал Ему свое сердце и послушно исполнял Его волю (1Пет 3:20) . В притче о блудном сыне Иисус отобразил Божье У., основанное на любви и прощении (Лк 15:11 и след.) . см. Терпение, терпеливый.
Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .
Полезное
Смотреть что такое "Упование, уповать" в других словарях:
Надежда, надеяться, упование, уповать — 1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, ибо если кто видит, то… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Уповать — см. Упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Упование — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
УПОВАТЬ — на кого, твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь. Уповайте на Господа, Псалтирь. На Бога уповай, а без дела не бывай. На Бога уповай, да сам не плошай. На Бога уповай, а от добрых людей не отставай. Упоанье, надея,… … Толковый словарь Даля
УПОВАТЬ — УПОВАТЬ, аю, аешь; несовер., на кого (что) (книжн., часто ирон.). Иметь упование, надеяться. У. на счастливый случай. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
упование — я; ср.; высок. 1) к уповать Упова/ние на встречу. Упова/ние на милосердие. 2) Надежда, вера в исполнение, осуществление чего л. Кого л. не покидало упова/ние на изменение судьбы. Жизнь, полная упований на лучшее будущее … Словарь многих выражений
Надеяться — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
УПОВА́НИЕ, -я, ср. Устар. и высок. Твердая надежда. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой. Пушкин, К Чаадаеву. Деятельность [Толстого] служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются. Чехов, Письмо М. О. Меньшикову, 28 янв. 1900.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УПОВА'НИЕ, я, ср. (книжн., поэт.). Твердая, стойкая надежда на кого-что-н. Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем. Огарев. Возлагать все упования на кого-что-н. Мои светлеют упования, печаль от сердца отошла. Языков.
упова́ние
1. высок. твёрдая, стойкая надежда на кого-либо или на что-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: искажение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «упование»
Синонимы к слову «упование»
Предложения со словом «упование»
- Если же вы возложите упование на молитвы, то быстро излечитесь.
- В согласность с ним настраивается и подначальный люд. Несутся сердца, задаются пиры и банкеты в честь виновника торжества; языки без всякого опасения предаются благодетельной гласности; произносятся спичи и тосты; указываются новые невредные источники народного благосостояния, процветания и развития; выражаются ожидания, упования и надежды, которые, при помощи шампанского, из области упований crescendo [Разрастаясь (ит.).] переходят в твердую и непоколебимую уверенность.
Сочетаемость слова «упование»
При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки.
Попуще́ние Бо́жие — в монотеистических религиях (прежде всего в христианстве и мусульманстве) позволение Бога совершать своим творениям (живым существам или даже неживым стихиям) дела, безразличные Богу, неугодные ему и даже богопротивные. Примеры попущения Божьего: стихийные бедствия, злодеяния, грешная жизнь.
Смире́ние — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.
Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) — хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.
Читайте также: