Учение вл соловьева о множественности бытия кратко

Обновлено: 01.06.2024

Он пер­вым в России создал свою особую философскую систему. По сло­вам С. Булгакова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии.

Содержание

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — выдающийся, ис­тинно гениальный мыслитель России, поражающий многограннос­тью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, пуб­ лициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже ка­ кого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам 1 . Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. К нему еще более, чем к поэту, приложима заповедь А.С. Пушкина поэту:

Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и кри­ тиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторон­ность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впа­ дали в противоположную крайность — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, пре­ граждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он пер­вым в России создал свою особую философскую систему. По сло­вам С. Булгакова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено боже­ственным единством. Все материальное одухотворено божествен­ ным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного все­ единства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, ис­ тину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой фило­софской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к син­тезу философской и богословской мысли, рационального и ирра­ционального типов философствования, единения западной и вос­точной культурных традиций.

Как центральная фигура во всей истории российской философ­ ской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религи­озно-философское направление.

Владимир Сергеевич Соловьев - сын известного историка СМ. Соловьева. Он также считал, что истина достижима только посредством соединения всех способностей человека, всей полноты его разума и опыта, включая сю­да и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетиче­ский опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее от­ношении к целому. Это целое не множественность вещей, а всеединство. Эмпирически человек способен познать лишь ча­стную и множественную действительность.

Основными идеалами его философии были:

  • • идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
  • • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
  • • идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
  • • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;
  • • идея Бога как выражения добра;
  • • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
  • • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
  • русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Полное определение истины, по Соловьеву, содержится в трех словах: сущее, единое, все. Данные опыта и мышления со­единяет, по Соловьеву, религиозный принцип. Внешнее (эмпи­рическое и рациональное) познание должно дополняться позна­нием внутренним, мистическим и абсолютным, в котором со­держится объективная реальность. Этот третий вид познания Соловьев называет верой, понимая под ней не субъективное убе­ждение, а интуицию, т.е. непосредственное созерцание сущно­сти. Это истинное знание как соединение эмпирического, ра­ционального и мистического познания будет также соединением полноты содержания духовных созерцаний Востока с логиче­ским совершенством западной формы. Таким образом, данны гносеологический синтез предстает как синтез достижений дву типов общества, осуществляемый русской философией как за нимающей промежуточное положение между Западом и Восто ком. Такой же синтез западной и восточной мысли на основ синтеза достижений мировых религий пытался осуществит Л.Н. Толстой.

Абсолютная истина мыслилась Соловьевым как синтез нау ки, философии и религии. Истиной как всеединством предстае Бог, воплощающий в себе и божественное и человеческое нача ла. Бог соединяется с разумной душой человека и его материаль ным телом.

Здесь уже основы модной ныне концепции ноосферы. При этом каждая последующая эволюционная ступень своей матери­альной основой имеет предыдущую ступень, а содержание свое получает от Бога. Эволюция, по Соловьеву, не только эволюция материального, но и эволюция ценности и сущности. Можно ска­зать, что Соловьев создал сверхнатуралистическую теорию эволю­ции как практический синтез науки, философии и религии.

Соловьеву был присущ славянский мессионизм, основанный на признании у русского народа прирожденной способности к са­моотречению, свободы от ограниченности и односторонности.

Идеальное было для Соловьева конкретным бытием, к осу­ществлению которого человек должен стремиться, а не абст­рактной идеей. В этом стремлении человек обретает дар бес­смертия, распространяющегося на всю природу, находящуюся ныне в состоянии смерти и разрушения. Природа, по Соловьеву, живое тело человека, и она покоряется совершенному человеку. Представлением о Боге как всеединстве Соловьев делал шаг от христианской философии к пантеизму.

Он был очень интересным и – если можно так выразиться – интригующим даже сам по себе. Аскет, мистик, бессребреник, могший посреди зимы, по первой просьбе нуждающегося, отдать все свои тёплые вещи. Не имел семьи, не имел постоянного жилья, всю жизнь прожил в гостиницах и у друзей. Постоянно имел измождённый вид, носил длинные волосы до плеч, его принимали за священника или монаха. Будучи талантливым лектором, добровольно отказался от профессорского звания и кафедры, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя философии, а не её преподаванию. Не только философ, но ещё и талантливый поэт, стихотворения которого вызывают интерес до сих пор. Всю жизнь его посещали вещие сны, предчувствия и даже видения.

Фундаментальная интуиция, из которой исходит при создании своей системы Соловьёв, есть интуиция Всеединства. Мир – это непосредственно (интуитивно) данный нам Абсолют, в котором все различия и противоречия преодолеваются, образуют целостное Единство. Система, в которой примиряются философия и частные науки, наука и религия, эмпирический и рациональный методы, с его точки зрения, нисколько не искусственна, но является лишь воспроизведением в сознании бытия, реальности. Эту цель – воспроизвести в сознании реальность в её Всеединстве – и ставит перед собой Соловьёв.




Отсюда следует, что сам по себе мир вернуться к Богу не может. Поэтому Бог посылает в мир Спасителя, Своего Сына и Слово, дабы Тот, приняв на Себя все грехи мира, Своими страстями, смертью и Воскресением искупил (выкупил) мир от зла и небытия. Однако суверенность, дарованная Богом миру, и в этом случае никуда не исчезает. Спасение реально лишь для того, кто знает о нём, и кто стремится к нему.

Эмпирическое и рациональное познание имеют относительный характер, ибо они являются следствием связей с объектами, находящимися вне нас. Поэтому указанные виды познания должны быть дополнены внутренним познанием, являющимся следствием абсолютного бытия, которое (это познание) непосредственно связывает нас с познаваемыми объектами. Такое знание является мистическим и абсолютным. В нём содержится нечто большее, чем мысль, а именно – объективная реальность, существующая независимо от нас. Этот третий вид познания Соловьёв называет верой, понимая под таким термином не субъективное убеждение в существовании независимой от нас реальности, а интуицию, т. е. непосредственное созерцание сущности, отличной от нашей собственной сущности. Таким образом, истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Рациональная форма знания не теряет свой смысл, а лишь дополняется привнесением жизненного начала. Философия, основанная на этих началах, стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством западной формы. В её задачи входит осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективное значение знания, его логическая необходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало – Бог – как Всеединство придаст миру характер завершённой органической системы.

Важной чертой гносеологии Соловьёва является её имперсонализм. Исходя из утверждения, что никакое отдельное не может быть вполне целостным, он считает, что подлинным субъектом познания является Богочеловечество, человечество, взятое как целостная совокупность людей, человечество, в котором все разделения преодолены. Познание происходит посредством отдельных людей, но познаёт, в собственном смысле, не отдельный человек, а человечество в целом, Богочеловечество. Этот момент подводит нас к антропологии Соловьёва, к его учению о человеке.

Интересна также и историософия Соловьёва. Продолжая традиции своих предшественников, он учит об особой роли России и русского народа в мировой истории.

Подобно Чаадаеву, он считает, что христианство не может оставаться только личным идеалом человека. Оно должно преображать отношения между людьми, преображать жизнь общества, т. е. общество должно стать христианским по сути. Выразится это в появлении христианской теократии. Теократия есть такое состояние политических отношений, когда государство свободно ставит себя на службу христианской религии, делает принцип Божественной любви принципом своей внутренней и внешней политики. Каким образом это возможно?

В мировой истории действуют три силы. Первая сила – центростремительная – стремится подчинить человечество одному верховному началу, устранить всё многообразие частных форм и подавить свободу личной жизни. Вторая сила – центробежная – отрицает значение общих единых начал. Крайним выражением второй силы были бы всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи. Третья сила даёт положительное содержание двум первым, освобождает их от исключительности, примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом, целость общечеловеческого организма и даёт ему внутреннюю жизнь. Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего Божественного мира, и те люди, тот народ, через который эта сила имеет проявиться, должен быть только посредником между человечеством и тем миром, должен быть свободным, сознательным оружием последнего. Такой народ не должен иметь никакой специальной ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным Божественным началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не своё. От народа, носителя третьей Божественной силы, требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с её мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру славянства, в особенности же национальному характеру русского народа.

Он был очень интересным и – если можно так выразиться – интригующим даже сам по себе. Аскет, мистик, бессребреник, могший посреди зимы, по первой просьбе нуждающегося, отдать все свои тёплые вещи. Не имел семьи, не имел постоянного жилья, всю жизнь прожил в гостиницах и у друзей. Постоянно имел измождённый вид, носил длинные волосы до плеч, его принимали за священника или монаха. Будучи талантливым лектором, добровольно отказался от профессорского звания и кафедры, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя философии, а не её преподаванию. Не только философ, но ещё и талантливый поэт, стихотворения которого вызывают интерес до сих пор. Всю жизнь его посещали вещие сны, предчувствия и даже видения.

Фундаментальная интуиция, из которой исходит при создании своей системы Соловьёв, есть интуиция Всеединства. Мир – это непосредственно (интуитивно) данный нам Абсолют, в котором все различия и противоречия преодолеваются, образуют целостное Единство. Система, в которой примиряются философия и частные науки, наука и религия, эмпирический и рациональный методы, с его точки зрения, нисколько не искусственна, но является лишь воспроизведением в сознании бытия, реальности. Эту цель – воспроизвести в сознании реальность в её Всеединстве – и ставит перед собой Соловьёв.

Отсюда следует, что сам по себе мир вернуться к Богу не может. Поэтому Бог посылает в мир Спасителя, Своего Сына и Слово, дабы Тот, приняв на Себя все грехи мира, Своими страстями, смертью и Воскресением искупил (выкупил) мир от зла и небытия. Однако суверенность, дарованная Богом миру, и в этом случае никуда не исчезает. Спасение реально лишь для того, кто знает о нём, и кто стремится к нему.

Эмпирическое и рациональное познание имеют относительный характер, ибо они являются следствием связей с объектами, находящимися вне нас. Поэтому указанные виды познания должны быть дополнены внутренним познанием, являющимся следствием абсолютного бытия, которое (это познание) непосредственно связывает нас с познаваемыми объектами. Такое знание является мистическим и абсолютным. В нём содержится нечто большее, чем мысль, а именно – объективная реальность, существующая независимо от нас. Этот третий вид познания Соловьёв называет верой, понимая под таким термином не субъективное убеждение в существовании независимой от нас реальности, а интуицию, т. е. непосредственное созерцание сущности, отличной от нашей собственной сущности. Таким образом, истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Рациональная форма знания не теряет свой смысл, а лишь дополняется привнесением жизненного начала. Философия, основанная на этих началах, стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством западной формы. В её задачи входит осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективное значение знания, его логическая необходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало – Бог – как Всеединство придаст миру характер завершённой органической системы.

Важной чертой гносеологии Соловьёва является её имперсонализм. Исходя из утверждения, что никакое отдельное не может быть вполне целостным, он считает, что подлинным субъектом познания является Богочеловечество, человечество, взятое как целостная совокупность людей, человечество, в котором все разделения преодолены. Познание происходит посредством отдельных людей, но познаёт, в собственном смысле, не отдельный человек, а человечество в целом, Богочеловечество. Этот момент подводит нас к антропологии Соловьёва, к его учению о человеке.

Интересна также и историософия Соловьёва. Продолжая традиции своих предшественников, он учит об особой роли России и русского народа в мировой истории.

Подобно Чаадаеву, он считает, что христианство не может оставаться только личным идеалом человека. Оно должно преображать отношения между людьми, преображать жизнь общества, т. е. общество должно стать христианским по сути. Выразится это в появлении христианской теократии. Теократия есть такое состояние политических отношений, когда государство свободно ставит себя на службу христианской религии, делает принцип Божественной любви принципом своей внутренней и внешней политики. Каким образом это возможно?

В мировой истории действуют три силы. Первая сила – центростремительная – стремится подчинить человечество одному верховному началу, устранить всё многообразие частных форм и подавить свободу личной жизни. Вторая сила – центробежная – отрицает значение общих единых начал. Крайним выражением второй силы были бы всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи. Третья сила даёт положительное содержание двум первым, освобождает их от исключительности, примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом, целость общечеловеческого организма и даёт ему внутреннюю жизнь. Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего Божественного мира, и те люди, тот народ, через который эта сила имеет проявиться, должен быть только посредником между человечеством и тем миром, должен быть свободным, сознательным оружием последнего. Такой народ не должен иметь никакой специальной ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным Божественным началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не своё. От народа, носителя третьей Божественной силы, требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтобы он не утверждал себя в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с её мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру славянства, в особенности же национальному характеру русского народа.

Но что же такое абсолютное в себе? Здесь, в этих ранних набросках своей философской системы, Вл. Соловьев также удивительно точно формулирует свой исходный принцип. Его София рассуждает здесь буквально языком самого Вл. Соловьева, утверждая, что исходное начало выше всех отдельных своих признаков и в этом смысле есть ничто и что оно есть не бытие, но мощь бытия, бесконечная его потенция. Это то, что мы уже встречали выше в изложенных у нас теоретических трактатах Вл. Соловьева. Посмотрим теперь, в каких же выражениях София внушает философу держаться правильного учения об абсолюте.

«Мы должны сказать, что абсолютное начало не есть бытие, то есть оно не может быть ни непосредственным предметом наших внешних чувств, ни непосредственным субъектом нашего внутреннего сознания. Что оно не есть бытие, ты можешь видеть еще с другой стороны. Оно — начало всякого бытия; если бы оно само было бытием, получилось бы бытие вне всякого бытия, что нелепо; таким образом, ясно, что начало бытия не может быть определено как бытие.

Философ. Тогда я должен определить его как не–бытие?

5. Восток и Запад. В рассматриваемой нами рукописи Вл. Соловьева чисто соловьевским является также и противопоставление Востока и Запада, с чем мы тоже встречались в больших трактатах Вл. Соловьева и что тоже осталось у него навсегда, причем, как мы могли заметить, совсем не в славянофильском духе. Вот это противопоставление.

В той неопрятной и неряшливой рукописи Вл. Соловьева, которую мы сейчас цитируем, приведенные нами тексты в логическом отношении являются вполне ясными и безупречными. И они очевиднейшим образом являются вполне соловьевскими. Но и здесь мы должны заметить, что при отсутствии соответствующих оговорок проводимая здесь концепция Соловьева является вполне пантеистической. Если исключить рассуждение о Востоке и Западе, то подобного рода рассужденияможно найти и у язычников–неоплатоников.

По поводу всех этих рассуждений Вл. Соловьева необходимо сказать, что без специальных оговорок учение о тождестве двух возможностей, возможности бытия и возможности небытия, приходится считать также пантеизмом. Но никаких специальных оговорок, которые бы помешали нам видеть здесь пантеизм, у Вл. Соловьева в данном месте не имеется.

8. Вопросы космогонии.Третий диалог посвящен вопросам специально космогоническим и историческим. Здесь мы находим невообразимый хаос разного рода фантастических представлений, понимать и учитывать которые необходимо для всех тех, кто хотел бы изучить мировоззрение Вл. Соловьева с учетом всех его зародышевых форм. Многое из этой фантастики раз и навсегда отпало для философа. Однако многое здесь настолько специфично для всего мировоззрения Вл. Соловьева в целом, что можно только удивляться тому, как этот 23–летний философ смог давать философские формулы, характерные для всего его последующего развития. Излагать всю эту фантастику мы не считаем возможным и нужным. Главнейшее, однако, указать придется. Конечно, с необходимыми критическими замечаниями.

Прежде всего, здесь мы находим теорию отпадения Души от Ума, которому она подчинена, но которому она теперь не хочет подчиняться, а вместо этого подчиняется окружающей негативной области. Здесь у нас возникает вопрос: если Душа является третьим лицом Пресвятой Троицы, то каким же это образом она вообще может грешить и отпадать от Божественного Ума? Ясно, что здесь Вл. Соловьев не проявляет чувства полной надмирности и надприродности божественного начала. Христианский теолог при таком учении о падении Духа Святого может только ужаснуться.

Далее Душа, ставшая теперь Душой мира, квалифицируется как Сатана. И если под Сатаной понимать предельное обобщение мирового зла, то превращение Души, то есть Духа Святого, в Сатану тоже становится не очень понятным. Более понятно разделение Сатаны и Демиурга. Если под Сатаной Вл. Соловьев понимает самою стихию зла, то Демиург оказывается у него принципом оформления этой стихии зла, то есть, в конце концов, тоже злом. Но функции того и другого различны. Это различие Вл. Соловьев находит уже в физической природе, где демиургический эфир занимает верх мироздания, а сатанинское сгущение и инертность материальной массы характерны для низших сфер. У Вл. Соловьева тут рисуется целая фантастическая картина борьбы этих двух материальных стихий, доходящая до образования всех небесных светил и до бесконечного органического разнообразия на земле, в котором локализуется Мировая Душа с порождением живых организмов и с происхождением

Владимир Соловьев — кто это такой, краткая биография

Владимир Сергеевич Соловьев — один из наиболее влиятельных философов в истории русской философии, публицист, преподаватель.

Родился Владимир Сергеевич 16 января 1853 года в Москве семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева.

В 1864-м Соловьев поступает в гимназию, а уже в 1869-м становится студентом Московского университета, который оканчивает в 1873-м. Увлечение в юные годы материализмом сказалось на выборе физико-метаматического факультета, который он вскоре меняет на историко-филологический. В течении 1873-го, после окончания университета, посещает лекции Московской духовной академии, однако делает это несистематически.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Летом 1876-го Соловьев возвращается на родину и продолжает читать лекции в Московском университете. Однако по причине неких раздоров с профессорами менее чем через год (весной 1877-го) переводится на службу в Петербург. Здесь он одновременно работает в Ученом комитете Министерства народного просвещения и читает лекции на Высших женских курсах при Петербургском университете.

В 1881 году Соловьев читает публичную лекцию от 26 марта, в рамках которой, в силу своих религиозных взглядов, осуждает казнь убийц Александра ІІ — народовольцев, и призывает к их помилованию. Такая позиция философа вызвала негодование у многих влиятельных лиц государства, которые сперва требовали наказания лектора, а позже смягчились, поскольку за него вступились влиятельные защитники. В том же году Соловьев по собственному желанию покидает министерство и оставляет преподавательскую деятельность. К этому времени у мыслителя уже сформированы основные философские и религиозные взгляды, которые позже составили полноценное учение о всеединстве.

С 80-х годов до начала 90-х Соловьев концентрируется на публицистической сфере, живо интересуясь вопросами церковно-религиозной жизни, а также спецификой общественно-политического процесса. В этот же период философ пишет статьи, где поднимает национальный вопрос, полемизируя со славянофилами, а также обращаясь к идеям католичества.

В 90-х годах Соловьев возвращается к непосредственному осмыслению философских вопросов. В 1881-м он становится главой отдела философии в Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где он лично написал 130 статей.

Философ никогда не был женат, не имел постоянного места жительства или прописки, часто гостил у знакомых и нередко бывал за границей. 31 июля 1900 года, в возрасте 47 лет, Владимир Соловьев внезапно заболевает и вскоре умирает от обострения атеросклероза и других заболеваний, будучи в гостях у своих друзей Трубецких. Похоронен мыслитель на Новодевичьем кладбище в Москве.

История возникновения направления всеединства

Философская концепция всеединства имеет давнюю историю. Ее происхождение можно проследить еще с дохристианских времен в идеях Платона относительно Единого или Блага. Позже концепция развивалась во многих направлениях, среди которых: неоплатонизм, христианская богословская мысль (особенно Николая Кузанского), разнообразные пантеистические учения, а также религиозно-мистические доктрины (Майстер Экхарт, Я. Беме, Э. Сведенборг).

Соловьев, будучи одним из первых критиков позитивизма, формирует собственную философию всеединства, которая стала самобытным течением русской мысли. На становление его мысли значительно повлияли славянофилы, Юркевич, Ф. Достоевский. Вдохновение философ черпал из трудов Шеллинга, А. Шопенгауэра и (особенно) Э. Гартмана.

Философия всеединства Соловьева и ее критики

Концепция всеединства Соловьева основывается на том, что миру присуще единство, а философия — это теософская система, где органически синтезируются положительные начала с интуициями и идеями. Сама система схватывает мир как живую целостность в ее значимости для человека, где взаимообуславливаются опыт и вера. Философ был убежден в необходимом обосновании синкретизма философии, религии и науки, то есть объединении рационального и духовного (мистического, творческого) познания.

Философия всеединства Соловьева имела немало критиков в лице философов, общественных и религиозных деятелей, среди которых:

Лидер славянофилов И.С. Аксаков критиковал Соловьева за лояльность к папству и католичеству, не соглашался с тем, что христианство ставит за свою историческую задачу утверждение универсального, едино истинного общественного строя. Аксаков не разделял идеи философа относительно национального самоотречения.

Публицист и философ Н.Н. Страхов критиковал Соловьева за то, что тот считал человечество цельным (единым) организмом. Страхов, в свою очередь, придерживался позиции равноправия людей и их единения на основе равенства.

Для патриота П.Е. Астафьева был неприемлем космополитизм Соловьева, а также его идея о единении западной и восточной Церквей и религиозный утилитаризм концепции философа.

Монархист Л.А. Тихомиров критиковал философа за его непоследовательное осмысление и понимание природы общества, а также общее несоответствие идей Соловьева православной доктрине.

Критиковали философа за его отрицание необходимости и важности национального фактора в рассмотрения человечества, поскольку Соловьев отождествлял национальное с эгоистическим и таким, что может только разделять людей.

Придерживаясь традиционально-религиозных воззрений, Леонтьев не разделял взглядов Соловьева относительно будущности всеобщего благоденствия и веры в прогресс.

Русский богослов критикует пантеизм Соловьева, главной ошибкой которого считает отождествление Абсолюта с субстанцией мира. Философия всеединства, однако, имеет право на жизнь, если обогатить ее трасцедентизмом.

Будучи философом и богословом, он направляет острие критики на то, что Соловьев не рассматривает Церковь как соборно-мистический организм.

Основные идеи концепции

Философия всеединства Соловьева — сложный, синкретичный комплекс идей, где тесно связанны онтологические, гносеологические и нравственные аспекты учения. Их разделение является скорее схематическим, в изложении философа они обладают гармонией и взаимной обусловленностью.

Онтология

Учение о Софии или мировой душе, космология

Виденье Троицы

Бог-Отец — это Абсолютно-Сущее, а содержание Бога — это сущность в форме Логоса, то есть в лице Бога-Сына. София — это воплощение сущности-Логоса (идеи, смысла), потому она являет себя как третье лицо — Святой Дух.

Вопросы этики и атропология

Бог создал зло, осособив от себя духовные существа и наделив их волей. От воли Мировой души все живые существа получили собственную волю и стремление к обособлению. Человек стал результатом отпадения от Софии, а его материалистическая оболочка является трансформированным сущим, духовно обедненным по причине утраты им еднства и постоянного отделения (влечения к тварности). Так, человек — это единство души (сущего) и явления (своей материальной оболочки). Челоек греховен по самой природе своего происхождения, по задумке Господа-Абсолюта. Современной личности нужно бороться со своим эгоизмом (отпадением) и стремиться ко всеобщему благу, которое есть действительным сверхчеловеческим добром, единством. Человек не является носителем добра, равно как и зла, а гарантом социально-нравственного поведения является сущее в человеке (его божественная природа). Философия Соловьева имперсоналистская, то есть она не ориентирована на независимое от других, автономное развитие личности, посколько личность (обособление) должна исчезнуть в Богочеловечестве. Богочеловечество — объединение людей в Софии. Личность Христа знаменует собой достижение Абсолютно-Сущим полноты бытия в Богочеловечестве как всеединого.

Вопросы познания Абсолюта (Бога)

Абсолют (Бог) как духовное потусторонее существо открывает себя сущему через откровение в форме мистических ощущений или чувств. Познание Абсолютно-сущего возможно через познание сущего как истины, в форме 3-единого акта веры, воображения и творчества. Знания отвлеченно-эпирического и отвлеченно-рационалистического порядков могут составлять метериалистически-формальные признаки истины. Рациональное познание тесно переплетается с творческой интуицией и мистически-религиозным опытом, составляя своеобразный чувственно-духовный монолит.

Историософия, политическо-социальная концепция

Читайте также: