Умар ибн аль хаттаб биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА УМАРОМ

После того как ‘Умар принял ислам, многобожники стали чинить ему всевозможные препятствия, что часто приводило к стычкам между ними. Во времена джахилийи ‘Умар был известен своим красноречием и храбростью, в исламе же приобрели известность его сила, справедливость, аскетизм, милосердие, знание и осведомлённость в области фикха. Он был здравомыслящим человеком, и в нескольких случаях его желания совпали с тем, что впоследствии было ниспослано в Коране. Как, например выбор места Ибрахима для совершения молитв и совет матерям правоверных появляться на улицах в покрывалах. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) порадовал ‘Умара (да будет доволен им Аллах!) вестью о рае и о том, что он станет шахидом.

МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ‘УМАРА

Будучи халифом, ‘Умар проявил себя как искусный политик, отличавшийся решительностью и хорошо продумывавший свои шаги. Он организовал административную и финансовую системы государства, намечал планы новых завоеваний, обеспечивал управление завоёванными территориям, стоял на страже интересов своих подданных и следил за соблюдением справедливости на территории страны. Он ничего не позволял себе брать из общественных средств (байт аль-маль), за исключением одной зимней и одной летней одежды, а так же верховой верблюдицы, что же касается его содержания, то оно соответствовало содержанию среднего мухаджира. Следует отметить, что послания, которые ‘Умар рассылал наместникам разных областей, свидетельствовали о глубоком понимании им своей ответственности перед Аллахом и своими подданными, уповании на Аллаха и вере в свои силы.

ВАЖНЕЙШИЕ СВЕРШЕНИЯ ‘УМАРА

Ниже перечислены важнейшие свершения ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах:

1. Основание государственных учреждений (диванов). Так, например, им был основан военный диван, что примерно соответствовало современному министерству обороны, и диван хараджа (поземельного налога), функции которого были подобны функциям министерства финансов.

2. Учреждение общественной казны (байт аль-маль), назначение судей и писцов, введение летоисчисления по хиджре в качестве основы для календаря исламского государства и организация почтовой службы.

3. Вместо того чтобы разделить завоеванные земли между воинами, как это обычно делалось прежде, ‘Умар оставил их в руках коренных жителей, которые должны были выплачивать только поземельный налог.

4. ‘Умар разделил завоеванные земли на провинции и назначил управлять каждой из них наместника, получавшего из общей казны установленное жалованье. Наместников он выбирал из числа тех, кто был известен своим благочестием и административными способностями, не обращая внимания на происхождение этих людей.

5. По его приказу в завоеванных странах было основано несколько городов, например, Басра и Куфа в Ираке, Фустат в Египте и ряд других, каждый из которых должен был стать центром исламского государства в данном регионе.

ЗАВОЕВАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ‘УМАРА

‘Умар уделял большое внимание продолжению джихада, распространению ислама и осуществлению дальнейших шагов по завоеванию Ирана и Византии, начало которому было положено Абу Бакром.

ЗАВОЕВАНИЕ ИРАНА И ИРАКА

Убедившись в том, что мусульманские войска на территории Шама находятся в безопасности, ‘Умар сосредоточил все свои усилия на завоевании Ирана и Ирака.
Он счёл это дело настолько важным, что хотел даже сам повести туда войска, однако на совете мусульман было решено, что ему следует остаться и поручить возглавить войска кому-либо из виднейших сподвижников. ‘Умар согласился с этим мнением и назначил командующим Са’да ибн Абу Ваккаса.

СРАЖЕНИЕ ПРИ КАДИСИИ (15 г. х.)

Са’д ибн Абу Ваккас двинулся на Ирак, который в те времена являлся частью Ирана, и показал пример правильного руководства и верной политики, осуществлявшейся на основе исламских принципов. Когда персы почувствовали надвигающуюся опасность, их царь Йездигерд собрал хорошо обученную и снаряженную армию, численность которой историки определяют в 80 000 человек. Эту армию, с которой шли 33 боевых слона, возглавлял опытный полководец Рустам. Когда два войска сошлись, Рустам попросил Са’да, чтобы тот направил к нему умного и знающего человека, которому он мог бы задать несколько вопросов. Его интересовала причина удивительной перемены в арабах, которые всегда были покорны Ирану и удовлетворялись получением съестных припасов в случае голода или при совершении набегов.

Во время этого сражения много трудностей мусульманам доставили боевые слоны, которые пугали не привыкших к их виду арабских коней. Однако герои ислама выстояли и сражались, пока Аллах не помог им одержать победу. На четвёртый день боя Аллах послал сильный ветер, который разметал лагерь огнепоклонников, после чего они обратились в бегство, а их предводитель погиб. Всего же погибло 10 000 персов и около 2 500 мусульман.

Послав мусульманам победу в этом решающем бою, Аллах поддержал Свою религию и возвысил Своё слово, в результате чего мусульман стали бояться и арабы, и неарабы, руководство и справедливость ислама распространились, а неверия и многобожия стало меньше.

Такой совет разъярил представителей византийской знати, которые подумали, что ослабевший император решил отдать страну побеждающим захватчикам. Ираклий действительно проявил слабость, поскольку, испугавшись гнева собственной знати, он решил сразиться с мусульманами, хотя и был убеждён в неизбежности своего поражения. Собрав возмущённую знать, Ираклий направился в Химс, где собрал огромную и хорошо снаряженную армию для сражения с мусульманами.

БИТВА ПРИ ЯРМУКЕ (15 г. х.)

Увидев, что мусульмане одерживают победы одну за другой, император Византии Ираклий собрал все свои силы, во главе которых поставил своего брата. Византийцы сосредоточились у реки Ярмук, одного из притоков Иордана, а на другом берегу заняла позиции мусульманская армия под командованием Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха. Он поручил Халиду ибн аль-Валиду построить войска, и тот выстроил их в прекрасный боевой порядок, который прежде был незнаком арабам. Мусульманские конники храбро атаковали византийцев, благодаря чему им удалось отсечь византийскую кавалерию от пехоты. После гибели тысяч византийских всадников кавалерия бежала под ударами доблестной мусульманской конницы, а затем мусульмане обрушились на пехотинцев, которые гибли в бою или тонули в реке. В битве при Ярмуке погибло более ста тысяч византийцев и около трёх тысяч мусульман.

ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТАВ те времена Египет являлся одной из провинций Византии. Подобно византийцам, египтяне исповедовали христианство, однако те плохо обращались со своими единоверцами. Так, например, египтян душили налогами, и дело дошло до того, что их стали заставлять платить за покойников, позволяя хоронить мёртвых только после уплаты установленного налога.

Во главе четырёхтысячного отряда на Египет двинулся ‘Амр ибн аль-‘Ас. Он пересек Синайскую пустыню и в конце 18 г.х. появился у аль-‘Ариша, который был занят без боя, поскольку в нём не было византийского гарнизона. Затем он двинулся на аль-Фараму, которая была взята после полуторамесячной осады в начале 19 г.х. Во время этой осады египтяне оказывали мусульманам помощь. Далее ‘Амр направился к Бильбайсу, которым он овладел после месяца непрерывных боёв. Затем он осадил крепость Умм Дунайн, за которую разгорелось ожесточённое сражение. Византийцы укрылись за стенами одной из самых неприступных своих крепостей Бабайлун, которую мусульмане осаждали, пока Аллах не помог им одержать победу, а потом победы следовали одна за другой, и в конечном итоге Египет стал провинцией исламского государства.

КОНЧИНА ХАЛИФА ‘УМАРА ИБН АЛЬ-ХАТТАБА

‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, погиб от рук Файруза, которого называли так же Абу Лю’лю’а. Он был огнепоклонником и являлся рабом аль-Мугиры ибн Шубы. Как сообщается, он пришел к Умару с жалобой на завышенность хараджа, на что Умар сказал ему, что его харадж невелик, и Файруз ушел, затаив злобу. Однако была ли в этом истинная причина убийства? Известно, что Абу Лулу водил дружбу с иудеями, и особенно часто его видели с ними накануне убийства. Аллаху ведомо все лучше!

Файруз убил ‘Умара отравленным кинжалом с двумя лезвиями, нанеся ему шесть ударов. Смертельной оказалась рана ниже пупка. Файруз совершил покушение на ‘Умара во время утренней молитвы 23-го зуль-хиджжа 23 г.х. Он нанёс свои удары в то время, когда ‘Умар произносил слова такбира на утренней молитве, после чего выбежал из мечети и стал наносить своим кинжалом удары каждому встречному, в результате чего ранения получили 13 человек, более половины из которых скончались. Поняв, что его обязательно схватят, Абу Лю’лю’а заколол себя этим же кинжалом, а халифа перенесли домой. Он прожил ещё три дня и скончался в среду за 4 дня до конца месяца зуль-хиджжа 23 г. х. Его сын ‘Абдуллах ибн ‘Умар обмыл тело отца, завернул тело в саван и совершил заупокойную молитву, после чего ‘Умар был похоронен рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) и Абу Бакром. Его правление продолжалось десять с половиной лет, и да воздаст ему Аллах благом!

Один из признаков того, что Господь доволен своим рабом — это что Он приводит его к совершению благих поступков и удерживает его от дурных поступков. Это подтверждается словами Аллаха:

Но если человек испытывает затруднения, мешающие совершать благие дела, и сторониться запрещенного — да упасет нас от этого Аллах — тогда это признак того, что Аллах не доволен им.

Аллах также разъяснил в Своей Книге, что признаком довольства Аллаха Своим рабом и Его руководства служит то, что Он открывает его сердце для истинного руководства и истинной веры. А признаком заблуждения и удаленности от Прямого Пути является ощущение душевных страданий и сжатия в сердце.

В числе наиболее почитаемых и авторитетных мусульман в истории ислама часто упоминается Умар аль-Фарук ибн аль-Хаттаб (р.а.). Он является вторым праведным халифом (после Абу Бакра), и вся его жизнь после принятия религии Аллаха была направлена на её укрепление.

Биография Умара

Умар (р.а.) не был из числа первых мусульман. Ещё до того, как стать праведным верующим, он обладал большим авторитетом среди жителей Мекки, который, в том числе, был основан на его весьма крутом и суровом нраве. Вместе с тем Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто произносил специальную молитву, в которой просил Всевышнего обогатить общину верующих столь сильным духом человеком, как Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.). В итоге тот принял ислам на шестой год с начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.).

Этот аят произвёл на Умара (р.а.) большое впечатление, он тут же пошёл в дом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Увидев того, Умар (р.а.) упал на колени и произнёс слова шахады. Эта сцена поразила мусульман. Они начали произносить такбир настолько громко, что его было слышно у мечети аль-Харам, на территории которой тогда стояли истуканы, воспринимаемые мекканцами за божеств.

Достоинства 2-го праведного халифа

Приведём несколько примеров того, как высоко оценивается статус Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) мусульманами.

4. Благодаря тому, что членом мусульманской общины стал такой авторитетный мекканец, как Умар (р.а.), мусульмане вышли из подполья и стали более активно вести призыв (дагват).

Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) умер в 23 году по Хиджре (644 год по Милади). Ему тогда было 63 года. Причиной смерти стали ножевые удары, нанесённые Абу Лулуой аль-Маджуси. Убийство второго праведного халифа связано, вероятно, с проводимой им политикой в отношении Персидской империи (государства Сасанидов). Его похоронили в Медине, неподалёку от могил самого Мухаммада (с.г.в.) и первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.).

Период правления Умара (р.а.) длился больше десяти лет и считается одним из самых результативных в плане реализации государственных и общественных интересов.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!


Сын Хаттаба Умар является одним из великих сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он был на двенадцать лет моложе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В мольбах Пророк (мир ему и благословение) обращался к Всевышнему возвысить Ислам принятием веры Умаром бин Хаттабом.

Принятие Ислама Умаром бин Хаттабом (да будет доволен им Аллах)

То было время, когда Посланник (мир ему и благословение) мог проповедовать Ислам только скрытно, и все правители в Мекке думали, как бы ему навредить. В один день курайшиты собрались для обсуждения деятельности Мухаммада. Стоял вопрос об его убийстве. Но из всех собравшихся только Умар вызвался выполнить эту работу. Все согласились на это и разошлись в ожидании известия об убийстве Посланника (мир ему и благословение). Умар, опоясавшись саблей, тут же вышел и в поисках Посланника (мир ему и благословение) направился в сторону Сафа. Посланник же в то время находился среди своих сподвижников в доме Акрамы, в комнате Хамзы.

По пути Умар встретил Са’ду бин Абу Ваккаса. На вопрос, куда он направляется, Умар ответил, что идет убивать Мухаммада (мир ему и благословение). На эти слова Са’ду возразил, что тот не сможет убить Мухаммада, (он уже стал на сторону Пророка (мир ему и благословение)). Са’ду добавил, что не допустит этого, ведь Мухаммад (мир ему и благословение) из рода Хашима и Захары.

Направляемый ангелом милости, он попросил повести его к Мухаммаду (мир ему и благословение). Хабаб же, не помышлявший и во сне увидеть такое, услышав это наяву, очень обрадовался и поздравил Умара. Хабаб сказал, что на дуа Пророка (мир ему и благословение) Всевышний ответил приходом в Ислам Умара, и добавил, что Посланник (мир ему и благословение) молил Создателя возвысить, т. е. укрепить Ислам Абуджахлем и Умаром. От Айши передают, что Посланник (мир ему и благословение) просил возвысить Умара Исламом. Всевышний лучше знает, но эти оба предания тоже не противоречат друг другу.

Сердце Умара никак не успокаивалось – находиться в Исламе и проповедовать его тайно. Он обратился к Посланнику (мир ему и благословение), что если та вера, которую они исповедуют, правильная, то почему ее нужно скрывать?! Пророк (мир ему и благословение) ответил, что их мало и что они подвергаются гонению и поэтому приходится скрывать. Тут Умар поклялся Аллахом, пославшим Мухаммада пророком, что будет бороться с курайшитами и посетит все исламские маждлисы. Они вышли из дома и выстроившись в два ряда пред врагами, отправились в мечеть. Во главе одного ряда шел Хамза, второго – Умар, и они читали такбир так, что небеса плакали. Увидев в группе посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хамзу, курайшиты испугались, а при виде рядом с Пророком (мир ему и благословение) Умара и вовсе поникли. Посланник (мир ему и благословение) дал Умару имя Фарук, и религия, что была прежде скрыта, теперь стала явной. Для кафиров это было очень тяжело, и они говорили о бесполезности борьбы с ними, потому что их число больше мусульман.

Да не лишатся шафаата Посланникa Аллаха (мир ему и благословение) и бараката асхабов те, кто их любят.

Халиф

После того, как похоронили первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), правление халифатом перешло Умару бин Хаттабу (да будет доволен им Аллах).

Поднявшись на минбар он сел в стороне от того места, где садился Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), далее встал, воздав хвалу Аллаху, и прочитал благословение Пророку (мир ему и благословение), затем обратился к народу, чтобы произносили аминь, когда он читает дуа. От его чтения, казалось, что и дитя заплачет в утробе матери. Умар взывал к Аллаху, о том, чтобы он был добрым для покорных ему, и жестоким против врагов как ризк, но не как угнетение. Он просил, чтобы даже неверующим от него было только справедливое решение, но не угнетение, чтобы он стал тем, который не забывает Аллаха, т. е., чтобы во всех обстоятельствах, помнил о Нем, во всем вину взвалил на себя и попросил помощи придерживаться истинного пути.

Люди стали называть его амируль му'минин (повелитель правоверных), и Умар (да будет доволен им Аллах) не отрицал это прозвище.

Он являлется одним из десяти сподвижников, которых Посланник (мир ему и благословение) еще при жизни обрадовал вестью о рае. И в то же время, Умар (да будет доволен им Аллах) был самым богобоязненным. Пророк (мир ему и благословение) открыл науку сподвижнику Хузайфе, по которой можно определить мунафиков. Умар (да будет доволен им Аллах) каждый день спрашивал Хузайфу является ли он лицемером. Видя как Умар (да будет доволен им Аллах) боится Аллаха и, проявляя к нему искреннее сочувствие, Хузайфат плача говорил, что тот не является таковым. Подумав, что Хузайфат плачет из жалости, Умар (да будет доволен им Аллах) тоже плакал. Он очень боялся попасть в лицемерие, ему от этого даже становилось не по себе.

Смерть повелителя правоверных

Умару было 65 лет, когда он шахидом покинул этот мир. Умер он от руки раба язычника (маджуса). Причиной для убийства послужило отсутствие веры и черствость сердца. Смерть от кинжала неверного Умару только прибавила степень (макам).

После этого Умару приснился сон, что его три раза клюнул петух. Он понял, что приблизился его конец. Утром, совершив намаз в мечети, поднялся на минбар, рассказал про сон и сам же растолковал, что это несомненно к его скрой кончине. А то, что петух поклевал, то это есть неараб, который его убьет. И если мне удастся назначить вам правителя, то назначу, того, кто будет лучше меня. Но если смерть моя будет мгновенной и мне не удастся назначить преемника, то вы прислушайтесь к мнению этих шести человек. И далее он назвал их имена: Али бин Абу Талиб, Усман бин Афван, Тальха бин Убейда, Зубайру бин Авам, Абдуррахман бин Авф и Саъду бин Абу Ваккас. Также к Умару пришел Каъбуль Ахбари, который сообщил ему, что пора готовиться к смерти. Он сказал, что ему осталось только три дня жизни. Умар спросил, откуда тот узнал об этом. Ахбар ответил, что он нашел в Таврате его сыфаты и по описанию в нем это так. После этого, еще через два дня Ахбар вновь пришел к Умару и сообщил, что остались одни сутки. В это время и проклятый язычник замышлял об убийстве Умара. Он изготовил острый крепкий кинжал, на его лезвие нанес яд и ждал. В среду халиф отправился на утренний намаз, прозвучал азан, икамат. Люди встали в ряды, он же вошел в михраб и вступил в намаз. Язычник же, подобно кошке, пробрался среди людей и встал в первый ряд. Он сзади нанес три удара кинжалом Умару и начал пробираться к выходу между рядами. Лев, который не отступал при встрече даже целого войска, упал сраженный ударом сзади. Герой, который не знал отступления, даже при нападении огромного числа врагов, смягчился под ударами тайного врага. Тут же Умар окликнул Абдуррахмана бин Авфа и поручил ему завершить намаз. Люди погнались за убийцей. Он же беспощадно оборонялся кинжалом и ранил около тринадцати человек. Из них шестеро получили смертельное ранение. Но все же джамаат поймал Абу Луълуат. Когда он понял, что ему не выбраться, сам себя прикончил там же. Умара со смертельными ранами понесли домой. Он спросил у сына Абдуллаха, кто его убил. Сын ответил, что это был Абу Луълуат. Тогда Умар воздал хвалу Аллаху, что умирает от руки неверующего. Весь этот день он провел в предсмертной агонии. Ему очень хотелось быть погребенным возле Пророка (мир ему и благословение) и отправил сына Абдуллаха к матери правоверных Айше с просьбой разрешить похоронить его там. Айша дала такое разрешение, чтобы его похоронили возле ее отца Абу Бакра. К вечеру халиф был похоронен и воссоединился в худжре с Пророком (мир ему и благословение). Есть еще версия, что он прожил после ранения три дня и на четвертый день умер, или, что умер в понедельник. Но не наше это дело выискивать противоречия, давайте это оставим на Всезнающего Аллаха. Заупокойный намаз по нему совершили за Сухайбом, и так проводили повелителя правоверных в путь. Вот так, оставив рыдать Ислам, райские гурии повели в Джаннат светоча обитателей Рая.

Да будет тебе дозволенным Рай, Умар бин Хаттаб, о тот, которого сделали отцом вдовы и сироты, справедливости которого весь мир удивлялся.

Текст с аварского перевел Омаров М.



Умар был выдающимся государственным деятелем и незаурядной личностью.

Детство и жизнь до принятия ислама

Умар родился через 13 лет после года слона в Мекке (ныне Саудовская Аравия) около 581 года в клане Ади племени курайшитов. Принадлежал к семейству среднего класса, но сумел стать грамотным, и был известен своей физической силой, став чемпионом по борьбе. В доисламское время невежества, он получил образование от своего отца, Аль Хаттаба. Умар был обязан пасти верблюдов каждый день, поэтому привык терпеть трудные и изнурительные дни и получать пощечины, если его работа была плохо выполнена. Этот опыт помог сделать из него терпеливого и храброго человека.

Крепкого мощного телосложения, белокожий, красивый лицом, высокий и сильный. Речь его звучала оскорбительно и громко, как удары хлыста.

До того, как принять ислам, Умар был одним из самых враждебно настроенных против ислама людей. Он сам говорил, что поклоняется идолам, которые вырезал своими руками. Чрезмерно увлекался алкоголем и женщинами.

Позже он занялся торговлей. Много путешествовал с собственными караванами и со своим богатством до северной части Аравийского полуострова и спускался на юг. Так он постепенно разбогател. Уже в молодом возрасте был не только богат и красноречив, но в то же время очень боялся за свою власть.

Он был одним из самых известных людей, который раздражал мусульман своей жестокостью и свирепостью, поэтому многие из них отчаянно нуждались в том, чтобы он принял ислам.

Как Умар принял Ислам

‘Умар ибн Аль-Хаттаб был курайшитом. Его отца звали Аль-Хаттаб ибн Нуфейль ибн ‘Абдуль-‘Узза ибн Риях ибн ‘Абдуллаh ибн Карт ибн Разах ибн ‘Удей ибн Ка’аб ибн Лю’ай.

‘Умар стал мусульманином в возрасте 26 лет. До него Ислам приняли около сорока мужчин и десяти женщин.

Известно, что, будучи язычником, ‘Умар ибн Аль-Хаттаб был очень враждебно настроен к Пророку Мухаммаду и собирался его убить.

Знакомство с Пророком

Умар ибн аль-Хаттаб вначале был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом. После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос наследования. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб.

Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу.

Наследником по завещанию Абу Бакра стал Умар.

Религиозная и государственная деятельность

Когда Мухаммад впервые провозгласил свое послание ислама, Умар считал, что эта религия – еретическая риторика против курайшитов и их предков, и решил убить Мухаммеда. Однако по дороге в дом Мухаммеда его остановили, сообщив о том, что его сестра приняла ислам. Умар был возмущен этой новостью. Он пошел и постучал в дверь своей сестры. В то время их было трое в доме. Там была Фатима ибн аль-Хаттаб, его сестра, его шурин Саид ибн Заид и учитель, который пришел, чтобы научить их Корану. Умар ибн Хаттаб распахнул дверь, вошел и начал избивать свою сестру и зятя. И вдруг он заметил кровь на их ранах и сразу остановился. Ему стало жаль родную сестру. Немного успокоившись, спросил, что они делали. Ему принесли пергамент, где были написаны части из Корана. После прочтения Корана он мгновенно изменился. Вместо того чтобы убить Мухаммеда, он решил принять ислам.

Умар был частью первой эмиграции в Медину и стал важным спутником Мухаммеда. Он участвовал во всех мусульманских сражениях против курайшитов. Его положение в государстве было отмечено браком Мухаммеда с его дочерью Джафшей в 625 году. После смерти Мухаммеда Умар был в таком отчаянии, что угрожал обезглавить любого, кто скажет, что Мухаммад мертв.

Первым преемником Мухаммеда стал Абу Бакр. Во время короткого правления Абу Бакра в качестве Халифа, Умар был его важным советником, и тот выбрал Умара своим преемником до своей смерти. Умар стал халифом в 633 году.

Во времена Халифа Умара исламская империя росла беспрецедентными темпами, завоевав Ирак и часть Ирана у Сасанидов и, тем самым, положив конец этой империи. Египет, Палестину, Сирию, Северную Африку и Армению отняли у византийцев. Умар также кодифицировал Исламское право и был известен своим простым образом жизни и скромной жизнью. Известная история рассказывает о том, как он прибыл в Иерусалим, идя рядом со своим верблюдом, на котором сидел его слуга.

На протяжении всей этой замечательной экспансии Умар тщательно следил за общей политикой и утверждал принципы управления завоеванными землями. Строение поздней исламской империи (в том числе юридическая практика) во многом связано с ним. Умар учредил регистр пенсий воинов, открыл исламский календарь, создал должность кади (судьи).

Умар ибн аль-Хаттаб был убит в 644 году персидским рабом, разгневанным личной ссорой с Умаром. Он нанес халифу шесть ножевых ранений, когда Умар молился в мечети Аль-Набави. Аль-Фарук умер два дня спустя, и похоронен рядом с Мухаммедом и Абу Бакром. Перед смертью он назначил Совет из шести человек, чтобы избрать своего преемника. После длительных переговоров они пошли на компромисс, избрав Усмана ибн Аффана.

Могущественный правитель, неумолимый по отношению к обидчикам, сам аскетичный до жесткости, Умар пользовался всеобщим уважением и авторитетом за свои справедливые решения. Его роль в формировании раннего исламского общества получила безусловное признание.

Семья

Как и у многих знатных арабов, семья Умара была большая. У него было много жён и детей. Он был женат сразу на трёх женщинах ещё до принятия ислама. Когда же он узнал, что Коран запрещает жениться на неверных, он собрал всех своих жён и предложил им принять ислам. Они отказались, и ему пришлось развестись со всеми.

После этого он взял в жёны других женщин. Один из детей Умара, Абдуллах, принял ислам раньше своего отца на год. Впоследствии он стал известным богословом.

Ранняя биография

Умар родился примерно в 585 году. Он принадлежал к роду, который традиционно выполнял роль посредников в межплеменных конфликтах, поэтому его самого часто приглашали помочь кому-то решить спор. В молодости Умар был пастухом, а затем занялся торговлей.

Завоевательные походы

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 г. пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 г. после 6-месячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман.

Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.


Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636—637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили её.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 г. арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 г. в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

В исламской религиозной истории Умар играет роль, аналогичную христианскому апостолу Павлу. Этот суровый и вспыльчивый человек с самого начала был противником ислама. Когда он услышал, что Мухаммед проповедует новую религию и отвращает арабов от веры предков, он решил его убить.

По дороге к нему он увидел своего знакомого, который сказал ему, что его сестра с мужем приняли ислам. Он поспешно возвратился домой и застал сестру и её мужа, читающих Коран. Тогда он стал их избивать, пока не устал. После этого он решил посмотреть, что за книгу они читают, в результате чего сам заинтересовался новым учением.

Однако Умар отправился к Абу Джахлю, самому беспощадному гонителю мусульман, и прямо сообщил ему о своём поступке. После этого язычникам пришлось присмиреть и считаться с приверженцами новой религии. Умар собрал вокруг себя множество народа, который теперь мог открыто молиться в разных местах.

Однажды они совершили коллективный молебен (намаз) возле Каабы – священного храма, который до тех пор являлся оплотом язычников. С этого времени Кааба стала мусульманской святыней.

Взятие Иерусалима

При халифе Умаре мусульманские войска после 4-месячной осады овладели Иерусалимом.

После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим.

Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения храма Гроба Господня. Затем Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо к Аллаху. Софроний привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и помолился.

Реформатор

Став государственным деятелем, Умар правил мудро и достойно. Он инициировал ряд реформ в разных сферах жизни халифата. Вот некоторые из них:

Реформы

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом, а немусульмане — налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов.

Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637—638 гг. была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама — с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и прелюбодеяние.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Государство

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса — на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры.

Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально — сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий.

Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 18216
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: