Учение об обществе и государстве т гоббса кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработка вопросов философии и теории государства привлекала внимание Гоббса. Но он пытался, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, объяснить сущность проблемы исходя из принципов человеческой природы и разработка вопросов по теме заставила Гоббса обратиться к изучению человека.

Теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Разум не всегда требует выполнения законов. Исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.

2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

3. Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Государство, отождествленное Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как конгломерат людей, имеющих общие интересы и цели. Единство интересов всех граждан он считает абсолютным, постоянным фактором, цементирующим государственное устройство, скрепляющим его организацию. Гоббс при этом полностью игнорировал классовые и социальные противоречия, которые столь бурно проявили себя в эпоху английской буржуазной революции. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны, бушевавшей тогда в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти, поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Гоббс различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.

Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. На его взгляд, она наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.

Хотя Гоббс предпочитает монархию другим формам правления, но все его абстрактные доводы равно применимы и ко всем другим формам правления, в которых есть одна верховная власть, не ограниченная юридическими правами других органов власти. Он может примириться только с парламентом, но не с системой, в которой правительственная власть разделена между королем и парламентом. Гоббс говорит, что английская гражданская война произошла потому, что власть была разделена между королем, палатой лордов и палатой общин.

Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса не ограничена. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.

Полагают, что главный интерес суверена заключается в сохранении внутреннего мира и что поэтому он не использует право цензуры, чтобы замалчивать правду, так как доктрина, противоречащая миру, не может быть истиной. Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение как ему угодно.

Автором даются различные обоснования того, что правительство монарха предпочтительнее правительства собрания. Допускается, что монарх будет обычно следовать своим личным интересам, когда они сталкиваются с интересами народа, то так же может действовать и собрание. Монарх может иметь фаворитов, но они могут быть и у каждого члена собрания; поэтому общее число фаворитов при монархии, вероятно, должно быть меньше. Монарх может слушать советы от кого-нибудь и секретно, а собрание может слушать только советы от своих собственных членов и публично. Случайное отсутствие некоторых членов в собрании может быть причиной того, что другая партия получит большинство и, таким образом, произведет изменение политики. Кроме того, если собрание разделится на враждебные партии, результатом может быть гражданская война. На основании всего этого Гоббс и заключает, что монархия является наилучшей формой правления.

Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первым избранием монарха. Престолонаследование должно определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.

Ясно, что при сохранении этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:

- право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина;

- право установить законы о собственности, потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит;

- право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти;

- право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов; а так как благо народа - высший закон, то они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей власти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права.

Соответственно, по Гоббсу религия - не как вера, а как вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.

Сущность и специфика рационализма, его представители. Возникновение и развитие материалистического направления в Англии. Жизненный путь и сочинения Т. Гоббса, его основные философские идеи. Изучение английским мыслителем органов государства и его функций.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.09.2015
Размер файла 25,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт - Петербургский государственный архитектурно - строительный университет

Контрольная работа по философии (часть 1)

Т. Гоббс: учение об обществе и государстве

Стрелкова Анна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
    • ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СОЧИНЕНИЯ Т. ГОББСА
    • ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Т. ГОББСА
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Люди испокон веков живут и все пытаются растолковать извечные вопросы, на которые так сложно найти ответ. И так эпоха за эпохой, годы за годами люди бьются над тайной смысла бытья человечества. Много времени прошло, а ответы свои по-прежнему хранит философия.

    Ни одна наука не вбирает такой многовековой опыт мышления человечества, самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться.

    В конце ХVI -- начале ХVII вв. в Англии возникло сильное материалистическое направление, которое плодотворно развивалось на протяжении ХVII и отчасти ХVIII столетий. Английский материализм ХVII в. представлен философскими теориями Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Д.Локка. И Томас Гоббс один из немногих решал вопросы не присущие другим мыслители того времени, углубляются в социально -- политические изыскания истины, чья родина погрязла в гражданской войне.

    ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СОЧИНЕНИЯ Т. ГОББСА

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Т. ГОББСА.

    Гоббс изображает социальную реальность как мир, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым висит угроза насильственной смерти и довлеет страх за собственную жизнь. Агрессивность, воинственность, корыстолюбие движут большей частью человеческих поступков и постоянно порождают антагонизмы между индивидами и общностями.

    Идею легитимации и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, согласно Гоббс, возникает и базируется на договоре. То есть, государство не является чем-то сверхчеловеческим, божественным, она является одним из многих проявлений правового соглашения -- контракта, -- как результата человеческой деятельности. Договор, как основа возникновения государства, в теории ученого, является своеобразным консенсусом, согласованию, состоянием сознания и воли подданных, который проявляется в признании ими политической власти. То есть в данном случае речь идет о договоре, не только как предпосылку создания государства, как особого, политического состояния общества, но и ее необходимый и постоянный логический элемент. То есть, договор имеет концептуальное значение для объяснения природы государства и политической жизни в целом.

    Принцип равенства заключается в том, что все люди равны как субъекты права. Привилегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам. Фактическая, прежде всего имущественное, неравенство не должно превращаться в юридически фиксированный привилегию или создаваться на основе такой привилегии. Фактическое неравенство должно быть бегущим и изменчивым, существующим в рамках эквивалентной и правового равенства. В противном случае невозможным является именно гражданское общество.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней.

    По сути, понимание пришло от познания, а познание от чувственного восприятия: мы видим, осязаем -- одним словом чувствуем и воспринимаем окружающий мир, все знаки, которые получаем. Мы анализируем и получаем картину нашего состояния. Но дело в том, что действия человека обуславливаются, однозначно проблема общества и государства, по Гоббсу,- главная в философии, поскольку цель философии -- помогать человеку, добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Нефедов С. А. История Нового времени. Эпоха Возрождения. - М.: Владос, 420 с.

    Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма власти государства церковного и гражданского. Сочинения в 2 томах. Т.1. М.: Мысль, 1991. (ФН.т.115).731с.- С.5-285

    Гоббс Т. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма власти государства церковного и гражданского. Сочинения: с 2 томах. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. C. 591-623.

    Гоббс Т. Левиафан…. О Теле. Сочинения в 2 томах. Т.1. М.1989. 623 с.

    Подобные документы

    Т. Гоббс как крупнейший английский материалист XVII века. Философская система политики Т. Гоббса. Характеристика основных идей политической философии Гоббса. Роль, функции и специфика философии. Учение о методе у Гоббса. Основные черты политики философа.

    контрольная работа [19,4 K], добавлен 28.09.2010

    Исторический очерк учений Т. Гоббса, его политико-правовые идеи. Биография Дж. Локка - классика раннебуржуазного либерализма. Его учение о государстве и праве. Сходства и отличия в трактовании основных идей и правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка.

    контрольная работа [30,4 K], добавлен 13.03.2014

    Особенности философии Нового времени, ее направления и представители. Т. Гоббс глазами исследователей его социологического наследия. Характеристика взглядов Ж.-Ж. Руссо. Идея общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

    реферат [46,4 K], добавлен 10.02.2013

    Условия формирования и особенности философского мышления Нового времени, его рамки и выдающиеся представители. Учение Т. Гоббса о человеке, его содержание и значение. Б. Паскаль: человек как мыслящий тростник. Социальная философия Бэкона, Спинозы, Локка.

    реферат [33,2 K], добавлен 22.04.2015

    Проблемы и направления философии Нового времени. Рационализм и его представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Фр. Бэкон - родоначальник эмпиризма. Учение о происхождении государства Т. Гоббса. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.

    презентация [329,9 K], добавлен 11.01.2015

    Общая характеристика эпохи Просвещения: рационализм, этические учения, основные представители. Политические учения Гоббса и Локка в преломлении просветительского рационализма. Просвещение и революционное движение: критика социальной несправедливости.

    контрольная работа [38,6 K], добавлен 27.06.2014

    Виды заблуждений на пути познания. Метафизический способ мышления естествоиспытателей в философии. Бэконовская индукция как средство познания природы. Теория познания Гоббса, синтезирующая функция дедукции. Принцип материалистического сенсуализма Локка.

    В Англии во времена буржуазной революции XVII в. действовало и боролось множество различных общественно-классовых группировок. Возглавляла революцию городская буржуазия, выступавшая в союзе со сред­ним и мелким дворянством. В революционный лагерь входили также крестьянство, городская мелкая буржуазия, трудящиеся массы. Противниками революции были старое дворянство и верхушка господствовавшей английской церкви. Каждая из про­тивоборствовавших сторон предлагала свои политические про­граммы и обосновывала их соответствующей теоретической ар­гументацией.

    Противники революции, защищавшие феодальные поряд­ки, королевский абсолютизм и клерикальные убеждения, бра­ли на вооружение концепцию божественной природы монар­хической власти, теорию патриархального возникновения и существа государства.

    Гарантией правопорядка и законности Гоббс считал нео­граниченную, абсолютную власть короля. Он с осуждением от­несся к смуте, гражданской войне, попыткам парламента огра­ничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользова­лась популярностью и у сторонников короля. После реставра­ции Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были даже запрещены. Обусловливалось это не только тем, что Гоббс решительно противостоял теологической идеологии абсолютиз­ма, но и тем, что консервативная, в чем-то даже реакционная суть политической платформы в его концепции соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени прин­ципов частного права.

    Подчеркивая неограниченность прав и власти правителя государства в области политических отношений, Гоббс вместе с тем считал, что в области частноправовых отношений под­данным должна предоставляться широкая правовая инициати­ва, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс обосновывает право подданных не только на жизнь и на её защиту, но и на свободу в рамках того, что не запрещено законом, а также пра­во на восстание, если монарх не обеспечивает благо народа.

    Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс сформулировал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и пр.

    Определяя права суверена – право на абсолютную власть, неделимую и не передаваемую никому другому, на утвержде­ние и поддержание формы правления, право издавать и отме­нять законы, объявлять войну и заключать мир, награждать и наказывать, Гоббс одновременно четко формулирует и его обя­занности: просвещать народ путем его обучения и издания хо­роших законов, быть справедливым по отношению к людям всех сословий, равномерно облагать налогом подданных, поощрять всякие промыслы, земледелие, торговлю, принуждать силой к труду всех здоровых граждан и т.д.




    Все эти природные законы вечны, они обязывают совесть, но сами по себе не действуют. Принудить людей к их исполне­нию может только власть, государство. Его учреждение в фор­ме общественного договора предстает как естественный закон, требование разума. Цель государства – преодоление состоя­ния всеобщей войны, обеспечение мира, безопасности, поряд­ка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми. Естественные законы являются желаемы­ми, тогда как гражданские жестко лимитируют нужное пове­дение людей. Поэтому первые опираются на разум, вторые – на силу, но по содержанию они совершенно одинаковы. Тем самым впервые Гоббс вводит различие между правом и зако­ном.

    В Англии во времена буржуазной революции XVII в. действовало и боролось множество различных общественно-классовых группировок. Возглавляла революцию городская буржуазия, выступавшая в союзе со сред­ним и мелким дворянством. В революционный лагерь входили также крестьянство, городская мелкая буржуазия, трудящиеся массы. Противниками революции были старое дворянство и верхушка господствовавшей английской церкви. Каждая из про­тивоборствовавших сторон предлагала свои политические про­граммы и обосновывала их соответствующей теоретической ар­гументацией.

    Противники революции, защищавшие феодальные поряд­ки, королевский абсолютизм и клерикальные убеждения, бра­ли на вооружение концепцию божественной природы монар­хической власти, теорию патриархального возникновения и существа государства.

    Гарантией правопорядка и законности Гоббс считал нео­граниченную, абсолютную власть короля. Он с осуждением от­несся к смуте, гражданской войне, попыткам парламента огра­ничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользова­лась популярностью и у сторонников короля. После реставра­ции Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были даже запрещены. Обусловливалось это не только тем, что Гоббс решительно противостоял теологической идеологии абсолютиз­ма, но и тем, что консервативная, в чем-то даже реакционная суть политической платформы в его концепции соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени прин­ципов частного права.

    Подчеркивая неограниченность прав и власти правителя государства в области политических отношений, Гоббс вместе с тем считал, что в области частноправовых отношений под­данным должна предоставляться широкая правовая инициати­ва, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс обосновывает право подданных не только на жизнь и на её защиту, но и на свободу в рамках того, что не запрещено законом, а также пра­во на восстание, если монарх не обеспечивает благо народа.

    Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс сформулировал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и пр.

    Определяя права суверена – право на абсолютную власть, неделимую и не передаваемую никому другому, на утвержде­ние и поддержание формы правления, право издавать и отме­нять законы, объявлять войну и заключать мир, награждать и наказывать, Гоббс одновременно четко формулирует и его обя­занности: просвещать народ путем его обучения и издания хо­роших законов, быть справедливым по отношению к людям всех сословий, равномерно облагать налогом подданных, поощрять всякие промыслы, земледелие, торговлю, принуждать силой к труду всех здоровых граждан и т.д.

    Все эти природные законы вечны, они обязывают совесть, но сами по себе не действуют. Принудить людей к их исполне­нию может только власть, государство. Его учреждение в фор­ме общественного договора предстает как естественный закон, требование разума. Цель государства – преодоление состоя­ния всеобщей войны, обеспечение мира, безопасности, поряд­ка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми. Естественные законы являются желаемы­ми, тогда как гражданские жестко лимитируют нужное пове­дение людей. Поэтому первые опираются на разум, вторые – на силу, но по содержанию они совершенно одинаковы. Тем самым впервые Гоббс вводит различие между правом и зако­ном.

    Английский политический мыслитель Томас Гоббс (1588 -1679) является одним из крупнейших европейских философов XVII века. XVII век был временем возникновения и развития идеи государственного устройства и гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора.

    Содержание работы

    Введение……………………………………………………………………3
    Наука о гражданском обществе Т. Гоббса. ……………………………..5
    Учение Томаса Гоббса о человеке………………………………………..7
    Происхождение, сущность, цель, формы государства по Т. Гоббсу….10
    Заключение………………………………………………………………..16
    Библиографический список………………………………………………18

    Содержимое работы - 1 файл

    Т. ГОББС.docx

    1. Введение………………………………………………………… …………3
    2. Наука о гражданском обществе Т. Гоббса. ……………………………..5
    3. Учение Томаса Гоббса о человеке………………………………………..7
    4. Происхождение, сущность, цель, формы государства по Т. Гоббсу….10
    5. Заключение…………………………………………………… …………..16
    6. Библиографический список………………………………………………18

    Наука о гражданском обществе Т.Гоббса

    Его проект состоял в следовании дедуктивному рассуждению в геометрии, а первичные принципы были продиктованы как механистической, так и материалистической философией.

    Согласно его теории, общество подобно человеку -- его простейшему

    элементу, есть машина. Чтобы понять, как оно функционирует, нужно

    вообразить его отдельно, разложить на простейшие элементы и затем заново

    сложить согласно законам движения компонентов. Гоббс различал

    искусственный '(сделанный Человеком) и естественный (сложившийся

    физически) мир. Человек может обладать лишь определенным знанием о том,

    что люди создали. Например, некоторое знание о геометрии, потому что она

    -- творение людей. Подобный подход приемлем и к гражданскому обществу,

    построенному людьми. Сущность политического мышления Гоббса содержится в "De Cive" ("Гражданине") и "Левиафане" (1651). В них он стремился показать, что естественным состоянием Человека, при котором отсутствовала всякая власть и при котором он наслаждался естественным правом на все, что помогало его самосохранению, было нескончаемой борьбой, ибо не обеспечивалась защита его стремлений.

    Поскольку Человек обладал разумом, дававшим ему возможность познавать причины вещей, он был способен обнаруживать те принципы поведения, которым должен был благоразумно следовать ради собственной безопасности.

    Именно на этих принципах, называемых Гоббсом "удобными статьями о мире", люди согласились установить свое естественное право на все и подчиняться абсолютной суверенной власти.

    Выводы Гоббса указывают на монархическое правление, но он всегда был осторожен, когда касался этой темы, используя фразу "один человек или собрание людей". В те времена было опасно касаться роялистских и парламентских болевых точек.

    Учение Томаса Гоббса о человеке

    Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику философских

    исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина.

    Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желания и страсти людей не являются греховными. И когда люди живут в естественном состоянии, никаких несправедливых актов не может существовать. Понятие добра и зла может иметь место там, где существуют общество и законы; там, где нет установленных, не может быть несправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими, даже будучи одиноким в мире, так же как он владеет восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливость суть качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а в обществе. Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где

    искать те правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие?

    По мнению Гоббса таким правилом становится естественный закон, основанный на разуме, при помощи которого каждый приписывает себе воздержание от всего того, что, по его мнению, может оказаться вредным ему.

    Первый основной естественный закон гласит: каждый должен добиваться мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может получить мира, он может искать и использовать все средства и преимущества войны. Из этого закона вытекает непосредственно второй закон: каждый должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и самозащиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще перенос этих прав. Когда двое или несколько человек переносят друг на друга эти права, это называется договором. Третий естественный закон гласит, что люди должны придерживаться собственных договоров. В этом законе находится функция справедливости. Только с переносом прав начинается общежитие и функционирование собственности, и только тогда возможна несправедливость при нарушении договоров. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных законов закон

    Происхождение, сущность, цель, формы государства по Т. Гоббсу

    Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом, как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Дело в том, что:

    1. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета, следовательно, возникает зависть и ненависть;

    2. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого индивидуума. Человеку же свойственно сравнивать себя с другими и возвышать себя в своих глазах;

    3. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, а среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный строй, внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;

    4. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей соглашением.

    Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их к общему благу. В такой ситуации человек рискует потерять главное благо собственную жизнь. Такое подробное описание естественного состояния дается Гоббсом лишь для того, чтобы убедить людей в необходимости установления и безусловного подчинения государственной власти. Так как существование человека всегда связано с какими-либо неудобствами, но даже самые большие притеснения, которые может принести государственная власть, есть ничто в сравнении с тем хаосом, который царит в естественном состоянии. Человек интуитивно стремится к предотвращению постоянной борьбы, чтобы сохранить жизнь. Инструментом осуществления этих стремлений является разум. Возникают естественные законы, то есть найденные умом общие правила, согласно которым человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению. Гоббс выделял несколько таких законов.

    Читайте также: