Унесенные призраками сюжет и смысл кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фильм имел огромный успех у критиков и зрителей и фигурирует во многих списках величайших анимационных фильмов в истории. В России выпущен компанией

Содержание

Сюжет [ ]

Хаку находит Тихиро и помогает ей: проводит к зданию купален и объясняет происходящее. Оказывается, Тихиро с родителями попали в волшебный мир. Хозяйка городка — колдунья Юбаба, под её управлением находятся купальни и рестораны, куда приезжают отдыхать боги, призраки, духи и другие сверхъестественные существа со всего света. Всех, кроме гостей и своих работников, Юбаба превращает в животных. Чтобы получить надежду на спасение родителей и возвращение домой, Тихиро по совету Хаку должна потребовать у Юбабы работу — согласно давнему зароку, Юбаба не может никому отказать в такой просьбе. При помощи новых знакомых — деда Камадзи и банщицы Рин — Тихиро удаётся добраться до кабинета Юбабы и получить там работу, а вместе с ней — новое имя. Теперь Тихиро зовут Сэн.

Вернувшись в купальни, Тихиро проходит последнее испытание — ей нужно узнать своих родителей среди свиней. Тихиро отвечает верно, что среди них нет её родителей. После чего договор, подписанный Тихиро с Юбабой, исчезает. Юбаба отпускает девочку. Хаку провожает Тихиро и предупреждает её ни в коем случае не оглядываться. При прощании он говорит, что закончит свои дела и вернётся в реальный мир, где они обязательно встретятся.

Вернувшись назад к странному зданию, похожему на вокзал, Тихиро встречает отца и мать, не помнящих ничего о произошедшем и уверенных, что они просто прогулялись. Вся семья опять идет по туннелю и выходит назад к автомобилю, который за время их отсутствия оказывается сильно засыпан опавшей листвой и запылён внутри. Удивившись этому факту, но не придав ему большого значения, они уезжают.

Список персонажей [ ]


Тихиро Огино ( 荻野 千尋 , Тихиро Огино ) — главная героиня фильма. В интервью создатель фильма Хаяо Миядзаки упоминает, что Тихиро — самая обычная десятилетняя девочка.

Хаку — Дракон в человеческом обличии; Ученик Юбабы.

Юбаба — колдунья и хозяйка купален.

Рин ( リン , Рин ) — девушка, служащая в банях Юбабы. Является наставницей Тихиро, которая стала работать у Юбабы. При первой встрече с Тихиро Рин постоянно торопила её, называла неумёхой, неуклюжей, тупицей и указывала на все недостатки. Но как только Рин узнала, что Тихиро получила работу, она была искренне за неё рада и обещала свою помощь во всём, сразу становясь в глазах Тихиро новым другом. Ворчливый, но добродушный человек, не лишённый очарования. Её мечта — накопить денег, чтобы уехать.

    Сэйю: Речное Божество ( 川の神 , Речное Божество ) —


    Сэйю: Бо ( 坊 , Бо ) — Сын Юбабы. Ужасно избалованный и капризный малыш, который в несколько раз больше её самой. Он никогда не покидал своей комнаты из-за страха матери перед всевозможными инфекциями. Юбаба нечасто его посещала, только когда он сильно начинал бушевать и она бежала его успокаивать, ублажая его душу новыми игрушками или сладостями. Но при встрече Дзэниба превращает Бо в толстую крысу, о чем свидетельствует его хвост, и он отправляется с Тихиро к Дзэнибе. После возвращения Бо уже не кажется таким капризным, как раньше. Также после этого путешествия он сам встал на две ноги.

    Сэйю: Акио Огино ( 荻野 明夫 , Акио Огино ) — отец Тихиро. Высокий, полноватый мужчина, изображён как человек довольно самоуверенный. Показана его беспардонность в отношении еды и уверенность в том, что практически за всё можно заплатить деньгами.

    Сэйю: Юко Огино ( 荻野 悠子 , Юко Огино ) — мать Тихиро. Женщина невысокого роста и хрупкого телосложения. Иногда критикует мужа, но в целом полагается на него и следует за ним.

Список людей, принимавших участие в создании фильма см. на сайте IMDB

    - режиссёр, сценарий Озвучивание ролей [ ]

В конце фильма (по версии английского дубляжа) Тихиро снова спрашивают о её новой школе:

Акио: Новый город и новая школа — это ведь немного страшно. Тихиро: Я думаю, я справлюсь с этим.

Оригинальная версия фильма заканчивается просьбой Акио, чтобы Тихиро поспешила в машину, приведённой реплики нет.

Саундтреки [ ]

Оригинальный саундтрек [ ]

Альбом образов [ ]

  1. Ано хи но кава э あの日の川へ (To the River of that Day) исполн. Ёру га куру 夜が来る (The Night is Coming) исполн. Камигами-сама 神々さま (The Gods) исполн. Сидзуру Отака
  2. Юя 油屋 (The Bathhouse) исполн. Цунехико Камидзё
  3. Фусиги но куни но дзю:нин 不思議の国の住人 (People in the Wonderland) исполн. Самисий, самисий さみしいさみしい (Lonely, Lonely) исполн. Камаяцу-сан
  4. Кодоку ソリチュード (Solitude) исполн. Риеко Судзуки и Хироси Кондо
  5. Уми 海 (The Sea) исполн. Сирой рю: 白い竜 (White Dragon) исполн. Тихиро но варуцу 千尋のワルツ (Chihiro’s Waltz) исполн. Награды [ ]

Петра Вач, Митихиро Ито, Тору Ногути, Роберт Л. Сефтон

Производство [ ]

Основа сюжета [ ]

Задумки [ ]

История в реальном времени [ ]

Этот мир больше похож на Эдо токё татэмоноэн (Токийский музей, Строительный парк), чем на современность. У Миядзаки всегда вызывали интерес здания, выстроенные в псевдозападном стиле. Кажется, что люди забыли жизнь, здания, улицы, по которым гуляли не так давно. Тогда люди не были такими слабыми… Все думают, что проблемы, с которыми люди сталкиваются сегодня, — совершенно новы и неизведаны. Но Миядзаки считает, что люди просто к ним не привыкли, не готовы к ним. Поэтому этим фильмом Миядзаки хочет вернуть людей, смотрящих аниме, в то время, которое, по его словам, люди забыли.

Выпуск [ ]

Кассовые сборы [ ]

Версия Северо-Американского дубляжа была выпущена на DVD в Великобритании 29 марта 2004 года. В 2005 переиздана компанией Optimum Releasing.

DVD первого региона с Диснея и DVD четвёртого региона с Мадман указывают, что соотношение сторон кадра сходится с оригинальным — 2.00:1. Однако это является ошибкой — на самом деле коэффициент 1.85:1, но он был расширен до 2.00:1 для компенсации при показе по телевизору.

Азиатские DVD-релизы (включая релизы в Японии и Гонконге) имели заметно усиленное количество красного цвета в передаче изображения. После этого DVD-релизы изменили в других регионах: в Европе, США и Австралии, уже использовали передачу изображения с нормализацией красного цвета и оттенков.

Телевидение [ ]

Первый европейский показ фильма прошёл в Англии 29 декабря 2004 года в Sky Cinema 1 и также был повторён несколько раз. Первый английский показ фильма (дублированный на английский) был на ВВС2 20 декабря 2006. Японская версия с субтитрами впервые была показана на ВВС4 26 января 2008 года.

Канадская телевизионная премьера фильма была на CBC Television 30 сентября 2007 года. Чтобы уместить фильм в 2 часа, включая рекламные блоки, в течение всего показа были сделаны обширные купюры.

Австралийская публичная премьера Унесённых призраками была 24 марта на канале SBS. Прежде фильм был реализован и был показан на австралийском TV Guide; никакого редактирования не было произведено.

Сила слов и имён

Слова в мультфильме имеют магическую силу и играют решающую роль в освобождении Тихиро и её родителей. Вспомните, как Хаку предупреждает Тихиро не поддаваться на уловки Юбабы и продолжать требовать работу, что и делает девочка. Юбаба знает, что, как только Тихиро отвлечётся и поддержит разговор с ней на другую тему, злая волшебница обретёт контроль над девочкой и никогда не позволит ей и её родителям вернуться домой. Но это понимает и Тихиро, поэтому она громко требует волшебницу дать ей работу, пропуская мимо ушей отвлекающие выпады. Когда Юбаба спрашивает, кто помог девочке, та игнорирует вопрос, зная, что своим ответом может навредить деду Камадзи, Рин и Хаку.

Смысл мультфильма Унесённые призраками

Злая волшебница Юбаба пытается сбить Тихиро с толку

Взросление, инициация и посвящение во взрослый мир

Итак, Тихиро проходит инициацию, итогом которой становится адаптация к миру взрослых. Первые минуты мультфильма, во время которых мы знакомимся с героиней, не пробуждают в нас особой симпатии к ней — Тихиро выглядит капризной, ленивой, она уныло лежит на заднем сиденье, пока её отец ведёт машину. Примерно в том же состоянии мы застаём малыша Бо — сынишку ведьмы Юбабы. Он злой, капризный, жестокий, занимает огромное пространство, но при этом неспособен сделать что-либо полезное. Только после превращения в мышонка и путешествия к Дзенибе его характер меняется к лучшему. Тихиро ждут ещё более важные перемены.

Смысл мультфильма Унесённые призраками

Поначалу работа даётся Тихиро нелегко

Юбаба неохотно принимает Тихиро на работу, и первые задания, которые поручают девочке, она выполняет довольно неумело. Рин постоянно попрекает помощницу, и вполне заслуженно. Однако вскоре Сэн показывает отличные результаты и даже справляется с такими сложными заданиями, как купание Речного Божества и избавление от Безликого. Даже сварливая Юбаба довольна работой девочки. Мир призраков помогает Тихиро повзрослеть, она учится брать на себя ответственность, принимать сложные решения, и постепенно начинает не только выполнять чужие задания, но и помогать другим по своей воле, и, в конце концов, спасает Хаку и своих родителей.

Смысл мультфильма Унесённые призраками

Безликий становится кротким и добрым рядом с Тихиро

Алчность, жадность, жажда наживы

Почти все герои в тех или иных условиях проявляют жадность, и она всегда оказывается губительной для них. Завязка сюжета — превращение родителей Тихиро в свиней — обоснована тем, что мужчина и женщина проявили жадность и невежество, взяв без спроса и съев угощение, предназначавшееся в дар духам. Юбаба и её наёмные работники обожают золото, деньги — ради наживы они на всё готовы, слепо принимают подарки от Безликого, за что и поплатились некоторые из них, проглоченные Безликим заживо.

Смысл мультика Унесённые призраками

Жадность едва не сгубила Безликого и всех работников купальни

Волшебная еда

Загрязнение и разрушение окружающей среды

Смысл мультфильма Унесённые призраками

Люди засыпали реку, в которой обитал Хаку, лишив его дома

Особые правила волшебного мира призраков

Правила устанавливают порядок в мире призраков, и никто не смеет нарушать их, даже самые могущественные персонажи. С самого начала общение Хаку и Тихиро представляет собой лекцию о правилах, которым нужно следовать. Это довольно типично для фольклорных волшебных сказок всех народов мира — вспомните любые известные вам русские сказки, где завязкой сюжета, как правило, является нарушение какого-либо правила (не есть волшебных яблок, не красть Жар-птицу и так далее).

Смысл мультика Унесённые призраками

Юбаба отпускает Тихиро лишь после выполнения всех условий договора и правил волшебного мира

Разрушительное влияние Запада

Вы наверняка заметили, что единственный персонаж, который выглядит по-европейски в этом аниме — ведьма Юбаба. У неё европеоидная внешность, хотя и весьма карикатурная, она носит европейское платье, по-европейски обставлены и её апартаменты. Это резко контрастирует с минималистичными комнатами в традиционном японском стиле, в которых ютятся её подчинённые. Юбабу можно смело назвать эксплуататоршей, ведь на неё работает огромное количество бедных девушек и жаб, быт которых весьма прост в сравнении с богатством её покоев. Вспомните, как Рин мечтательно говорит о том, как она накопит денег, чтобы поехать на море — совсем как многие из нас.

Смысл мультфильма Унесённые призраками

Дзениба угощает путников простой едой

В то же время сестра Юбабы волшебница Дзениба живёт в скромной избушке, где занимается ручным трудом — прядёт, вяжет, сама готовит простую еду. Она никого не нанимает, но заколдованные спутники Сэн — птичка и мышь — по собственной воле помогают Дзенибе, к ним присоединяется и Безликий, который резко изменился к лучшему, когда покинул владения Юбабы.

Любое популярное произведение вызывает массу обсуждений и со временем обрастает сотнями трактовок от философствующих поклонников и недругов. Иногда они вводят в такое сильное заблуждение, что полностью меняют отношение к некогда любимой истории.


Поэтому сегодня мы разберем эту картину, основываясь в том числе на авторском видении и смысле, вложенном в свое произведение самим Хаяо Миядзаки.

Кратко о сюжете

не утратил своей популярности и по-прежнему занимает топовые места в рейтингах лучших фильмов мирового кинематографа.

По сюжету главная героиня Тихиро десятилетняя девочка переезжает с родителями в другой город. Заблудившись в новой местности, семья попадает в мир, наполненный колдовством, духами и различными существами. Родители из-за своего бесцеремонного поведения, несвойственного для японцев, почитающих культуру и этикет, превращаются в свиней.

И теперь Тихиро придется пройти ряд испытаний, чтобы спасти родителей и вернуться в обычный мир. Для этого она устроится на работу к злой колдунье Юбабе в бани, где клиенты это духи и различные божества.

О важности слов и имен


Мультфильм пропитан магией и колдовством. Большое значение играют слова и действия персонажей. От своего нового друга Хаку, Тихиро получает наставление — настойчиво требовать работы и ни в коем случае не отвлекаться от этой темы с Юбабой. Ведь если разговор пойдет в другую сторону, колдунья с легкостью завладеет душой и разумом Тихиро.


Расплата за бесцеремонность








Еще по заброшенной дороге к злосчастному туннелю им встречались знаки, но они не обратили на них внимание.


Сначала они проехали дерево, к которому прислонены обветшалые ритуальные врата, обозначающие в японской религии синто вход в потусторонний мир ками. А затем и свалку из домиков для подношений богам. Обычно такие домики украшают и приносят к ним еду, чтобы задобрить духов. А в таких заброшенных и грязных домиках могут обитать очень недовольные, злые духи.

Ну и сама статуя ками на входе в туннель также не вызвала у родителей никаких подозрений. Не говоря уже о том, чтобы вот так запросто разгуливать по опустевшему городу и набрасываться на угощение, приготовленное явно не для них.


Культ еды

В фильме настолько красочно показана еда, что многие фанаты, добыв рецепты, хвастаются в сети самодельными булочками на пару, которые мелькают в кадрах.

Кроме суши тут мы видим и традиционные японские блюда — рис с горохом, сладкий картофель, кальмар, начиненный рисом, бисквит кастелла, который маленькими кусочками ест Безликий в гостях у Дзенибы, звездочки-леденцы, которыми Рин кормит угольков. И много-много других блюд.


Еда в фильме также имеет метафорическое значение. Сладкий и горький пирожки для Тихиро и ее друзей — лекарство, способное избавить от душевной боли и спасти от смерти. Желание хорошенько наесться, которое испытывают не только родители Тихиро, но и работники бани, а также Безликий, символизирует неутолимый внутренний голод. Но об этом мы еще поговорим ниже.

О главных человеческих пороках

Сюжет с самого начала показывает нам к чему приводит человеческая жадность и невоспитанность. При взгляде на поведение родителей Тихиро даже удивительно, что девочка умеет вести себя сдержанно и более благоразумно.

О том, что такое аниме и почему его любит Илон Маск читайте здесь

Жадностью пропитано практически все окружение Юбабы. И сама она, больше всех погрязла в алчности и жажде наживы. Богатство и роскошь так затмили ее разум, что она не в состоянии отличить любимого сыночка Бо от подмены.


В фильме очень хорошо показано, как богатство способно ослепить человека, а шанс разбогатеть на халяву ставится выше цены собственной жизни.

Уникальность героев

Хаяо Миядзаки удалось показать всю суть сказочной истории без типичного разделения героев на злодеев и добрых. Все персонажи при взаимодействии друг с другом гармонично раскрывают обе стороны своей души — и хорошую и плохую. Эта нить прослеживается на протяжение всего фильма.

Рин, которая сначала грубит и тюкает Тихиро, после показана как заботливая и ответственная старшая подруга. Страшный и ворчливый Камадзи скрывает за своей внешностью добрую душу. Хаку оказался не таким уж идеальным, когда выяснилось, что он занимается темными делами по наставлению Юбабы. Жестокий, капризный и ленивый Бо, становится смелым, забавным и отстаивает справедливость. Даже Юбаба — злая, ужасная колдунья, тает от материнской любви и выполняет обещание.

И, наверное, самым красочным и говорящим перевоплощением остается поведение Безликого. Он тих и незаметен, если на него не обращать внимание, страшен и ненасытен рядом с подобными существами, немного стеснителен, озадачен и щедр с Тихиро, а в домике у Дзенибы скромен, воспитан и трудолюбив.

Инициация и вынужденное взросление Тихиро

С психологической точки зрения историю о Тихиро можно рассматривать, как проблему идентичности, становления личности через внутренний травматический мир маленькой девочки. Тогда весь фильм становится наполнен символами, а герои, встречающиеся на пути Тихиро — метафорические персонажи, отождествляющие собой страхи, проблемы, переживания в момент взросления.

В начале фильма мы видим как Тихиро тяжело дается переезд и разрыв с прошлой жизнью. Она кажется нам капризной и безучастной к происходящему, тогда как ее родители вполне довольны предстоящими переменами. Они оживленно беседуют, смеются, не обращая внимания на подавленное настроение дочери.


Тихиро испытывает беспокойство, страх. Ее пугает то что впереди и она не желает заглядывать в непонятное ей будущее. С похожими проблемами сталкиваются многие дети, если не получают поддержки от самых близких людей.

О творческом пути Хаяо Миядзаки можно прочитать здесь

События, в том числе и разрыв с родителями, заставляют Тихиро через душевную боль и страх адаптироваться к миру взрослых, преодолеть внутренние барьеры, взять ответственность за происходящее на себя. Она быстро учится и делает верные шаги, проявляя свои лучшие стороны и помогая другим.


Есть мнение, что мальчик-дракон Хаку это другая, сильная сторона, дух Тихиро, которая проявляется в момент расщепления личности. Она имеет свойство замереть в состоянии душевной травмы до поры до времени. Так же как Хаку служит колдунье и тайком помогает Тихиро прийти к свободе, эта сторона девочки ждет своего часа, чтобы либо избавиться от травмы, либо погрязнуть в ней навсегда.


Проблемы социализации

На примере Безликого проблема утраты личности и групповой идентичности раскрывается как нельзя лучше. Безликий одинок, потерян и несчастен. Присматриваясь к окружению и пытаясь соответствовать ему он поглощает все подряд, не успевая разобраться, нужно ему это или нет. Поэтому не получает ни насыщения, ни удовлетворения.


И здесь очень хорошо раскрыты принципы гештальта: подмена понятий и замена потребностей. По закону возникающий гештальт должен всегда иметь завершение. А если гештальт закрыть не удается, то возникает чувство неудовлетворенности, незаконченности, что приводит к сбоям и даже серьезным психологическим травмам.

Пытаясь чем-то заполнить чувство внутренней пустоты, люди зачастую пытаются достичь удовлетворения ложным пресыщением. Например, перееданием, чрезмерным общением, бессмысленной тратой денег или, наоборот, их накоплением.


Если вы заметили, то ужасный ненасытный дух, который поглощал в купальне еду вместе с личностями, за столом у Дзенибы ведет себя воспитанно и культурно. Теперь он не спеша и с удовольствием, маленькими кусочками ест угощение.

По возвращению Тихиро решает все проблемы уже спокойно, уверенно и без страха. Ведь Безликий, олицетворение ее групповой идентичности, нашел свое место. Хаку, как другая сторона ее личности, исцелился и вспомнил свое настоящее имя и прошлое, а воссоединение с родителями случится уже очень скоро.


Политический подтекст и домыслы фанатов

Тайна купален

В Японии омовение, посещение бань или купален на термальных источниках, важная часть древней культуры и религии. В синто считалось, что вода смывает грязь не только с тела, но и души, оздоравливая и очищая человека телесно и духовно.

Раньше бани в Японии строились при храмах только для священников. Позже появилось и их коммерческое назначение. В период Эдо стали появляться бани, особенностью которых были пикантные услуги молоденьких девушек — Юна (湯女 — женщина горячей воды или попросту баньщица).Однако не все Юна в банях оказывали такие услуги или же занимались проституцией после закрытия заведения.

Также автор обращает внимание на то, что в японской озвучке фильма девушек купален называют — Юна. Но как уже было сказано, Юна это всего лишь банщица и не обязательно проститутка.

Так почему же бани?

Поместив действие сюжета в японские бани, Миядзаки наконец-то воплотил свою давнюю задумку, которая не давала ему покоя с детства. Посещая бани ребенком, там он впервые увидел картину в западном стиле. Но больше всего его привлекала крошечная дверца в главном зале купален. Ему казалось, что за ней кроется что-то необычное, таинственное.


Что хотел Безликий от Тихиро

Версия о сексуальном интересе Безликого к юной героине и вовсе абсурдна. Этот персонаж — вымышленный бог Каонаси, своеобразный бог-бродяга, как говорит сам Миядзаки в интервью. Безликий олицетворяет современную Японию, показывая, что никакие богатства не могут сделать человека счастливым. Также Миядзаки говорит, что ему было любопытно, как отнесутся зрители к такому персонажу.

Единственное, почему Безликий проявил интерес к Тихиро, так только потому что она единственная, кто оказала ему внимание и вежливое отношение.

Проблема экологии

Миядзаки в интервью отрицает явный акцент экологических проблем в мультфильме, подчеркивая, что это не его задача. Однако он признается, что делится личным опытом, а в его произведении явно прослеживается любовь к природе.

О секретах и скрытом смысле мультфильма про Тоторо читайте здесь

Однажды Миядзаки участвовал в очищении реки возле дома. И с ее дна люди вытащили велосипед. Сюжет с Духом помоек, который оказался речным божеством, переполненным грязью и мусором, основан на вполне реальной истории автора. Подобная ситуация происходит по всему миру. И это огромная проблема человечества.


В другом сюжете говорится о иссушенной реке. Это лишило Хаку — Хозяина янтарной реки своего дома и он был вынужден искать пристанище в другом месте. И такую тенденцию мы наблюдаем в любой стране мира. Ради новых коммерческих проектов люди уничтожают заповедные земли и самые красочные уголки, убивая все живое.

О культуре и негативном влиянии Запада

Негативное влияние запада показано в некоторых сценах. В то время как работники купален носят традиционную японскую одежду, колдунья Юбаба одета по европейски, а интерьер ее комнат очень отличается от обстановки других помещений.


Семья Тихиро также одета на европейский манер. Это указывает на противопоставление культур, особенно заметном на фоне классической японской архитектуры и атмосферы мистического города.

Так о чём же мультфильм

Волшебная сказка придумана автором специально для девочек возраста Тихиро. По словам Миядзаки, для десятилетних зрительниц еще не было создано такой истории, которая бы затрагивала их настоящие интересы. Все фильмы либо показывали период взросления через влюбленность, а главные герои больше похожи на вымышленных.


Каждый почерпнет что-то своё

  • отношения детей и родителей, семейные ценности
  • уважение к своим традициям, культуре и обычаям
  • одиночество и социальная адаптация
  • проявление главных пороков человечества
  • становление и сохранение личности
  • борьба с внутренними страхами и поиск истины

Но что бы ни говорил автор и многочисленные трактовки, каждый увидит в этой волшебной, трогательной и немного грустной истории что-то свое.


Какова истинная задумка мультика, знает только его создатель. Но большинство образов поддаются декодированию, поэтому если постараться, то можно дойти до самой сути аниме.

В мультфильме затронуты следующие главные темы:

  • Сила имени и слова;
  • Взросление и вхождение во взрослую жизнь;
  • Отсутствие деления на хороших и плохих.

Подробный разбор каждой темы

Каждую тему нужно разобрать более детально.

Сила имени и слов

Слова в мультике наделены магической силой. Им досталась главная роль в высвобождении Тихиро и его семьи. Хаку всегда просил Тихиро не вестись на хитрости Юбабы и настаивать на работе, что девочка и делала.

Юбабе хорошо известно, что стоит Тихиро отвлечься и поддержать другую тему для разговора, злая колдунья завладеет девочкой и ее семья больше никогда не возвратится домой.

Но это известно и Тихиро. Именно поэтому она так требовательно просит о работе у волшебницы, не обращая внимания на отвлекающие маневры.

Если Юбаба спрашивает, кто помог девочке, та не отвечает, поскольку знает, что ее ответ может только нанести вред Хаку, Камадзи и Рин.

Но о деньгах речь пойдет позже.

Забрав у девочки ее настоящее имя, колдунья лишает ее памяти, что не позволяет ей высвободиться и вернуться к прежней жизни. Только со своими именами Хаку и Тихиро могут обрести свободу. Также такая подмена имени является знаком смерти, а возвращение прежнего – воскрешение.

Взросление, инициация и вхождение во взрослую жизнь

Тихиро проходит инициацию, в результате которой наступает адаптация к взрослой жизни. В самом начале мультика, когда зрителей знакомят с персонажами, сильной симпатии к Тихиро не возникает.

Она кажется капризной девочкой, которая ничего не хочет делать, уныло раскинулась на заднем сидении, пока папа ведет машину.

Приблизительно в таком же состоянии пребывает Бо – маленький сын колдуньи Юбабы. Он вредный, злой, жестокий, занимает большое пространство, но толку от него никакого.

Только когда он принял облик мыши и побывал у Дзенибы, его характер изменился в лучшую сторону. Тихиро ожидают более весомые изменения.

Юбаба с нежеланием устраивает Тихиро на работу. Первые свои рабочие обязанности она выполняет очень плохо. Рин всегда упрекает помощницу, и это не удивительно.

Но Сэн очень быстро реабилитируется и показывает себя с лучшей стороны, выполняет самые трудные поручения, например, избавление от Безликого.

Даже сварливая Юбаба довольна ее результатами. Тихиро в мире призраков учится взрослеть, нести ответственность, принимать решения в спорных вопросах, выполняет не только свою, но и чужую работу, по своей инициативе помогает другим и, самое главное, спасает Хаку и свою семью.

В мультике нет никакого деления на положительных и отрицательных героев. В каждом персонаже есть и хорошие, и плохие черты характера, которые постоянно меняются при взаимодействии героев между собой. Даже Хаку нельзя назвать идеалом, поскольку он вынужден воровать и выполнять другую грязную работу Юбабы.

Характер Тихиро также кажется плохим, но постепенно в ней проявляется доброта, порядочность, смелость и отзывчивость. Герои, которые поначалу презрительно относятся к Тихиро, а именно Рин и Камадзи, в дальнейшем меняют свое мнение о ней в лучшую сторону и помогают спасти ее родителей.

Такие разносторонние характеры героев значительно выделяют аниме на фоне типичных детских мультиков, где есть четкое понимание злых и добрых персонажей. Яркий тому пример — Безликий, который умело меняет характер. При общении с другими, он умело отзеркаливает их черты.

Будучи вместе с Тихиро, он стеснительный и добрый предлагает ей помощь. С другими работниками он ведет себя как жадный зверь, поскольку они проявляют себя с такой негативной стороны. Он остается с Дзенибой. Она намеривается его перевоспитать и научить выполнять более полезные и хорошие дела, а не поедать жаб.

Основные смысловые посылы сюжета мультфильма

Алчность, жадность, стремление нажиться

Большинство персонажей в разных ситуациях становятся жадными и алчными, что всегда губительно сказывается на них. Сюжет завязывается на том, что родители Тихиро превращаются в свиней.

Это объясняется тем, что они без разрешения взяли и съели еду, которая была предназначена в дар божественным силам, тем самым проявив свою жадность и невоспитанность.

Юбаба вместе со своими работниками очень любят деньги и золото. Ради богатства они пойдут на все, принимают любые подарки от Безликого, за которым некоторым пришлось поплатиться – Безликий просто проглотил их живьем.

Стоит сказать, что Тихиро всегда сообразительнее других. Она может узнать Хаку, даже если он принял обличие водяного дракона. Она догадывается, что среди всех свиней нет ее родителей, но при этом Юбаба убеждает ее в обратном.

Это связано с тем, что девочка ни на минуту не забывает о своей главной цели – спасти семью. Юбаба же ничего не видит, кроме золота. Очень долго она не может понять, что ее собственного ребенка подменили, несмотря на то, что любит его большего всего на свете.

Волшебная еда

Но еда наделена не только плохими свойствами. От нее также бывает польза. Хаку относит заговоренную еду Сэн, которая не позволяет ей не затеряться в мире призраков. Потом Речное Божество преподносит для девочки подарок – волшебный пирожок. Она делится им с Безликим и Хаку. Это помогает первому спастись от обжорства, а второму – избежать проклятия.

Загрязнение и разрушение окружающего мира

Анимационный мультик неоднократно отражает проблему нерационального потребления богатств природы. Наглядный тому пример – перемена, которая затронула Речное Божество. Оказавшись в купальне, от него исходит невероятное зловоние и его вид становится настолько ужасным, что Юбаба воспринимает его за Духа Помоек.

Еще один пример, который подтверждает нерациональное потребление природных ресурсов – слова папы Тихиро. Он сказал, что несколько лет назад было построено огромное количество развлекательных парков, которые на сегодня заброшены.

Такое пренебрежительное отношение к природе не может радовать. Помимо этого, призраки тьмы и живые люди не только не заботятся об окружающей среде, но и не думают о себе. Именно из-за этого были наказаны Безликий и семья Тихиро, а также в некотором смысле Хаку, который съел заколдованного червя, подкинутого Юбабой.

Необычные правила колдовства мира призраков

В мире призраков можно добиться порядка только благодаря установленным правилам, которые никто не может нарушать, даже самые величественные герои.

Изначально общение между Тихиро и Хаку выглядит как лекция о правилах, которые неуклонно нужно выполнять. Это идет наперекор всем привычным русским сказкам, где обязательно есть правило, которое кто-то нарушит (не пить воду из колодца, не ходить через лес).

Пример непоколебимого правила – соглашение между Юбабой и ее подчиненными. Несмотря на то, что Юбаба до последнего не собиралась брать Тихиро на работу, она все же согласилась, напоминая о том, что держит обещание.

Потом Тихиро предстоит распознать своих родителей в телах свиней. Это является еще одним правилом, без которого Юбаба не сможет ее освободить. В завершении Хаку просит Тихиро не оглядываться назад, когда она будет уходить из мира призраков. Тихиро знает, что правилам нужно следовать, поэтому ничего не нарушает.

Негативное влияние Запада

Зритель, наверное, заметил, что только один герой имеет европейский вид – колдунья Юбаба. Она одета в европейскую одежду, вся ее мебель и комнаты обставлены по-европейски. Это очень выделяется на фоне минималистичных комнат, оформленных в японском стиле, которые отведены для работников.

Юбабу без сомнения считают эксплуататоршей, поскольку она берет на работу много бедных девочек и жаб, жизнь которых весьма проста по сравнению с ее роскошными апартаментами.

В одной сцене Рин мечтает о том, как соберет много денег и поедет отдыхать на море.

Волшебница Дзениба, сестра ведьмы, живет в очень простеньком домике, где проводит все время за ручной работой: вяжет, готовит, прядет. Она никогда не нанимает себе рабочих.

Мышь и птичка по своей воле оказывают ей помощь. Со временем к ним подключается Безликий, который в один момент резко поменялся в лучшую сторону, когда решил оставить Юбабу.

Безусловно, такой маленький анализ мультфильма не позволяет полностью раскрыть и понять его смысл, но многим он поможет понять направление мыслей создателей аниме.

Большинство героев, которые были придуманы Миядзаки, уходят глубоко в мировой и японский фольклор. Чтобы полностью понять тот или иной образ, нужно хорошо знать мифологию и обычаи разных народов мира.


Недопонимание в творчестве Миядзаке возникает, как по мне, как раз из-за его ярких образов и персонажей. Например, люди часто ищут информацию о Безликом в японской мифологии. Проводят параллели между ним, и какими-нибудь ёкаем, в то время как он является вымыслом автора, и не имеет мифологического бэкграунда.


Именно это является центральной темой картины, ведь она рассказывает не о том, как Тихиро была похищена призраками, и как она спасалась, а как ей приходится становиться взрослым, самостоятельным человеком, будучи оторванной от привычного ей общества

Если конкретней, 10-тилетняя девочка Тихиро вместе с родителями переезжает в новый дом. По пути они случайно попадают в духовный мир, её родители превращаются в свиней, а она сама вынуждена работать в бане на ужасную хозяйку Ёбабу.

Когда она только попадает в духовный мир, а её родители проходят через метаморфозу, она панически закрывает глаза в надежде, что все это сон, который исчезнет. Затем она очень быстро снова открывает глаза и обнаруживает, что и сама медленно исчезает. Нашедший её Хаку говорит, что она должна съесть еду из духовного мира, иначе тоже исчезнет. Сначала она отказывается, но затем соглашается, снова беря под контроль свои чувства.

Она должна съесть пишу из духовного мира, чтобы стать его частью и у девочки по сути нет выбора, иначе она исчезнет. Этот маленький эпизод наглядно символизирует, что значит быть брошенным в незнакомом суровом мире. И у вас нет другого выбора: вы либо адаптируетесь, либо исчезните.


Путь человека

Но если первая метафора сродни какой-то эзотерике, за ней в остальной части следует куда более серьезная метафора на превращение во взрослого человека. В первую очередь Миядзаки делал этот фильм для девушек и девочек. Однажды он рассказывал, что Япония дает девушкам продукты, где все концентрируется на романтике. Смотря на всех своих подруг, он понимал, что это совершенно не главная вещь, которая им нужна. Она даже не второстепенная. Хаяо захотел снять фильм, где девочка будет полноценной главной героиней.

В фильме рассказывается о рабочем мире и об апатии, которая не вызывает у подростка беспокойства, а наоборот игнорируется в силу юного возраста, но все таки стоит на фоне. Это очень важные темы, но, возможно, одна из самых ключевых – не оглядываться назад.


Как уже было сказано, Тихиро оказывается в духовном мире одинокая, измученная и напуганная, однако пути назад уже нет. Мы видим, как в последующем она развивается, начинает брать под контроль свою жизнь и учится доверять самой себе. Конкретно этот момент хорошо иллюстрирует сцена, когда она едет в поезде к сестре Ёбабы. Уходя все дальше и дальше в неизвестность, вагон становится все более пустым, пассажиры покидают его и в случае чего – помощи просить не у кого. Но Тихиро это уже не нужно, ведь она независима.

Силу, которую приобретает героиня, хорошо видно на фоне её окружения – почти все существа духовного мира олицетворяют жадное общество, которое хочет наживаться на других, чего бы это не стоило. И в таком обществе особо трудно расти. Люди будто бы и не хотят ничего слышать о том, о чем действительно их просят. Точно так же как и Безликий, который пытается раз за разом дать Сэн денег, хотя они ей не нужны. К слову, я слышал, есть теория, что на самом деле он предлагает ей деньги в обмен на сексуальные услуги… Но сколько в этом правды мы разберем в другой раз.

Во время поездки также она замечает на одной станции таинственную девушку, которая исчезает и остается позади. Считайте – это детство героини, которое прошло. Она закрывает глаза и больше не смотрит назад.


Это очень мощный посыл для женщин и девушек, как в японском, так и в нашем токсичном обществе. Многие девушки с детства живут в окружении, которое так или иначе пытается им что-то навязать или контролировать их. Из-за этого многие из них растут неуверенными в себе. Например, в той же Японии часты случаи, когда женщины часто извиняются, даже когда ничего не сделали.

Да, можно сказать, что это хороший совет для всех людей. Но из-за того, как часто женщины поддаются стигматизации – это было революционное послание в особенности для маленьких девочек.

Возможно, после первого просмотра вам может показаться, что в нем много бессмысленного или очень трудного символизма, однако пересматривая его, как это часто и бывает, концепции переосмысливаются. И этот смысл хорошо доходит как до ребенка, так и до взрослеющего человека, начинающего все же чувствовать ту самую апатию, связанною с обществом работы.

Читайте также: