Макроэкономическая стабилизация это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Определяющей частью экономической политики как совокупности действий государства в сфере производства, распространения, сбыта и потребления благ, считается макроэкономическая политика.

Макроэкономическая политика – это государственные меры, которые направлены на регулирование экономики для стабилизации темпов ее роста, полной занятости населения и ограничения инфляции.

Эти действия государства носят долгосрочный характер и ориентированы на регулирование экономики как единого организма.

На макроэкономическом уровне исследуются следующие проблемы:

  1. обоснование целей, содержания и форм макроэкономической политики;
  2. установление объема и структуры национального продукта и национального дохода;
  3. изучение факторов роста экономики;
  4. определение причин циклических колебаний и изменений конъюнктуры в экономике;
  5. исследование факторов, которые контролируют занятость населения;
  6. оценка природы инфляции;
  7. анализ внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик.

Ключевой целью макроэкономической политики является обеспечение стабильности развития национальной экономики. Реализация поставленной цели осуществляется через решение основных задач: достижение устойчивого роста экономики; минимизирование уровня инфляции (минимизация увеличения цен); уменьшение безработицы и обеспечение полной занятости населения.

Между вышеперечисленными задачами отмечается некоторая противоречивая связь. Рост экономики приводит к снижению безработицы в стране и повышением инфляции. Следовательно, государство должно определить, какое направление более приоритетное: обеспечение экономического роста и сокращение безработицы, или снижение инфляции при снижении роста экономики и увеличения незанятости населения страны.

Поэтому главной задачей макроэкономической политики считается формирование баланса между инфляцией и безработицей.

Виды макроэкономической политики

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Виды макроэкономической политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Долгосрочная макроэкономическая политика – это политика роста экономики. Ее целью является обеспечение долговременных условий для наибольшего роста и развития экономики.

Разновидностями долгосрочной макроэкономической политики считаются: научно-техническая и индустриальная. Первый вид подразумевает обеспечение государством необходимых условий для проведения научных исследований и их финансирование. При втором типе политики государство обязано поддерживать отрасли и сферы деятельности, которые являются будущим национальной экономики страны.

Краткосрочная макроэкономическая политика – это политика стимулирования или сдерживания роста экономики, то есть сглаживания ее цикличности

Основные виды краткосрочной макроэкономической политики: фискальная, монетарная, внешнеэкономическая политики и политика доходов.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это правительственные меры по стабилизации экономики посредством изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

В рамках данной политики правительство регулирует совокупный спрос. При этом управление экономикой осуществляется путем воздействия на количество совокупных издержек. Некоторые инструменты фискальной политики способны оказывать воздействие и на совокупное предложение, влияя на уровень деловой активности.

Монетарная (кредитно-денежная) политика – это один из видов стабилизационной политики, которая направлена на сглаживание колебаний и цикличности в экономике.

Этой вид краткосрочной макроэкономической политики проводит Центробанк, но и операции коммерческих банков и предприятий небанковской сферы влияют на изменение предложения денег. Монетарная политика воздействует на экономическую конъюнктуру, тем самым влияя на совокупный спрос. Объектом управления является рынок денег (денежной массы).

Проводимая правительством внешнеэкономическая политика подразумевает собой действия в области экспорта и импорта, тарифных и нетарифных ограничений, привлечения иностранных инвестиций, внешних кредитов и займов, выполнения совместных проектов, а также оказания помощи другим государствам.

Политика доходов или зарплаты-цены – это ограничения доходов населения путем замораживания оплаты труда и цен. Это осуществляется в целях борьбы с инфляцией.

Методы макроэкономической политики

При проведении макроэкономической политики осуществляется комплексное использование правовых, экономических, косвенных и административных методов, которые оказывают воздействие на управление экономикой государством

Рисунок 2. Методы макроэкономической политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К правовым методам относятся:

Под экономическими методами понимают функционирование государственного сектора экономики, целевое финансирование государственных программ и проектов, а также госзакупки.

Основными косвенными методами считаются: денежно-кредитные; бюджетно-налоговые; внешнеэкономические (кредитование и поощрение экспортных сделок, привлечение или ограничение иностранных инвестиций); ускоренная амортизация и др.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Макроэкономическая стабилизация. Что мы знаем сегодня, чего не знали 20 лет назад.

Прежде всего не могу скрыть своего глубокого удовлетворения от того факта, что практически все участники нынешнего обсуждения и особенно те, кто только что [на первой сессии] столь энергично критиковали саму возможность использования показателя ВВП, в особенности измеренного по паритетам покупательной способности, в своих собственных, последовавших затем, презентациях и комментариях оперируют именно показателями ВВП, в том числе очень часто – измеренными по ППС.

Перехожу к своему основному выступлению.

После этого краткого предуведомления полагаю возможным сформулировать 13 ключевых выводов относительно того, что два десятилетия назад руководителям реформаторов было известно мало, известно неточно, неизвестно совсем. Эти выводы сформулированы в основном на основе российского опыта, хотя в некоторых случаях могут быть распространены и на более широкий круг стран. Эти выводы относятся прежде всего к политике макроэкономической стабилизации, хотя в ряде случаев выходят за ее рамки и относятся ко всей программе рыночных реформ.

1. Критическая роль макроэкономической стабилизации для экономического роста.

Макроэкономическая стабилизация (МЭС) – это, очевидно, наиболее важный компонент любого пакета успешных рыночных реформ. Ни один из других элементов этого пакета, в том числе либерализация, приватизация, структурные реформы, институциональные изменения и т.д., очевидно, не играет столь важной роли в создании благоприятных условий для возобновления и поддержания устойчивого экономического роста. Практически во всех случаях мирного времени (за исключением случаев нахождения страны в состоянии внешних и внутренних военных конфликтов, а также одного-двух лет поствоенного синдрома) экономический рост восстанавливался лишь в условиях хотя бы относительной макроэкономической стабильности. Следует отметить, что экономический рост рано или поздно возобновился во всех переходных странах, в том числе и в тех, где не были проведены сколько-нибудь значительные либерализационные, приватизационные, структурные и прочие реформы, но где была достигнута МЭС. Однако там, где МЭС не была достигнута (за исключением случаев военных конфликтов и поствоенного синдрома), устойчивый экономический рост не возобновлялся.

2. Количественные критерии макроэкономической стабилизации .

Предложу свое, несколько модифицированное по сравнению с популярными, определение МЭС. Макроэкономическая стабилизация – это обеспечение относительной ценовой стабильности, совместимой с устойчивым экономическим ростом. Следовательно, важнейший критерий МЭС – это темп изменения цен. Хотя широко распространенное понимание МЭС в разных странах в разное время в разных условиях довольно сильно различается, тем не менее опыт почти трех десятков переходных стран в течение последних более чем двух десятилетий позволяет предложить количественный критерий достижения МЭС – это двузначная инфляция. В подавляющем большинстве случаев (для не военного времени и не поствоенного синдрома) макроэкономическая стабильность была достигнута, а устойчивый экономический рост был возобновлен только тогда, когда темпы годовой инфляции опускались ниже 100%. Из этого правила в переходных странах есть, пожалуй, лишь одно исключение – Румыния в 1993 г.

3. Макроэкономическая стабилизация и девальвация курса национальной валюты.

В условиях высоких темпов инфляции темпы изменения номинального курса национальной валюты должны в целом соответствовать темпам внутренней инфляции при условии разумного повышения реального курса национальной валюты.

4. Макроэкономическая стабилизация и МВФ.

5. Инфляция – денежный феномен.

Этот вывод, на первый взгляд, может показаться странным не только для сегодняшнего дня, но и для периода двадцатилетней давности. Тем не менее следует подчеркнуть (поскольку сегодня это нелегко представить), насколько низким был уровень понимания закономерностей макроэкономики и денежной экономики у тогдашних руководителей российских денежных властей. Причем это касается не только руководителя российского Центробанка в 1992-94 гг. Виктора Геращенко, тогдашнее отношение которого к денежной эмиссии и ее последствиям достаточно хорошо известно, но и тогдашнего руководителя экономического блока российского правительства, а затем и самого правительства в 1991-92 гг. Егора Гайдара. Низкий уровень понимания Е.Гайдаром базовых закономерностей денежной экономики и макроэкономики стал особенно очевидным, когда на постах министра финансов и вице-премьера, которые в 1991-92 гг. были заняты Е.Гайдаром, в 1993-94 гг. оказался Б.Федоров, а также тогда, когда в сентябре 1993 г. – январе 1994 г. оба они – Б.Федоров и Е.Гайдар – одновременно работали в российском правительстве.

6. Макроэкономическая стабилизация и дефицит бюджета.

Ключевую роль в обеспечении МЭС играют два фактора – размеры общего дефицита бюджета расширенного правительства и неинфляционные методы его финансирования. Успех в достижении макроэкономической стабилизации сопутствовал тем реформаторским командам, которым удалось ликвидировать бюджетный дефицит, или, по крайней мере, его существенно сократить. Сохранение значительного бюджетного дефицита, а тем более его увеличение неизбежно ставило крест на макроэкономической стабилизации и вело к макроэкономической дестабилизации. Контраст между типами макроэкономической политики, проводившейся в различных переходных странах, иллюстрируют следующие цифры. В 6 странах, осуществивших успешную макроэкономическую стабилизацию (Польша в 1990 г., Чехословакия в 1991 г., Эстония, Латвия, Литва в 1992 г., Казахстан в 1995 г.) в год ее осуществления дефицит бюджета в среднем был сокращен на 10,5 процентного пункта ВВП – с бюджетного дефицита в 10,3% ВВП до профицита в 0,2% ВВП. По контрасту с этими странами в России бюджетный дефицит был увеличен примерно на 8 процентных пунктов ВВП – с 15% ВВП в 1991 г. до 23% ВВП в 1992 г., превратив макроэкономическую дестабилизацию 1991 г. в макроэкономическую катастрофу 1992 г.

7. Макроэкономическая стабилизация и размеры государства.

Важнейшим элементом политики, позволившей сократить размеры бюджетного дефицита, достичь МЭС, возобновить устойчивый экономический рост, стало сокращение размеров государства (удельного веса государственных расходов в ВВП). Реформаторские команды, сумевшие в наибольшей степени приблизить фактические фискальные размеры государства к оптимальным, смогли добиться и наиболее быстрого достижения МЭС и возобновления экономического роста при дальнейшем поддержании их наиболее высоких темпов. Для переходных стран разного размера и различного уровня экономического развития существуют различные значения критического уровня фискальных размеров государства. Достижение МЭС и возобновление устойчивого экономического роста в России произошло лишь после преодоления размерами государства критического уровня приблизительно в 35% ВВП.

8. Макроэкономическая стабилизация и либерализация.

Успех макроэкономической стабилизации в большой степени обеспечивается максимально полной либерализацией цен и экономической деятельности, осуществленной до начала проведения политики МЭС. Задержка в проведении либерализации, ее частичный, неполный, растянутый характер, как это было, в частности, в России, неизбежно затягивает и достижение МЭС.

9. Макроэкономическая стабилизация и денежный навес.

Для ликвидации денежного навеса, накопленного накануне начала рыночных реформ, в разных переходных странах были применены различные подходы. Наиболее крайние позиции, представленные в России именами Г.Явлинского и Е.Гайдара, заключались в ликвидации денежного навеса путем приватизации государственной собственности или же путем административного повышения и частичной либерализации цен. Накопленный опыт почти трех десятков переходных стран убедительно показывает, что в историческом споре между Г.Явлинским и Е.Гайдаром относительно того, какой способ ликвидации денежного навеса является наиболее эффективным с точки зрения обеспечения МЭС, прав оказался Г.Явлинский.

10. Макроэкономическая стабилизация и институциональные реформы.

Убеждения руководителей российских реформ двадцатилетней давности в том, что институциональное строительство можно и нужно отложить до завершения МЭС, а также в том, что необходимые институты для рыночной экономики естественно появятся по завершении МЭС, оказались в целом неверными. Чем больше институтов удается создавать на самых ранних стадиях реформ, чем более высокого качества они оказываются, тем более успешными получаются последующие реформы. Ключевая роль, исполняемая важнейшими государственными институтами, обеспечивающими правопорядок в обществе (полиция и юстиция) для успеха всего проекта программы реформ на наших глазах только что была блестяще продемонстрирована в Грузии.

11. Рыночные реформы и демократия.

Во многих переходных странах Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР рыночные реформы стали возможными благодаря мощной волне демократизации конца 1980-х – начала 1990-х годов. Однако в дальнейшем демократия, сделавшая сами рыночные реформы возможными, в ряде переходных стран была принесена в жертву тому, что в них некоторыми политическими деятелями стало называться рыночными реформами. При всей важности проведения рыночных реформ они не могут и не должны быть обменены на несвободную политическую систему, несвободное общество, разрушение и ликвидацию правопорядка.

12. Значимые факторы в принятии решений при проведении МЭС и других реформ.

13. Реформы и личный фактор.

Как показала 20-летняя история реформ в России и ряде других стран, личность benevolent реформатора в жизни встречается ненамного чаще, чем личность benevolent диктатора. По крайней мере, теория public choice относительно господствующей мотивации при принятии решений государственными чиновниками, пусть и именующимися реформаторами, за прошедшие два десятилетия реформ была не только не опровергнута, но и подтверждена, более того, обогащена многочисленными яркими примерами.

Что касается российского опыта, то следует заметить, что только за первые 45 дней своего вице-премьерства – с 15 ноября по 31 декабря 1991 года – Е.Гайдар подписал правительственные решения, предоставлявшие различным компаниям,организациям, отраслям, регионам субсидии, экономическую помощь, иные ресурсы, освобождения от платежей налогов, тарифов, иных платежей в государственный бюджет на сумму примерно 5 млрд. дол., что составило около половины всех расходов федерального бюджета следующего 1992 года. В дополнение к этим решениям в 1992 г. были осуществлены и другие действия, включая оплату разведывательной базы Лурдес на Кубе в 200 млн.дол, спасение от банкротства за 1 млрд. дол. кредита МВФ Евробанка, работавшего на российские спецслужбы, осуществление грандиозной аферы по сохранению фиксированных цен на зерно и хлеб, субсидированию аграрного, угольного секторов, северного завоза, импорта зерна, сахара, других видов продовольствия и лекарств на несколько миллиардов долларов. Неудивительно, что принятие этих решений сделало невозможным достижение МЭС и обеспечило гарантированное наступление макроэкономической дестабилизации в 1992 г.

20-летний опыт реформирования также показал, что для успеха МЭС в частности и рыночных реформ в целом не столь критически важным является экономическое образование руководителя реформаторской команды, что, очевидно, является грустным фактом для представителей экономической профессии. Успех реформ в Польше и Чехии действительно может быть, по крайней мере, частично, объяснен тем, что и Лешек Бальцерович и Вацлав Клаус были хорошо образованными экономистами. Однако этим фактором – наличием профессионального образования – трудно объяснить успех реформ в Эстонии (Март Лаар – профессиональный историк), в Латвии (Эйнарс Репше – физик), в Грузии (Каха Бендукидзе – биолог).

Как выяснилось, критическим фактором для успеха реформ является личность реформатора(ов). Для этого необходимо быть (воспользуюсь заимствованной у К.Бендукидзе формулой) честным человеком, который понимает,что такое свобода.

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

6) либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.

Г е т е р од о к с н ы й с ц е н а р и й предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

6) либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.

Г е т е р од о к с н ы й с ц е н а р и й предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.

МАКРОЭКОНО́МИКА (от мак­ро . и эко­но­ми­ка ), раз­дел эко­но­мич. нау­ки, по­свя­щён­ный изу­че­нию круп­но­мас­штаб­ных эко­но­мич. яв­ле­ний (про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к функ­цио­ни­ро­ва­нию эко­но­ми­ки стра­ны (нац. хо­зяй­ст­ва) в це­лом. Объ­ек­том изу­че­ния М. яв­ля­ют­ся как об­щие за­ко­но­мер­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ния нац. хо­зяй­ст­ва, так и ха­рак­тер­ные для отд. стра­ны во­про­сы про­из-ва, рас­пре­де­ле­ния, об­ме­на и по­треб­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ и ус­луг.

Читайте также: