Уголовно процессуальный кодекс наполеона кратко

Обновлено: 04.07.2024

расправившись с радикально настроенными представителями мелкой буржуазии, напуганная якобинским террором крупная буржуазия после нескольких переходных форм правления создала и укрепила режим империи Наполеона Бонапарта.

Этот уголовный процесс, послуживший образцом почти для всех европейских стран при переходе их от феодального к буржуазному строю, в самой Франции почти не изменился за полтораста лет своего действия. Такое долголетие процессуального кодекса 1808 года объясняется тем, что он, как и другие законы эпохи, составляет лишь часть той социальной системы, которая закреплена гражданским кодексом Наполеона и остается незыблемой доныне. Даже умеренный буржуазный профессор Гарсон писал об уголовно-процессуальном кодексе 1808 года, что он представляет собой фасад, на котором написаны высокопарные формулы, а позади этого фасада настоящее сооружение несправедливости, в котором все установлено и соединено так, чтобы можно было узаконить всякое насилие над личной свободой, а не так, чтобы дать опору для практического применения законных санкций403. Некоторое смягчение тяжелого положения обвиняемого во время предварительного следствия, установленного- в кодексе 1808 года по образцу ордонанса 1670 года, внес только закон 1865 года. До его издания каждый обвиняемый в совершении преступления (в отличие от проступков и правонарушений) обязательно подвергался предварительному заключению. Закон 1865 года разрешил следственному судье освобождать обвиняемого до суда независимо от тяжести угрожающего ему .наказания. Лица же, обвиняемые в проступках, влекущих наказание тюремным заключением на срок менее двух лет, если они имеют постоянное место жительства и не являются рецидивистами, подлежали обязательному освобождению из-под стражи до суда*. Наполеоновское законодательство, поддерживая' на словах принятую в начале революции идею разделения властей и независимость судебной власти, на деле сильно урезало ее. Оно полностью устранило выборность судей, подчинив назначаемых и несменяемых судей надзору централизованной и зависящей от правительства прокуратуры. Сохранив после длительного обсуждения введенный революцией суд присяжных, законодатель оградил его высоким барьером цензов, имущественного и оседлости, от проникновения демократических элементов.

УПК 1808 г. был подготовлен и вступил в силу одновременно с УК 1810г. — с 1 января 1811 г. (первоначально предполагалось издать единый нормативный акт по вопросам уголовного права и процесса, но затем проект был разделен на два самостоятельных кодекса). УПК 1808 г. сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.

Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия - предварительное расследование - содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

УПК ввёл смешанный процесс. В период расследования дела вплоть до судебного разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство. Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его принудительном приводе или аресте. Следственный судья мог сам производить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия. На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось на основе принципа гласности, устности и состязательности. Обвинение в суде поддерживал не следственный орган, а прокурор. Кодекс не требовал единогласия присяжных при вынесении ими вердикта. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Система судебных инстанций и институтов для обжалования:

Единоличный мировой судья (мелкие уголовные и гражданские дела). По кодексу мировой судья и мэр выполняли функции полицейского судьи, а полномочия судебной полиции они осуществляли вместе с комиссарами полиции, офицерами жандармерии, сельскими и лесными стражниками (ст. 9).

Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела) Он же исполнял функцию трибунала исправительной полиции по делам о проступках или деликтах.

Апелляционный суд – пересмотр решений трибуналов по существу.

Серьёзные преступления рассматривались с коллегией присяжных. Они выбирались из граждан в возрасте 30 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться из определённых социальных групп, перечисленных в кодексе в ст. 382. Никто не может быть присяжным в деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или стороны (ст. 383.). Список присяжных составлял префект.

Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрением жалоб на формальные упущения, нарушения закона, их неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.

Французский Гражданский Кодекс как запутанная и сомнительная система участия граждан в государственных делах. Изучение уголовного кодекса 1810 года и системы наказаний в зависимости от тяжести преступления, уголовно-процессуального кодекса 1808 года.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.11.2013
Размер файла 17,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Французский Гражданский Кодекс

2. Уголовный Кодекс 1810 г.

3. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.

Список использованной литературы

1. Французский Гражданский Кодекс

По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от правления Директории. Это была новая форма политической консолидации французского общества, осуществленной путем установления авторитарного, откровенно антидемократического режима. Генерал Бонапарт, стремившийся к установлению личной власти, лишь отразил готовность консервативно настроенных кругов французского общества к уничтожению остатков революционных идей и учреждений. Он уловил их желание создать стабильную государственную систему, не связанную идеологическими догматами, но обеспечивающую простор для развития предпринимательской деятельности. Именно поэтому политика бонапартизма получила поддержку не только со стороны буржуазных кругов, но и французских крестьян-собственников, опасавшихся в равной мере феодально-монархической реставрации и новой волны революционного экстремизма.

Само комплектование государственных органов проходило на основе сложной системы кооптации, назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Бонапарт по существу ликвидировал характерную для республиканского строя выборность государственных органов.

2. Уголовный Кодекс 1810 г.

кодекс уголовный преступление французский

Уголовный Кодекс 1810 г. подразделялся на 4 книги:

1) О наказаниях уголовных и исправительных и их следствиях.

2) О наказуемых, освобожденных от ответственности и ответственных за преступления и проступки.

3) О преступлениях, проступках и их наказаниях.

4) О полицейских нарушениях и их наказаниях.

Это была довольно своеобразная структура, и обуславливалась классификацией правонарушений. Все, что могло стать объектом уголовной репрессии, подразделялось на 3 группы:

1) преступления, собственно подверженные уголовным наказаниям;

2) проступки, наказывавшиеся исправительными наказаниями;

3) нарушения, за которые полагались полицейские сборы.

Классификация была не существенной, а формальной: правонарушения относились к той или иной группе в зависимости только от того, какое наказание было предписано за них по закону.

В основе доктрины кодекса лежало представление о преступлении как о проявлении вредной направленности человеческой воли - вредной для сообщества. Поэтому соучастие в преступлении (какого бы рода оно ни было и в чем бы ни состояло: содействие в пособничестве, укрывательстве и т.д.) наказывалось одинаково с самим преступлением. Однако к соучастникам не полагалось применять смертную казнь (таким образом, их деяния признавались вторичными). Вообще смягчение наказаний допускалось лишь тех случаях, когда это было прямо предусмотрено законом.

Субъектом преступления (проступка, нарушения) признавалось любое лицо. В кодексе не было никаких социальных, и т. п. ограничений.

Кодекс предусматривал возможность полного освобождения ответственности под предлогом необходимой обороны. Однако содержание этого и аналогичных институтов было не раскрыто, что было шагом назад в законодательстве. От ответственности освобождало состояние невменяемости в момент совершения преступления, также действие непреодолимой силы. В случае преступлений против личности (убийства, причинения увечий и т.п.) освобождение наказания могло также последовать, если преступление было совершено как бы в ответ на неправовые действия жертвы.

Преступления и проступки против публичных дел были выдвинуты первое место по важности; это соответствовало общему представлению о предпочтении общественного блага частному. В большинстве случаев за них назначалась смертная казнь. В свою очередь они подразделялись на три группы.

1. Преступления против внешней безопасности государства. К ним отнесены поднятие оружия против Отечества, сношения с враждебно настроенными к Франции государствами и всякие действия, могущие повлечь вооруженные конфликты. Особый подвид этих преступлений составило покушение на внутреннюю безопасность государства: покушение на императора или членов императорской фамилии, заговор с целью покушения на развязывание гражданской войны и т.п. За эти преступления также полагалась или смертная казнь, или тяжкие наказания.

2. Преступления и проступки против Конституции. К ним были отнесены, во-первых, посягательства на права граждан (угрозы при выборах, фальсификация и т.п.), во-вторых - многочисленные должностные преступления (нарушения прав граждан чиновниками, их сговор, пренебрежение административными или судейскими обязанностями). Значительная часть преступлений здесь каралась позорящими наказаниями, которые должны были как бы характеризовать общее осуждение преступников.

3. Преступления и проступки публичного мира. К ним были отнесены фальшивомонетчество, подделка государственных печатей, знаков оплаты, банковских билетов, изготовление ложных официальных документов, частных бумаг и использование их, взяточничество, злоупотребление властью и т. п.

Вторую основную группу преступлений составили преступления против частных дел. Они были подразделены на преступления против лиц и преступления против собственности.

1. К первой группе преступлений и проступков против лиц были отнесены убийство, ранение и членовредительство, клевета. Специально были оговорены посягательства на нравственность, куда были включены изнасилование, прелюбодеяние и нарушение семейных устоев. Причем соответственно общим принципам Гражданского кодекса, где, например, прелюбодеяние в семье как причина развода понималась по-разному для супругов, по Уголовному Кодексу мужа и жену ждали разные наказания: мужа - штраф в несколько сот франков за содержание любовницы в супружеском доме, жену - заключение в тюрьму.

2. Преступления и проступки против собственности были кодифицированы более детально. Наибольшее место было уделено различным видам краж - при разных обстоятельствах, разными людьми, при помощи разных инструментов и т. п. На наказуемость не влияла стоимость украденного. Отягчающими ответственность обстоятельствами были особо злоумышленные кражи: с оружием, ночью, с помощью приготовленных приспособлений, с угрозами и т.п. Особую категорию ставили экономические преступления, в том числе такие, которые, пожалуй, вообще впервые стали предметом регулирования уголовного закона: раскрытие коммерческих и промышленных секретов, контрафакция чужих промышленных или литературных произведений. Одновременно запрещались всякого рода стачки с целью повышения ли, понижения ли заработков и т.п.

К нарушениям полицейских правил были отнесены самого разного рода правонарушения, следуя в главном критерию незначительности, хотя последствия таких могли быть и серьезными: разведение огня в неположенном месте, нарушение дорожной езды, почтовых правил, мер и весов и т.п.

Наказания по кодексу подразделялись на два основных класса: они могли быть уголовными (которые назначались за то, что расценивалось как преступления) и исправительными (которые полагались за проступки). Разделение наказаний также было чисто формальным, и одно понятие взаимно объясняло другое: преступление уголовное, потому, что за него положено наказание первого класса, наказание первого класса налагается потому, что преступление отнесено к уголовным.

Уголовные наказания могли быть мучительными и позорящими или только позорящими. К первому разряду относились: казнь, пожизненная каторга, депортация, срочная каторга, лишение свободы, заключение в тюрьме. Ко второму разряду - понижение в правах, изгнание и выставление в особом ошейнике у позорного столба. Все прочие виды наказаний были отменены, в первую очередь, все телесные наказания и членовредительные, которые составляли историческую особенность старой уголовной юстиции. Ликвидация телесных наказаний в уголовной практике было одним из самых важных прогрессивных новшеств Уголовного кодекса. Физическое изнурение заключенных также входило составной частью в отбытие наиболее тяжких наказаний (заковывание цепи, ограничение движений и т. п.).

Смертная казнь назначалась за наиболее значительные преступления против безопасности государства, против конституции, а также против личности. Единственной формой ее осуществления предусматривалось отсечение головы (при помощи гильотины). Проведение смертной казни первоначально предписывалось публичным и составляло небольшой спектакль, правила которого (чем должен быть одет заключенный, как его вести на эшафот и т.п.) особо расписывались в кодексе. Тело казненного могло быть выдано родственникам по их требованию. Всего смертная казнь назначалась за 30 конкретных случаев преступлений.

Каторжные работы назначались или пожизненно, или на срок менее 5 и не более 20 лет. Бессрочная каторга предусматривалась в 15 случаях - главным образом за преступления против государства. Порядок отбывания каторги различался для мужчин и для женщин. Первых предписывалось использовать тяжелых работах, сковывая цепями с отягощениями, вторых - использовать только внутри смирительного дома.

3. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.

Сохранив детище революции - гласный суд для решения по внутреннему убеждению важнейших дел Уголовно-процессуальный кодекс 1808 года тщательно изгнал всякое участие общественности из стадии подготовки дела. Он передал их в руки чинов прокуратуры, администрации и магистратуры. Создалась та смешанная система, в которой, несмотря на торжественность заключительной стадии - гласного, устного состязания перед присяжными, - главную роль играет подготовительная стадия - негласное, письменное, проникнутое розыскным духом расследование.

Этот уголовный процесс, послуживший образцом для всех европейских стран при переходе их от феодального к буржуазному строю, в самой Франции почти не изменился за полтораста лет своего действия. Такое долголетие процессуального кодекса 1808 г. объясняется тем, что он, как и другие законы эпохи, составлял часть той социальной системы, которая закреплена Гражданским Кодексом Наполеона и остается незыблемой доныне.

Система судоустройства, принятая в начале XIX в., сохранила в дальнейшем все свои черты, и смена политических режимов отражалась только на изменении названий, но не на существе и функциях судебных органов.

Наполеоновское законодательство, сохранив во время революции тройственное деление преступлений, установило в соответствии с ними три вида судов. Эти уголовные суды являются как бы отделениями соответствующий судов, составляющих систему подчиненных друг другу инстанций. Деление судов соответствует территориально-административному делению. Низшей административной единице - коммуне - соответствует единоличный мировой суд, разрешающий мелкие гражданские тяжбы. Мировой судья разбирает единолично и уголовные дела о мелких нарушениях.

Одним из основных принципов построения уголовного преследования по уголовно-процессуальному кодексу является отделение функций уголовного преследования от функций расследования и разрешения уголовных дел. Такое отделение объясняется в теории стремлением обеспечить полноту, всесторонность и беспристрастность расследования и разбирательства дел, которые были бы невозможны при объединении этих функций с уголовным преследованием, то есть деятельностью, имеющей обвинительный характер. Без большой погрешности можно утверждать, что во Франции существует монополия прокурорского преследования.

Основными чертами предварительного следствия в течение почти всего XIX в. были:

1. Отсутствие состязательности. Следствие производилось опытным следственным судьей; благодаря профессиональной привычке он в каждом обвиняемом был склонен видеть виновного и старался довести его до сознания рядом повторяющихся допросов. В то время как прокурор знакомился с ходом следствия и выдвигал перед следственным судьей свои требования о производстве дополнительных действий, обвиняемый не мог ни присутствовать при совершении следственных действий, ни знакомиться с сущностью собранных против него улик, ни пользоваться помощью защитника. Он мог только представлять в обвинительную камеру суда свои заявления и возражения против действий следователя в письменном виде.

2. Тайна следствия. Все оно проводилось при закрытых дверях без допущения к ознакомлению с актами обвиняемого и потерпевшего - гражданского истца.

3. Строгая письменность. Каждое действие следственного судьи - допрос, осмотр, обыск - должно подробнейшим образом протоколироваться.

4. Стеснение личной свободы обвиняемого. Обвиняемый рассматривался не как сторона в процессе, а как объект исследования. По общему правилу, при обвинении в тяжком преступлении обвиняемый все время предварительного следствия находился в заключении.

Французский Гражданский Кодекс не предусматривает права человека и гражданина. Основную опору Наполеон делает на армию, вследствие чего им предусмотрены различные компенсации для погибших солдат. Весьма запутанной и сомнительной кажется система участия граждан в государственных делах.

Уголовный кодекс 1810 г. отражает классификацию преступлений, из которых самыми тяжкими считались преступления против сообщества. Также Кодекс предусматривает систему наказаний в зависимости от тяжести преступления.

Главная черта Уголовно-процессуального Кодекса 1808 г. состоит в том, что обвиняемый становится не объектом, а субъектом процесса. Все расследование уголовного дела передается руки специальных административных органов, и участие общественности исключается. Благодаря этим и другим важным фактором Уголовно-процессуальный Кодекс 1808 г. просуществовал долгое время.

Список используемой литературы

1. Корнев С.А. История государства и прав зарубежных стран. - СПб., 2000.

2. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т.2. - М., 1999.

3. Чельцев-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. - СПб., 1995.

Подобные документы

Гражданский кодекс Наполеона. Развитие уголовного права и процесса в XIX-XX вв. Основные тенденции конституционного развития Франции в период Наполеона. Уголовно-процессуальный кодекс 1807 года и уголовный кодекс 1810 года. Их причины и характерные черты.

реферат [29,6 K], добавлен 11.02.2015

Право собственности как центральный институт вещного права. Общая характеристика кодекса Наполеона (разработка и принятие, источники кодекса и система). Виды собственности в зависимости от субъекта права. Обязательственные и договорные отношения.

реферат [24,8 K], добавлен 20.03.2009

Возникновение кодексов Наполеона в контексте развития континентальной системы права. Кодификация отраслей французского права. Особенности кодекса Наполеона. Индивидуалистический подход к праву собственности. Трудовое и социальное законодательство.

реферат [49,8 K], добавлен 28.02.2011

История создания и утверждения Кодекса Наполеона 21 марта 1804 г., его краткое содержание. Источники Кодекса, переплетение кутюмного и римского права в его структуре. Распространение и эволюция Кодекса Наполеона 1804г. в других странах, его последствия.

курсовая работа [39,9 K], добавлен 28.01.2013

Разработка кодекса, система и доктрина кодекса, гражданство и правоспособность, вещные права, обязательственное право, семейное право. Высокие квалификационные достоинства кодекса все же не сделали его вполне совершенным.

Старая судебная система была реорганизована Учредительным собранием в 1790 г. Окончательное новая судебная система Франции была создана Наполеоном в начале XIX в. Согласно тройственному делению преступных деяний устанавливалось три вида судов:

1. Низшую инстанцию, существующую в каждой коммуне, составляет мировой судья, которому подсудны мелкие гражданские ( с ценой иска до 500 фр. ) и уголовные дела ( нарушения ).

2. Второе звено в административных округах составляют административные суды - суд исправительной полиции от 3 до 10 судей, разбиравший более значительные гражданские дела и проступки средней тяжести без участия присяжных заседателей.

3. Третье звено в департаменте - апелляционный суд, который состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. Одно из его отделений образует апелляционную инстанцию для уголовных дел. разрешенных судами исправительной полиции. Они по жалобам сторон вновь пересматривают обстоятельства дела по существу и постановляют новый приговор, повторяя судебную процедуру, какую уже проделал по этому поводу суд первой инстанции ( т. е. производит снова допросы подсудимого и свидетелей, проверку доказательств и т. п.). При нем же образуется особый суд ассизов, состоящий из трех судей и 12 присяжных заседателей, для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях.

Всю судебную систему возглавлял Кассационный суд. пересматривающий решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства. При этом происходит проверка, законно ли судил суд ( например, выясняется незаконный состав присяжных, отсутствие гласности разбирательства ), и поэтому в его компетенцию не входит проверка и установление фактических обстоятельств дела. Дело передается для нового рассмотрения в ту же инстанцию, приговор которой отменен ( кассационный суд не может вносить в приговор какие -либо изменения ), но в другой суд, или в тот же суд в другом составе.

При судах, начиная с окружных, состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата. Низшим его звеном является имперский прокурор ( затем прокурор республики ). который непосредственно подчинен генеральному прокурору при апелляционном суде, являющемуся вторым звеном прокуратуры. Во главе всей системы находится министр юстиции -член правительства. Ему был также подчинен генеральный прокурор при суде. Прокуроры перемещаются приказами министра юстиции.

Все судьи назначаются правительством. Судебная власть представляет собой особую отрасль государственной деятельности, обособленную от других функций государства. Независимость судебной власти выражается в том, что:1) органы суда отличны от органов администрации; 2) судебные решения не нуждаются в чьем-либо утверждении или санкции; 3) общий надзор за деятельностью судов принадлежит высшим судебным органом, а не органам администрации; 4) судьи не могут быть смещены с должности администрацией, однако все сменявшиеся во Франции режимы нарушали несменяемость судей.

Общая характеристика французского уголовного процесса

Уголовно-процессуальный кодекс ( УПК ), принятый в 1808 г.. устанавливал смешаннуюформу уголовного процесса ( следственно-обвинительный, состязательно-розыскной ). Функция обвинения ( обнаружение преступлений и преследование виновных ) отделилась от суда ( рассмотрение уголовных дел и вынесение приговоров ), обвинитель и обвиняемый стали сторонами в процессе, спор между которыми решает суд.

Уголовный процесс делится на две стадии: 1) предварительное следствие, построенное по инквизиционному типу, и 2) состязательное судебное разбирательство.

Предварительное следствие

Предварительное следствие имеет целью принять меры против уклонения обвиняемого от суда и собрать доказательства по делу. В период предварительного следствия следственный судья, назначаемый на 3 года, под руководством и наблюдением прокурора собирает доказательства, имеющие отношение к совершенному преступлению, и передает виновных судам. облеченным правом назначения наказания, с ведома прокурора он производит главные следственные действия, он имеет право лично производить обыски, очные ставки, допрос обвиняемого, свидетелей, назначать меры пресечения.

Предварительное следствие сохраняет розыскной,инквизиционный характер, при соблюдении прав обвиняемого. Предварительное следствие может быть начато и без жалобы обвинителя. Основные черты предварительного следствия:

1. Отсутствие состязательности обвинения и защиты - обвиняемый не мог присутствовать при допросе свидетелей, следователь не информировал его о том, что выяснилось на предварительном следствии, он не имел защитника. пытка отсутствовала ( пытка была отменена ещё в 1787 г. ), обвиняемый может предъявлять в суд свои заявления и возражения против действий следователя в письменном виде. Будущий обличитель преступника перед судом - прокурор имеет доступ ко всем следственным актам и действиям, права же обвиняемого в этом отношении ограничены.

Закон 1897 г. ввел в известных пределах состязательное начало в предварительное следствие и расширил процессуальные права обвиняемого в этой стадии процесса Этим законом была установлена обязательность допроса обвиняемого следственным судьей не позднее 24 часов после ареста обвиняемого. Следственный судья при первом же появлении у него обвиняемого должен познакомить последнего с фактами, которые вменяются ему в вину, и выслушивает его объяснения, предупредив его, что он имеет право никаких объяснений не давать С этого же момента обвиняемый получал защитника, который свободно общался с обвиняемым, присутствует при допросах обвиняемого, но в ведении самого следствия участия не принимает.

2. Стеснение личной свободы обвиняемого - обвиняемый рассматривался не как сторона в процессе, а как объект исследования. Каждый обвиняемый в совершении преступления ( в отличие от проступков и нарушений ) до 1865 г. подвергался обязательному заключению, где оказывался в зависимости от следственных властей. Эта мера пресечения применялась весьма широко.

3. Тайна следствия - оно проводилось при закрытых дверях без допущения к ознакомлению с актами обвиняемого, адвоката.

4. Письменный характер - каждое действие следственного судьи -допрос, осмотр, обыск - должно подробнейшим образом протоколироваться.

Судебное разбирательство

В процессе судебного разбирательства производится проверка собранных предварительным следствием доказательств, прения сторон и вынесение приговора. Предварительное следствие является подготовительной стадией к судебному разбирательству, на котором должны быть проверены все собранные по делу доказательства.

Судебное разбирательство носит состязательныйхарактер, носит характер устного и гласного состязания сторон перед беспристрастным судом, решающем дело на основе внутреннего убеждения. Гласность состоит в разбирательстве дел при открытых дверях и в возможности печатать в газетах акты о ходе заседаний. Устность означает, что ни одно письменное показание не может быть оглашено перед присяжными до устного допроса соответствующего лица, судебное решение должно быть результатом личного наблюдения судьи.

Состязательность - судебное разбирательство построено в форме гласного состязания между формально равноправным прокурором, как государственным обвинителем и обвиняемым, пользующимся помощью адвоката. Каждая сторона вправе предоставлять доказательства, которые должны быть рассмотрены судом, и предъявлять возражения против доказательств противника. Подсудимый и его защитник вправе возражать против объяснений обвинителя. Приговор суда основывается только на доказательствах, которые проверены судом в порядке устного, гласного и состязательного производства. Но в судебном разбирательстве сказываются следы инквизиционного процесса, выражающиеся в дискреционной власти председателя суда и в преимуществах прокурора перед защитой.

Судебное следствие начинается чтением обвинительного акта; за ним может следовать устное изложение обвинения прокурором. После того представляются суду все доказательства по делу, как обвинительные, так и защитительные, причем стороны могут обращать на них внимание суда, сопоставлять их и обмениваться о них своими взглядами. Судебное разбирательство предусматривает заключительные прения сторон, во время которых стороны подробно излагают свои соображения по поводу рассмотренных в суде доказательств. После прений сторон могут быть допущены реплики, обмен возражениями прокурора и адвоката, при этом закон требует, чтобы последнее слово было обязательно предоставлено обвиняемому или его защитнику. Так как судебное следствие ведется здесь не сторонами, а судом, то его нужно было поставить раньше речей и отделить от них.

Прокурор имел ряд преимуществ перед обвиняемым и его защитником. После оглашения обвинительного акта прокурор произносил вступительную речь. Допрос свидетелей производится в порядке один после другого, указанном прокурором. При этом прокурор имеет право непосредственного допроса свидетелей и экспертов, тогда как подсудимый и его защитник задают им все вопросы через председателя суда.

Прокуроры с ожесточением преследовали обвиняемых. Остроумный француз Лабулэ влагает в уста прокурора следующую тираду о подсудимом, обращенную к присяжным: " Я беру его со времени рождения: имея год от роду, он укусил свою кормилицу, двух лет он показал язык своей матери, трех лет украл два куска из сахарницы своего деда, четырех лет таскал яблоки из чужого сада и, если негодяй в пять лет от роду не сделался отцеубийцей, то лишь потому, что имел счастье быть сиротой". Адвокат, как " наемный укрыватель всякого преступления", цветисто оправдывал обвиняемого, объясняя совершение умышленного убийства тем, что у несчастного было тяжелое детство без коляски, он мочился в постели.

В судебном разбирательстве председатель суда играл главную, руководящую роль. Он не только ведет процесс, но и допрашивает подсудимого, только после него допрос подсудимого ведут стороны. Председатель суда имеет право, не мотивируя, отклонить любой вопрос адвоката, имеет право останавливать защитника в любом месте его выступления и объявлять те или иные положения защиты, не имеющими отношения к делу и нежелательными для воспроизведения их в суде. Председатель произносит так называемое резюме по делу, т. е. заключительную речь по итогам судебного следствия и прениям сторон. Он может так сгруппировать доказательства по делу, чтобы в наибольшей степени оказывать влияние на присяжных заседателей.

Таким образом, председателю суда принадлежит неограниченная дискреционная ( решающая в окончательном виде) власть " принимать все меры, необходимые для открытия истины по делу" ( он обязан употребить все имеющиеся в его распоряжении дозволенные законом средства для полного разъяснения дела, суд должен установить действительно существующее ), таковы - назначение экспертизы, вызов новых свидетелей.

Читайте также: