Укажите факторы обусловившие кризис римской республики кратко

Обновлено: 03.07.2024

Развитие вилл, обогащение части населения Римской республики, постоянные войны, на которые призывались плебеи, сопровождались разорени­ем и обнищанием части населения, прежде всего сельского. Обедневшие люди были вынуждены распродавать свои участки и дома и отправляться в города на заработки. В Риме постепенно ска­пливалась огромная масса бедного или полностью разорившегося ря­дового сельского и городского населения, которое было недовольно властью и её политикой. В обществе нарастали серьёзные противоречия между беднейшими плебеями и двумя сословиями знати — но­билями и всадниками. Сенат — фактически высший государственный орган, в состав которого входила высшая знать, — выступал, как пра­вило, против преобразований, защищавших интересы плебеев.

В конце II — начале I в. до н. э. противоречия в Римской республике привели к гражданским войнам — серии тяжёлых и кровавых столкновений между различными слоями общества и политическими группиров­ками, продолжавшихся более столетия.

Попытки проведения реформ

Тиберий Гракх

Отдельные дальновидные политики стремились к проведению радикальных реформ, способ­ных укрепить государство, облегчить положение плебеев и смяг­чить нараставшие в обществе противоречия. В 133 г. до н. э. народ­ный трибун Тиберий Гракх задумал аграрную реформу с целью на­деления безземельных плебеев участками из государственного земельного фонда. Несмотря на противодействие знати, закон о ре­форме был принят; началось её успешное проведение. Но на выбо­рах в трибуны возникли столкновения ме­жду сторонниками и противниками ре­форм, в ходе которых Тиберий Гракх и 300 его сторонников были убиты ноби­лями.

Гай Гракх

Через десять лет новую попытку проведения реформ предпринял брат Ти­берия народный трибун Гай Гракх. Его ре­формы также начались успешно, он был даже избран в трибуны в 123 г. до н. э., но вскоре после этого в Риме снова вспыхну­ли столкновения между сторонниками и противниками реформы. В результате погромов и кровавых схваток Гай Гракх погиб вместе с 3000 своих приверженцев.

Укажите причины, обусловившие кризис Римской республики. Сделайте сравнительный анализ обстоятельств кризиса полисного устройства в Греции и в Риме. Назовите общие и характерные черты в развитии полисов. Почему полисное устройство стало тормозом для последующего развития государственности?

  • Blahova Agata
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-28 07:28:31
  • 0
  • 1

Причины кризиса Римской республики:
- военная добыча из-за олигархической формы правления обогащала, в основном только вершину сообщества;
- постоянные войны приводили к обеднению средних землевладельцев, так как из их числа набирали главную массу боец, а постоянно воюющих человек не может уделять подабающее внимание своему хозяйству; не считая того, земляные надели дробились из-за многодетности большинства земель;
- сокращение числа средних землевладельцев вызвали задачи с комплектом в армию, что привело к реформе Гая Мария, создавшего профессиональную армию, где бойцам выдавали всё нужное и оплачивали жалование за государственный счёт;
- в таковой проф армии солдат мог разбогатеть только за счёт военной добычи, поэтому солдаты послушнее служили не государству в целом, а успешным полководцам, которые были способны побеждать и этим обеспечивать солдат военной добычей;
- первый из захвативших единоличную власть в Римском государстве военачальник Сулла серьёзно уменьшил количество знати, раздав большую часть имущества казнённых немногочисленным оставшимся родам нобилитета.
Таким образом видно, что греческие полисы загубили безуспешные, слишком разорительные войны, из-за которых оскудевали все полисы. Римскую же республику загубили слишком удачные войны и ошибочное распределение плодов побед посреди народонаселения, а также деянья Суллы.
Греческие и римский полисы стали тормозом исторического развития поэтому, что не могли преодолеть каждый собственный кризис. Но как было показано только что, причины этих кризисов кроются как в беспристрастных, так в личных факторах, причём 2-ые зачастую оказываются главнее. Поэтому нельзя с определённостью утверждать, что кризис был заложен в самой природе полиса.

С конца II в. до н.э. римская республика вступила в период кризиса, который привёл к установлению монархии, единовластия в 27 г. до н.э.

Причинами кризиса и падения римской республики являлись:

1. Разорение римско - италúйского крестьянства и образование латифýндий, сосредоточение крупной поземельной собственности в немногих руках.

Причинами разорения римско - италийских крестьян были:

а) Постоянные войны, которые часто велись в отдалённых районах и надолго отрывали солдат от дома, мешали надлежащему ведению крестьянского хозяйства. При отсутствии кредита крестьяне запутывались в долгах и продавали свои земли богачам.

б) Ввоз в Италию дешёвого хлеба из провинций, что делало занятие земледелием в Италии невыгодным для мелкого собственника. Хлеб, производившийся крестьянством самой Италии, не мог соперничать в дешевизне с привозным.

в) Развитие рабского хозяйства; постепенное обеднение крестьянства сопровождалось образованием латифундий - крупных поместий, в которых широко применялся рабский труд. Хлеб, производившийся рабским трудом в обширных поместьях римских богачей, продавался дешевле, чем мог продать крестьянин. Ввоз рабов из провинций к тому же лишал крестьян заработков в крупных поместьях, нередко притом переходивших от земледелия к скотоводству.

2. Образование столичного лю’мпен - пролетариата.

Италийские крестьяне вынуждены были продавать свои наделы аристократии и удалялись в Рим. Здесь они не находили прочных заработков и превращались в люмпен - пролетариат, не имеющий никакой собственности, но сохранивший права римских граждан. Государство оказалось вынужденным раздавать даром хлеб своим неимущим гражданам, приучая пролетариат к праздной жизни. Не имея собственности, заработка, но, обладая политическими правами, безработный пролетарий - гражданин продавал свой голос в народном собрании при выборах в магистраты.

В народных собраниях всё большую роль стал играть развращённый подкупом, раздачей дарового хлеба, зрелищами, отвыкший от труда столичный пролетариат. Он завидовал богатым, стремился жить за чужой счёт, без личного труда, требуя как чего - то должного хлеба и зрелищ. Пролетариат не был подготовлен к пользованию политическими правами и становился орудием в руках ловких честолюбцев из нобилей - аристократии. Они, пользуясь нелюбовью бедных к богатым, стремились при помощи бедных захватить власть в свои руки.

3. Превращение Рима из города - государства в столицу большого территориального государства. Упадок республиканских учреждений.

К I в. до н.э. Рим превратился из города - государства в столицу большого территориального государства. Результатом Союзнической войны 90 - 88 гг. до н.э. явилось предоставление прав римских граждан всему свободному населению Италии. Число граждан возросло до двух миллионов человек, разбросанных по всей Италии. Участие их всех в собраниях, происходивших в Риме на форуме, сделалось невозможным. В этих собраниях участвовало меньшинство граждан, в основном столичный праздный и продажный пролетариат. Поэтому произошло падение авторитета комиций, которые уже не выражали истинного мнения всего населения государства. Сенат превратился в собрание одной столичной аристократии и также утратил авторитет.

Непосредственная, прямая демократия пережила себя. Непосредственное участие граждан в государственных делах могло только существовать в государствах с небольшими территориями и с незначительным количеством граждан. Едва государство достигало больших размеров, как такая форма правления оказывалась для него непригодной и неосуществимой.

Следует обратить внимание на то, что республики в древности и в средние века были маленькими государствами. В древности – это общины–государства, так как продолжали действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины. В средневековый период – республики тоже являлись маленькими государствами (городами–государствами). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства. Он появится только на рубеже XIII-XIV веков н.э. Каждый гражданин осуществлял свои политические права лично, либо, в древности, приходя на народное собрание, либо, в средневековье, приходя на собрание горожан. Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате, получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан. Это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане. В рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать. К управлению большими государствами с большой численностью граждан до перехода к конституционному (правовому) государству нового времени была пригодна только монархия. Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в конституционном государстве, когда институт представительства будет объединён с законодательными функциями.

Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан. Когда за республику борется общинная знать, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная) – консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине–государстве, то знать более не заинтересована в создании объединений и увеличении государства. Если в общине–государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного самоуправления. В результате установления республик, то есть победы знати, “консервируется” ранняя форма государственного устройства – полисная (номовая), так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин–государств – более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчинённом монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины. Это приведёт к такому явлению как “кризис полиса” в Греции или “кризис республики” в Риме.

С конца II в. до н.э. римская республика вступила в период кризиса, который привёл к установлению монархии, единовластия в 27 г. до н.э.

Причинами кризиса и падения римской республики являлись:

1. Разорение римско - италúйского крестьянства и образование латифýндий, сосредоточение крупной поземельной собственности в немногих руках.

Причинами разорения римско - италийских крестьян были:

а) Постоянные войны, которые часто велись в отдалённых районах и надолго отрывали солдат от дома, мешали надлежащему ведению крестьянского хозяйства. При отсутствии кредита крестьяне запутывались в долгах и продавали свои земли богачам.

б) Ввоз в Италию дешёвого хлеба из провинций, что делало занятие земледелием в Италии невыгодным для мелкого собственника. Хлеб, производившийся крестьянством самой Италии, не мог соперничать в дешевизне с привозным.

в) Развитие рабского хозяйства; постепенное обеднение крестьянства сопровождалось образованием латифундий - крупных поместий, в которых широко применялся рабский труд. Хлеб, производившийся рабским трудом в обширных поместьях римских богачей, продавался дешевле, чем мог продать крестьянин. Ввоз рабов из провинций к тому же лишал крестьян заработков в крупных поместьях, нередко притом переходивших от земледелия к скотоводству.

2. Образование столичного лю’мпен - пролетариата.

Италийские крестьяне вынуждены были продавать свои наделы аристократии и удалялись в Рим. Здесь они не находили прочных заработков и превращались в люмпен - пролетариат, не имеющий никакой собственности, но сохранивший права римских граждан. Государство оказалось вынужденным раздавать даром хлеб своим неимущим гражданам, приучая пролетариат к праздной жизни. Не имея собственности, заработка, но, обладая политическими правами, безработный пролетарий - гражданин продавал свой голос в народном собрании при выборах в магистраты.

В народных собраниях всё большую роль стал играть развращённый подкупом, раздачей дарового хлеба, зрелищами, отвыкший от труда столичный пролетариат. Он завидовал богатым, стремился жить за чужой счёт, без личного труда, требуя как чего - то должного хлеба и зрелищ. Пролетариат не был подготовлен к пользованию политическими правами и становился орудием в руках ловких честолюбцев из нобилей - аристократии. Они, пользуясь нелюбовью бедных к богатым, стремились при помощи бедных захватить власть в свои руки.

3. Превращение Рима из города - государства в столицу большого территориального государства. Упадок республиканских учреждений.

К I в. до н.э. Рим превратился из города - государства в столицу большого территориального государства. Результатом Союзнической войны 90 - 88 гг. до н.э. явилось предоставление прав римских граждан всему свободному населению Италии. Число граждан возросло до двух миллионов человек, разбросанных по всей Италии. Участие их всех в собраниях, происходивших в Риме на форуме, сделалось невозможным. В этих собраниях участвовало меньшинство граждан, в основном столичный праздный и продажный пролетариат. Поэтому произошло падение авторитета комиций, которые уже не выражали истинного мнения всего населения государства. Сенат превратился в собрание одной столичной аристократии и также утратил авторитет.

Непосредственная, прямая демократия пережила себя. Непосредственное участие граждан в государственных делах могло только существовать в государствах с небольшими территориями и с незначительным количеством граждан. Едва государство достигало больших размеров, как такая форма правления оказывалась для него непригодной и неосуществимой.

Следует обратить внимание на то, что республики в древности и в средние века были маленькими государствами. В древности – это общины–государства, так как продолжали действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины. В средневековый период – республики тоже являлись маленькими государствами (городами–государствами). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства. Он появится только на рубеже XIII-XIV веков н.э. Каждый гражданин осуществлял свои политические права лично, либо, в древности, приходя на народное собрание, либо, в средневековье, приходя на собрание горожан. Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате, получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан. Это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане. В рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать. К управлению большими государствами с большой численностью граждан до перехода к конституционному (правовому) государству нового времени была пригодна только монархия. Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в конституционном государстве, когда институт представительства будет объединён с законодательными функциями.

Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан. Когда за республику борется общинная знать, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная) – консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине–государстве, то знать более не заинтересована в создании объединений и увеличении государства. Если в общине–государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного самоуправления. В результате установления республик, то есть победы знати, “консервируется” ранняя форма государственного устройства – полисная (номовая), так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин–государств – более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчинённом монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины. Это приведёт к такому явлению как “кризис полиса” в Греции или “кризис республики” в Риме.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Несмотря на то, что могущество Рима в середине I века до н.э. было как никогда велико, конец эры совпал с кризисом Римской республики. Войны в провинциях, восстания рабов и гражданские войны в итоге привели к её распаду и образованию не менее могущественной империи.

Ситуация усугублялась постоянной политической борьбой консулов за власть в Риме. Всё чаще высказывалось мнение, что государству необходим один сильный правитель, что только обостряло ситуацию. В начале I в до н.э. борьбу за власть в Римской республике вели Марк Лициний Красс, разбивший войско Спартака, и Гней Помпей, подавивший восстание в Испании. В итоге последний возглавил флот и войско Рима, завоевав с ними Малую Азию, Сирию и Палестину.

Но пока Помпей прославлял себя в походах, в Риме появился ещё один политический лидер, выходец из знатной семьи – Гай Юлий Цезарь. Проявив себя умелым политиком и дипломатом, он смог не только не настроить против себя Помпея и Красса, но и помирить их между собой. В итоге после избрания Цезаря консулом под его контролем оказались Галлия и Иллирия, Крассу досталась Сирия, а Помпею – Испания.

Влияние Сената становилась всё слабее: без его разрешения Цезарь отправился в поход на Галлию. Цезарь пользовался всеобщей поддержкой своего войска, которому он щедро даровал земли и рабов. В это время на Востоке в сражении погиб Красс, а Помпею удалось добиться от Сената требования о возвращении Цезаря на родину с докладом. Цезарь действительно вернулся, но не так, как предполагал его противник. При помощи одного легиона Цезарю удалось подчинить себе Рим, а Помпей вынужден был бежать сначала в Грецию, а затем в Египет, где он и был убит.

Вскоре Цезарь был провозглашён пожизненным диктатором и получил права трибуна, фактически сосредоточив всю власть над республикой в своих руках. Он уже вёл себя как царь: изготавливал монеты со своим изображением, сидел в Сенате на золотом троне, ходил в подобающих царю пурпурных одеждах. Когда в 45 г. до н.э. Цезарь начал готовиться к завоеванию Парфянского царство в Риме стали говорить о том, что он скоро провозгласит себя царём. В итоге в Сенате созрел заговор против диктатора, и Цезарь был убит (44 г. до н. э.).

После смерти Цезаря борьба за власть в республике вспыхнула с новой силой. Вскоре Рим был захвачен племянником Цезаря Октавианом, который сумел добиться от Сената признания его наследником. В дальнейшем ему удалось устранить своих основных конкурентов Эмилия Лепида и Марка Аврелия и стать первым римским императором. Октавиану также было присвоено имя Август, которое раньше употреблялось лишь по отношению к богам, и хотя Октавиан не принял титула царя и диктатора, создавая видимость существования республики, исследователи считают 31 г до н.э. датой образования Римской империи.

Читайте также: