Укажите общий вид оператора безусловного перехода в qbasic кратко

Обновлено: 04.07.2024

Операторы QBASIC условно можно разделить на три группы: операторы присваивания, операторы ввода-вывода и операторы управления вычислительным процессом. Ниже описаны основные операторы QBASIC.

Операторы присваивания:

LET переменная = выражение (значение)

Оператор LET присваивает значение выражения или значение переменной.

Переменной а будет присвоено значение 5.7

Операторы ввода-вывода:

Оператор INPUT присваивает вводимые с клавиатуры значения переменным согласно списку.

Переменным a и b будет присвоено значение 4.5 и 13.1 соответственно.

Оператор PRINT выводит на экран значения переменных согласно списку.

Оператор PRINT выведет значения переменных согласно списку.

* номер_файла - номер открытого последовательного файла

* символьная_переменная - считывает все символы текущей строки в файле до ее конца.

* номер_файла - номер открытого последовательного файла

* список_переменных - содержит переменные, значения которых записываются в файл.

Операторы ввода-вывода на внешнее устройство файл:

OPEN - оператор ввода(вывода, включающий ввод/вывод в файл.)

* файл - символьное выражение, определяющее имя файла, включая путь

* тип - одно из ключевых слов (OUTPUT - определяет последовательный вывод, INPUT - определяет последовательный ввод)

* номер - целое выражение от 1 до 255, номер файла

Операторы управления вычислительным процессом:

FOR. NEXT - управляющий оператор, повторяющий блок операторов указанное число раз. Допускается вложение циклов FOR. NEXT внутри другого цикла FOR. NEXT. счетчикам вложенных циклов необходимо давать разные имена.

FOR счетчик=начало TO конец [STEP шаг]

FOR f=1 TO 3 STEP 0.5

PRINT "Привет, КубГТУ!"

WHILE. WEND - управляющий оператор, выполняющий блок операторов до тех пор, пока указанное условие истинно. Пока условие истинно (его значение не равно нулю), операторы будут циклически выполнятся. Если условие ложно (его значение равно нулю), выполняется оператор, следующий за WEND.

IF логическое_выражение THEN оператор 1 [ELSE оператор 2]

* оператор 1 - оператор, выполняющийся при значении логического выражения ²истина²

* оператор 2 - оператор, выполняющийся при значении логического выражения ²ложь²

* номер_файла - номер открытого последовательного файла

* символьная_переменная - считывает все символы текущей строки в файле до ее конца.

* номер_файла - номер открытого последовательного файла

* список_переменных - содержит переменные, значения которых записываются в файл.

Операторы ввода-вывода на внешнее устройство файл:

OPEN - оператор ввода(вывода, включающий ввод/вывод в файл.)

* файл - символьное выражение, определяющее имя файла, включая путь

* тип - одно из ключевых слов (OUTPUT - определяет последовательный вывод, INPUT - определяет последовательный ввод)

* номер - целое выражение от 1 до 255, номер файла

Операторы управления вычислительным процессом:

FOR. NEXT - управляющий оператор, повторяющий блок операторов указанное число раз. Допускается вложение циклов FOR. NEXT внутри другого цикла FOR. NEXT. счетчикам вложенных циклов необходимо давать разные имена.

FOR счетчик=начало TO конец [STEP шаг]

FOR f=1 TO 3 STEP 0.5

PRINT "Привет, КубГТУ!"

WHILE. WEND - управляющий оператор, выполняющий блок операторов до тех пор, пока указанное условие истинно. Пока условие истинно (его значение не равно нулю), операторы будут циклически выполнятся. Если условие ложно (его значение равно нулю), выполняется оператор, следующий за WEND.

Операторы условного перехода реализуют на языке программирования алгоритмическую конструкцию ветвления.

Ветвление - это такая форма организации действий, при которой выполнение или иного действия зависит от выполнения или невыполнение некоторого условия.

Условие - это логическое выражение, содержащее знаки сравнения и логические операции.

знаки сравнения

логические операции

логическое "и" (пересечение)

≤ меньше или равно

Таблица действия логических функций (таблица истинности), где a и b -логические выражения.

Пример записи логического выражения: a + b > c AND d <> 8 .

Логическая операция NOT (отрицание) выполняется над простым логическим выражением: NOT (a > b)

Логическое выражение принимает одно из двух значений: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Эти выражения применяются в операторах ветвления и цикла.

Существующий приоритет выполнения операций поддерживается и здесь:

сначала выполняются операции в скобках, затем логическое умножение, логическое сложение

Примеры записей логических выражений:

запись на языке Бейсик

(X>0) и (Y 0 ) AND (Y =-2 ) AND (X 10

Принят следующий приоритет логических и арифметических операций:

  • операции в скобках;
  • операция NOT;
  • операции AND, /, *;
  • операции OR, +, -;
  • операции отношения.

4.1 Оператор безусловного перехода.

Он служит для перехода из одной строки программы к другой, помеченной номером или меткой.

Общий вид оператора: GOTO N

где N - номер строки или метки оператора, на который происходит переход в программе.

Очень часто, в зависимости от некоторых условий, приходится изменять последовательность выполнения команд действия.

Команды управления ходом выполнения программы делятся на три группы:

  • Команды безусловного перехода;
  • Команды условного перехода;
  • Команды организации циклов.

Сначала мы рассмотри первый пункт – про операторы (команды) безусловного перехода.

Бывают ситуации, когда в программе требуется передать управление в другое место программы независимо от каких-либо условий. Это осуществляется с помощью оператора безусловного перехода GOTO.

Формат (или синтаксис) оператора безусловного перехода GOTO:

GOTO

Где метка – это набор символов, начинающийся с буквы может содержать любое количество символов (букв и цифр) и заканчивающийся двоеточием.

Выполнение программы переходит на точку, определенную параметром метка. Метки предназначены для принудительного изменения процесса выполнения программы.

Рассмотреть оператор безусловного перехода можно на следующем примере:

Рисунок 1 – Простейший пример использования оператора GOTO

Рисунок 1 – Простейший пример использования оператора GOTO

Рисунок 2 – Пример выполнения бесконечного цикла

Рисунок 2 – Пример выполнения бесконечного цикла

Мы только что написали зацикленную (с бесконечным циклом) программу. Такая программа никогда не завершится сама по себе, О циклах мы поговорим позже. Чтобы выйти из неё необходимо нажать CTRL + BREAK.

Что же это за оператор такой GOTO? Давайте разберёмся ещё раз.

Оператор IF в предыдущих статьях не упоминался и о нем мы поговорим попозже подробнее. Дословно в данном примере он обозначает если переменная A не равна нулю, то вывести на экран квадрат этой переменной, иначе (переменная равна нулю) завершить работу программы.

Рисунок 3 – Ввод данных в программе. Демонстрация использования оператора GOTO

Рисунок 3 – Ввод данных в программе. Демонстрация использования оператора GOTO

Если мы введем последовательно числа 7, -2, 0.4, 0, то получим следующий результат:

Рисунок 4 – Ввод множества чисел в программу и её завершение

Рисунок 4 – Ввод множества чисел в программу и её завершение

Рисунок 5 – Пример выполнения оператора GOTO и функции INKEY$

Рисунок 5 – Пример выполнения оператора GOTO и функции INKEY$

Рисунок 6 – Результат выполнения оператора GOTO и функции INKEY$

Рисунок 6 – Результат выполнения оператора GOTO и функции INKEY$

Иными словами, можно сказать, что оператор GOTO заставляет программу выполнить другой оператор, и, начиная с его позиции, продолжить выполнение последующих операторов.

На первый взгляд оператор GOTO может показаться ну очень полезным оператором. Однако на практике он дает слишком большую свободу скакать по программе куда угодно. В лучшем случае программу, которая имеет несколько операторов GOTO сложно понять, в худшем она вообще работает плохо.

Персональные компьютеры, планшеты, смартфоны и другая компьютерная техника занимают в нашей жизни не последнее место. Если каких-то пятнадцать лет назад компьютеры можно было увидеть лишь в солидных организациях, то сегодня они в каждом магазине, офисе, кафе, библиотеке или квартире. Используются ПК на сегодняшний день во многих сферах – для ведения бухгалтерского учета и создания сложных научных моделей, разработки дизайна и создания музыки, хранения и поиска информации в базах данных, обучения, игр и прослушивания музыки.

Соответственно и программирование сегодня в моде, хотя правильно будет сказать, что программирование было популярным всегда. Менялись только языки программирования. На сегодня для начинающих программистов выбор языков программирования очень велик и разнообразен. Программирование считается перспективной профессией.

Название языка Basic в переводе с английского означает универсальный код символических инструкций для начинающих. В 1964 году профессорами Дартмутского колледжа Томасом Курцем и Джоном Кемени был разработан Basic [1, 24]. Данный язык программирования создавался для студентов. Осваивая язык BASIC, человек получает универсальную информацию о программировании и языках программирования. При помощи него студенты могли создавать компьютерные программы для решения собственных задач. Basic был прост в изучении, благодаря чему стал популярен и известен [1, 44].

Basic является языком программирования высокого уровня. Как и другие языки, этот язык имеет алфавит, синтаксис, семантику [1, 24].

Существует множество различных диалектов этого языка. Вот QBasic это один из них [2, 132].

Целью курсовой работы является изучение основ программирования на языке QBasic, а также описать их в курсовой работе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • ознакомиться с историей создания языка QBasic;
  • изучить подробно синтаксис и алфавит языка;
  • разобраться с существующими операторами языка и описать их синтаксис в курсовой работе;
  • рассмотреть конкретные примеры использования операторов;
  • рассмотреть функции и массивы в QBasic;
  • познакомиться с графическими возможности языка.

В процессе подготовки курсовой работы были использованы учебники, другая литература.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC

Конструкции языка максимально просты, так как он в первую очередь задумывался для обучения. Много элементов заимствовано из языка Fortran, ключевые слова взяты из английского языка. Строки и числа – вот основные типы данных. QBasic – это среда программирования со строчным редактором текста, что во многом определяет внешний вид программы. Каждая строка начинается с номера. Признаком конца оператора служит конец строки [10, 89].

Программа на языке QBasic состоит из последовательности строк, которые имеют вид:

Line statement [: statement]. ['comment]

Здесь: line - номер строки от 0 до 65535; statement - оператор; comment - комментарии, отделяющиеся апострофом [3, 44].

Строка программы может содержать 255 знаков и занимать несколько физических строк на экране дисплея. В строке может быть один или несколько операторов, разделенных двоеточием или ни одного. Естественный порядок выполнения программы сверху вниз или в порядке возрастания номеров строк. Порядок выполнения операторов в пределах одной много операторной строки слева направо. Как выглядит среда программирования QBasic можно увидеть на Рисунке 1.


Рисунок 1. Вид программы на языке QBasic

Особым достоинством QBASIC следует считать возможность работы в режиме интерпретации, который резко упрощает процесс отладки программ: исполнение почти каждой команды можно проверить сразу после написания (Shift +F5).

1.1 Алфавит языка QBasic

1.2 Данные и стандартные функции, используемые в QBasic

В качестве данных в QBasic используются переменные, константы, массивы.

Ячейка памяти, где хранится информация называется именем переменной, а информация, хранимая в переменной, носит название ее значения. В имени переменных первым символом обязательно должна быть буква, а сами имена переменных могут состоять из букв и цифр и быть любой длины. Переменные различных типов могут иметь одинаковые имена, например, X и X$.

б) константы используются следующих типов:

      • целые (-2; +128).
      • действительные с фиксирующей точкой (3.14; .18; -.67).
      • действительные с плавающей точкой – используется для очень больших или очень малых чисел.
      • строковые ("АБИТУРИЕНТ-2019", "2019") [3, 54].

      Совокупность однородных элементов, которые имеют общее имя и отличаются друг от друга порядковым номером называют массивом. Массивы характеризуются размерностью. Одномерный массив можно записать А(i), где i - порядковый номер элемента A(i). Двумерный массив (матрица) имеет вид A (i, j), где i - порядковый номер строки, j – порядковый номер столбца. Правила именования массивов аналогичны как для переменных. Массивы, у которых элементы содержат строковые значения, называются строковыми [4, 43].

      Для вычислений в QBasic используются стандартные функций их аргументы заключаются в скобки. Аргументами могут быть константы, переменные и арифметические выражения [6, 43]. Некоторые из них приведены в Таблице 1.

      Читайте также: