Укие э это кратко

Обновлено: 30.06.2024

(япон. — образы повседневного мира), направление в японской живописи и ксилографии XVII—XIX вв., отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с бурным развитием городской жизни. Распространение получили сюжеты из жизни торгово-ремесленных слоёв, сцены из спектаклей театра кабуки, портреты актёров и красавиц, пейзажи конкретных мест Японии. Мастера укиё-э — Моронобу, Харунобу, Сяраку, Утамаро, Хокусай, Хиросиге, Тоёкуни — достигли особых успехов в цветной ксилографии.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "укиё-э" в других словарях:

Уки — Уки жерлянки Уки топоним Населённые пункты Россия Уки (Большеуковский район) деревня, Большеуковский район Омская область Уки (Уватский район) деревня, Уватский район Тюменская область Япония Уки (город, Япония) … … Википедия

Укиё-э — (буквально образы быстротекущего мира), направление в японской живописи и графике так называемого периода Эдо (1614 1868), отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с ростом городских торгово ремесленных слоев. У … Художественная энциклопедия

УКИ — указатель классов изобретений УКИ Управление по координации информации США … Словарь сокращений и аббревиатур

УКИЁ-Э — (японское образы повседневного мира), школа японской живописи и гравюры на дереве (17 19 вв.). Для укие э характерны портреты актеров и красавиц из веселых кварталов , сюжеты из обыденной жизни, созвучные городской литературе начала 17 2 й… … Современная энциклопедия

УКИ — то же, что жерлянки … Большой Энциклопедический словарь

укиё-э — сущ., кол во синонимов: 1 • направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Укиё-э — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо (1600–1868). Слово укиё в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как бренный изменчивый мир . В конце ХVII в. укиё стало обозначать… … Вся Япония

Укиё-э — Укие э УКИЁ Э (японское образы повседневного мира), школа японской живописи и гравюры на дереве (17 19 вв.). Для укие э характерны портреты актеров и красавиц из “веселых кварталов”, сюжеты из обыденной жизни, созвучные городской литературе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Уки — род бесхвостых земноводных; то же, что Жерлянки … Большая советская энциклопедия

Стиль укиё-э относится с ксилографии, печатной графике на дереве или оттиске на бумаге. Создателем укиё-э считается живописец и график Хисикава Моронобу (菱川 師宣).

Предшественниками укиё-э стали эхон (絵本) – сборники рассказов с сопровождающими их картинками. Затем гравюры обрели самостоятельность и использовались в качестве афиш к постановкам театра кабуки или свитков с изречениями какэмоно (掛け物), помещаемых в нишах токонома (床の間), своеобразных домашних святилищах.

укиё-э

Так как основными потребителями картин были горожане, сюжеты отражали типичный образ жизни японского города: прекрасные дамы, ежедневные бытовые ситуации, сумоисты, актёры театра кабуки, сюжеты легенд. Позже стали изображаться пейзажи и военная тематика. Соответственно, картины укиё-э являются не только произведениями искусства, но и важными историческими источниками, из которых мы можем узнать многое о жизни эпохи Эдо.

укиё-э

Техника выполнения

Для создания японской гравюры требовалось три человека: художник, резчик и печатник. Качество и красота работы зависели от всех трёх мастеров. Первый тушью наносил прототип картины на прозрачную бумагу, резчик приклеивал его на деревянную дощечку из вишни, груши или самшита и вырезал области, оставшиеся белыми. Это была первая печатная форма, а рисунок фактически уничтожался. Затем делалось несколько оттисков с разными цветами (для каждого цвета или тона своя форма), и печатник, заранее обговорив с художником цветовую гамму, наносил на набор форм краску и печатал гравюру на рисовой бумаге.

Основные жанры

Мастера: Судзуки Харунобу, Тории Киёнага, Китагава Утамаро.

Якуся-э (役者絵)— портреты популярных актёров театра. Художник должен был придерживаться определённых строгих правил в изображении: например, косые глаза, собранные в кучу, обозначали гнев; если герой закусывал платок, то это показывало безудержную страсть, а волосатость отсылала к дикости и животной необузданности. Гравюры якуся-э имеют интересную особенность: на головах героев можно заметить фиолетовое пятно. На самом деле, это пятно обозначало шапочку, символизирующую высоко выбритый лоб, как у всех мужчин Эдо, которую надевали на голову актёры, изображающие женщин (а как известно, в кабуки все роли, в том числе женские, изображали мужчины).

Мастера: Тории Киёнобу, Кацукава Сюнсё, Тосюсай Сяраку, Утагава Тоёкуни.

Мастера: Хисикава Моронобу, Кацусика Хокусай, Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу.

Мастера: Охара Косон, Дзякутю Ито.

укиё-э

Мастера: Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ.

Муся-э(武者絵) — изображения знаменитых самураев. Относится к историко-героической жанру, ставшему популярным в 1830-е годы. Изображались реальные исторические личности, хроники и участники средневековых войн. На рубеже 19-20 веков гравюры служили своеобразным средством массовой информации, повествуя о событиях на фронтах боевых действий с Китаем и Россией.

Мастер: Утагава Куниёси.

Укиё-э на Западе и в России

В своих коллекциях укиё-э имели Уистлер, Мане, Дега, Гонкур, Золя. В конце XIX века исследователь А.В. Вышеславцев привёз из кругосветного путешествия несколько японских гравюр и альбомов, что вызвало интерес к этому необычному искусству, и в 1898 году в Петербурге прошла первая выставка гравюр. В нынешнее время японская гравюра занимает одно из почетных мест в мировом искусстве.

Посещали ли вы выставки японской гравюры в России, Японии или в любой другой стране? Расскажите в комментариях о своих впечатлениях.

Если вы уже твёрдо решили изучать японский язык, но не знаете с чего начать, начните с записи на наш курс «Японский язык для начинающих за три шага«!

Сегодня расположенными на стенах музеев японскими гравюрами укиё-э уважительно восхищаются. Однако в эпоху Эдо, когда они были созданы для игры, обучения, как средства массовой информации, укиё-э являлись неотъемлемой частью повседневной жизни. Как отражение японского общества той эпохи они представляют большой интерес.

Со второй половины XIX века японское искусство начало оказывать влияние на Запад, сильное увлечение им породило особое художественное движение – японизм. Благодаря всемирным выставкам и специализированным магазинам предназначенное для узкого круга посвященных японское искусство узнало вскоре благосклонность и более широкой публики. Красивые, цветные, дешевые японские гравюры вызвали интерес таких художников, как Моне, Дега, Ван Гог, а также гравёра Бракемона, скульптора Родена, литераторов, в том числе братьев Гонкур и других — они всех вдохновляли.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Японцы, которые никогда не рассматривали укиё-э как произведения искусства, были очень удивлены таким увлечением Запада. Игровые, обучающие, средства массовой информации, многоцветные ксилографические гравюры являлись неотъемлемой частью повседневной жизни жителей страны восходящего солнца.

Давайте снова вернемся к созданию укиё-э, в эпоху Эдо (1603-1868), и посмотрим, как их использовали японцы.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

В процессе создания ксилографии принимали участие художник, резчик и печатник. Для многоцветных гравюр порой изготавливали свыше тридцати печатных форм. Пигменты наносили кистью или кончиком пальца. Картины печатались на японской мягкой, впитывающей влагу бумаге, а затем отшлифовывались при помощи бамбукового диска барэна. У японцев было несколько жанров гравюры укиё-э — бидзин-га ( изображение красавиц), якуся-э (портреты актёров театра), сюнга (эротические картинки), муся-э (изображения самураев), фукэй-га ( пейзаж) и катё-га — цветы и птицы.

Рождение японских гравюр укиё-э

Когда в 1603 году сёгун Токугава Иэясу (1542-1616) решил основать новую административную столицу в болотистом местечке, именуемом Эдо (в настоящее время — Токио), оно незамедлительно начало меняться и превратилось в большой город, соперничающий с Киото, столицей императора. В период Эдо правительство сёгуна установило систему, которая обязывала феодалов даймё служить сёгуну в городе Эдо в течение определенного периода. По возвращении в свои земли феодалы оставляли супругу и детей в столице на постоянное проживание, превращая их в заложников властей. Эти регламентированные перемещения были очень дорогостоящими. Феодалы быстро влезали в долги и им приходилось идти к купцам, чтобы одолжить денег. Купцы и ремесленники легко обогащались и хотели жить удобно и развлекаться. Они не замедлили навязать обществу свои вкусы в области искусства, литературы, театра и спектаклей всех жанров.

Именно в этом контексте родилась японская гравюра укиё-э. Вначале ксилография, завезенная из Китая, использовалась, чтобы печатать и иллюстрировать буддийские тексты. Новый виток ее популярности пришелся на XVII век, когда художник Хисикава Моронобу (? ~1694)применил эту технику в 1660 г., чтобы печатать гравюры на отделенных листах. Эти первые гравюры, сумидзури-э (墨摺絵), были напечатаны черно-белой тушью на японской бумаге. Искусству Суми-э — японской монохромной живописи посвящена наша отдельная статья.

Но покупатели желали раскрашенных гравюр, и скоро те окрасились в оранжевый цвет с помощью краски тан(丹), составленной из серы и ртути. В XVIII веке к этим гравюрам, названным тан-э (丹絵), добавились гравюры бэни-э (紅絵), демонстрировавшие более полный красный цвет, полученный с помощью дикого шафрана, а также черные лаковые гравюры уруси-э (漆絵).

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Судзуки Харунобу “Мальчик на лошадке”, 1765-1770. Музей Хаги Урагами

Если первые полностью полихромные гравюры были дорогостоящими, то очень быстро их цена опустилась и скоро больше не превышала цену пиалы лапши. Гравюра укиё-э– плод коллективного труда, когда издатель, который заказывает рисунок у художника (любой рисунок выполнялся кистью и тушью), отдает на цензуру, а затем передает граверу и печатнику.

Проданные в специализированных лавках (эдзосия) или уличными торговцами, гравюры просто скручивались и вручались заказчику, как это делается сегодня с плакатами.

Легкость сделала их особо подходящим подарком среди провинциалов, которые отправлялись в столицу, или среди тех, кто путешествовал в провинцию. Японские гравюры познали успех, который длился до прихода фотографии в XIX веке.

Утилитарные и рекламные гравюры

Именно для создания иллюстрированного календаря (э-гоёми) Судзуки Харунобу создал первую ксилографическую полихромную гравюру. Хрупкие силуэты андрогинных персонажей, гофрировки во впадине (каразури) и рельефе (кимэдаси), которые он использовал, не могли не восхищать современников.

Впоследствии многочисленные гравюры были выполнены для вполне конкретных целей. Торговля цветами, реклама ресторанов или лавок шелковых тканей, предков современных универмагов, осуществлялась при помощи гравюр, особенно к концу эпохи Эдо.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Утагава Хиросигэ “Достопримечательности Эдо — лавка тканей Даймару в Оодэмма”, 1847-1852. Музей Хаги Урагами

Реклама косметических средств, в особенности белил (осирои), которые женщины накладывали на лицо и затылок, и губной помады была представлена как гравюра. Тремя цветами макияжа были: белый (для кожи), красный — для губ и черный — для бровей и зубов, которые японки зачерняли, выходя замуж. Появилась также внушенная куртизанками мода на зеленую нижнюю губу, что достигалось последовательным нанесением слоев ценной и дорогостоящей губной помады.

Веселый квартал Ёсивара, знаменитый своими куртизанками высшего ранга, часто выбирался как мотив для гравюр. Его куртизанки диктовали последнюю моду в вопросах прически и макияжа.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

(слева направо) Кэйсай Эйсэн “Любимые вещи восьми красавиц сегодня: проигравший пьет”, 1823. Китагава Утамаро “Куртизанка Хараоги из Огия и ее спутники”, 1796. Тосюсай Сяраку “Актер Сэгава Кикунодзё III в роли Осидзу, жены Танабэ Бундзо”, 1794. Музей Хаги Урагами

Благодаря Китагаве Утамаро (1753-1806) представление о женской красоте достигло своего апогея. Женские портреты крупным планом на слюдяной основе стали очень модными.

Актеры Кабуки как великие куртизаны служили моделью для художников. Покупали их портреты так же, как это делали позже на Западе с фотографиями актеров кино. Среди наиболее знаменитых портретов занимают те, которые создал загадочный Сяраку, подлинная личность которого все еще не известна.

С поездками и паломничествами, вошедшими в моду в XIX веке, такие художники, как Хокусай и Хиросигэ, придумали великолепные гравюры пейзажей, которые являлись также значимой рекламой представленных на них знаменитых мест.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Кацусика Хокусай “36 видов горы Фудзи”, 1831-1834. Музей Хаги Урагами

Обучающие и игровые гравюры

Гравюры печатали, чтобы облегчить детям обучение чтению азбуки или иероглифов, а также запоминание названий цветов, птиц, и т.д. В эпоху Мэйдзи, когда Япония стала открытой для мира и началось обучение английскому языку, были напечатаны гравюры, чтобы изучать алфавит и базовый словарь этого языка.

Никто бы сегодня не осмелился резать японскую гравюру. Однако многие из них были предназначены именно для этих целей. Например, театральные подмостки кукол и вырезаемое кимоно, запускаемые макеты и т.д. Напечатанные игры в дурака радовали как детей, так и взрослых. Ребусы и гравюры игр китайских теней также высоко ценились.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

(слева направо) Утагава Куниёси “Загадки для воинов”, 1847-1852. Утагава Хиросигэ “Игры с тенью, экспромт. Заход судна в порт и подставка для пиал , 1830-1843. Музей Хаги Урагами

Гравюры-газеты

К концу эпохи Эдо японцы все более и более заинтересовывались обычаями иностранцев, и были напечатаны многочисленные гравюры, представляющие иностранцев в их повседневной жизни.

Японские гравюры были также очень полезны в период, когда газеты еще не существовали, чтобы распространять информацию в наиболее отдаленные провинции. Таким образом, продавали гравюры, представляющие в форме иллюстрированного листа такие значимые происшествия, как кончина великого актера Кабуки, стихийные бедствия, преступления, и т.д.

Многочисленные другие виды гравюр, как те, что представляли известных воинов, чудовищ, ёкаи и других духов, развлекали японцев.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

(слева направо) Утагава Хиросигэ III “Америка, Франция, Нанкин”, 1860. Кацусика Хокусай “Сто легенд. Дом с разбитой тарелкой”, 1831-1832. Музей Хаги Урагами

Суримоно

Японские гравюры укиё-э Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Единственные подлинно художественные гравюры, не контролируемые цензурой, были суримоно. Великолепные укиё-э, которые являлись предметом частных заказов и никогда не предназначались для продажи, а были посланием, подарком, выраженным с помощью изображения, текста (чаще всего в форме стихов) и каллиграфии. Использовались самые мягкие материалы, самые великолепные красители, самые изощренные методы гофрировки, полутонов цветов и, без счета — золотой порошок и деньги для реализации этих произведений великой красоты.

Японские гравюры укиё-э Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Каванабэ Киёсай (1831-1889)

Они должны были восхищать, как все другие гравюры, их держали слегка согнутыми в руках, для того, чтобы дать почувствовать изысканность цветов и сияющие части.

Эротические гравюры

Японские гравюры укиё-э Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e

Японские гравюры очаровывали и продолжают очаровывать художников всего мира. Их полностью ручное изготовление вызывает у нас удивление. Только лучшие ремесленники могут дойти до такого совершенства.

Японские гравюры укиё-э - ukiyo-e


Традиционное искусство

Появление и развитие укиё-э

Укиё-э – разновидность ксилографии. Для создания изображения использовали бумагу или дерево. Считается, что японская гравюра впервые изготовлена Хисикавой Моронобу. Напоминающие японские ксилографические гравюры укиё-э произведения искусства – эхон, иллюстрированные сборники рассказов. Первое время картинки лишь сопровождали текст, но со временем обрели независимость и получили распространение как афиши к театральным выступлениям. Позднее стали делать картинки с фразами какэмоно, которые ставили в токонома, святых уголках дома.

Картины в технике ксилографии – изобретение конца 17 века. Сначала существовали только черно-белые изображения, нарисованные тушью. С 18 столетия художники используют цветные краски. Для росписи применяли кисть и киноварь. Следующим шагом развития направления изобразительного искусства стала полихромная печать нисики-э (парчовые картинки).

Благодаря простоте изготовления и возможности тиражирования живопись укиё-э дешева, была доступна большинству горожан. Это направление искусства создавалось для народа, ориентировалось на широкие слои. Все поменялось, когда интерес к живописи проявили гости из далекой Европы. Приезжие начали массово скупать картины; в какой-то момент Япония столкнулась с необходимостью выкупать свою живопись у других держав. Некоторые образы, созданные одним оттиском в количестве сотни и более экземпляров, разлетелись повсеместно. Каждый экземпляр – подлинный.


Старинная картина

Поскольку искусство укиё-э создаваясь для города, оно отражало особенности быта этой категории. Художники изображали прекрасных женщин и бытовые моменты, театральные выступления и спортивные состязания, сюжеты старинных преданий. Изменчивый стиль поддавался влиянию ситуации в стране, поэтому вскоре появились гравюры о войне, распространилась живопись с природными сюжетами. Для современного историка укиё-э – не просто образчик традиционного японского искусства, но важный источник информации о реальной жизни Эдо прошлых веков.

Особенность гравюр том, что на стену их вешали очень редко – только в качестве какэмоно. Для любования живопись размещали горизонтально. Поскольку стиль допускал вольности и сюрпризы, художники изготавливали гравюры, некоторые детали которых виднелись лишь под определенным углом. Создание обманных изображений отнимало немало времени, но именно они особенно полюбились жителям Эдо.


Изображение в технике ксилографии

Техника

Для создания одной гравюры необходима командная работа нескольких специалистов, и не всегда главный герой процесса – художник. Задача мастера – тушью на прозрачной бумаге сделать набросок, который затем передается резчикам для воплощения на дереве. Мастерство резчика (или команды) полностью определяло результат процесса.

Историки, искусствоведы и просто увлеченные люди воссоздают аутентичные процессы ксилографии периода Эдо и сейчас.

Для создания печатных форм использовали продольно разрезанные деревянные поверхности. Обычно применяли самшит, вишню, грушу. Вырезать на них нарисованное художником непросто, поэтому некоторые резчики выбирали себе отдельные элементы, на которых специализировались. Самый умелый из команды брался за лицо – его создание сопряжено с особенными трудностями. Сложно не только передать выражение, но и воспроизвести прическу, ведь каждый волос вырезался отдельно. Менее опытные и талантливые резчики занимались одеждой, а подмастерьям доставались простейшие детали.


Укиё-э

Следующим в работу вступал печатник. Художник сообщал, как необходимо окрасить рисунок. По этим инструкциям смешивали природные пигменты до достижения нужного результата. Перед переносом изображения бумагу слегка увлажняли. Готовую гравюру могли дополнить стихами – художника или постороннего человека.

Заключительный шаг процесса – получение печати цензора. Он проверял, удовлетворяет ли гравюра законам и требованиям. В прошлом запрещалось изображать на увеселительных предметах военных, государственных мужей, делать иллюстрации к историческим событиям или тому, что происходило в государстве в текущий момент времени.

Готовая гравюра поступала издателю. От него зависело, придет ли к славе художник. Издатель мог вывести человека в люди; в свою очередь, штат мастеров издателя определял качество изготавливаемых гравюр, а значит, то, как удачно будут перенесены картины художников на отпечатки. Самый известный издатель – Цутая Дзюдзабуро. Именно благодаря ему пришли к славе Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро.


Гравюры прошлого

Основные жанры

Не менее важное направление укиё-э – якуся-э, изображение актеров. Жанр показывал жизнь театра кабуки. Изначально направление появилось, поскольку требовались афиши, программы для представлений. Ранние якуся-э отличаются яркой окраской. Обычно на афише присутствовал герой-актер. Чаще такие афиши делали для остродраматических представлений. Ценность якуся-э еще и в том, что они сохранили красоту, роскошь, детальность театральных нарядов. Особенно любопытны работы Тории Киенобу, на которых фигура героя обращена к аудитории и словно летит навстречу, одновременно смело жонглируя оружием. Позднее жанр якуся-э расширился лирическими картинами, рабочими портретами актеров. Пиком направления считается творчество Тесюсая Сяраку, автора серии портретов, показывающих страдающего, страстного, ненавидящего актера. Позднее в якуся-э усилилась тяга к декору, а внутренний мир героев ушел на второй план.

Катё-э – направление укиё-э, связанное с китайской традиционной живописью. Известнейшим творцом считают Охару Косона.


Существует несколько жанров укиё-э

Известные художники укиё-э

Для истории культуры Японии принципиально важно имя Хисикавы Моронобу. Он создал собственную школу укиё-э, названную его именем. Ее последователи – Масанобу Окумура, Тосинобу Окумура.

Художник Андо Кайгэцудо создал школу, получившую название по его имени. В ее рамках творили Анти, Дохан, Досю, Досин Кайгэцудо.

Тории Киемото основал школу театральной гравюры, привлекшую Тории Киенобу, Тории Киемасу, Тории Киемицу.


Известные художники открывали свои школы

Знаковые гравюры


Большая волна в Канагаве

В других странах

Гравюры укиё-э стали известны миру после открытия японских границ во второй половине XIX века. Пока сами японцы под влиянием новой техники фотографирования теряли интерес к ксилографии, западные мастера открыли для себя вдохновение в необычном творчестве Азии. Гравюры впечатляли многих кубистов, импрессионистов и постимпрессионистов. Среди самых известных – Ван Гог, Клод Моне.


Ван Гог творил под влиянием японизма

Читайте также: