Политические учения соломона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит двойственный характер. Библия показывает величие и мудрость Соломона, однако в то же время читатель постепенно подводится к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия. Он просил у Бога мудрости, и она была ему дана, но деспотизм и грехи царя постепенно разрушили то процветание, которое Соломон принес Израилю.

Библия говорит о мудрости Соломона как даре Божием, который он испросил в молитве. Царь сознавал, что молодой возраст (когда он стал царем, ему было не более 30 лет, а может быть и около 20) и неопытность препятствуют мудрому правлению. Мудростью (евр. хокм`а) в то время называлось умение вести дом, хозяйство, а главное – управлять страной. Тонкости этой светской мудрости были неведомы Израилю, который только начинал свое государственное существование. Считалось, что доселе хокма была монополией иноземных царей и народов. Желая ее получить, Соломон обращается к Богу (3 Цар III, 7, 9).

В первый период правления Соломона, который считается золотым веком Израиля, молодой царь многообразно проявляет дарованную ему мудрость. В качестве примера Библия приводит решение, принятое Соломоном по делу двух женщин, споривших о ребенке (3 Цар III, 16-28). Писцы Соломона записывают его афоризмы и советы житейской мудрости. Этим полагается начало Учительной библейской письменности. Правление Соломона ознаменовалось расцветом израильской литературы. В этот период были, как полагают, составлены эпические сборники: Книга браней Господних и Книга Праведного; собраны сказания об Иисусе Навине и судьях, написаны биографии первых царей, а также Книга дел Соломоновых – своего рода официальная хроника.




Несмотря на эти успехи, в конце правления Соломона наступает период кризиса. Само израильское царство уменьшилось в размерах, так как от него отпало Дамасское царство (XI, 23-25). Кроме того, не имея возможности оплачивать ввоз дорогостоящих материалов из Финикии, Соломон отдает финикийскому царю несколько галилейских городов в качестве компенсации (IX, 11).

Внутренняя политика. Здесь главным делом царя Соломона была административная реформа – создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Развитие торговли способствует появлению прослойки купцов и ремесленников, благоприятствует появлению предметов роскоши и керамики высшего качества. Страна была разделена еще Давидом на 12 частей, и каждая территория в течение месяца поставляла продукты для царского двора (3 Цар. IV). Также Соломон стал взимать налоги, появился принудительный труд (V, 13; XI, 28). В результате строятся дворцы, зал государственного совета, зал суда. Разрабатываются медные рудники (3 Цар. VII, 46) Также Соломон укрепляет Иерусалим и некоторые другие города-крепости (IX, 15). Необходимо отметить, что колено Иуды было освобождено от всех указанных повинностей, которые легли на представителей других колен. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме.

Иерусалимский Храм, его богословское значение (V – VIII).

Соломон, выполняя желание отца, приступил к сооружению Храма. Святилище строилось более семи лет. Поскольку израильтяне не владели мастерством, необходимым для сооружения подобных зданий, Соломон пригласил финикийских мастеров. Царь Хирам I прислал ему кедровое дерево и другие строительные материалы. Работа началась в 966 г., продолжалась 7 лет и закончилась примерно в 959 году до Р.Х.

а) Притвор храма (евр. Улам)

б) Святилище (евр. Хекал)

в) Святое Святых (евр. Давир)

Давир, Святое святых, был кубической комнатой, отделенной от святилища стеной и завесой. Там царила полная тьма и находился Ковчег, трон незримого Бога. Над ним простирали крылья два огромных изваяния. То были херувимы – небесные стражи с телом льва (или быка?), с человечьим лицом и орлиными крыльями. Мрак Давира напоминал о священном мраке Синая, о неприступности тайны Сущего. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: "Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле" (VIII, 12).

Для язычников храмы были "домами" богов. Считалось, что они, покинув свои жилища, поселяются в этих домах и как бы оживотворяют свои изображения. Иногда идолов даже приковывали цепями, чтобы они не покинули дома, построенного для них людьми.

Никто, кроме служителей, не мог входить в здание Храма. Народ молился и приносил жертвы перед его входом, во дворе. Принося жертвы, ветхозаветная Церковь исповедовала веру в чудесное Присутствие, в Бога, Который по своему великому снисхождению пребывает со Своим народом. Но запрет переступать порог Храма означал, что страшная тайна Божества еще сокрыта от человека, что между ним и Небом воздвигнута преграда. Только тогда, когда Бог явится во плоти, эта преграда будет разрушена.

Как святилище истинного Бога, Храм должен был быть не только национальной святыней ветхозаветной Церкви: он – Дом молитвы для всех народов. Эта мысль выражена в словах Соломона, обращенных к Богу в день освящения Храма (3 Цар VIII, 41-43). Тем самым Храм становится прообразом грядущей Вселенской Церкви.

(3 Цар I – IV, IX – X).

Как и рассказ о Давиде, повествование о его сыне носит двойственный характер. Библия показывает величие и мудрость Соломона, однако в то же время читатель постепенно подводится к печальному эпилогу: Соломон оказался нарушителем Завета и поставил свои прихоти выше Закона Божия. Он просил у Бога мудрости, и она была ему дана, но деспотизм и грехи царя постепенно разрушили то процветание, которое Соломон принес Израилю.

Библия говорит о мудрости Соломона как даре Божием, который он испросил в молитве. Царь сознавал, что молодой возраст (когда он стал царем, ему было не более 30 лет, а может быть и около 20) и неопытность препятствуют мудрому правлению. Мудростью (евр. хокм`а) в то время называлось умение вести дом, хозяйство, а главное – управлять страной. Тонкости этой светской мудрости были неведомы Израилю, который только начинал свое государственное существование. Считалось, что доселе хокма была монополией иноземных царей и народов. Желая ее получить, Соломон обращается к Богу (3 Цар III, 7, 9).

В первый период правления Соломона, который считается золотым веком Израиля, молодой царь многообразно проявляет дарованную ему мудрость. В качестве примера Библия приводит решение, принятое Соломоном по делу двух женщин, споривших о ребенке (3 Цар III, 16-28). Писцы Соломона записывают его афоризмы и советы житейской мудрости. Этим полагается начало Учительной библейской письменности. Правление Соломона ознаменовалось расцветом израильской литературы. В этот период были, как полагают, составлены эпические сборники: Книга браней Господних и Книга Праведного; собраны сказания об Иисусе Навине и судьях, написаны биографии первых царей, а также Книга дел Соломоновых – своего рода официальная хроника.

Несмотря на эти успехи, в конце правления Соломона наступает период кризиса. Само израильское царство уменьшилось в размерах, так как от него отпало Дамасское царство (XI, 23-25). Кроме того, не имея возможности оплачивать ввоз дорогостоящих материалов из Финикии, Соломон отдает финикийскому царю несколько галилейских городов в качестве компенсации (IX, 11).

Внутренняя политика. Здесь главным делом царя Соломона была административная реформа – создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Развитие торговли способствует появлению прослойки купцов и ремесленников, благоприятствует появлению предметов роскоши и керамики высшего качества. Страна была разделена еще Давидом на 12 частей, и каждая территория в течение месяца поставляла продукты для царского двора (3 Цар. IV). Также Соломон стал взимать налоги, появился принудительный труд (V, 13; XI, 28). В результате строятся дворцы, зал государственного совета, зал суда. Разрабатываются медные рудники (3 Цар. VII, 46) Также Соломон укрепляет Иерусалим и некоторые другие города-крепости (IX, 15). Необходимо отметить, что колено Иуды было освобождено от всех указанных повинностей, которые легли на представителей других колен. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме.

Иерусалимский Храм, его богословское значение (V – VIII).

Соломон, выполняя желание отца, приступил к сооружению Храма. Святилище строилось более семи лет. Поскольку израильтяне не владели мастерством, необходимым для сооружения подобных зданий, Соломон пригласил финикийских мастеров. Царь Хирам I прислал ему кедровое дерево и другие строительные материалы. Работа началась в 966 г., продолжалась 7 лет и закончилась примерно в 959 году до Р.Х.

а) Притвор храма (евр. Улам)

б) Святилище (евр. Хекал)

в) Святое Святых (евр. Давир)

Давир, Святое святых, был кубической комнатой, отделенной от святилища стеной и завесой. Там царила полная тьма и находился Ковчег, трон незримого Бога. Над ним простирали крылья два огромных изваяния. То были херувимы – небесные стражи с телом льва (или быка?), с человечьим лицом и орлиными крыльями. Мрак Давира напоминал о священном мраке Синая, о неприступности тайны Сущего. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: "Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле" (VIII, 12).

Для язычников храмы были "домами" богов. Считалось, что они, покинув свои жилища, поселяются в этих домах и как бы оживотворяют свои изображения. Иногда идолов даже приковывали цепями, чтобы они не покинули дома, построенного для них людьми.

Никто, кроме служителей, не мог входить в здание Храма. Народ молился и приносил жертвы перед его входом, во дворе. Принося жертвы, ветхозаветная Церковь исповедовала веру в чудесное Присутствие, в Бога, Который по своему великому снисхождению пребывает со Своим народом. Но запрет переступать порог Храма означал, что страшная тайна Божества еще сокрыта от человека, что между ним и Небом воздвигнута преграда. Только тогда, когда Бог явится во плоти, эта преграда будет разрушена.

Как святилище истинного Бога, Храм должен был быть не только национальной святыней ветхозаветной Церкви: он – Дом молитвы для всех народов. Эта мысль выражена в словах Соломона, обращенных к Богу в день освящения Храма (3 Цар VIII, 41-43). Тем самым Храм становится прообразом грядущей Вселенской Церкви.

Политическая деятельность царя Соломона

Во времена великого царя Соломона израильское государство наладило политические, экономические и культурные связи с ближними и дальними державами. Благодаря мудрости царя Соломона слава Бога Израилева распространилась по всему древнему миру. И для последующих поколений Соломон стал еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания. Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона, теневые же преданы забвению.[1]

При Соломоне, который царствовал почти сорок лет, в Палестине наступил, наконец, долгожданный мир. Молодой царь не искал новых завоеваний; он даже утратил кое-что из владений отца. Так, от Израильской империи отпала арамейская область и часть Эдома. Но это окупалось теми несомненными благами, которые приносит долгий мир. С этого времени начинается стремительный взлет культуры Израиля. Народ, еще совсем недавно перешедший к оседлости, с поразительной быстротой догоняет своих соседей. Подобные примеры хорошо известны в истории. Достаточно указать на Киевскую Русь, культурный расцвет которой наступил вскоре после эпохи полупервобытного и родового общества. Разумеется, духовный подъем Израиля в правление Соломона вышел не из пустоты. Как мы знаем, еще из пустыни были принесены семена высоких религиозных постижений и поэтического творчества. Однако войны и междоусобицы, нападения кочевников и филистимское иго мало способствовали культурному развитию в период Судей. Но даже и в это тревожное, суровое время создаются героические былины и священные гимны, записываются правовые уставы и нравственные заповеди. Когда же после побед Давида и воцарения Соломона кончилась многолетняя раздробленность и борьба с врагами, подавленные войной творческие силы народа как бы вырвались на свободу.[2]

В эти годы у Израиля на всем Востоке не было соперников, и за будущее, казалось, можно было не опасаться. Царь хотя и не вступал ни разу в войну, но укреплял фортификации, завел конницу и большой арсенал. Он заключил союз с Египтом, который скрепил браком с дочерью египетского царя. Фараон нуждался в этом договоре; утратив власть над Сирией, он не хотел терять торговых путей, проходивших через владения Соломона. Особенно оживленной была торговля лошадьми, которые ценились очень высоко. Из Израиля их вывозили в Дамаск и Хеттское государство.

Торговые связи способствовали общему подъему уровня жизни в городах. В зажиточных домах появились дорогая мебель, утварь, одежда, привозимые из Финикии, Вавилона, Египта. Соломон построил корабельные доки в Эдоме; оттуда его моряки ходили вместе с финикийцами в торговые экспедиции. Они привозили из земли Офир (вероятно, Пунт – в Восточной Африке) золото, серебро, ценные породы деревьев. У залива Элат близ развалин Эцион-Гебера археологи обнаружили огромные медеплавильные печи, равных которым не было на древнем Востоке. Эти печи принадлежали Соломону. Как полагают, Израиль был крупнейшим по тем временам экспортером меди. Если учесть, что медь широко применялась при изготовлении оружия и утвари, то станет понятным источник богатства Соломона.[3]

Более тесные контакты между коленами, а также между Израилем и иноземцами содействовали культурному расцвету. Вавилонская космология и география получили распространение среди образованных людей Израиля. Из Вавилона же были заимствованы основы математики, медицины, названия месяцев.[7] Но отношения Соломона с языческим миром не были безопасны и безвредны. Приведенные из Египта кони и военные колесницы, представляли собой для того времени очень серьезную военную силу, что, очевидно, ослабляло веру израильтян в спасающую десницу Господа Воинств. Жены язычницы, в конце концов, склонили сердце Соломона к язычеству (3 Цар. 11:1 – 4).Соломон, особенно в последние годы жизни, оставался под сильным влиянием своих фавориток и, поддаваясь их уговорам, устанавливал различные идолопоклоннические культы. Известно, например, что во дворе храма занимались культом Ваала, Астарты и Молоха. И поскольку народные массы, особенно на севере страны, относились к ханаанским богам весьма благожелательно, то пример царя отнюдь не способствовал укреплению яхвизма.[8]

Например, показателями активного строительства в Дане служат грандиозные вороты и церемониальная дорога, ведшие к вершине телля, образовавшегося на месте города среднего бронзового века. Особенной славой в качестве богомолья пользовалась, по-видимому, известная из патриархальных сказаний Вирсавия (Берсеба), находившаяся в Иудейском царстве. Что в последующее время такое положение вещей признавалось грехом Израиля – это понятно, но не дает правильной оценки историческому ходу событий. На поклонение тельцу смотрели тоже как на служение национальному Богу. В своей абсолютной форме это служение явилось у Илии, особенно во время его борьбы с Ахавом, которая именно, в качестве борьбы синкретизма с исключительностью, представляет собой один из важнейших эпизодов израильской религиозной истории.

[1] Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1966.

[2] Мень А., протоиерей. История религии. В поисках пути, истины и жизни. Тома 2-й. М.: Слово, 1993.

Соломон (или по евр. Шеломо) (965–928 гг. до Р.Х.)[i] был 4 царем древнего Израиля и вторым – из династии давидидов. По библейским источникам, описывающим его жизнь и деятельность, Соломон царствовал 40 лет (3 Цар. 11, 42; 2 Пар. 9, 30).

Общепринятой среди исследователей считается точка зрения, что Соломон пришел к власти в результате политического переворота, устранив своего старшего брата Адонию. Но был ли политический переворот? Во-первых, Соломон был помазан в цари по решению своего отца Давида. Да, несомненно, Давид был к этому времени стар и немощен, однако библейский нарратив ясно указывает, что он до смерти находился в здравом уме. Во-вторых, Адония, подстрекаемый группой придворных Давида, без согласия отца, фактически сам первым узурпировал царскую власть. Поэтому мы можем вполне считать приход Соломона к власти легитимным, но здесь пролегает важная черта в становлении ранней государственности древнего Израиля. Монархия становится наследственной. В отличие от харизматических лидеров: Саула и своего отца Давида, Соломон стал первым наследственным монархом. Придя к власти, Соломон поспешил ликвидировать в самом начале внутреннюю и внешнюю угрозы стабильности своего царствования.

Другим видом сепаратизма были восстания покоренных Давидом народностей, фактически обращенных в рабов, которые использовались при строительстве и на других тяжелых работах. При Соломоне восстали представители Арама – Сирии (наиболее северной части древнего Израиля в период Давида и раннего Соломона) и Эдома (наиболее южной), причем им удалось восстановить независимость своих государств. Это может указывать на отсутствие у Соломона военного гения, свойственного другим царям древнего Израиля: Саулу и Давиду, а также могло быть вызвано казнью военачальника Иоава, который был грозой всех центробежных сил внутри страны при Давиде.

Царствование Соломона было мирным. Библейский рассказ по версии Септуагинты сообщает нам также, что «господствовал он от реки (Евфрата. – добавлено и.В.) до земли Филистимской и до пределов Египта) (3 Цар. 10, 26). Во внешней политике Соломон более предпочитал взаимовыгодные союзы с окружающими народами, чем войны. Так, Соломон продолжил союз Давида с царем финикийского Тира Хирамом. Стремясь обезопасить Израиль от Египта, он вступил в династический брак с дочерью фараона. Хотя историчность данного утверждения и оспаривается многими современными исследователями на основании того, что: 1) Египет в это время был в упадке; 2) египтяне не выдавали своих принцесс за чужеземцев; 3) египетское влияние почти не прослеживается в памятниках материальной культуры 10 в. до Р.Х.; однако все-таки некоторые исследователи признают историческое зерно библейского рассказа о связях Египта и Израиля при Соломоне. С точки зрения данной группы исследователей, вероятнее всего, фараон Сиамун организовал военную экспедицию, которая разрушила ханаанский город Гезер, однако он не пошел дальше, что отражает слабость Египта в то время, породнился с Соломоном, отдав в приданое город Гезер, а Соломон обещал не нападать на территорию филистимских городов-государств, которые находились под вассальной зависимостью от фараона. Итак, дипломатия, экономические контакты, династические браки – все это устраняло угрозу государственной стабильности с внешней стороны.

[i] Хронология лет правления дается по У.Ф. Олбрайту. See Albright W.F. The Chronology of Divided Monarchy of Israel \\ BASOR 100 (1945).

[ii] Мазар А. Археология библейской земли. Т.2. Иерусалим, 1996. С. 34-35.


Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В шестом веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа

Историчность Соломона

Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий. За вычетом библейских рассказов, прямых исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По времени правления царя Соломона в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

Архаический период (VIII — VI вв. до н. э.)

В 594 г. до н. э. первым архонтом был избран Солон, знатный человек, кото­рому доверял демос, уважая его за честность и порядочность.

Солон осуществил необходимые реформы, которые основательно изменили весь общественный строй Афинского государства.

Первым своим законом он отменил долговое рабство. Крестьянам возвратили землю, которую отобрали за долги. Отныне афинским гражданам не угрожало рабство за долги, все рабы-должники были выкуплены за счёт государства. Всё гражданское население в соответствии с количеством имущества было поделено на четыре разряда, группы.

К первой принадлежали богатейшие афиняне, которых называли пятисотмерниками. Они имели право избираться на высшие государственные должнос­ти. Во время войны пятисотмерники командовали войском.

Вторую группу представляли те, кто на свои средства мог приобрести коня; во время войны они служили в коннице. Их называли всадниками.

Третья группа, самая многочисленная, называлась зевгиты. Это была основная часть афинского крестьянства. Не очень богатые, но и не бедные, они на доходы с земельного надела должны были покупать себе вооружение и служить в тяжёлой пехоте гоплитами (тяжеловооруженными пехотинцами).

Четвёртая группа — бедняки — феты, не избирались на государственные дол­жности, но принимали участие в голосовании на народных собраниях. В войске они служили в лёгкой пехоте или матросами на боевых кораблях.

При Солоне были созданы Совет четырёхсот — буле — и суд присяжных — гелиэя, рассматривающая су­дебные тяжбы между гражданами. Законы Солона закрепили частную собственность за гражданами. Они также оживили развитие ремёсел, так как родителей обязывали обучать детей ремеслу.

Преобразования, осуществлённые Солоном, подорвали основы власти родо­вой знати. Они создали условия для развития хозяйства средних слоёв. Теперь крестьянам разрешалось продавать вино и масло собственного производства за границу. Вместе с тем эвпатридам запрещалось продавать за пределы государства свое зерно. Они должны были реализовывать его в Афинах по невысокой цене.

Законы Солона способствовали развитию рабовладельческих отношений в Афинах. Теперь рабами становились исключительно иностранцы.

Политическая реформа

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти — двухсот медимнов.


Соломон – третий еврейский царь. Был правителем объединенного Израильского царства, и привел страну к наивысшему расцвету. За годы его правления в Иерусалиме воздвигнут Иерусалимский храм, признанный главной святыней в иудаизме.

Есть в Священном писании один персонаж, биография которого окутана легендами и мифами. Его образ описывали христианская, иудейская и исламская религии, о его справедливости и мудрости ходили легенды, его воспевали многочисленные поэты и писатели. Если верить библейским источникам, то он был мудрейшим из всех людей, справедливым судьей, который умел принимать оригинальные решения в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. Говорили, что он обладает фантастическими свойствами – властью над джиннами, владение языком зверей.

Происхождение

Родился Соломон в 1011 году до нашей эры в Иерусалиме. Реальность существования Соломона подтверждена исключительно Библией, поэтому биографам очень трудно найти аргументы в пользу версии о его существовании, как исторической личности.

Исходя из описания этой вечной книги, отцом Соломона был второй царь Израиля – Давид. Но Новый Завет гласит, что мессией из его рода был сам Иисус Христос.

До того, как взойти на престол, Давид просто пас овец, но все знали его, как человека благонадежного и доброго, смелого и сильного. Во имя защиты своего стада он готов был идти на медведя или льва с голыми руками и победить врага.

Царь Соломон

Мать Соломона звали Вирсавия, она была женщиной редкой красоты. Именно ее невероятная внешность привлекла внимание прогуливавшегося по своим владениям Давида. Он был сражен красотой девушки наповал. Царь распорядился привести к нему приглянувшуюся красотку, несмотря на то, что она была замужем. Ее супруг – Урия Хеттеянин, в то время служил в армии того же Давида. Царь переспал с Вирсавией во дворце, и она забеременела. Чтобы иметь возможность жениться на красавице, коварный правитель отправил военачальнику Урии письмо, в котором приказал сделать так, чтобы он навеки остался на поле боя. В своем послании Давид распорядился поставить Урию там, где состоится самая серьезная битва, остальным воинам было велено отойти от него, чтобы его наверняка убили.

После случившегося у Давида появилось много недоброжелателей. Нафан – пророк и автор Книги Царств, послал Давиду свои проклятия, он, по сути, обрек его в будущем на братоубийственную войну и конфликты.

Царь Соломон

Спустя некоторое время Давид уже раскаивался в том, что натворил, вымаливал у Бога прощение, стоя на коленях. Пророк Нафан сказал, что прощение Бога он выпросил, но полностью избежать наказания за пожелание смерти другому, ему не удастся, и что за одну овечку придется платить четыре цены.

Правление

Легенда гласит, что Давид хотел сделать своим преемником именно Соломона, невзирая на то, что он был самым младшим сыном в семье. Однако на царский трон претендовал старший сын – Адония, потому что в соответствии с древними традициями, именно ему должна была перейти корона. В связи с этим, главный наследник престола собрал специальное войско телохранителей, которым командовали Авиафар и Иоав. Пользуясь тем, что власть Давида уже ослабела, он попытался переманить в свои ряды пророка Нафана, Ванея и воинов царской гвардии, однако подданные царя отказались поддерживать Адония.

Царь Соломон

Пророк рассказал Давиду о готовящемся заговоре, и царь поспешил помазать младшего сына на царствование, чтобы иметь возможность передать Соломону дары Святого духа, с помощью которых он управлял страной. Всевышний поставил Соломону условие — никогда, ни при каких обстоятельствах не отступать от служения Богу. После полученного обещания со стороны Соломона, он наделил его такими качествами, как терпение и мудрость.

Доказательством невероятной рассудительности и мудрости Соломона служит предание о суде, который учинил царь. К нему обратились две женщины, каждая из которых доказывала, что именно она является настоящей матерью ребенка, и попросили разрешить их спор. Соломон принял жесткое решение, прекратить все споры и разрубить младенца на две части, чтобы спорящие получили свою половину. Одна из обратившихся согласилась с решением царя, вторая едва не потеряла сознание от такого вердикта. Так Соломону удалось прекратить их спор и увидеть, кто действительно мать этого дитяти, а кто самозванка.

Царь Соломон

Народ увидел в Соломоне настоящего мудрого правителя, поэтому попытки Адонии прийти к власти потерпели поражение. Ему пришлось бежать и поселиться в Скинии. Соломон не стал предпринимать никаких действий в отношении своего брата, наоборот, помиловал его. А его соратники понесли заслуженное наказание – Иоава казнили, а Авиафара отправили в ссылку. Но вскоре и Адония понес суровое наказание. Он предпринял попытку жениться на Ависаге Сунамитянке, прислужнице Давида, попросил, чтобы мать помогла ему решить этот вопрос с Соломоном. Однако царю хватило мудрости понять, что Адония таким образом снова покушается на трон, и велел его казнить.

Царь Соломон

Читайте также: