Ухтомский алексей алексеевич вклад в науку кратко

Обновлено: 04.07.2024

Алексей Алексеевич Ухтомский - великий российский ученый, до сих пор до конца не понятый, намного опередивший свое время.

Будучи масштабным ученым в науке, он оставался верным Богу и ставил Творца в центр своей собственной жизни.

Академик Ухтомский действовал на стыке православной веры и светской науки, раскрывал, описывал понятным человеку языком принципы устройства нервной системы. В исследованиях он находил подтверждение многим словам Священного Писания.

Алексей Алексеевич Ухтомский происходил из рода Рюриковичей, которые правили Русью.

Потом Алексей Ухтомский закончил физико-математический факультет Санкт –Петербургского университета и пошел работать по научной стезе.

С 1911 года Алексей Ухтомский на практике реализует свои давние чаяния, чтобы разобраться в душе человеческой в естественнонаучной плоскости. Он был из плеяды великих русских ученых физиологов конца 19 и середины 20 столетия, таких как: Иван Сеченов, Иван Павлов, Владимир Бехтерев .

Есть два типа ученых.

Одни - создатели научных школ и систематизаторы знаний. Другие – интуитивные первооткрыватели нового. Ко второму типу относится деятельность Алексея Ухтомского.

Изучая нервную систему, он открыл закон и теорию доминанты. Главная его заслуга перед наукой. Через явление доминанты в нервной системе, он понял очень важные вещи о душе человеческой в сфере отношений человек – Бог. И он ближе других из ученых физиологов подошел к раскрытию этой тайны.

Старший брат Алексея – Александр , тоже шел в жизни духовным путем. И стал потом священнослужителем – архиепископом Андреем .

Епископом Охтским старообрядчества Алипием стал позже и сам Алексей Ухтомский. И всячески поддерживал дела веры и церкви, видя в вере Богу Источник, из которого черпают откровения ученые, в том числе и более всего – естественнонаучного направления, кем являлся и он сам. Эти откровения, интуиции из Божественного источника являются предтечей последующих научных знаний – так считал Ухтомский. Его самого интуиция и способность прогнозирования, несомненные дары от Бога, поражали современников.

Одной из важных мыслей, которую продвигал Алексей Ухтомский в своих исследованиях, и в лекциях студентам, был завет Любви Христовой .

Алексей Ухтомский пережил революцию, гражданскую войну, арест за религиозную пропаганду, угрозу расстрела.

Он был очень талантливым, и в то же время крайне скромным, человеком, не говорившим о себе.

Ухтомский владел семью языками, писал иконы, играл на скрипке. Он изучал Ветхий и Новый Заветы Библии, святоотеческую литературу, цитировал святых отцов. Наиболее почитаемыми святыми, чьими трудами восхищался Ухтомский были святитель Иоанн Златоуст и преп. Исаак Сирин . Восторгали его. “ Сокровище духовное ” святителя Тихона Задонского , “ Столп и утверждение истины ” Павла Флоренского . Но с Флоренским он был согласен не по всем вопросам.

В заключении на Лубянке Ухтомский читал сокамерникам лекции по физиологии, чем вызывал неподдельный интерес. У людей поворачивались глаза к знанию и просвещению. Так просто и интересно Алексей Ухтомский мог объяснять обычным людям очень сложные вещи по работе нервной системы.

В 1935 году Алексей Ухтомский стал действительным членом Академии наук.

В 1941 году встретил блокаду в Ленинграде и отказался от эвакуации.

В то время Алексей Ухтомский руководил исследованиями по травматическому шоку , Результаты этих исследований были очень нужны полевой медицине в условиях трудных боевых действий.

Там, в блокадном Ленинграде он сильно заболел. У него был диагностирован рак пищевода, обнаружена гангрена на левой ступне. Но, несмотря на боли, он продолжал работать, желая успеть доделать начатое.

31 августа 1942 года Алексей Ухтомский был найден мертвым в своей квартире. Руки его были скрещены на груди, в них была зажата Псалтирь.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Ухтомский Алексей Алексеевич [13 (25) июня 1875, с. Вослома, Ярославской губернии — 31 августа 1942, Ленинград] — русский физиолог-экспериментатор. В 1888 — слушатель Московской духовной академии, в 1898 получил степень кандидата богословия. В 1899 поступил на восточный факультет Петербургского университета, в 1900 перевелся на естественное отделение. С 1902 занимается научными исследованиями в лаборатории физиолога Н. Е. Введенского. С 1911 — преподаватель, с 1918 — профессор Психоневрологического института. С 1922 заведует кафедрой физиологии и лабораторией университета. С 1932 — директор физиологического НИИ. Премия им. В. И. Ленина. Академик АН СССР (1934).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 154-155.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) — русский физиолог, создатель учения о доминанте.

Биография. В 1898 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию. С 1899 г. обучался в Санкт-Петербургском университете сначала по языкознанию, затем по естественным наукам. С 1902 г. работал на университетской кафедре физиологии у профессора Н. Е. Введенского. С 1912 г. — приват-доцент, с 1919 г. — профессор университета. С 1920 г. — заведующий физиологической лабораторией в Петергофском естественнонаучном институте. С 1925 по 1929 г. руководил биологическим отделением Ленинградского университета. В 1935 г. основал и возглавил Физиологический институт Ленинградского университета. С 1937 г. — руководитель электрофизиологической лаборатории АН СССР. Академик АН СССР(1935).

Исследования. Проводил исследования возбуждения, торможения и лабильности головного мозга. Разработал учение о доминанте, в котором ключевым понятием выступало понятие хронотопа, обозначающее связанность конкретных факторов, воздействующих на организм, в пространстве и во времени. В соответствии с этим постулировалось, что реакция организма обусловлена формированием системного образования, интегрирующего работу корковых и подкорковых центров, которые ответственны за актуализацию потребностей и прошлого опыта. На основе механизма доминанты были проинтепретированны такие психологические процессы, как направленность и избирательность внимания, предметность мышления, уровень мотивации и пр. В качестве одного из принципов регуляции активности мозга рассматривал усвоение ритма внешних раздражителей органами.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 624.

Сочинения: Парабиоз и доминанта. Л., 1927; Возбуждение, торможение, утомление // Физиологический журнал СССР. 1934. Т. XVII; Собр. соч. Т. 1-4, 1945-1951; Доминанта. СПб.: Питер, 2002.

Литература: Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996; Ярошевский М.Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Зинченко В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 2000. №4.

В нем нашел воплощение факт пространственно-временной организации реальности, неразрывной связи пространства и времени в деятельности нервной системы и поведении. Событие не создается только что пришедшими факторами. Судьба системы зависит от всех ее прошлых состояний, т. е, от ее истории, с которой связано понимание настоящих событий, предвосхищение будущего. Понятие хронотопа прочно вошло в психологию (В. П. Зинченко), в теоретическое искусствознание и литературоведение (М. М. Бахтин, В. Н. Топоров, Лотман, Вяч. Вс. Иванов, Аверинцев).

Учение Ухтомский носит мировоззренческий и философский характер. К физиологии он подходил как философ. Данное Ухтомским определение трудов Сеченова как физиолого-философских в полной мере относится и к его собственному творчеству. Его научная мысль вобрала в себя философские искания Герактита, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Галилея, Канта, Гегеля, О. Конта и др., которым он дает глубокие интерпретации.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 663-664.

Сочинения: Собр соч. Л., 1945-1962. Т. 1-6; Интуиция совести // Письма. Записные книжки. Заметки на полях. Спб., 1996; Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск, 1997.

Ухтомский А. А., физиолог

Ухтомский А. А.

1. Год и место рождения Ухтомского А. Происхождение


Алексей Алексеевич Ухтомский – выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств, родился в 1875 году 25 июня (13 по стар. ст.) в семье отставного военного Алексей Николаевича Ухтомского, в родовом поместье князей Ухтомских, род которых начался с Рюриковичей. Поместье находилось в сельце Вослома Рыбинского уезда. Достаточных сведений нет, но по какой-то причине годовалого Алексея родители отдали на воспитание тетке по линии отца, в Рыбинск.

Кроме того, примерами поступков выдающихся людей ей удалось заложить довольно высокую планку, ниже которой Ухтомский, конечно, в дальнейшем уже просто не мог действовать, руководствуясь только высокими идеалами и благородными целями. В итоге, к моменту дальнейшего обучения без участия тетки Ухтомский вырос человеком цельным, чуждым лени, с большим интересом к отдельному человеку, готовым к великим свершениям.

2. Образование

Ухтомский А.

Ухтомский А. А. студент.

В 1888 году по настоянию отца, требующего продолжения семейных традиций, Ухтомский поступил в Нижегородский кадетский корпус. Встреча в этот период времени с преподавателем математики И. П. Долбней стала решающей для молодого человека: на своих занятиях профессор увлек Ухтомского существующими на тот момент проблемами естествознания.
В этот период Ухтомский знакомится с книгами прославленных мыслителей, философов, не зацикливаясь исключительно только на физико-математических дисциплинах.

По окончании обучения в 1894 году Ухтомский, уступив влиянию брата, поступает на словесное отделения в Московскую духовную академию. Все это время рядом с ним (вплоть до 1941) прожила домоправительница Надежда Ивановна Бобровская, благодаря ее стараниям ученый был освобожден от решения бытовых вопросов.

3. Первый шаг в науку

Ухтомский А. А. с сотрудниками

Ухтомский А. А. с сотрудниками

Однажды во время обучения в духовной академии Ухтомский А. поселился в Ярославском сумасшедшем доме, где прожил среди душевнобольных людей, в итоге, полтора месяца. Это было время наблюдения и переосмысления, позже Ухтомский скажет, что эти полтора месяца — лучший период его жизни.

Ухтомский

Став кандидатом богословия, Ухтомский отказывается от церковной карьеры. При этом лично для себя он выбирает служение православному старообрядчеству. На это решение, очевидно, повлияло то, что детство Алексей Алексеевич провел в окружении старообрядцев, плотно населявших тогда Рыбинск.
Ухтомский сознательно отказывается от телефона, транспорта и прочих прогрессивных достижений своего времени , при этом взял за правило повсеместно безвозмездно помогать нуждающимся.

Задавшись целью заняться в дальнейшем естественными науками, Ухтомский, тем не менее, не мог этого сделать, т.к. полученное ранее духовное образование тому препятствовало. Тогда Алексей Алексеевич поступил так: он поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на Восточный факультет, где за год изучил древнееврейский язык, а уже со следующего курса перевелся на физико-математический факультет, получив возможность, наконец, изучать физиологию. Так, безболезненно обойдя вышеобозначенный запрет, молодой ученый продвинулся к своей цели.

5. Доминанта Ухтомского

Ухтомский на лекции

А. Ухтомский на лекции

В 1902 году Ухтомский начинает стажироваться при профессоре Введенском Н. Е., вместе с ним он ведет работу над рефлексами антагонистов.

В 1904 году Ухтомский работает над опытом Введенского с собакой. И во время одного из экспериментов он видит, что в момент опорожнения кишечника собака, если почесать ей лапу, начинает сильнее опорожняться. Это наблюдение дало ученому основание предположить, что в мозгу человека имеется некий очаг, названный Ухтомским позже доминантой, который концентрирует силы организма. Доминанта, собирая посторонние сигналы, подпитывается ими. И главный вывод, сделанный в дальнейшем ученым, заключается в том, что именно доминанта определяет жизнь и деятельность отдельно взятого человека.

На одном из вечеров Алексей Алексеевич познакомился с Варварой Александровной Платоновой, и на протяжении 35 лет он вел с ней переписку. Письма его к Варваре Александровне имели форму исповеди, но вполне светского содержания. Доверительное общение с неглупым, начитанным человеком, который помимо, собственно, внимания, вникал в суть изложенного собеседником и попутно делал свои замечания, позволяло Ухтомскому, таким образом, отстраниться и взглянуть на ход своих мыслей со стороны.

6. Годы революции

Ухтомский А. А.

В 1917 году революционные перемены сказались и на Ухтомском. Дом в Рыбинске был национализирован. Сам же ученый был арестован, в связи с якобы неосторожными высказываниями. От расстрела его спасли бумаги из Петросовета, членом которого он был от университета.

В 1922 году после смерти Введенского Ухтомский возглавил кафедру физиологии и животных Петроградского университета. Он по-прежнему много работал и выступал с лекциями, при этом научная деятельность не помешал ему исполнять обязанности старосты Единоверческой церкви. Кроме того Ухтомский мастерски писал иконы и занимался живописью, овладел 7-ю языками и разбирался в политэкономии.

УХТОМСКИЙ Алексей Алексееевич ( 13 ( 25) июня 1875, с. Вослома Рыбинского у. Ярославской губ. — 31 августа 1942, Ленинград) — выдающийся учёный, академик Академии наук СССР ( с 1935), создатель учения о доминанте.

УХТОМСКИЙ Алексей Алексееевич

16 фото
















Алексей Алексеевич Ухтомский родился 13 ( 25) июня 1875 года в родовом поместье князей Ухтомских ( Рюриковичи) в сельце Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье отставного военного Алексея Николаевича Ухтомского ( 1842—1902) и его жены Антонины Фёдоровны, урождённой Анфимовой ( 1847—1913). Кроме Алексея и умерших ещё в младенчестве Владимира и Николая, у них были дочери Мария и Елизавета и старший сын Александр, впоследствии епископ Андрей ( 1872—1937).

В 1894 году Алексей Ухтомский поступил на словесное отделение Московской духовной академии, где уже три года учился его старший брат Александр. Решению поступать в Академию предшествовала случайная встреча с Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать Антонина Федоровна везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с Иоанном Кронштадтским на верхней палубе Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.

В период учёбы в Академии Алексей Алексеевич жил не в общежитии, а на квартире, уют в которой обеспечивала Надежда Ивановна Бобровская, прожившая рядом с ним в качестве помощницы-домоправительницы вплоть до мая 1941 года.

Будучи молодым слушателем Духовной академии, Алексей Ухтомский полтора месяца жил в отделении хронически больных в Ярославском сумасшедшем доме.

Закончив академию, он, в отличие от брата, отказывается от открывающейся перед ним церковной карьеры, переходит в православное старообрядчество — единоверие, так как имение Ухтомских Вослома всегда было населено старообрядцами-филипповцами. Алексей Алексеевич решает стать физиологом, а поскольку по закону выпускники духовных академий и семинарий поступать на естественные отделения университетов не имели право, поступает на Восточный факультет.

С 1899 года Ухтомский был вольнослушателем на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где овладел древнееврейским языком. А на следующий год он официально вошёл в число студентов Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета для изучения физиологии ( закон запрещал ему поступать на этот факультет, но не запрещал переводиться с другого факультета). В 1902 году начал специализацию при профессоре . С 1909 года вёл с ним совместную работу над рефлексами антагонистов.

В декабре 1917 года, после участия в Поместном соборе, Ухтомский уехал в Рыбинск, где прожил в родном доме почти весь 1918 год. Время проводил за чтением религиозной литературы и работой на земельном участке перед домом. В конце 1918 — начале 1919 года дом был национализирован. Осенью 1920 года в рыбинском доме был произведён обыск, часть вещей изъята.

В 1922 году после смерти принял под своё начало кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета.

Ухтомский активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами, стал старостой Единоверческой церкви ( ныне Музей Арктики и Антарктики) на улице Марата. Когда по всей стране началось изъятие церковных ценностей, прихожане его церкви их спрятали, Ухтомский был арестован, но от него ничего не добились и вскоре отпустили, обязав прекратить религиозную пропаганду.

С начала 1920-х годов Ухтомский начел свои публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга. На рубеже 1923—1924 годов сделал доклад на II Всесоюзном съезде психоневрологов и физиологов нервной системы, на котором выдвинул принцип доминанты как один из основных факторов центральной иннервации. Согласно Ухтомскому, доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов.

С 1935 года был директором основанного им Института физиологии ЛГУ, а с 1937 года — и руководителем электрофизиологической лаборатории АН СССР. Был заведующим биологическим отделением Ленинградского университета. В 1931—1938 годах — президент Ленинградского общества естествоиспытателей. Кроме университета, преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в психоневрологическом институте и на рабфаке Ленинградского университета. В 1932 году награждён премией имени . В 1933 году избран членом-корреспондентом, в 1935 году — действительным членом Академии наук СССР.

Ухтомский владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политэкономии, архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке.

В 1941 году Ухтомский остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку.

20 сентября 1990 года в Рыбинске в доме на бывшей Выгонной улице ( ныне улица академика Ухтомского), где прошли детские и отроческие годы учёного, был открыт Мемориальный Дом-музей академика .

Старший брат Алексея Алексеевича Ухтомского — епископ Андрей — был расстрелян в 1937 году в Ярославской тюрьме.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Читайте также: