Уход личности от общества в виртуальную среду кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иванов М.С., Авилов Г.М.

Кемеровский государственный университет

Ключевые слова: виртуальная реальность, компьютерная игра, интернальность личности.

Цель данного исследования – показать взаимосвязь между процессами снижения интернальности и увлечения компьютерными играми как самого распространенного способа моделирования виртуальных сред. Увлечение компьютерными играми и связанную с этим деятельность еще называют компьютерной игровой деятельностью (КИ-деятельность).

Интернальность, или уровень субъективного контроля, может определяться как показатель того, насколько человек поддается явлениям глобализации и появлению проблем интеграции со средой. Высокая интернальность означает высокую интеграцию со средой, высокий уровень адаптации – человек осознает, что его жизнь зависит от него, т.е. он ощущает себя в состоянии изменять среду и управлять ею. Следовательно, человек знает и принимает среду, нормально интегрируется в нее и адаптируется в социуме. Низкая интернальность означает неспособность человека управлять средой, показывает низкую интегрированность в среду, утрату ответственности за происходящее с самим собой.

Для выявления индивидуально-характерологических особенностей, реализующих компьютерную игровую деятельность, нами было проведено исследование двух групп.

Данные исследования были статистически обработаны с использованием сравнительного анализа Стьюдента. Значимые различия получены при p

Рис 1. Усредненные показатели по шкалам УСК для сравниваемых групп

Как видно из результатов исследования, компьютерные игроки имеют более низкий уровень интернальности по сравнению с контрольной группой, по всем шкалам, кроме Ид (Интернальность в области достижений).

Согласно нашему предположению, сниженная интернальность свидетельствует о слабой интегрированности человека в среду, низкой адаптаптированности, субъективной враждебности среды человеку. Удовлетворение потребностей и самореализация личности в такой среде затруднены, что способствует возникновению потребности в поиске другой, альтернативной среды, менее враждебной, в которой проще удовлетворять потребности и реализовывать себя.

В этой связи компьютерные игры можно рассматривать как средство и способ компенсации сниженной интернальности. Однако, как и всякая компенсация, она имеет суррогатный характер. Достижения человека в виртуальном мире не имеют никакой значимости для реальной жизни, они иллюзорны, как иллюзорно и ощущение реализации себя в виртуальном мире компьютерной игры.

Список литературы
Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. – М.: Класс, 2000.
Иванов М.С., Авилов Г.М. Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. – Т. 20. – № 1. – С. 86 – 102.
Форман Н, Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, 1996. – Т. 17. – № 2. – С. 64 – 79.
Хейзинга Й . Homo ludens. Человек играющий. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Rheingold H. Virtual Reality. – London: Secker and Warburg, 1991.

Особенности рефлексивности и эрудированности студентов ВУЗА

В. П. Михайлова, Т. Ю. Осипова, Е. А. Хорошилова

Кемеровский государственный университет

Ключевые слова: самооценка, самокритичность, нравственные, эмоционально-волевые и интеллектуальные качества, эрудированность, коэффициент знания

В нашем исследовании участвовали студенты 1-го курса социально-психологического факультета Беловского филиала КемГУ (24 человека) и 25 студентов 3-го курса – будущих менеджеров КИ РГТЭУ (Кемеровского института коммерции).

Какие нравственные качества указывают студенты в своем портрете? Это такие черты, как верность, самопожертвование, честность, дружелюбие, воспитанность, справедливость, готовность помочь, ответственность, надежность, добросовестность. Из волевых качеств называют терпимость, пунктуальность, независимость, настойчивость, осторожность. Из интеллектуальных – любознательность, находчивость, образованность, рассудительность, проницательность и уникальность. Мужчины с адекватной самооценкой указывают в себе такие интеллектуальные качества, как юмор, разносторонность, понятливость. Можно сделать предположение, что наличие юмора способствует снятию напряженности и предотвращает конфликты, что очень важно для деятельности будущих менеджеров. Для их волевой сферы характерны осторожность, подвижность, пунктуальность и спокойствие, а в нравственной сфере отмечаются такие качества, как чувство долга, доброжелательность, надежность, честность, трудолюбие, добросердечность.

Среди положительных волевых качеств студенты-менеджеры назвали такие, как настойчивость, стремительность, осторожность, пунктуальность и активность. Из положительных нравственных качеств студенты называют надежность, чувство долга, справедливость, трудолюбие и жизнерадостность. У этих студентов в основном доминируют негативные волевые качества.

Среди негативных качеств юноши отмечают склонность к садомазохизму (1 человек), жадность (5 человек), некоторые называют это качество скряжничеством, скупостью. Другие отмечают в себе злость, мстительность (2 человека), зависть к чужой славе (3 человека), забывчивость.

Среди негативных качеств девушки отмечают эгоизм (6 человек), злость (3 человека), злопамятность (4 человека), доверчивость (5 человек), жадность (3 человека), замкнутость, нетерпеливость, конфликтность, обидчивость (по 2 человека, меркантильность (3 человека), мнительность, гордость (3 человека), тревожность, скромность, щепетильность, занудство (2 человека), ненадежность, комплекс неполноценности, конформизм, ревнивость, неудачливость в любви.

Среди отрицательных волевых характеристик каждая вторая называет такое качество, как упрямство, нерешительность отметили в себе 4 девушки, резкость, раздражительность, рассеянность, вредные привычки (4 человека), вспыльчивость, неумение доводить начатое дело до конца. Среди отрицательных интеллектуальных качеств – прямолинейность, необдуманность. Семь девушек не видят у себя отрицательных интеллектуальных качеств. Студентами социально-психологического факультета было названо 33 нравственных качества. Почти каждый студент отметил в себе доброжелательность, отзывчивость, гуманизм, каждый третий – эмпатию и щедрость, каждый четвертый – общительность. А волевых качеств ими названо было всего лишь 12. Самый высокий рейтинг получило такое качество, как целеустремленность, его назвал каждый третий студент. Уверенность в себе отметили 4 человека, пунктуальность – 5 человек, терпение – 3 человека. А остальные качества были упомянуты по одному разу. Это такие качества, как настойчивость, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, самообладание, активность, аккуратность, усидчивость, выносливость, упорство. Этими же студентами было названо всего 10 интеллектуальных качеств. Как достоинство любознательность отметили в себе – 3 человека, эрудированность и ум – 2 человека. Другие интеллектуальные качества, которые отметили в себе студенты: хитрость, самокритичность, расчетливость, устойчивость внимания, интуиция, чувство юмора и находчивость. Реже всего студентами в качестве самохарактеристики использовались мировоззренческие качества: студенты социально-психологического факультета указали 6 (жизнерадостность, гуманизм, интерес к людям, оптимизм, ответственность, увлеченность), а студентами-менеджерами таких качеств в своем психологическом портрете не было указано вовсе.

Уход в виртуальную реальность / виртуальность является типическим проявлением психологической защиты, называемой уходом.

Виртуальная реальность становится таким же модным термином, как когда-то "Эдипов комплекс ", "экзистенция ", "архетип ", "образ мира " и т.д. И не только в психологии, но и в культуре вообще. При этом довольно трудно выделить в них что-то общее. Так, можно обнаружить, по крайней мере, три типа явлений, претендующих на статус "виртуальных ":

виртуальные компьютерные миры, разнообразные кино и телефильмы, главная отличительная черта которых возможность взаимодействия с вымышленной "реальностью ";

художественный вымысел и образы фантазии книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;

реальность абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.

Общее в этих явлениях то, что все это субъективные модели реальности, в одном случае существующие в виде материального воплощения (компьютерные модели и графики), в другом в виде недоступного для внешнего наблюдения субъективные образы (сон, фантазии) в третьем в виде научных конструктов и понятий.

Р. Лифтон и Э. Ольсон пишут о том, что моделирующая способность, которой обладает психика, с одной стороны, отражает существующую объективную реальность, с другой стороны формирует ее психическую модель, которая относительно независима от первой, поскольку существует вовне и воспринимается как самостоятельный объект.

Будучи производным психики, психические модели так же предстают, являются психике, как и объективный мир. Иной раз психика делает это различие между объективной и виртуальной реальностью, между фактом и фантазией, но иногда нет.

Интернет, психотронное оружие, компьютерные игры все это буферная реальность, предохраняющая личность от прямого соприкосновения с человеческой реальностью, опосредующая контакт с миром (в том числе и социальным). Одно и то же явление может выступать в разных функциях и относиться к разным сферам виртуальной реальности. Новые интерактивные формы кино, литературы, допускающие вмешательство наблюдателя в сюжет, переводят эти явления из класса "виртуальной виртуальности ", чистого вымысла в класс "виртуальной реальности ", вымысла, который можно "пощупать руками ", в который можно физически перенестись. Переход виртуальной реальности в реальную реальность (управление виртуальной моделью космического корабля, химическим процессом) повторяется в точности как с реальными предметами.

Одним из видов виртуальных защитных механизмов является уход от неприятностей, существующих в реальной жизни, с помощью средств воображения. Воображение проявляется в различных формах, в частности фантазии и мечты, которые и осуществляют идеальное преобразование объективной реальности, переосмысления образов, ситуаций.

Включение в виртуальную реальность рассматривается с различных позиций и предполагает выполнение ряда функций:

преодоление интрапсихического конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо в области семейных отношений, отношений со сверстниками, внутриличностным конфликтом;

защитный механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от какихто проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны;

защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более "наглядна ".

Яркие, неожиданные ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте ( "воздушные замки ") отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям. Основными разновидностями этого являются:

Виртуальные достижения. Субъект придумывает для себя достижения в тех проблемах, которые он не может решить в жизни.

Например, отвергнутый группой сверстников подросток воображает себя известным актером, приехавшим в свой город, и все его бывшие обидчики умоляют дать автограф, прийти в гости, "помочь достать " билет на его выступление и пр. Основной недостаток отсутствие дальнейшей реальной деятельности, наличие фантастической удовлетворенности.

Виртуальная идентификация отождествелние себя с великим человеком или персонажем героем битв, мужества и красоты или "великим мучеником ", связанные с фантастическим избавлением от ситуации.

Причиной погружения в виртуальную среду может быть некая психотравмирующая ситуация (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.).

Изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и компьютера. Компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.

Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера: развитие логического, прогностического и оперативного мышления;

  1. усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;
  2. адекватная специализация познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти;
  3. повышение самооценки и уверенности в себе;
  4. формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.

Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

Однако взаимодействие человека и компьютера не ограничивается только позитивными и негативными эффектами. Оно гораздо глубже и деструктивнее.

Много работ посвящено изучению психологических особенностей взаимодействия человека с компьютерами. Интернет-зависимость является одним из средств аддиктивной реализации, характерной для лиц, которые имеют определенный преморбидный фон (то есть особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, или аддиктивной реализации с помощью Интернета в уже сформированного аддикта).

Определен ряд факторов, которые делают Интернет привлекательным, как средство ухода от реальности и получения удовольствия, то есть аддиктивным агентом.

Виртуал, в отличие от других психических производных типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность. Выделено восемь свойств виртуала [64].

Непривыкаемость. Сколько бы раз виртуал не возникал, каждый раз он переживается как необычное и непривычное событие.

Фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом.

Объективированность. О чем бы человек не говорил — об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затемнении сознания и т.п. — он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.

Измененность статуса личности. В виртуале человек иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале при сверхэффективной и чрезвычайно легко текущей деятельности у человека появляется чувство своего могущества: возможность преодолеть все препятствия, свернуть горы, ощущение окры-ленности. В ингратуале же при очень трудно текущей деятельности у человека появляется чувство своего бессилия, ощущения подавленности.

В каждом конкретном случае каждое из этих свойств может проявляться с различной степенью интенсивности.

Иными словами, письменность современных пользователей компьютерных сетей, в силу определенных причин, приобрела атавистические особенности, некогда характерные для всей древней письменной культуры.

Если обратить внимание на саму речь, а не на форму ее записи, то можно отметить следующие особенности: краткость, разорванность высказываний, по большей части, отсутствие четких, структурированных, законченных диалогов или смысловых единиц. То есть, наблюдаются выраженные регрессивные тенденции.

Анализ разных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод, что Интернет, благодаря своим особенностям, является удобным средством для изучения идентичности. Среди таких особенностей авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования.

К сожалению, пока еще тяжело представить, к чему в будущем приведут психологические изменения и изменения поведения пользователей Интернетом.

Все люди как люди. Что-то делают, радуются, когда им хорошо, и страдают, когда им плохо. Сегодня день был хороший! А вчера не очень. И с каждым новым днем мы окунаемся в реальную жизнь, чтобы прожить всю суету, реализовать себя и получить от нее то, что мы хотим. А есть и другие — те, кто уходят от реальности.

Им не важна и не нужна реальная жизнь. Это явление называется эскапизмом — когда человек замещает реальную жизнь альтернативной. Почему явление? Потому что в последнее время людей, которые уходят от реальности, становится все больше. Эскапизмом может страдать человек любого возраста — от мала до велика.

Эти люди в большинстве своем теряют связь с реальностью, предпочитая быть подальше от нее, и тем не менее они обременены обязательствами и по принуждению возвращаются обратно. Те, кто помладше — потому что родители недовольны и вытаскивают их из этого состояния. А те, кто постарше, вынуждены работать, чтобы выжить.

При этом уход от реальности может быть разный. В этой статье пойдет речь о двух видах эскапизма:

1.Люди, которые подвержены иллюзиям и мечтают обо всех благах нашей жизни. Так называемый уход от реальности в мир фантазий — где у человека все есть и все у него хорошо. У него все получается. Жизнь удалась. Но все это только в иллюзиях. На деле нет ничего. Он не желает и не достигает — он рисует себе красивую иллюзию и представляет. А жизнь тем временем проходит мимо. Фантазии сменяются другими фантазиями — и все.

Уход от реальности в вымышленный мир

Такие люди вынуждены выходить из своего состояния в реальный мир, чтобы обеспечить себя, но делают они это, как правило, на минимальном уровне. Для них первичны иллюзии, а выходя в мир реальный, они ощущают его злым, безрадостным и жестоким по отношению к ним.

2.Люди, которые подвержены уходу от реальности в виртуальный мир. Они выступают как антипод тем, кто живет в иллюзиях. Им не нужно ничего, они не мечтают о благах. Им нужно, чтоб их не трогали и не мешали. Они любят тишину, ночь и компьютер. Конечно, в наше время многие увлекаются играми и очень часто проводят все свое свободное время в компьютере. Но тут речь идет о замещении реального мира виртуальным.

Когда такого человека насильно вытаскивают: кричат, бьют, выдергивают шнур, обращаются к психологу — все это вызывает у него лишь агрессию, и он начинает еще больше ненавидеть тех, кто ему мешает.

Все чаще наблюдаю такую картину, и возникает вопрос: как вытащить этих людей из их мира, чтобы они начали жить обычной жизнью и радоваться ей. Ведь всем понятно, что это не суперумение человека — это проблема, которая мешает жить.

И проблема исключительно психологическая, а у всех психологических проблем есть причина.

Уход от реальности с точки зрения психологии

Люди со зрительным вектором от природы очень чувствительны и эмоциональны. Все события, которые происходят с ними, кажутся им чем-то невероятным. Это те люди, которые имеют богатое воображение и склонны делать из мухи слона.

При развитии вся их эмоциональность и воображение реализуются в той профессии, где нужно быть чувственным, умным, креативным. Такие люди могут стать прекрасными преподавателями, актерами, режиссерами, фотографами, эрудитами, ведущими и так далее.

Что значит — при правильном развитии? Когда ребенок в детстве полностью обеспечен чувством защищенности и безопасности, когда развивают его таланты согласно его природным свойствам.

Так, для детей со зрительным вектором очень важно построить эмоциональную связь со взрослым (родителем, особенно мамой или опекуном), ведь они обладают самой большой эмоциональной амплитудой — от страха смерти до любви. Тогда зрительный ребенок развивает свои способности, не боясь ничего.

Часто выходит так, что взрослые не обеспечивают чувство защищенности, и зрительный ребенок ощущает сильный страх перед всем, что происходит в его жизни. Страх для такого ребенка — это сильное страдание, ввиду его эмоциональности и чувствительности. Ребенок пытается уйти от страдания — но куда уходить? Он никуда уйти не может. И создает иллюзию (мечту, фантазию), где все хорошо. Где он счастлив, и родители его любят, и все его любят.

При этом потеря чувства защищенности и безопасности может быть кратковременной, и ребенок немного погодя перестает уходить от реальности и нормализуется. Это может быть связано с временными трудностями в семье или разрывом эмоциональной связи.

Зрительник, который приучен с детства к уходу от реальности в мир иллюзий, будет предпочитать их. Ведь такому человеку так и не хватает эмоциональных связей, он не научился их строить и тем самым жить в обществе. И он все так же испытывает сильнейший страх в реальном мире.

Уход от реальности в виртуальный мир

Такому бегству подвержены люди со звуковым вектором. Ввиду их абстрактного интеллекта именно их интересуют вопросы вселенского масштаба и мироустройства, смысла жизни.

Виртуальность манит таких людей, и в нее они сбегают от страданий в этом мире.

Уход от реальности в вымышленный мир

Это происходит из-за отсутствия того же чувства защищенности и безопасности у ребенка. От природы такой ребенок тянется к звукам, а немного погодя он начинает осмысливать все, что ему говорят, отдавая смыслу слов главный приоритет. А взрослые часто не обращают внимания на то, как они говорят с ребенком и какими методами взаимодействуют с ним, пытаясь сделать то, что нужно по их мнению.

Звуковой ребенок, стараясь наслаждаться от понимания того, что стоит за словами человека, очень часто натыкается на оскорбительные смыслы, также это могут быть и просто крики, ведь звуковой ребенок все чутко слышит.

Звуковым вектором наделены люди, которые реализуют себя в жизни как музыканты, писатели, физики, программисты, поэты и так далее.

И ребенок, который тянется за наслаждением, а получает страдания, в какой-то момент решает не распознавать смысл слов, а то и не слушать, что говорят.

Когда реальность приносит страдания, то ребенок уходит в виртуальный мир с головой. Полностью забывая, что существует еще кто-то. Он даже поесть забывает. Его не волнует никто и ничто. А родители, не зная своего ребенка, подливают масла в огонь, пытаясь выдернуть его из виртуальных оков.

Кто-то кричит и ругается, где-то бьют и требуют послушания, кто-то выдергивает шнур от компьютера. Все эти методы усугубляют положение. Такой ребенок видит не родителей, а врагов, которые забирают у него то единственное, где он забывается, не получая наслаждения от жизни. Становясь взрослым, такой человек так и не находит применения своему абстрактному интеллекту в реальном мире. Он не реализует себя и не видит смысла в реальном мире. Он по-прежнему ощущает одни страдания от общения с другими людьми через речь. А в игре это можно. Такой человек, если и выходит в мир — только для того, чтобы заработать себе минимум, лишь бы хватало на еду и за интернет заплатить.

Как избавиться от потребности уходить от реальности

В итоге мы имеем страдающих повзрослевших детей, которые спаслись бегством в мир фантазий и виртуальный мир. Они неспособны в реальной жизни сделать что-то стоящее, так как ненавидят весь мир и боятся его. А вся их деятельность сводится к простому обеспечению себя и поддержанию минимального уровня жизни.

Есть ли у них выход из сложившейся ситуации? Есть!

Осознать себя, осознать свои внутренние желания, раскрыть их. Понять, почему так произошло и почему получилось именно так в индивидуальной ситуации. В этой статье приведен лишь общий пример, а ситуаций и проявлений ухода от реальности по психологическим причинам может быть гораздо больше.

Регистрируйтесь здесь.

Читайте также: