Легаты и фидеикомиссы в римском праве кратко
Обновлено: 06.07.2024
§ 84. Legata и fideicommissa
Понятие легата и его древнейшие виды
Как видно уже из этого обозрения, легаты подчинялись такому же формализму, как и завещание вообще. Малейшая ошибка в выборе надлежащей формы легата (например, отказана per vindicationem вещь, не принадлежащая завещателю, которую — по мысли завещателя — наследник должен еще купить) вела к полной его ничтожности. В императорское время, однако, этот формализм ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Senatusconsultum Neronianum (из времени Нерона) установило, что в случае ошибки в форме легат должен иметь силу legatum per damnationem, т. е. давать легатарию только обязательственное требование против наследника. Наконец, после того как была отменена необходимость известных стереотипных выражений для institutio heredis, она была отменена и для легатов законом императора Констанция (339 г. — c. 21 C. 6. 37).
Рядом с легатами в императорское время получила юридическую силу другая форма отказов — fideicommissa. 412 Зародышем этой формы явились разнообразные неформальные, словесные или письменные, просьбы со стороны умирающего к наследнику исполнить что-либо или выдать что-либо тому или другому лицу. Все такие просьбы с юридической точки зрения были для наследника сначала не обязательны; исполнение их вверялось только его fides (отсюда fidei-comissum). Но со времен Августа императоры поручают магистратам — сначала консулам, а впоследствии особым praetores fideicommissarii — заботиться о том, чтобы такие fideicommissa были исполняемы. Вследствие этого для лица, которому что-либо было таким образом отказано — для fideicommissarius — возникало право не на обыкновенный гражданский иск, actio, а на жалобу в экстраординарном порядке — fideicommissi persecutio. Но мало-помалу эта persecutio все более и более приближалась к обыкновенному гражданскому иску и с установлением экстраординарного процесса вообще почти перестала отличаться от actio ex testamento.
В отличие от легатов, фидеикоммисс мог быть возложен не только на наследника по завещанию, но и на наследника по закону (это даже и есть главный случай фидеикоммисса); он мог быть далее с. 530 установлен и ранее и позже завещания в виде дополнения к нему; установленный ранее, он мог быть затем утвержден в последующем завещании (testamento confirmatum). Какой-либо формы для фидеикоммиссов первоначально совершенно не требовалось: они могли быть установлены даже простым кивком головы (nutu). Обыкновенно же фидеикоммиссы оставлялись в виде письма на имя наследника — codicillus. Ввиду строгой формальности завещаний, при которой завещание легко могло оказаться вовсе недействительным, было также в обычае к завещанию прибавлять т. н. clausula codicillaris, т. е. просьбу на случай недействительности документа как testamentum, рассматривать его как кодицилл, обращенный к наследнику по закону.
Постепенное слияние тех и других
Различие между легатами и фидеикоммиссами в течение послеклассического времени постепенно сглаживалось. С одной стороны, упомянутый закон Констанция облегчил формальности для легатов, а с другой стороны, фидеикоммиссы были подвергнуты важнейшим материальным ограничениям, которые существовали для этих последних. Этот процесс слияния обеих исторических форм был закончен Юстинианом. Указом 529 г. (c. 1 C. 6. 43) Юстиниан установил, что как всякий легат, так и всякий фидеикоммисс рождает для лица, в пользу которого они установлены, обязательственное требование против наследника, снабженное законной ипотекой на наследственное имущество. Сверх того, если объектом отказа является вещь, находящаяся в составе наследственной массы, то легатарий или фидеикоммиссарий имеет на нее и rei vindicatio. Указ 531 г. (c. 2 C. 6. 43) подтвердил окончательно безразличие легатов и фидеикоммиссов.
413 Но, уравниваясь с легатами в силе, фидеикоммиссы подвергаются известным ограничениям в форме. В особенности, когда кодицилл стал часто заменять самое завещание, в позднейшем императорском законодательстве обнаруживается тенденция подчинить его таким же формам, каким подчинено и testamentum, в частности, требовать такое же количество свидетелей. Юстиниан, однако, установил для кодициллов облегчение: в то время как для завещания необходимо семь свидетелей, кодицилл может быть совершен письменно или устно при участии пяти свидетелей. Таким образом, в юстиниановском праве кодициллом называется всякое распоряжение последней воли, совершенное при участии пяти свидетелей и отличающееся от testamentum только тем, что не содержит в себе institutio heredis. Фидеикоммисс, лишенный этой формы, с. 531 действителен только тогда, если фидеикоммиссарий, предъявляя иск, присягнет, что он имеет основание требовать, и если наследник не ответит встречной присягой, что он никакого поручения от покойного не получал (т. н. fideicommissum orale — c. 32. C. 6. 42).
Ограничения свободы отказов
Предметом отказов обыкновенно бывают отдельные имущественные объекты — вещи или требования, но возможен отказ и с. 532 определенной количественной доли наследства: например, трети, четверти его.
Legatum partitionis и универсальный фидеикоммисс
Первоначально универсальный фидеикоммисс так же, как и с. 533 legatum partitionis, давал фидеикоммиссарию только обязательственное право требовать от наследника (фидуциария) выдачи наследства. Фидуциарий оставался наследником и, следовательно, отвечал по наследственным долгам. Выдача наследства совершалась посредством venditio hereditatis 8 : фидуциарий продавал наследство фидеикоммиссарию nummo uno, т. е. за фиктивную цену, и затем передавал каждую вещь и каждое требование из наследства особым соответствующим актом. Взамен этого фидеикоммиссарий обязан был дать фидуциарию stipulatio, что он удовлетворит всех наследственных кредиторов (stipulatio emptae et venditae hereditatis).
415 Эта сложная процедура была упрощена сенатским постановлением в царствование Нерона, вероятно, в 56 г., — senatusconsultum Trebellianum. Это сенатское постановление узаконило возможность restitutio hereditatis простым заявлением фидуциария; после такого заявления он сохраняет только звание наследника (подобно nudum jus цивильного наследника при bonorum possessio), собственником же (бонитарным) наследственных вещей, кредитором по наследственным требованиям и должником по наследственным долгам делается сразу фидеикоммиссарий: все иски даются ему и против него, как actiones utiles. Вследствие этого фидеикоммиссарий превратился в универсального преемника heredis loco 9 , а stipulationes emptae et venditae hereditatis стали излишними.
Но и теперь фидеикоммиссарий зависит от фидуциария в том отношении, что последний может разрушить все право фидеикоммиссария: стоит ему только отказаться от принятия наследства, и вместе с отпадением завещания отпадет и фидеикоммисс. Навстречу этой опасности идет другое сенатское постановление из времен Веспасиана (69— 79 гг. по Р. Х.) — senatusconsultum Pegasianum. С одной стороны, желая создать для фидуциариев интерес к принятию наследств, это senatusconsultum переносит на все фидеикоммиссы правило о quarta Falcidia. С другой стороны, если бы этот интерес все же оказался недостаточно сильным, то по просьбе фидеикоммиссария фидуциарий может быть принужден к принятию наследства extra ordinem, причем он лишается тогда права на quarta Falcidia. В связи с этим, senatusconsultum с. 534 Pegasianum устанавливает довольно сложные правила о порядке выдачи hereditas фидеикоммиссарию, причем для некоторых случаев (если фидуциарий осуществляет свое право на quarta Falcidia) возвращается к старому, дотребеллиановскому, порядку единичных актов со stipulationes emptae et venditae hereditatis или stipulationes partis et pro parte.
Но все эти сложные правила были отменены Юстинианом, который объединил оба эти senatusconsulta. Из senatusconsultum Pegasianum Юстиниан удержал положение, что фидуциарий имеет право на quarta Falcidia и что он может быть принужден к принятию наследства; что же касается порядка restitutio и ее последствий, то Юстиниан для всех случаев, даже для фидеикоммисса на часть наследства, предписал применение правил senatusconsultum Trebellianum: с момента заявления фидуциария о restitutio, фидеикоммиссарий делается uno actu heredis loco 10 на все наследство или на его часть.
Таким образом, юстиниановское право, кроме непосредственного универсального преемства в виде наследования по закону или по завещанию, знает и посредственное — в виде универсального фидеикоммисса.
Mortis causa donatio и mortis causa capio
С отказом в некоторых отношениях соприкасаются два других вида распоряжений на случай смерти — именно mortis causa donatio и mortis causa capio.
416 Donatio mortis causa есть дарение одним лицом другому на тот случай, если даритель умрет раньше одаряемого. Первоначальный случай этого рода есть дарение в минуту опасности. Пока даритель не умер или если одаренный умер раньше дарителя, последний может потребовать подаренное назад; но если даритель умер раньше, то наследники его уже не имеют права на обратное требование. В этом отношении donatio mortis causa имеет известное сходство с отказами: она также является отягощением наследства. Поэтому некоторые правила об отказах были перенесены и на donatio mortis causa — именно правило о quarta Falcidia и положение, что donatio mortis causa действительна только тогда, если наследство достаточно для покрытия наследственных долгов. Но несмотря на это, donatio mortis causa существенно отличается от отказов: она, как и всякое дарение, есть не односторонний акт последней воли, а договор, нуждающийся в согласии со стороны одаряемого.
Легаты (завещательные отказы) — это такие распоряжение в завещании, по которым предоставлялись какие-либо выгоды другим людям за счет наследства. Эти люди стали называться легатариями. Легатарий мог рассчитывать лишь на часть активов наследства, а не на какую-нибудь долю наследства. Легатарий виндикационным иском требовал право на конкретную вещь или же предъявлял отдельный иск об исполнении воли завещателя и требовал что-либо от наследника. Если легатарий умирает, не получив легата, то он переходит к наследникам легатария.
— legatum per vindicationem устанавливал собственность легатария на определенную вещь в составе наследственной массы. Этот легат защищался виндикационным иском;
— legatum per praeceptionem чаще всего считается разновидностью вин дикационного легата. По нему можно было отказывать только имущество наследодателя;
— legatum per damnationem обязывал наследника передать легатарию определенную вещь, но никаких вещных прав на полученную вещь у него не возникало. Вещь могла быть истребована легатарием при помощи actio ex testamento;
— разновидностью этого легата был legatum sinendi modo, предметом которого могли быть вещи как наследодателя, так и наследника и даже третьих лиц.
Приобретение легата происходило в два этапа:
1) в момент смерти наследодателя происходило закрепление легата за легатарием;
2) с момента вступления наследника в права наследства легатарий мог требовать получения оговоренной в завещании вещи через виндикационный (собственнический) иск и иск об исполнении его права требования.
Легат мог быть отозван как вследствие отзыва завещания, так и вследствие отзыва самого легата (ademptio legati). Первоначально (по цивильному праву) считалось, что отзыв должен происходить формально, путем устного заявления об отзыве, в дальнейшем также стал признаваться неформальный отзыв (например, отчуждение завещателем вещи, что несовместимо с ее последующим оставлением легатарию).
Легат признавался ничтожным по Катонову правилу (regula Catoniana), согласно которому легат считался ничтожным, если был таковым в момент составления завещания, даже если к открытию наследства причина ничтожности уже не существует.
Ограничения на легаты были введены уже в период принципата, до этого никаких ограничений не было. Для того чтобы защитить наследников от легатов, в начале было введено суммовое ограничение в 250 сестерциев а позднее наследник при наличии легатов оставлял себе четверть наследуемого имущества (фальцидиева четверть).
В республиканский период отсутствовала защита фидеикомиссов, и наследник сам решал передавать или не передавать часть наследства. Исковая защита фидеикомиссов появилась только в период принципата, они стали похожи на легаты.
Дарение в случае смерти (donatio mortis causa) — это особый вид до говора, заключаемого между дарителем и одаряемым. Он заключался в том, что даритель дарил какую-то вещь, но в случае, если оставался жив после какого-то события или переживал одаряемого, мог забрать ее обратно. Такое дарение обычно осуществлялось перед войной, битвой, путешествием по морю, т. е. в тех случаях, когда опасность не остаться в живых была существенной.
Легаты и фидеикомиссы – это завещательные отказы, т.е. возложение на наследника обязанности совершить действия в пользу определённого лица (легатария).
Старейшей формой отказов были легаты, упоминаемые в Законах XII таблиц. Они могли быть установлены только в завещании; их исполнение возлагалось на наследника, назначенного в завещании. Оставление легата должно было быть выражено в торжественной форме, в фразах, обращённых к наследнику или легатарию. Таким образом легатарий не был наследником, а был третьим лицом, получавший сингулярное правопреемство, т.е. преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на него каких-либо обязанностей. Предметом легата могли быть все вещи, явившиеся предметом наследования.
· Легат через виндикацию. В этом случае устанавливалось непосредственное право собственности легатария на определённую вещь, которую он мог истребовать с помощью виндикационного иска.
· Легат через обязательство возлагал на наследника обязанность исполнить то, что было завещано третьим лицам. Легатарий мог присудить к исполнению легата через личный иск.
· Дозволение легатарию взять вещь. Эта форма является разновидностью двух предыдущих: предметом легата могли быть вещи наследодателя или наследника, но не вещи третьих лиц. Наследник, обременённый таким легатом, был обязан не препятствовать легатарию самому взять и унести вещь.
· Посредством получения вещи вперёд. В данном случае можно было истребовать только вещь наследодателя, но не наследника, не в счёт наследственной доли.
Со временем формализм легатов ослаб, в I в. н.э. было установлено, что в случае ошибки в выборе формы легат будет иметь силу через обязательство. Юстиниан отменил все формы легата, кроме легата, идентичного фидеикомиссу.
Легатарий получал право требовать от универсальных наследников исполнение того, что им поручил наследодатель. Права легатария устанавливались в момент открытия наследства. Легатарий мог с помощью специального иска обеспечить исполнение легата, если существовала опасность, что наследник воспротивится этому. При Августе легат мог устанавливаться кодициллами (codicilli), представлявшие собой письменные пожелания по распределению наследства. Кодициллы должны были составляться в письменной форме, и хотя не содержали назначение универсальных наследников, могли иметь силу, если наследодатель подтвердил их назначение в завещании. В эпоху Юстиниана были действительны кодициллы, составленные и в устной и в письменной форме в присутствии пяти свидетелей.
В период империи возник и другой вид отказа – фидеикомиссы. Это были распоряжения, составленные без соблюдения форм цивильного завещания, поэтому не пользующиеся исковой защитой, а значит, исполнять их или нет, было делом совести наследника (отсюда и название, fidei – "совесть"). В эпоху Августа фидеикомиссы получили исковую защиту и Юстинианом были приравнены к легатам.
Фидеикомисс имел ряд преимуществ по сравнению с легатом: он мог возлагаться на наследника по закону; мог устанавливаться ранее или позднее завещания в качестве приложения к нему. Никакой обязательной формы для них первоначально не существовало. Целью фидеикомисса было предоставление имущества лицам, которые не обладали пассивной завещательной правоспособностью.
· Универсальный фидеикомисс – это фидеикомисс, предметом которого являлось всё наследство. По этому фидеикомиссу завещатель просил наследников предоставить актив наследства отказополучателю, тогда как долги оставались за наследником. Поэтому часто наследники пользовались правом отказа от наследства. Появился обычай, согласно которому отказополучатель гарантировал наследнику, что возьмёт на себя долги, ели наследник примет наследство. При Нероне универсальные отказополучатели наследовали актив и пассив наследства, объединяясь с универсальными наследниками.
· Семейный фидеикомисс – особый вид фидеикомисса, устанавливающий, что завещатель просил наследника передать всё наследство лицу, пользующемуся в семье наследника тем же положением, что и сам наследник в семье наследодателя.
Когда легаты и фидеикомиссы были объединены, то завещатель мог выбрать любой из них по своему усмотрению.
Ограничение свободы завещательных отказов.
Для того, чтобы обеспечить силу завещания, свобода отказов была ограничена. Первым из законов, направленных на такое ограничение, явился закон Фурия (период республики). Этот закон запретил принимать отказы более 1000 ассов: получивший сумму, более этой, был обязан вернуть в четыре раза больше.
По закону Вокония (169 г. до н.э.) легатарий не мог получить больше наследника. Но при этом можно было назначить множество маленьких легатов, исчерпав наследство, поэтому закон цели не достигал.
Закон Фальдиция (40 г. до н.э.) установил радикальное ограничение: наследник не обязан выдавать в качестве легатов более ¾ наследства. Четвёртая часть наследства после погашения долгов наследодателя должна была поступить наследнику. Это была так называемая Фальцидиева четверть.
Резюме:
Наследственное право в Риме развивалось от принципов наследования только в рамках агнатской семьи до принципа наследования по крови (по когнатскому родству). Римское наследственное право было своеобразным и одновременно универсальным. Только римскому праву были известны институты наследования по линии агнатского родства, институт фидеикомисса, составления завещания в устной форме и др. Но в то же время именно в римском праве зародились основы современного наследственного права в силу учреждения институтов завещания, наследственной субституции, наследственной трансмиссии, наследования по праву представления и т.д.
Легаты и фидеикомиссы – это завещательные отказы, т.е. возложение на наследника обязанности совершить действия в пользу определённого лица (легатария).
Старейшей формой отказов были легаты, упоминаемые в Законах XII таблиц. Они могли быть установлены только в завещании; их исполнение возлагалось на наследника, назначенного в завещании. Оставление легата должно было быть выражено в торжественной форме, в фразах, обращённых к наследнику или легатарию. Таким образом легатарий не был наследником, а был третьим лицом, получавший сингулярное правопреемство, т.е. преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на него каких-либо обязанностей. Предметом легата могли быть все вещи, явившиеся предметом наследования.
· Легат через виндикацию. В этом случае устанавливалось непосредственное право собственности легатария на определённую вещь, которую он мог истребовать с помощью виндикационного иска.
· Легат через обязательство возлагал на наследника обязанность исполнить то, что было завещано третьим лицам. Легатарий мог присудить к исполнению легата через личный иск.
· Дозволение легатарию взять вещь. Эта форма является разновидностью двух предыдущих: предметом легата могли быть вещи наследодателя или наследника, но не вещи третьих лиц. Наследник, обременённый таким легатом, был обязан не препятствовать легатарию самому взять и унести вещь.
· Посредством получения вещи вперёд. В данном случае можно было истребовать только вещь наследодателя, но не наследника, не в счёт наследственной доли.
Со временем формализм легатов ослаб, в I в. н.э. было установлено, что в случае ошибки в выборе формы легат будет иметь силу через обязательство. Юстиниан отменил все формы легата, кроме легата, идентичного фидеикомиссу.
Легатарий получал право требовать от универсальных наследников исполнение того, что им поручил наследодатель. Права легатария устанавливались в момент открытия наследства. Легатарий мог с помощью специального иска обеспечить исполнение легата, если существовала опасность, что наследник воспротивится этому. При Августе легат мог устанавливаться кодициллами (codicilli), представлявшие собой письменные пожелания по распределению наследства. Кодициллы должны были составляться в письменной форме, и хотя не содержали назначение универсальных наследников, могли иметь силу, если наследодатель подтвердил их назначение в завещании. В эпоху Юстиниана были действительны кодициллы, составленные и в устной и в письменной форме в присутствии пяти свидетелей.
В период империи возник и другой вид отказа – фидеикомиссы. Это были распоряжения, составленные без соблюдения форм цивильного завещания, поэтому не пользующиеся исковой защитой, а значит, исполнять их или нет, было делом совести наследника (отсюда и название, fidei – "совесть"). В эпоху Августа фидеикомиссы получили исковую защиту и Юстинианом были приравнены к легатам.
Фидеикомисс имел ряд преимуществ по сравнению с легатом: он мог возлагаться на наследника по закону; мог устанавливаться ранее или позднее завещания в качестве приложения к нему. Никакой обязательной формы для них первоначально не существовало. Целью фидеикомисса было предоставление имущества лицам, которые не обладали пассивной завещательной правоспособностью.
· Универсальный фидеикомисс – это фидеикомисс, предметом которого являлось всё наследство. По этому фидеикомиссу завещатель просил наследников предоставить актив наследства отказополучателю, тогда как долги оставались за наследником. Поэтому часто наследники пользовались правом отказа от наследства. Появился обычай, согласно которому отказополучатель гарантировал наследнику, что возьмёт на себя долги, ели наследник примет наследство. При Нероне универсальные отказополучатели наследовали актив и пассив наследства, объединяясь с универсальными наследниками.
· Семейный фидеикомисс – особый вид фидеикомисса, устанавливающий, что завещатель просил наследника передать всё наследство лицу, пользующемуся в семье наследника тем же положением, что и сам наследник в семье наследодателя.
Когда легаты и фидеикомиссы были объединены, то завещатель мог выбрать любой из них по своему усмотрению.
Ограничение свободы завещательных отказов.
Для того, чтобы обеспечить силу завещания, свобода отказов была ограничена. Первым из законов, направленных на такое ограничение, явился закон Фурия (период республики). Этот закон запретил принимать отказы более 1000 ассов: получивший сумму, более этой, был обязан вернуть в четыре раза больше.
По закону Вокония (169 г. до н.э.) легатарий не мог получить больше наследника. Но при этом можно было назначить множество маленьких легатов, исчерпав наследство, поэтому закон цели не достигал.
Закон Фальдиция (40 г. до н.э.) установил радикальное ограничение: наследник не обязан выдавать в качестве легатов более ¾ наследства. Четвёртая часть наследства после погашения долгов наследодателя должна была поступить наследнику. Это была так называемая Фальцидиева четверть.
Резюме:
Наследственное право в Риме развивалось от принципов наследования только в рамках агнатской семьи до принципа наследования по крови (по когнатскому родству). Римское наследственное право было своеобразным и одновременно универсальным. Только римскому праву были известны институты наследования по линии агнатского родства, институт фидеикомисса, составления завещания в устной форме и др. Но в то же время именно в римском праве зародились основы современного наследственного права в силу учреждения институтов завещания, наследственной субституции, наследственной трансмиссии, наследования по праву представления и т.д.
1. Легат, или завещательный отказ, - это возложение на наследника по завещанию исполнения какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких лиц (легатариев). Легат должен был быть прямо указан в завещании.
Легат приводил к сингулярному правопреемству то есть преемник получал не все/ а лишь отдельные права наследодателя. Так как преемник получал лишь отдельные права, а не долю в наследстве, он не становился ответственным по долгам наследодателя. . Существовало несколько видов легатов. Основные:
"легат по виндикации" устанавливал право собственности легатария на определенную вещь завещателя. Легатарий защищал свои права при помощи виндикационного иска;
"легат из обязательства" предоставлял легатарию обязательственное право требования от наследника исполнения воли завещателя. Он возникал, если на наследника было возложено обязательство передать что-то легатарию. При данном виде легата легатарий защищал свои ipaea с помощью обязательственного иска к наследнику.
2. Легат приобретался в два этапа.
Первый этап возникал после смерти наследодателя. Его значение заключалось в том, что если легатарий пережил наследодателя, то его право на получение легата само становилось способным переходить по наследству. Поэтому если легатарий умирал, не успев получить легатга, то его право переходило к его наследникам. Второй этап - это момент принятия наследства наследниками.
С этого момента легатарий или его наследники получали право требовать осуществления своих прав. При отказе наследников они могли подать соответствующие иски.
3. Фидеикомисс- это поручение наследодателя наследнику передать какое-либо имущество третьему лицу. Ридеикомиссом часто именовалось и само имущество, которое надлежало передать.
Фидеикомисс возникал в том случае, когда легат был доставлен с нарушением норм римского права, и, следовательно, не имел юридической силы (например, легат возлагался на наследника по закону, что не допускалось).
В эпоху Республики подобные распоряжения, в отличие от легатов, не пользовались юридической защитой и и> исполнение целиком зависело от доброй воли наследника.
С эпохи принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и стали во многом совпадать с легатами. Фидеикомисс имел ряд преимуществ перед легатом:
• фидеикомисс мог быть возложен не только на насле ника по завещанию, но и на наследника по закону;
• фидеикомисс мог быть установлен в любой форме /• необязательно в самом завещании (например в виде письма, приложения к завещанию и т. д.);
• фидеикомисс мог быть установлен ранее или позднее самого завещания. Первоначально фидеикомисс, как i легат, приводил к сингулярному правопреемству. Это бы ло невыгодно наследникам, так как именно они оставались ответственными по долгам умершего, несмотря на тс что передавали часть наследственного имущества по фи деикомиссу третьему лицу. В связи с этим было установлено, что если лицо получило в качестве фидеикомиса не отдельное право, а определенную долю наследства оно в соответствующей доле становилось ответственны! за долги наследодателя. С этого времени фидеикомиа мог приводить и к универсальному правопреемству (уни версальныи фидеикомисс). В праве Юстиниана сохрани лись только универсальные фидеикомиссы. Фидеикомиссы, которые приводили к сингулярному правопреемству были объединены в одну группу с легатами.
4. Легаты широко использовались в Древнем Риме и нередко завещатели устанавливали столько легатов что наследникам почти ничего не доставалось из наслед ственного имущества. В интересах наследников были введены ограничения легатов. Первоначально запретилк назначать легаты размером свыше 1000 асов каждый i при этом установили, что ни один легатарий не долже! был получить больше, чем наименее получивший наслед ник. Данного ограничения оказалось недостаточно, так каГ наследственное имущество могло быть существенно уменьшено путем назначения большого числа мелких легатов.
В связи с этим законом Фальцидия (I в. до н.э.) бы ли введены более жесткие ограничения: ■ наследник получил право не выдавать в качестве лега тов более трех четвертей полученного им наследства;
• четверть наследства, оставшегося после погашения долгов наследодателя, должна была поступить наследии ку (Фальцидиева четверть).
Читайте также: