Учет целевого финансирования кратко

Обновлено: 08.07.2024

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 "Целевое финансирование".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 "Целевое финансирование" отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 "Целевое финансирование".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 "Целевое финансирование" отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Использование средств на приобретение материальных ценностей

Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования

Использование средств на оплату счетов поставщиков

Возврат не использованных по назначению средств

Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

Образование финансирования за счет суммы начисленного

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

86.1 – Получение средств из бюджета.

86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило . помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, признаются . , приобретенное за счет средств целевого финансирования, до окончания срока полезного . использования, то сумму целевого финансирования следует рассматривать как использование средств . благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования". Согласно п. 2 .

. какой-либо статьи (статей) целевого финансирования бухгалтерского баланса (например, «Фонд . относится на статью (статьи) целевого финансирования бухгалтерского баланса некоммерческой организации (« . самостоятельно определяет статью (статьи) целевого финансирования, на которые относится этот . ). Корректировка статьи (статей) целевого финансирования равна итоговой корректировке балансовой стоимости . одновременно корректируется статья (статьи) целевого финансирования. Итого, балансовые корректировки на .

. помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (п . при получении казенными учреждениями средств целевого финансирования, целевых поступлений и других . 07 с указанием полученных средств целевого финансирования (п. 18.1 Порядка). . в налоговом периоде, средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства . рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (средств целевого назначения), учреждение .

. договорам долевого участия, являются источником целевого финансирования, следовательно, сумма экономии по результатам . с превышением затрат над суммой целевого финансирования, не включаются в состав расходов .

. ст. 251 НК РФ (о целевом финансировании и раздельном учете) не применим . РФ, забыв про норму о целевом финансировании. На протяжении 2020 года Минфин . НК РФ (не признаются средствами целевого финансирования), в связи с чем доходы . дополнен новым абзацем: к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства . отдельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием указанных средств по целевому .

. проекты, в рамках которых предусмотрено целевое финансирование затрат на выполнение предусмотренных работ . . 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства . раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих .

. налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, . организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде . в рамках целевых поступлений, целевого финансирования. К сведению В указанном случае . были ли в итоге средства целевого финансирования использованы по целевому назначению, . организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования; достигнута ли цель, на достижение .

. налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. И налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный . даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком . определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. Использование полученных . произведенные расходы условиям, установленным источником целевого финансирования. Что касается полученных процентов .

Целевое финансирование - это средства, получаемые орга­низацией безвозмездно из бюджета и бюджетных целевых фон­дов, от юридических и физических лиц на строго определенные цели и для финансирования мероприятий целевого назначения (научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содер­жание детских учреждений).

Источником целевых поступлений являются:

1) гос. помощь за счет средств государственно­го бюджета в виде:

- субвенций - денежных средств, предоставляемых на без­возмездной и возмездной основе на осуществление определен­ных целевых расходов;

- субсидий - денежных средств и имущества, предоставляе­мых на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- бюджетных безвозмездных займов.

2)взносы родителей за содержание детей в детских учреж­дениях;

3)средства, поступающие от спонсорских организаций;

4)средства фондов специального назначения (инновационного фонда) и т. д.

Целевое финансирование может быть получено не только в виде денежных средств, но и (или) в виде ресурсов, отличных от денежных средств (т. е. в виде любого имущества).

В случае предоставления целевого финансирования в неде­нежной форме имущество принимается к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости с соответствующим начислением сумм целевого финансирования.

Средства целевого финансирования расходуются в соответс­твии с утвержденными сметами строго по целевому назначению. Если условия расходования полученных целевых средств не соблюдаются, то эти средства подлежат возврату.

Значение отчетности в системе экономической информации и ее классификация. Требования, предъявляемые к отчетности. Виды отчетности.

Предоставляется:

1. В обязательном порядке – собственникам, налоговой инспекции и госконтролю;

2. По требованию – кредиторам, банкам, прочим пользователям.

БО должна объективно отражать состояние ее активов, пассивов, капитала и отвечать требованиям: *Обязательность; *Единообразие; *Достоверность; *Эффективность; *Экономичность; *Сопоставимость; *Полнота.

Классификация БО по ряду признаков:

По периодичности – годовая и промежуточная отчетность;

По роли в управлении – общегосударственная, внутрисистемная и управленческая;

По степени обобщения отчетных данных– индивидуальная, сводная и консолидированная.

Состав общегосудственного БО: бух баланс (ф.1); отчет о прибылях и убытках (ф.2); отчет о движении источников собственных средств (ф.3); отчет о движении денежных средств (ф.4); приложение к бух балансу (ф.5); отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6).

Учёт амортизации основных средств и нематериальных активов.




Аналитический учетамортизации основных средств ведут по источникам ее возмещения и по направлениям выбытия основ­ных средств (ликвидация, безвозмездная передача, реализация). Начисление амортизации основных средств также отражают по отраслям экономики, а для целей внутрихозяйственного контро­ля - по отдельным структурным подразделениям и по группам основных средств исходя из их функционального назначения.

Нематериальные активы (НА) в течении срока полезного исполь-я преносят свою сто-ть на вновь созданную продукцию путем начисл-я по ним амортизации. Начисление амортизации по объектам НА может производиться способами:

· Линейный (на основе срока полезного исполь-я НА);

· Нелинейный (начисл-е амортизации происходит неравномерно по годам в течении срока полезного исполь-я НА);

· Способ списания сто-ти пропорционально объему продукции.

Целевое финансирование - это средства, получаемые орга­низацией безвозмездно из бюджета и бюджетных целевых фон­дов, от юридических и физических лиц на строго определенные цели и для финансирования мероприятий целевого назначения (научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содер­жание детских учреждений).

Источником целевых поступлений являются:

1) гос. помощь за счет средств государственно­го бюджета в виде:

- субвенций - денежных средств, предоставляемых на без­возмездной и возмездной основе на осуществление определен­ных целевых расходов;

- субсидий - денежных средств и имущества, предоставляе­мых на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- бюджетных безвозмездных займов.

2)взносы родителей за содержание детей в детских учреж­дениях;

3)средства, поступающие от спонсорских организаций;

4)средства фондов специального назначения (инновационного фонда) и т. д.

Целевое финансирование может быть получено не только в виде денежных средств, но и (или) в виде ресурсов, отличных от денежных средств (т. е. в виде любого имущества).

В случае предоставления целевого финансирования в неде­нежной форме имущество принимается к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости с соответствующим начислением сумм целевого финансирования.

Средства целевого финансирования расходуются в соответс­твии с утвержденными сметами строго по целевому назначению. Если условия расходования полученных целевых средств не соблюдаются, то эти средства подлежат возврату.

Значение отчетности в системе экономической информации и ее классификация. Требования, предъявляемые к отчетности. Виды отчетности.

Предоставляется:

1. В обязательном порядке – собственникам, налоговой инспекции и госконтролю;

2. По требованию – кредиторам, банкам, прочим пользователям.

БО должна объективно отражать состояние ее активов, пассивов, капитала и отвечать требованиям: *Обязательность; *Единообразие; *Достоверность; *Эффективность; *Экономичность; *Сопоставимость; *Полнота.

Классификация БО по ряду признаков:

По периодичности – годовая и промежуточная отчетность;

По роли в управлении – общегосударственная, внутрисистемная и управленческая;

По степени обобщения отчетных данных– индивидуальная, сводная и консолидированная.

Состав общегосудственного БО: бух баланс (ф.1); отчет о прибылях и убытках (ф.2); отчет о движении источников собственных средств (ф.3); отчет о движении денежных средств (ф.4); приложение к бух балансу (ф.5); отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6).

Учёт амортизации основных средств и нематериальных активов.

Аналитический учетамортизации основных средств ведут по источникам ее возмещения и по направлениям выбытия основ­ных средств (ликвидация, безвозмездная передача, реализация). Начисление амортизации основных средств также отражают по отраслям экономики, а для целей внутрихозяйственного контро­ля - по отдельным структурным подразделениям и по группам основных средств исходя из их функционального назначения.

Нематериальные активы (НА) в течении срока полезного исполь-я преносят свою сто-ть на вновь созданную продукцию путем начисл-я по ним амортизации. Начисление амортизации по объектам НА может производиться способами:

· Линейный (на основе срока полезного исполь-я НА);

· Нелинейный (начисл-е амортизации происходит неравномерно по годам в течении срока полезного исполь-я НА);

· Способ списания сто-ти пропорционально объему продукции.

Целевое финансирование – это средства полученные предприятием на строго определенные цели: исследовательские работы, подготовка кадров, содержание социальных учреждений и многое другое. Источники финансирования этих работ – поступления из бюджетов различный уровней (федерального, регионального, местного); взносы родителей; денежные средства от других организаций; выделенные средства специализированных фондов и другое.

Средства выделяются под строго утвержденные сметы. Их расходование отслеживается. Использование средств целевого финансирования для других целей – запрещено.

Целевое финансирование – это выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

Бухгалтерский учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования, а целевого назначения полученных средств.

Специфика отражения целевого финансирования в проводках

если средства целевого финансирования, причитаются к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п.

зачисление денежных средств целевого финансирования:

поступление имущества в рамках целевого финансирования:

использование средств целевого финансирования:

безвозмездное финансирование текущих расходов коммерческой организации:

По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов:

На эту же сумму отражаются прочие доходы:

при безвозмездном финансировании (приобретение основного средства):

использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:

  • Дт $20$, $26$ - Кт $60$, $76$ – оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования;
  • Дт $20$,$26$ - Кт $10$ – израсходованы материалы;
  • Д $20$,$26$ - Кт $70$, $69$ – начислена заработная плата и страховые взносы;
  • Дт $60$, $76$ - Кт $51$ – произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам;
  • Дт $69$ - Кт $51$ – перечислены страховые взносы
  • Дт $70$ - Кт $50$ – выдана заработная плата.
  • Дт $86$ - Кт $20$, $26$ – оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования;

использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов:

Готовые работы на аналогичную тему

Бухгалтерский баланс отражает остаток средств целевого финансирования в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств.

Некоммерческие организации отражают средства целевого финансирования в составе капитала организации (раздел III баланса). Таким организациям рекомендуется в составе годовой бухгалтерской отчетности сдавать Отчет о целевом использовании полученных средств. Общественные организации сдавать такой отчет обязаны.

Виды государственной помощи

  • субвенции;
  • субсидии;
  • бюджетные кредиты;
  • ресурсы (земельные участки, природные ресурсы).

Субвенция – это предоставление средств на безвозмездной основе, а субсидия – средства для долевого финансирования целевых расходов.

Поступление средств имеет два назначения:

  • финансирование капитальных вложений;
  • оплата текущих расходов.

Варианты принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения средств

2. возникновение задолженности

Д $51$, $55$, $08$, $10$ – Кт $76$

Средства использованные на финансирование капитальных вложений, отражаются как:

Для ввода в эксплуатацию отражаются как

В течении всего срока использования внеоборотных активов, начисление амортизации отражается как:

  • Дт $25$, $26$ – К $02$, $05$
  • Дт $98$ – Кт $91$ – списание бюджетных средств как внереализационные доходы
  • Дт $86$ – Кт $98$ – использование бюджетных средств на текущие расходы.
  • Дт $98$ – Кт $91$ – эта проводка списывает по мере получения в производство материалов, начисление заработной платы, отражает другие расходы произведенные за счет средств бюджета.

Кредиты, полученные предприятием из бюджета, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке.

Налоговый учет целевого финансирования

На основании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ налогообложению не подлежат доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. Перечень необлагаемых средств целевого финансирования приведен в пп.14 п.1 ст.251.

В случае получения налогоплательщиком средства целевого финансирования, он обязан вести раздельный учет доходов и расходов, произведенных в рамках целевого финансирования. Если это условие не выполняется и учет у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, отсутствует указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Читайте также: