Употребление причастных и деепричастных оборотов кратко

Обновлено: 17.05.2024

Анализ контрольных работ, полугодовых диктантов, проводимых в 7-9 классах, нередко свидетельствует, что не все школьники усваивают тему: не опознают названные обороты в тексте, а следовательно, не обособляют их запятыми; не связывают зависимость позиции причастного оборота в предложении по отношению к определяемому слову со спецификой его обособления.

Теоретические основы изучения причастного оборота

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

15.10 - prichastnii oborot1.jpg

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

15.10 - prichastnii oborot2.jpg

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

15.10 - prichastnii oborot3.jpg

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

15.10 - prichastnii oborot4.jpg

15.10 - prichastnii oborot5.jpg

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

15.10 - prichastnii oborot6.jpg

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Русский язык. 7 класс. Учебник

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

15.10 - prichastnii oborot7.jpg

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

15.10 - prichastnii oborot8.jpg

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

15.10 - prichastnii oborot9.jpg

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

15.10 - prichastnii oborot10.jpg

15.10 - prichastnii oborot11.jpg

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

15.10 - prichastnii oborot12.jpg

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

15.10 - prichastnii oborot13.jpg

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Русский язык. Углубленное изучение. 7 класс. Рабочая тетрадь

Пособие к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой (углублённоеизучение) предназначено для проверки усвоения изученного семиклассниками материала и формирования (совершенствования) их предметных и общепредмет-ных (метапредметных) умений. Кроме того, пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформиро-ванных ранее навыков учащихся, а также для подготовки к государственной ито-говой аттестации по русскому языку.

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

15.10 - prichastnii oborot14.jpg

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

15.10 - prichastnii oborot15.jpg

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

15.10 - prichastnii oborot16.jpg

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

15.10 - prichastnii oborot17.jpg

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

15.10 - prichastnii oborot18.jpg

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

15.10 - prichastnii oborot19.jpg

Русский язык. 7 класс. Тесты

Авторы отмечают, что пособие предназначено для организации систематического контроля ученика. В частности, и для самоконтроля. В сборнике представлена система тренировочных тестовых заданий по всем разделам программы 7 класса. Доступный формат издания позволяет осуществлять тестовый контроль в школе и дома. Сборник тестовых заданий по русскому языку линии УМК М.М. Разумовской состоит из двух частей - языковой и речевой.

Методический комментарий

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.


В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.


Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

    Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.

Примеры предложений с причастным оборотом: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

Что сделав? Как? и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.

Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение, ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин, Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).

Обратите внимание! При образовании причастного оборота главным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

    Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.

Примеры: Дворник, сметавший листья все утро, ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн, висела над диваном.

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Примеры: Перешедшие в другую группу, они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга, мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой






Примеры: Испугавшись грохота, котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся.

Причастный и дее­при­част­ный обо­рот обра­зу­ют при­ча­стие и дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Рассмотрим, что такое при­част­ный и дее­при­част­ный обо­рот в рус­ской грам­ма­ти­ке, осо­бен­но­сти поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния и при­ве­дем примеры.

Что такое причастный оборот?

Чтобы понять, что такое при­част­ный обо­рот, вспом­ним, какое сло­во назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем в рус­ском языке.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое он сам про­из­во­дит или испы­ты­ва­ет со стороны.

  • ехать — еду­щий на поезде;
  • лежать — лежа­щий на столе;
  • напи­сать — напи­сав­ший письмо;
  • смы­вать — смы­ва­е­мый дождем;
  • опу­стить — опу­щен­ные шторы.

В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся как определение.

На фут­боль­ном поле игра­ю­щие дети бега­ли за мячом.

У при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые вме­сте с ним обра­зу­ют син­так­си­че­скую кон­струк­цию — при­част­ный оборот.

На вок­за­ле мы встре­ча­ем род­ствен­ни­ков , (каких?) при­е­хав­ших к нам .

Причастный оборот

В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? что дела­ю­щий? что сделавший?

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция чаще все­го явля­ет­ся обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях при­част­ный обо­рот выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Причастный оборот и знаки препинания

1. Причастный обо­рот выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым словом:

Солнце, спус­кав­ше­е­ся за лес , бро­са­ло послед­ние лучи на дерев­ню, поле и дорогу.

2. Знаками пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обо­рот с при­ча­сти­ем, если он отде­лён от опре­де­ля­е­мо­го суще­стви­тель­но­го дру­ги­ми чле­на­ми предложения:

Ветер нале­тел на дере­вья и, з апу­тав­ший­ся в их густой кроне , покор­но затих.

3. Причастный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния, если пояс­ня­ет лич­ное место­име­ние:

Мы, раду­ю­щи­е­ся неожи­дан­ной пере­дыш­ке, побе­жа­ли к реч­ке, что­бы искупаться.

Надвигалась гро­за. Быстро затя­нув­шая небо серы­ми туча­ми, она гро­зи­ла ярки­ми вспо­ло­ха­ми мол­ний и гром­ким вор­ча­ни­ем грома.

4. Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, выде­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда име­ет доба­воч­ный отте­нок обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны, усло­вия и пр.

Уставшие к кон­цу дня, вече­ром они не ста­ли ниче­го обсуждать.

Рассерженная на Алексея, мать мол­ча­ла весь вечер.

В осталь­ных слу­ча­ях этот обо­рот, рас­по­ло­жен­ный перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, не выде­ля­ет­ся запятыми.

Нарастающее с каж­дой мину­той гро­хо­та­ние гро­ма стре­ми­тель­но приближается.

Причастный оборот запятые

Предложения ослож­ня­ет не толь­ко обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том, но и обсто­я­тель­ство, обо­зна­чен­ное дее­при­част­ным оборотом.

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

Деепричастие — это осо­бая неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав?

Деепричастие

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пчелами.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное действие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые слова:

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в деревню.

Дети улег­лись на печи, быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрослых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рукава.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вернуться.

Лектор гово­рил чет­ко и осо­бо выде­ляя тоном голо­са важ­ные поня­тия .

Одним из проблемных аспектов пунктуации является выделение запятыми причастных и деепричастных оборотов.

Нестерова И.А. Причастный и деепричастный оборот // Энциклопедия Нестеровых

Понятие причастия и деепричастия

Причастный и деепричастный оборот

Прежде чем говорить о причастных и деепричастных оборотах, следует определиться с пониманием деепричастия и причастия.

В настоящий момент нет единства в понимание причастия лингвистами. Так, одни воспринимают причастие как форму глагола., другие считают его самостоятельной частью речи. Особенностью причастия является то, что оно согласуется с именем существительным. Причастие всегда образуется от глагола, но имеет признаки прилагательного.

Деепричастие также вызывает споры в лингвистических кругах. Для одних – это форма глагола, а для других – это самостоятельная часть речи. Тем временем деепричастие наделено как чертами глагола, так и чертами наречия.

Деепричастие – форма глагола или часть речи, которая отвечает на вопрос "что делая?", "что сделав?" и обладает свойствами и глагола и наречия.

Сравнение причастия и деепричастия в русском языке

Имеет свойства глагола и прилагательного

Имеет свойства глагола и наречия.

Отвечает на вопросы: "какой?"

"что делающий?", "что сделавший?"

Отвечает на вопросы: "как?", "с какой целью?", "что делая?", "что сделав?",

Выполняет функцию определения. Краткое причастие является только сказуемым. Полное причастие может быть частью составного сказуемого.

Выполняет функцию обстоятельства

Причастия меняю окончания.

Не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается.

Причастные и деепричастные обороты

Причастия и деепричастия в предложении образуют особые обороты. Причастные обороты содержат причастие и обозначают признак по действию. Причастные обороты в предложении отвечают на вопросы: "какой?", "каков?", "что делающий?", "что сделавший?". Причастный оборот в предложении относится к определяющему слову, которым является имя существительное.

Например: Тучи, быстро приближающиеся и уже застилающие полнеба, грозили нам скорым, проливным дождем.

Деепричастный оборот включает в себя деепричастие. Он относится к сказуемому и выполняет функцию обстоятельства.

Использование деепричастного оборота в предложении подразумевает, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету.

Например: Я, убирая комнату, нашла свои очки.

Деепричастный оборот может быть употреблен при инфинитиве в безличном предложении.

Например: Рассматривая данный вопрос, необходимо привлечь все имеющиеся ресурсы.

Выделение причастных оборотов запятыми

Правила выделения причастного оборота запятыми необходимо знать каждому. Причастные обороты выделяют запятыми. Однако не всегда можно сразу выделить границы причастного оборота.

Например: В тот запоминающийся день автобус, едущий в Крым, задержался на несколько минут, и мне удалось купить большую бутылку минеральной воды.

При определении границ причастного оборота следует помнить, что он находится перед определяемым словом и имеет обстоятельственное значение причины или уступки.

Например: Испуганная громкими голосами, лань с большими от страха глазами, рванула в сторону лесной чащи.

Зачастую причастный оборот отделен от определяемого слова, существительного или личного местоимения, другими членами предложения.

Например: Заросшее бурьяном, лежало на боку старое деревянное корыто.

В представленном выше примере очевидно, что причастный оборот относится к слову "корыто", а не к глаголу "лежало". Соответственно в данном случае причастный оборот выделяется запятыми.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятые не следует ставить.

Например: Написанный ранее текст не имел смысла.

Причастный оборот, относящийся к личному местоимению, независимо от его местоположения в предложении обязательно обособляется запятыми.

Например: Уставший от бессмысленного спора, я развернулся и громко хлопнул дверью.

Отдельно рассматривается пунктуация предложений с причастием, если оно является частью составного именного сказуемого. В выделении такого причастия имеются серьезные сложности. Например: Дорога была разбитая, заросшая травою и засыпанная мелкими камнями. "Дорога" какова? "была разбитая, заросшая…и засыпанная".

Выделение запятыми деепричастных оборотов

Деепричастные обороты обычно выделяют запятыми. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.

Если деепричастный оборот стоит после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, то оборот отделяется от него запятой. Для проверки можно попробовать "оторвать" деепричастный оборот от союза и переставить в другое место предложения. При этом смысл не изменится.

Например: Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода (Паустовский).

Существуют случаи когда не следует выделять деепричастный оборот запятыми. Прежде всего это те случаи, когда деепричастный оборот тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания. При этом оборот чаще всего выступает в качестве обстоятельства образа действия.

Например: Кошка сидела слегка наклонившись вперед.

Деепричастный оборот не выделяют запятыми, если оборот выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством.

Например: К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешёптываясь и на цыпочках. (Л.Н. Толстой)

Запятая не ставится если деепричастные обороты относятся к одному сказуемому в предложении. Другими словами, они являются однородными обстоятельствами.

Например: Проводник шел вперед, не сбавляя шаг и не меняя направления движения.

Деепричастный оборот не обособляется запятыми, если он является идиоматическим выражением ( обычно фразеологическим оборотом).

Читайте также: