Учение о частях речи в русской грамматике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Части речи –это классы слов хар-ся единством обобщенного знач. (предметности у сущ, признака у прил, процесса у глаг) общностью грам. формы словоопределения и общностью синт ф-ций.

Учение о частях речи в русской грамматике. –имеют давнюю традицию восходящую к др. греч. философам. грамматистам на русс. почве это учение было воспринято из лат. и церк. слав. источников и ориентированно на почву русс-яз. М.В. Ломоносов учитываю назначения и грам св-ва различных разрядов слов. он выделил 8 ч.речи. 1)имя 2)местоимения 3)глагол 4)причастие 5)наречие 6)предлог 7)союз 8)междометие. Все части речи ломоносов разделил на главное- имя и глагол и служебные-все остальные. Развитие грам. теории в 19в. привело к выделению в качестве см. частей речи. Прилагательных (Ростоков) Числит.(Ф.И.Буслаев) деепричастие (Смотрицкий) Но уже в кон 19в. А.А. Потебня и Филипп Фед. Фортунатов выделили различные принципы классиф. ч.р. При класс. ч.р. Потебня на 1 место поставил семантику ч.р. указав на их синт роль. Фортунатов построил классифиткацию ч.р. по наличию и отсутствию форм словоизменения. Все дальнейшие классиф. строилить на их принципах. Шахматов в основу деления ч.р. положил синтаксич. принцип с учетом морфологических признаков. Щерба- предложил классиф. слова по совокупности морфолог. синтакс. и семантич признаков. Подобную позицию занял и В.В.Виноградов. Свою классиф. он строит на основе сл признаков. Во 1-х обще категорилаьного значения Во2-х комплекс грам. категорий знач. и сис-м по..им к-ми слова обладают. В-3х синтаксической ф-ии все слова Виноградов разделяет на 4 структурно семантических типа: 1-слова способные выполнять номенативную ф-ию 2.служебные и связочне слова 3.модальные слова и частицы 4.междометия.

категории слова 1.Части речи: а)имена (сущ, прил, числ) б)пережитки местоим в)глагол г)наречие д)категория состояния 2.модальные слова 3.частицы речи а)предлоги б)союзы в)частицы и связки. 4.междометия. Эти вопроси и посей день не решены. Традиционно грамматик выделяют 10 частей речи. Иногда в особые ч.р выделяют причастия дееприч. срав. степень прил и наречие. Шахматов включает в ч.р. включает префикс и связку. Нет единого мнения по поводу состава и … числит. модальных слов.

Наиболее распространненая классификация ч.р. представленные в вуз. учебниках. Делят все ч.р. на знаминательные и служебные, существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия слова категории состояния представляют собой знаменательные части речи противопоставляемые служебным ч.р. предлогам союзам частицам. Все знаменательные ч.р. хар-ются некоторыми общими св-ми а именно способностью к см. употреблению для наименования тех или иных реалий действительности и функционированю в роли полноправных членов предлож. Могут см. употреблятся.Служебные ч.р. подобно способностью не обладают их употребление не самост. а назначение состоит в том, что бы выполнять вспомогательную роль при словах или сочетания слов выржая отношения и связи мду ними, либо наделяя их какими то дополнит смысловыми оттенкми. Не могут см. употр.

Классификация служ. ч.р. обычно осуществляется по их назначению. Предлоги предназначаются для выражения отношения имени к др словам в речи. Союзы выражают различные связи мду словами, а также словосочитаниями и предложениями. Частицы сообщают словам и предлож те или иные смысловые оттенки.

Наряду со наменательными и служ. словами большенстваучебных пособий вслед за Виноградовым выделяют слова выражающие оценку говорящим содержащиеся в высказв. в сведедниях относительно их достоверности, источника, требуемых оговорок и т.д.. Совершенно обособлено среди трад. ч.р. стоят междометия, Иногда в особую группу слов выделяют слова –звукоподражания.

Для оценки стоимости выполнения Вашего переводческого проекта или обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Для оценки стоимости перевода Вашего текста
в формате электронного документа,
пожалуйста, заполните поля:

Менеджер по продажам свяжется с Вами в течение 5 минут, пожалуйста, подождите

Для оценки стоимости выполнения Вашего переводческого проекта или обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам

Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по продажам к Вам в офис или приехать к нам в офис по адресу:

Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV

Для оценки стоимости перевода Вашего текста
в формате электронного документа,
пожалуйста, заполните поля:

Менеджер по продажам свяжется с Вами в течение 5 минут, пожалуйста, подождите

Проблема сущности частей речи, проблема принципов их выделения, их классификации в различных языках мира – одна из сложных и актуальных в современном языкознании.

Одни ученые полагают, что части речи – это лексические группы слов и их классификация должна строиться на понятийно-предметных основаниях.

Другие считают частями речи грамматические классы слов, которые выделяются на основе учета морфологических и синтаксических свойств слов.

Другая группа ученых считает, что части речи – это функционально-семантические классы слов, при классификации следует учитывать общую семантику слов.

В современном языкознании наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при этом выделяют несколько признаков, принципов классификации.

1. Одним из принципов классификации является возможность или невозможность функционирования словоформ в качестве члена предложения.

Те словоформы, которые являются или могут являться членами предложения, называются самостоятельнымисловами, полнозначными,или знаменательнымисловами. (Можно сказать, что это самостоятельные части речи).

К знаменательным словам (частям речи) относятся 7 разрядов:

1. имена существительные,

2. имена прилагательные,

3. имена числительные,

7. категория состояния.

Кроме того, что они являются членами предложения, имеют ряд важнейших особенностей:

1) отражают в себе различные явления объективной действительности (предметы и их качества, процессы, состояния и т.д.): дом, красивый, бежишь, весело;

2) обладают номинативной (назывной) функцией. Могут функционировать в качестве предложения.

Словоформы, которые не являются членами предложения, относятся к служебнымсловам (или частям речи). К служебным словами (или частям речи) относятся:

В особые группы выделяются модальныеслова, междометияи звукоподражательныеслова.

Модальныеслова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрения их отношения к объективной реальности (действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.).

Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удивлению, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати и др.);

3) слова, указывающие на связь мыслей порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам (во-первых, наконец, напротив, значит и др.).

Междометиятакже лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы!) и волеизъявлений (вон! стоп!).

Звукоподражательныеслова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков (кря-кря, ку-ку, му-у).

Семантическийпризнак части речи – это ее общее, категориальное значение. Так, имена существительные имеют категориальное значение предметности, которое распространяется и на семантику существительных, обозначающих качество – краснота, белизна, действие – бег, хождение, состояние – задумчивость, успокоение. Семантика этих и подобных существительных абстрактное значение предметности. Глагол имеет категориальное значение действия или состояния, имя прилагательное – качества или признака предмета, наречие – признака действия или состояния.

При этом возникают определенные трудности: куда отнести слова типа булочная, суточные.

Синтаксическийпризнак части речи – это ее обычная, первичная синтаксическая функция.




По синтаксическому признаку к одной части речи относят слова, способные стоять в предложении в одинаковых синтаксических позициях или выполнять одинаковые синтаксические функции. При этом учитывается не только набор синтаксических позиций и функций, но и характерность каждой из них для данной части речи. По степени характерности синтаксические функции делят на первичные и вторичные. Так, первичная синтаксическая функция существительного как части речи – выступать в роли подлежащего и дополнения. Первичная функция глагола – быть сказуемым, прилагательного – определением, наречия – обстоятельством.

Синтаксические функции частей речи подвижны: в русском языке глагол выступает сказуемым, но не всякое сказуемое – глагол; существительное может быть подлежащим, но не всегда и не всякое подлежащее – существительное.

Морфологическийпризнак части речи – это система ее морфологических категорий и морфологических разрядов.

Так, существительные русского языка имеют морфологические категории рода, числа, падежа, а также морфологические разряды собственных и нарицательных, собирательных и вещественных существительных и некоторые другие. Русский глагол имеет морфологические категории вида, залога, времени, лица, наклонения и т.д., а также – разряды личных и безличных глаголов, возвратных глаголов. Морфологические признаки одной части речи могут проявляться в той или иной степени и в другой части речи.

Например, заимствование слов в русском языке породило группу несклоняемых существительных (кофе, пальто, шоссе), хотя несклоняемость – признак в первую очередь наречия.

Переход группы прилагательных в существительные (портной, столовая, ванная, гостиная) породил среди существительных особую группу слов, которая не обнаруживает при словоизменении и словообразовании тех формальных признаков, которые свойственны существительным.

По морфологическому признаку в русском языке выделяются слова неизменяемые, например, наречия, и изменяемые, например, существительные и глаголы, имеющие систему форм словоизменения.

Морфологические признаки при выделении частей речи не являются универсальными, они значимы только для флективных и агглютинативных языков.

В языках с богатой морфемикой выделяют словообразовательный признакчасти речи – набор ее словообразовательных моделей и словообразовательных средств, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи. Так, для глагола как части речи русского языка типично внутриглагольное префиксальное словообразование, для имени существительного – внутрисубстантивное суффиксальное словообразование. Глаголы в русском языке выделяют основы для образования отглагольных имен существительных.

Трудность классификации состоит в том, что одно и то же слово приходится рассматривать то как явление морфологическое (имя существительное, глагол, наречие и т.д.), то как явление синтаксическое (подлежащее, сказуемое, дополнение и др.).

· Части речи разных языков

В современном арабском языке одни ученые выделяют три части речи (имя, глагол, частица), другие – шесть частей речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глагол, частица), другие – одиннадцать частей речи (существительное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, модальные слова и междометия.

А.А. Драгунов выделяет в китайском языке две группы, имя и предикат. Среди них ведущими являются соответственно существительное и глагол.

Количество примеров и по китайскому языку, и по другим языкам можно было бы увеличить, но картина ясна.

В современном языкознании вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным.

Таким образом, задача установления частей речи в разных языках сводится к следующему: 1) к современной оценке сложившихся ранее критериев определения частей речи и к выяснению вопросов о степени их применимости; 2) к рассмотрению таких критериев выделения частей речи, которые были бы пригодны для всех известных современной науке языков, т.е. были бы универсальны.

Как свидетельствуют исследования частей речи в самых различных, родственных и неродственных, языках, части речи в языках различных типов выступают как наиболее общие и универсальные явления в грамматической системе языков. Нельзя назвать ни одного языка, в котором не было бы, например, существительного или глагола. Наличие частей речи – это универсальное явление. Универсальная система частей речи следующая:

1. Части речи всегда образуют систему, т.е. их общеграмматические значения находятся в определенном соотношении и противопоставлении друг другу.

2. Система частей речи, как и другие языковые явления, в основе своей двучленна, поэтому состоит минимум из двух взаимосвязанных и взаимопротивопоставленных компонентов.

3. Система частей речи исторична. Она возникла и развивалась с развитием человеческого сознания, органически связана с человеческим мышлением и служит одним из важнейших языковых средств формирования и выражения мыслей.

4. Основной частью речи во всех известных науке языках является существительное. В основе его лежит значение грамматической предметности, которое проявляется: 1) в лексическом значении слова, 2) в формах словосочетания, З) в его словообразовательных возможностях и 4) в синтаксических функциях. Любой предмет и любое явление окружающего нас мира человек может выразить предметно, и всегда это представление является словом, имеющим общеграмматическое значение предметности, т. е. существительным.

5. Словам со значением предметности, т.е. существительным, противопоставляются слова-признаки (глагол, прилагательное) и слова – признаки этих признаков (наречие). Слова-признаки делятся на слова-признаки статические (прилагательное) и слова-признаки динамические (глагол).

Такова универсальная система частей речи.

Таким образом, любой из принципов, критериев классификации словоформ (лексем) не приводит к той системе частей речи, которая традиционно существует в том или ином языке. Обычно выделяемые части речи – это результат целого ряда компромиссов между синтаксическим, семантическим и морфологическим принципами классификации.

В различных пособиях можно найти такое определение:

Части речи – это основные лексико-грамматические разряды (группы, классы), по которым распределяются слова языка исходя из принципов: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и др.), 2) морфологического (морфологические категории слов) и 3) синтаксического (синтаксические функции слова).

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

АККОМОДАЦИЯ - один из видов комбинаторных изменений звуков; (от лат. accommodatio – приспособление). Возникает между звуками разных типов (гласный с согласным), поэтому может быть только частичной. При А. экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего (прогрессивная А): "мят" - [м'ат]. Если рекурсия предыдущего приспосабливается к экскурсии последующего - регрессивная А.: "мать" - [мат']. Для совр. русского яз. характерна А. гласных [а], [о],[у] мягким согласным. Эти гласные после мягких становятся более передними, а на слух выше.

АССИМИЛЯЦИЯ - один из наиболее распространённых видов комбинаторных изменений звуков; от лат. аssimilatio - уподобление: артикуляционное уподобление звуков друг другу в потоке речи в пределах слова или словосочетания. Происходит между звуками одного типа: гласный с гласным либо согласный с согласным. В результате А. увеличивается сходство звуков. Если звук полностью уподобился другому звуку, происходит полная ассимиляция (сшить - [шшыт'], отдых - [оддых]. Если же уподобление происходит только по одному признаку, ассимиляция называется частичной: по мягкости / твёрдости [кос'т'и]; по глухости / звонкости [лоткъ] - "лодка"; по месту образования - консомолец вм. комсомолец в простор. Во всех приведённых примерах предшествующий звук уподобляется последующему - происходит регрессивная ассимиляция. Если же последующий звук уподобляется предыдущему, то это прогрессивная ассимиляция (англ. hand[z]). Если взаимодействуют звуки, стоящие рядом, - это контактная ассимиляция (см. выше). Если же взаимодействуют звуки, разделённые другими звуками, - это дистактная ассимиляция (прост. хулюган).

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - 1) планирование и контроль "в уме" речевых действий. В этом смысле близка мышлению; 2) внутреннее проговаривание. Термин был предложен Л.С.Выготским, им же и его последователями разработана теория фазовой структуры речевого акта. Согласно этой теории, порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции, мотива, внутреннего программирования и реализации. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - один из этапов подготовки внешней речи, она создаёт семантическую схему высказывания, помогает его планировать. Она отличается от внешней речи тем, что имеет концентрированный, сжатый характер, не все её элементы принимают словесную форму, она является системой предметных значений, независимых от конкретного языка.

ВЫДЕРЖКА- средний (второй из трёх) этап артикуляции звука, нахождение органов речи в состоянии, необходимом для произнесения данного звука.

ГАПЛОЛОГИЯ - один из видов комбинаторных изменений звуков; выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов. Чаще возникает в сложных словах: знаменосец [ч'есный], "грустно" > [груснъ].

ЗВУК (как физическое явление) - результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

ЗВУК РЕЧИ - минимальная, неделимая, незначащая единица человеческой речи, вычле-няемая в результате последовательного деления звуковой цепи слова. С точки зрения арти-куляции звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз: речевого акта: экскурсии, выдержки и рекурсии.

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОНЕМ- неразличительные признаки фонем в данном языке. Например, в русском языке интегральным для гласных будет признак долготы / крат-кости, напротив, в английском или лат. яз. этот признак дифференциальный. Для русских согласных интегральным является признак придыхательности / непридыхательности.

КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - фонетические изменения звуков, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основная причина К.И. - артикуля-ционная связанность звуков, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующе-го. Вследствие этого происходят качественные изменения: артикуляция, характерная только для одного звука, распространяется и на другие, например, смягчается согласный перед мягким (кость). Основные виды - ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. На базе асси-миляции и диссимиляции могут происходить другие К.И.: эпентеза, диэреза, гаплология, метатеза.

МЕТОДЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ подразделяются на общие и частные. Общие методы -определённые теоретические установки, приёмы исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией. Собственные методы языкознания появились в 19 веке, первый общий метод - сравнительно-исторический, также к общим относятся сопоставительный, описательный, структурный методы, интерпретация текста. Частные методы - отдельные приёмы, методики, инструмент для исследования того или иного аспекта языка (статистический метод, метод компонентного анализа, экспериментальные методы в фонетике, лингвогеографический метод и др.).

МЁРТВЫЙ ЯЗЫК - язык, вышедший из употребления и известный на основании письмен-ных памятников или записей, сделанных в то время, когда они были живыми. Например, санскрит, литературный и кастовый жреческий язык Др. Индии, старославянский, литера-турный и церковный язык славян, туземные языки индейцев, коренного населения Австра-лии. Мертвые языки часто сохраняются в живом употреблении в качестве языка культа: коптский язык как язык богослужения у христиан-египтян, латинский - в католической церкви. В исключительных случаях возможно превращение мёртвого языка в разговорный, живой, как это произошло с ивритом в Израиле.

МЕТАТЕЗА - один из видов комбинаторных изменений звуков; взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Возникает при усвоении новых слов (связана с психоло-гической особенностью восприятия: количество и качество следующих друг за другом эле-ментов улавливаются скорее и легче, чем их последовательность), поэтому чаще встречает-ся при заимствованиях (рус. Фрол [ч'есный], "грустно" > [груснъ].

ЗВУК (как физическое явление) - результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

ЗВУК РЕЧИ - минимальная, неделимая, незначащая единица человеческой речи, вычле-няемая в результате последовательного деления звуковой цепи слова. С точки зрения арти-куляции звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз: речевого акта: экскурсии, выдержки и рекурсии.

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОНЕМ- неразличительные признаки фонем в данном языке. Например, в русском языке интегральным для гласных будет признак долготы / крат-кости, напротив, в английском или лат. яз. этот признак дифференциальный. Для русских согласных интегральным является признак придыхательности / непридыхательности.

КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - фонетические изменения звуков, возникающие в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основная причина К.И. - артикуля-ционная связанность звуков, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующе-го. Вследствие этого происходят качественные изменения: артикуляция, характерная только для одного звука, распространяется и на другие, например, смягчается согласный перед мягким (кость). Основные виды - ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. На базе асси-миляции и диссимиляции могут происходить другие К.И.: эпентеза, диэреза, гаплология, метатеза.

МЕТОДЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ подразделяются на общие и частные. Общие методы -определённые теоретические установки, приёмы исследования языка, связанные с определённой лингвистической теорией. Собственные методы языкознания появились в 19 веке, первый общий метод - сравнительно-исторический, также к общим относятся сопоставительный, описательный, структурный методы, интерпретация текста. Частные методы - отдельные приёмы, методики, инструмент для исследования того или иного аспекта языка (статистический метод, метод компонентного анализа, экспериментальные методы в фонетике, лингвогеографический метод и др.).

МЁРТВЫЙ ЯЗЫК - язык, вышедший из употребления и известный на основании письмен-ных памятников или записей, сделанных в то время, когда они были живыми. Например, санскрит, литературный и кастовый жреческий язык Др. Индии, старославянский, литера-турный и церковный язык славян, туземные языки индейцев, коренного населения Австра-лии. Мертвые языки часто сохраняются в живом употреблении в качестве языка культа: коптский язык как язык богослужения у христиан-египтян, латинский - в католической церкви. В исключительных случаях возможно превращение мёртвого языка в разговорный, живой, как это произошло с ивритом в Израиле.

МЕТАТЕЗА - один из видов комбинаторных изменений звуков; взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Возникает при усвоении новых слов (связана с психоло-гической особенностью восприятия: количество и качество следующих друг за другом эле-ментов улавливаются скорее и легче, чем их последовательность), поэтому чаще встречает-ся при заимствованиях (рус. Фрол

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов и др.

Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи, какова их роль?

Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. речь морфологический синтаксический

Выделяются отдельные части речи на основании присущего словам, относимым к данной группировке слов, одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим? Если верно первое, то, что является ведущим признаком? Лексическое значение слова? Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией? Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?

Познания в области природы слова, в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи - еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.

В определении роли, сущности частей речи есть еще одна проблема. Это проблема универсальной природы частей речи, т. е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли набор частей речи во всех языках.

Анализируя исследования в области частей речи цель данной контрольной работы - определить роль частей речи.

1. Из истории учения о частях речи

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков с делением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.

Яска и Панини (V - III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т. е. как словоформы речевой цепи, назывались ''падеж'' и ''действие''. Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века стали особо выделять прилагательное.

Части речи –это классы слов хар-ся единством обобщенного знач. (предметности у сущ, признака у прил, процесса у глаг) общностью грам. формы словоопределения и общностью синт ф-ций.

Учение о частях речи в русской грамматике. –имеют давнюю традицию восходящую к др. греч. философам. грамматистам на русс. почве это учение было воспринято из лат. и церк. слав. источников и ориентированно на почву русс-яз. М.В. Ломоносов учитываю назначения и грам св-ва различных разрядов слов. он выделил 8 ч.речи. 1)имя 2)местоимения 3)глагол 4)причастие 5)наречие 6)предлог 7)союз 8)междометие. Все части речи ломоносов разделил на главное- имя и глагол и служебные-все остальные. Развитие грам. теории в 19в. привело к выделению в качестве см. частей речи. Прилагательных (Ростоков) Числит.(Ф.И.Буслаев) деепричастие (Смотрицкий) Но уже в кон 19в. А.А. Потебня и Филипп Фед. Фортунатов выделили различные принципы классиф. ч.р. При класс. ч.р. Потебня на 1 место поставил семантику ч.р. указав на их синт роль. Фортунатов построил классифиткацию ч.р. по наличию и отсутствию форм словоизменения. Все дальнейшие классиф. строилить на их принципах. Шахматов в основу деления ч.р. положил синтаксич. принцип с учетом морфологических признаков. Щерба- предложил классиф. слова по совокупности морфолог. синтакс. и семантич признаков. Подобную позицию занял и В.В.Виноградов. Свою классиф. он строит на основе сл признаков. Во 1-х обще категорилаьного значения Во2-х комплекс грам. категорий знач. и сис-м по..им к-ми слова обладают. В-3х синтаксической ф-ии все слова Виноградов разделяет на 4 структурно семантических типа: 1-слова способные выполнять номенативную ф-ию 2.служебные и связочне слова 3.модальные слова и частицы 4.междометия.

категории слова 1.Части речи: а)имена (сущ, прил, числ) б)пережитки местоим в)глагол г)наречие д)категория состояния 2.модальные слова 3.частицы речи а)предлоги б)союзы в)частицы и связки. 4.междометия. Эти вопроси и посей день не решены. Традиционно грамматик выделяют 10 частей речи. Иногда в особые ч.р выделяют причастия дееприч. срав. степень прил и наречие. Шахматов включает в ч.р. включает префикс и связку. Нет единого мнения по поводу состава и … числит. модальных слов.

Наиболее распространненая классификация ч.р. представленные в вуз. учебниках. Делят все ч.р. на знаминательные и служебные, существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия слова категории состояния представляют собой знаменательные части речи противопоставляемые служебным ч.р. предлогам союзам частицам. Все знаменательные ч.р. хар-ются некоторыми общими св-ми а именно способностью к см. употреблению для наименования тех или иных реалий действительности и функционированю в роли полноправных членов предлож. Могут см. употреблятся.Служебные ч.р. подобно способностью не обладают их употребление не самост. а назначение состоит в том, что бы выполнять вспомогательную роль при словах или сочетания слов выржая отношения и связи мду ними, либо наделяя их какими то дополнит смысловыми оттенкми. Не могут см. употр.

Классификация служ. ч.р. обычно осуществляется по их назначению. Предлоги предназначаются для выражения отношения имени к др словам в речи. Союзы выражают различные связи мду словами, а также словосочитаниями и предложениями. Частицы сообщают словам и предлож те или иные смысловые оттенки.

Наряду со наменательными и служ. словами большенстваучебных пособий вслед за Виноградовым выделяют слова выражающие оценку говорящим содержащиеся в высказв. в сведедниях относительно их достоверности, источника, требуемых оговорок и т.д.. Совершенно обособлено среди трад. ч.р. стоят междометия, Иногда в особую группу слов выделяют слова –звукоподражания.

Читайте также: