Учение ордена иезуитов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Орден был основан Святым Игнатием Лойолой, Святым Франсуа Ксавье, Сен- Пьером Фавром в 1539 году и официально утвержден в 1540 году Папой Павлом III. Распущенный в 1773 году, а затем восстановленный в 1814 году Папой Пием VII, Орден существует до сих пор.

Как и другие религиозные организации, иезуиты соблюдают три традиционных обета:

  • бедности,
  • целомудрия,
  • послушания.

Строительство первых колледжей

Орден иезуитов был заинтересован в обучении молодежи. Более того, до разрешения Папы Павла III на создание Ордена молодые люди активно поддерживали идеи иезуитов. С 1549 года присутствие иезуитов можно было обнаружить в двадцати городах, таких как:

Готовые работы на аналогичную тему

В 1551 году Игнатий Лойола основал Римский колледж, который вскоре стал учебным заведением для иезуитов всего мира. Он пользовался отличной репутацией в аристократических семьях. В 1552 году было построено одиннадцать колледжей. В 1543 году к Ордену присоединился Пьер Канизиус. Игнатий отправил его в Мессину, где он основал первый иезуитский колледж на Сицилии.

Международная деятельность иезуитов

Миссии в Африке

В 1541 году Святой Франциск Ксаверий по пути в Азию сделал остановку в Мозамбике, что способствовало распространению иезуитов в Африке. Во второй половине XVI века иезуиты прибыли в Эфиопию для экуменической миссии и поселились в Королевстве Конго. В Луанде – городе, основанном португальцами, в 1574 году иезуиты основали колледж – колледж Сен-Поль.

Миссии в Азии и Китае

Среди стран, исследуемых иезуитами, был Китай, куда для осуществления миссии были отправлены двое их братьев:

Они прибыли в Китай в 1583 году и смогли добиться расположения Императора.

Отец Маттео Риччи вскоре получил признание мандаринов, грамотных китайских чиновников, и фактически стал первым китаистом. В 1594 году Риччи стал мандарином. Эта миссия иезуитов принесла свои плоды, поскольку в 1610 году, когда умер Риччи, в Китае было уже около 400 католиков.

Александр Родосский романизировал вьетнамский алфавит в 1623 году. Два миссионера-иезуита: Иоганн Грюбер и Альберт Дорвиль, прибыли на Тибет в Лхасу в 1661 году. Франсуа Ксавье высадился в Гоа в 1542 году и основал там первый иезуитский колледж, а затем отправился в Японию, куда он прибыл 27 июля 1549 г. Даймио Омура Сумитада предоставил иезуитам Нагасаки в 1580 году, но Япония переживала период политической нестабильности, и Тоётоми Хидэёси забрал земли в 1587 году, а затем изгнал иезуитов из страны.

В конце XVI века иезуиты приступили к массированной операции по христианизации Гоа.

Миссии в Европе: время Контрреформации

В нескольких регионах мира иезуитам приходилось бороться с протестантским влиянием. Активно участвуя в Контрреформации, они выступали против Коперниканской революции.

Ученые-иезуиты Римского колледжа охотно следили за научными открытиями и утверждали, что обладают монополией на эффективные научные теории. Их астрономы отрицали заслуги Коперника.

Конфликт Галилея с некоторыми членами Колледжа, в частности с Кристофом Шайнером – первооткрывателем солнечных пятен и астрономом Орацио Грасси, в конечном итоге привел к тому, что Галилей покинул ряды иезуитов.

В Италии иезуиты пользовались привилегиями, в частности, благодаря репутации Римского колледжа, в котором преподавали известные профессора, например, Клавиус.

В 1580 году иезуиты создали отделение Ордена в Париже, в районе Марэ. В мае 1641 г. кардинал Ришелье отпраздновал там первую мессу и дворянство пришло слушать проповеди иезуитских проповедников.

Миссии в Америке

Первыми иезуитами, которых Игнатий послал в Америку, были испанец Хосе де Анчиета и португалец Мануэль да Нубрега. Они были отправлены для осуществления миссии в Бразилию.

Видя притеснение индейцев, Орден разработал новый способ их евангелизации: овладение языками коренных народов, изучение и сохранение местных обычаев, создание социальной организации коренных общин. Собирая индейцев вокруг своих монастырей, иезуиты защищали их от притеснений колонистов.

Иезуиты создали миссии для индейцев мохо (или мокос), чикитос и гуарани. Сделав акцент на соблюдении всех положений испанского законодательства о защите индейцев, они заручились поддержкой испанских официальных лиц.

Иезуиты поселились в Мексике в 1572 году, в Квебеке в 1625 году и, подобно отцу Жаку Маркетту, путешествовали по обширной территории Новой Франции и Канады к Великим озерам и реке Миссисипи. Между 1634 и 1760 годами они учредили серию иезуитских миссий в Новой Франции с целью распространения христианской религии среди местных индейцев, а также для поддержания мира между коренными народами.

Они также участвовали в испанских миссиях в Калифорнии. В Южной Америке, особенно в Бразилии и Парагвае, миссии иезуитов вызывали осуждение испанских и португальских колонистов, так как иезуиты выступали против системы порабощения.


Католическая церковь включает в себя несколько монашеских орденов. Одним из самых влиятельных является орден иезуитов. Он также известен как Общество Иисуса или Орден св. Игнатия. Создание ордена иезуитов относится к периоду Контрреформации XVI века и связано с именем Игнатия Лойолы. По состоянию на 2016 год он ведёт деятельность в более чем 100 государствах мира и насчитывает около 16 тыс. участников.

Образование ордена

Годом создания ордена иезуитов стал 1534, то есть через 17 лет после начала Реформации в Центральной Европе и одновременно с завоеванием испанцами империи инков в Южной Америке.

Иезуиты

Рис. 1. Иезуиты.

Основатель ордена, Игнатий Лойола, происходил из дворян баскского происхождения из города Аспейтия на границе современных Испании и Франции. В 1521 году он был серьёзно ранен в битве при Памплоне. Во время выздоровления он решил заняться духовным служением. В 1534 году Игнатий и ещё шесть молодых людей дали обет бедности, целомудрия и послушания папе Римскому в деле руководства миссией. В 1540 году Римским папой Павлом III был утверждён устав монашеского ордена. Игнатий Лойола возглавлял орден до своей смерти в 1556 году.

Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку, то есть в новые земли, открытые португальцами и испанцами. В Европе они противостояли Реформации и занимались в том числе и развитием образования. В 1565 году иезуиты появились в Польше, а в 1569 году их коллегиум возник в Вильно и вскоре, при короле Стефане Батории, был повышен до статуса академии.

Вместе с Игнатием орден создавали Пьер Фавр и Франциск Ксаверий. Последний вошёл в историю как первый католический миссионер в Японии. В рамках своих миссионерских путешествий в 1540-е годы он посетил восточное побережье Африки, города южной Индии, Малакку, Молуккские острова в современной Индонезии и город Кантон на юге Китая.

Игнатий Лойола

Рис. 2. Игнатий Лойола.

Деятельность ордена

Численность членов ордена за период с 1556 по 1615 год увеличилась с 2000 до 15 тыс. человек. Иезуиты занялись христианизацией Парагвая. В Китае они получили от императора право на распространение знаний по математике и астрономии. Под влиянием иезуитов Литва осталась католической, дети некоторых польских магнатов-протестантов вернулись в католичество. В 1580 году они создали коллегиум в Полоцке.

Эпоха просвещения стала для ордена тяжёлым периодом. В 1773 году папа Римский Климент XIV упразднил орден из-за давления со стороны королей крупных католических государств — Франции, Испании и Португалии. Несмотря на это, иезуитские миссии продолжали свою деятельность в Российской империи, Пруссии, Индии и Китае.

Орден был восстановлен в 1814 и его возглавил выходец из России — Фаддей Бжозовский из Полоцка. В XIX веке иезуиты открыли новые периодические издания, они занимались исследованиям по направлению естественных наук, среди них были не только богословы, но и палеонтологи.

Орден иезуитов, 1540 г.

Рис. 3. Орден иезуитов, 1540 г..

Что мы узнали?

Кратко основание ордена иезуитов изучают в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Европы периода Реформации и религиозных войн следует знать, кто основал его: этим человеком стал уроженец Пиренеев — Игнатий Лойола. С деятельностью иезуитов связан ряд достижений католической церкви, например, распространение христианства в Японии.

К 16 веку позиции официальной католической церкви начали ослабевать. В Европе набирала все большие и большие силы Реформация. Трактовка учений Христа и католические обряды вызывали недовольство в обществе. В Ватикане начался процесс контрреформации. Был создан Индекс запрещенных книг, возобновилось преследование еретиков и инквизиция. Но самым загадочным стало появление нового ордена со своей сложной структурой и тайнами. Он получил название ордена Иезуитов или "Общества Иисуса" .

В 1540 году по приказу Павла 3 Игнатий Лойола основывает Мужской духовный орден Римско-католической церкви, он же становится его генералом. Он со своими сподвижниками составил устав ордена и определил обряды, которые следовало соблюдать всем членам. Так же был разработан специальный обряд посвящения в орден. Набирались только крепкие здоровьем и умственно развитые мужчины. Для них с момента вступления вводилась жесткая дисциплина и центризм власти.

Посвящение

Иерархия посвящения в орден включала в себя 6 ступеней. После достижения определенных условий, послушник мог подняться на ступень выше.

1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем

И на шестой он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.

Деятельность ордена

Члены ордена направлялись в разные части света, чтобы проповедовать учения католической церкви и пополнять собственные ряды. Они открывали по всей Европе церкви, больницы, школы, университеты. Выпускники Иезуитских школ являлись самыми образованными людьми в то время. К середине 16 века орден насчитывал тысячи членов разных ступеней по всему миру. Но уже к 17 веку многие королевские дома Европы подвергли иезуитов гонению. Связано это с тем, что все больше и больше последователей учения Христа вмешивались в высшую политику Европы. Возобновить же свою деятельность в полной мере они смогли только к 20 веку, а в России лишь к 1990-ым, так как были запрещены в Российской империи и СССР.

Темные дела ордена

Бывший испанский иезуит Альберто Ривера по странному стечению обстоятельств получил доступ к ватиканским архивам. Выдержки из них были согласованы с документами других авторов независимо друг от друга. Ниже представлены некоторые из них:

Иллюминаты, интернациональные банкиры, мафия, клуб Рима, Опус Деи, масоны, Нью Эйдж движение ‒ все они соединены с иезуитами в мировом заговоре.

Д-р Альберто Риверо умер 20.06.97 в США. Он активно проповедовал против официальной католической церкви в Испании и США. Сбежав от преследования в Северную Америку он до последнего дня разоблачал все самые ужасные тайны ордена и церкви

Орден Иезуитов по нынешний день остается самым известным орденом в мире. Множество загадок хранит он до сих пор. Что же он такое? Духовный орден, несущий добро, или влиятельная организация проникающая вглубь всех сфер жизни общества мира?

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю становления и деятельности ордена иезуитов в Европе и в России. Чтобы дать вам пищу для размышлений: в чем была ошибка или успех их методов, и можем ли мы чему-то от них научится (а, может, и учиться нечему)?

Цель оправдывает средства


Николо Макиавелли

В наше время эта фраза, к сожалению, актуальна как никогда. Многие современные деятели для достижения своих, как они считают, достойных целей, готовы на всё. Порой они буквально шагают по людским судьбам, жертвуя здоровьем людей и их близких, настоящим и будущим тех, кого ведут к этим светлым ориентирам.

Интересно, что эта крылатая фраза, по некоторым источникам, принадлежала не Макиавелли, а другому человеку – Игнатию де Лойоле, основателю ордена иезуитов и прославленному святому католической церкви. Лично я не удивлен этому. Эта мыль красной нитью проходит через всю историю созданного Лойолой ордена иезуитов: цель оправдывает средства.


Как появился орден иезуитов? Основан он был 15 августа 1534 г. в Париже доном Игнасио Лопес де Рикардо Лойолой. Он родился 23 октября 1491 года в Испании. По происхождению – обычный знатный дворянин, хоть семья его и не была особо богатой. Он был у родителей тринадцатым ребенком, потому они отдали его на воспитание своему другу – отставному королевскому казначею. Тот еще сохранил связи при дворе, так что через некоторое время устроил молодого человека в свиту короля Фердинанда III.

Получив такую тяжелую травму, Игнатий начинает переосмысливать свою жизнь. Может случайно, а может благодаря заботливой матери, к нему в руки попадает Евангелие. Биографы-иезуиты считают, что, возможно, по причине особой склонности Игнасио к рыцарским романам, ему после прочтения Евангелия приходит мысль об особом пути, сверхъестественном избрании, призвании стать спасителем Церкви. Крепко обдумав такое свое новое положение, он в 1522 году тайком покидает родительский дом. Игнасио оставляет свое оружие, военный мундир, одевает лохмотья и поселяется в пещере близ города Манреса.


Игнатий Лойола

Прибыв в том же году в Иерусалим, он столкнулся с весьма пренебрежительным приемом от своих братьев-католиков ордена францисканцев. Они поднимают его на смех из-за проповедей, наполненных рассказами о сверхъестественных явлениях и видениях. Возможно, причиной тому является зависть к уже тогда талантливой и красноречивой натуре Игнатия. Так или иначе, в расстроенных чувствах он покидает Иерусалим.

Вернувшись в Барселону, Игнатий понимает, что ему необходимо улучшить свое образование. Он берется за изучение латыни и разных наук того времени, ведет аскетический образ жизни, обличая грешников поучениями и проповедями, вербует сторонников. Из-за нетрадиционных духовных практик, на него даже обратила внимание инквизиция. Но обнаружив в Игнатии только фанатизм, слепую преданность папе, тщеславие и неумело написанные сочинения, его отпустили.

Не найдя возможности раскрыть потенциал своих чаяний относительно Церкви, Игнатий в конце концов оказывается в Париже, где понимает истинное положение католической Церкви. Это было время серьезных реформационных антифеодальных событий. Печатались произведения против протестантов. Те, в свою очередь, выпускали труды против католиков. Один богословский диспут перетекал в другой.

По задумке Игнатия, братия ордена должны были стать кем-то вроде верных папских янычар для помощи своему повелителю в борьбе с ересями и теми клириками, которые жаждут ограничит власть папы.

Через некоторое время вырисовался особый характер нового ордена: это было объединение людей, живущих миссионерством, политической деятельностью, образованием и воспитанием верующих ради защиты Римо-Католической церкви. Методы, которые использовал новый орден, были необычными. Дело в том, что для достижения своих целей адепты ордена использовали любые средства, среди которых – нарушение действующих церковных канонов, откровенная пропаганда и шантаж. Уже позже Иезуиты пришли к выводу, что даже лишение человека жизни допустимо, если это может пойти на благо ордену и могуществу церкви.

К примеру, профессор парижской коллегии, о. Герро, в 1641 году утверждал своим ученикам следующее:

Причем смерти могли подлежать все люди, даже правители. К примеру, в 1670 году, иезуитами было совершено покушение на Императора Леопольда I – его хотели отравить с помощью мышьяка[3].

Необычность и странность была не только в поведении иезуитов. Дело в том, что, в отличие от старых орденов, у нового не было своих монастырей. Иезуиты могли не носить рясу, а ходить в светской одежде, если это было в интересах церкви. Да, старые ордена также пытались закрепить пошатнувшуюся папскую власть. Но строгость их уставов и грубость ряс не справлялись с падением престижа церковной иерархии католической церкви.

Кроме всего прочего, причиной такого успеха можно назвать то, что иезуиты создавали свою систему образования не только для клириков, но и для мирян, чтобы она была доступной для выходцев из разных слоев общества. Также стоит отметить и то, какие дисциплины служили успешной пропагандой для молодежи того времени. Иезуиты стремились использовать в своей системе образования все новшества культуры и науки. К примеру, в программу обучения входило театральное искусство; поощрялось проведение праздничных пышных шествий, постановка различных мистерий и сцен из житий святых и истории церкви[6].

Запрет ордена иезуитов


Примерно к середине 16 века орден крайне широко распространяется в Европе. Кроме участия в образовательной и религиозной сфере жизни общества, иезуиты получили влияние в торговле и предпринимательстве, накопив обширные богатства в тех странах, где активно действовала их миссия.

Но методы, которыми они добивались своих целей, вели к постоянным конфликтам – как с иноверными и просто светскими правителями, так и с членами других католических орденов, иерархами и даже римскими папами. В итоге, двуличность в поведении иезуитов, постоянные конфликты, подозрения их в разных заговорах (часто не беспочвенные), привели к тому, что на них буквально начались гонения.

К примеру, в 1757 году орден был изгнан из Португалии, все его имущество было конфисковано. Произошло это в том числе из-за подозрения в совершении орденом покушения на короля[7].

В 1761 же году, уже во Франции, устав ордена был признан незаконным. Было закрыто 80 иезуитских коллегий, а в 1764 году их деятельность была прекращена в этой стране. В 1767 году практически такое же решение было принято и испанским кролем Карлом III[8].

Орден иезуитов в Российской империи


император Павел I

В начале 1803 года при столичной коллегии иезуитов был открыт Благородный пансион для воспитания там подрастающих аристократов, в 1906 году преобразованный в Дворянскую коллегию.


император Александр I

Конечно, не стоит думать, что орден изменил свои методы и способы достижения целей после того, как попал под запрет в крупнейших странах Европы. Это порождало многочисленные конфликты, причинами которых, среди прочего, были и частые случаи перехода людей в католичество. Особенно масла в огонь подливала такая ситуация с членами дворянских семей.

Отношение к ордену иезуитов в России резко изменила и прошедшая Отечественная война 1812 года. Многие стали считать адептов ордена агентами иностранного вмешательства.

В итоге, в декабре 1815 года был издан указ, повелевающий выслать всех иезуитов из столицы. А в 1820 году, после смерти генерала ордена и доклада министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, Александр I принимает решение об окончательном изгнании ордена из России, их учебные заведения упразднялись, а имущество передавалось в казну[12].

До начала XX века деятельность иезуитов была тайной, чаще всего направленной на обращение лишь некоторых дворян в католичество.

Орден иезуитов в СССР


В начале прошлого века, еще до 1917 года, иезуиты предпринимали попытки закрепится в России, даже тайно создавали христианскую католическую общину византийского обряда, но у них так ничего и не получилось.

После революции у католического престола была идея вернуть прежнее католическое влияние в России. С этой целью, 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил ректора Восточного папского института, иезуитского пресвитера Мишель д’Эрбиньи ответственным за эту миссию. Для этого д’Эрбиньи даже повышают до епископа. Находясь в СССР, он совершает тайные рукоположения 4 епископов, посещая Москву, Одессу, Харьков, Могилев, Киев и Ленинград. В 1926 году епископу даже удается встретится с председателем партии по вопросам культа, но, когда властям стало известно о тайных рукоположениях, д’Эрбиньи был выслан из страны[13].

Личный вывод

Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.

С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.

Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.

[2] Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.

[4] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218

[6] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[7] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.

[8] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[10] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.

[12] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[13] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[16] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.

Источники:

4. Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. В 2 т. Т. 2 / Гризингер Теодор. Перевод со второго немецкого издания — Спб: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1869. — 307 с.

Читайте также: