Учение о географическом ландшафте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изучение ландшафта крайне необходимо для разработки научных основ рационального использования природных условий и ресурсов, для улучшения, преобразования и охраны природы в современном мире. Но невозможно перейти к рассмотрению учения о ландшафте без опоры на фундаментальные основы естественных наук. Поэтому целью нашей курсовой работы является рассмотрение учения о географическом ландшафте, начиная от зарождения географии в древнейших представлениях человека и до появления различных направлений и понятий учения в современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………. …….3
Глава 1. Формирование географических представлений в древнем мире………………………………………………………………………………..5
Глава 2. Понятие о ландшафте в Средневековье……………..………. 8
Глава 3. Развитие ландшафтных идей Нового времени……. ……. 11
3.1. Учение о географическом ландшафте в России……………………11
3.2. Зарубежные школы ландшафтоведения………………………. …..15
3.2.1. Немецкая школа……………………………………………….……15
3.2.2. Французская школа……………………………………………. …18
Глава 4. Современный этап развития учения о ландшафте..……..…….20
Заключение……………………………………………….………………23
Список литературы………………………………………………….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

3.1. Учение о географическом ландшафте в России

Быстрое развитие ландшафтоведения определилось экономическим положением общества в тот момент. В России появляются все новые отрасли промышленности, происходит разделение труда и быстрыми темпами развивается капиталистическое производство. Развитие экономики способствовало осмыслению разнообразия явлений и образований природы, изучению земельного хозяйства и составление различных карт. Для России эти вопросы были крайне актуальны. Из-за своей большой территории, она нуждалась в логичном климатическом делении и систематизации. В 1784 году профессор истории и географии Е. Ф. Зябловский предложил разделить территорию России на северную холодную, среднюю умеренную, южную теплую полосы. Через несколько лет еще была выделена четвертая полоса - Арктика. От этой классификации в дальнейшем отталкивались в своих исследованиях другие ученые-географы.

Основоположниками учения о ландшафте считается специалист-почвовед В. В. Докучаев и его ученик географ-лесовод Г. Н. Высоцкий. Особая экспедиция, организованная Докучаевым в 1892 году, имела огромный успех в географической среде. Планировалось провести небывалые по замыслу в степных условиях работы: создавать леса в виде лесных полос различной ширины в степи по водоразделам, перевалам, в местах малопригодных или вовсе непригодных для сельскохозяйственного пользования. Одной из главнейших задач экспедиции была организация опытных сельскохозяйственных полей среди лесонасаждений и на открытых участках[24]. В результате семилетних исследований Особой экспедиции были выделены качественно отличные природные территориальные единицы и разработаны планы эффективного использования природных ресурсов, учение о географическом ландшафте было поставлено на научную основу.

В дальнейшем, стремительно развивающееся географическое направление, поддержали многие ученые, дополняя и развивая его.

Академик Б. Б. Полынов при изучении географический ландшафтов делал глубокий акцент на происхождение почв. Он является одним из первых ученых, кто смог научно обосновать критерии выделения и классификации географических ландшафтов. Ему принадлежат множество оригинальных методов их практического исследования, за которые Полынов получил государственные награды [7, с.27].

Работы выдающегося почвоведа С. С. Неуструева внесли большой вклад в ландшафтоведение. Вместе с географом Л. И. Прасоловым он разработал принципы естественно-исторического районирования, дал образец региональной физико-географической характеристики. Главные его работы были посвящены территории Оренбуржья. Это направление в отечественном ландшафтоведении было впоследствии развито другим исследователем Ф. Н. Мильковым [22, с.123-124]. .

Как мы видим, идея о необходимости выделения на местности природных территориальных аспектов родилась в России. Представление о ландшафте рассматривался как комплекс взаимосвязанных компонентов. Эта идея была вызвана потребностями социальной практики, требованиями сельского хозяйства и подготовлена всем предшествующим ходом развития русского естествознания.

3.2. Зарубежные школы ландшафтоведения

3.2.1. Немецкая школа

Оформление географии как самостоятельной науки во всех ее направлениях, конечно, проходило не только в России. На становление теоретических основ географии 19 века большое влияние оказали два немецких географа - Александр Гумбольдт и Карл Риттер. Они, несомненно, внесли огромный вклад в поднятие современной науки на профессиональный уровень. Их огромный авторитет и слава способствовали объединению различных определенных идей и теорий исследователей в научном обществе, определил географию как самостоятельную и профессиональную науку в Германии. Под их именами в ряде стран появлялись естественнонаучные сообщества, выделялись специальные кафедры в университетах и академиях под управлением профессоров-географов.

Карл Риттер с 1820 года являлся профессором Берлинского университета. Его самой известной и обширной работой стал труд "Землеведение". В нем ученый попытался обобщить и систематизировать собранные материалы известных географов по отдельным регионам Земли. При его жизни в свет вышло 19 томов. Они были посвящены в основном Азии и Африке. Описание регионов в его трудах отталкивалось от орографических признаков. Главным в географии Риттер считал познание взаимосвязей различных ландшафтных систем - связей между различными формами вещества на земной поверхности и изучение отдельных пространств. В своих работах и исследованиях профессор использовал, прежде всего, сравнительный метод. Только благодаря ему, по мнению Риттера, можно получить полную картину представления о ландшафтах, понять влияние природы на человечество.

Первым после Риттера профессором немецкого университета, имевшего географическое образование, был Альфред Геттнер. К тому же, он являлся последователем Риттера и смог теоретически обобщить созданную ранее хорологическую концепцию - концепцию индивидуальной действительности. После многочисленных исследований Геттнер подкрепил ее большим количеством фактического материала. Он рассматривал ландшафты как реальные, объективно существующие явления, отрицая попытки некоторых ученых полностью изолировать географию природы от социально-экономической географии. Геттнер считал, что связи между ландшафтами имеют причинно-следственную природу. К подобным системам географических объектов ученый относил и человеческое общество.

Идею Геттнера поддерживал и профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцель. Им была разработана антропогеографическая концепция, которая обеспечивала синтез географического описания и исторического объяснения. Ратцель был уверен в большой взаимосвязи природных факторов и поведения людей, обитающих в различных климатических условиях. Так, избыток тепла и влажности при их незначительном колебании, присущий тропикам, порождает, по Ратцелю, ослабление силы воли, упадок энергии, потребность в покое у жителей тропических стран [21, с.36].

Особенно активное изучение ландшафтов развернулись в восточной части Германии в 60-х годах 20 века. В трудах таких ученых-географов как Э. Нееф, К.Тролль, А. Тенсли и других географов содержится большое количество теоретических обоснований ландшафтных исследований. Географическая оболочка, континенты, зоны исследуются геофизическими методами, которые позволяют высчитывать балансы лучистой энергии и воды, изучить планетарную систему циркуляции атмосферы. Ландшафтно-экологические исследования в современной Германии тесно связаны с задачами сельского хозяйства, территориальной организации, ландшафтного планирования, что в целом соответствует направленности подобных работ в других странах Западной Европы.

Учение о географической зональности образует ядро всей физи­ческой географии.

Зональность — характерная особенность природы. Как всеобщий закон природы зональность была обоснована В. В. Докучаевым. Он представлял зону как комплексное образование, все компоненты ко­торого (климат, воды, почва, раститель­ный и животный мир) находятся в тесной взаимосвязи.

Дальнейшее развитие учения о геогра­фической зональности получило в иссле­дованиях Л. С. Берга и А. А. Григорьева. Лев Семёнович Берг (1876-1950) выде­лил и составил описание природных зон России, а также горных ландшаф­тов. Андрей Александрович Григорьев (1883-1968) в своих работах рассматри­вал факторы зональности и внутреннюю структуру географических зон.

Природная зона — это крупное подраз­деление географической оболочки, отли­чающееся, прежде всего, общностью температурных условий и увлажнения.

Помимо зональных установлены и азональные (незональные) зако­номерности. К ним относятся, например, ландшафты пойм рек.

Активное освоение природно-зональных пространств привело к их сильному изменению, поэтому появилось новое понятие — природно­-хозяйственная зона.

Учение о географическом ландшафте

В учении о географическом ландшафте подчёркивается, что ланд­шафты природных зон со временем преобразуются в антропогенные, изменённые деятельностью человека. В результате на месте, напри­мер, природного степного образуется природно-антропогенный сель­скохозяйственный ландшафт.

Учение о геосистемах

Учение о геосистемах является стержнем географии.

Природной гео­системой называют конкретную территорию, на которой отдельные компоненты находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участ­ками, с человеческим обществом, с космосом.

Системный подход оказался весьма продуктивным. На его основе сложились научные представления о природно-антропогенных геогра­фических системах.

Обратим внимание на то, что рождённые в недрах физической гео­графии учения со временем приобретают общегеографическое значе­ние (таблица 1).

ЛАНДШАФТОВЕ́ДЕНИЕ, раз­дел фи­зи­че­ской гео­гра­фии, нау­ка о ланд­шафт­ной сфе­ре Зем­ли, её при­род­ных тер­ри­то­ри­аль­ных ком­плек­сах ло­каль­но­го и ре­гио­наль­но­го уров­ней, о ланд­шаф­те гео­гра­фи­че­ском , взаи­мо­свя­зях в при­род­ных гео­сис­те­мах . Важ­ней­шие за­да­чи Л. – ус­та­нов­ле­ние за­ко­нов и за­ко­но­мер­но­стей про­стран­ст­вен­но-вре­меннóй ор­га­ни­за­ции ланд­шаф­та (гео­сис­тем) и ланд­шафт­ной сфе­ры в це­лом (смы­ка­ет­ся с зем­ле­ве­де­ни­ем ), обос­но­ва­ние при­род­ной со­став­ляю­щей тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва че­рез ланд­шафт­ное пла­ни­ро­ва­ние , ре­гио­наль­ный про­гноз раз­ви­тия ланд­шаф­тов под влия­ни­ем хо­зяйств. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка (оцен­ка воз­дей­ст­вия на ок­ру­жаю­щую сре­ду) и в ус­ло­ви­ях воз­мож­но­го гло­баль­но­го из­ме­не­ния кли­ма­та, обес­пе­че­ние со­хра­не­ния сре­ды оби­та­ния че­ло­ве­ка и ланд­шафт­но­го раз­но­об­ра­зия.

Появление новых теорий подготавливается всем предшествующим ходом науки. Всякая научная теория закономерно возникает лишь при наличии определенных исторических предпосылок. Учение о ландшафте не могло возникнуть без предварительной стадии в развитии географии, т. е. углубленной разработки отраслевых географических дисциплин, изучающих отдельные компоненты природы Земли. Вместе с тем, перейти от анализа к синтезу, т. е. к представлению о природном географическом комплексе, невозможно без опоры на фундаментальные законы естественных наук. Но условия для этого появились лишь к концу прошлого столетия. В частности, важными импульсами для ландшафтоведения явились эволюционное учение в биоло-гии – дарвинизм (1859) и становление биогеографии и почвоведения.

Изучая историю науки, нельзя забывать и о важности социально-экономических предпосылок. Всякая наука выполняет социальный заказ, т. е. обеспечивает определенные общественные потребности. Вся история ландшафтоведения непосредственно связана с общественной практикой, с нуждами производства; ландшафтоведение с самого начала стало одновременно теоретической и прикладной дисциплиной. В последние десятилетия XIX в. наиболее дальновидные русские ученые и общественные деятели осознали, что решение острейших проблем сельского, а также лесного хозяйства того времени требует понимания взаимосвязей между компонентами природной среды и синтетического охвата природы конкретных территорий.

↑ Начало ландшафтоведения: школа В.В. Докучаева и развитие науки до 1917 года

На этом сложном фоне в России формируется мощная географическая школа. Основателем ее стал профессор Петербургского университета В. В. Докучаев (1846–1903), величайшей научной заслугой которого было создание науки о почве. По В.В. Докучаеву, почва есть результат взаимодействия всех географических компонентов. Именно она оказалась последним звеном в системе географических связей. Поэтому от изучения почвы оставался как бы один шаг до географического синтеза, и его сделал В. В. Докучаев: опираясь на учение о почве, он сделал широкие географические обобщения.

В.В. Докучаев хорошо понимал отрицательные стороны далеко зашедшей дифференциации естествознания. В 1898 г. он перешел к мысли о необходимости разработки новой науки о соотношениях и взаимоотношениях между всеми компонентами живой и мертвой природы и о законах их совместного развития. В 1898–1900 гг. он разрабатывал эту идею. Именно в эти годы вышла в свет серия статей, в которых В.В. Докучаев излагал свое учение о зонах природы, или естественноисторических зонах. Это учение послужило как бы введением к новой науке. Впервые у В.В. Докучаева зональность трактовалась как мировой закон, действия которого распространяются на все природные процессы, происходящие на земной поверхности. зона в его трактов- ке – это природный комплекс высшего ранга, в границах которого все компоненты образуют взаимообусловленное единство. Докучаев, таким образом, сформулировал первый географический закон.

Также он впервые осуществил на практике принцип комплексного полевого исследования конкретных территорий путем организации знаменитых экспедиций (1882–1898). В.В. Докучаев сочетал высокий теоретический уровень исследований с практической целенаправленностью. Главной его целью была научная разработка методов борьбы с засухой и другими неблагоприятными природными условиями степной зоны. Он воспитал плеяду географов-исследователей нового типа, которые развивали его идеи. В их числе А.Н. Краснов (1862–1914), Г.Ф. Морозов (1867–1920), Г.Н. Высоцкий (1865–1940), Г.И. Танфильев (1857–1928), Н.Н. Сибирцев (1860–1900), В.И. Вернадский (1863–1945), К.Д. Глинка (1867–1927). Его последователями стали Л.С. Берг (1876–1950), Б.Б. Полынов (1877–1952) и др. Докучаевская географическая школа – явление уникальное в истории нашей науки по прогрессивности идей и влиянию, которое она оказала на дальнейшее развитие географии.

В начале XX в. в теорию и практику географии прочно вошла докучаевская концепция природной зональности. Г.Н. Высоцкий еще в 1899 г. внес в нее существенные дополнения, а в 1905 г. предложил первый количественный критерий для разграничения зон – показатель атмосферного увлажнения в виде отношения годового количества осадков к испаряемости. Благодаря работам последователей В.В. Докучаева была конкретизирована система природных зон, их границы уточнялись по карте. Тем самым создавалась основа для синтеза в природном районировании. С этого времени в научный обиход входит термин физико-географическое районирование. Первый опыт такого районирования, положивший начало переходу от отраслевых схем к комплексным, принадлежит Г.И. Танфильеву и относится к 1897 г. Танфильев разделил европейскую Россию на физико-географические области, полосы (зоны) и округа. Докучаевская традиция выразилась в том, что многие работы по районированию имели прикладную направленность. Так, Г.Ф. Морозова проблема прикладного районирования интересовала с позиции лесоводства, Г.Н. Высоцкий разрабатывал систему зон с целью научного обоснования дифференцированных приемов степного лесоразведения.

Накопленный в регионах опыт комплексных исследований с различными практическими задачами и на разных территориальных уровнях детальности приводил отечественных исследователей к все более твердому убеждению в объективном существовании закономерных взаимообусловленных территориальных сочетаний природных компонентов. В начале нынешнего столетия эта идея воплотилась в понятии о ландшафте. В течение десятилетия 1904–1914 гг. научное представление о ландшафте в разных формах было выдвинуто независимо друг от друга многими учеными, ибо идея ландшафта после работ В.В. Докучаева уже носилась в воздухе.

Л.С. Берг определил ландшафт как «область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли". При всем несовершенстве это определение содержит чрезвычайно важное указание на связь между ландшафтом и природной (ландшафтной) зоной.

В русской географии дооктябрьского периода еще не существовало разработанного учения о ландшафте, но идея ландшафта стала входить в научный обиход географов. Она создавала теоретическую платформу для объединения взглядов представителей различных отраслевых дисциплин и для разработки принципов и методов комплексных территориальных исследований.

Ландшафтоведение в 20–30-е годы XX в.

Главная географическая идея 1920-х гг. – идея районирования. Опыт районирования дал возможность сформулировать принцип провинциальности, что явилось наиболее существенным вкладом в ландшафтную теорию.

Второе направление развития ландшафтно-географических идей в 1920-е гг. связано непосредственно с детальными полевыми исследованиями, проводившимися с прикладными целями, преимущественно для выявления и оценки земель. Многие исследователи пришли к убеждению, что наиболее плодотворные результаты при подобных исследованиях дает ландшафтный подход. Практически его реализация выразилась в зарождении полевой ландшафтной съемки и появлении первых ландшафтных карт. Пионерами ландшафтной съемки явились Б.Б. Полынов и И.В. Ларин. Ландшафтные съемки велись в крупных масштабах. В процессе съемок была доказана реальность существования природных территориальных комплексов и подтверждена тесная взаимообусловленность их компонентов.

В процессе проведения ландшафтных съемок выявилось многообразие природных территориальных комплексов и возникла необходимость установить их различные градации. Важнейшим итогом явилось определение наиболее дробной (элементарной) ступени ландшафтного деления, которую Б. Б. Полынов и И. М. Крашенинников называли элементарным ландшафтом, а И. В. Ларин – микроландшафтом (оба понятия соответствуют ранее введенной Р.И. Аболиным эпиморфе).

Наконец, еще одним важным научным результатом детальных ландшафтных исследований было появление первых идей в области динамики и эволюции ландшафта. Начало этому генетическиму направлению в ландшафтоведении было положено Б. Б. Полыновым.

Эпифации группируются в промежуточные комплексы, которые Л.Г. Раменский назвал урочищами (они связаны с самостоятельными формами рельефа, отдельными частями обширной речной поймы и др.). Вводя в науку понятия о эпифации и урочище, Раменский развил идею морфологии ландшафта, намеченную Г.Н. Высоцким. Важнейшая же заслуга его перед ландшафтоведением состоит в том, что он указал на новый тип географических связей (горизонтальных).

↑ Ландшафтоведение после второй мировой войны

Первые послевоенные годы в советском ландшафтоведении ознаменовались возобнавлением и распространением ландшафтных съемок. Инициаторами их выступили географы Московского университета под руководством Н.А. Солнцева, а в начале 1950-х гг. съемки велись уже группами сотрудников Ленинградского, Львовского, Латвийского и других университетов. Развертывание полевых ландшафтных исследований имело решающее значение для дальнейшей разработки теории ландшафта. В 1948 г. Н.А. Солнцев, развивая идеи Л.Г. Рамен-ского и Л.С. Берга, углубил представление о ландшафте и его морфологии. Согласно его определению, ландшафт – основная таксономическая единица в ряду природных территориальных комплексов; это генетически единая территориальная система, построенная из закономерно сочетающихся морфологических частей – урочищ и фаций. Это представление создавало теоретическую основу для ландшафтной съемки и создания ландшафтных карт разных масштабов. Фации были признаны объектом полевой съемки в крупных масштабах, урочища – в средних, ландшафты оказывались оптимальными объектами мелкомасштабного (обзорного) картографирования.

В это время оживился интерес к теоретическим вопросам ландшафтоведения. Основное внимание привлекали вопросы, связанные с ландшафтной съемкой и созданием ландшафтных карт: морфология ландшафта, принципы выделения фаций и урочищ, их систематика, критерии и объем ландшафта, проблема ландшафтных границ и т. п.

В 1944–1946 гг. Б. Б. Полынов разработал основы геохимии ландшафта – нового научного направления, имеющего дело с изучением миграции химических элементов в ландшафте. Другое новое направление, имеющее близкое отношение к ландшафтоведению, а именно биогеоценология, связано с именем В. Н. Сукачева (1880–1967).

Важным импульсом для активизации ландшафтных исследований послужило I -е Всесоюзное совещание по ландшафтоведению, организованное Географическим обществом в 1955 г. в Ленинграде. С этого времени совещания ландшафтоведов созывались в разных городах почти ежегодно. Десятилетие 1960-х гг. характеризовалось небывалым ростом популярности ландшафтоведения. В географической среде оживленно обсуждались теоретические вопросы, методы исследований, прикладные аспекты учения о ландшафте, в центре внимания продолжали оставаться съемка и разработка ландшафтных карт. В 1960-х гг. впервые появились обзорные ландшафтные карты отдельных республик и областей как элементы содержания комплексных атласов.

В связи с созданием ландшафтных карт возникла проблема классификации ландшафтов. Подробная классификация была разработана для территории СССР применительно к карте в масштабе 1:4 000 000. В Московском университете была проведена большая работа по систематике ландшафтов.

Усиление интереса к ландшафтоведению наблюдается после второй мировой войны и в некоторых зарубежных странах. Наиболее интересны взгляды К. Тролля (1899–1975), развивающего представление о ландшафте как природном единстве, имеющем естественные границы. Тролль различал морфологию и экологию ландшафта (к последней он относил функциональный анализ ландшафта, изучение взаимодействия компонентов, баланса вещества); он ввел также понятие об экотопе как элементарной ячейке ландшафта (эквивалент фации).

С 1950-х гг. ландшафтные исследования развиваются в Польше, а позднее – и в других странах социалистического лагеря.

На Западе идея взаимосвязи компонентов живой и неживой природы часто связывается не с географией, а с экологией как учением об экосистемах. Хотя в центре внимания эколога лишь биотическая часть географического комплекса, экология может способствовать развитию комплексного ландшафтно-географического подхода.

Читайте также: