Учение о бытие сартра кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Во введении Сартр набросал собственную теорию сознания, бытия и феноменов при помощи критики как предшествующих феноменологов (прежде всего Гуссерля и Хайдеггера), так и других течений, идеализма, рационализма, и эмпиризма. Сартр считает, что одним из главных достижений современной философии является феноменология, потому, что она опровергла те виды дуализма, которые определяли существующее как имеющее "скрытую" природу (таких, как Кантовский ноумен), Феноменология ликвидировала "иллюзию мира за сценой".

На базе исследования природы феномена, он описывает природу двух типов бытия, бытия в себе и бытия для себя. Тогда как бытие в себе может быть приблизительно названо человеческим бытием, бытие для себя это бытие сознания.

Проблема ничто, самообман

Самообман, или как его ещё называл Сартр, "mauvaise foi" может быть понят как обманчивая внешность существующего как персонаж, индивид, личность, которая определяет себя через социальную классификацию своей формальной сущности. По сути это означает, что будучи официантом, лавочником и так далее, человек должен верить, что его социальная роль равноценна его человеческому существованию. Проживание жизни, определённой своими занятиями, социальными факторами, расовыми признаками или принадлежностью к определенному классу, и есть сущность самообмана, состояния, в котором люди не могут отвлечься от своей жизненной ситуации, чтобы понять, кто они на самом деле, люди, а не официанты, лавочники и так далее. Также важно для того, кто существует, понять, что отрицание позволяет ему войти в то, что Сартр называл "великим человеческим потоком". Великий человеческий поток возникает из осознания того, что ничто — это состояние сознания, в котором мы можем стать чем угодно по отношению к своей ситуации, тем, чего мы жаждем.

Разница между существованием (экзистенцией) и идентификацией всегда существует в человеке, вовлечённом в собственную ситуацию, в свой самообман ("mauvaise foi") Сартр приводит пример кафе:

"В этом смысле нам нужно сделать бытие тем, чем мы являемся. Но чем мы, однако, являемся, если мы постоянно обязаны делать из себя бытие того, чем мы являемся, если мы по способу бытия должны быть тем, чем мы являемся? Рассмотрим вот этого официанта кафе. Его движение – живое и твердое, немного слишком точное, немного слишком быстрое; он подходит к посетителям шагом немного слишком живым, он наклоняется немного слишком услужливо, его голос, его глаза выражают интерес слишком внимательный к заказу клиента; наконец, это напоминает попытку имитации в своем действии непреклонной строгости неизвестно какого автомата и в том, как он несет поднос со смелостью канатоходца и как ставит его в постоянно неустойчивое равновесие, постоянно нарушаемое и восстанавливаемое легким движением руки и локтя. Все его поведение нам кажется игрой. Он старается координировать свои движения, как если бы они были механизмами, связанными Друг с другом; даже его мимика и его голос кажутся механическими; он показывает безжалостную быстроту и проворство вещей. Он играет, он забавляется. Но в кого, однако, он играет? Не нужно долго наблюдать, чтобы сделать об этом вывод: он играет в бытие официанта в кафе. "

Сартр постоянно напоминает, что для того, чтобы преодолеть самообман, человек должен понять, что его существование и формальная проекция самости отчётливо разграничены и вне возможности контроля. Это разделение является формой нереальности. Нереальность, с точки зрения самообмана, характеризуется Сартром, как внутреннее отрицание, разделяющее экзистенцию и идентификацию, и таким способом мы играем в жизнь. Например то, что есть тем, что оно есть (экзистенция) и то, что есть тем, чем оно не является (официант, определяемый своим занятием).

Тем не менее, Сартр против отождествления самообмана просто с социальным статусом. Сартр говорит, что мы также не являемся ничем из наших взглядов, приоритетов и действий. Тем не менее, экзистенции (люди) должны соблюдать балланс между экзистенцией, своими ролями в жизни и ничто, чтобы стать истинными существами. В дополнение, мы должны иметь некоторую долю "положительного самообмана", чтобы использовать свою роль и добиться аутентичного существования. Нужно понимать, что роли, которые мы играем, лживы. Чтобы прожить настоящую аутентичную жизнь, нужно жить и проводить в будущее проект себя, уйдя от самообмана и живя волей своей сущности. Сартр считает необходимым упразднение традиционной этики. Быть "моральным" требует от человека отказаться от своих естественных реакций (того, что делает нас людьми) и позволить чужой воле управлять нашими действиями. Быть "моральным" одна из главных форм самообмана. По существу Сартр характеризует мораль, как "веру в самообман" которая стоит, хотя по Сартру и не должна, в центре личного существования. Сартр очень низко ценит общепринятую этику, считая её инструментом буржуазии для контроля над массами. Одним из проявлений самообмана Сартр также считает то, что человек рассматривает свою жизнь как совокупность прошлых событий. Отождествляя себя более с тем, что было раньше, чем с тем, что есть сейчас, человек отрицает себя нынешнего и подменяет его собой прошедшим, который уже не существует.

Терминология Сартра

  • Бытие (être): включает как бытие-в-себе, так и бытие-для-себя , однако последнее есть отрицание первого. Бытие объективно, а не субъективно и индивидуально.
  • Бытие-в-себе (être-en-soi): Неосознанное бытие. Вид феномена, который больше, чем наше знание о нём.
  • Бытие-для-себя (être-pour-soi): Отрицание бытия-в-себе; осознается как недостаток бытия, желание бытия, связь бытия. Для-себя приносит ничто в мир и поэтому может быть отдельным от бытия и образует отношение к другим, тем, что видит, чем они не являются.
  • Бытие-для-других (être-pour-autrui): Здесь возникает новое измерение, в котором я существует как объект для других. Каждое для-себя ищет, как восстановить своё собственное бытие, делая объект из другого.
  • Сознание: Трансцеденция для-себя. Сартр утверждает, что "сознание это бытие такое, что в своем бытии под вопросом пока не предполагает бытие другое нежели своё".
  • Экзистенция: Конкретное, индивидуальное бытие-для-себя здесь и сейчас.
  • Существование предшествует сущности. Субъективная экзистенция предшествует и определяет природу реальности. Кто ты есть (твоя сущность) определяется тем, что ты делаешь (твоя экзистенция).
  • Фактичность (facticité): В широком смысле: факты о мире. Более точно, необходимая связь для-себя с в-себе, с миром и со своим прошлым.
  • Свобода: само существование для-себя, которое "обречено быть свободным". Оно должно всегда выбирать для себя, и, более того, создавать себя.
  • Ничто (néant): Не имея бытия, оно поддерживается бытием. Оно приходит в мир как для-себя.


12.09.2016, 11173 просмотра.




Нагляднее отличие типов бытия можно выразить в таблице.

Типы бытия по Сартру

Сознание (экзистенция человека) при таком подходе оказывается чистой возможностью, незаполненностью бытия, чистой потенцией и свободой.

Высказывания:

Нагляднее отличие типов бытия можно выразить в таблице.

Типы бытия по Сартру

Сознание (экзистенция человека) при таком подходе оказывается чистой возможностью, незаполненностью бытия, чистой потенцией и свободой.

Высказывания:

Экзистенциализм получил свое название благодаря Сартру. Разбираем работы, в которых он изложил суть этого направления.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


В работе есть три главных части, каждая из которых посвящена одному понятию 👇

🤔 Свобода. Под свободой Сартр понимает не физический индетерминизм (отсутствие причин), а фундаментальную свободу выбора. Сартр приводит такой пример: свобода — это ощущение, когда, человек стоит на подоконнике в одном шаге от прыжка и никто в этот момент не знает, даже Бог, прыгнет он или нет. Ощущение, когда человек зависает между прошлым и будущим в неопределенности.

💁🏻‍♂️ Человек есть открытость, интенциональность и свобода. Согласно Сартру, открытость, интенциональность и свобода — это не просто свойства человеческого бытия, это и есть сам человек. Это не что-то, что добавляется нашему существованию, а то, что выражает саму суть нашего способа бытия в мире.

🏢 Бытие-в-себе монолитно. В нем нет зазоров — там где заканчивается одна вещь, начинается другая: закончился стол, начинается пол, закончился пол, начинается другой этаж. Это бытие очень плотно обволакивает все. И когда мы смотрим вокруг, мы видим, что все существующее очень плотно прижато друг к другу, и в этом мире просто нет места для чего-то еще. Мир не позволит человеку найти свое место в нем.

⚡️ Бытие-в-себе vs бытие-для-себя. Вещи занимают все пространство, а сознание, переживания, внутренний план, субъективный мир не занимают никакого места. Неуместность, неустроенность сознания в мире вызывает отчаяние.

3️⃣ Бытие-для-других. В этом мире, в котором мы застаем себя, плотно окруженными вещами, мы встречаем еще одну разновидность опыта — взгляд другого человека. Взгляд другого человека — это больше, чем вещь, потому что на вещь мы сами натыкаемся взглядом, а взгляд другого человека натыкается на нас и мы чувствуем его.

🌱 Человек — это такой способ бытия в мире, в котором существование предшествует сущности. Сартр говорит, что человеческое существование предшествует сущности, а у всего остального мира наоборот — сущность предшествует существованию. В начале человек просто существует, просто чувствует себя живым. А потом в ходе жизни, постепенно приобретает какую-то сущность.

Среди всех экзистенциалистов Сартр один из немногих, кто занимает последовательную атеистическую позицию.

😇 Бог — это способ человека убежать от себя самого. Сартра можно назвать воинствующим атеистом, он пытается доказать, что бог — это вредная иллюзия. Для Сартра бог — это метафорическая фигура, суть которой в бегстве от свободы.

➡️ Сартр считает, что наша свобода делает нас распахнутыми, всегда незавершенными. Переживать это невозможно, и мы пытаемся как-то закрыть эту свободу. Бог — это та фигура, которая нужна нам, чтобы оправдать, что не все зависит от нас, потому что есть божественное предопределение, предназначение, судьба. Бог всегда появляется, когда мы хотим убежать от своей свободы и ответственности.



Курс из 5 лекций о том, что свобода значит для философов разных эпох и для каждого из нас. Курс даст ключ к пониманию множества тем: от политики до психологии. Взглянем на хиты мировой литературы и кинематографа сквозь призму философии.

Татьяна Лифинцева

Философ Татьяна Лифинцева об экзистенциализме, сознании как Ничто и метафизическом освобождении человека

Harry Dean Stanton: Partly Fiction

Эдмунд Гуссерль, 1910-е годы

Над материалом работали

Татьяна Лифинцева

Доктор философских наук: Институт философии РАН. Профессор Школы философии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Читайте также: