Употребление гласных после шипящих 10 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Урок соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл.

ВложениеРазмер
urok_rus.yaz_._v_10_kl_glasnye_posle_shipyashchih.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 10 классе по теме:

Тип урока – комбинированный урок.

I. Обучающие цели.

1. Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных

  1. Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

практике письма орфограммы, связанные с правописанием гласных после

3. Совершенствовать орфографические навыки.

4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме

II. Развивающие цели.

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,

понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

пониманию значения орфографической грамотности.

По источникам знаний: наглядный,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

применение умений и способов деятельности.

1. Раздаточный материал.

1) Информационные карточки.

2) Обучающие карточки.

3) Контролирующие карточки.

2. Компьютерное обеспечение.

2) Текст с пропусками гласных в корне.

5) Ключи к заданиям.

Организационный момент. 1 мин.

Повторение изученного. 3 мин.

Актуализация знаний. Целеполагание. 1 мин.

Практическая работа по правописанию А,У,И после шипящих. 5 мин.

Практическая работа по правописанию гласных О-Е(Ё) в корне. 7 мин.

Практическая работа по правописанию гласных после шипящих за корнем. 9 мин.

Комплексное применение знаний и способов деятельности. 6 мин.

Итоги урока. 2 мин.

2. Повторение изученного.

Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тему и идею.

Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отблеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна.

- Ребята. Определите тему данного текста( слава Жюля Верна)

(идея – выражение восхищения великим писателем, его талантом, способностью мечтать, предвидеть будущие научные открытия)

- Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание(вставляем буквы и объясняем написания)

-Скажите,пожалуйста, какие орфограммы – буквы встретились в словах?(ответы)

- Ребята., что повторили? Предположите. Какой теме будет посвящён урок.(учащиеся предполагают , что урок будет посвящён правописанию гласных в корне слова)

- Какие вы помните правила, относящиеся к правописанию гласных в словах(ребята вспоминают правила, вспоминают о правилах употребления гласных после шипящих)

- Сформулируйте. Пожалуйста, тему урока(Употребление гласных после шипящих) . тема записывается в тетрадь

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока, ЗАЧЕМ в 10 классе мы обращаемся к данной теме?(учащиеся определяют цель урока-систематизировать знания по теме, закрепить навык написания)

Вспомните, какие буквы в русском языке относятся к шипящими?

Их всего четыре – Ж, Ш, Ч, Щ.

4 Работа с учебником.

-Далее. Ребята. Обратимся к терии в нашем учебнике.

Изучите пункт 1 параграфа 21. Сделайте вывод, какие

гласные пишутся после шипящих и какие не пишутся.

- изучаем материал. Делаем выводы(работаем в парах),озвучиваем выводы.

-составьте. Пожалуйста, схему-опору по теме.(составление схем, запись на доске 1-2 ученика. Спасибо.ребята.

-Это трудная для вас тема? Какие могут возникнуть трудности?(ответы ребят)

Подумайте и предположите, чем далее мы будем заниматься, спланируйте нашу работу на оставшееся время урока(ответы ребят)

Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

Работа с раздаточным материалом – обучающие карточки.

1. Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам: А, У, И после шипящего.

Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й, щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ч…нный, расш…рить.

Самопроверка – ключ на экране.

Какие есть вопросы по написанию? Кто полностью справился с орфографической задачей, не допустил ошибок? Что повторили?

Площ а дка, прощ а й, веснушч а тый, ч а йник, крич а ть.

Ч у ть-чуть, щ у пальца, щ у риться, ч у ждый, ч у ткий.

Ш и ло, ж и раф, ж и знь, ч и нный, расш и рить.

- Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Уч. ный, ш. фёр, ш. лк, деш. вый, ч. лка, ш. рстка, ш. колад, печ. нка, ш. ссе, пш. нный, зач. с, щ. лочь, Печ. рская лавра, река Иж. ра, ж. сткий, ч. рствый, ч. рточка, крыж. вник, щ. тка, чащ. ба, ш. рох, ш. мпол. (проверка-по цепочке)

-подводим итоги:что вызвало трудности , на что обратить внимание, проговариваем орфограмму.

2. Работа с учебником. Закрепим правила, связанное с дифференцирующим написание

О-Ё после шипящих.

Упражнение 110 (с. 74) устно. Прочитайте предложение, объясните

выбор Ё-О после шипящих.(продолжаем работу по цепочке)

5 Слово учителя.

Правила правописания е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях иные, чем правила правописания е(ё) - о после шипящих в корне. Гласные е(ё) или о в корне пишутся по морфологическому принципу: истинность гласной в корне проверяется подбором родственных слов.

В суффиксах же и окончаниях гласные е(ё) или о регламентируются фонетическим принципом, так как наличие той или иной гласной в суффиксе, окончании зависит от ударения. Предлагаю презентацию

6 Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и

Как вы думаете, возникнут трудности?

7 Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

1. Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, объясните выбор О-Е после

шипящих в суффиксах.

Алыч…вый, душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к, грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к, сбереж…нный.(2 уч работают за доской)

-взаимопроверка, итоги, отработка ошибок

  1. Образуйте от данных существительных форму творительного падежа единственного числа.

Плечо – плечом, добыча – …., монтаж – …, клещ – …, плач – …, Кузьмич – …

  1. Выпишите номера слов, в окончаниях которых пишется О.

1 стеллажом 6 престижем 11 дремучего

2 неучем 7 парчой 12 сажей

3 колючего 8 колючего 13 борщом 4голышом 9 печёшь 14 певучего

5 свечой 10 ключом 15 Ильичом

Самопроверка – ключ на экране: 1, 4, 5, 7, 10, 13, 15.

Кто выписал правильно все слова?

Кто допустил 1-2 ошибки? В каких словах? Объясните их написание.

-Вспомните, какую цель мы поставили сегодня. Достигли ли мы цели?

  1. Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями.

1. Мы с вами повторили орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих в разных частях слова: в корне, в суффиксе, в окончании.Систематизировали знания, а теперь проверьте себя. У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

2. Работа по контролирующим карточкам.

А . Вставьте пропущенные буквы.

Сощ…риться, старич. к, ретуш. р, ж…вотное, освеж. нный, ж…лудь, со стаж. м, волч…нок, заверш. нный, ч…совщик, камеш. к, каланч. вый, распаш. нка, кулач. к, лавч. нка, ш…повник, тысч. нка, ш…номонтаж, подворотнич. к, ч…мазый, ноч…вка, изж…га, ж…ри, ш…лковый, ч…тки.

Б. Выполните тестовые задания.

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) ж…кей б) уч…ба в) ш…винизм г) крыж…вник

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) камыш…вый б) беч…вка в) свеж…го г) стаж…р

  1. В каком примере на месте пропуска пишется буква Ё?

а) этаж…м ниже в) ч…тко обозначить

б) слышимый ш…рох г) извилистая реч…нка

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

а) прич…ска, ж…лтый, чащ…ба

б) струч…к, смеш…н, борж…ми

в) чуж…й, переш…л, ж…нглёр

г) ч…рный, туш…нка, больш…й

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется буква Ё?

Ж(1)лто-бурые щ(2)тки жнивья глядели голо и холодно в сумерках, и только ч(3)ртополох силой засел на межах с ч(4)рно-ж(1)лтыми пуговками ржавой дикой рябинки.

А) 1, 2, 3 б) 1, 2, 4 в) 2, 3, 4 г) 2, 3

Ответы: 1. 2. 3. 4. 5.

В. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж. луди, ч. рствый, ш. пот, каланч. й, кирпич. м, неудач. й, ореш. к, лавч. нка, ковш. м, беч. вка, пощ. чина, прич. ска, рубаш. нка, саранч. й, горяч. жгуч. свеж. зеркальц. м, юнц. м, ж. лтый, румянц. м, реш. тка, ж. сткий, уж. м, ремеш. к, финиш. м, реч. нька, реч. нка.

Правописание гласных после шипящих

Таблица


  • в корне слова;
  • в суф­фик­се или окончании.
  • жир, широ­та, щит, чистый;
  • цин­га, цир­куль, цир­кач, цитрусовый.

жи ши пиши с буквой и

2. в заим­ство­ван­ных сло­вах с конеч­ным -ция:

1. в окон­ча­ни­ях существительных:

2. в окон­ча­ни­ях прилагательных

3. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных прилагательных

  • куниц ын мех;
  • куриц ын о кво­хта­нье;
  • яще­риц ын хвост;
  • синиц ын о гнез­до.
  • жара, чары, шарить, щадить, царевна;
  • жур­чать, шуметь, чудо, цугом
  • бечёв­ка — бечева;
  • пшён­ка — пшено;
  • зачёт — зачесть;
  • жёр­нов — жернова;
  • жёлоб — желоба;
  • щёки — щека, щекастый.

Имеем в виду, что корень -жог- при­над­ле­жит род­ствен­ным суще­стви­тель­ным, а корень -жёг- ука­жем у гла­го­лов и причастий.

Сравним:

  • (что?) ожог ноги — (что сде­лал?) ожёг ногу, ожёг­ший ногу;
  • под­жог сто­гапод­жёг стог, под­жёг­ший стог;
  • обжог кир­пи­чаобжёг край ленты.

Предлагаем исполь­зо­вать сле­ду­ю­щих алгоритм:

Образец рассуждения

Налетевший ветер игра­ет с при­бреж­ным камыш…м.

Видеоурок

Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

Гласные

Гласные после шипящих и ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе — в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.
В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных , например Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.

  1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
  2. В суффиксах:
    1. а) имён существительных:
      • - ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок;
      • - онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
      • - онк -а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
    2. б) имён прилагательных:
      • - ов -, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
      • - он (с беглым о), например: смешон;
    3. в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

    Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомполшомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

    О букве ё см. также § 10.

    Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква ё , хотя и произносится о, а именно:
    1. В глагольных окончаниях - ёшь , - ёт , - ём , - ёте , например: лжёшь, лжёт и т. д., печёшь, печёт и т. д.
    2. В глагольном суффиксе - ёвыва -, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.
    3. В суффиксе отглагольных существительных - ёвк -,
      например: перекочёвка, размежёвка.
    4. В суффиксе существительных - ёр -, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.
    5. В суффиксе причастий страдательного залога - ённ -(- ён -) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.
    6. В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), жёрдочка (жердей); дешёвый, дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка, решётчатый (решето), кошёлка (кошелёк), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело), чёрт (чертей), чёрный (чернота), чёт (нечет), чечётка (чечет), отчёт, счёт (вычет, вычесть), чёрточка (черта), печёнка (печень), бечёвка (бечева); щётка (щетина), щёлкать (щелчок), пощёчина, щёки (щека); в корнях глагольных форм: сжёг, поджёг, сжёгший, поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать).
    7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

    Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.


    Гласные О/Е (Ё) после шипящих

    Гласные О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Чтобы решить какую гласную (О или Е) написать после шипящих, вы должны задать себе четыре вопроса: 1) в какой части слова находится гласная; 2) какой частью речи является слово; 3) от какой части речи оно образовано; 4) под ударением или нет гласная.

    Гласные О/Е (Ё) после шипящих

    Алгоритм определения гласной после шипящих состоит из максимум трех шагов:

    1. После шипящих под ударением пишется О :

    • в окончаниях имён существительных и прилагательных, например: мячом, ножом, пажом, стеллажом, параличом, шалашом, межой, свечой, чужого, большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);
    • в суффиксах имён существительных и прилагательных, наречий: должок, ручонка, камышовый, голышом, общо.

    2. После шипящих под ударением пишется е ( ё ), хотя произносится [ о ], в следующих случаях:

    • в окончаниях глаголов, например: жжёшь, печём, течёт;
    • в глагольном суффиксе -ёвыва-: затушёвывать, размежёвывать;
    • в суффиксе отглагольных существительных -евк-: размежёвка;
    • в суффиксе существительных -ер-: дирижёр, стажёр;
    • в суффиксе страдательных причастий -ённ-, -ён- (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён- (тушёный, копчёный), а также в производных словах (тушёнка, копчёности);
    • в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

    3. После шипящих под ударением в корне пишется е ( ё ), если в родственных словах или в другой форме того же слова бывает чередование ё с е : жёлтый — желтеть, шёлк — шел­ка, печёнка — печень, щёлка — щель.

    В словах жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр, шорты, шомпол, чопорный, крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, чащоба, шорох и др. в корне после шипящих пишется о в соответствии с произношением. В этих случаях нет чередования о с е.

    4. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг.

    Гласные О/Е (Ё) после буквы Ц

    После Ц под ударением пишется О, без ударения — Е ( бойцов, пальцем ).

    Читайте также: